Ф шопен годы жизни. Краткая биография шопена

Шопен был великим композитором и музыкантом. Свой первый концерт он дал в 8 лет и вскоре стал знаменитостью. Варшава, где жил Шопен, была тогда глубокой музыкальной провинцией, а у его отца, школьного учителя, родившегося во Франции, было очень мало денег.


В 1830 году Шопен навсегда покинул Польшу, зарабатывая деньги виртуозным исполнением собственных музыкальных сочинений, хотя здоровье не всегда позволяло ему давать продолжительные концерты. Он поселился в Париже, где стал давать уроки музыки и выступать с концертами. Вскоре у него начался туберкулез. Французская революция 1848 года лишила его возможности зарабатывать на жизнь, и он уехал в Англию. В Париж он вернулся практически полным инвалидом и вскоре умер после нескольких месяцев тяжелых страданий.

Романтическая внешность Шопена привлекала женщин не меньше, чем его музыка. Его самого тоже манили женщины, но не всегда с точки зрения секса. Их обожание часто напоминало ему любовь, молодости Шопен ощущал неодолимое влечение к своему другу Титусу Войцеховскому. Он забрасывал его любовными записками и очень любил целовать его в губы. С девушками он вел себя значительно сдержаннее. Одно время он был влюблен в Констанцию Гладковску, с которой вместе учился музыке, однако, он так и не смог рассказать или написать ей о своем чувстве. Лишь много лет спустя Констанция с удивлением узнала о том, как много она когда-то значила для Шопена.

Соблазны Парижа не привлекли Шопена. Он, однако, перенес легкое венерическое заболевание, которым заразился от женщины по имени Тереза. Это, похоже, еще больше отбило у него охоту заниматься сексом.

Шопен всегда мечтал иметь свою семью. В 1836 году он сделал предложение Марии Водзинской, хорошенькой и музыкально одаренной дочери польского графа. Она приняла его предложение, но ее родители были весьма обеспокоены плохим состоянием его здоровья. Через некоторое время Шопен перестал получать от Марии письма и отбросил все мысли о женитьбе.

Позже он познакомился с романисткой Жорж Санд , которая восхищалась его музыкой и им самим и преследовала его всюду. Шопену она сначала не понравилась, и он сказал однажды своему другу: "Что за отвратительная женщина эта Санд. Да и женщина ли она вообще? Я что-то в этом смысле сомневаюсь. "Шопен все-таки пошел навстречу притязаниям Санд, и их связь продолжалась 9 лет. Их интимные отношения прекратились уже через пару лет, поскольку Санд объявила, что в постели Шопен очень напоминает труп. Санд воспитывала двоих детей и попыталась превратить Шопена в третьего. Она порвала все отношения с Шопеном, когда он выступил против нее в каком-то споре, который она вела с мужем своей дочери.

Последней женщиной, которая всерьез пыталась привлечь его внимание, оказалась его богатая ученица и финансовая покровительница Джейн Стерлинг, о которой он сказал: "Уж лучше я выберу своей женой смерть".

Кто в кружева вспененные Шопена,
Благоуханные, не погружал
Своей души? Кто слаже не дрожал,
Когда кипит в отливе лунном пена?

Это стихи русского поэта Игоря Северянина о великом польском композиторе Фредерике Шопене.

Любовь к музыке Шопена велика и всеохватывающая. Она никого не оставляет равнодушным. Это явление широкой популярности коренится в его искренности, теплоте, лиризме, потому что творчество композитора вобрала в себя общечеловеческие чувства. Самобытность Шопена заключается и в том, что он обращался к фортепианной музыке. Этот инструмент был ближе ему.

На характер его творчества повлияло время. Трагическая судьба Польши, которая в те времена находилась под гнетом России, так или иначе находило отклик в душе гения — он глубоко переживал за свою Родину.

Творческий путь Шопена

Весь творческий путь польского музыканта можно поделить на два периода. Разделом служит вынужденный отъезд за границу в 1831 году из Варшавы.

1 период — до 31 года — юношеский, время становления творчества, поиск своего направления. Именно тогда у Шопена проявлялся обостренный интерес к польской музыке: это мазурки, полонезы, вальсы. В данных жанрах осуществляется ее слияние с достижением европейского стиля.

2 период — 1831-1849 гг (парижский). Это этап творческой зрелости, наступление которой содействовало сильное потрясение о восстании в Польше — незаживающая рана в сердце Шопена.

Музыка не имеет отечества, отечество ее вся Вселенная

Ноктюрн 20

*Владислав Шпильман — польский пианист, о котором был снят художественный фильм «Пианист». В фильме использовались композиции Фридерика Шопена.

Небольшой тихий поселок Желязова Воля, располагающийся неподалеку от столицы Польши Варшавы, подарил миру в 1810 году гениальнейшего пианиста и великого композитора, горячо преданного своему инструменту роялю – Фредерика Шопена. Интересно то, что композитор – полукровка, ведь его отец был по национальности французом, а мать – полькой. Его с полным основанием можно считать французским композитором, ведь он провел большую часть жизни в Париже. Но, сам Шопен, всегда считал Польшу своей родиной, а себя поляком.

Отец композитора Николай Шопен — человек широкого умственного кругозора и образования, француз по происхождению, занимался педагогической деятельностью.

Мать музыканта Юстина Кшижановская — была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.

Семья музыканта переехала в Варшаву, когда отцу Фредерика предложили работу в столичном лицее. Родители мальчика очень любили музыку, и были огорчены тем, что ребенок часто плачет, когда слышит какое-либо классическое музыкальное произведение, считая, что он ее не любит. Но, к счастью, их предположения не оправдались, ведь в неполные 5 лет маленький мальчик, еле доставая пальчиками до клавиш с уверенностью исполнял несложные пьесы. В этом большую роль сыграла Людовика – старшая сестра.

Потом под свое руководство Шопена взял Войцех Живный — первый и единственный учитель фортепианной игры польского гения. Он воспитывал в Шопене любовь к и . Фредерику было 12 лет, когда педагог отказался от дальнейших занятий рассудив, что он больше ничему не сможет научить юного виртуоза.

В семилетнем возрасте юный пианист стал известен всей столице, дав свой первый концерт и сочинив одно из первых произведений – Полонез g-moll (соль-минор)

Но Фредерик интересовался не только музыкой. В детстве он любил изучать польскую историю, французский и немецкий язык, у него замечательно получалось рисовать, благодаря его мимике он мог стать прекрасным актером. Его привлекали концерты и оперы, а игра скрипача виртуоза Никколо Паганини оставила неизгладимые впечатления.

Молодой пианист закончил лицей за 3 года, поступив в 13 лет, после чего его педагогом стал Иосиф Эльснер, который быстро увидел в своем ученике гения. 1829 год ознаменовался как успешные венские концерты и стала понятна необходимость концертного путешествия. Но Шопен все не решался, боясь покинуть Польшу навсегда. И когда в 1830 году он все же решился уехать, получив от друзей кубок с родимой землей, каким-то шестым чувством понял, что сюда уже не вернется.

Узнав, что в Варшаве происходит вооруженное восстание за свободу и независимость страны от Российской империи, руководители которых отправлены в ссылку или находятся в тюремных казематах, Шопен в отчаянии излил гнев в одном из известнейших на сегодняшний день произведений «Революционном» этюде тональности c-moll. Он уже собрался, но пришло новое сообщение, о полном подавлении восстания. Напомним, что после этих событий в 1831 году, российский император Николай I отменил конституцию, которая была предоставлена Польше в 1815.

Крушение революции в Польше, последовавшие гонение и реакция навсегда отрезали композитору путь на родину. Осенью 1831 г. он приехал в Париж, где остался до конца своих дней. Но, полюбив народные польские напевы еще будучи ребенком, Шопен не смог полюбить Францию также сильно, как и Польшу. Однако он покорил Париж как чувственный пианист не только блестящей техникой, но и проникновенным исполнением.

Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолели все трудности

Шопен ошеломил публику своими сочинениями. В них была необыкновенная глубина и искренность, но в то же время автор исполнял их изящно и с невероятным техническим совершенством. Однако издательства отказывались печатать их платно. Поэтому для заработка он был вынужден преподавать музыку. Только так он мог себя обеспечить. Фредерик знакомился с известными композиторами, иногда они собирались вместе и музицировали. Ему поступает много заманчивых приглашений совершить большое концертное турне по многим европейским странам. Но музыкант медлит с ответом.

В 1837 году у композитора случился первый приступ туберкулеза. В это время он сближается с Авророй Дюпен, более известной как Жорж Санд. Влюбленные уехали на Майорку. Но климат Фредерику не подошел и заболевание наоборот резко обострилось и вступило в новую, более тяжелую стадию. Композитору становилось все хуже, он постоянно кашлял.

Несмотря на то, что прекрасная природа знаменитого испанского острова не пошла ему на пользу, творческий портфель автора изрядно пополнился. Многие замечательные произведения, в том числе 24 изумительные прелюдии, были написаны именно здесь.

Пара вернулась во французское имение Дюпен в Ноан. Сельская жизнь пришлась по душе композитору, но 10 лет с взбалмошной Авророй не прошли даром. Они расстались в 1847 году, но чувствительный Шопен переживал этот разрыв как стрессовое состояние и к тому же он вынужден был покинуть, полюбившийся ему Ноан.

Композитор продолжал тосковать по Польше, с каждым годом он дает все меньше концертов. Настает время, когда он остается один, умирает его лучший друг Ян Матушиньский, который всегда понимал его и по возможности оказывал помощь. Композитор ссорится с Жорж Санд – своей последней подругой.

Друзья предложили Фредерику выступить в Англии. Чтобы отвлечься композитор на следующий же год отправляется в Лондон давать концерты и заниматься преподаванием — тем, что он так любил делать. К сожалению, оглушительный успех, влажный климат и обострение заболевания легких подорвало последние силы.

Шопен вернулся в Париж, где через короткое время и умер на руках Людовики в ночь с 16 на 17 октября 1849 года. На траурную церемонию со всех уголков Польши и других стран прибыли несколько тысяч человек, которые всегда восхищались его творчеством.

Известные пианисты исполнили «Реквием» Моцарта, как хотел Шопен На кладбище Пер-Лашез прах знаменитого музыканта захоронен между могилами Л. Керубини и Беллини.

По завещанию композитора его похоронили в Париже, а сердце перевезли в Варшаву, где оно и хранится в колонне церкви Святого Креста.


Творчество Шопена явилось огромным вкладом в сокровищницу лирического музыкального искусства. Благодаря его музыке польская культура встала в один ряд с другими европейскими культурами. Он создал новый оригинальный чисто шопеновский стиль и выявил новые возможности звучания фортепиано.

М.С Казиник. Эффект Шопена. Видео

Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы (Польша). Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве.

С семи лет с мальчиком начал заниматься известный пианист Войцех Живный. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее.

Творческая деятельность

После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки в классе композитора Юзефа Эльснера. Благодаря покровительству князей Четвертинских и Антона Радзивилла, Фредерику удалось попасть в высшее общество.

С 1829 года Фредерик Шопен, биография которого уже тогда свидетельствовала, что он станет великим музыкантом, начал активно выступать со своими произведениями в Вене. В 1830 году композитор навсегда покидает Варшаву. В 1831 году поселяется в Париже, где моментально становится известным, обретает множество поклонников. Через какое-то время музыкант сам начинает преподавать.

В круг общения Шопена входили многие молодые музыканты и крупнейшие европейские композиторы – Ф. Гиллер, Тюлон, Стамати, Франкомм, Беллини, Берлиоз, Шуман, Мендельсон, художник Э. Делакруа, писатели В. Гюго , Г. Гейне и другие.

Заболевание. Последние годы

Первый приступ заболевания легких случился у композитора Шопена в 1837 году (по мнению биографов музыканта, это был туберкулез). С тех пор он страдал астматическими приступами. В это время Шопен жил с писательницей Жорж Санд. С 1838 по 1839 год влюбленные пробыли на острове Мальорка. Их отношения были непростыми, что также отрицательно сказывалось на состоянии здоровья композитора. В 1847 году они расстались.

В 1848 году Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний концерт великого композитора. С каждым днем он чувствовал себя все хуже и вскоре вернулся в Париж.

5 (17) октября 1849 года оборвалась краткая биография Шопена. Похоронили великого композитора на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Шопена обязательно попробуйте пройти тест.

Шопен родился в Польше, недалеко от Варшавы. Отец его был французом, но женился на польке, красивой и кроткой женщине. Родители любили друг друга, что благотворно подействовало на Фредерика, помогло ему вырасти чутким и мягким человеком. Маленьким мальчиком Шопен плохо переносил любую музыку, начинал плакать при первом её звучании. Но продолжалось это недолго. Уже в шесть лет он бойко играл на фортепиано, а в девять первый раз выступил в концерте. В этот период он начал сочинять музыкальные произведения – вальсы, мазурки, полонезы.

Отец Шопена содержал пансион для детей аристократов. Общение с детьми из знатных семей помогло Фредерику и трём его сёстрам приобрести навыки общения с людьми из высшего общества. Из-за слабого здоровья Шопен не мог участвовать в шумных активных играх, поэтому он с сёстрами часто играл в театр. Сам придумывал содержание пьес, подбирал к ним музыку. Мальчик отличался большими артистическими способностями и богатством мимики, умел прекрасно импровизировать, придумывая на ходу различные истории, которые он рассказывал гостям или ребятам пансиона. Друзья отца прочили ему славу актёра.

Благодаря природным способностям Шопен хорошо учился, сначала дома, а потом в старших классах лицея. Музыкой он занимался с директором Варшавской консерватории. Отношения учителя и ученика переросли в крепкую дружбу, которая продолжалась до самой смерти Шопена.

В шестнадцать лет Шопен второй раз принял участие в концерте, на котором присутствовал Александр первый. Император высоко оценил игру юного музыканта и подарил ему кольцо с бриллиантом.

Окончив варшавский лицей, Шопен решил профессионально заняться музыкой. Поездки в Берлин и Вену утвердили его в этом решении. Многие годы он будет вспоминать маленькую гостиницу по дороге в Варшаву, где он играл на рояле в окружении случайных попутчиков, хозяина гостиницы, его супруги и их детей. Таких восторженных поклонников ему встречать ещё не приходилось.

Через год после поездки в Вену, Шопен решил уехать во Францию. Родители понимали, что только в музыкальном центре, таком, как Париж, могут раскрыться способности сына. Единственно, что тревожило их, состояние его здоровья. Да и самого Фредерика мучило предчувствие, что он никогда не увидит родины, своих друзей и близких.

Париж встретил Шопена шумными улицами и тревожными разговорами о политике, но его интересовал лишь мир искусства.

В Париже он познакомился с Листом. Вместе они часто посещали аристократические салоны, знакомились с князьями и министрами. Это помогло Шопену найти заработок, который больше его удовлетворял. Он стал учителем фортепьянной игры для аристократии. В светском обществе его принимали охотно. Был он прекрасным музыкантом, интересным собеседником, весёлым и остроумным партнёром. Но перед публикой, большим скоплением народа он часто терялся, испытывая робость и смущение. Поэтому чаще он предпочитал общество женщин, с которыми находил общие темы для разговоров. Женщины любили его, были источниками его вдохновения. Но все увлечения были недолгими.

Встреча с Жорж Санд изменила всю жизнь Шопена. Удивительно, как могли сойтись два таких противоположных по характеру человека. Он, с чуткой и нежной душой музыканта, она, любившая постоянный шум, движение, встречи с новыми людьми, прогулки по парижским улицам. Но было то, что объединяло их. Это музыка Шопена. Жорж Санд восемь лет поддерживала композитора, терпела его капризы, выхаживала после каждого приступа болезни. Шопен принимал её заботу, как принимал их от матери и сестёр, не понимая того, что рядом с ним живёт незаурядная женщина и талантливый писатель.

Это непонимание привело их к разрыву. Чтобы как-то забыться, Шопен едет в Англию. Но обстановка, люди, климат не понравились композитору. Болезнь прогрессировала, и Шопен торопится вернуться в Париж, надеясь на то, что здесь он сможет поправить своё здоровье. Через полгода Шопен умер от чахотки. На собранные друзьями деньги ему был поставлен памятник: плачущая муза и разбитая лира у её ног.

Для будущих поколений Шопен оставил большое наследство: сорок одну мазурку и восемь полонезов, этюды, две сонаты, баллады и скерцо и незабываемые вальсы.

Биография Шопена самое важное

Фредерик Франсуа Шопен – пианист, великий композитор, оставивший большое наследие музыкальных фортепианных произведений.

Родился 22 февраля 1810 года в музыкальной семье француза и польки. С детства был окружен игрой отца на скрипке и флейте, пением матери и уже к 6 годам самостоятельно начал заниматься игрой на фортепиано. В семье помимо талантливого и любознательного мальчика воспитывались еще три дочери, однако лишь Фредерик связал свою жизнь с музыкой.

Первым проводником в мир музыки для Шопена стал знаменитый пианист Войцех Живный. Учился в Варшавском лицее, а по его окончании обучался у одного известного композитора. Уже к двенадцатилетнему возрасту мальчик достиг уровня великих пианистов, а в 22 года дал свой первый крупный концерт, который стал судьбоносным – именно там Фредерик познакомился с лучшими деятелями в области музыки.

Всё творчество композитора посвящено фортепиано – им было написано два концерта, сонаты, ноктюрны, баллады, прелюдии, этюды. Шопен известен не только как великий композитор, но и как гениальный педагог – он создал собственную методику, благодаря которой многие пианисты, вышедшие из под крыла Фредерика, стали настоящими профессионалами в своем деле.

Шопен много путешествовал. Так, в 1831 году он переехал в Париж, а в 1837 году совершил путешествие в Англию и Шотландию. В биографии композитора есть и период, во время которого он жил на острове Мальорка. В 1848 году переселился в Лондон, где давал концерты и продолжал преподавательскую деятельность.

С 1837 года у Шопена начинаются признаки заболевания лёгких. Они дали толчок развитию астматических приступов. Свой последний концерт Фредерик дал в ноябре 1848 года. После него самочувствие композитора ухудшалось с каждым днем.

Закончилась небольшая, но такая насыщенная и плодотворная жизнь Шопена в октябре 1849 года. Причиной смерти стала болезнь лёгких.

4, 5, 6, 7 класс для детей творчество

Интересные факты и даты из жизни

Цитата сообщения Фредерик Шопен | Гений фортепианной музыки.("Шопен-Жажда любви" (2002г)Биографический фильм.)

Творчество Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Слушая его забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент - фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы, распахиваются окна в неведомые дали, полные тайн и приключений. И очень хочется, чтобы этот новый, вновь открывшийся мир, не покидал тебя уже никогда.

(Анна Герман - Письмо Шопену)

Фредерик Шопен (польск. Fryderyk Chopin, род. деревня Желязова-Воля, близ Варшавы) — польский композитор и пианист-виртуоз. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Фридерик Шопен родился недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля.

Юстина Шопен (1782 - 1861), мать композитора. Никола Шопен (1771 - 1844), отец композитора

Мать Шопена была полька, отец - француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем.

После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее (среднем учебном заведении), и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный.

Войцех Живный (1782 - 1861), первый педагог, учивший Фридерика Шопена игре на фортепиано

Чуткий и опытный воспитатель, он привил своему ученику любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И.С. Баха. Клавирные прелюдии и фуги Баха впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Тринадцати лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора.

Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью. С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по лицею, Фридерик и сам принимал участие в исполнении народных песен и плясок.

Певица Анджелика Каталани (1780 - 1849) подарившая Ф. Шопену золотые часы с надписью «Госпожа Каталани (Фридерику Шопену десяти лет) в Варшаве. 3. 1. 1820»

С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями пианистов всех стран. Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме своему другу Войцеховскому он писал:
«...у меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало адажио моего концерта, который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе».

Констанция Гладковская (1810 - 1889) певица Национального театра в Варшаве. Миниатюра Анны Хамец, выполненная в 1969 году по рисунку Войцеха Герсона

Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из лучших песен «Желание» или «Если б я солнышком на небе сияла». В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Трогательно простился с ним его учитель Эльснер.

Иосиф Эльснер (1769-1854), учитель Фридерика Шопена по теории музыки и композиции

В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда. Помня хороший приём, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельный концерт, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно. Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших - его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Никола Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные и друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободным и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и направился в Париж. В дороге Шопена настигло потрясшее его известие: восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь. С мыслями о трагических судьбах родины непосредственно был связан созданный ещё до приезда в Париж самый знаменитый этюд Шопена, получивший название «Революционный». В нём воплотился дух ноябрьского восстания, а также гнев и скорбь. Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж. Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже своё сердце после смерти он завещал отвезти на родину. Шопен «завоевал» Париж сначала как пианист. Он сразу же поразил слушателей своеобразным и необычным исполнением.

Фридрих Калькбреннер (1788 - 1849). С литографии Г. Рихарди. Немецкий пианист, композитор и педагог. С 1824 г. жил в Париже, где считался самым выдающимся преподавателем фортепианной игры.

В то время Париж был наводнен музыкантами из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Герц, Гиллер.

Фердинанд Гиллер (1811 - 1885) - немецкий пианист, композитор, дирижёр, муз. теоретик, историк музыки и критик; основатель Кёльнской консерватории. Был связан с Ф. Шопеном горячей дружбой (существует бронзовая медаль, на которой изображены Шопен и Гиллер)

Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворённым и поэтичным. О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: «Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства».

Ф. Лист (1811-1886)

Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира. На концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки по пять - семь часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором, с мировым именем, Шопен не мог позволить себе прекратить эти так сильно изнурявшие его занятия с учениками. Вместе с ростом популярности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых.

Ф. Шопен среди известных пианистов его времени (1835). Слева направо: стоят - Т. Деллер, Я. Розенгейн, Ф. Шопен, А. Дрейшок, С. Тальберг; сидят - Э. Вольф, А. Гензельт, Ф. Лист.

В числе его друзей - Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он отдавал всегда своим соотечественникам. Ради гостя из Польши он изменял строгий порядок своего рабочего дня, показывая ему достопримечательности Парижа. Часами мог он слушать рассказы о родине, о жизни родных и друзей.

С юношеской ненасытностью наслаждался народными польскими песнями, а на понравившиеся стихи нередко писал музыку. Очень часто эти стихотворения, превращенные в песни, попадали обратно в Польшу, становились достоянием народа. Если же приходил близкий друг, польский поэт Адам Мицкевич, Шопен сразу садился за фортепиано и играл для него часами. Вынужденный, как и Шопен, жить вдали от родины, Мицкевич тоже тосковал по ней. И только музыка Шопена немного ослабляла боль этой разлуки, переносила его туда, далеко, в родную Польшу. Именно благодаря Мицкевичу, исступленному драматизму его «Конрада Валленрода», родилась Первая баллада. И Вторая баллада Шопена связана с образами поэзии Мицкевича. Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было.

Его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, хотя бы и всемирно известным, но добывающим средства для жизни трудом. На многие годы он связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд.

Судя по «музыкальным портретам» Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен превыше всего ценил в них созданное его воображением обаяние чистоты. В Жорж Санд можно было найти все что угодно, только не это. К тому времени она пользовалась скандальной репутацией. Шопен не мог не знать этого. Но Лист и его подруга Мари д"Агу высоко ценили литературное дарование Жорж Санд и именно об этом беседовали с Шопеном и Мицкевичем, подчёркивая, что они ценят её прежде всего как писательницу. Они же способствовали появлению Жорж Санд на музыкальных вечерах у Шопена.

Жорж Санд

Нужно сказать, что об истории отношений Шопена с Жорж Санд не так много достоверной информации. Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое «самопожертвование» и «материнские заботы» о композиторе. Лист в книге, изданной ещё при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил её в том, что именно она была причиной его безвременной смерти. Войцех Гжимала, один из ближайших друзей Шопена, также считал, что Жорж Санд, «которая отравила все его существование», была виновницей его гибели. «Ядовитым растением» называл её Вильгельм Ленц, ученик Шопена, до глубины души возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно обращалась Жорж Санд с Шопеном даже в присутствии посторонних. С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей.

Он отдался всецело творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма. Такова Вторая соната, с похоронным маршем, принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: «После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы». Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена, национальной трагедией. Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства скорби. Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины.

Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным. Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли. Чтобы поправить свое тяжёлое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание:
«Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось».

Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор, которую он уже не мог сыграть, записал лишь на бумаге. По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер.