Евгений онегин постановка в театре. Купить билеты на спектакль "евгений онегин". Римас Туминас поставил "Евгения Онегина"

Издание: Вечерняя Москва

Таких персон традиционно называют «лицо партии». В этом смысле у «Единой России» оно яркое и запоминающееся. В актрисе Лидии Вележевой все излучает гармонию. Если роли - то только любимые, а количество не важно. Если семья - то дружная, с троекратным мужским вниманием (в помощь мужу, актеру и продюсеру Алексею Гуськову, двое подрастающих сыновей, старший из которых уже продолжает дело родителей). На вопрос, каких жертв потребовало от нее искусство, Лидия Вележева вспомнила? химическую завивку для съемок «Очарованного странника» - в экспедиции негде было бы завиваться, пришлось слегка подпортить роскошные волосы. И действительно, глядя на нее, начинаешь верить, что не нужно никаких жертв - все должно быть в радость.
При взгляде на Лидию Вележеву афоризм князя Мышкина: «Красотой спасется мир»- становится аксиомой. В детстве Лидия учила китайский язык, занималась гандболом, посещала кучу кружков - мама вынуждена была работать в две, а то и в три смены, и потому они с сестрой учились в интернате. В 13 лет снялась в своем первом фильме, а в 17 провалилась в Киевском театральном институте, чтобы сразу после этого поступить в Москве. Неудивительно, что никакие трудности ее с тех пор не пугают.

Говорят - Вахтанговский театр, подразумевают некие секреты праздничной театральности, которые знают только посвященные. Как вам, вахтанговке со стажем, кажется - за этими разговорами реальность или уже легенда?
- К сожалению, вахтанговского секрета уже не существует. Сейчас такое время - актеры отработали и разбежались по съемкам и антрепризам. Раньше, например, вахтанговцы обязательно отмечали Новый год, и попасть на эти феерические торжества было нереально - вот уж действительно только для избранных. Теперь этого нет.
Раньше, когда у актеров не было такого количества съемок, озвучаний, антреприз и так далее, рядовой спектакль превращался в праздник, после которого можно было задержаться и пообщаться. Мы, пришедшие в театр в 80-х годах, еще застали… хвостик этой легенды. В буфете рождались идеи новых спектаклей, завязывались романы, а разговоры были не на уровне «как я сыграл» - рассказывались замечательные истории о прошлом, которые мы, молодые, слушали, затаив дыхание.
- Вы играете Адельму в «Принцессе Турандот». Для кого-то из артистов участие в 80-летнем спектакле превратилось в трудовую повинность. А для вас?
- Как?! Почему в повинность? У нас многие артистки, приходя в театр, проходят через «Принцессу Турандот». Начинают с рабынь, потом получают роли побольше. Про себя могу сказать, что когда мне дали роль Адельмы, меня очень грело сознание, что через эту роль прошли все великие вахтанговцы. Конечно, к спектаклю в нынешнем его состоянии есть претензии, в том числе и к актерам. И, конечно, сделать новую редакцию сложнее, чем попросту закрыть спектакль, как в итоге и сделали.
- Как?! «Принцессу Турандот» закрыли?
- Да, закрыли - как нам было сказано - на время. Очень хочется, чтобы «Турандот» вернулась в репертуар. Вы не представляете, что творилось на последнем спектакле.
Впрочем, на «Турандот» всегда аншлаг - это самый кассовый спектакль. По телевидению прошел сюжет, что спектакль снимают, и был невероятный бум. Фотоаппараты, цветы. Конечно, надо искать что-то новое, отредактировать реплики «Масок». Например, упоминание водки «Столичной» или телеграммы-молнии уже не проходит (какие теперь телеграммы?).
А вот загадка про Интернет, которую вставил Рубен Симонов, встречается бурными овациями. Время…
- Вы сегодня довольно мало играете в театре, но зато вас можно увидеть в спектаклях Петра Фоменко и Владимира Иванова, который считается одним из лучших педагогов Щукинского училища. Это что, ваша разборчивость?
- Скорее удача. Куда-то я не попала из-за съемочных периодов. Скажем, когда снималась в «Идиоте», попросила руководство не загружать меня, а в это время как раз шли распределения на несколько лет вперед. Что ж, все что ни делается - к лучшему.
- А вы имеете право отказаться от роли?
- Весь ужас в том, что у нас очень многие имеют на это право. Хотя в идеале артист даже подумать не смеет, чтобы отказаться от роли из-за съемок или из-за того, что «я только что выпустил спектакль». А у нас это вошло в норму. И молодые артисты это видят, копируют, и начинается уже цепная реакция.
- Как вы думаете, почему у Петра Наумовича Фоменко так удался спектакль «Без вины виноватые» в вашем театре? Какие звезды должны были сойтись?
- А потому что он Фоменко. На него надо молиться и выполнять все его капризы - он этого заслуживает. Так точно, понятно, современно и доступно актерам объяснять классику! Мне было так легко понимать, чего он хочет, что в процессе репетиций возникло ощущение, будто я уже могу выйти на сцену, готова! Есть спектакли, которые надо все время повторять, а этот помнишь - настолько прочный там стержень. А ведь уже 14-й год идет. Фоменко и Иванов - те режиссеры, у которых я и сегодня больше всего хочу работать. Знаете, как расстраиваются все, кто не попал в работу к Иванову?
- Как вы можете объяснить (или, может, Владимир Бортко говорил об этом) почему именно в наше время возникла потребность в новом «Идиоте»?
- Очень просто: Владимир Бортко захотел снять весь роман. У Пырьева был любовный треугольник. А Бортко инсценировал роман от первой страницы до последней. Его спрашивали: а почему бы вам не снять «Анну Каренину», например? Потому, отвечал он, что уже есть замечательный фильм по всему роману. А почему бы и нет?
- Понятно, что такие роли, как Настасья Филипповна, требуют от актрисы колоссальной собственной работы?
- На первом месте все равно режиссерские задачи. Я могу, готовясь к съемочной смене, придумывать все что угодно. Но на съемках может выясниться, что твои фантазии не совпадают с режиссерским видением. У меня был некий ступор от того, что мне ничего не помогает, режиссер отобрал у меня все подпорки. Ведь любой предмет в руках - веер, чашка, ручка - может помочь актеру передать состояние персонажа. Я пересматривала пырьевского «Идиота» - у Юлии Константиновны там и муфточка, и веер, которыми можно манипулировать. А Бортко заявил мне, что ему этого ничего не надо. Только фигура, нутро, душа и глаза. Даже ресницы не дал наклеить - мне, говорит, не нужна кукла. При этом все должно быть очень достойно - повадки, походка, манеры. Я старалась приходить на съемки пораньше, чтобы спокойно походить в костюме, настроиться, ничего не трогать, не хватать телефон.
- Достоевский - жестокий автор, и история знает немало срывов у актеров, игравших его. Вы с режиссером искали какие-то защитные механизмы, чтобы и роль получилась, и нервы при этом остались целы?
- Он не жестокий, просто держит в невероятном напряжении. А мы, конечно же, люди ранимые и все пропускаем через себя. На «Идиоте» во мне накопилось эмоциональное ощущение взрыва. А Бортко говорил - не надо, мол, я вижу, что ты можешь, но ты дави эту лаву, не пускай ее наружу, пусть внутри кипит. Мы с ним долго спорили по этому поводу, и он мне доказывал - Настасья Филипповна очень гордая. И даже если взрывается и дает пощечины - делает это достойно. И любой ее шаг - не истеричный всплеск эмоций, а Поступок.
А вообще-то Бортко очень бережно относится к артистам. Лишний раз обратит внимание - отдыхал ли актер, удобно ли ему. Следил, чтобы для меня всегда стоял стул - я ведь не могла в своем платье и с прической, над которой несколько часов трудились гримеры, прилечь на кушетку в перерывах, как это делали мужчины. Он первый на моей памяти выставлял свет без актеров, и приглашал нас только тогда, когда все было готово.
- Говорят, его поразило, как вы сжигаете деньги?
- А-а, это руководство вместе с журналистами приехало в тот момент, когда мы снимали эту сложнейшую сцену, да еще практически одним куском. Вы, сказала я им, сюда приехали посмотреть, не жжем ли мы нал?
- А в жизни вы как относитесь к деньгам: стыдно, когда их нет, и надо стремиться заработать, или нет - и не надо, скорректируем потребности?
- Я не жадный человек и зарабатывать, лишь бы заработать невесть как, не буду. Может, потому что у меня есть каменная стена в лице мужа, и заработком, по большому счету, занимается он, позволяя мне иногда даже полениться.
- Что может дать мать будущему мужчине: уравновешивать лаской строгость отца, постоянно показывать сыну, что она женщина, или побаловать его, пока маленький?
- А вот все понемногу, что вы перечислили. У мальчишек в подсознании - мы, мол, сильные, и потому нам многое позволено. Так что надо все время их собирать. Мне мама всегда говорила - это плохо потому-то и потому-то и всегда рисовала перспективу, объясняя, почему плохо. И я старалась, чтобы мое «нет» было для детей категоричным, но объясняла, почему.
Сейчас многие воспитывают детей по японской системе - вседозволенность до трех лет. Но я считаю это неправильным. А еще я всегда приучала их - прежде чем что-то попросить, выясни, есть ли у нас для этого деньги.
- Ваш старший сын поступил на актерский факультет. Он получил то, чего ожидал?
- Да. Я вижу, с каким наслаждением и как быстро он собирается в институт. И как завидуют ему мальчишки-одноклассники. А теперь выясняется, что он попал к Нине Дорошиной, у которой когда-то училась и я. И наблюдений (есть такое актерское упражнение) у него получилось столько же, сколько и у меня в студенческие годы.
- А вы бы отпустили своих сыновей в армию?
- Нет. Наша армия с ее дедовщиной, работой на стройках у кого-то не дает гарантий, что мой здоровый ребенок вернется живым, не искалеченным и не больным.
- Вы вступили в партию «Единая Россия». Зачем вам это нужно и что вы реально там делаете?
- Могу сказать, что «Единая Россия» - единственная партия, которая не занимается демагогией. Не раздувает шумиху вокруг любой своей акции, а просто делает конкретные дела. Ну, например, одна московская школа - не богатая, обычная - просила компьютерный класс.
Написали письма в ЛДПР, «Яблоко», КПРФ и «ЕР» - и только «Единая Россия» подарила эти компьютеры.
Что я там делаю? Выступаю, если просят. Например, перед детьми Беслана. Или помогаю решить какие-то вопросы. Вот другой школе нужно было поставить «лежачего полицейского». Директор ходила, обивала пороги.
Когда узнали, что я в партии, попросили - Лидочка, помогите. Я подошла на съезде к префекту этого округа, и вопрос решился очень просто.
- Вашего партнера по «Идиоту» Евгения Миронова часто сравнивают с корифеями сцены, точно он негласно несет ответственность за свое поколение. А вы через это проходили?
- Сравнение вообще-то - плохая штука: актер должен быть индивидуальностью. Все зависит от того, по какому принципу сравнивают - типаж, внешность, манера игры, попадание в образ. С кем меня только не сравнивали - начну перечислять, скажете - во, загнула.
-???
- Ну, с Верой Холодной. Даже Петр Наумович Фоменко в «Без вины виноватых» просил сделать мне грим под Веру Холодную. Но я не люблю никаких сравнений - каждый актер индивидуален. Надо благодарить Бога за то, что тебе дают такие роли.
Знаете, когда проявляется любой человек, и актер в частности? Когда к нему приходит либо власть, либо слава.
Вот тут слетают все маски, и обнажается истинное лицо. И тогда я поражаюсь, глядя на некоторых коллег, - какие они становятся гордые да неприступные. И все сплошь звезды. Разве можно себе представить, что Табакова или Ульянова назовут звездой? Это любимые народом артисты, а звезда сегодня в небе взойдет, а завтра упадет.
Если я где-то выступаю, умоляю администраторов не вешать на меня никаких ярлыков, а представить просто - актриса театра и кино Лидия Вележева.

В нашей традиционной рубрике о звездных секретах красоты популярная актриса, телеведущая и супруга Алексея Гуськова рассказывает о том, как правильно умываться, чем опасен массаж лица и почему для сохранения молодости кожи так важна хорошая подушка.

- Лидия, вы великолепно выглядите, у вас потрясающая фигура. А ведь вашему старшему сыну уже 26 лет…

Вы из деликатности не хотите прямо назвать мой возраст? (Смеется.) Все в порядке, я не скрываю, что мне 48.

- Неудивительно - в это невозможно поверить! Судя по всему, проблем с весом вы никогда не знали.

Это верно. Разве что когда приехала в Москву поступать в театральное училище, была эдакой аппетитной пышкой. Но уже через год студенческой жизни, с занятиями с утра до вечера и бесконечными репетициями, незаметно похудела размера на полтора. И с тех пор нахожусь в одном весе - 57 килограммов при росте 170 сантиметров.

- Часто взвешиваетесь?

Нет, мне уже по одежде понятно, похудела я или поправилась. Кстати, если вижу, что незаметно сбросила килограмм-полтора, очень расстраиваюсь. Мало того, что лицо мгновенно приобретает усталый вид. Так еще и костюмы для съемок, которые до этого сидели идеально, начинают на мне болтаться. Это один из самых неприятных моментов для актрисы. Бедным девочкам-костюмерам приходится все ушивать. А худею я обычно во время длительных кинопроектов, которые снимаются по несколько месяцев и связаны с постоянными недосыпами, перелетами, переездами - у меня же параллельно продолжают идти спектакли в Театре имени Вахтангова... Если ты работаешь на износ, на нервах 90 съемочных дней по 12 часов в сутки, поправиться просто невозможно. Съемочная площадка сжигает калории лучше всякого тренажерного зала.

«Мой секрет изящной фигуры - всегда недоедать. Как говорят стройные французы, пищу надо не есть, а дегустировать. Можно все, но по чуть-чуть»

- Значит, ваш секрет стройной фигуры - это много работы…

Гены, конечно, тут тоже очень важны. Моей маме на днях исполнилось 70 лет, а она просто замечательно выглядит. Недавно отвела ее к врачу, так он, узнав ее возраст, ручку выронил от удивления! Но активный образ жизни я все-таки поставлю на первое место. Так, если человек по восемь часов в день сидит у компьютера, без фитнеса ему не обойтись. А если говорить не только о фигуре, но еще и о молодом, цветущем виде, то тут все зависит от полноценного сна. Кто-то любит спать при открытой форточке, я, напротив, укутываюсь потеплей - не люблю холод. Но высыпаться нужно всем! Лично мне, чтобы полностью восстановиться за ночь, нужно не менее десяти часов. Выделить на отдых столько времени не всегда получается, и недосып мгновенно сказывается на лице. Помню, когда мне было 13 лет, я снималась в своей первой картине. Меня гримировали в общем гримерном цехе, и я невольно слушала разговоры взрослых. До сих пор помню, как одна молодая звезда - очень красивая и очень известная - жаловалась коллеге: «Боже мой, у меня такие мешки под глазами…» Тогда я не понимала, о чем она говорит. Какие еще мешки? Она же такая красавица! А сейчас я и сама иногда произношу ее фразу. Потому что уже нельзя попить чаек на ночь, если у тебя завтра съемка, - отеки гарантированы.

Актрису с яркой внешностью знают по фильмам «Волкодав» и роли Настасьи Филипповны в «Идиоте» Бортко. Она знаменита и как актриса, и как одна из самых красивых женщин страны, и как верная жена уже почти три десятка лет прожившая в счастливом браке актером Сергеем Гуськовым.

Лидия родилась в Киеве, на пять минут позже своей сестры-близняшки Ирины. Известно, что мистически яркая внешность досталась девочкам от их прадеда – знаменитого цыганского барона. Впрочем, когда Лида появилась на свет, семья давно обрусела и никто о цыганских корнях и не вспоминал.

Родители почти сразу развелись. Папе никогда не было дела до дочерей, и маме приходилось вкалывать в две смены на фабрике – иначе денег катастрофически не хватало. Чтобы дети получили хорошее образование и не шатались по улице, учиться их отдали в школу-интернат с углубленным изучением китайского языка.

Помимо интересной образовательной программы, интернат давал много возможностей для развития. Так в школьном возрасте Лида попробовала себя в фигурном катании, танцах и даже гандболе. Но настоящей ее страстью стала театральная студия, работавшая при интернате.

Когда девчонки подросли, мама во второй раз вышла замуж – за обстоятельного и серьезного полковника в отставке. Девочек немедленно забрали из интерната, но они не собирались прощаться с той жизнью, к которой привыкли. Регулярно Вележевы ездили к своим друзьям и, конечно, Лида не забывала о театральной студии.

Маленькая актриса

Сейчас Лидия Леонидовна рассказывает, что и сама не помнит, когда начала мечтать стать актрисой. Впервые на решительный шаг она пошла в 13 – отнесла свою анкету и фотографию на киностудию имени Довженко. Скоро там начались пробы для съемок детского кинофильма «Ожидание», и фото юной Вележевой попалось на глаза режиссера Радомира Василевского.

Девочку пригласили на киностудию и, к собственному удивлению, она получила одну из главных ролей – Варьки-«Скорпены». На съемочной площадке девочка познакомилась с несколькими знаменитыми актерами. В их числе был и любимый всеми «папа Карло» Юрий Катин-Ярцев, тогда уже преподававший в «Щуке».

Наблюдая за талантливой девчонкой, актер и педагог не мог не восхититься ее данными. Он даже отправился знакомиться с мамой Лиды, чтобы объяснить ей: у ребенка талант. Мама прониклась и, когда в старших классах Лида заговорила о поступлении в театральный, не стала отговаривать.

Волнуясь и спотыкаясь на каждой выученной строчке, Лидия сдавала экзамены в Киевский театральный институт. И провалила. Она, конечно, помнила, что Катин-Ярцев звал к себе в «Щуку», но воспользоваться протекцией знаменитого артиста ей было неудобно.

Она пропустила год, в течение которого все-таки утвердилась в мысли, что заниматься актерским мастерством – это ее дело. И на следующие экзамены поехала в Москву.

Лида первым делом пришла, конечно, в высшее театральное училище имени «Щукина», но добиваться аудиенции старого приятеля так и не решилась. Поступала с общим потоком в мастерскую совсем другого педагога. И прошла!

По иронии судьбы первое же занятие у первокурсников вел Катин-Ярцев. Лиду он сразу узнал, очень обрадовался встрече и удивился самостоятельности девушки, которая могла бы воспользоваться нужным знакомством, да так этого и не сделала.

Карьера

Училась Вележева хорошо. Блистала на учебных спектаклях и заработала славу перспективной театральной актрисы. После вуза ее сразу пригласили в труппу театра имени Вахтангова, а также задействовали в кино.

Ролей у Лидии Леонидовны немного, но некоторые из них имеют свои истории. Например, свою Настасью Филипповну Владимир Бортко искал по всей стране. Но все было не то.

Вележеву он увидел случайно. Она тогда уже снялась в сериале «Воровка», который сделал ее знаменитой среди большой аудитории. Включив телевизор, режиссер наткнулся на сериал. С экрана на него смотрела строгая Вележева с пронзительными черными глазами. С первых секунд он понял, что это и есть Настасья Филипповна.

Снимали тяжело. В некоторых моментах актриса волновалась так, что просила валерьянку. Когда героиня бросала деньги в огонь, за настойкой бегали несколько раз. В результате небольшую, но пронзительную сцену снимали около 12 часов.

Красавица

Вележева по праву считается одной из самых красивых актрис страны. При этом она не держит в секрете своих привычек и готова делиться рецептами своей стройности и красоты. «Я никогда не была особенно красивой», - отвечает актриса на бесконечные комплименты, подчеркивая лишь то, что у нее несомненно есть индивидуальность.

Актриса никогда не пользовалась услугами пластических хирургов. Рассказывая о том, как удается оставаться молодой, приводит в пример свою маму: у Вележевых действительно хорошая генетика. Она не боится старости. «Пусть зритель привыкает, я не могу всю жизнь играть двадцатилетних героинь», - считает актриса. И верит: впереди у нее еще будут роли старушек.

Лидия Леонидовна говорит, что очень много для ее тела делает ее работа. 12-часовые съемки сжигают столько калорий, сколько не в каждом спортзале оставишь. Она постоянно в работе – двигается на театральных подмостках, не присядет в кадре.

Что касается пищевых привычек, актриса делится, что позволяет себе все, разве что обходится без сладкой газировки, которая только причиняет вред стенкам желудка и вызывает повышение сахара в крови, и воздерживается шоколада – потому, что на него у актрисы аллергия.

А вот настоящий борщ с салом, картофель и даже тортик на ночь может позволить себе спокойно. Она не отказывается от хорошего стейка, а из рыбы предпочитает настоящую бочковую селедку. Кается, что не может пройти мимо кусочка соленой жирной сельди, да под картошечку!

Но у такой «диеты» ест свой секрет: любимые лакомства Вележева только дегустирует. Она на протяжении всей жизни практикует французский способ питания, который призывает вставать из-за стола с легким чувством голода. Если борщ – то один половник, если стейк, то одна треть от стандартного куска, если хинкали, то одна штучка из трех, которые обычно кладут в порцию.

Жена

Про любовь актриса рассказывает мало. Вспоминая школьные годы, смеется над тем, как влюбилась в мальчика и получила полную взаимность. Но главной любовью жизни называет, конечно, мужа.

С Сергеем Гусковым они познакомились на репетиции одного из антрепризных спектаклей, в котором оба были задействованы. Теперь актриса признается, что это была любовь с первого взгляда. Но тогда, вбежавший в помещение взлохмаченный артист сказал очаровательной Лидии не самую романтичную фразу: «Простите, нет ли у вас спичек?»

Она говорит, что с Сергеем они будто сложились, как паззл. Они действительно как две половинки одного целого. Актриса также отмечает, что никогда не простила бы измену и даже поцелуй сочла бы предательством.

У пары родились двое сыновей – Владимир и Дмитрий. Они оба пошли по стопам родителей. Старший уже играет в театре, младший учится во ВГИКе. В прошлом году Владимир подарил родителям новый статус – теперь они бабушка и дедушка.

Сейчас Вележева продолжает сниматься в кино и играть в театре.