"экскурсия для школьников в государственный исторический музей". "экскурсия для школьников в государственный исторический музей" Экскурсии по истории для учащихся

Облик Москвы, особенно в центре города, радует глаз своей разнородностью и нескучностью. В отличие от каменной монументальности Питера или средневекового уюта старых европейских городов, Москва не претендует на стилистическую выдержанность - она гармонична в своей непоследовательности. Архитектурные экскурсии по Москве - не развлекательные прогулки, но, поверьте, они того стоят. Каждому из нас, как правило, ближе и роднее какая-нибудь конкретная эпоха, архитектурный стиль, исторические лица - и поэтому Москва найдет подход к любому эстету. От памятников дремучего средневековья до небоскрёбов Делового центра - перед вами богатейшая палитра стилей и эпох.

Первое, что показывают гостям столицы - это, конечно, Кремль с его соборами, палатами, колокольней. Он и создает - совершенно заслуженно - общеизвестный, стереотипный облик Москвы. И всё же «детинец» - это, пожалуй, не то, что сами жители больше всего любят в своем городе. Москва не раз страдала от пожаров и разрушений - за стенами Кремля осталось не так много древних строений. Возможно, поэтому в центре города так пышно разрослась застройка 18, 19, 20 веков. Изящный дом Пашкова, строгое здание Английского клуба - поклон эпохе классицизма, сказочные постройки Царицына - редкий образец русской псевдоготики... Множество выдающихся архитекторов приложило свою кисть к пёстрому московскому холсту, но один из них, пожалуй, оставил особенно заметный след на улицах столицы - это Фёдор, или Франц Шехтель. Творчество Шехтеля - это модерн, неоклассицизм и эклектика во всём великолепии, и оно, безусловно, достойно особой экскурсии. Шехтель, порой в соавторстве с другими яркими деятелями своего времени, создал не один шедевр московской архитектуры - здание Исторического музея, особняк Морозовой, здание Ярославского вокзала, собственный дом на Большой Садовой.

Как уже упоминалось, Москва потеряла немало своих красот в войнах и пожарах, поэтому сложно проследить всё богатство истории столицы по её архитектуре. А между тем было бы обидно упустить этот пласт знания при знакомстве с Москвой. К счастью, московские экскурсоводы могут провести увлекательную экскурсию в пределах одной улицы, даже одного дома - так многочисленны исторические тайны Лубянки, Сретенки и многих других уголков столицы.

Учебные экскурсии на уроках истории

В последние годы в преподавании истории шире стали применяться учебные экскурсии. Экскурсии являются важным источником знаний. Они конкретизируют представления учащихся об исторических процессах, знакомят с обстановкой, в которой эти процессы развиваются, с местом их действия, с памятниками материальной и духовной культуры. Исторические экскурсии осуществляют принцип наглядности преподавания истории, помогают накапливать конкретно-образный материал. Назначение экскурсии – вызвать интерес к теме, обогатить наглядным материалом изучаемое. В зависимости от роли и места исторических экскурсий в учебном процессе различают учебные экскурсии (по изучению нового материала), повторительно-обобщающие и, наконец, вводные (к учебной теме). Повторительно-обобщающие и вводные экскурсии по своему содержанию могут быть обзорными и тематическими. Программа требует, чтобы учитель, привлекая на уроках региональный компонент, подтверждающие основные положения и выводы истории. Основным средством познания местного края являются краеведно-исторические экскурсии. Это – археологические экскурсии не только в музеи, но и в места расположения стоянок, курганов. Посещение памятных мест, улиц и площадей, досмотр памятников материальной культуры. Учащиеся нашей школы под руководством учителей истории подготовили такие экскурсии: «Исторические памятники города Семей», «Экскурсия в музеи нашего города», «Путешествие в край великих», «Маршрут выходного дня. Улица Абая». Сколько впечатлений осталось у учащихся от дальней экскурсии в Астану: «Новая столица очаровала школьников, всё приводило детей в восхищение…». Стали традиционными для учащихся нашей школы дальние (однодневные) экскурсии в Жидебай. Эта экскурсия плановая в соответствии с программой по курсу истории Казахстана в 8-х и 10-х классах. Тема экскурсии «В край великих талантов», цель её в конкретизации имеющихся знаний о жизни и деятельности Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова и Шакарима Кудайбердыева. Объектами экскурсии являются музей Ауэзова в Борли, музей Абая и Мемориальный комплекс, памятник Енлик – Кебек. Маршрут экскурсии компактен, все объекты находятся друг от друга на незначительном расстоянии. Деятельность школьников на экскурсии весьма разнообразна. Они наблюдают показываемый им объект, слушают учителя, делятся впечатлениями, высказывают суждения, фотографируют. Вся самостоятельная деятельность учащихся на экскурсии организуется и направляется учителем. Как показывает опыт активные действия самих учащихся на экскурсии лучший путь формирования их мировоззрения. Экскурсия в Жидебай – 2009 года завершилась созданием видеоролика «Путешествие в край Великих». Можно использовать иные формы: сочинения и сообщения в классе по материалу экскурсии. При изучении нового материала, используя метод учебной экскурсии, учитель должен продумать тему и задания какие следует дать учащимся. Для учащихся 5 класса разработана экскурсия по теме «Наша Родина - Казахстан» 6 класса – «Жизнь первобытных людей» и «Археологические памятники эпохи бронзы» 7 класса – «Путешествие в средневековый город» и «В поисках загадочной Индии» 8 класса – «Основание крепости Семипалатной» 9-10 классы – «Уроки – путешествия по странам мира». Задания получают чаще отдельные группы по 2-3 человека, реже индивидуально. Учитывается при распределении задания их подготовка, интересы, наклонности. Способы выполнения учащиеся могут выбрать сами. Для активизации умственной работы пятиклассников учитель-экскурсовод может задать такие вопросы: «Велика ли земля казахов?», «Чем привлекает земля Казахстана иностранных инвесторов?» и т.д. Широко используются задания на сравнения и противопоставления: «Что есть общего и в чём различие современного города (например, Семея) и средневекового?», «В чём различия в организации системы образования в Англии, Германии и Казахстане?» и т.д. При изучении материала истории на экскурсии, учитель должен максимально активизировать их самостоятельную творческую работу и подвести к формулированию выводов и обобщений.

Использованная литература:

1. А.Ф. Родин «Экскурсионная работа по истории», Москва, «Просвещение» 1965
2. Сборник статей «Кружковая работа по истории и обществоведению», Москва, «Просвещение» 1984

Программа

Сегодня мы совершим особенное, интригующее и весьма вкусное путешествие, темой которого станет Московская кухня в самом широком смысле слова. Нас ждет прогулка по красивейшим улицам, переулкам и площадям столицы, сохранившим замечательные памятники архитектуры и полным тайн и загадок, в том числе и кулинарных, знакомство с одним из самых загадочных персонажей русской истории - удивительным профессором Пуфом, "доктором энциклопедии и всех наук" и фантастический исторический ужин с элементами незабываемого гастрономического шоу .

Будучи на протяжении многих столетий перекрёстком культур и влияний, Москва замечательно "сочетает" исконно русские традиции с заимствованиями из обычаев народов Востока и Запада, Дальнего Юга и Крайнего Севера. А местом, где все эти разнородные "непохожести" сходились воедино, приобретая неповторимое московское очарование, были постоялые дворы и харчевни, гостиницы и трактиры, австерии и ресторации... "Кухня Москвы" - это и дворцы, в которых собирались и пировали цари, бояре и князья, это и слободы, в которых столетьями жили и обеспечивали едой и питьём москвичей и гостей первопрестольной мастера своего дела... Это и гостиницы, учебные и богоугодные заведения, клубы, кабаки, рестораны и кухмистерские...

  • В первой части нашей программы, в ходе оригинальной авторской экскурсии , среди многого другого, вы увидите и узнаете:
  • Как, кулинарные традиции обрусевших немцев соединились с изысканным французским рококо;
  • Почему шедевр древнерусской архитектуры в советское время использовался как элитная номенклатурная "столовая" и где И. Сталин, Г. Жуков, Л. Брежнев, а также Мао Цзэдун и Ким Ир Сен кушали лучшие блюда мира по-московски и пили изысканные "диэтические" вина;
  • Где расположен легендарный, воспетый А. Пушкиным ресторан "Яръ", как он связан с декабристом И. Анненковым (одним из главных героев фильма "Звезда пленительного счастья") и что находится там сейчас;
  • Какой кабак дал имя целому району Москвы и его главной улице, по-своему обессмертив известнейший княжеский род;
  • В каком знаменитом ресторане, уже более ста лет услаждающем вкус и украшающем вид Москвы, Глеб Жеглов и Володя Шарапов поймали бандита Фокса из романа братьев Вайнеров.

Логичным и очень приятным продолжением нашей прогулки будет исторический ужин по мотивам блюд русской и европейской кухни XIX века! ...

Нас, желанных гостей ужина, ожидает познавательный рассказ о происхождении современных кулинарных традиций, о французском влиянии на русскую кухню и много исторических фактов, о которых раньше мы и не догадывались!

Продолжительность программы

4 часа (ориентировочно).

В меню исторического ужина входит:

  • Сет из 10 русских закусок - яйцо чиненое щучьей икрой с васаби, аспик из водки на холодце с хреном, шпроты домашние под русским песто, петушачьи гребешки с вяленым томатом и другие. В середине XIX века обеды в фешенебельных европейских ресторанов начинались с блюд, обозначаемых в меню как zakuski ;
  • Затем вам подадут французский суп с русским названием «Consomme Olga” , такой же, какой входил в меню последнего ужина пассажиров первого класса «Титаника» в тот вечер, когда он разбился об айсберг;
  • К супу на стол выставят хлебную корзинку с ржаным хлебом «Радуница» , на закваске и испечённым в подовой печи, именно так, как пекли этот хлеб на Руси, вкус которого вы сможете сравнить с панини , сделаной по традиционным итальянским рецептам, чесночным хлебом швейцарских крестьян и французским деревенским багетом из Аркашона;
  • Потом вас побалуют «отрубным говяжьим боком» , томлёным в печи в течение суток, гарниром к которому послужит «селянка из жареной сушёной капусты по-старорусски» или - для любителей рыбы – «тельное из цельной щуки» , которое подавали на патриарший стол в XVII веке. (Второе блюдо на выбор);
  • На десерт, вас ждёт « gelee a la moscovite » , по рецепту Урбена Дюбуа, личного повара графа Орлова
  • Также гостям будут предложены «домашний морс» и рукодельная настойка.