Эмиль Нольде.Художник из крестьян. Нацист и жертва нацизма. Биография В каком стиле писал эмиль нольде

Картина: "Пророк".

Эмиль Нольде (нем. Emil Nolde, настоящее имя Ханс Эмиль Хансен (нем. Hans Emil Hansen); 7 августа 1867, Нольде, Пруссия, - 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) - один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX века. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям.

Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в местечке Нольде в нескольких километрах от Тённера и был в семье четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.
Юношеские годы Эмиля, младшего из четырёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.

В 1884-1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

Эмиль Нольде - представитель крупнейшего художественного течения первой чет-
верти XX столетия - экспрессионизма. По выражению А. В. Луначарского, "экс-
прессионизм есть плод страшного общественного разочарования". Разочарование
экспрессионистов выливалось, в первую очередь, в неудовлетворенность темами и
идеями, господствовавшим в современном им искусстве. Распространенная в Германии плащ свой натуралистические склонная живопись, угождавшая вкусам
мелких буржуа, вызывала отвращение у молодых художников, вошедших в историю
искусства под именем экспрессионистов. В собственном творчестве они стремились
опереться на живопись Винсента Ван Гога, привлекавшую их глубокой силой выра-
жения внутренних чувств художника и напряженной красочность. Среди пред-
шественников экспрессионизма можно назвать также норвежского художника Эдвар-
да Мунка, в работах которого выражено настроение отчаяния и пессемизма, ярко
проявившееся в творчестве экспрессионистов.
Экспрессионистов стремились передать в картинах и в графике образ внешней
реальности, постигнутый через призму ощущений собственного "я". Все их твор-
чество пронизывает тяга к экзальтированному раскрытию своих переживаний.
Поэтому произведениям экспрессионистов часто присущ мистический, религиозный
оттенок. Религиозность является характерной чертой Эмиля Нольде как художника.
Наиболее известны его, созданные в 1912 году, - картина "Жизнь Марии Египетской" и алтарь "Жизнь Христа". В этих работах и по сюжету и по худо-
женственной манере чувствуется желание художника приблизиться к средневековому
церковному искусству. Грубоватый примитивные фигуры чересчур укороченных пропорций напоминают о романской скульптуре, а интенсивно яркие, локальные
цвета горят так же ярко, как стёкла витражей в готических соборах. Стремление
уйти от тусклой реальности своего времени побуждает Нольде в 1913 году принять
участие в экспедиции на острова Тихого океана. По сравнению с произведениями
других экспрессионистов на экзотические сюжеты, картины Нольде более сильные
по чувству натуры, сочные по цвету. Яркий символический цвет художник часто
использует в пейзажах. Он стремится к тому, чтобы цвет, вне связи с предметами
нес определённую смысловую нагрузку в картине.
Эмиль Нольде входил в художественное объединение "Мост", возникшее в Германии в 1905 году. От мастеров группы Нольде отличала большая связь с традициями
искусства XIX века. Нольде учился в Париже, где его привлекали произведения Домье, Эдуарда Мане. От них он взял своё стремление к цвету, к краскам, "ко-
торые сами говорят".
Для художников группы "Мост" важным видом искусства была графика. Они возро-
дили древнейший вид гравюры - ксилографии, привлекшую их обобщенностью
изображения, резкими контрактами чёрного и белого. Нольде много работал в
гравюре по дереву. Он создал ряд пейзажей, многие с видами гаваней и кораблей, в которых сумел передать красоту и своеобразие выбранных мотивов. Специфика
экспрессионистического мироощущения особенно ярко проявилась в таких гравюрах
Нольде, как "Пророк"*. Лист был создан в 1912 году. На нем "крупным планом"
изображено лицо человека, переданное контрактами чёрных и белых пятен. Кажется
что в чертах этого лица художник сумел запечатлеть весь ужас перед грядущими
катастрофами.
Наиболее значительные произведения Нольде связаны с художественным климатом Германии предвоенной эпохи. В них с большой силой выражен духовный кризис, затонувший накануне первой мировой войны большую часть западной интеллигенции.

Нольде давно был убеждён в «превосходстве германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунга вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью - уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели и закапывал их в землю, назвав впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 года Нольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой.

Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек.

Немецкий модернизм, как сундук с сокровищами, чем больше его исследуешь, тем больше увлекаешься, и начинает одолевать какая-то жадность, вот уж и бриллианты ты «присвоил» - Кирхнера и Бекмана, и изумруд – Паулу Модерзон-Беккер, а хочется еще и жемчугом и золотом «набить карманы». Вот так очередь дошла и до Эмиля Нольде. Диапазон этого художника довольно узок – цветы, фантастические морские пейзажи, библейские сцены. Значительно обогатило арсенал его тем путешествие на экзотические острова Тихого океана. Но дело не в том что он рисовал, а в том как он это делал. Полистайте этот виртуальный журнал, и вы поймете, что творчество Нольде заслуживает вашего внимания, тем более, что в России он не очень хорошо известен, хотя в Рунете есть ресурсы, посвященные ему.

ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ - БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ДЕРЕВЕНЩИНА

Танец вокруг Золотого тельца.1910

На озере. 1910.

Эмиль Нольде.Автопортрет.1917

Художник Эмиль Нольде (настоящая фамилия Хансен) родился в1867 году на германско-датской границе, близ деревни Нольде (название деревни стало его творческим псевдонимом), на ферме своей матери. Девять поколений ее предков владели этой землей, и тогда, когда она переходила к Дании (сейчас эта территория принадлежит Дании), и когда она попадала под суверенитет германских правителей (Хансены были германскими поддаными).

Люди в его местности говорили на странных наречиях. Для отца Эмиля родным языком был восточнофризский, а для матери - южноютский.

С детства Эмиль привык к тяжелому крестьянскому труду, но в отличие от своих братьев он любил рисовать. Он разрисовывал мелом двери сараев и амбаров. Героями его ранних рисунков были библейские персонажи. Семья была набожная протестантская, и Библию здесь знали все почти наизусть.

Эмилю было не интересно работать на ферме, и в 1884 году он уехал во Фленсбург, где нашел работу на мебельной фабрике. Здесь он провел четыре года, работал резчиком по дереву на мебельной фабрике, а в свободное время рисовал.

Профессия резчика была как-то ближе к искусству, нежели труд крестьянина, но настоящее искусство манило его все сильнее. И вот в 1888 году он уехал в Мюнхен на выставку промышленного дизайна, и "зацепился" в этом городе музеев на несколько недель, устроившись опять же на мебельную фабрику.

Переехав вскоре в Карлсруэ, он поступил в школу промышленного дизайна, где изучали не только черчение и свойство материалов, но и анатомию, и основы живописи. Но денег Эмилю хватило только на два семестра, работу он бросил, а сбережения его были весьма скромными.

Путь его теперь лежит в Берлин, где он работает проектировщиком мебели и изучает картины старых мастеров, искусство древнего Египта и Ассирии в великолепных берлинских музеях.

В январе 1892 года он уезжает в Швейцарию, с Сент-Галлен, где он по объявлению нашел работу преподавателя промышленного и декоративного рисунка в Музее промышленного дизайна. Работа занимала много времени и рисовать он мог только во время каникул. Швейцария была перекрестком всех европейских дорог. Оттуда было рукой подать до Италии и до Франции, и Эмиль не замедлил этим воспользоваться. В Милане он изучал творчество Леонардо, в Вене - Дюрера. Он открыл для себя символистов и Ницше.

В Швейцарии началась профессиональная карьера художника Нольде. В 1893 году он создал серию юмористических открыток, на которых представил известные горные вершины в виде смешных великанов. Журнал "Югенд" воспроизвел две из них на своих страницах. А редактор журнала пригласил художника погостить в свой мюнхенский дом.

Воодушевленный первым успехом, Нольде занял денег, чтобы выпустить еще больше открыток. И действительно, они пользовались популярностью, в течение десяти дней было продано аж 100 тысяч открыток, что принесло художнику 25 тысяч франков. Это позволило ему бросить работу, и переехать на жительство в Мюнхен. Там он поступал в Мюнхенскую академию, но не был принят, и стал посещать две частные школы.

Осенью 1899 года Нольде едет в Париж, где в течение девяти месяцев учится в академии Жюльена, посещает музеи и выставки, приуроченные к Всемирной ярмарке 1900 года, увлекается Мане и молодыми импрессионистами. Он возвращается в Германию измученным в поисках собственной художественной индивидуальности.

"В то время у меня было множество видений, - в своих пишет он воспоминаниях, - везде, к чему бы я ни обратился, в небе, в облаках, в каждом камне, в ветвях каждого дерева - всюду я видел фигуры, которые жили собственной жизнью, пробуждали мой энтузиазм, требуя, чтобы я их рисовал".

Несмотря на эти чувства, Нольде в этот период написал всего несколько пейзажей и портретов. В 1900 году он едет в Копенгаген, где знакомится со своей будущей женой Адой. Семейная жизнь художника не была безоблачной, супругов все время преследовали финансовые проблемы, и потом Ада часто болела.

1901-ым годом датируется первая значительная картина Нольде, которую он назвал "Перед рассветом". Здесь на фоне развертывающегося где-то внизу идиллического пейзажа, восходящего к немецким романтикам 19 века, среди отвесных скал парят в воздухе фантастические монстры - полурептилии, полуптицы, полулюди. Они порождены тьмой и с рассветом должны исчезнуть

Весной 1903 года супруги поселились на отдаленном острове Альзен, но прожили там недолго, уже в следующем году они переехали в Берлин, где Ада предприняла злополучную попытку заработать немного денег в качестве певицы в ночном клубе. В результате лона тяжело заболела и Муж вынужден был везти ее в Италию на поправку.

В 1905 году они вернулись в свой дом на острове, но Ада продолжала болеть и продолжала лечение в разных санаториях, а Нольде много работал. Его вдохновляла родная северная природа. Но его уединение нарушает молодой художник Шмидт-Роттлифа, который предлагает ему вступить в группу "Мост".

Формальное членство Нольде в этой группе, куда помимо Шмидта-Роттлифа входили Кирхнер, Блейль, Хаккель, Пехштейн, Амье, Галлен-Капелла, Мюллер и другие выдающиеся художники того времени, длилось недолго, Нольде был человеком малообщительным и скоро отошел от группы, хотя и поддерживал дружеские отношения с некоторыми из ее членов. Но его молодые коллеги оказали большое влияние на его творчество, следую из примеру он увлекся графикой, интерес к которой сохранил на всю жизнь.

Творчество Нольде стало намного свободнее, он создавал фантастические картины без натуры, и они были интереснее нежели, те что он писал по канонам своих предшественников. Постепенно он становился все более известной, хотя и спорной фигурой в кругах немецкой богемы.

Возбужденные люди.1913

Молодые папуасы.1914

Он тяготея к вольной природе, с 1911 года летние месяцы проводил в родных краях, преимущественно в Утенварфе. В 1913 году он с энтузиазмом соглашается принять участие в экспедиции в Германскую Новую Гвинею. Результатом путешествия стал огромный корпус зарисовок расовых и национальных типов (в том числе и русских крестьян). Но главным было открытие им для себя примитивного искусства племен, населяющих Африку и острова Океании. Для европейского искусства интерес к примитиву был не нов со времен Гогена и кубистов. Но Нольде привлекала в нем не формальная сторона, а простота и экспрессия - выражение первооснов бытия через форму архетипов, то есть то, к чему сам он, не будучи отягощен интеллектуальной усложненностью, стремился в своем творчестве.

Женщины и Пьеро.1917

Нольде издал два тома мемуаров: книги Собственная жизнь (1931) и Годы борьбы (1934). В годы нацизма обе они подверглись официальному запрету.

Умер Нольде в Зеебюле 15 апреля 1956 года, и, согласно завещанию художника, там был создан его фонд-музей.

"Писаки-интеллектуалы называют меня экспрессионистом; я не люблю определений. Немецкий художник - вот кто я есть", - так характеризовал себя сам Нольде.

Крестьянское происхождение во многом определяло его характер и мировоззрение. Оторванный от родных мест, Нольде чувствовал себя одиноким и заброшенным. Большие города вызывали у него отвращение бесчеловечностью своего облика и уродливостью быта. Нольде забредал в кабачки, кабаре, кафе, таверны, и их обитатели, особенно женщины, представлялись ему "болезненно желтыми и дурно пахли". В его картинах они либо извиваются в конвульсивных движениях дикого танца, либо застывают в ступоре винного дурмана. Их лица - гротескные маски, выражающие их подлинную суть, а общая атмосфера социального ужаса передается здесь через пронзительные, нарочито диссонирующие пятна цвета - лимонно-жёлтого, ядовито-зелёного, кроваво-красного... Во всем огромном корпусе его живописных работ мы не найдём, пожалуй, ни одного городского пейзажа.

В течение всей своей долгой жизни Нольде ощущал свою органическую связь с природой тех мест, где он вырос. Он по-крестьянски воспринимал её не как красивый антураж человеческого быта, а как одушевленное существо, живущее своей жизнью, не зависимой от человека и безразличной к нему. В пейзажах Нольде безлюдная природа то расцветает невиданно яркими красками весны, то замирает под покровом серого снега, то, как сорвавшийся с цепи зверь, рычит разбивающимися о скалы тысячепудовыми волнами океана, кровоточит багровостью заката, то сверкает жёлтым золотом под потоком солнечных лучей.

Никто из новых художников не изображал с такой любовью и проникновением жизнь цветов. У Нольде это не натюрморты, а пейзажи: поля красных маков, кусты сирени, целые заросли подсолнухов, лилий, георгин... Эти цветы так же органично связаны с почвой, как волосы с головой человека. Пейзажи Нольде - плоды не столько пристального наблюдения, сколько интуитивного проникновения, как будто сама природа смотрит на себя влюбленными глазами:

Я очень хочу, чтобы краски в моих картинах сами собой изливались через меня, художника, ... как будто сама природа творит свои картины, подобно тому, как самообразуются кристаллы и руда, как вырастают водоросли и мхи, как расцветают цветы под лучами солнца.

Перестав быть крестьянином, Нольде отнюдь не стал горожанином. Однако, вращаясь в высокоинтеллектуальных кругах европейских художественных столиц, он ни в коей мере не страдал от комплекса своей социальной неполноценности. Скорее, наоборот: свою крестьянскую связь с почвой, с природой, с нацией, с народной культурой он ощущал как преимущество перед космополитической средой горожан-интеллектуалов, и в немецком искусстве видел высшее проявление национального - "нордического" - характера своего народа. Иноземные, особенно французские влияния, которые на грани двух столетий интенсивно впитывала в себя немецкая художественная культура, он считал чуждыми не только собственному творчеству, но самому духу своего народа.

Сегодня творчество Нольде обретает вторую жизнь, об этом свидетельствуют не только многочисленные выставки, но и коммерческий интерес к его картинам. Так недавно, его портрет неизвестной женщины по имени Надя был продан на мюнхенском аукционе Ketterer Kunst за 2,15 миллиона евро. Картина выставлялась на торги по цене 1,8 миллиона евро, но итог торгов превзошел ожидания экспертов. Полотно, перешло в руки "очень известного частного коллекционера", который живет в Германии.

В конце 1970-х, картина, принадлежавшая с довоенной поры издателю Эрнсту Ратенау, исчезла при странных обстоятельствах. Вновь она была найдена на чердаке одного из берлинских домов в конце 2006 года: ее обнаружил человек, чья покончившая самоубийством дочь, возможно, имела отношение к пропаже "Нади". Наследники Ратенау выставили портрет на аукцион.

Кто была женщина, послужившая моделью для портрета, остается тайной. Однако незадолго до аукциона с домом Ketterer Kunst связалась некая 85-летняя дама, сообщившая, что в 1950-х годах она сдавала "Наде" комнату. Фамилия женщины была Зельтен.

Религиозные композиции в творчестве Эмиля Нольде, художника запряженной жизни духа, всегда занимали особое место.

В таких картинах, как «Тайная вечеря» (1909), «Распятие» (1911-12), «Положение во гроб» (1913), он ищет экстатичности, непосредственной силы воздействия на зрителя. Герои его произведений стоят вплотную к нам, рядом, исто­рия предательства и мучений совершается сейчас и всегда. «Инстинкт в десять раз важнее знания», - говорил Нольд Его картины и отмечены стремлением уйти от объективности знания к полноте мистического переживания судьбы Христа. Христос у Нольде - это Христос «крестьянский», спустив­шийся на самое дно мира, чтобы возвысить его. Образы Ноль­де, трагичные, порой до безысходности, заставляют вспомнить великую традицию немецкой средневековой живописи и прежде всего Грюневальда.

Все творчество Эмиля Нольде проникнуто религиозным чувством - к нему вела экспрессионистов сама направленность на «внут­реннее» вещей, стремление к сверхчувственному познанию единственно данной истины. Энергия, наполняющая мир, у Эмиля Нольде явлена прежде всего в цвете, ставшем для него на­всегда главным выразительным средством. Это краски природы, но не копирующие ее, а взятые у нее самой, из ее недр и глубин, и потому единственно подлинные. «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод», - так писал о нем его современник, критик Вильгельм Гаузенштейн.

Сниженность, варварская грубость отличают картины Нольде, связанные с «темой большого города», общей для всех экспрессионистов. Но иные из соратников Нольде более социальны, конкретны. Мир города у Нольде - это прежде всего таинственный, фантасмагорический и низменный Гамбург с желтолицыми матросами-китайцами, с подвыпившими парочками в ресторане. Все это у Нольде остро, необычно, экзотично - его тянуло к такому миру, недаром в 1913 году он совершил путешествие в Новую Гвинею с заходом в Россию, Японию, Китай. Так имя Эмиля Нольде встало в один ряд с именами других беглецов из мира цивилизации - Рембо, Гогена. Но у него был свой образ далеких стран. Его «Мальчики-папуасы» (1913-14) не обладают гибкими и прекрасными телами, они скованы, но серьезность и отчаяние одиночества, сквозящие в их странно значительных лицах, запоминаются навсегда. А рядом - буйные развлечения александрийских моряков («В порту Александрии»). Безудержное язычество и суровое христианство у Нольде не противопоставлены друг другу. Интенсивное переживание того и другого, до страдания, до мук - и есть залог их очистительного воздействия на душу.

Эмиль Нольде не писал портретов своих современников, стремясь уйти от конкретности. Изображения человека у него символичны, они находятся, как говорил художник, «по ту сторону понимания и знания» и «вне времен». Таковы его «Дьявол и ученый», «Обнаженная и евнух», «Брат и сестра». Но человеческая душа всегда была в центре его творчества. О ней и его многочисленные пейзажи, которые он писал на протяжении всей жизни. Природа для него - пространство переживания, но от субъективности этого ощущения мира художник возвышается до объективности животворящей силы самого творческого духа мира. Огромную роль в его пейзажах играет небо, часто в драматическом, предгрозовом состоянии, с рваными силуэтами тяжелых туч. Природа торжественна и значительна. Человека в ней не видно, но есть знаки его присутствия: дома, мельницы, лодки, лишь в растворении в бескрайнем универсуме находящие свое место.

Природа Нольде красочна, но в этом нет ни декоративности, ни жизнерадостного ощущения мира. Интенсивность цвета у него, как всегда, залог интенсивности жизни духа, и не случайно такое большое место занимает в его пейзажах свет, идущий как бы изнутри картины, излучаемый пятнами краски. «Дикая красота» пейзажей Нольде есть красота концентрированная, уходящая от внешности - к сущности. Поэтому эти картины природы, при всей их продиктованности натурными впечатлениями, никогда не бывают «портретами». Даже исполняя двадцать раз один и тот же вид «Осеннего моря» (1911), Нольде не стремится к запечатлению его различных атмосферных состояний, но скорее вновь и вновь пытается найти равнодействующую между состоянием собственной души и неизменным духом природы.

Образы природы не оставили Нольде и в поздние годы его жизни. Это были не только пейзажи, но и натюрморты с цветами, часто акварели - и в этой технике художник достиг совершенства. Его красные маки, лиловые тюльпаны - это словно цвет в чистом виде, светлый, свободный и прекрасный, не отягченный драматической экспрессией, тяготевшей над искусством художника, заставлявшей его порой уничтожать свои работы, чтобы освободиться от них. Легкие, импровизированные акварели Нольде, исполненные на влажной японской бумаге, - самая светлая часть его творческого наследия; но на ней лежит другая печать - только эта область и осталась ему, когда при фашизме Нольде подвергли запрету на творчество.

Эмиль Нольде всегда был далек от политики, но его творчество, напряженное вплоть до экстаза, почти фанатическое, оказывалось связанным с идеями «немецкого национального духа». Его «нордическое» искусство привело художника к членству в нацистской партии. Но иллюзия соединения подлинного искусства с тоталитарным режимом потерпела крах - Нольде был заклеймен как «вырожденец». Творчество Нольде выше, значительнее «арийского» духа и во многом противоположно ему. Но эта драма ложных упований и притязаний художника открывает, быть может, важные стороны искусства 20 века, преступающего дозволенные ему пределы и в расплате за это достигающего подлинно трагических высот.

Информация:

Немецкий экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), – направление в литературе и искусстве, 1-й четверти 20 века, провозгласившее единственной реальностью субьективный мир человеку, а его выражение главной целюю искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В.Газенклевер, художники Э. Нольде, Э.Л. Кирхнер, Ф. Марк, Э.Барлах и др. в Германии, художники О. Кокошко, М. Бекман, и др., композитор А. Шенберг в Австрии, немецкие кинорежиссеры Ф.В. Мурнау, Р.Вине и др.)

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост» , которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки.

«Одинокий волк» Эмиль Нольде (Emil Nolde, 1867-1956) не любил, когда его называли экспрессионистом, и искренне радовался тому, что на это звание претендовали футуристы и конструктивисты. Один из лучших немецких художников, он не желал делить свое искусство с другими, неохотно примыкал к творческим объединениям, всегда был недоволен собой и считал живопись смыслом жизни.

О том, что некий мальчик Ганс Эмиль Хансен станет великим художником, его родные догадывались по картинам, которые он рисовал мелом на стенах хозяйственных построек. Малыш «создавал» их в свободное от работы время, а большую часть дня проводил, трудясь на благо своей несостоятельной семьи. Это надолго закрыло для него дорогу в искусство. Только в зрелом возрасте Эмиль Хансен вновь занялся рисованием под псевдонимом, который стал известен во всем мире.

Это произошло в 1902 году, когда художник женился на актрисе Аде Вилструп и вместе с ней переехал в Берлин. Вдохновленный тихими радостями семейной жизни, Эмиль много работал, что позволило ему заявить о себе как о талантливом художнике.

За несколько лет до этого Нольде создал открытки с изображением швейцарских гор, которые очень нравились людям и расходились огромными тиражами. Деньги от их продажи позволили Эмилю заняться профессиональным художественным образованием. И, несмотря на то, что его учебу сложно назвать систематической, молодой человек очень упорно трудился и постоянно расширял круг своих интересов.
В сюжетах первых работ Нольде преобладали библейские мотивы и природная тематика, что было вполне естественно для человека, воспитанного в религиозной семье и проживающего на живописном севере. Даже псевдоним художник взял в честь небольшой деревни, суровые пейзажи которой навсегда покорили его меланхолический разум.

В природе Нольде нет места декоративности, а ее «дикая» красота сконцентрирована на сущности окружающего мира. Даже переписывая в двадцатый раз картину «Осеннее море», художник стремился не столько к тому, чтобы запечатлеть разные состояния стихии, сколько пытался передать прямую связь между неизменным духом природы и собственной душой.

Энергию мира Нольде представлял в цвете, считая его главным выразительным средством. А у природы художник «заимствовал» краски, без которых не мыслил ни один свой пейзаж. Об этом пристрастии Эмиля однажды писал его современник Вильгельм Гаузенштейн:

«Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод»

В колористических и сюжетных решениях Нольде был близок эстетике творческой группы «Мост». Это объединение стало одним из немногих, программу которого художник принимал. Он был участником всех «мостовских» выставок и лично помогал в разработке манифеста. Свое искусство Эмиль Нольде делил с экспрессионистами «Моста» на протяжении полутора лет, после чего покинул группу, но не потерял связей с бывшими товарищами.

При этом Нольде все менее охотно выбирался на публичные мероприятия, был редким гостем на выставках и все чаще уединялся в четырех стенах собственного дома. Такие резкие перемены с художником произошли в 1909 году, тогда же в его творчестве появилась религиозная тема, и он написал ряд картин на библейские сюжеты.

Герои работ «Тайная вечеря», «Распятие» и «Положение во гроб» находятся в непосредственной близости к зрителю, из-за чего складывается стойкое убеждение в том, что древняя история свершается прямо здесь и сейчас.

От высоких и духовных тем Нольде сделал смелый шаг в пропасть грубости и фантасмагории. Этим отличались картины, связанные с темой «большого города», на которых художник изобразил Гамбург низов общества, населенный китайскими матросами и развеселившимися в ближайшем ресторане парочками. Такой мир тоже привлекал Эмиля, поэтому в 1913 году он совершил путешествие в Новую Гвинею, побывав заодно в России, Японии и Китае.

Нольде с каждым днем укреплял свои позиции в художественных кругах, его признавало общество, ему благоволили критики. Он, никогда не интересующийся политикой, был настолько одержим своим творчеством, что не заметил, как оно оказалось связанным с идеей немецкого национального духа. С 1920 года Эмиль Нольде, считающий себя истинным немцем и не смирившийся с участью быть датским подданным, вступил в партию национал-социалистов.

Но надежды художника на союз тоталитарного режима с подлинным искусством потерпели крах. Безусловно, первое время правящие круги Германии принимали экспрессионизм, и Нольде пользовался популярностью. Но очень скоро он заметил негативные изменения, происходившие в его стране, и все больше боялся потерять свое «место под солнцем». Он использовал любые средства, чтобы утвердиться как настоящий немецкий художник и подтвердить свою лояльность режиму. В ход пошли даже доносы на коллег, в которых указывалось на их неарийское происхождение. Так Нольде стал единственным крупным модернистом, который встал на сторону нацизма.

Но даже такие отчаянные перемены не спасли художника. В 1937 году модернизм и его течения в Германии были объявлены «дегенеративным искусством», а все модернистские творения подлежали изъятию. Всего пострадали около 1400 художников и 20 тысяч произведений искусства. И «лидером» в этом безумном списке стал сам Эмиль Нольде. У него конфисковали более 1000 картин, одни из которых были сожжены, другие – проданы. Правда, некоторые полотна автору удалось вернуть.

На этом разбирательство с так называемым представителем «дегенеративного искусства» не закончилось. В августе 1941 году его исключили из Имперской палаты изобразительных искусств и запретили заниматься профессиональной художественной деятельностью.

Нольде переселился из Берлина в Гольштейн, где построил дом-мастерскую. Здесь художник тайком от инспектора работал над маленькими акварелями. Он не рисовал маслом, опасаясь, что его «выдаст» специфический запах краски. Несмотря на домашний арест, Эмиль Нольде создал почти 1300 акварелей, которые он называл «ненаписанными картинами».

О художнике вновь заговорили и признали его выдающийся талант в послевоенное время. В 1950 году он получил премию Венецианской биеннале, а через три года правительство ФРГ наградило его медалью «За заслуги в области науки и искусств».

В то время Эмиль Нольде стал еще реже выходить из дома, отдавая всего себя искусству. В своей студии он трудился до 15 апреля 1956 года – последнего дня, когда художник держал в руках кисть и выводил ею замысловатый узор на холсте.

May 16th, 2014 , 03:09 pm

Сегодня я решила рассказать про одного из мох любимых художников. Это немецкий экспрессионист Эмиль Нольде.

Есть художники, которые вдохновляют меня на каком-то особом уровне. Альбом Нольже уже давно в моем wish-list и с особым стрепетом рассматриваю его картины.
Многие скажут, что это шедевры из серии «ой, да что тут делать-то?! Да я ваще не рисую - сделаю те также!». А вот ничего подобного, к сожалению… Было бы так просто - были бы и чувства другие.

Глядя на работы Нольде, на его буйство цвета, мне хочется моментально взять краски и начать движение. Именно ДВИЖЕНИЕ! Посмотрите на пейзажи - вот-вот и облака поплывут и где-то сверкнет луч пробивающегося солнца.

"Существует синева серебряная, синева голубая и синева грозовая. И в каждом цвете есть своя сила, мощь, которая либо делает тебя счастливым, либо отталкивает от себя, вызывает неприятие. Для тех людей, кто не причастен к искусству, цвета остаются просто цветами, а оттенки - просто оттенками. И все. И также незамеченным проходит воздействие их на дух человеческий, блуждающий между раем и адом" Эмиль Нольде (с)

Эмиль Нольде является одним из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX в. Обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. Входил в художественную группу «Мост», познакомился там с Мунком.

Ниже подборка его работ, которые мне больше всего нравятся.

Я всячески стараюсь обходить темы политики, религии, национальных движений и т.д. Но вот это, пожалуй, оставлю здесь.

В 1941 мастеру предписали «незамедлительно прекратить» занятия живописью. Нольде окончательно оставил Берлин и переселился к Северному морю, где еще в 1927 построил дом-мастерскую в Зеебюле (Гольштейн); почти не выезжал оттуда и после окончания войны и краха нацизма. Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели, назвав их впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей. Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.

Emil Nolde. 1867-1956 г.

Ведущий немецкий художник-экспрессионист.

Детство и юношеские годы одного из самых характерных художников-экспрессионистов Ганса Эмиля Хансена, более известного в мире искусства под псевдонимом Нольде (по названию родного местечка в Пруссии), были заполнены постоянным и непосильным трудом из-за тяжелого материального положения семьи.

Появился на свет будущий акварелист 7 августа 1867 года, и то, что живопись станет смыслом его жизни, можно было определить по разрисованным мелом дверям хозяйственных построек, хотя самостоятельный путь в искусстве он начнет лишь в зрелом возрасте. В первых рисунках преобладали сюжеты на библейскую тематику, что вытекало из образа жизни в семье, строго исповедующей каноны Священного Писания.

В 1884 Нольде уезжает во Фленсбург, где учится ремеслу резчика и художника, посвящая весь досуг рисованию. В 1888 во время учебы он попал в Мюнхен на выставку промышленного дизайна, и под впечатлением от изобилующих в этом городе музеев, задержался здесь на несколько недель, поражаясь красоте неведомого ему доселе культурного мира.

После окончания школы в 1889, Нольде некоторое время обучался в школе промышленного дизайна в Карлсруэ, частично осваивая и основы живописи, но денег на учебу хватило лишь на два семестра.

Переехав в Берлин, Нольде находит работу проектировщика мебели, выкраивая время на посещение музеев, изучение искусства древних цивилизаций, преимущественно Египта и Ассирии, а также пытается проникнуть в тайны создания картин мастерами прошлого.

В начале 1892-го, в жизни Нольде происходят кардинальные изменения, и связаны они с переездом в Швейцарию, в Сент-Галлен. Здесь он устраивается в Музей промышленного дизайна, преподавая промышленный и декоративный рисунок. Несмотря на предельную занятость на работе и недостаток времени на творчество, именно в Швейцарии начинается его профессиональный путь как художника. Воспользовавшись возможностью посещать соседние Италию и Францию, Нольде изучает творчество Да Винчи, Дюрера, приходит в восторг от Ницше и искусства символистов. Большой удачей обернулась работа по созданию юмористических открыток, на которых горы изображены в форме забавных великанов. Редактор журнала «Югенд» не только воспроизвел эти открытки в издании, но и пригласил художника погостить у себя в доме. Почувствовав «дыхание» удачи, Нольде занимает деньги для выпуска новой партии картинок, и попадает точно в цель: 100-тысячный тираж расходится за 10 дней, а его финансовое положение улучшается на 25 тыс. франков.

Бросив работу и возвратившись в Мюнхен, Нольде пытается поступить в академию, но его не принимают, и обучение проходит в двух частных школах, которые не могут дать ему больше, чем произведения Милле, Домье, Тициана. В этих картинах присутствовал «внутренний огонь» – то, что он постоянно искал. Также заинтересовали Нольде работы Гогена, Ван Гога, и в особенности Мунка, с которым он почувствовал духовную близость. Во время обучения у Хёльцеля, художник удачно занимается офортами, создает акварели, украшающие его творчество, среди которых и «Портрет молодой девушки». Техника его работ постоянно совершенствуется, но это только стимулирует Нольде работать упорнее.

Обосновавшись в Париже, куда он переехал осенью 1899, художник учится в академии Жюльена, старается глубже познакомиться с культурной жизнью города, испытывает влечение к работам импрессионистов, их жизненной и творческой позиции.

Возвращение в Германию сопровождалось душевным нестроением, связанным с неудачной попыткой обретения индивидуального стиля; в этот период созданы лишь несколько пейзажей и портретов.

Первая значительная картина «Перед рассветом» появляется в 1901-м.

В период с 1903 по 1905 гг. Нольде с женой Адой вынужден мигрировать между островом Альсен, где у них был свой дом, Италией, и Берлином. Художник много работает, но под влиянием художника Шмидта-Роттлифа становится членом объединения «Мост», хотя его участие носило почти формальный характер, и год спустя он отходит от группы.

Природа, а также религиозные сюжеты составляли главный сюжет произведений Нольде. Палитра мастера обогащалась с ростом его профессионализма, и за главную цель он ставил вызов эмоций у зрителя, сознательно игнорируя цветовое несоответствие картинных и реальных объектов. «Немецкий экспрессионизм» – стиль, которым определили его художественную манеру, но сам Нольде не считал себя экспрессионистом, более соглашаясь со статусом «свободного художника».

Почет, а вместе с ним и обилие выставок, пришли к мастеру после 1945-го, и до 1951-го он создает много акварелей, а количество картин достигло почти ста штук; большинство этих работ стали творческим итогом и украшением его искусства.