Эффект Моцарта. Влияние музыки на мозговую деятельность. Музыкальное образование и школа Орфа. Моцарт укрепляет здоровье младенцев, к такому выводу пришли словацкие ученые

Эффект Моцарта показал гармонизирующее влияние классической музыки на человека. О благотворном влиянии классической музыки на человека известно уже давно. Беременным женщинам даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты.

В 90-х годах XX столетия появилась удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, собраны убедительные факты, подтверждающие силу классической музыки.

Активизация коры головного мозга

Первые опыты в этом направлении были проведены на крысах. Два месяца им давали по 12 часов в сутки слушать одну музыку – сонату до-мажор Моцарта. В результате крысы “поумнели” и стали пробегать лабиринт на 27% быстрее. Они делали на 37% меньшее ошибок, чем обычные крысы.

Что касается людей, то здесь ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. То есть она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но только прослушивание музыки Моцарта активизировало практически ВСЮ КОРУ. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться.

Исследование воздействия музыки на мозг человека

Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана в двух направлениях: частота смены ритма и собственно частота звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм в 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. По этой же причине актуален вопрос с изменением в середине прошлого века частоты звучания музыкальных инструментов с 432 Гц на 440. (Читать статью про )

В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются чаще, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 - 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.

Музыка повышает интеллект человека

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека.

Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен один интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:

1 группа – студенты сидели в полной тишине;
2 группа – студенты слушали аудиокнигу;
3 группа – студенты слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест до и после эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги следующим образом

1 группа – на 14%;
2 группа – на 11%;
3 группа – на 62%.

Согласитесь, впечатляющие результаты?!

Удивительный эффект Моцарта в действии

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Вольфганга Амадея Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относятся (нравится она или нет). Даже после 5 минут прослушивания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних людей активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние.

Яркий пример воздействия эффекта Моцарта

Известно, что высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, а это приводит к улучшению слуха и речи. Этот пример один из самых ярких случаев воздействия эффекта Моцарта на человека.

Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и имел плохую память. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у юного Жерара серьезные проблемы со средним ухом. Он прописал ему… несколько месяцев ежедневного прослушивания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы знаем об этом по фильмам с участием актёра.

Жерар Депардье полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать одним из самых известных актеров в мире. Позже он скажет:

«До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

Практическое применение эффекта Моцарта в жизни

Рассказывают случай, когда музыка Амадея Моцарта в буквальном смысле вернула человека к жизни. 78-летний тяжелобольной маршал Ришельё Луи Франсуа Арман дю Плесси, был уже при смерти. За несколько минут до своей очевидной кончины он попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни. Маршал попросил, чтобы ему сыграли любимый концерт Моцарта.

Вскоре после того как прозвучали последние ноты, с маршалом произошло истинное чудо! Смерть отступила, и Ришельё стал поразительно быстро поправляться. Благодаря музыке Моцарта к умирающему маршалу вернулись жизненные силы и он активно прожил еще 14 лет. Маршал Ришельё Луи Франсуа Арман дю Плесси умер в почтенном возрасте в 92 года.

В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта, чтобы снизить количество аварий. К сожалению, в наше время классическая музыка отодвинута на задворки трансляций радио и телевидения. Тем более на улицах России вы не услышите классическую музыку. Но что нам мешает устраивать себе хотя бы непродолжительные сеансы из удивительной музыки Моцарта и других классиков.

Слушать музыку Моцарта, используемую в тестах

Мы подвергли этих животных [крыс] в утробе матери и через шестьдесят дней после рождения различным видам слуховой стимуляции, а затем привели их в пространственный лабиринт. И, конечно, животные, подвергшиеся эффекту Моцарта, прошли лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок. Теперь мы анатомируем животных и изучаем их мозг, чтобы нейро-анатомически точно выявить, что конкретно в мозгу изменилось от этого воздействия. Возможно, что интенсивное воздействие музыки оказывает подобные эффекты на пространственные области гиппокампа головного мозга. – Доктор Фрэнсис Раушер

То, что опыт детей в первые годы их жизни, в конечном счете определяет их схоластические способности, будущую карьеру, а также способность заводить любовные отношения, почти не подтвержден нейробиологией. – Джон Брюэр

Эффект Моцарта это термин, введенный Альфредом А.Томатисом для предполагаемого усиления развития мозга, происходящего у детей в возрасте до 3 лет, когда они слушают музыку Вольфганга Амадея Моцарта .

Идея эффекта Моцарта возникла в 1993 году в Калифорнийском университете в Ирвине у физика Гордона Шоу и Фрэнсис Раушер а, бывшего виолончелиста и специалиста по когнитивному развитию. Они изучали воздействие на несколько десятков студентов первых 10 минут «Сонаты для двух фортепиано ре мажор» (оп.448). Они обнаружили временное улучшение пространственно-временного мышления, если судить по шкале Стэнфорд-Бине. Многочисленные попытки повторить эти результаты проводились, но большинство из них оказались неудачными (Willingham 2006). Один из исследователей отметил, что «самое лучшее, что можно сказать о результатах их исследования, так это то, что прослушивание записей Моцарта на короткое время увеличивает IQ» (Линтон). Раушер продолжил изучать влияние эффекта Моцарта на крыс. Шоу и Раушер полагают, что прослушивание Моцарта улучшает пространственное мышление и память у людей.

В 1997 году Раушер и Шоу объявили, что получили научные доказательства того, что обучение игре на фортепиано и пению превосходят компьютерное обучение по развитию у детей навыков абстрактныого мышления.

Эксперимент включал в себя три группы дошкольников: одна группа получала частные уроки фортепьяно и пения, вторая группа получала частные уроки компьютера, третья группа не получала никакой подготовки. Те дети, которые проходили обучение игре на фортепьяно, показали результаты на 34% выше в тестах измерения пространственно-временных способностей, чем другие. Эти результаты показывают, что музыка однозначно развивает высшие функции мозга, необходимые для изучения математики, шахмат, науки и техники («Неврологические исследования», февраль 1997 года).

Шоу и Раушер дали толчок целой индустрии. Кроме того, они создали свой??собственный институт: Нейроинститут музыкального развития интеллекта (MIND). Они проводят многочисленные исследования, чтобы доказать удивительные эффекты музыки, они даже создали веб-сайт для отслеживания всех новостей, касающихся этих исследований.

Шоу и Раушер утверждают, что их работы была искажены. На самом деле, они показали, «что существуют структуры нейронов, которые возбуждаются один за другим и, что, кажется, есть участки мозга, которые реагируют на определенные частоты». Это не то же самое, что показать, будто прослушивание Моцарта повышает интеллект у детей. Тем не менее, Шоу не собирается ждать более убедительных доказательств, поскольку и без этого не испытывает недостатка в родителях, желающих повысить IQ собственных детей. Он выпустил книгу, а также компакт-диск с названием «Вспоминайте Моцарта». Этот диск можно заказать и купить в институте Шоу. Он и его коллеги уверены, что, поскольку пространственно-временное мышление играет существенную роль при решении когнитивных задач, стимуляция связанных с ним зон мозга при выполнении упражнений увеличит способности человека. Шоу и его сотрудники продают специальную компьютерную программу, которая при содействии бойкого мультипликационного пингвина способствует развитию пространственного мышления у всех желающих.

Шоу и Раушер дали толчок развитию целой индустрии, но СМИ и некритически настроенные люди породили альтернативную науку, поддерживающую эту индустрию. Преувеличенные и ложные утверждения о воздействии музыки стали настолько избитыми, что попытка их корректировки была бы бесполезной тратой времени. Например, Джамал Мунши, сотрудник университетской бизнес-администрации из округа Сонома, коллекционирует пикантные новости о дезинформации и легковерии. Он размещает их на своем сайте в рубрике «Странно, но факт». Там есть информация об экспериментах Шоу и Раушера, продемонстрировавших, что прослушивание сонаты Моцарта «увеличивает показатель научно-технических способностей студентов на 51 балл». На самом деле, Шоу и Раушер раздали бланки с тестами 36 студентам Калифорнийского университета и обнаружили, что при прослушивании музыки Моцарта участники демонстрировали временное улучшение на 8-9% своих личных показателей по сравнению с аналогичным тестированием, проводившимся после прослушивания релаксационной музыки. (Мунши также утверждает, что наука не может объяснить, как мухи летают. Ученые работают над этой важной проблемой , поэтому мы должны отдать им должное. Некоторые даже утверждают, что знают, как насекомые летают.)

Дон Кэмпбелл, сторонник взглядов Карлоса Кастанеды и П.Т. Барнума, преувеличивает и искажает работы Шоу, Раушера и других в свою пользу. Он сделал своей торговой маркой выражение «Эффект Моцарта» и торгует собой и своей продукцией на сайте www.mozarteffect.com . Кэмпбелл утверждает, что у него рассосался тромб в мозгу благодаря молитвам и воображаемой вибрирующей руке внутри правой стороны черепа. Легковерные сторонники альтернативной медицины не ставят под сомнение это утверждение, хотя оно является одним из утверждений, которые не могут быть доказаны или опровергнуты. Он мог бы также утверждать, что тромб рассосался благодаря ангелам. (Интересно, почему у него образовался тромб, если музыка так хорошо влияет на человека. Может быть, он слушал рэп?)

Утверждения Кэмпбелла о воздействии музыки по колоритности напоминают стиль рококо. И подобно рококо, они столь же искусственны. (Кэмпбелл заявляет, что музыка может исцелить от всех недугов). Он подает свои доказательства в повествовательной форме и неправильно их интерпретирует. Некоторые его результаты совершенно фантастичны.

Все его аргументы рушатся при малейшем вмешательстве здравого смысла. Если музыка Моцарта способна поправлять здоровье, почему сам Моцарт часто болел? Если прослушивание музыки Моцарта способствует улучшению интеллекта, почему самые умные люди не относятся к знатокам творчества Моцарта?

Отсутствие доказательств эффекта Моцарта не помешала Кэмбеллу стать фаворитом наивной и доверчивой публики, которой он читает лекции.

Когда журналу McCall’s нужен совет, как избавиться от печали с помощью музыки, когда телеканал PBS хочет взять у специалиста интервью о том, как голос может зарядить вас энергией, когда корпорация IBM нуждается в консультанте по вопросам использования музыки для роста производительности труда, когда Национальной ассоциации выживших от рака требуется оратор, умеющий говорить об исцеляющей роли музыки, они обращаются к Кэмпбеллу. (сайт Кэмпбелла)

Губернаторы штатов Теннесси и Джорджия основали программу, согласно которой компакт-диск Моцарта выдается каждому новорожденному. Законодательное собрание штата Флориды приняло закон, требующий, чтобы классическую музыку играли каждый день в финансируемых государством детских образовательных учреждениях. Сотни больниц получили бесплатные компакт-диски классической музыки в мае 1999 года от Национальной академии звукозаписи и Фонда науки. Вряд ли эти благие намерения основаны на твердых исследованиях, что классическая музыка повышает интеллект ребенка или ускоряет процесс выздоровления у взрослых.

По утверждению Кеннета Стила , профессора психологии Аппалачского государственного университета, и Джона Брюэра, руководителя Фонда имени Джеймса МакДоннела в Сент-Луисе, прослушивание произведений Моцарта в действительности не оказывается воздействия на интеллектуальную деятельность или здоровье. Стил и ее коллеги Карен Басс и Мелисса Крук утверждают, что они опирались на сообщения Шоу и Раушера, но не могли «найти какой-нибудь эффект», хотя их исследование включало 125 студентов. Они пришли к выводу, что «имеется очень мало доказательств в поддержку внедрения программ, основанных на существовании эффекта Моцарта».Их исследование, опубликованно в июле 1999 года. Два года спустя, некоторые исследователи сообщили в том же журнале, что случаи наблюдения эффекта связаны с «повышеним настроения и возбуждением» (Willingham 2006).

В своей книге Миф о первых трех годах жизни Брюэр критикует не только эффект Моцарта, но и несколько других мифов, базирующихся на неправильной интерпретации последних исследований мозга.

Эффект Моцарта является примером того, насколько в нашем мире переплелись наука и СМИ. Сообщение длиной в несколько абзацев в научном журнале становится универсальной истиной в течение нескольких месяцев, которой верят даже ученые, которые знают, как СМИ умеют искажать и извращать результаты. Другие, чуя запах денег, переходят на сторону победителя, добавляя свои собственные мифы, сомнительные утверждения и искажения в общую копилку. Тогда многие легковерные сторонники смыкают свои ряды и выходят на защиту веры, потому что на кону стоит будущее наших детей. Мы радостно покупаем книги, кассеты, диски и т. д. Вскоре в миф уже верят миллионы, считая его научным фактом. Потом процесс наталкивается на легкое критическое сопротивление, потому что мы уже знаем, что музыка может влиять на чувства и настроение. Тогда почему бы ей не влиять на интеллект и здоровье, хотя бы немного и временно? Это просто здравый смысл, не так ли? Да, и еще одна причина для скептицизма.


Музыка, помимо своих первоначальных, прикладных функций, умело выполняет и художественные задачи: отражает переживания разной высоты, увлекает, наполняет нас вдохновением и дарит пленительное . Но может ли ее обыкновенное прослушивание способствовать улучшению функций головного мозга? Давайте вместе разберемся в сути так называемого эффекта Моцарта, изучим влияние музыки на развитие интеллекта и выясним, какой музыкальный инструмент выбрать, если вы хотите научиться играть.

Эффект Моцарта

Появление эффекта

Данный термин внедрил французский оториноларинголог Альфред Томатис . Будучи врачом, он с особой страстью использовал музыку Моцарта в своей трудовой практике, пытаясь излечить у пациентов различные психобиологические расстройства.

Первый эксперимент ученых США

Чуть позже идею Альфреда Томатиса подхватила и стала развивать команда исследователей из США под руководством Фрэнсиса Раушера .

Они провели исследования, в результате которых были сделаны помпезные выводы о том, что музыка великого композитора стимулирует работу мозга и тем самым улучшает когнитивные функции, в частности пространственное мышление и .

Для самого эксперимента было задействовано небольшое количество студентов университета, которые перед написанием теста на пространственно-временное мышление, были поделены на 3 равных группы.

Каждой были предложены особые условия по подготовке: первая группа сидела в полной тишине, вторая слушала инструкции по расслаблению в формате аудиокниги, а последняя, естественно, была погружена в волшебство сонат Моцарта.

После «настройки мозговых центров» учащиеся выполнили работу, направленную на анализ некоторых геометрических фигур из бумаги, на выискивание недостающих деталей и на общую оценку конфигураций предоставленных объектов.

При подведении итогов экспериментаторы обнаружили, что результаты последней группы студентов были лучше остальных в среднем на десять баллов.

Второй эксперимент

Немного погодя, чтобы закрепить объективность проведенных наблюдений, был поставлен еще один эксперимент, только в этот раз, вместо Моцарта и тишины, испытуемым были предложены произведения Филипа Гласса и британская музыка в стиле транс.

Увеличения IQ у студентов в этот раз не наблюдалось. Ученые были счастливы, ведь для такой комплексной задачи, как улучшение умственных способностей, было найдено очевидное и незамысловатое решение – прослушивание произведений Моцарта. Исследователям казалось, что музыка только этого композитора благотворно влияет на возбуждение нейронов в области мозга, отвечающей за решение .

Опровержение

Временный характер эффекта

Первоначально авторы заявляли, что эффект длится около 10 минут, поэтому несправедливо говорить о постоянном улучшении показателей . К сожалению, в более широком контексте эта важная часть информации, которая содержится в первоначальном исследовании, потерялась.

Избирательность

Более поздние эксперименты также выявили, что положительных результатов в стимуляции мышления можно добиться, обратившись не только к творчеству Моцарта, но и к любым другим классическим фортепианным произведениям. И даже больше – к любой мелодии, лишь бы она была приятна слушателю.

После этого ученые поменяли свое мнение и выдвинули новое предположение: Эффект Моцарта основан на краткосрочном увеличении активности центральной нервной системы и общего настроения человека, что благотворно влияет на выполнение поставленных задач.

Финальный вывод

На данный момент наука признает, что при пассивном контакте с музыкой в долгосрочной перспективе не наблюдается улучшения характеристик интеллекта, а временные вспышки при решении поставленных задач, обуславливаются простым подъемом настроения человека.

Зачем учиться играть на музыкальных инструментах?

Но все вышеописанное касается прослушивания музыки с целью стать умнее. А что происходит, если человек учится играть на музыкальном инструменте? При игре вовлечены практически все участки мозга одновременно, чего не наблюдается при обычном прослушивании. Задействуются зрительная, моторная, слуховая функции коры головного мозга.

Так что игра на музыкальных инструментах, как и любая другая структурированная и дисциплинированная практика, укрепляет силы интеллекта и позволяет применять их в смежных и принципиально других видах деятельности, например, связанных с .

Какой инструмент выбрать?

Принять решение о выборе музыкального инструмента, на самом деле, не так уж и сложно. Однако к этому лучше всего подходить рационально, ориентироваться можно на личные предпочтения, на свои физические возможности, на значимость мобильности инструмента, его доступность, а также климат, от которого напрямую зависит его будущая сохранность.

Давайте познакомимся с некоторыми нетипичными, но интересными представителями:

Укулеле – гавайская миниатюрная четырехструнная гитара. Находясь в надежных руках любящего музыку человека, ничуть не уступает в художественной составляющей классическому варианту.

Губная гармоника – наверное, этот инструмент знаком каждому из нас, гармошка широко используется в блюзе, джазе, фолке, кантри и других музыкальных направлениях. Она предельно мобильна, что не может не радовать, ведь практиковать свое умение можно даже в самых заурядных условиях, например, стоя в пробке.

Ханг – это ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, появился он на свет в недалеком 2000 году и произвел настоящий фурор в музыкальной сфере из-за полноты, насыщенности и оригинальности звука. Ханг выпускается достаточно малым тиражом, из-за чего стоит для рядового покупателя дорого.

Лира – старинный струнный щипковый инструмент, станет отличным другом для фанатов истории Древнего Рима и Древней Греции.

Флейта Пана (сиринга) – деревянный этнический духовой инструмент, состоящий из пустотелых трубок различной длины. Прелесть этой флейты заключается в простоте освоения техники игры и в бесконечных возможностях по импровизации уже на самых начальных этапах.

Расскажите, игру на каких музыкальных инструментах вы постигаете? Какая музыка вас тонизирует, а какая наоборот вводит в состояние умиротворения?

Музыка не только приносит нам радость, но и помогает стать умнее. С этой мыслью готовы согласиться многие из нас, впрочем, мало кто понимает, как именно. Судя по данным исследований, у ученых до сих пор нет четкого ответа. Зато есть ответ на вопрос, почему до сих пор ни один композитор не придумал «идеальной мелодии для умных».

Классика для мозга

Воздействие музыки на мозг волновало ученых не одно столетие. Этот вопрос стал актуальнее, когда проигрыватели виниловых пластинок и кассетные плееры принесли музыку в каждый дом, а потом и в каждый карман. Не говоря уже о современности, когда безграничный поток музыки на любой вкус доступен всюду, где есть интернет.

В 1991 году появилась книга французского отоларинголога Альфреда Томатиса (Alfred Tomatis) «Почему Моцарт?» . Автор утверждал, что именно прослушивание классической музыки австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта позволяет мозгу концентрироваться. Дело в том, утверждал Томатис, что тот писал свои произведения на определенной тоновой высоте, которая гармонизирует мозговые волны.

В 1993 году калифорнийские ученые Френсис Раушер, Кэтрин Кай и Гордон Шо (Frances Rauscher, Catherine Ky, Gordon Shaw) поставили эксперимент, чтобы опытным путем проверить, как музыка Моцарта влияет на интеллект.

В эксперименте приняли участие 36 студентов, поделенных на три группы. Первая группа в течение нескольких минут слушала Сонату для двух фортепиано ре мажор, К 448. Второй группе была предложена аудиоинструкция по релаксации. Участники третьей проводили время в тишине. После этого все испытуемые прошли тест IQ.

Оказалось, что у группы, которая слушала Моцарта, показатели пространственного мышления в среднем улучшились на 8-9 пунктов. Правда, длился эффект недолго: через 10-15 минут IQ вернулся к своему прежнему уровню.

Доклад о результатах исследования был опубликован в научном журнале Nature и вызвал интерес не только у специалистов, но и в обществе в целом. Хотя авторы доклада подчеркивали, что эффект «улучшения интеллекта» был кратким и затронул лишь одну из сфер - пространственно-абстрактную, общественность воодушевилась идеей поумнеть с помощью музыки. В итоге спрос на Моцарта в США неимоверно вырос.

Отсюда развилась идея - не основанная вообще ни на чем, кроме как на слухах, - что прослушивание музыки Моцарта с первых месяцев жизни влияет на формирование интеллекта. В 1998 году губернатор штата Джорджия даже распорядился вручать всем родителям новорожденных CD с произведениями композитора. Будущие американские мамы укладывались спать под симфонии и сонаты, придвигая динамики поближе к животу.

Моцарт не важен

Но в 1999 году все изменилось. В журнале Nature вышла гарвардского психолога Кристофера Чабриса (Christopher Chabris) «Прелюдия или реквием для «эффекта Моцарта?».

Родителям, которые ставят Моцарта детям, автор рассказал неутешительный факт: нет вообще никаких научных данных о пользе классических мелодий для раннего развития.

Чабрис рассказал о результатах новых экспериментов с музыкой. Если кто-либо в группе испытуемых предпочитал Моцарту, скажем, Ференца Листа, то именно от прослушивания музыки любимого композитора у слушателя возникал эффект краткосрочного улучшения мозговой активности.

Это позволило ученым предположить, что дело вовсе не в классике, а в удовольствии, которое участники эксперимента испытывают при прослушивании своей любимой музыки. Именно оно и заставляет наш мозг работать лучше.

И тем не менее остается вопрос: почему одна музыка вызывает «эффект Моцарта», а другая - нет? В поисках ответа ученые расширили поле экспериментов. Они стремились описать влияние музыки разных жанров на мозг, а также конкретизировать эмоциональный эффект от прослушивания музыки.

В этом направлении преуспел нейробиолог и психолог Дэниел Левитин (Daniel Levitin), почетный профессор Университета Макгилла в Монреале (Канада). Левитин - страстный меломан, музыкант и музыкальный продюсер. Большую часть своих работ посвятил исследованию когнитивных и эмоциональных эффектов, которые вызывает музыка. В 2007 году вышла его книга «Это твой мозг, помешанный на музыке», основанная на экспериментах, которые автор ставил в лаборатории Университета Макгилла. В том же году вышла работа британского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Музыкофилия».

Музыка - это мы

Обе книги оказались в списке бестселлеров The New York Times. Основная их идея заключалась в том, что восприятие музыки - это не «побочный» и, в общем-то, бесполезный процесс для эволюции.

Напротив, способность воспринимать мелодии и совместно получать от них удовольствие - важнейший механизм социализации древних людей, утверждали авторы. По их мнению, способность радоваться музыке делала людей умнее и сплоченнее.

Работы Левитина и Сакса многие критиковали за слишком «попсовую» подачу научных фактов, которые неизбежно страдают, если объяснять их простыми словами. Тем не менее авторам удалось донести до множества людей одну важную мысль: музыка - это не таинственная «пилюля», которая способна превратить всех нас в гениев.

Каждый мозг реагирует на мелодии по-своему, так что идеального «композитора для ума», к счастью для нас всех, не существует.

Перед соревнованиями многие профессиональные бегуны слушают музыку с четким ритмом, чтобы сконцентрироваться и привести тело в тонус еще до начала забега. Это доказанный эффект, утверждает Левитин в одной из своих лекций . Но ни один спортсмен не выиграет без обычных тренировок.

Так что если вы хотите, чтобы музыка помогала вашему мозгу, сделайте свою музыкальную и интеллектуальную жизнь разнообразной. И еще научитесь понимать музыку: обратите внимание на гармонию звуков, и, возможно, они откроют вам гораздо больше, чем просто куплет и припев.