Ежедневное чтение литературных произведений в подготовительной группе. Сказки для подготовительной группы детского сада. Русская народная сказка «Волк и лиса»

Перспективно - тематическое планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы

(подготовительная группа) 2011-2012 уч.год

СЕНТЯБРЬ

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень. Лес осенью. Осень в Якутии»

Лексическая тема

«Осень. Овощи. Фрукты»

А.Н Майков «Осень»

В.А. Сухомлинский

«Кого ждала рябина»

В.А. Сухомлинский

Улетают лебеди»

В.А.Сухомлинский « Осенний наряд»

В.А. Сухомлинский

« Как начинается осень».

«Осенние дожди»

По Г. Скоребицкому

В.А. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек»

1.«Осенний клен»

В.А. Сухомлинский

2. «Ива - будто девушка золотокосая»

В.А. Сухомлинский

3. «Осень принесла золотистые ленты»

В.А. Сухомлинский

И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»

Е. Пермяк « В школу»

Сказка « Кот – воркот, Котофеевич»

В.А.Сухомлинский

«Коростель и крот»

В.А. Сухомлинский « Ласточки прощаются с родной стороной»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л.Толстой.«Дуб и орешник»,

В. Сладков«Осень на пороге»

К. Твардовский « Лес осенью» В. Сухомлинский «Рыжие белочки»

«Стыдно перед соловушкой»

В.Строков «Насекомые осенью»

Н.Носов, «Огородники» » М.Соколов-Микитов «Листопадничек,

В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

«Хроменькая уточка» (украинская сказка),

Л. Толстой (басня «Старик и яблони»),

«Мужик и медведь» - р.н.с.

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка»

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

1.«Лягушка – путешественница»

В.М. Гаршин

К. Ушинский Четыре желания»

В.А.Сухомлинский «Пряник и колосок»

«Сивка – бурка» Р.Н.С.,

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

1.»Дождик» З.Александрова

1.Песня об осени

1.«Последние ягоды» И.Павлова

«Спор деревьев» К.Ушинский

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

1.«Божья коровка»

Скребицкий

Г.Е. Сычева «Осень»

1.»Осенний букет»

), «Овощи» Ю.Тувим

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

«Под грибом» (по сказке В.Сутеева)

«Пекарь и портной»

В.А.Сухомлинский

ОКТЯБРЬ

Подготовительная группа ... разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы », «Коммуникация» в средней группе ...
  • Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    ... по образовательной области «Чтение художественной литературы » Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность в семье Непосредственная образовательная деятельность Образовательная ...

  • Лексическая тема

    «Осень. Насекомые»

    Лексическая тема

    «Осень. Как звери к зиме готовятся»

    Лексическая тема

    «Осень. Перелетные птицы».Птицы Якутии»

    Лексическая тема

    «Осень. Хлеб»

    В.Строков «Насекомые осенью»

    В.А.Сухомлинский

    «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»

    Рус. Народная сказка «Пых»

    «Вини – Пух и все-все-все» главы пересказ Заходера

    В.Бианки; «Готовятся к зиме», «Прячутся» В.А.Сухомлинский.

    «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

    Пришвин. «Жил – был медведь»

    Р.н.с.»Зимовье зверей»

    И.Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной» В.А.Сухомлинский; «Улетают лебеди»

    Д. Мамин - Сибиряк«Серая шейка"

    В. Бианки

    «Прощальная песенка»

    Михалков «Дядя Степа»

    «Лисичкин хлеб» М.Пришвин; «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд» В.А.Сухомлинский; «Колосок» - украинская сказка.

    «Хлеб» М. Глинская

    «Легкий хлеб» белорусская сказка

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    «Конек-горбунок» П.Ершов.

    «Голубой зверек» А. Барков

    «Девочка и синичка» В.А. Сухомлинский

    «Мешок овсянки» А. Митяев

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    «Мы не заметили жука» А. Барто.

    «Зайка» В.И. Мирясов

    Составление описания журавля. (Коноваленко В.В.)

    По серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (Коноваленко В.В.)

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    Составление рассказа по картине «Осень»(Коноваленко В.В.).

    «Как готовятся к зиме звери и птицы»(Коноваленко В.В.)

    «Птичка летает…» И.Токмакова.

    «Уж небо осенью дышало» А.Пушки

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    «Стрекоза и муравей» Крылов.

    Сказка «Два жадных медвежонка»

    Данное планирование разработано для детей подготовительной группы с учетом ФГОС по программе "Радуга"

    Просмотр содержимого документа
    «Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе»

    МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»

    Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе.

    Воспитатель:

    Золотарёва Н.В.

    2016-2017 г.

    СЕНТЯБРЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    Даль В.И. Старик годовик

    Аксаков С.П. Аленький цветочек

    3.Природоведческая литература. Умные книги.

    Пришвин М. «Этажи леса»

    Некрасов Н.А. Перед дождём

    5.Фольклор

    Глупый Иван

    2 НЕДЕЛЯ

    Топелиус С. Три ржаных колоска (Перевод со шведского А.Любарской)

    Ершок П.П. Конёк -горбунок

    Сладков Н. Целебные травы

    Барто А.Л. Я думал, взрослые не врут.

    5. Фольклор

    Когда солнышко взойдет.

    3 НЕДЕЛЯ

    Скребицкий Г.А. Всяк по-всякому

    Драгунская К.В. Лекарство от послушности

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Паустовский К. Кот – ворюга

    Черный С. Перед сном

    5. Фольклор

    Сбил, сколотил-вот колесо

    4 НЕДЕЛЯ

    Эме М. Краски (Перевод с французского И. Кузнецовой)

    Пушкин А.С Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Чарушин Е. На нашем дворе

    Волошин М.А. Осенью

    5. Фольклор

    Федул, что губы надул?

    ОКТЯБРЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    Андерсон Г. Гадкий утёнок

    Ремизов А.М. Гуси-лебеди

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Онегов А. На лесной полянке

    Владимиров Ю.Д. Оркестр

    5. Фольклор

    Ты пирог съел?

    2 НЕДЕЛЯ

    Как собака нашла себе хозяина Башкирская сказка)

    «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Бианки.В. Кто где живет?

    Мошковская Э.Э Добежали до вечера

    5. Фольклор

    Где кисель-там и сел

    3 НЕДЕЛЯ

    Соколов-Микитов И.С. Соль Земли

    Н. Носов. Бобик в гостях у Барбоса

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Воронин С. Трусишка

    Мошковская Э.Э Какие бывают подарки

    5. Фольклор

    Вы послушайте, ребята

    4 НЕДЕЛЯ

    Перро Ш. Кот в сапогах (Перевод с фр. Т.Габбе)

    К.Д. Ушинский. Слепая лошадь

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Паустовский К. Растрепанный воробей

    Токмакова И.П, Мне грустно

    5. Фольклор

    Богат Ермошка

    НОЯБРЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    РНС «Царевна - лягушка»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Э.Шим «Очень вредная крапива»

    Е. Трутневой « Осень».

    5. Фольклор

    «Сбил, сколотил – вот колесо…»

    2 НЕДЕЛЯ

    Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»

    Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Я.Тайц «Послушный дождик»

    «Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин

    5. Фольклор

    «Где кисель -тут и сел...»

    3 НЕДЕЛЯ

    РНС «Никита Кожемяка»

    «Великие путешественники» М.Зощенко

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Л. Толстой «Дуб и орешник»

    «Лучше нет родного края» П.Воронько

    5. Фольклор

    «Братцы, братцы!..»

    4 НЕДЕЛЯ

    «Цветик-семицветик» А. Катаев

    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад»

    «Зима! Крестьянин, торжествуя…» А.С.Пушкин

    5. Фольклор

    «Чигарики-чок-чигарок...»

    ДЕКАБРЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    «Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой

    А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    В. Бианки «Купание медвежат»

    И. Бунин «Первый снег»

    5. Фольклор

    «Лиса рожью шла...»

    2 НЕДЕЛЯ

    «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой

    К. Чуковский «Федорино горе»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).

    Е. Михайлова «Что такое Новый год»

    5. Фольклор

    «Киска, киска, киска, брысь.»

    3 НЕДЕЛЯ

    «Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой

    К. Чуковский «Бармалей»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Г. Снегирев «След оленя»

    Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»

    5. Фольклор

    «Баю-бай, баю-бай.»

    4 НЕДЕЛЯ

    «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»

    Д. Хармс «Иван Торопышкин»

    5. Фольклор

    «Зима пришла»

    ЯНВАРЬ

    3 НЕДЕЛЯ

    Корней Чуковский «Айболит»

    Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Р.н.с. «Заюшкина избушка»

    И.Токмакова «Мне грустно»

    5. Фольклор

    «Как у нашего кота.»

    4 НЕДЕЛЯ

    Муха-Цокотуха Корней Чуковский

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    А.К. Толстой «Белка и волк»

    Э. Мошковская Хитрые старушки»

    5. Фольклор

    «Пошел, кот под мосток. ,».

    ФЕВРАЛЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    Братья Гримм «Сладкая каша»

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

    Б. Заходер «Повара»

    5. Фольклор

    «Масленица, Масленица»

    2 НЕДЕЛЯ

    РНС Сивка-Бурка

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    И.С. Никитин «Встреча зимы»

    Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»

    5. Фольклор

    «Баю-баюшки, баю…»

    3 НЕДЕЛЯ

    РНС «Волшебная дудочка»

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева»

    Н. Рубцов. «Про зайца»

    5. Фольклор

    «Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака

    4 НЕДЕЛЯ

    В.Одоевский «Мороз Иванович»

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    А.А. Блок «Снег да снег кругом»

    Н. Матвеева. «Путаница»

    5. Фольклор

    «Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина

    МАРТ

    1 НЕДЕЛЯ

    Братья Гримм «Госпожа Метелица»

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Б. Житков «Про слона»

    С. Есенин «Береза»

    5. Фольклор

    «Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус

    2 НЕДЕЛЯ

    Братья Гримм «Золотой гусь»

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Л.Н. Толстой «Акула»

    С. Маршак «Тает месяц молодой»

    5. Фольклор

    Песенки. «Как на тоненький ледок.»

    3 НЕДЕЛЯ

    РНС Пастушья дудочка

    Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Е. Трутнева «Колокольчик»

    А. Плещеев «Весна»

    5. Фольклор

    «Уж я колышки тешу.»

    4 НЕДЕЛЯ

    П.П.Бажов «Хрупкая веточка»

    Я, Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлсон первая и единственная»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    М. Познананская «Одуванчик»

    И. Токмакова «Кораблик»

    5. Фольклор

    «Ласточка- ласточка.»

    АПРЕЛЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    РНС «Хаврошечка»

    В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Н. Сладков «Любитель цветов»

    Н. Заболоцкий. «На реке»

    5. Фольклор

    «Уж ты, пташечка, ты залетная.»

    2 НЕДЕЛЯ

    РНС «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

    Б. Житков «Как я ловил человечков»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

    А. Введенский. «Песенка о дожде»

    5. Фольклор

    «Грачи-киричи.»

    3 НЕДЕЛЯ

    РНС «По щучьему веленью»

    Г. Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха»

    А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок

    5. Фольклор

    «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж.»

    4 НЕДЕЛЯ

    Шарль Перро «Золушка»

    Г. Х.Андерсен «Новый наряд короля»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

    Ф. Тютчев. «Весенние воды»

    5. Фольклор

    «Дождик, дождик, веселей.»

    1 НЕДЕЛЯ

    Сказка о славном и могучем богатыре Еруслане Лазаревиче

    А. Волков «Волшебник изумрудного города»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    В. Катаев «Грибы»

    А. Пушкин «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»)

    5. Фольклор

    «Никоденька-гусачок.»

    2 НЕДЕЛЯ

    Максим Горький Про Иванушку-дурачка

    А. Волков «Волшебник изумрудного города»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Л.Н.Толстой «Птичка»

    М. Лермонтов. «На севере диком»

    5. Фольклор

    «Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака

    3 НЕДЕЛЯ

    Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

    Д. Хармс. «Веселый старичок»

    5. Фольклор

    «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы

    4 НЕДЕЛЯ

    РНС «Волшебное кольцо»

    Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

      В. Осеева «Ежинка»

    П. Соловьева. «Ночь и день»

    5. Фольклор

    «Тин-тин-ка!..»

    Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

    Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

    Художественная литература

    Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

    Для чтения детям

    Русский фольклор
    Песенки.

    «Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

    «Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

    «Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

    «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

    Заклички.

    «Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

    «Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

    Русские народные сказки.

    «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

    «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

    «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

    «Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

    «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

    «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия.

    В. Брюсов. «Колыбельная»;

    И. Бунин. «Первый снег»;

    С. Городецкий. «Котенок»;

    С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

    А. Майков. «Летний дождь»;

    Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

    И. Никитин. «Встреча зимы»;

    А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

    А. Плещеев. «Мой садик»;

    А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

    И. Тургенев. «Воробей»;

    Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

    А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

    М. Цветаева. «У кроватки»;

    С. Черный. «Волк»;

    Я. Аким. «Жадина»;

    А. Барто. «Веревочка»;

    Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

    В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

    С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

    Д. Хармс. «Веселые чижи»;

    Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

    Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

    Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

    М. Яснов. «Мирная считалка».

    Проза.

    В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

    Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

    С. Черный. «Кот на велосипеде»;

    Б. Алмазов. «Горбушка»;

    М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

    А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

    С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

    В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

    Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

    Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

    М. Москвина. «Кроха»;

    Н. Носов. «Живая шляпа»;

    Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

    К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

    Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

    Фольклор народов мира

    Песенки.

    «Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

    «Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

    «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

    «Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

    «Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

    «Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

    Сказки.

    «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

    «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

    «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

    «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

    «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

    «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

    «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

    «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия.

    Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

    А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

    Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

    Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

    В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

    Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

    Литературные сказки.

    Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

    А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

    X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

    О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

    Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

    Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

    Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

    Для заучивания наизусть

    «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

    И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

    Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

    Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

    С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

    М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

    М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

    А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

    А. Плещеев. «Осень наступила...»;

    И. Суриков. «Вот моя деревня».

    Для чтения в лицах

    Ю. Владимиров. «Чудаки»;

    С. Городецкий. «Котенок»;

    В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

    Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))

    Литературные сказки.

    А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

    Н. Телешов. «Крупеничка»;

    Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

    П. Бажов. «Серебряное копытце»;

    В. Бианки. «Сова»;

    А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

    Б. Заходер. «Серая звездочка»;

    В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

    А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

    Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

    Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

    Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по ознакомлению с художественной литературой

    Беседа «Откуда пришла книга»

    Цель: познакомить с разнообразием книг (в прошлом и сейчас), дать детям понятие как делается книга. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.

    Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Филипок»

    Цель: донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для крестьянского ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, человек«дела»

    Аппликация «Школа»

    Цель: учить составлять из геометрических фигур разнообразные архитектурные постройки.

    Выставка «Какими бывают книги»

    Цель: познакомить с разнообразием книг, их оформления.

    ЦВЕТЫ САДОВЫЕ

    Заучивание А.К.Толстого «Колокольчики»

    Цель: Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны.

    Обогащение лексики признаками и действиями предметов.

    Развитие диалогической речи.

    Закрепление названий полевых цветов.

    Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

    Чтение стихотворений Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

    Цель: вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы,учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных тестов.

    Рисование «Любимый цветок»

    Цель:передавать изображение цветов по прочитанным произведениям

    Выставка детских рисунков «Мой цветок»

    Цель:учить любоваться красотой природы, радоваться за полученный результат

    ОВОЩИ И ФРУКТЫ

    Пересказ Л.Н.Толстого «Косточка»

    Цель:учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их. Учить пересказывать близко к тексту.

    Чтение Н.Носова «Огурцы». Рассматривание иллюстраций, знакомство с творчеством

    Цель:познакомить детей с творчеством Н.Носова с его биографией.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения.

    Лепка «Фрукты и овощи»

    Цель:вызвать интерес к реальному изображению овощей и фруктов.

    Выставка творчества Н.Носова

    Цель:познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

    ЯГОДЫ

    ГРИБЫ

    Ознакомление с малыми фольклорными формами

    Цель: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

    Вечер загадок «В грибном царстве, в ягодном государстве»

    Цель:закрепить, систематизировать знания детей о малых фольклорных формах-загадках, умение самим составлять загадки.

    Рисование «Грибное лукошко»

    Цель: учить по загадке изображать грибы

    Изготовление альбома «Загадки и отгадки»

    Цель:учить подбирать соответствующие отгадки

    ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

    Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

    Цель:поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представление о пословицах и поговорках.

    Чтение М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб»

    Цель: учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав.

    Рисование по пословицам о хлебе

    Цель:учить предавать в рисунке содержание пословиц.

    Изготовление альбома «Хлеб всему голова»

    ОСЕНЬ

    Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

    Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы.

    Чтение стихотворений про осень, слушание П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь»

    Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).

    Аппликация «Чудо листочки» (составление картины из сухих листьев)

    Цель: учить составлять композицию по литературному произведению

    Выставка книг и картин «Золотая осень»

    Цель: формировать умения воспринимать поэтические произведения в единстве словесного и изобразительного искусства.

    ПЕРЕЛЕТ

    НЫЕ

    ПТИЦЫ

    Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

    Цель:помочь усвоить биологические сведения:приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек».

    Театрализация р.н. сказки «Гуси-лебеди»

    Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре,подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа;формировать живой интерес к русскому фольклору.

    Коллективная аппликация «Лягушка-путешественница»

    Цель:передавать понравившийся эпизод сказки.

    Изготовление альбома «Любимые герои сказок»

    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕЮГА И СЕВЕРА

    Пересказ Л.Н.Толстого «Слон»

    Цель: воспитывать нравственные качества: жалость к животным, забота о своей семье; расширять кругозор детей.

    Чтение Д.Р.Киплинг «Книга джунглей»

    Цель:познакомить с творчеством Д.Р.Киплинга

    Рисование «Кто живет в джунглях»

    Цель: передавать образы реалистичных животных.

    Изготовление мнемотаблиц для составления сказок

    ОДЕЖДА

    ОБУВЬ

    ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

    Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Цель: углублять и расширять знания о творчестве А.С.Пушкина;воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

    День рождение Н.Носова. Чтение Н.Носова «Живая шляпа», «Заплатка» (инсценировка)

    Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

    Рисование по сказкам Пушкина

    Цель:развивать творческое воображение передавая образ сказочных героев

    1.«Книжкина больница»;

    2.Выставка «Моя любимая книжка»

    Цель:прививать любовь к художественным произведениям.

    ЗИМА

    ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕ

    НИЯ

    Рассказывание р.н.сказки «Снегурочка»

    Цель: Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

    Знакомство с биографией А.С.Пушкина. Чтение А.С.Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя…»

    Цель: продолжать знакомить с творчеством великого русского поэта; расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

    вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

    Коллективная работа «Елочка»(оригами)

    Цель: учить передавать красоту зимнего леса.

    Выставка творчества А.С.Пушкина

    Цель: познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

    НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ

    Чтение рассказа Драгунского «Друг детства»

    Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

    закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

    Слушание в аудиозаписи А.Барто «Игрушки»

    Лепка «Дед Мороз спешит на елку»

    Цель: лепить игрушки, которые могут быть в мешке у Деда Мороза.

    Выставка «Моя любимая игрушка»

    Цель: , учить принимать на себя роль экскурсавода при рассказывании о своей игрушке, прививать бережное отношение к игрушкам.

    МЕБЕЛЬ

    Чтение С.Маршака «Откуда стол пришел?»

    Цель: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

    Учить подбирать рифмы к различным словам;

    Сюжетно-ролевая игра «Семья» (обыгрывание поделок)

    Цель: учить детей отражать в играх события реальной жизни;совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь.

    Конструирование из бумаги «Мебель»

    Цель: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

    Пополнение атрибутами мебели для сюжетно-ролевой игры

    ПОСУДА

    Чтение Н.Носова «Мишкина каша»

    Цель: воспитывать чувство юмора-умение понимать и ценить юмор, радоваться ему.

    Рисование «Золотая хохлома»

    Цель: передавать харектерные особенности росписи, закреплять видовое разнообразие посуды

    Выставка посуды по видам росписи (хохлома, гжель, Городец)

    Цель:расширять знания дтей о видах росписи

    ДОМАШ

    НИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

    Цель:учить детей пересказывать текст, точно,последовательно, выразительно, проникаться чувством симпатии к мальчику, видят в его поступке проявление мужества.

    Рассказывание р.н.сказки «Хаврошечка»

    Цель:помочь дать мотивированную оценку персонажам, обратить внимание на яркость и образность повествования.

    Аппликация «Пушистый котенок»

    Цель: передавать образ котенка из рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

    Изготовление масок животных для театрализации сказок

    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Чтение Е. Чарушина «Волчишко»

    Цель: пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;

    при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;

    воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;

    ; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия.

    Театрализация сказки «Сказка про храброго зайца»

    Цель:побуждать детей к активному участию в театрализации сказки,учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь.

    Рисование «Зайчик серенький сидит»

    Цель:учить передавать в рисунке эпизод из жизни животного, через композиционное расположение персонажа.

    Изготовление альбома «Узнай и расскажи сказку»

    ЗАЩИТ

    НИКИ ОТЕЧЕСТВА

    Рассказывание р.н.сказки «Никита Кожемяка»

    Цель:обратить внимание на характерные особенности героя-стремление прийти на помощь, готовность к защите Родины, вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.

    Чтение А.Митяев «Мешок овсянки»

    Цель: Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.

    Подарок для папы

    Цель:учить проявлять заботу и внимание о близких людях

    Персональная выставка работ «Маленький художник»

    Цель:воспитывать чувство радости за успехи своих друзей.

    СЕМЬЯ

    Заучивание Г.Виеру «Мамин день»

    Чтение по ролям С.Михалкова «А что у вас?», беседа о маме

    Цель:учить рассказывать стихотворение по ролям, интонационно выразительно проговаривать фразы.

    Рисование р.н.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    Цель: воспитывать интерес и желание отображать в рисунке понравившийся отрывок из сказки.

    Пополнение группового фотоальбома «Я и моя семья»

    ВЕСНА

    Чтение М.Пришвина «Золотой луг»

    Вечер поэзии «Полюбуйся: весна наступает»

    Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

    учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

    Рисование «Ранняя весна»

    Цель: учить создавать сюжетные композиций на темы окружающей жизни и поэтических

    произведений.

    Выставка картин-натюрмортов «Цветы»

    Цель: пополнять знания детей о цветах, воспитывать чувство прекрасного

    Первая неделя апреля

    День рождение книги. Викторина по произведениям Н.Носова

    Цель: уточнить знания детей о произведениях Н.Носова;

    Воспитывать любовь к художественной литературе.

    Чтение Н.Носова «Фантазеры». Вечер фантазий «Чья история смешнее»

    Цель: помочь проникнуть в замысел рассказа- веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь-неприятность, огорчение, помочь осознать смысл слова«фантазеры», учить самостоятельно придумывать смешные ситуации.

    Лепка «Фантастический сказочный герой»

    Цель: учить создавать фантастический образ

    Коллаж по произведениям Н.Носова

    Цель: закреплять знания детей о творчестве писателя

    КОМНАТ

    НЫЕ РАСТЕНИЯ

    Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

    Цель: подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

    Чтение Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

    Цель:уточнить знания о творчестве Г.Х.Андерсона,учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки и их поступки.

    Аппликация «Цветок»

    Цель:учить составлять необычный фантазийный цветок.

    Изготовление альбома «Мой любимый мультфильм»

    ВРЕМЕНА ГОДА

    (ОБОБЩЕНИЕ)

    Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки»

    Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

    Составление описательного рассказа по пейзажной картине «Май.Облачко» В.Подлянского

    Цель: учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,используя разные типы предложений;обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы.

    Рисование «Цветущая весна» (пальчиковая техника)

    Цель:учить передавать поэтическое весеннее настроение.

    Оформление галереи картин о весне

    Цель:учить соотносить литературный отрыврк о весне с соответствующей пейзажной картиной

    НАСЕКО

    МЫЕ

    Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

    Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

    подвести к пониманию аллегории басни,идеи;воспитывать чуткость к образному строю языка басни;понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

    Чтение с последующим пересказом В.А. Сухомлинского «Пусть будут и соловей и жук»

    Цель: познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского;развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное;

    воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие;

    учить диалогической речи при пересказе.

    Рисование по басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

    Цель:учить предавать образы героев в сюжете

    Выставка «Животные в сказках»

    Цель: знакомить с выразительностью образов животных разных художников

    РЫБЫ

    ПОДВОД

    НЫЙ

    МИР

    Рассказывание р.н. сказки «Царевна-лягушка»

    Цель: продолжать развивать поэтический слух:умение слушать и выделять в тексте выразительные средства.

    Викторина «Мы любим сказки»

    Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

    закрепить знания о малых фольклорных формах.

    Коллаж «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»

    Цель:

    учить создавать композицию из героев различных сказок.

    Выставка детских рисунков «Рисуем сказки»

    Цель: развивать творчество, фантазию.

    Перспективный план
    «Чтение художественной литературы»

    Сентябрь
    1 неделя «Детский сад»
    1. Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»:

    Цель: вызвать у детей желание рассказывать знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.

    2. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

    3. Чтение рассказа Л.Толстого «Была у Насти кукла»

    4 . Чтение стихотворения Г. Новицкой «Тишина».

    Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи. Способствовать развитию произвольной памяти. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    2 неделя «Мой город, моя страна»

    1. Чтение сказки «Кот и лиса»
    Цель: воспитывать умение внимательно слушать сказку.

    2 .Чтение и разучивание стихотворений о городе.
    Цели: развивать память, умение выразительно читать стихи.

    3 . Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»
    Цель: Формировать умение видеть и чувствовать красоту русской природы в художественном произведении.
    4 . Б. Житков «В Москве на улицах».
    Цели: продолжать знакомить детей с произведениями известных детских писателей; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать любовь к столице нашей Родины.

    3 неделя _ «Семья»

    1 . Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».
    Цели: помочь детям понять смысл произведения; поддерживать отрицательное отношение ко лжи; воспитывать честность.

    3 . В. Драгунский «Что я люблю».

    Цели: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев рассказа С. Прокофьевой.

    4 неделя «Осень. Признаки осени».

    1. Чтение стихотворения А.Гришина «Осень»
    Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать
    .
    2 . Чтение пословиц и поговорок об осени.
    Цель: развивать память, мышление.
    3 . Чтение рассказа Е. Чарушина «Еж»
    Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца; воспитывать любовь к животному миру.
    4. Чтение стихотворения И. Белоусов «Осень»

    Цель: развивать память, внимание. Воспитывать любовь к стихам.

    Октябрь
    1 неделя «Осень. Деревья»

    1. Чтение стихотворения «Осенняя песенка» А.Плещеева
    Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца; воспитывать любовь к природе.
    2. «Береза» С.Есенин (чтение стихотворения).
    Цель: формировать умение детей выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
    3. И. Бунин «Листопад» (отрывок)
    Цель: развивать внимание, память, формировать умение отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. Формировать умение детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
    4. И. Токмакова «Ели»
    Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

    2 неделя «Осень. Овощи»
    1 . Отгадывание загадок об овощах.

    Цель: познакомить с малой фольклорной формой – загадками; развивать мышление детей, речь.
    2. Чтение сказки «Пых»

    Цель: воспитывать интерес к сказкам.

    3 .Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
    Цели: продолжать формировать умение воспринимать стихотворные тексты, запоминать отрывки; расширять кругозор детей; закрепить знания об овощах.
    4. Н. Егорова «Редиска, морковка, тыква…»

    Цель: воспитывать любовь к художественной литературе.

    3 неделя «Сад. Фрукты»
    1 .«Старик и яблони» Л. Толстой.

    Цели: познакомить детей с тем, что весной сажают плодовые деревья

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    2. Отгадывание загадок о фруктах.

    Цель: продолжить знакомство с малой фольклорной формой – загадками; развивать мышление детей, речь.
    3. Чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик».
    Цели: подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини; закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

    4 . Г. Юдин «Как варить компот»

    Цель: формировать умение слушать произведение, отвечать на вопросы.

    4 неделя Лес. Грибы и лесные ягоды.
    1. Чтение «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов.

    Цель: формировать желание внимательно слушать и запоминать прочитанное стихотворение. Развивать память.
    2 .Я. Тайц «По грибы» - чтение произведения

    Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать произведение,

    передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;

    3 . Чтение русской народной сказки «Под грибком».
    Цель: формировать умение интонационно верно передавать диалоги персонажей;

    Использовать при пересказе выразительные средства языка.

    4. Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок»

    Цель: формировать интерес к произведению.Развивать знания о животном мире.

    Ноябрь
    1 неделя «Одежда»
    1. С. Маршак «Перчатки» - работа по содержанию стихотворения.

    Цели: продолжать формировать умение детей понимать содержание стихотворений;

    Помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности.

    2 . Н. Носов « Заплатка».

    Цель: прививать любовь к художественной литературе, учить грамотно, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь.

    3. Ш. Перо " Красная Шапочка".

    Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.

    4. С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание)

    Цель: формировать умение замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение.

    2 неделя «Обувь»
    1 . Чтение рассказа Коновалова « Упрямые сапоги».
    Цели: продолжать развивать интерес к художественной литературе, способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения; учить давать оценку поступкам героев произведения; расширять представления об обуви; - развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, моторику; -воспитывать бережное отношение к вещам.
    2. Чтение и разгадывание загадок об обуви.

    3. Чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».
    Цели: формировать умение понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль; формировать умение понимать особенности характера действующих лиц; формировать образную речь.

    4. Чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца».

    Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия. Развивать слуховую память, эмоционально- волевую сферу, совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

    . 3 неделя «Игрушки»
    1 .Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
    Цель: вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии.
    2 . С. Маршак «Мяч».
    Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка.
    3. Агния Барто «Резиновая Зина».
    Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения Агнии Барто.

    4 неделя «Посуда»

    1. К. Чуковский «Федорино горе».
    Цели: продолжать развивать умение детей внимательно слушать стихотворные произведения; создавать условия для выражения детьми восприятия текста во внешнем действии.

    2. Чтение стихотворения А. Кондратева « Можно много-много раз».
    Цели: развивать у детей умение слушать стихотворение и понимать его смысл; помочь запомнить стихотворение; уточнять и расширять представления детей о посуде; учить использовать в речи предложения в утвердительной и отрицательной форме; развивать зрительно-моторную координацию, внимание, память; воспитывать аккуратное обращение с посудой.

    3 . В. Карасева «Стакан»

    Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, рассказывать о помощи по дому.

    4. Чтение рассказа Н. Калининой «Мамина чашка».
    Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; учить задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память.
    Декабрь
    1 неделя «Зима. Зимующие птицы»
    1 . Чтение С. Михалков «Про мимозу».
    Цели: расширять представление детей о здоровом образе жизни, о том, как надо одеваться зимой, как укреплять своё здоровье зимой; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения.
    2 .Чтение рассказа Г. Скребицкого «Чем дятел зимой кормится? »

    Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Уделять внимание формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к ним.

    3 . И. Суриков «Зима».
    Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе; прививать чуткость к поэтическому слову.
    4. Чтение сказки «Два мороза».
    Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам.

    2 неделя «Домашние животные. Домашние птицы.

    1. Рассказывание сказки «Рукавичка».
    Цель: формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки.
    2. Н. Носов «Живая шляпа».
    Цели: продолжать развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе.
    3 . Рассказывание сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок» .
    Цели: помочь детям правильно осмыслить содержание сказки; учить сопереживать героям и давать оценку их поступкам; расширять представления детей о домашних птицах; обогащать словарь детей глагольной лексикой; развивать слуховое и зрительное восприятие, память.

    4. «Смоляной бычок» (рассказывание русской народной сказки)

    Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
    3 неделя «Дикие животные»

    1 .Чтение сказки «Зимовье зверей».
    Цели: развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам.
    2. Чтение сказки «Лиса и петух».
    Цели: воспитывать умение внимательно слушать. Запоминать прочитанное произведение.

    3 . Чтение сказки «Заяц и ёж».
    Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать любовь к животным.
    4. «Большое путешествие маленького мышонка» (рассказывание сказки)

    Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы. Воспитывать интерес к сказкам разных народов.
    5. « Лесная газета» В.Бианки (чтение рассказов).

    Цель : продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.

    Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.

    4 неделя «Новый год»

    1 . Чтение и разгадывание загадок о зиме.
    Цели: побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить умение разгадывать загадки.

    2 . Чтение художественной литературы: «Стихи про Новый год» .

    3 . Чтение стихотворения «Елка» Э. Мошковская.

    Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Воспитывать любовь к стихам.
    4. Чтение: «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова.

    Цель: развивать желание слушать. Формировать радостное настроение в ожидании праздника.

    Январь
    1 неделя «Каникулы»
    1 .Чтение сказки «Снегурочка».
    Цель: формировать умение внимательно слушать сказку. Отвечать на вопросы по тексту.

    2. Чтение Г. Андерсен «Снежная королева».

    Цель: отметить характеры героев, их положительные и отрицательные стороны, выявить воспитательную ценность сказки.

    3 .Отгадывание загадок о зимних играх.
    Цели: развивать память. слуховое внимание; воспитывать интерес к отгадыванию загадок.

    4 . Чтение худ. литературы. Н. Носов «На горке» .
    Цели: продолжать формировать умение детей слушать рассказы; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; помогать становлению личностного отношения к произведению.

    2неделя «Мебель»

    1. Чтение С. Маршака «Откуда стол пришёл?»
    Цели: обогащать и расширять представления детей о мебели; формировать интерес к художественной литературе; учить отвечать на вопросы фразой; активизировать познавательную деятельность; развивать речь, слуховое и зрительное восприятие, мышление, моторику; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам мебели.

    2. Чтение сказки «Три медведя»

    Цель: воспитывать интерес к сказкам.
    3 . Загадки про мебель.
    Цель: воспитывать умение отгадывать загадки, развивать мышление.

    3неделя «Грузовой и пассажирский транспорт»

    1. В. Клименко «Кто важней всех на улице».
    Цели: расширять знания детей о транспорте путем осмысленного прослушивания произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице.

    2 . Чтение и разгадывание загадок о транспорте.
    Цели: помочь понять, как правильно отгадывать загадку: нужно искать героя загадки, который спрятался, по его описанию (с кем или с чем он сравнивается). Упражнять в подборе сравнительных оборотов к предметам. Развивать фантазию, воображение.
    3. Чтение Сказки Н. Павловой «На машине».
    Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; формировать умение детей описывать различные свойства предметов. Формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка.
    4. «Поезд» Я.Тайц (чтение рассказа).

    Цель: формировать умение внимательно слушать новый рассказ. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к чтению.

    Февраль

    1 неделя «Профессии»
    4 .Чтение стихотворения С. Маршака «Милиционер»
    Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам.

    2. «Дядя Степа» С.Михалков (чтение произведения).

    Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

    Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.

    Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

    3. Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка».
    Цели: формировать умение детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; формировать умение понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
    4. Заучивание стихотворения «Шофер» Б. Заходера.
    Цели: уточнить представления детей о профессии людей на транспорте. Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержание сюжета поэтического текста. Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой, передавать свое отношение к содержанию литературной фразы) .

    2 неделя «Комнатные растения»

    1.«Привередица» русская народная сказка.
    Цели: развивать умение слушать произведение до конца.

    2.Стихотворение Е.Благининой «Бальзамин».
    Цели: продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

    3.Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка».
    Цели: воспитывать интерес к сказкам.

    4.Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония».
    Цели: способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

    3 неделя «Наша Армия»
    1. «Пограничники» С.Я.Маршак (чтение стихотворения).

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

    Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

    3 . Н.Теплоухова «Барабанщик».
    Цели: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.

    Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

    4. Чтение стихотворений ко Дню защитника Отечества.
    Цели: развивать выразительность речи, чувство ритма.
    5 . Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».
    Цели: формировать умение понимать характер произведения; выражать свои впечатления в связных высказываниях.
    4 неделя «Стройка.Профессии строителей»

    1 .Чтение Пермяка « Для чего руки нужны?»
    Цели: помочь детям понять и правильно осмыслить содержание произведения побуждать отвечать на вопросы фразой; обогащать словарь глагольной лексикой. Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, моторику; воспитывать умение слушать ответы других детей.
    2. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители».

    Цели: познакомить детей с различными профессиями и их особенностями. Дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях.

    Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.
    3 . Драматизация сказки «Три поросёнка»

    Цель: закреплять знание сказок, вызвать желание участвовать в инсценировке, развивать актёрские способности.

    4 . Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».

    Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать желание выслушивать друг друга, не перебивать.

    Март
    1 неделя Весна. Мамин праздник. Первые цветы.

    1. «Мамин день» Г.Виеру (чтение стихотворения).
    Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к маме.
    2. Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама».
    Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Пополнить словарный запас эмоционально- оценочной лексикой.
    3 . Чтение рассказа Н. Калининой «Мамина чашка».
    Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память.
    4 . С Капутикян «Моя бабушка».
    Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность.
    2 неделя «Профессии мам»
    1. «Работа» Д. Габе (чтение рассказа).

    Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.

    2. Чтение произведения Михалкова «А что у вас?»
    Цель: развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству.
    3 . Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа».
    Цели: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;

    Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание

    произведения, осмысливать идею; учить, отвечая на вопросы, правильно

    строить предложения.
    4 . Чтение художественной литературы: «Айболит»
    Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей.
    3 неделя «Подводный мир»

    1 .«Первая рыбка» Е. Пермяк.
    Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе.

    Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.

    2. Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»?
    Цель: помочь детям запомнить р. н. п., выразительно читать её наизусть, развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями).

    3. Сказка «По щучьему велению».

    Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы

    4 .Разучивание стихов, загадок о рыбах.
    Цель: воспитывать умение отгадывать загадки.

    4 неделя «Наш город (страна, улица)»
    1. Чтение и разучивание стихов о городе.
    Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать.

    2. «В театре» А.Барто (чтение стихотворения).

    Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к художественной литературе.
    3. Чтение стихотворения А. Кардашовой «Наш дворец для всех открыт»
    Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца.
    4. П. Воронько «Лучше нет родного края» - чтение.

    Цели: формировать умение участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю.

    Апрель.
    1 неделя «Мы читаем»
    1. «В гости к книжке» (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов)

    Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

    Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус.

    1 .Чтение стихотворения Я.Аким « Неумейка ».
    Цели: развивать способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки.

    2 . Ш. Перро «Мальчик – с пальчик» - рассказывание сказки.

    Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

    Формировать образность речи, понимание образных выражений;

    развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

    4 .Чтение произведения «Мойдодыр» К. Чуковский.
    Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте.
    2 неделя «Космос»

    1. В. Бороздин «Звездолетчики»
    Цель: формировать умение слушать произведение и отвечать на вопросы
    .

    2. Загадки о космосе.
    Цели: развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов.
    3 . Рассказ В. Бороздин «Первый в космосе».
    Цели: расширять представлений детей о космосе. Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою.

    3 неделя «Птицы прилетели»

    1. Чтение А. Плещеева «Дети и птичка».

    Цель: развивать память, слуховое внимание. Воспитывать интерес к слушанию.

    2. Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла (Воробей с березы на дорогу прыг) ».

    Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии.

    3 . Чтение рассказа В.Воробьёва « Чистюля »
    Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам.
    восприятие, память; воспитывать умение выразительно декламировать стихи.

    4. «Хотела галка пить…» Л.Н.Толстой (чтение произведения).

    Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей.

    4 неделя « Неделя здоровья»
    1. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании»
    Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память.

    2 . Сенченко «Хлеб святой».

    3. М. Глинская «Хлеб» - чтение.
    Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес;

    Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. С. Топелиус

    4. «Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.

    Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного;

    Связно передавать содержание прочитанного средствами игры;

    Формировать оценочное отношение к героям сказки.

    2 неделя «День Победы»
    1. «О мальчике Тишке и отряде немцев» (чтение произведения).

    Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей.

    Воспитывать любовь к Родине.

    2. «День Победы» А.Усачев.

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

    3 . Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина».
    Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение;

    Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. развивать память.
    4 . Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа».
    Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.
    3 неделя «Правила и безопасность дорожного движения»
    1 .Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова.
    Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам.

    2 .Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу»
    Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение.

    3. Чтение В.Тимофеев «Для пешеходов».
    Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге.

    4 .Три чудесных цвета» А.Северный, «Если бы…» О.Бедарев (чтение стихотворений)

    Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге.

    4 неделя «Лето»
    1 . И. Крылов «Стрекоза и муравей».
    Цели: познакомить детей с новым литературным жанром – басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду
    2 . Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях».
    Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий.
    3. «Одуванчик» З.Александрова (чтение стихотворения).

    Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.
    4. Рассказывание «Муравьишки» Е. Л. Набойкиной (сказкотерапия) .

    Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (страх, беспокойство, радость, удовольствие) ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.