Фредерик стендаль краткая биография. Жизненный и творческий путь стендаля. К какому направлению в литературе относится писатель Фредерик Стендаль

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Документальные фильмы - Охота за счастьем, илиорькая любовь Стендаля

    ✪ Стендаль, Бомбе

    ✪ Стендаль: "Ничтожество литратуры есть симптом состояния цивилизации"

    ✪ Стендаль "Красное и черное". Краткое содержание романа.

    Субтитры

Биография

Ранние годы

Анри Бейль (псевдоним Стендаль) родился 23 января г. в Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля. Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тётка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон. Позже в автобиографии «Жизнь Анри Брюлара» Стендаль вспоминал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в своё время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера , и был им прекрасно принят…» Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с творчеством Вольтера, Дидро и Гельвеция . С тех пор у Стендаля зарождается отвращение к клерикализму. Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию , он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.

Учась в гренобльской центральной школе, Анри следил за развитием революции , хотя вряд ли понимал её важность. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того, он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.

В 1802 году, постепенно разочаровавшись в Наполеоне, он подаёт в отставку и живёт на протяжении последующих трёх лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Как следует из дневников того времени, будущий Стендаль мечтал о карьере драматурга, «нового Мольера ». Влюбившись в актрису Мелани Луазон, молодой человек последовал за ней в Марсель . В 1805 году он снова вернулся на службу в армию, но на этот раз в качестве интенданта. В должности офицера интендантской службы наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину .

Литературная деятельность

После падения Наполеона будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов , подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан . Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (), «История живописи в Италии» (), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Большие куски текста этих книг заимствованы из произведений других авторов .

Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль провёл в Париже плодотворные три года с 1836 по 1839. За это время были написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838) и последний роман «Пармская обитель » . (Стендаль если не придумал слово «туризм », то первым ввёл его в широкий оборот) . Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840 году привлёк один из популярнейших французских романистов, Бальзак , в своём «Этюде о Бейле ». Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж.

Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии: болезнь прогрессировала. В своём дневнике он писал, что принимает для лечения препараты и иодид калия и что моментами он настолько слаб, что с трудом держит перо, и потому вынужден диктовать тексты. Препараты ртути известны многими побочными эффектами. Предположение, что Стендаль умер от сифилиса , не имеет достаточных подтверждений. В XIX веке отсутствовала релевантная диагностика этого недуга (так, например, гонорея считалась начальным этапом заболевания, отсутствовали микробиолоигические, гистологические, цитологические и иные исследования) - с одной стороны. С другой - целый ряд деятелей европейской культуры считались умершими от сифилиса - Гейне , Бетховен , Тургенев и многие другие. Во второй половине XX века эта точка зрения была пересмотрена. Так, например, Генрих Гейне сейчас рассматривается как страдавший одним из редких неврологических недугов (точнее говоря, редкой формой одного из недугов).

23 марта 1842 года Стендаль, потеряв сознание, упал прямо на улице и через несколько часов скончался. Смерть, вероятнее всего, наступила от повторного инсульта . Двумя годами ранее он перенёс первый инсульт, сопровождавшийся выраженной неврологической симптоматикой, включая афазию .

В завещании писатель просил написать на могильной плите (исполнили на итальянском):

Арриго Бейль

Миланец

Писал. Любил. Жил.

Произведения

Художественная проза составляет малую толику написанного и опубликованного Бейлем. Чтобы заработать себе на хлеб, на заре своей литературной деятельности он в большой спешке «создавал жизнеописания, трактаты, воспоминания, мемуары, путевые очерки, статьи, даже своеобразные „путеводители“ и написал книг такого рода значительно больше, чем романов или новеллистических сборников» (Д. В. Затонский) .

Его путевые очерки «Rome, Naples et Florence» («Рим, Неаполь и Флоренция»; ; 3 изд. ) и «Promenades dans Rome» («Прогулки по Риму», 2 т. ) на протяжении всего XIX века пользовались успехом у путешествующих по Италии (хотя основные оценки с позиций сегодняшней науки представляются безнадёжно устаревшими). Стендалю принадлежат также «История живописи в Италии» (т. 1-2; ), «Записки туриста» (фр. «Mémoires d"un touriste» , т. 1-2, ), известный трактат «О любви» (опубликован в ).

Романы и повести

  • Первый роман - «Арманс » (фр. «Armance» , т. 1-3, ) - о девушке из России, которая получает наследство репрессированного декабриста , успеха не имел.
  • «Ванина Ванини» (фр. «Vanina Vanini» , ) - повесть о роковой любви аристократки и карбонария , экранизированная в 1961 г. Роберто Росселлини
  • «Красное и чёрное » (фр. «Le Rouge et le Noir» ; 2 т., ; 6 ч., ; русский перевод А. Н. Плещеева в «Отечественных записках », ) - важнейшее произведения Стендаля, первый в европейской литературе роман карьеры; получил высокую оценку крупных литераторов, включая Пушкина и Бальзака , но у широкой публики успеха поначалу не имел.
  • В авантюрном романе «Пармская обитель » («La Chartreuse de Parme» ; 2 т. -) Стендаль даёт увлекательное описание придворных интриг при маленьком итальянском дворе; к этому сочинению восходит руританская традиция европейской литературы.
Незаконченные художественные произведения
  • Роман «Красное и белое», или «Люсьен Левен » (фр. «Lucien Leuwen» , - , опубликован ).
  • Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (фр. «Vie de Henry Brulard» , , изд. ) и «Воспоминания эготиста» (фр. «Souvenirs d"égotisme» , , изд. ), неоконченный роман «Ламьель » (фр. «Lamiel» , - , изд. , полностью ) и «Чрезмерная благосклонность губительна» ( , изд. -).
Итальянские повести

Издания

  • Полное собрание сочинений Бейля в 18 томах (Париж, -), как и два тома его переписки () издал Проспер Мериме .
  • Собр. соч. под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, т. 1-15, Ленинград - Москва, 1933-1950.
  • Собр. соч. в 15 тт. Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова, т. 1-15, Москва, 1959.
  • Стендаль (Бейль А. М.). Москва в первые два дня вступления в неё французов в 1812 году. (Из дневника Стендаля) / Сообщ. В. Горленко, примеч. П. И. Бартенева // Русский архив, 1891. - Кн. 2. - Вып. 8. - С. 490-495.

Характеристика творчества

Своё эстетическое кредо Стендаль выразил в статьях «Расин и Шекспир» (1822, 1825) и «Вальтер Скотт и „Принцесса Клевская “» (1830). В первой из них он трактует романтизм не как конкретно-историческое явление, присущее началу XIX века, а как бунт новаторов любой эпохи против условностей предыдущего периода. Эталон романтизма для Стендаля - Шекспир , который «учит движению, изменчивости, непредсказуемой сложности мировосприятия» . Во второй статье он отказывается от вальтер-скоттовского тяготения к описанию «одежды героев, пейзажа, среди которого они находятся, черт их лица». По мнению писателя, куда продуктивнее в традиции мадам де Лафайет «описывать страсти и различные чувства, волнующие их души» .

Как и другие романтики, Стендаль жаждал сильных чувств, но не мог закрывать глаза на торжество мещанства, последовавшее за свержением Наполеона . На смену веку наполеоновских маршалов - фигур по-своему столь же ярких и цельных, как кондотьеры Возрождения, - пришли «утрата личности, усыхание характера, распад индивида» . Подобно тому, как другие французские писатели XIX века искали противоядие от пошлой обыденности в романтическом побеге на Восток, в Африку, реже на Корсику или в Испанию, Стендаль создал для себя идеализированный образ Италии как мира, сохранявшего, в его представлении, прямую историческую преемственность с дорогой его сердцу эпохой Возрождения .

Значение и влияние

В то время, когда Стендаль сформулировал свои эстетические взгляды, европейская проза находилась всецело под обаянием Вальтера Скотта . Передовые писатели предпочитали неспешное развёртывание повествования с обстоятельной экспозицией и пространными описаниями, призванными погрузить читателя в среду, где происходит действие. Подвижная, динамичная проза Стендаля опередила своё время. Он сам предсказывал, что его смогут оценить не ранее 1880 года

фр. Marie-Henri Beyle ; псевдоним Стендаль (Stendhal )

французский писатель, один из основоположников психологического романа

Стендаль

Краткая биография

Фредерик Стендаль - литературный псевдоним Анри Мари Бейля, известного французского писателя, являющегося одним из основоположников жанра психологического романа, входящего в число самых выдающихся писателей Франции XIX в. При жизни он снискал славу в меньшей степени беллетриста и в большей - как сочинитель книг, рассказывающих об итальянских достопримечательностях. Появился на свет 23 января 1783 г. в Гренобле. Отец его, состоятельный адвокат, рано потерявший жену (Анри Мари было 7 лет) не уделял достаточно внимания воспитанию сына.

Будучи воспитанником аббата Ральяна, Стендаль проникся антипатией к религии и церкви. Увлечение сочинениями Гольбаха, Дидро и других философов-просветителей, а также Первая французская революция оказали огромное воздействие на формирование взглядов Стендаля. Всю дальнейшую жизнь он сохранял верность революционным идеалам и защищал их так решительно, как не делал никто из его собратьев по перу, живших в XIX в.

На протяжении трех лет Анри учился в Центральной школе Гренобля, а в 1799 г. уехал в Париж, собираясь стать учащимся Политехнической школы. Однако переворот Наполеона произвел на него столь сильное впечатление, что он записался в действующую армию. Молодой Анри оказался на итальянском Севере, и эта страна навсегда осталась в его сердце. В 1802 г., преисполнившись разочарования в политике Наполеона, он подал в отставку, обосновался на три года в Париже, много читал, превратившись в завсегдатая литературных салонов и театров, грезя при этом карьерой драматурга. В 1805 г. он снова оказался в армии, но на этот раз в качестве интенданта. Сопровождая войска в военных походах до 1814 г., он, в частности, принимал участие в сражениях наполеоновской армии в России в 1812 г.

Негативно относясь к возвращению монархии в лице Бурбонов, Стендаль после поражения Наполеона уходит в отставку и на семь лет переезжает в итальянский Милан, где появляются первые его книги: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (опубликована в 1817 г.), а также исследования «Рим, Неаполь и Флоренция» и двухтомник «Истории живописи в Италии».

Начавшееся в стране в 1820 г. гонение на карбонариев заставило Стендаля возвратиться во Францию, однако слухи о его «подозрительных» связях сослужили ему недобрую службу, вынуждая вести себя чрезвычайно осторожно. Стендаль сотрудничает с английскими журналами, не подписывая своим именем публикации. В Париже появляется целый ряд произведений, в частности, опубликованный в 1823 г. трактат «Расин и Шекспир », ставший манифестом французских романтиков. Эти годы в его биографии были достаточно тяжелым. Писатель преисполнился пессимизма, его материальное положение зависело от эпизодических заработков, он не раз за это время писал завещание.

Когда во Франции установилась Июльская монархия, в 1830 г. Стендаль получил возможность поступить на госслужбу. Король Луи назначил его консулом в Триест, но неблагонадежность позволила ему занять эту должность лишь в Чивита Веккии. Ему, имеющему атеистическое мировоззрение, сочувствующему революционным идеям, сочинявшему произведения, проникнутые духом протеста, было одинаково непросто проживать и во Франции, и в Италии.

С 1836 по 1839 г. Стендаль находился в Париже в длительном отпуске, в течение которого был написан последний его знаменитый роман - «Пармская обитель». Во время очередного отпуска, на этот раз короткого, он буквально на несколько дней приехал в Париж, и там с ним случился инсульт. Произошло это осенью 1841 г., а 22 марта 1842 г. он скончался. Последние годы жизни были омрачены тяжелым физическим состоянием, слабостью, невозможностью полноценно работать: так проявил себя сифилис, которым Стендаль заразился в юности. Не в состоянии писать сам и диктуя тексты, Анри Мари Бейль продолжал сочинять до самой смерти.

Биография из Википедии

Мари́-Анри́ Бейль (фр. Marie-Henri Beyle; 23 января 1783, Гренобль - 23 марта 1842, Париж) - французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стенда́ль (Stendhal ). При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии.

Ранние годы

Анри Бейль (псевдоним Стендаль) родился 23 января 1783 г. в Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля. Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тётка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон. Позже в автобиографии «Жизнь Анри Брюлара» Стендаль вспоминал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в своё время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят…» Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с творчеством Вольтера , Дидро и Гельвеция . С тех пор у Стендаля зарождается отвращение к клерикализму. Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию, он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.

Учась в гренобльской центральной школе, Анри следил за развитием революции, хотя вряд ли понимал её важность. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того, он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.

В 1799 году Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк. Влиятельные родственники из семейства Дарю выхлопотали для Бейля назначение на север Италии, и юноша навсегда влюбился в эту страну. Историк масонства А. Меллор полагает, что «масонство Стендаля не стало достоянием широкой гласности, хотя он и принадлежал в течение некоторого времени к ордену».

В 1802 году, постепенно разочаровавшись в Наполеоне, он подаёт в отставку и живёт на протяжении последующих трёх лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Как следует из дневников того времени, будущий Стендаль мечтал о карьере драматурга, «нового Мольера ». Влюбившись в актрису Мелани Луазон, молодой человек последовал за ней в Марсель. В 1805 году он снова вернулся на службу в армию, но на этот раз в качестве интенданта. В должности офицера интендантской службы наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину.

В 1812 г. Анри принял участие в русской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва, хотя собственно боевого опыта у него не было.

Литературная деятельность

После падения Наполеона будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов, подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Большие куски текста этих книг заимствованы из произведений других авторов.

Претендуя на лавры нового Винкельмана, Анри Бейль принимает в качестве основного псевдонима название родного города этого автора. В Италии Анри сближается с республиканцами - карбонариями. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, супруге польского генерала Я. Дембовского, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его сердце.

В 1820 году в Италии начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля, вынудившее его два года спустя вернуться на родину. Отвращение к реакционному австрийскому режиму, установившему своё господство на севере Италии, он впоследствии передаст на страницах романа «Пармская обитель». Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах, ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи. Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей. В 1822 году он публикует книгу «О любви» в различные исторические эпохи. В 1823 г. в Париже увидел свет манифест французского романтизма - трактат «Расин и Шекспир».

В 20-е годы Стендаль стяжал себе в литературных салонах репутацию неутомимого и остроумного спорщика. В те же годы он создает несколько произведений, свидетельствующих о его движении в сторону реализма. Издает свой первый роман «Арманс» (1827), повесть «Ванина Ванини» (1829). В том же 1829 году ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга «Прогулки по Риму», представляющая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию. В 1830 году выходит в свет роман «Красное и чёрное», основанный на происшествии, о котором автор прочёл в газетном разделе криминальной хроники. Эти годы были достаточно тяжёлыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания.

Поздний период

После установления 28 июля 1830 года Июльской монархии во Франции, Стендаль поступает на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте, а затем в Чивитавеккию, где в качестве консула он проработает до самой смерти. В этом портовом городишке парижанину было скучно и одиноко, чиновничья рутина оставляла мало времени для литературных занятий. Чтобы развеяться, он часто ездил в Рим. В 1832 году начал писать «Воспоминания эготиста», а ещё через 2 года занялся романом «Люсьен Левен», который позднее забросил. С 1835 по 1836 годы был увлечён написанием автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара».

Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль провёл в Париже плодотворные три года с 1836 по 1839. За это время были написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838) и последний роман «Пармская обитель». (Стендаль если не придумал слово «туризм», то первым ввёл его в широкий оборот). Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840 году привлёк один из популярнейших французских романистов, Бальзак , в своём «Этюде о Бейле». Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж.

Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии: болезнь прогрессировала. В своём дневнике он писал, что принимает для лечения препараты ртути и иодид калия и что моментами он настолько слаб, что с трудом держит перо, и потому вынужден диктовать тексты. Препараты ртути известны многими побочными эффектами. Предположение, что Стендаль умер от сифилиса, не имеет достаточных подтверждений. В XIX веке отсутствовала релевантная диагностика этого недуга (так, например, гонорея считалась начальным этапом заболевания, отсутствовали микробиолоигические, гистологические, цитологические и иные исследования) - с одной стороны. С другой - целый ряд деятелей европейской культуры считались умершими от сифилиса - Гейне, Бетховен, Тургенев и многие другие. Во второй половине XX века эта точка зрения была пересмотрена. Так, например, Генрих Гейне сейчас рассматривается как страдавший одним из редких неврологических недугов (точнее говоря, редкой формой одного из недугов).

23 марта 1842 года Стендаль, потеряв сознание, упал прямо на улице и через несколько часов скончался. Смерть, вероятнее всего, наступила от повторного инсульта. Двумя годами ранее он перенёс первый инсульт, сопровождавшийся выраженной неврологической симптоматикой, включая афазию.

Похоронен Стендаль на кладбище Монмартр.

В завещании писатель просил написать на могильной плите (исполнили на итальянском):

Арриго Бейль

Миланец

Писал. Любил. Жил.

Произведения

Художественная проза составляет малую толику написанного и опубликованного Бейлем. Чтобы заработать себе на хлеб, на заре своей литературной деятельности он в большой спешке «создавал жизнеописания, трактаты, воспоминания, мемуары, путевые очерки, статьи, даже своеобразные „путеводители“ и написал книг такого рода значительно больше, чем романов или новеллистических сборников» (Д. В. Затонский).

Его путевые очерки «Rome, Naples et Florence» («Рим, Неаполь и Флоренция»; 1818; 3 изд. 1826) и «Promenades dans Rome» («Прогулки по Риму», 2 т. 1829) на протяжении всего XIX века пользовались успехом у путешествующих по Италии (хотя основные оценки с позиций сегодняшней науки представляются безнадёжно устаревшими). Стендалю принадлежат также «История живописи в Италии» (т. 1-2; 1817), «Записки туриста» (фр. «Mémoires d"un touriste», т. 1-2, 1838), известный трактат «О любви» (опубликован в 1822).

Романы и повести

  • Первый роман - «Арманс» (фр. «Armance», т. 1-3, 1827) - о девушке из России, которая получает наследство репрессированного декабриста, успеха не имел.
  • «Ванина Ванини» (фр. «Vanina Vanini», 1829) - повесть о роковой любви аристократки и карбонария, экранизированная в 1961 г. Роберто Росселлини
  • «Красное и чёрное» (фр. «Le Rouge et le Noir»; 2 т., 1830; 6 ч., 1831; русский перевод А. Н. Плещеева в «Отечественных записках», 1874) - важнейшее произведение Стендаля, первый в европейской литературе роман карьеры; получил высокую оценку крупных литераторов, включая Пушкина и Бальзака, но у широкой публики успеха поначалу не имел.
  • В авантюрном романе «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme» ; 2 т. 1839-1846) Стендаль даёт увлекательное описание придворных интриг при маленьком итальянском дворе; к этому сочинению восходит руританская традиция европейской литературы.

Незаконченные художественные произведения

  • Роман «Красное и белое», или «Люсьен Левен» (фр. «Lucien Leuwen», 1834-1836, опубликован 1929).
  • Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (фр. «Vie de Henry Brulard», 1835, изд. 1890) и «Воспоминания эготиста» (фр. «Souvenirs d"égotisme», 1832, изд. 1892), неоконченный роман «Ламьель» (фр. «Lamiel», 1839-1842, изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912-1913).

Итальянские повести

Разбирая архивы Папского государства эпохи Возрождения, Стендаль обнаружил немало романтических историй, которые в 1830-е гг. подготовил для печати под названием «Итальянские хроники» (фр. «Chroniques italiennes»). Отдельное издание этих историй последовало в 1855 году.

Издания

  • Полное собрание сочинений Бейля в 18 томах (Париж, 1855-1856), как и два тома его переписки (1857) издал Проспер Мериме.
  • Собр. соч. под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, т. 1-15, Ленинград - Москва, 1933-1950.
  • Собр. соч. в 15 тт. Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова, т. 1-15, Москва, 1959.
  • Стендаль (Бейль А. М.). Москва в первые два дня вступления в неё французов в 1812 году. (Из дневника Стендаля) / Сообщ. В. Горленко, примеч. П. И. Бартенева // Русский архив, 1891. - Кн. 2. - Вып. 8. - С. 490-495.

Характеристика творчества

Своё эстетическое кредо Стендаль выразил в статьях «Расин и Шекспир» (1822, 1825) и «Вальтер Скотт и „Принцесса Клевская“» (1830). В первой из них он трактует романтизм не как конкретно-историческое явление, присущее началу XIX века, а как бунт новаторов любой эпохи против условностей предыдущего периода. Эталон романтизма для Стендаля - Шекспир, который «учит движению, изменчивости, непредсказуемой сложности мировосприятия». Во второй статье он отказывается от вальтер-скоттовского тяготения к описанию «одежды героев, пейзажа, среди которого они находятся, черт их лица». По мнению писателя, куда продуктивнее в традиции мадам де Лафайет «описывать страсти и различные чувства, волнующие их души».

Фредерик Стендаль - литературный псевдоним Анри Мари Бейля, известного французского писателя, являющегося одним из основоположников жанра психологического романа, входящего в число самых выдающихся писателей Франции XIX в. При жизни он снискал славу в меньшей степени беллетриста и в большей - как сочинитель книг, рассказывающих об итальянских достопримечательностях. Появился на свет 23 января 1783 г. в Гренобле.

Отец его, состоятельный адвокат, рано потерявший жену (Анри Мари было 7 лет) не уделял достаточно внимания воспитанию сына.

Будучи воспитанником аббата Ральяна, Стендаль проникся антипатией к религии и церкви. Увлечение сочинениями Гольбаха, Дидро и других философов-просветителей, а также Первая французская революция оказали огромное воздействие на формирование взглядов Стендаля. Всю дальнейшую жизнь он сохранял верность революционным идеалам и защищал их так решительно, как не делал никто из его собратьев по перу, живших в XIX в.

На протяжении трех лет Анри учился в Центральной школе Гренобля, а в 1799 г. уехал в Париж, собираясь стать учащимся Политехнической школы. Однако переворот Наполеона произвел на него столь сильное впечатление, что он записался в действующую армию. Молодой Анри оказался на итальянском Севере, и эта страна навсегда осталась в его сердце. В 1802 г., преисполнившись разочарования в политике Наполеона, он подал в отставку, обосновался на три года в Париже, много читал, превратившись в завсегдатая литературных салонов и театров, грезя при этом карьерой драматурга. В 1805 г. он снова оказался в армии, но на этот раз в качестве интенданта. Сопровождая войска в военных походах до 1814 г., он, в частности, принимал участие в сражениях наполеоновской армии в России в 1812 г.

Негативно относясь к возвращению монархии в лице Бурбонов, Стендаль после поражения Наполеона уходит в отставку и на семь лет переезжает в итальянский Милан, где появляются первые его книги: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (опубликована в 1817 г.), а также исследования «Рим, Неаполь и Флоренция» и двухтомник «Истории живописи в Италии».

Начавшееся в стране в 1820 г. гонение на карбонариев заставило Стендаля возвратиться во Францию, однако слухи о его «подозрительных» связях сослужили ему недобрую службу, вынуждая вести себя чрезвычайно осторожно. Стендаль сотрудничает с английскими журналами, не подписывая своим именем публикации. В Париже появляется целый ряд произведений, в частности, опубликованный в 1823 г. трактат «Расин и Шекспир», ставший манифестом французских романтиков. Эти годы в его биографии были достаточно тяжелым. Писатель преисполнился пессимизма, его материальное положение зависело от эпизодических заработков, он не раз за это время писал завещание.

Когда во Франции установилась Июльская монархия, в 1830 г. Стендаль получил возможность поступить на госслужбу. Король Луи назначил его консулом в Триест, но неблагонадежность позволила ему занять эту должность лишь в Чивита Веккии. Ему, имеющему атеистическое мировоззрение, сочувствующему революционным идеям, сочинявшему произведения, проникнутые духом протеста, было одинаково непросто проживать и во Франции, и в Италии.

С 1836 по 1839 г. Стендаль находился в Париже в длительном отпуске, в течение которого был написан последний его знаменитый роман - «Пармская обитель». Во время очередного отпуска, на этот раз короткого, он буквально на несколько дней приехал в Париж, и там с ним случился инсульт. Произошло это осенью 1841 г., а 22 марта 1842 г. он скончался. Последние годы жизни были омрачены тяжелым физическим состоянием, слабостью, невозможностью полноценно работать: так проявил себя сифилис, которым Стендаль заразился в юности. Не в состоянии писать сам и диктуя тексты, Анри Мари Бейль продолжал сочинять до самой смерти.

не», сочетание в нем социально-политического и психологического аспектов. Острая критика режима Реставрации

Цель: ознакомить учащихся с творчеством французского писателя Стендаля на примере его романа «Красное и черное»; углубить знания школьников о французскую литературу XIX в., понятие «социально-психологическая проза»; развивать умение готовить сообщение на заданную тему, работать с дополнительной литературой, навыки анализа прозаического произведения, образов произведения, перевода, творческие способности школьников, связную речь, логическое мышление; способствовать развитию читательского кругозора.

Оборудование: учебник; портрет писателя; выставка произведений; текст* романа «Красное и черное» в переводе Есть. Старинкевич (или другом на выбор учителя).

Роман - зеркало, которое проносят большой дорогой;

оно отражает и лужи и небесную голубизну, и низменное и возвышенное.

Стендаль

Не для того, чтобы стать богатым, живет человек на земле, а чтобы стать счастливым.

Стендаль

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Беседа.

Чем был обусловлен переход от романтизма к реализму в середине XIX века?

Дайте толкование термина «реализм».

Определите основные черты реализма как литературно-художественного направления.

В какой стране реализм приобретает классических форм?

Какие объективные факторы повлияли на развитие реализма?

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

III. ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

«Всегда работать для XX века»,- такое мнение в 1802 году выразил французский писатель Стендаль. Эту мысль-мечту можно считать ключом к пониманию основной направленности творчества писателя. Всю жизнь он пытался идти в ритме со временем, утверждая моральные ценности, которые бы отвечали духовным запросам следующих поколений. Стендаль как писатель-реалист и мыслитель смело обличает пороки буржуаВНОго мира.

Проблема человека и общества - в центре внимания великого писателя. Вместе с О. де Бальзаком Стендаль закладывает основы критического реализма во французской литературе. Новаторский характер эстетики Стендаля и стал причиной того, что французский писатель не был признан при жизни. Его романы остались почти незамеченными критикой. Только отдельные выдающиеся писатели дали надлежащую оценку творчества Стендаля. Среди них - Гете, Байрон, Бальзак, Флобер.

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизненный и творческий путь Стендаля

Настоящее имя писателя Стендаля - Анри Мари Бейль. Он родился 23 января 1783 года в Гренобле, на юге Франции. Детство его было безрадостным. В своей лирической исповеди «Жизнь Анри Брюлара» он писал: «Два злых гения ополчились против моего бедного детства - тетя Софи и отец».

Отец, Шерюбен Бейль, адвокат местного парламента, кавалер ордена Почетного легиона и помощник мэра в Гренобле, был человеком жадным до денег, хитрой, роялистом за настроениями. Анри не любил отца, для которого духовные интересы сына были чужими. С годами отчуждение между ними росло, превращаясь в ненависть. Тетя Софи оказалась ханжою и религиоВНОй фанатичкой.

Мать, Генриетта Ганьйон, очаровательная молодая и образованная женщина, пристрастилась Данте, читая его в оригинале, умерла, когда мальчику было семь лет. Эта потеря на всю жизнь запечатлелась в его сердце.

Настоящим другом и воспитателем мальчика был дед по матери Анри Ганьйон, доктор медицины. Пылкий поклонник Вольтера, которого видел во время своего паломничества в Ферней, дед передал внуку свою любовь к литературе и науке, привил культ Горация, Софокла, Эврипида. Дед познакомил с творчеством Анри Ариосто, в частности с «Неистовым Роландом», что сыграло большую роль в формировании характера юноши. Дядя, Ромен Ганьйон, молодой, остроумный и легкомысленный, открыл Анри неведомый мир искусства, поведя его в театр на «Сида».

Учился Анри в Центральной школе Гренобля. Там парень впервые оказался в среде ровесников. Анри учился неплохо, даже получал награды, в том числе по литературе. Но его образование не ограничилось только школой. Он учился играть на скрипке, кларнете, брал уроки пения. И настоящей страстью стала для него математика. «Я любил и теперь еще люблю математику ради нее самой, ибо она не допускающую лицемерия и неясности - двух свойств, которые мне наиболее отвратительны»,- писал Стендаль. Он хотел поступить в Политехническую школу, но потом передумал, поскольку утратил интерес к математике. Юношей овладела новая мечта - жить в Париже и писать комедии.

Решающий поворот в жизни Стендаля произошел в 1800 году. Его родственник граф Дарю, в то время старший секретарь военного министерства, а впоследствии министр и статс-секретарь Наполеона, устроил Анри в канцелярию министерства. Но Стендаль не проявил способностей к канцелярской работы и занимался ею недолго. Через некоторое время он вступает в наполеоновской армии, в которой прослужил более двух лет.

В 1802 году Стендаль оставил армию и вернулся в Париж. У него много планов, но они так и остались неосуществленными. Кроме того, страданий причиняли материальные лишения. В поисках заработка Стендаль уезжает в Милан и устраивается до торговой фирмы. И торговля не удовлетворила его, он возвращается в Париж и в 1806 году вновь поступает на военную службу. Стендаль принимал участие в московском походе Наполеона, пережил русский холод и паническое отступление французов. Постепенно меняется его отношение к Наполеону, появляется неприятие тирании и деспотии французского императора. Причину его падения он видит в том, что Наполеон предал революцию.

Стендаль уходит в отставку и уезжает в Италию, в которой живет около семи лет. Именно здесь в 1814 году вышла его первая книга «Письма, написанные в австрийской Вене о знаменитого композитора Гайдна» под псевдонимом Луи-Александр-Сезар Бомбы. В Италии Стендаль путешествует по городам, изучает итальянскую культуру, поддерживает связи с карбонаріями. Позже писатель отдаст дань уважения героическим участникам этого движения, создав образы карбонариев Пьетро Міссіріллі в «Ванина Ванини», Ферранте Палла в «Пармской обители», графа Альтамиры в «Красном и черном».

в 1821 году Стендаль возвращается в Париж и погружается в литературную работу. 1827-м выходит его первый роман «Арманс».

В 1830 году Стендаль вновь уходит на административную службу, получив назначение французского консула в г. Триесте. Но правительство Австрии отказался утвердить его, и Стендаль стал консулом в маленьком приморском городе Чивита-Векк"я. В свободное от служебных обязанностей время Стендаль занимается литературной деятельностью. Из-под его пера один за другим появляются шедевры: «Ванина Ванини»,

«Красное и черное», «Люсьен Левен» («Красное и белое»), «Пармская обитель», «Итальянские хроники», «Записки туриста» и т.д. Кроме того, Стендаль пишет много литературных трудов по искусству («История живописи Италии», «Расин и Шекспир», «Прогулка по Риму», «Музико, единственная моя любовь!») и книги о Наполеоне.

В 1836 году Стендаль достает вожделенную долгосрочный отпуск в Париж. Живя три года в Париже, он ездит по всей Франции, а также посещает Испанию, Англию, Шотландию, Ирландию. В 1839 году писатель возвращается в Чивита-Векк"ї, где продолжает работать над своими произведениями. У Стендаля много творческих планов. Он писал: «...На литературном поприще я вижу еще много дел, которые стоят передо мной. Труда, которую я накреслюю, хватило бы на десять жизней». Но художник не знал, что жить ему осталось совсем мало и большинству задуманному не суждено было осуществиться.

22 марта 1842 года Стендаль, который находился в Париже, потерял сознание перед дверью министерства иностранных дел и ночью умер от удара. Вместе с Коломбом и Мериме на Монмартрский кладбище провожал его Александр Тургенев, который за пять лет до этого сопровождал до Святых Гор тело убитого Пушкина. О. де Бальзак в те дни написал: «Франция, ее литература потеряли одного из необычных людей нашего времени». На памятнике над могилой писатель завещал написать простые слова «Жил. Любил. Страдал», в которых желал отразить все коллизии своей жизни.

А на следующий день после погребения во всех французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр похоронен «малоизвестного немецкого поэта Фридриха Стендаля». Это была последняя насмешка судьбы.

В литературной биографии «Жизнь Анри Блевала», написанной в 1835 году, Стендаль отметил: «Что касается меня, я беру билет в лотерее с главным выигрышем: иметь читателей в 1935 году». Жизнь показала, что сбылись самые смелые мечты писателя. Более двухсот лет прошло со дня его рождения, а живой голос писателя страстно и молодо звучит и сегодня, волнуя сердца читателей.

3. Работа со вторым эпиграфом урока.

Выразительно прочитайте слова Стендаля, что служат вторым эпиграфом урока.

Подумайте, можно ли из этих слов определить, что было главным для писателя. (Можно сказать, что так. Ведь всю жизнь Стендаль стремился к счастью, хотя не всегда его имел.)

4. Сообщение подготовленного ученика.

История создания романа «Красное и черное»

Сюжет этого романа подсказала хроника одного процесса, прочитанного Стендалем в «Судебной газете». Молодой Антуан Берте, воспитатель детей в провинциальной дворянской семье, становится любовником их матери. В приступе ревности он совершает покушение на ее жизнь, делает попытку покончить с собой и погибает на гильотине.

Литературоведы считают, что роман может иметь и другой источник. Это судебный отчет о деле Лафарга, рабочего-краснодеревщика, выходца из мелкобуржуаВНОй среды. Лафарг любил свое ремесло, интересовался философией и литературой, был скромным, но самолюбивым и гордым. Одна легкомысленная девушка сделала его своим любовником, а потом бросила. Обиженный, измученный ревностью, Лафарг решил убить девушку, а сам предпринял неудачную попытку покончить жизнь самоубийством.

Конечно, этих двух людей нельзя отождествлять с главным героем романа Жульеном Сорелем. Стендаль, отталкиваясь от обоих прототипов, нашел в фактах судебной хроники источник грандиоВНОго художественного и философского обобщения о природе современного общества.

5. Работа с первым эпиграфом урока.

Выразительно прочитайте слова первого эпиграфа, взяты из текста романа «Красное и черное».

Подумайте, какое символическое значение в этом высказывании может иметь слово «зеркало»? (Слово «зеркало» в данной фразе может быть синонимом понятия «реализм». Но отметим, что Стендаль никогда слепо не копировал действительность, а отражал ее типичные явления.)

Что отразило «зеркало» романа «Красное и черное»? (Личная жизнь героя и общественную действительность.)

6. Проблемные вопросы. Работа с подзаголовком и эпиграфами к роману.

Известно, что роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века». Подумайте, на каком основании автор выбрал этот подзаголовок? (Действие романа происходит в период Реставрации (1814-1830 гг.). В это время было провозглашено восстановление монархии в лице Людовика XVIII, при условии приведения его к присяге на верность конституции, составленной сенатом, которая отличалась тем, что была более либеральной по сравнению с наполеоновской. Литература этой эпохи направлена на анализ общества. Отметим, что «поэтическим правосудием» занимались и романтики, и реалисты. В произведении не только глубоко раскрывается внутренний мир главного героя Жульена Сореля, но и изображается широкая панорама тогдашней действительности, связей и противоречий, которые существуют между всеми слоями общества - провинциальным дворянством, старинной столичной аристократией, буржуа и служителями церкви.)

7. Задания для учащихся.

Охарактеризуйте провинциальных дворян городка Верьер. (Это малообразованные, грубые, меркантильные, беспринципные мещане, равнодушные ко всему, что не может дать наживы, чины или кресты, ненавистные к любым проявлениям мысли, к тому, что противоречит их представлениям о жизни.)

8. Беседа.

Какую роль, по вашему мнению, играет эпиграф к роману? (Эпиграфом романа служат слова Дантона: «Правда, суровая правда». Они подчеркивают обличительном смысле произведения.)

Дайте толкование эпиграфа к первой главе романа. («Соберите вместе тысячи людей - оно вроде как и неплохо. Но в клетке им будет невесело». Эта фраза довольно символическая. Клетка - это условности жизни. Как известно из содержания романа, каждый из героев находится в своей клетке (условности провинции, семинарии, столицы) и должен им подчиняться. Любое малейшее неповиновение имеет трагические последствия.)

Подумайте, какую роль играют эпиграфы к каждой главе романа. Подтвердите свое мнение конкретными примерами. (Каждая глава романа имеет эпиграф, который довольно тонко настраивает читателя на события, которые будут описаны в нем.)

9. Творческое задание.

Проследите, в чем заключается особенность композиции романа. (Роман имеет круговую композицию. Действие начинается в Вер"єрі там и заканчивается. Отметим, что круг, в котором происходит действие произведения, сужается в конце романа и заканчивается смертью героя. Сцены в тюрьме является кульминацией романа.)

Проанализируйте художественный мир произведения. (Действие произведения происходит в Вер"єрі (дом господина де Реналя, жизнь городка), Безансоне (семинария), Париж (дом маркиза де Ла-Моля), Верьер (тюрьма). Идейная и художественная ткань произведения основывается на взаимосвязи двух планов - развитие событий, участниками которых являются персонажи романа, и внутреннее действие, движение мыслей и чувств главного героя Жульена Сореля.)

В чем заключается особенность изображения пейзажа в произведении? (Роман начинается великолепным пейзажем, который у Стендаля является функциональным. Признаки времени разрушают красоту этого края. Поток, несущийся с гор, приводит в движение большое количество лесопилок, кроме того над всем царит гвоздильна фабрика, принадлежит мэру.)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Итоговая беседа.

Какое настоящее имя Стендаля?

Назовите основные произведения писателя.

Каково ваше впечатление от романа «Красное и черное»?

Что за события легли в основу романа «Красное и черное»?

Какова композиция романа?

Назовите героев романа.

Какие социальные группы изображены в произведении?

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать цитаты к образу Жульена Сореля.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение об экранизации романа Красное и черное».

Годы жизни: с 23.01.1783 по 23.03.1842

Непризнанный при жизни величайший французский писатель XIX века, автор романов «Красное и черное», «Пармская обитель», «Люсьен Левен».

Настоящее имя - Анри-Мари Бейль.

Родился в Гренобле (Франция) в семье богатого адвоката Шерюбена Бейля. Его дед был врачом и общественным деятелем, и как большая часть французской интеллигенции того времени увлекался идеями Просветительства, был почитателем Вольтера. Отец Стендаля увлекался Жан-Жаком Руссо. Но взгляды семьи существенно изменились с началом революции, семья имела состояние и углубление революции напугало ее. Отец Стендаля вынужден был даже скрываться.

Мать писателя, Генриетта Бейль, рано умерла. Сначала воспитанием мальчика занимались тётка Серафи и его отец, но так как отношения с отцом у него не сложились, его воспитание предоставили католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя под воздействием взглядов своего деда Анри Ганьона, единственного родственника, который относился к Анри с добротой, он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Полученные впечатления в детские годы от Первой французской революцией сформировали мировоззрения будущего писателя. Расположение к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь.

В 1797 году Стендаль поступил в Центральную школу в Гренобле, целью которой было введение в республике государственного обучения вместо религиозного, и предоставление молодому поколению знаний об идеологии буржуазного государства. Здесь Анри увлекся математикой.

По окончании курса его отправили в Париж для вступления в Политехническую школу, но он туда так и не попал, вступив в 1800 году в армию Наполеона, в которой он прослужил более двух лет, а затем в 1802 году вернулся в Париж с мечтой стать писателем.

Прожив в Париже три года, изучая философию, литературу и английский язык, Стендаль в 1805 году возвращается на службу в армию, вместе с которой в 1806 году он вступает в Берлин, в 1809-м – в Вену. В 1812 году Стендаль по собственному желанию принимает участие в походе Наполеона в Россию. Бежит из Москвы вместе с остатками войска во Францию, сохранив воспоминания о героизме российского народа, которую тот проявил при защите своей родины и сопротивлении войскам Франции.

В 1814 году после падения Наполеона и при захвате российскими войсками, Парижа Стендаль едет в Италию, и поселяется в Милане, где живет почти безвыездно в течение семи лет. Жизнь в Италии оставила глубокий след в творчестве Стендаля сыграв большую роль в формировании взглядов писателя. Он с увлечением изучает итальянское искусство, живопись, музыку. Италия вдохновила его на целый ряд произведений, и он пишет свои первые книги - "Историю живописи в Италии", "Прогулки по Риму", новеллы "Итальянская хроника". Наконец, Италия дала ему сюжет одного из наибольших его романов "Пармская обитель", который он написал за 52 дня.

Одним из его ранних работ является психологический трактат «О любви», который был основан на его неразделенной любви к Матильде, графине Дембовски, с которой он встречался, живя в Милане и которая рано умерла, оставив след в памяти писателя.

В Италии Анри сближается с республиканцами-карбонариями, из-за чего за ним с подозрением следят. Не чувствуя себя в безопасности в Милане Стендаль возвращается во Францию, где пишет неподписанные статьи в английские журналы. В 1830 году после поступления на государственную службу, Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивита-Веккия.

В том же году выходит роман «Красное и черное», который становится вершиной творчества писателя. 1834 году Стендаль занялся романом «Люсьен-Левен», который так и остался незавершенным.

В 1841 году с ним случился первый апоплексический удар. Умер Стендаль, так и непризнанный современниками, в 1842 году после второго апоплексического удара, во время очередного приезда в Париж. Гроб с телом на кладбище сопровождали лишь трое его близких друзей.

На надгробной плите, как он и просил, были высечены слова: "Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил".

Информация о произведениях:

Стендаль - название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века Винкельман.

Библиография

Романы:
- Арманс (1827)
- (1830)
- (1835) - незавершенный
- (1839)
- Ламьель (1839–1842) - незавершенный

Новеллы:
- Rose et le Vert (1837) - незавершенный
- Mina de Vanghel (1830)
- (1837–1839) - входят новеллы "Ванина Ванини", "Виттория Аккорамбони", "Семья Ченчи", "Герцогиня де Палиано" и др.