Джулия кэмерон художник есть в каждом читать. Три основных метода. Спланируйте творческое приключение

    Оценил книгу

    Удивительная книга!
    Читается на одном дыхании!

    Кое-что я начала применять с первого же дня, как только об этом прочитала, кое-что пока ждёт своего часа.

    Несколько цитат из книги:

    Нередко мы совершаем ошибку, думая, что должны целиком и полностью принадлежать детям, а иначе мы – плохие родители. Но на самом деле, отказываясь от своих интересов, полностью переключаясь на ребёнка, мы перестаём быть собой, а это может привести к тому, что мы не сможем впоследствии научить его всему, что умеем и любим сами.

    Когда мы стараемся найти время на себя, когда мы делаем то, что нас радует, мы преподносим прекрасный подарок своим детям. Мы показываем им, как нужно заботиться о себе. Мы учим их получать удовольствие от того, что им интересно.

    Уделяйте любимому занятию по 15 мин в день. Пятнадцать минут – это гораздо больше, чем ничего. И даже этого времени иногда достаточно.

    Появление ребёнка – не повод забывать о себе. В этой новой жизни есть место для вас прежнего и для вас настоящего.

    А ведь как часто мамы полностью растворяются в детях и совсем забывают о своих интересах. А потом удивляются, когда дети сопротивляются и ничем не хотят заниматься - родители ведь тоже не занимаются.
    Да и отвлечение очень полезно, а то "день сурка" какой-то получается.

    Книга разделена на теорию с историями из жизни и практические задания. Задания интересные и позволяют заглянуть вглубь себя и ребёнка.

    Оценил книгу

    Так уж срослось, что в нашей семье растет совершенно не рисующий ребенок. Ни у кого из нас “рука не поднимется” назвать его обделенным художественными способностями - нет, если он возьмется за дело, он создаст шедевр. Однако мальчик не воспринимает рисование как достойное занятие. Если в раннем детстве он и брал в руки карандаш, фломастер, кисть - на бумаге разворачивались битвы, прокладывались дороги, летали самолеты. Это были такие “интерактивные” рисунки, и виной тому, думается, ранний опыт наблюдения за папиными компьютерными играми и увлечения радиоуправляемыми моделями.

    Но количество шедевральных рисунков в доме хочется увеличить (пока не поздно), и на книгу Джулии Кэмерон и Эммы Лайвли “Художник есть в каждом” я возложила почти обоснованные надежды. Забегу вперед: я не достигла своей цели и не получила ответы на свои вопросы о никогда-не-рисующих-по-своей-воле-детях. Я нос к носу столкнулась с книгой-психотерапией.

    Таких книг, откровенно говоря, мало. “Художник есть в каждом” играет на самых больных струнах психики. На страницах появляются высказывания множества клиентов автора, и по мере прочтения, едва ли не рыдая над своими родительскими ошибками, оправдываешь себя: ну вот, я же не одна такая, вон нас сколько. Как и автор, я работала дома, когда сын был крохотный. Мне приходилось говорить ему “мама работает” больше, чем это было бы безопасно для его душевного спокойствия. И (как, возможно, и будущие читатели этой книги) я долго не понимала, как связаны рассказы о занятых мамах и развитие творческого потенциала в маленьком человеке. Любая книга о воспитании не может обойтись без банальностей, и для меня совершенно очевидно, что для ребенка полезно общение с природой и животными, с ним нужно беседовать на прогулках, ему нужно выделить свой собственный уголок или комнату и соблюдать разумный баланс между порядком и хаосом в доме. Тем не менее самые банальные темы в “Художнике…” были для меня полны цитатами, которые я спешно записывала в тетрадку, как школьница - боясь растерять эмоциональный подъем. “Есть смысл судить о прогрессе, а не о результате”, - гениально! Это именно то, чего мне не хватает!

    Если у вас есть дети любого возраста, хватайте “Художник есть в каждом”, читайте от корки до корки (по диагонали не получится, вы буквально “многое упустите в жизни”) и - важно! - изо дня в день следуйте многочисленным рекомендациям. Время от времени перечитывайте главы, посвященные самым больным местам, например, нехватке сна или беспорядку в доме. Очень скоро вы поймете, что вовсе не о воспитании профессионального иллюстратора в книге идет речь, а о более глубинных творческих процессах, которые нельзя позволить затушить в ребенке, но которые и нельзя развить без помощи взрослых. Возьмите эту книгу как помощника. С ней гораздо проще успевать больше, чем нам удается. Хотя бы потому, что благодаря уникальным упражнениям вы переоцените смыслы и приоритеты своей жизни. Сопоставите свой стиль общения в семье и либо убедитесь в том, что все верно, либо попробуете что-то изменить - но не потому, что нужно “по книжке”, а потому, что до ее прочтения вам не приходило в голову что-то делать иначе. Может быть, придется немножко поплакать, пообижаться на родителей и пожалеть себя, - многие страницы к этому располагают. Говорю же, книга-психотерапия. Одна из очень немногих и весьма достойная.

    Оценил книгу

    Джулия Кэмерон во всем мире известна своей книгой "Artist"s way", где слово artist - это творческий и новаторский человек вообще, любой мастер своего дела (у нас её перевели как Путь художника, а я бы назвала "Творческий путь”). Через двадцать лет после выхода Artist"s way автор по многочисленным просьбам написала продолжение, специально адресованное родителям, которые на творческих вечерах и встречах подходили к ней с вопросам - а как нам сделать творческим путь наших детей? В ответ на этот вопрос Кэмерон издала книгу "Arstist"s way for parent. Raising creative children", которую я бы так и перевела: "Творческий путь для родителей. Как растить творческий детей" (эх, масло масляное с этим "творческим", но уж очень не хочется переводить как "креативный" - набило оскомину, или "изобретательных" - это слишком узко).

    Книга исключительно важна всем родителям, особенно сильно фиксированных на детях и том, чтобы сделать всё для них как можно лучше: играть и заниматься, дарить творческое и разнообразное, проводить всё своё свободное время и так далее. За всем этим, говорит Джулия Кэмерон, мы забываем самих себя, свои потребности, радости и интересы. Из-за этого мы перестаем быть собой и впоследствии не можем научить ребенка всему, что умеем и любим сами. А потому главный посыл книги в том, что нужно идти от себя и своих желаний, и этот шаг навстречу себе будет благодатным источником силы и оптимизма.

    Людмила Петрановская в своем недавнем вебинаре "Мама на нуле" рассказывала, что главный действенный способ побороть моральное истощение - радовать себя, тратить на себя время и деньги, воспринимая это как важные инвестиции, ведь радостная мама = радостный малыш. Конечно, это не подразумевает крайностей, когда ребенок полностью забыт в угоду маминым развлечениям, это скорее о том, что, во-первых, балуя себя, мы заряжаемся хорошим настроением и энергией, которой с удовольствием потом делимся с близкими, а во-вторых, занимаясь любимыми делами, нам захочется посвятить в них и детей. Ведь лучше всего мы учим не тому, что популярно, общепринято и "нужно всем знать", а тому, чем болеем сами.

    И главный рецепт того, как вырастить творческого ребёнка, таков: воспитывайте в первую очередь творческую личность в себе и вовлекайте в свои интересы ребёнка, показывайте разнообразие мира вокруг, рассказывайте о разных формам самовыражения, различных вариантах проведения досуга, откликайтесь на его интересы и давайте детям разумную долю свободы, чтобы они могли развиваться и проявлять свои таланты. “Вы можете показать детям варианты, направления роста, но пусть они сами выбирают свой собственный путь."

    “Концентрация на соперничестве тормозит и глушит творчество." "Истина в том, что жизнь другого человека не имеет ничего общего с вашей жизнью и достоинства другого ребёнка не могут заставлять вас чувствовать разочарование в ребёнке собственном." "Творчество - это создание нового, и оно не имеет ничего общего с соревнованиями. В соревновании мы всегда сравниваем себя с другими, смотрим, кто выиграл, кто добился успеха, а куда важнее смещать фокус на себя и спрашивать себя: нравится ли тебе то, чем ты занимаешься, и то ли это, что ты действительно должен делать? Сравнивая себя с соперниками, мы только тормозим наше собственное развитие."

    И мне кажется, что это очень правильные и мудрые слова в нашу эпоху бесконечной гонки за то, чтобы быть первым, лучшим и прочим самым-самым. Мы зацикливаемся на результативности, на том, чтобы добиться успеха и признания, в том числе посредством высоких оценок детей, полученных медалей и призов, но из-за этого мы начинаем меньше обращать внимания на процесс и задумываться над тем, приносит ли он нам удовольствие. Так, ребёнку, играющему на фортепьяно, важнее ваши похвалы каждый день, а не только в случае победы в музыкальном конкурсе, победа в конкурсе не должна восприниматься как конечная цель. Убеждайте себя и детей, что процесс много важнее результата, тогда у них появится желание проявить свои способности. Автор говорит: “наша задача - разбудить самое лучшее в наших детях”, и в то же время в современных условиях "нам нужно защитить детей от нарастающих требований под лозунгом “чем больше, тем лучше, и чем лучше, тем больше”.

    Книга Джулии Кэмерон - это как очень хорошая психотерапия, которая учит больше доверять себе, слышать себя и свои истинные потребности, относиться с уважением к себе и своему ребёнку. И в помощь читателю в каждой главе даются разнообразие упражнения для того, чтобы осмыслить “теоретический материал” и применить его к своей жизни, и три главных полезных совета: 1) устраивать еженедельные творческие приключения для ребёнка и отдельно творческие вылазки для себя, 2) писать от руки каждое утро, сразу после пробуждения, три страницы, чтобы пробудить свой творческий потенциал и освободиться от неприятных мыслей, и 3) вспоминать в конце дня всё лучшее и яркое, чтобы произошло в течение дня, таким образом создавая счастливые воспоминания.

    Очень полезная и нужная родителю книга, она делает жизнь приятней, спокойней и радостней.

О книге
Это пособие для родителей, которые хотят помочь своим детям развить креативность. Как утверждает автор, все дети креативны, нужна лишь практика.

В этой книге вы найдете упражнения, которые можно делать вместе с ребенком, весело проводя время, и задания, которые ребенок сможет делать самостоятельно. Книга подойдет для развития детей в возрасте до 12 лет - никогда не поздно заложить фундамент для творческого мышления.

Фишки книги
Самая известная книга Джулии Кэмерон - "Путь художника" - более чем за десять лет помогла миллионам людей по всему миру (в том числе в России) открыть в себе творческие способности.

Для кого эта книга
Для родителей, которые хотят развить творческие способности своих детей и открыть в них настоящих художников.

Когда она росла, я снова и снова думала о том, что нет в детях ничего более естественного и драгоценного, чем их творческое начало. Творчество - это духовное начинание. Но и быть родителем - тоже духовное начинание. Мы обязаны заботиться и о душе ребенка, и о теле. Существует огромное количество литературы по развитию детей. Но книга "Художник есть в каждом" к ней не относится. Это инструментарий, духовная поддержка и ориентир.

Мы стремимся к идеалу, не чувствуя меры, и стараемся достичь его и в воспитании. Мы сами перфекционисты и хотим, чтобы дети наши были совершенны. Мы зациклены на результатах своих родительских трудов, мы постоянно дергаем детей, стараясь дать им какие-то возможности, передать каждую крупицу своего знания и продемонстрировать их способности публике.

Ребенок еще не умеет ходить, а мы уже беспокоимся о том, в какой школе ему предстоит учиться. Мы полагаем, что следует быть строже и серьезнее: мы же родители! Но мы и так ужасно серьезны. А детям нужна разумная доля веселья. Давайте немного ослабим хватку, не будем так истово стремиться к вершинам, к тому, чтобы стать совершенными родителями, - напротив, давайте позволим себе быть исследователями и радоваться, совершенствуясь постепенно.

Итак, что же нужно делать? Поддерживать и вдохновлять ребенка, помогая ему раскрыть свой талант. В этой книге я постаралась описать, как это делать.

Текущая страница: 1 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Джулия Кэмерон, Эмма Лайвли
Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях

THE ARTIST’S WAY for PARENTS

Raising crative children

Julia Cameron

with Emma Lively

Издано с разрешения Jeremy P. Tarcher, a member of Penguin Group (USA) LLC, a Penguin Random House Company

© Julia Cameron, 2013

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Посвящается

Дороти и Джеймсу Кэмерон,

Марте и Роберту Лайвли,

которые смогли воспитать творческих детей

Быть родителем – великое приключение. Пробудите в ребенке желание узнавать новое, и это поможет вам самим стать любознательнее. А ребенку будет интересно все, что интересно вам.

Джулия Кэмерон

Введение

Двадцать лет назад вышла моя книга «Путь художника». В ней я писала о том, что творчество – это потребность души, что творческое начало есть в каждом из нас, и эта мысль читателям понравилась. Книгу купили почти четыре миллиона человек, и она стала для них руководством к действию. Часто после занятий ко мне подходили ученики и протягивали подарки.

«Я делал так, как вы писали, и вот что у меня получилось, – говорили они, вручая мне свои книги, CD или DVD. И после этого часто добавляли: – У меня есть дети. Вы могли бы написать книгу о том, как раскрыть творческие способности ребенка?»

«Нет, – улыбалась я. – Если вы хотите, чтобы ребенок творил, творите сами. Дети будут учиться у вас».

Я видела написанное на их лицах разочарование. Я действительно была уверена в том, что если они прочитают «Путь художника» и выполнят все упражнения, то найдут собственный путь и к творчеству, и к тому, как быть родителем.

И все же мой ответ звучал для них неубедительно. Шли годы, читатели все спрашивали меня об одном и том же, но я сопротивлялась, потому что думала, что у каждого ребенка творческие способности есть с рождения.

Да, родители могут воспользоваться тем, что написано в «Пути художника», высвободить собственное творческое начало и стать примером для детей. Но как быть тем родителям, которые не читали «Путь художника»? Когда дети в семье только появляются, родители бывают слишком заняты, у них просто нет времени на то, чтобы пускаться в творческие поиски. Каким же, основываясь на собственном опыте, я вижу творческое воспитание?..

А что если вспомнить, как воспитывали меня? Ведь именно это и вдохновило меня на творчество – то, как родители наполняли мою жизнь радостью и светом. Вот и получается, что у меня все-таки есть знания, которые я могла бы или даже должна была передать.

Двадцать лет люди просили меня написать эту книгу.

Но я взялась за нее именно сейчас. Почему? Моя собственная дочь вступила на новый путь: она стала женой и мамой. И я пересмотрела свои взгляды и захотела дать дочери практическое руководство к действию, которое она сможет использовать в воспитании своих детей. Я хочу передать те приемы, которые использовала сама, а также рассказать о том, к каким средствам прибегала моя талантливая мама.

В нашей семье семеро детей. И каждый из нас сейчас не просто занимается творчеством – каждый зарабатывает творчеством на жизнь. Моя старшая сестра Конни – писатель, брат Джейми – музыкант, сестра Либби – художница, брат Кристофер – тоже музыкант, еще одна сестра – Лорри – опять же писатель, как и самая младшая, Пеги.

Что касается моей матери, то она была поэтом, которому нравилось заниматься с детьми. Она постоянно вывешивала наши новые произведения на большой пробковой доске. К каждому празднику мы готовили что-нибудь интересное. Мы наряжались привидениями и гоблинами на Хэллоуин, делали открытки на День святого Валентина и раскрашивали яйца на Пасху. Все мы работали за большим дубовым столом в гостиной. И мальчики, и девочки пробовали себя в искусстве. Результаты наших усилий мама развешивала на стене вдоль винтовой лестницы. Она учила нас вырезать снежинки к Рождеству, и эти снежинки красовались на всех окнах.

Между праздниками мы тоже творили – мама следила за этим. Я до сих пор помню, как нарисовала вставшую на дыбы лошадь, отец сделал рамку для рисунка и повесил его в гостиной. Между собой мы не соревновались, нас учили радоваться успехам друг друга. В этом отношении родители были хорошим примером, они всегда с восторгом относились к тому, чем мы занимаемся.

При этом они никогда не пытались привить нам распространенное в нашей культуре представление, что художнику трудно заработать на жизнь или что художник – это не настоящая профессия. В нашей семье считалось, что занятия творчеством непременно принесут плоды. Когда мы рассказывали, кем хотим стать, они никогда не говорили в ответ: «Радость моя, подумай, может, нужно все-таки получить какую-то профессию, иметь что-то про запас?» Напротив, они были уверены, что мы должны заниматься тем, что любим, и что мы даже сможем этим зарабатывать.

Сейчас я понимаю, что у меня были необыкновенные родители – поразительно, с каким упрямством они поддерживали наши творческие устремления. Они не обращали внимания на нормы и ценности, которые им навязывали со стороны, – напротив, они не стеснялись создавать собственные нормы. И больше всего они ценили атмосферу, в которой хотелось творить. Совпадение это или чудо, что все мы, став взрослыми, зарабатываем на хлеб своими талантами? И не такое ли воспитание подготовило почву для идей, которые я высказывала и развивала в книге «Путь художника», а также еще в тридцати книгах?

Я не эксперт в науке о воспитании. Я разбираюсь в творчестве. Но у меня есть дочь, и я творчески подходила к ее воспитанию. Когда она росла, я снова и снова думала о том, что нет в детях ничего более естественного и драгоценного, чем их творческое начало. Творчество – это духовное начинание. Но и быть родителем – тоже духовное начинание. Мы обязаны заботиться и о душе ребенка, и о теле. Существует огромное количество литературы по развитию детей. Но книга «Художник есть в каждом» к ней не относится. Это инструментарий, духовная поддержка и ориентир.

Мы стремимся к идеалу, не чувствуя меры, и стараемся достичь его и в воспитании. Мы сами перфекционисты и хотим, чтобы дети наши были совершенны. Мы зациклены на результатах своих родительских трудов, мы постоянно дергаем детей, стараясь дать им какие-то возможности, передать каждую крупицу своего знания и продемонстрировать их способности публике. Ребенок еще не умеет ходить, а мы уже беспокоимся о том, в какой школе ему предстоит учиться. Мы полагаем, что следует быть строже и серьезнее: мы же родители! Но мы и так ужасно серьезны. А детям нужна разумная доля веселья. Давайте немного ослабим хватку, не будем так истово стремиться к вершинам, к тому, чтобы стать совершенными родителями, – напротив, давайте позволим себе быть исследователями и радоваться, совершенствуясь постепенно.

Итак, что же нужно делать? Поддерживать и вдохновлять ребенка, помогая ему раскрыть свой талант. В этой книге я постаралась описать, как это делать. В каждом из нас есть творческое начало. Многим гораздо легче понять, на что способен ребенок, чем мы сами. Но как только мы замечаем, к чему стремятся дети и что им интересно, мы тут же замечаем этот потенциал и в себе. Когда мы стремимся раскрыть свой творческий потенциал, мы даем возможность себе и детям прикоснуться не только к чему-то великому, но и друг к другу.

В книге я буду пользоваться словом «Бог». И пусть оно не смущает вас – попробуйте поиграть с понятием. Не важно, как вы это называете – Высшая сила, Мироздание или Дао, – главное, что существует нечто прекрасное и великое, к чему мы можем прикоснуться. Духовный путь можно найти благодаря религиозному воспитанию в семье, однако многие из нас со временем от него отклоняются. Воспитывая детей в атмосфере творчества, мы точно так же передаем им духовные ценности. Каждый из родителей, каждый из детей напрямую связаны с Высшей силой, поэтому и те и другие могут в любой момент воспользоваться безграничной духовной поддержкой. И моя книга, я надеюсь, поможет и детям, и родителям приобщиться к этому источнику.

Потребности детей многообразны и постоянно меняются. И мы снова и снова ищем средства, которые помогут нам в воспитании. Эта книга – источник самых разных идей, к которым родители могут обращаться по мере того, как дети растут. Она ненавязчиво напоминает о том, что мы – существа духовные, а творческий потенциал заложен в нас от природы. Даже самая малая духовная поддержка приносит плоды. В книге двенадцать глав, и в каждой из них есть своя идея и упражнения. Пособие «Художник есть в каждом» рассчитано на тех, у кого есть дети в возрасте от рождения до двенадцати лет. Начать можно в любой момент. Читая эту книгу и используя описанные в ней приемы, родители снова и снова пополняют запасы творческих идей, чтобы помогать детям реализовывать эти идеи. А это очень важно в тот период, когда дети становятся на путь взросления.

Быть родителем – великое приключение. В самом начале пути, когда дети еще маленькие, мы полны грандиозных надежд и вдохновения, с нами тоже происходит нечто совершенно новое: мы начинаем расти сами, мы учимся любить так, как, возможно, не любили раньше. Если вы посвятите эти годы приобщению к творчеству и захотите помочь в этом ребенку, вы будете расти и любить вместе. Пробудите в ребенке желание узнавать новое, и это поможет вам самим стать любознательнее. А ребенку будет интересно все, что интересно вам. Занимайтесь совместным творчеством или занимайтесь им каждый сам по себе – это все равно укрепляет вашу связь с ребенком. Творчество, вскормленное оптимизмом, поможет детям на длинном и полном приключений жизненном пути.

Три основных метода

В книге «Художник есть в каждом» я описываю три основных метода. Это Утренние страницы, Творческое приключение и Яркие мгновения . Если использовать все три метода одновременно, вы сами увидите, в какую сторону надо двигаться, у вас появится энергия, вы станете лучше понимать, куда направить творческие порывы, которые будут возникать у вас и у ваших детей. Выполняйте все три задания регулярно, тогда вы почувствуете некую духовную опору и у вас появится ощущение последовательности и защищенности.

1.-Утренние страницы – это три страницы обычного рукописного текста, который родители пишут самостоятельно и каждый день.

Утренние страницы – основной способ разбудить творческий потенциал. Начинайте день с этого упражнения: оно поможет вам избавиться от неприятных мыслей. Утренние страницы побуждают нас к действию, вносят ясность, успокаивают, помогают расставить приоритеты и построить планы на предстоящий день. Иногда родители думают, что у них нет права на личную жизнь, а со временем они понимают, что это совсем не так. Утренние страницы существуют только для вас. В них вы можете без опаски излить все, что вас беспокоит, поразмыслить о планах и помечтать. Невозможно ошибиться, выполнить упражнение как-то «не так», «неправильно». Обязательно пишите от руки – и о чем угодно, только обязательно на три страницы. И никому не показывайте свои записи и ни с кем их не обсуждайте. У меня были ученики, которые рвали, сжигали, прятали, запирали в сейф свои утренние страницы. Я часто шучу, что в завещании попрошу родственников сначала кремировать мои утренние страницы, а уж потом заняться моим телом.

Утренние страницы – это ваш вечный личный помощник. Воспитание детей требует колоссальных душевных сил, и вы должны позволить себе переживать и осознавать все возникающие у вас чувства. Утренние страницы – это надежное убежище, где можно дать волю эмоциям, после чего радоваться дню вместе с ребенком.

«Но Джулия! – протестуют мои ученики. – У меня нет времени на эти утренние страницы – для этого мне надо вставать задолго до того, как проснется ребенок!» Тогда я прошу их написать столько, сколько они успеют – до того, как ребенок проснется. Затем заняться домашними делами, а закончить – когда получится.

Задумка с утренними страницами возникла у меня, когда дочь училась ходить. Она требовала столько внимания, что это сводило меня с ума. Потом я стала просыпаться раньше дочки и сразу принималась писать. Я чувствовала примерно то же, что чувствуют многие начинающие мамы: я не знаю, кто я. Эти записи помогли мне вернуться к самой себе.

Я не собиралась делать из утренних страниц художественное произведение. Скорее, наоборот – в них нет никакой художественности.

Когда мы берем в руку карандаш и начинаем писать, то постигаем самих себя. И важно писать именно от руки. Конечно, для многих из нас гораздо проще воспользоваться компьютером. Но проще – не значит лучше. В этом деле скорость – злейший враг.

Представьте себе, что вы едете на машине со скоростью сто двадцать километров в час. «Ой, я проскочила съезд с трассы! Что это там было, заправка или магазин?» Писать утренние страницы на компьютере – примерно то же самое. Теперь представьте, что вы едете со скоростью восемьдесят пять километров в час. «Вот и заправка, – думаете вы, – вот нужный съезд, а там и магазин». Другими словами, утренние страницы дают нам возможность лучше понимать, что происходит здесь и сейчас.

Часто мне кажется, что утренние страницы – это такая форма медитации, которая отлично подходит для жителей Запада. Нам трудно понять, как можно сидеть на месте двадцать минут и ничего не делать. А если мы пишем, мы все-таки чем-то заняты. Сидя за утренними страницами, мы как бы рассказываем себе, что нам нравится, что не нравится, чего бы хотелось больше всего на свете, а чего бы не хотелось вовсе… Таким образом мы посылаем телеграмму Мирозданию.

«Но Джулия, я так мало сплю!» Слышу, слышу и прекрасно понимаю, почему вы против. Но я обещаю: попробуйте – и сами увидите, как утренние страницы наполняют вас энергией. Тогда и время у вас найдется.

Я начала писать утренние страницы, когда Доменике было два года, а я воспитывала ее в одиночку. Мы жили в городке Таос в штате Нью-Мексико в глинобитном домике в самом конце извилистой грязной улицы. Окна дома выходили на север, и из них были видны горы. Я вставала рано, затаскивала себя за длинный сосновый стол и сидела там, глядя на север. Не помню, как мне в голову пришла идея писать каждый день по три страницы, но я стала регулярно это делать, пока солнце едва заливало горы светом.

Поначалу эти страницы были полны жалоб и раздражения. Я постоянно спрашивала, что мне делать дальше. В то время я писала сценарии для Голливуда. Их покупали, но по ним не снимали фильмов. Это, конечно же, меня угнетало. Однажды утром, дописывая третью страницу, я вдруг придумала героя, а вместе с ним ко мне пришла мысль написать не сценарий, а роман. Так я и сделала. Каждый день я писала свои утренние страницы, а потом переходила к роману. Все мои творческие метания оставались на страницах, они же и подсказывали мне дальнейшие действия.

Время шло, и я обнаружила, что на страницах нахожу решения самых разных проблем. Когда я закончила писать роман, страницы навели меня на мысль о том, что я больше не хочу жить в старом доме на грязной улице. Может, когда-нибудь в другой раз, но не сейчас. И тогда страницы подсказали мне, что я должна вернуться в Нью-Йорк. После переезда я получила «приказ» идти преподавать.

Я очень хорошо это помню. Я работала в Гринвич-Виллидж и молилась, чтобы на меня снизошла идея еще одного романа. Вдруг меня осенило, мне как будто приказали: «Иди преподавать». Но я не хотела преподавать. Мне казалось, что учитель погубит во мне художника. Как-то я вернулась домой с прогулки и позвонила подруге.

– Слушай, Регина, – сказала я. – Я чувствую, что должна преподавать.

– Правда? – сказала Регина. – Я тебе перезвоню.

Через четверть часа раздался звонок.

– Поздравляю, – сказала она. – Теперь ты работаешь в Нью-Йоркском институте женского искусства, и твое первое занятие в четверг.

Так я стала учителем. Я давала своим ученикам задание писать по три утренние страницы и снова, теперь уже вместе с ними, осознавала, что страницы помогают нам делать важные открытия.

Я заметила, что это работает, особенно для тех, у кого есть дети. И хотя многие утверждали, что не способны писать, они все равно писали. А потом радостно делились со мной открытиями и идеями, которые осенили их благодаря страницам.

Для родителей же, которые страдают от одиночества, страницы и подавно становятся хорошим собеседником. Наконец-то появился кто-то, с кем можно поговорить!

Я настаиваю на том, чтобы вы писали утренние страницы: это в любом случае пойдет вам на пользу.

2.-Творческое приключение – еженедельный поход куда-нибудь, спланированный и подготовленный вместе с детьми.

Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Основная ее цель – пополнить духовные запасы. Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. А дети постарше могут помочь вам выбрать, чем заняться.

Наташа, домохозяйка, стала придумывать творческие приключения, когда ее ребенок был совсем еще маленьким: «Мне нужно было выходить из дома хоть куда-нибудь. Прогулки на свежем воздухе полезны и мне, и дочке. Я сажала ее в переноску и отправлялась в путь. Иногда мы шли в музей, а иногда просто в обувной магазин. Да, вряд ли в этом возрасте дети способны получать удовольствие от увиденного, но я точно знаю: дочка за всем внимательно наблюдала и запоминала картинки. Я видела, что она замечает смену обстановки, и нам обеим это нравилось. Когда дочка подросла, мы стали вместе выбирать, куда пойти. Мы ходили в зоопарк, в океанариум, в магазины игрушек и на концерты. Конечно, мы бы в любом случае куда-нибудь ходили, но наши походы были бы совсем иными, не планируй мы эти приключения вместе. Я каждую неделю придумывала что-то новое, а дочка мне помогала. И в детстве это было ее самое любимое занятие».

Родители, у которых дети постарше или разных возрастов, должны придумывать необычные места для творческого приключения. Например, Минетта, мама четверых детей, придумала вот что: каждую неделю ее сыновья по очереди выбирают, куда пойти.

«Моему старшему, Кормику, двенадцать лет, и он обожает планировать творческие приключения, – рассказывает Минетта. – Он очень заботится о младших братьях и всегда гордится собой, когда придумывает то, что нравится всем. Мне даже иногда кажется, что он учится быть родителем. Когда дети у вас разных возрастов, приходится искать компромиссы. Но существует множество мероприятий, в которых могут поучаствовать все дети. В нашей семье мы вместе выбираем такие мероприятия. И чем старше становятся дети, тем ответственнее они это делают и тем интереснее для них брать на себя эту ответственность».

Развлечение, спланированное заранее, станет ярким и запоминающимся событием как для детей, так и для родителей. К тому же такое планирование поможет научить ребенка настойчивости и любознательности. Но важно, чтобы творческие приключения не превращались в походы по магазинам. Зоопарк или океанариум гораздо интереснее, чем детский универмаг.

СПЛАНИРУЙТЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
упражнение

Проставьте номера от одного до пяти и перечислите пять мест, куда можно отправиться с ребенком. Например, сходить в зоопарк, в детский музей, на игровую площадку, в церковь или в библиотеку.

3.-Яркие мгновения – ежедневный вечерний ритуал: перед тем как пойти спать, родители и дети делятся друг с другом теми событиями, которые им в этот день запомнились больше всего.

Многие мамы и папы к концу дня очень устают и даже становятся раздражительными. Как только они отправляют ребенка спать, день для них заканчивается. Но время перед отходом ко сну может быть очень полезным. Мой третий метод, Яркие мгновения, помогает завершить день на приятной ноте. «Мне сегодня больше всего понравилось смотреть, как играют собаки на площадке, – говорит мама. – А тебе что понравилось?»

«А мне понравилось качаться на качелях», – может ответить ребенок или даже: «Мне тоже», – имея в виду собак на площадке.

«Да, здорово я тебя раскачала» или «Да, я видела, как тебе понравились щенки». Привычный ход событий превратится в игру, если мы вместе вспомним самые приятные из них.

Мы с Доменикой каждый вечер делились впечатлениями. Сейчас мы живем в разных городах, но все равно сохранили эту традицию. Чтобы почувствовать друг друга, нам необязательно говорить долго: мы просто делимся тем, чем запомнился день.

Вспоминая яркие события дня, мы создаем счастливые воспоминания.

Это пособие для родителей, которые хотят помочь своим детям развить креативность. Как утверждает автор, все дети креативны, нужна лишь практика.

В этой книге вы найдете упражнения, которые можно делать вместе с ребенком, весело проводя время, и задания, которые ребенок сможет делать самостоятельно. Книга подойдет для развития детей в возрасте до 12 лет — никогда не поздно заложить фундамент для творческого мышления.

Фишки книги

Самая известная книга Джулии Кэмерон — «Путь художника» — более чем за десять лет помогла миллионам людей по всему миру (в том числе в России) открыть в себе творческие способности.

Для кого эта книга

Для родителей, которые хотят развить творческие способности своих детей и открыть в них настоящих художников.

От автора

Я не эксперт в науке о воспитании. Я разбираюсь в творчестве. Но у меня есть дочь, и я творчески подходила к ее воспитанию.

Когда она росла, я снова и снова думала о том, что нет в детях ничего более естественного и драгоценного, чем их творческое начало. Творчество — это духовное начинание. Но и быть родителем — тоже духовное начинание. Мы обязаны заботиться и о душе ребенка, и о теле. Существует огромное количество литературы по развитию детей. Но книга «Художник есть в каждом» к ней не относится. Это инструментарий, духовная поддержка и ориентир.

Мы стремимся к идеалу, не чувствуя меры, и стараемся достичь его и в воспитании. Мы сами перфекционисты и хотим, чтобы дети наши были совершенны. Мы зациклены на результатах своих родительских трудов, мы постоянно дергаем детей, стараясь дать им какие-то возможности, передать каждую крупицу своего знания и продемонстрировать их способности публике.

Ребенок еще не умеет ходить, а мы уже беспокоимся о том, в какой школе ему предстоит учиться. Мы полагаем, что следует быть строже и серьезнее: мы же родители! Но мы и так ужасно серьезны. А детям нужна разумная доля веселья. Давайте немного ослабим хватку, не будем так истово стремиться к вершинам, к тому, чтобы стать совершенными родителями, — напротив, давайте позволим себе быть исследователями и радоваться, совершенствуясь постепенно.

Итак, что же нужно делать? Поддерживать и вдохновлять ребенка, помогая ему раскрыть свой талант. В этой книге я постаралась описать, как это делать.

Развернуть описание Свернуть описание

О книге

Фишки книги

Для кого эта книга

Когда она росла, я снова и снова думала о том, что...

Читать полностью

О книге
Это пособие для родителей, которые хотят помочь своим детям развить креативность. Как утверждает автор, все дети креативны, нужна лишь практика.

В этой книге вы найдете упражнения, которые можно делать вместе с ребенком, весело проводя время, и задания, которые ребенок сможет делать самостоятельно. Книга подойдет для развития детей в возрасте до 12 лет - никогда не поздно заложить фундамент для творческого мышления.

Фишки книги
Самая известная книга Джулии Кэмерон - "Путь художника" - более чем за десять лет помогла миллионам людей по всему миру (в том числе в России) открыть в себе творческие способности.

Для кого эта книга
Для родителей, которые хотят развить творческие способности своих детей и открыть в них настоящих художников.

Когда она росла, я снова и снова думала о том, что нет в детях ничего более естественного и драгоценного, чем их творческое начало. Творчество - это духовное начинание. Но и быть родителем - тоже духовное начинание. Мы обязаны заботиться и о душе ребенка, и о теле. Существует огромное количество литературы по развитию детей. Но книга "Художник есть в каждом" к ней не относится. Это инструментарий, духовная поддержка и ориентир.

Мы стремимся к идеалу, не чувствуя меры, и стараемся достичь его и в воспитании. Мы сами перфекционисты и хотим, чтобы дети наши были совершенны. Мы зациклены на результатах своих родительских трудов, мы постоянно дергаем детей, стараясь дать им какие-то возможности, передать каждую крупицу своего знания и продемонстрировать их способности публике.

Ребенок еще не умеет ходить, а мы уже беспокоимся о том, в какой школе ему предстоит учиться. Мы полагаем, что следует быть строже и серьезнее: мы же родители! Но мы и так ужасно серьезны. А детям нужна разумная доля веселья. Давайте немного ослабим хватку, не будем так истово стремиться к вершинам, к тому, чтобы стать совершенными родителями, - напротив, давайте позволим себе быть исследователями и радоваться, совершенствуясь постепенно.

Итак, что же нужно делать? Поддерживать и вдохновлять ребенка, помогая ему раскрыть свой талант. В этой книге я постаралась описать, как это делать.

2-е издание.

Скрыть