Эрмитаж экспонаты. История комплекса в XX веке. Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж

В 1865 году для Эрмитажа были приобретены 4 картины из фамильной галереи герцога Литта в Милане, среди них особую ценность представляет-"Мадонна с Младенцем" Леонардо да Винчи, называющаяся с тех пор "Мадонна Литта". Еще одна работа Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», которую называют «Мадонна Бенуа» была куплена у семейства Бенуа в 1914 году. В 1869 году собрание Эрмитажа пополнилось картиной Рафаэля "Мадонна с Младенцем", купленная во Флоренции из галереи графа Конестабиле. Шедевр стал собственностью императрицы Марии Александровны, выставлялся в Эрмитаже, по завещанию перешел в музей. Такова история лишь небольшой части богатейшего собрания Эрмитажа.
В 1852 году по указу Николая I было построено первое здание в России, предназначенное специально для размещения художественных коллекций музея. Новый Эрмитаж , построенный по проекту Лео фон Кленце, примыкает к Малому Эрмитажу со стороны Миллионной улицы.

Новый Эрмитаж был задуман как универсальный музей. Николай I заботился о приобретении не только античной и современной скульптуры, но так же и других произведений искусства. В Помпеях в его присутствии были произведены раскопки. Все найденные предметы неаполитанский король подарил императору, и они поступили в Эрмитаж. Археологические раскопки проводились и на юге России. Так, в 1830 г. в окрестностях Керчи был раскопан курган Куль-Оба, где в склепе были обнаружены шедевры древнего искусства. Благодаря этому событию древности Северного Причерноморья привлекли внимание императора, увидевшего в раскопках источник поступления в Эрмитаж античных раритетов.

Основу коллекции античных памятников составили скульптуры из Таврического дворца и Царского Села. В 1849 г. Николай I приобрел у римского антиквара Пиццати около 1500 античных ваз, множество бронз и терракот. Спустя два года император купил у Демидовых собрание античной и новейшей пластики. В 1852 году античная коллекция пополнилась приобретенными у семьи Лаваль 54 скульптур и 330 ваз.

Новым разделом эрмитажных собраний стала коллекция египетских древностей. В середине XIX в. в Эрмитаж поступили скульптуры, мозаики и картины по завещанию дипломата Д.П. Татищева. Именно Николаем I сделал последние крупные приобретения живописи за рубежом. В 1830-х гг. были совершены значительные покупки картин испанских художников, а в 1850 г. в Венеции была куплена коллекция галереи Барбариго, включающая полотна Тициана. Тогда же приобрели картины из собрания нидерландского короля Вильгельма, а в 1852 г. в Париже были приобретены полотна итальянской и испанской школ из коллекции Сульта.
В 1851-1858 гг. коллекция Эрмитажа пополнилась собранием монет и медалей крупнейшего петербургского собирателя Я.Я.Рейхеля. В результате собирательской деятельности Николая I в России был создан музей, по качеству и объему коллекций не уступавший известнейшим музеям мира.

После революции октябрьской революции 1917 г. Зимний дворец, являвшийся ранее императорской резиденцией, а так же Эрмитаж были объявлены государственными музеями. В парадных залах проводились кинематографические сеансы, концерты и лекции. В 1919 г. открылись первые выставки произведений искусства, остававшихся к тому времени в Петрограде.

В ноябре 1920 г. завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. В 1921 г. для посетителей открылись залы Картинной галереи, а через год и другие экспозиций. Посетители входили в музей со стороны Нового Эрмитажа, через портик с атлантами. Первые пять лет после революции вход в музей был бесплатным.
В 1920 г. в Зимнем дворце был открыт так же Музей Октябрьской революции, созданный по решению Петроградского совета. До начала Великой Отечественной войны Зимний дворец совмещал функции музея Октябрьской революции и музея художественно-исторического.
В 20-е и 30-е годы XX века собрании Эрмитажа утратило многие ценные экспонаты. Так в 1920-е годы в Москву в центральный Музей старой западной живописи были переданы около 500 картин, среди которых "Турок" и "Портрет старушки" Рембрандта; "Тайная вечеря", "Мадонна", "Святой Франциск", "Портрет инфанта Фердинанда" Рубенса; "Портрет Воувера" и "Портрет Антония Триста" Ван Дейка; "Голова мальчика" Халса; "Похищение Европы" Лоррена; "Великодушие Сципиона" Пуссена.
В 1932-1934 годы произведения искусства из собрания Государственного Эрмитажа продавались, некоторые передавались в музеи союзных республик.

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) входит в тройку самых знаменитых и крупнейших музеев мира. Его история и коллекция достойны особого внимания. Почти каждый турист, приезжающий в Северную столицу России, стремится попасть в Эрмитаж. Расскажем о том, чем примечательно собрание произведений искусств этого музея. А также о самых интересных проектах и фактах из жизни Эрмитажа.

История создания

Начало будущей коллекции музея было положено императрицей Екатериной Второй. Она покупала для себя произведения искусства, самым значительным ее приобретением было собрание купца Гоцковского. Сначала коллекция размещалась во дворцах, но она быстро росла, и вскоре императрица поняла, что необходимо строить специальное здание.

Настоящая история Государственного Эрмитажа начинается в 1764 году, когда был заложен Малый Эрмитаж. Но очень быстро и это сооружение было заполнено произведениями искусств, и в 1775 году появляется здание Большого Эрмитажа. К концу 18 века в Эрмитаже хранилась одна из лучших и крупных коллекций произведений искусства в Европе. На музей работала целая команда закупщиков, которые по всей Европе искали выдающиеся экспонаты. В середине 19 века комплекс музея пополнился еще одним зданием и приобрел сегодняшний вид. До 1917 года музей не был широко доступным, билет можно было получить только в дворцовой кассе и всем их не раздавали. После революции музей стал народным достоянием, часть коллекции была распределена между разными музеями государства, но собрание также пополнялось за счет привоза ценностей из частных коллекций. Часть произведений советская власть продала за границу, стремясь пополнить золотовалютные резервы молодого государства. Во время Второй мировой войны ценности Эрмитажа были эвакуированы на Урал, но уже с 1945 года музей вновь открылся для посетителей.

Эрмитаж сегодня

Современный Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) - это крупнейший культурный, исследовательский и музейный комплекс страны. Эрмитаж сегодня активно растет, уже открыты представительства музея в 4 городах, готовится новое открытие в Екатеринбурге. Сотрудниками Эрмитажа ведется огромная просветительская и научная работа, осуществляется сотрудничество со всеми крупнейшими музеями мира, проходят выставки в разных странах. Продолжается большая деятельность по пополнению собрания, специалисты ищут достойные экспонаты, ведут переговоры с коллекционерами. Музей сегодня - это крупный комплекс, здесь ведутся реставрационные работы, проводятся экспертизы, осуществляется огромная программа по привлечению посетителей. Сюда ежегодно приходит не менее 5 млн человек.

Здания Эрмитажа

Огромный комплекс под названием Государственный Эрмитаж сегодня включает 5 основных сооружений, не считая отдельных помещений в других зданиях, например, в Главном штабе. Самое старое помещение музея - Малый Эрмитаж. Оно было построено в 1764-1766 году архитектором Ю. Фельтеном. В комплекс Малого Эрмитажа входят также знаменитые Висячие сады и Северный и Южный павильоны. Комплекс выполнен в строгом стиле классицизма. В 1777 году тот же Ю. Фельтен возводит Большой Эрмитаж, он гармонично сочетается с ранее построенными сооружениями комплекса. Позже Д. Кварнеги пристроил к этому дому корпус, в котором находятся лоджии Рафаэля.

В конце 19 века Лео фон Кленце проектирует специальное здание для публичного посещения музея, получившее название Новый Эрмитаж. Эффектное сооружение в стиле историзм гармонично вписалось в ранее созданный комплекс. Самым знаменитым элементом этого здания является входной портик с атлантами. Еще одно помещение, входящее в комплекс, - это Эрмитажный театр. Построен он был еще при Екатерине Второй. Сегодня здесь даются спектакли и концерты, демонстрируются выставки. Государственный Эрмитаж, залы которого поражают великолепием и размахом, является настоящим символом Петербурга. А комплекс зданий музея - одной из главных архитектурных доминант города.

Коллекция

Описанию собрания Эрмитажа посвящено немало томов и каталогов. Сегодня коллекция музея насчитывает около 3 млн экспонатов. Публике показывается лишь малая часть собрания. Многие предметы и произведения искусства боятся света и воздуха, поэтому хранятся исключительно в специальных условиях. Доступ к ним имеют только узкие специалисты. Крупнейшее хранилище произведений искусств в стране сегодня - это Государственный Эрмитаж. Живопись, скульптура, графика, памятники истории - коллекция музея позволяет представить всю историю человеческой цивилизации. Собрание включает несколько разделов: культура и искусство первобытного мира, искусство античности, живопись Европы с 13 по 20 века, декоративно-прикладное искусство, монеты. Однако коллекция музея имеет явные пробелы, например, в Эрмитаже, как и в России вообще, нет ни одной картины Вермеера, отсутствуют произведения многих значительных итальянцев, слабо представлено искусство 20 века.

Главные шедевры

Государственный Эрмитаж, произведения и здания которого являются уникальными, - музей огромный. Чтобы осмотреть всю экспозицию, нужно потратить немало дней. Но, как и в любом музее мира, здесь есть шедевры, которые нельзя пропустить и которые составляют предмет особой гордости. К ним относятся:

- «Даная» и «Блудный сын» Рембрандта;

- «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи;

Уникальные часы «Павлин»;

- «Дама в голубом» Гейнсборо;

- «Танец» А. Матисса;

Фрески из буддийских храмов;

Предметы Пазырыкской культуры;

Скульптура «Вечная весна» Родена;

Парадная лестница Зимнего дворца;

Коллекция предметов русского интерьера 19 - начала 20 веков.

Это, конечно, только самое-самое, в музее так много ценных произведений на разный вкус, что выбрать главные шедевры очень непросто.

Руководство музея

Государственный Эрмитаж на стадии своего создания лично курировался императрицей Екатериной Второй. За свою долгую историю музей сменил 17 руководителей. Сегодня директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. В 1992 году он пришел на место, которое когда-то занимал его отец - выдающийся археолог, востоковед. Он возглавлял главный музей страны почти 30 лет. Михаил Борисович сегодня стремится продолжать устоявшиеся традиции Эрмитажа, многое делает для его развития. Так как музей - это огромный, разноплановый комплекс, директору приходится больше заниматься административными вопросами, чем изучением произведений искусства. Однако директор музея является признанным ученым с мировым авторитетом.

Службы и специалисты

Государственный Эрмитаж - сложная многоступенчатая структура. Здесь есть отделы, связанные с работой по определенным периодам истории искусств, например, отдел Античного мира. Есть немало экспертных подразделений, например, отдел научно-технической экспертизы памятников. Сотрудники музея - это лучшие специалисты в своих областях, здесь работает немало докторов наук, несколько академиков. Функционирование такого комплекса, как Эрмитаж, невозможно без различных технических и сопровождающих служб. Всего в музее работает несколько сотен человек.

Проекты Эрмитажа

Государственный Эрмитаж, произведения которого ежедневно хотят увидеть около 300 тыс. человек, кроме выставочной и экспозиционной работы, ведет немало других проектов. Одним из масштабнейших проектов музея является работа по созданию реставрационно-хранительского центра «Старая деревня». Это комплекс из пяти зданий, в которые будет перемещено часть фондов музея для реставрации и качественного хранения. Еще одна интересная инициатива Эрмитажа - это создание музея геральдики в здании Биржи в Санкт-Петербурге. Также музей ведет работу по открытию своих представительств в других городах и странах. В ближайших планах открытие Эрмитажей в Екатеринбурге. Еще одна амбициозная задача музея - это формирование коллекционного фонда произведений искусства 20-21 веков, которое слабо представлено в Эрмитаже.

За свою долгую историю Государственный Эрмитаж оброс большим количеством легенд и мифов. Общая площадь музея сегодня составляет 233 тыс. кв. м, в нем более 1000 комнат, 117 лестниц. В Эрмитаже, кроме сотен сотрудников, официально работают 50 котов, их задача - ловить мышей, которые могут повредить произведения искусств. Среди уникальных шедевров музея есть Колыванская ваза из яшмы, вес которой составляет 19 тонн. Для того чтобы внести ее в зал, пришлось разбирать стену музея. Если на осмотр каждого экспоната музея потратить всего 1 минут, то для охвата всех коллекций придется потратить около 11 лет. О музее ходит немало легенд, говорят, что периодически по ночам в окнах музея видны женские силуэты, а в недрах дворцов есть несколько кладов. Во время Второй мировой войны в подвалах Эрмитажа были открыты 12 бомбоубежищ, которые спасли немало жизней ленинградцев.

Практическая информация

Государственный Эрмитаж, адрес которого: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2, известен любому туристу и является самым посещаемым музеем России. Билет для взрослого россиянина стоит всего 400 рублей. Каждый первый четверг месяца можно посетить музей бесплатно, есть множество льгот для различных категорий граждан. Эрмитаж работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.30 до 18 часов, в среду и пятницу - до 21 часа.

Большой (Старый) Эрмитаж

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России. В мире Эрмитаж считается одним из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев.

Начало и название

Главный вход с Дворцовой площади через арки Зимнего дворца

Название Эрмитаж (ermitage ) – в переводе с французского языка обозначает «место уединения, затворничество». Основание Эрмитажа связано с именем Екатерины II: специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж – она задумала как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Первыми приобретёнными картинами были 225 картин голландских и фламандских художников, которые Екатерина II приобрела в Берлине в 1764 г. Это частное собрание Екатерины II и стало началом Эрмитажа.

Начало коллекционирования

Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II» (1763)

Коллекции Екатерины II стала толчком к увлечению коллекционированием в России. В XVIII в. это увлечение достигло небывалого размаха, что льстило самолюбию Екатерины, которая старалась поддерживать мнение о себе как о «просвещённой государыне». Ей хотелось затмить западных правителей великолепием своего дворца, даже философ-просветитель Дидро был вовлечён в этот процесс: он подыскивал и закупал для Екатерины картины западноевропейских художников.

В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля (около 600 картин), в том числе полотно Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)

Тициан "Бегство в Египет"

«Бегство в Египет» – первая крупная работа Тициана. Она основана на сюжете из Евангелия от Матфея о бегстве Богоматери с Сыном в Египет от царя Ирода. Волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, а праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом, и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву », но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете.

Художник изобразил Марию с Младенцем, сопровождаемых святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные.

Формат полотна (206 х 336 см) позволил показать панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Пейзаж изображён с большой тщательностью.

В 1772 г. Екатерина II приобрела в Париже коллекцию живописи барона Кроза, составленную преимущественно из картин итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII вв. В коллекцию входили в том числе картины: «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, полотна Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Ватто, пейзажи Клода Лоррена.

Рафаэль «Святое семейство»

Рафаэль "Святое семейство"

Второе название этой картины – «Мадонна с безбородым Иосифом». Это очень редкое изображение Иосифа без бороды.

Младенец Христос изображён сидящим на коленях у Марии в подвижной позе, полуобернувшись. Справа от Марии стоит, опершись на посох, Иосиф; он погружён в задумчивость по поводу открывшейся ему судьбы сына.

Через арочный проём виден фрагмент пейзажа. Выражение лица младенца, его поза, причёска Марии указывает на влияние Леонардо да Винчи, поэтому данное произведение относят к раннему периоду работы Рафаэля во Флоренции.

В 1779 г. Эрмитаж пополнился коллекцией живописи британского премьер-министра Уолпола: несколько шедевров Рембрандта («Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана»), портретов кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе – началось создание коллекции графики.

Коллекция английского банкира Лайд-Брауна стала ещё одним значительным приобретением. Она включала античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534)

Микеланджело "Скорчившийся мальчик"

«Скорчившийся мальчик» – единственная скульптура Микеланджело из постоянной экспозиции Эрмитажа. Мраморная скульптура имеет высоту 54 см. Екатерина II приобрела её в 1785 г.

Существует мнение, что скульптура была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг. и поэтому символизирует угнетенное состояние флорентийцев в этот период.

Затем одна за другой Екатериной были приобретены другие коллекции, в том числе библиотеки Вольтера и Дидро. В 1796 г. Эрмитаж уже насчитывал 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I также уделяли большое внимание развитию музея: они закупали не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (сейчас находится в Вашингтоне).

В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне.

Императрица Франции в 1804-1809 гг. Жозефина Богарне (первая жена Наполеона I) подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

Камея Гонзага

«Камея Гонзага» – знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Автор камеи неизвестен.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II.

При Николае I Эрмитаж был превращён в публичный музей: в 1852 г. он был открыт для посещения, хотя для входа в него надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США.

В 1845 г. по завещанию дипломата и коллекционера Татищева к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Новый Эрмитаж

В 1852 г. было построено специальное здание для публичного художественного музея – Новый Эрмитаж. Он является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Здание известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII-XIX вв. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

В XIX в. в Эрмитаж начали поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. их передали Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX в. становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX в. в музее хранились уже тысячи полотен.

В это время музей продолжал обогащаться. В основном поступали национализированные частные коллекции и собрания Академии художеств: картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

А. Канова «Кающаяся Мария Магдалина» (1809)

А. Канова "Кающаяся Мария Магдалина"

Эта скульптура поступила в Эрмитаж в 1922 г. из собрания герцога Н.Н. Лейхтенбергского.

А. Канова довольно редко обращался к религиозной тематике. Из этой группы произведений наиболее известна статуя, представляющая Марию Магдалину, раскаявшуюся грешницу, ставшую святой. Она показана стоящей на коленях, ее голова поникла, руки бессильно опущены. Рядом со святой изображен человеческий череп, напоминающий о бренности жизни.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. Так в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова, в которых было значительное количество произведений импрессионистов: Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и др.

Импрессионизм (фр. impressionnisme , от impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX-начала XX вв., зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления . Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Клод Моне «Дама в саду» (около 1867)

К. Моне "Дама в саду"

Клод Моне написал эту картину, уже будучи признанным новатором в пейзажной живописи. Он начал писать картину прямо с натуры или, как тогда стали говорить, на пленере . И тогда Моне понял, что при изображении постоянно меняющейся природы главной задачей становится передача солнечного освещения.

Моне выбирает утренний час, когда свет и тени разделены более четко, чем в знойный полдень, а краски сохраняют яркость и чистоту. Стремясь достигнуть максимального эффекта в передаче освещения, Моне сгущает тени вокруг предметов. Но и тени у него наполнены светом. В своих пейзажах он старается, по возможности, не пользоваться чёрной краской. В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удаётся.

Интенсивность освещения Моне передает при помощи чистого цвета. Картина отличается ясной и строгой композицией.

Точная и эмоционально насыщенная интерпретация действительности стала неотъемлемой чертой французского импрессионизма, начало которому положили в 1860-х годах Моне и его соратники Писсарро, Сислей, Ренуар.

Картина поступила в Эрмитаж в 1930 г. из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

Но в этот период времени Эрмитаж терпел и потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В 1929-34 гг. состоялись распродажи картин, в результате чего 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более 2 миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища. И, хотя как музей он не работал, сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу, устраивать лекции по искусствоведению. Вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны.

Наоборот, в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Современное состояние Эрмитажа

В настоящее время музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;

Зимний дворец.

  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;

Малый Эрмитаж

  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;

Большой (Старый) Эрмитаж

  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;

Новый Эрмитаж (расположен за Большим)

  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

Коллекция музея насчитывает около 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры , начиная с каменного века и до XXI в.

Эрмитаж возник как частное собрание императрицы Екатерины II, но со временем, когда количество шедевров приумножилось, стал музеем в полном смысле этого слова. Портал «ЗаграNица» вспомнил о 10 значимых экспонатах, которые стоит увидеть, прогуливаясь по залам знаменитого музея

Мумия

Петербург - мировой рекордсмен по количеству мумифицированных трупов. Так, самая знаменитая мумия - тело древнеегипетского жреца Па-ди-иста. Располагается данный экспонат в Египетском зале, под футляром из специального стекла, так как нельзя допускать попадания воздуха под купол.

С мумией связана легенда: одна из смотрительниц зала рассказала о том, что за несколько дней до новолуния, весной 2004-го, на левом плече Па-ди-иста начала дергаться мышца. Спустя пару дней на том месте появился нарост величиной с грецкий орех, который начал «передвигаться» по руке вверх и вниз. Через неделю всё прекратилось - опухоль исчезла сама по себе. Правда это или ложь - решать вам.

Па-ди-ист не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти.


Фото: asergeev.com 2

«Мадонна Бенуа»

Эту прекрасную картину причисляют к ранним работам Леонардо да Винчи: она была написана в 1460-1470-х годах. Несмотря на множество догадок и легенд о происхождении «Мадонны с цветком», история того, как она попала в Россию, проста: Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила картину по наследству от отца.

Эта работа стала одним из ключевых произведений мастера и образцом для живописцев того времени: да Винчи писал шедевр масляными красками - и по его примеру их стали использовать другие художники.


Фото: hellopiter.ru

«Мадонна Литта»

По соседству с «Мадонной Бенуа» в Эрмитаже хранится «Мадонна Литта», которую музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины также является Леонардо да Винчи: в музее хранится эскиз женской головы. Но некоторые искусствоведы сомневаются в авторстве великого художника. Есть предположение, что часть картины написал кто-то из его учеников.


Фото: rukodelie.devichnik.ru 4

Часы «Павлин»

Это удивительно прекрасное механическое приспособление придумали Джеймс Кокс и Фридрих Юри. В Россию оно попало благодаря Потемкину: он приобрел часы в подарок Екатерине II. К сожалению, фаворит императрицы так и не узнал, понравился ли ей дар, так как скончался до того, как часы были доставлены.

Сначала часы экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Но в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений: это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.


Фото: dic.academic.ru 5

«Даная» Рембрандта

Картину Рембрандт писал сразу с двух женщин: первым прообразом героини стала жена, Саския ван Эйленбюрх, а вторым - любовница Гертье Диркс, с которой художник связался после смерти супруги. На картине изображен тот момент древнегреческого мифа, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя.

В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда ее купила Екатерина II. Спустя двести лет с этой картиной случился известнейший акт музейного вандализма: литовец Бронюс Майгис облил ее серной кислотой и дважды повредил ножом. Как признался Майгис позже, данное действо было совершенно по политическим мотивам.

Несмотря на то, что было повреждено 27% полотна, картину удалось полностью восстановить. С 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии, под бронированным стеклом.


Фото: muzei-mira.com 6

«Возвращение блудного сына» Рембрандта

Над этой работой художник трудился очень долго: первые наброски появились в 1630-1640-е годы, а готова она была только к 1660-му. Но такие колоссальные усилия стоили того, ведь картина стала одной из самых известных в творчестве мастера.


Фото: hermitageline.ru 7

«Дама в голубом» Гейнсборо

Считается, что автор рисовал портрет с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Работа стала визиткой художника, ее по праву называют одним из лучших портретов эпохи барокко: утонченная красота, мягкие переходы полутонов, изящество и грация - всё это присутствует в картине. В Эрмитаж она попала от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо в российских музеях.


Фото: hermitagemuseum.org 8

«Танец» Матисса

Заказавшего эту картину для своего московского особняка Сергея Щукина долгое время называли «собирателем всякого хлама» и не разбирающимся в искусстве человеком. Самого автора - Анри Матисса - публика и критики также не щадили. Сейчас же «Танец» считается одним из величайших произведений модернизма.


Фото: lenta.ru 9

«Вечная весна» Родена

Скульптура была частью композиции «Врата ада» и долгое время располагалась у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства. Роден решил повторить часть своей работы, выполнив ее в том же стиле. Часть мраморной глыбы для скульптуры автор специально оставил необработанной, чтобы придать композиции большую естественность.


Фото: wikipedia.org

«Композиция VI» Кандинского

Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма. В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Кандинского. Главное полотно - «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века.


Фото: tsargrad.tv