«Фамилия Бронте. А как вы относитесь к творчеству сестер Бронте

Название произведения: Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе (Левша).
Николай Лесков
Год написания: 1881
Жанр произведения: сказ, повесть
Главные герои: Левша - оружейник, Платов - донский казак, Николай I - государь.

Сюжет

Будучи с визитом в Англии Александр I увидел блоху, умеющую танцевать. Он ее купил. Когда на трон взошел Николай I, блоха была найдена в вещах покойного. Платов объяснил государю, что это за блоха. Он восхитился европейскими механиками, но заявил, что наши способны на большее. Император решил доказать превосходство России, поэтому поручил Платову найти мастера из Тулы. Оружейник по прозвищу «Левша» со своей командой сумел подковать блоху. Его отправили в Англию, показать свою работу. Местные просили остаться Левшу, но тот отказался. А закончился рассказ трагично. По дороге домой Левша и полшкипер поспорили, кто кого перепьет. В итоге отравившись алкоголем оружейник умер, даже не получив необходимой помощи.

Вывод (мое мнение)

Это уникальный рассказ. И по сей день талантливых людей из народа величают левшой. Фраза «подковать блоху» активно используется для описания тонкой и щепетильной работы. Лесков побуждает восхищаться отдельно взятыми людьми, независимо от происхождения. Каждый человек может внести вклад в прославлении родных краев. Трудолюбие и талант должны вызывать восхищение.

Расскажу вам одно истинное событие, о котором недавно вспомнили в одном скромном кружке, по поводу замечаемого нынче чрезмерного усиления в нашем обществе холодного и бесстрастного эгоизма и безучастия. Некоторым из собеседников казалось, что будто прежде так не было, – им сдавалось, будто еще и в недавнее время сердца были немножко потеплее и души поучастливее, и один из собеседников, мой земляк, пожилой и весьма почтенный человек, сказал нам:

– Да вот как, господа: я сейчас еще знаю у нас в губернии одного старичка, самого мелкопоместного дворянина, настоящего пигмея, который никогда в жизни не играл никакой значительной роли, а между тем он, живучи здесь в Петербурге, по одному благородному побуждению, сделал раз такое дело, что этому даже, пожалуй, и поверить трудно. И если я вам это расскажу, так вы увидите, что может сделать для ближнего самый маленький человек, когда он серьезно захочет помочь ему; – наше нынешнее горе в том, что никто ничего не хочет сделать для человека, если не чает от этого себе выгоды.

И рассказчик сообщил нам следующее.

Глава первая

Мелкопоместный дворянин, о котором я говорю, назывался С***, он еще здравствует и доживает свой век в своем маленьком хуторочке в К. уезде. Прежде чем состареться, он служил здесь в Петербурге в ведомстве с. – петербургской полиции и на самом ничтожном месте: на обязанности его лежало распоряжаться исполнением публичных телесных наказаний. В то сравнительно весьма недавнее время у нас на святой Руси людей непривилегированного класса секли плетями и клеймили. За свою долговременную службу нынешний старичок С., разумеется, «привел в исполнение» этих наказаний такое бесчисленное множество, что совершенно привык к такому неприятному занятию и распоряжался этим холодно и бестрепетно, как самым обыкновенным служебным делом. Но вот раз с ним случилось такое событие, что он сам себе изменил и, по собственным его словам, «вместо того, чтобы благоразумно долг свой исполнить – наделал глупостей».

Событие это произошло в 1853 г., когда русские отношения к Франции были очень натянуты и в столице сильно уже поговаривали о возможности решительного разрыва. В это время раз чиновнику С. передают «для исполнения» бумагу о наказании плетьми, через палача, молодого француза N, осужденного к этому за самый гадкий поступок над малолетней девочкой. Я не назову вам этого француза, потому что он жив и довольно известен; а как его имя берегла от оглашения скромность «пигмея», то и я не великан, чтобы его выдать.

– Прочел, – говорит С.,

Героини Шарлотты Бронте, укрывшая свою “неженственную” индивидуальность под мужским псевдонимом, были совсем иными. Джейн – как раз та самая “личность сама по себе”, изобразить которую мечтала известная английская общественная деятельница XVIII века, поборница женских прав, Мэри Уолстонкрафт. В романе “Мэри. Вымысел” (1788) она пытается набросать портрет женщины, которая умеет думать, которая является личностью сама по себе, а не светит отраженным светом, позаимствованным у интеллекта мужчины. Шарлотта Бронте, несомненно, развила уолстонкрафтовскую идею о равенстве полов, высказав, устами Джейн, довольно крамольную для того времени и оспариваемую иногда и сейчас на Западе мысль, что женщина имеет право “чувствовать как мужчина”. Томящаяся скукой и монотонностью жизни в Торнфилде, когда в поместье еще не возвратился Рочестер, Джейн думает: “Напрасно утверждают, что люди должны быть удовлетворены бездействием.

Нет, они должны действовать, и они выдумывают себе дело, если не могут найти его. Миллионы осуждены на еще более бездейственное положение, чем мое, миллионы молчаливо бунтую против своего жребия. Никому не известно, сколько мятежей, помимо политических, зреет в массах, населяющих землю. Считается, что женщины очень спокойны в большинстве своем: но ведь женщины чувствуют так же, как мужчины. Их способности требуют осуществления и приложения в той же мере, что и способности их братьев, они страдают от чрезмерно строгих ограничений и застоя не менее, чем страдали бы мужчины, и неразумно утверждать, как это делают их более привилегированные спутники, что женщины должны довольствоваться приготовлением пудингов и штопкой носков, игрой на фортепиано и вышиванием сумочек. Бессмысленно осуждать их или смеяться над ними, если они стремятся действовать или знать больше, чем обычай считает достаточным для их пола”.

Воспитанная в традиционных представлениях о назначении и долге женщины, пасторская дочь Шарлотта Бронте выступала теперь против “вековой мудрости”, которую служители церкви внедряли в сознание своей паствы, говоря о женщине как о существе суетном, греховном и поэтому подлежащем строгому контролю и руководству со стороны мужчины. У нас нет никаких сведений о том, был ли Бронте знаком трактат американской общественной деятельности Маргарет Фуллер “Женщина в XIX столетии” (1845), где та ратовала за предоставление женщине равных с мужчиной возможностей развития. Источником вдохновения для Фуллер стала известная работа Мэри Уолстонкрафт “Защита прав женщины” (1792), в основу которой были положены идеи “Общественного договора” Руссо, идеи Т. Пейна и У. Годвина о свободе личности. Но Маргарет Фуллер, обогащенная знанием утопического социализма Фурье, ратовала не за абстрактное равенство мужчины и женщины, но за равенство социальное, экономическое и политическое.

Женщина имеет право на самое лучшее и глубокое образование и не для того только, чтобы стать просвещенной спутницей и интересным собеседником мужа, но чтобы и природные способности получили дальнейшее развитие на службе обществу. Свобода женщины, утверждала Маргарет Фуллер, неотъемлема от свободы мужчины. И если мужчина хочет быть по-настоящему свободным, пусть предоставит свободу женщине. Критиковала М. Фуллер и традиционный брак: не унизительно ли такое положение, когда женщина лишена права распоряжаться собственной жизнью, когда вместо того, чтобы способствовать расцвету “ее дарований, ее духовной красоты”, общество и мужчина обрекают ее на долю “кокетки”, “проститутки” или “хорошей кухарки”? Идеалом Маргарет Фуллер была “гармоничная женщина”, свободная, прекрасная, всесторонне развитая личность, щедро наделенная дарованиями, женщина, полновластно распоряжающаяся своей духовной, эмоциональной и социальной жизнью. Некоторые мысли Шарлотты Бронте по этому поводу обнаруживают поразительное совпадение с принципиальными положениями Фуллер.

Более того, получившая весьма скудное образование, Бронте тоже понимала, что благими намерениями и прекрасным образованием (если бы даже оно было доступно всем) проблемы “равных возможностей” не решить, хотя и отмечала в одном из более поздних писем, что современных девушек лучше учат и они не опасаются прослыть “синим чулком”, как это было в годы ее молодости. Главное, однако, в социальном положении женщины, считает Бронте, женщина должна завоевать независимое положение, стать хозяйкой своей жизни, но в достижении этой цели могут способствовать только меры радикальные. “Конечно, существуют непорядки, которые можно устранить собственными усилиями, но столь же верно, что существуют другие, глубоко укоренившиеся в фундаменте общественной системы, к которым мы даже не способны подступиться, на которые мы не смеем жаловаться и о которых лучше не думать слишком часто”, – напишет она Э. Гаскелл два года спустя после выхода “Джейн Эйр”. Итак, равенство полов предполагало, по мысли Ш. Бронте, равенство социальное, очевидно, политическое и, конечно, эмоциональное, психофизическое.

Сказать, что женщины чувствуют так же, как мужчины, уже было большой смелостью в 40-х годах XIX столетия, тем более – для дочери пастора. Смелостью было изобразить Джейн страстной натурой: Бронте рисует иногда поистине непреодолимую страсть, которую Джейн удается сдерживать огромным напряжением воли. Очевидно, и “физический” компонент ее чувства, и смелость, с которой Керрер Белл утверждал его закономерность, вызвал знаменательную ханжескую реакцию уже упоминавшегося “Квотерли ревью”, брезгливо вопрошавшего, между прочим, “не женщине ли, которой по некоторой существенной причине возбраняется общество представительниц ее пола”, принадлежит роман, обнаруживающий “грубость” в трактовке некоторых сцен. Но это точка зрения тех, кто хотел опорочить автора и тем самым оскорбить его.

(No Ratings Yet)

Героини романов Шарлотты Бронте

Другие сочинения по теме:

  1. Действие романа происходит в глуши Йоркшира – на ферме Грозовой перевал сквайров Эрншо и в поместье Мыза Скворцов потомственного судьи...
  2. В “Грозовом перевале” нашли свое отражение сложные философские взгляды писательницы. Здесь сказались свойственные для Эмилии Бронте представления о мироздании. Роман...
  3. “Джейн Эйр” интересно сравнивать с романом ее сестры Эмили Бронте “Грозовой перевал” и Энн Бронте “Агнес Грей”, которые в декабре...
  4. Сюжет романа “Грозовой перевал” навеян отчасти семейными преданиями. Отец Эмилии давно покинул Ирландию, но его еще связывали с родным народом...
  5. Джейн Эйр рано потеряла родителей и теперь жила у своей тетки, миссис Рид. Жизнь ее была не сахар. Дело в...
  6. Часть первая В первой части эпистолярного романа, рассказанной виде писем главного героя, Гилберта Маркхема, своему другу Джеку Холфорду, рассказывается о...
  7. Люси Сноу рано лишилась родителей, но ей повезло с близкими людьми, которые не оставляли девочку на произвол судьбы. Так, частенько...
  8. Эстер сирота, лишь с середины книги мы узнаем, что она незаконнорожденная дочь миледи Дедлок. Взятая под опеку мистером Джарндисом, она...
  9. Тема. Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини. Близость к народной жизни Цели: совершенствовать умение собирать необходимый...
  10. Ощутив настоятельную необходимость отдохнуть от суеты лондонского света и модных курортов, мистер Локвуд решил на некоторое время поселиться в деревенской...
  11. Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна – это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по...
  12. Тургенев создает изображение главных героев в их сложной и тонкой душевной и умственной жизни. Они встречаются по различным, иногда случайным...
  13. Первое время после переезда в Париж Мольер ставил пьесы прежнего репертуара. Театр посещали и простолюдины, и знать. Впрочем, многие светские...
  14. Шекспир создал героев и героинь, наделенных чертами духовно богатой живой личности. Вместе с тем он показал характеры своих героев в...
  15. Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели...
  16. Старая украинская литература общественную среду и человека показывала еще как параллельные и, в сущности, независимые одно от другого явления. Да,...
  17. Уэллс обнаруживает антагонизм, непреодолимое разногласие между идеями и существующим в обществе порядком, или, как он определяет это в “Новом Маккиавелли”,...

7 выбрали

Они произвели настоящую сенсацию в мире литературы. Область, где находится деревня, в которой выросли сестры, теперь носит неофициальное название графство Бронте. Их романы сейчас считаются классикой английской литературы , а ведь поначалу в способность женщины быть настоящим писателем, не верило большинство издателей. Сегодня в день рождения одной из сестер – Эмилии – давайте вспомним об этих удивительных девушках, которые прожили такие яркие, но такие трагично короткие жизни .

Сестры

В
семействе Бронте было шестеро детей: Мария, Элизабет, Шарлотта, Бренуэлл, Эмилия, Энн. Две старшие сестры погибли еще подростками – они стали жертвами эпидемии тифа, вспыхнувшей в пансионе, куда после смерти матери их отец Патрик Бронте отправил дочерей на обучение и получение профессии гувернантки.

Все дети Бронте с юных лет увлекались литературным творчеством – писали стихи и романы (первая дошедшая до нас рукопись Шарлотты датируется примерно 1826 годом, девочке было 10 лет). Бренуэлл также был талантлив как художник. Однако о том, чтобы добиться успеха на литературном поприще, не могло идти и речи. Женщина, претендующая на признание?! Позвольте! Известный английский поэт Роберт Саути, которому Шарлотта отправила на рецензию свои стихи, в целом довольно благосклонно воспринял дарование поэтессы и все же рекомендовал отказаться от мечты. По его мнению, литературное творчество вредно для душевного здоровья и слишком отвлекает женщину от выполнения ее традиционных обязанностей – ведения хозяйства.

Первый сборник стихов Шарлотта, Эмилия и Энн напечатали за свой собственный счет и под мужскими псевдонимами, чтобы избежать предвзятого отношения: Каррер, Элли и Эктор Белл. Продано было всего лишь 2 экземпляра книги, но, к счастью, это не охладило их пыла. К счастью, потому что иначе мы были бы лишены великолепных произведений , который по праву занимают места на литературном Олимпе и ныне являются одними из самых значимых романов Британии: "Джейн Эйр" , "Грозовой перевал " и менее известные (что не умаляет их достоинств) "Агнес Грей" и "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" .

О жизни сестер снято несколько биографических фильмов (и еще один анонсирован на 2013 год), но, пожалуй, самой знаменитой стала картина "Сестры Бронте" 1979 года режиссера Андре Тешине. Роли сестер исполнили блистательные французские актрисы: Мари-Франс Пизье (Шарлотта), Изабель Аджани (Эмилия) и Изабель Юппер (Энн).

Шарлотта

Старшая и самая прославленная сестра, она ближе всех из членов семьи приблизилась к исполнению мечты – рукопись "Джейн Эйр", напечатанная в рекордно короткие сроки, превратила ее в известную романистку , а также привлекла внимание к работам сестер.

Самые разные поклонники неоднократно делали ей предложение, но приняла она лишь одно – от пастора Артура Белла Николса, помощника ее ослепшего отца. Однако через полгода после замужества состояние ее здоровья резко ухудшилось, и в марте 1855 года в возрасте 38 лет Шарлотты не стало. И до сих пор точно неизвестно, что послужило причиной смерти: в официальных документах указан "туберкулез", однако многие биографы полагают, что, возможно, она не перенесла истощения , вызванного тяжелейшим токсикозом, или это были преждевременные роды.

Эмилия

Талантливая поэтесса, автор волнующего и драматического "Грозового перевала" была девушкой крайне замкнутой. После нескольких попыток преподавания, она посвятила свою жизнь созданию стихов и своего единственного романа, параллельно с этим занимаясь домашним хозяйством.

Успех романа Шарлотты "Джейн Эйр" привлек внимание к творчеству и остальных сестер. И если современник сестер Бронте, поэт Данте Габриэль Россетти назвал "Грозовой перевал" дьявольской книгой и немыслимым чудовищем , объединившим все самые сильные женские наклонности, то теперь произведение считается эталоном позднего романтизма и классическим произведением английской литературы.

Эмилия ушла из жизни в возрасте 30 лет. Сильно простудившись на похоронах брата, она отказалась от медицинской помощи, но самостоятельно с недугом справиться не смогла.

Энн

Младшая сестра навсегда осталась в тени коммерчески успешной Шарлотты и признанной гением Эмилии. Несмотря на то, что продажи тиража "Незнакомки из Уайлдфелл-Холла" заметно обошли "Грозовой перевал", позже главенствующая Шарлотта противилась переизданию романа, ссылаясь на то, что выбранная тема произведения – ошибка. Признавая литературные достоинства книги, многие критики все же сочли ее слишком смелой, а главную героиню – чрезмерно эмансипированной и, следовательно, распущенной. В ответ на обвинения в "грубости", Энн ответила письмом, которое стало вступлением ко второму изданию романа: "У меня не было намерения позабавить читателя или удовлетворить собственные вкусы. Я всего лишь хотела сказать правду, так как правда передает мораль тем, кто способен ее принять. Почему мужчина может позволить себе писать то, что будет позорным для женщины, а женщине нельзя писать о том, что будет надлежащим и подобающим для мужчины?" .

Энн умерла в возрасте 29 лет. Заболев перед Рождеством гриппом, она угасала в течение нескольких месяцев тихо и смиренно. Перед смертью, видя отчаяние Шарлотты, которая к тому моменту уже похоронила и Эмилию, и Бренуэлла, Энн прошептала сестре: "Мужайся…"

Бренуэлл

Хотелось бы еще немного рассказать о Бренуэлле Бронте. В детстве и юности он считался самым одаренным ребенком в семействе . Как и сестры, мальчик увлекался сочинительством: вместе с Шарлоттой он работал над повествованием о вымышленной стране Ангрии (у Эмилии и Энн был собственный фантастический остров Гондал). Кроме того, Бренуэлл демонстрировал блестящие навыки художника – самой известной его работой стал автопортрет с сестрами (см. заглавную иллюстрацию к материалу), хотя впоследствии он стер с него свое изображение .

Трагическим поворотом в судьбе Бренуэлла стало получение места преподавателя в семье Робинсон по протекции сестры Энн – он увлекся женой главы семьи. Этот неосторожный роман повлек за собой увольнение молодого гувернера. Поражение и возвращение домой усугубили алкогольные и наркотические пристрастия Бренуэлла, ослабленный организм не справился с туберкулезом, и в 1848 году возрасте 31 года он скончался.

По одной из версий роман Бренуэлла и миссис Робинсон послужил вдохновением для знаменитого фильма "Выпускник" 1967 года с Дастином Хоффманом в главной роли.

Крайне печальна судьба всех детей семьи Бронте – они ушли из жизни такими молодыми. Однако их одаренность, горячие сердца, мечты, надежды, стремления, литературное наследие и влияние на развитие культуры всего человечества навсегда сохранило для нас их имена и их работы.

А как вы относитесь к творчеству сестер Бронте?

Липа Москвичёва , etoya.ru

Фото: ru.wikipedia.org, bbc.co.uk, en.wikipedia.org, john-likes-movies.blogspot.com