Джон Леннон. Настоящая жизнь напоказ. Биография джона леннона

Джон Леннон (при рождении Джон Уинстон Леннон, впоследствии изменено на Джон Уинстон Оно Леннон; John Winston Ono Lennon). Родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле (Великобритания) - умер 8 декабря 1980 года в Нью-Йорке (США). Британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Один из основателей и участник группы «The Beatles», популярный музыкант XX века. После распада The Beatles начал сольную карьеру, но в 1980 году был убит.

Кроме своей музыкальной деятельности, Леннон был известен также как политический активист. Свои взгляды он высказывал как в песнях, так и в публичных выступлениях. В знаменитой песне «Imagine» выражены мысли Леннона о том, как должен быть устроен мир. Леннон проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы. Это сделало его кумиром хиппи и одним из самых значительных общественных деятелей 1960-х-1970-х годов.

В 2002 году медиакорпорация Би-би-си провела опрос для определения ста величайших британцев всех времён. Джон Леннон занял восьмое место в этом списке. Также Леннон занял сразу две строчки в списке 50 величайших исполнителей всех времён по версии журнала Rolling Stone: 1 в составе The Beatles и личную 38. Британский журнал Classic Rock включил Леннона в список величайших гитаристов всех времён.

Джон Уинстон Леннон родился 9 октября 1940 года в 6:30 утра, во время налёта немецкой авиации на Ливерпуль. Его родители - Джулия (Julia Lennon 1914-1958) и Альфред Ленноны (Alfred Lennon 1912-1976). Джон стал первым и последним их ребёнком - вскоре после его рождения Джулия и Альфред разошлись.

Когда Джулия Леннон нашла себе другого мужчину, четырёхлетнего Джона взяли на воспитание его тётя по материнской линии Мими Смит (Mimi Smith 1906-1991) и её муж Джордж Смит, у которых не было своих детей. Мими была строгой воспитательницей, и у Леннона это часто вызывало отторжение. Мими не одобряла его увлечения гитарой. Джон отличался редким остроумием и ехидством. Когда он учился играть на гитаре, тётя Мими ворчала: «Гитара - хорошая вещь, но она никогда не поможет тебе заработать на жизнь!» Позже, на пике своего успеха, Джон купил тёте роскошный особняк на побережье и украсил холл мраморной доской со словами тёти. Зато Леннон нашёл общий язык с дядей, который заменил ему отца, но в 1955 году Джордж умер. Тогда Джон сблизился со своей матерью Джулией, которая жила со своим вторым мужем и двумя детьми от него.

Леннон не переносил рутину школьной жизни, поэтому, несмотря на острый ум, из категории лучших учеников скатился в самые худшие. Зато в школе ему удалось раскрыть свои творческие способности - Леннон пел в хоре и издавал рукописный журнал, который сам иллюстрировал. Его любимыми книгами в то время были «Алиса в стране чудес» и «Ветер в ивах». В 1952 Леннон оказался в средней школе Куоррибенк (Quarry Bank High School). В учёбе он и тут не добился особых успехов, быстро оказавшись в классе C для самых отстающих учеников. При этом Леннон регулярно нарушал дисциплину и рисовал карикатуры на преподавателей.

В середине 1950-х, после выхода песни Билла Хейли «Rock around the Clock», в Ливерпуле началось увлечение рок-н-роллом. Песня Лонни Донегана «Rock Island Line» дала жизнь скиффлу, который быстро завоевал популярность среди английской молодёжи. Скиффл был примечателен тем, что для его исполнения не требовалось обширных познаний в музыке и умения хорошо играть на каком-либо инструменте. Благодаря этому, в 1950-е в Англии появилось множество молодёжных скиффл-групп. Рок-н-ролл окончательно завоевал популярность после появления в США .

Новое увлечение не прошло мимо Леннона, и в 1956 году он вместе со своими школьными друзьями основал группу The Quarrymen, названную в честь школы, в которой все они учились. Сам Леннон играл в Quarrymen на гитаре. Кроме него, в группе участвовало пять человек: ещё один тоже играл на гитаре, двое на ударных, один человек на банджо и один, лучший друг Джона Пит Шоттон, - на стиральной доске. 6 июля 1957 года Леннон познакомился с и принял его в Quarrymen. Вскоре Маккартни привёл в группу своего друга .

После того, как Леннон провалил выпускные экзамены в школе, ему удалось (не без помощи директора школы) поступить в Ливерпульский художественный колледж. Там он подружился со Стюартом Сатклиффом, которого тоже привлёк в Quarrymen, и встретил свою будущую жену Синтию Пауэлл.

В 1958 году (15 июля) умерла мать Джона. Когда она переходила дорогу, её сбил на машине офицер полиции. Смерть Джулии стала для Леннона тяжелейшим потрясением. Позже он посвятил ей несколько песен - «Julia», «Mother» и «My Mummy’s Dead». Смерть матери сильно повлияла на него в будущем. Так как Леннон был очень сильно привязан к Джулии, он почти во всех женщинах искал свою мать.

Группа Quarrymen перестала существовать в 1959 году , когда появилось название - сначала Silver Beetles, затем - The Beatles .

В 1960 году The Beatles впервые отправились за границу - в немецкий Гамбург, где выступали в клубах Репербана, центра ночной жизни города. В Гамбурге Леннон впервые попробовал наркотики. В Германию The Beatles в период между 1960 и 1963 гг. приезжали несколько раз. За эти годы они сумели добиться локальной популярности в Ливерпуле и Гамбурге.

В Гамбурге остался жить Стюарт (Стю) Сатклифф, самый близкий человек для Леннона в эти годы. Сатклифф нашёл себе в Германии жену, фотографа Астрид Кирхер (Astrid Kirchherr род. 20 Мая 1938). 10 апреля 1962 года Стю умер от кровоизлияния в мозг.

В конце 1961 года менеджером The Beatles стал Брайан Эпстайн. Он полностью изменил их имидж - группа сменила кожаные куртки на аккуратные костюмы со знаменитыми пиджаками без лацканов, музыканты перестали курить и сквернословить на сцене. Леннон позже признавался, что смена образа не очень пришлась ему по душе. Тем не менее, новый имидж способствовал быстрому росту популярности The Beatles.

23 августа 1962 года Джон Леннон сочетался браком с Синтией Пауэлл. 8 апреля 1963 года у Джона и Синтии Леннонов родился сын Джон Чарльз Джулиан Леннон. Он был назван так в честь Джулии, матери Джона.

В 1963 г. Леннон впервые «показал зубы», выступая перед королевским семейством. Объявляя очередной номер, он, с озорством воскликнул: "Тех, кто сидит на дешёвых местах, просим аплодировать. Остальные могут ограничиться позвякиванием своих украшений!"

«Те, кто на дешёвых местах», встретили этот призыв бурными аплодисментами. «Остальные» - коронованные и некоронованные Виндзоры - были шокированы. Скандальная слава только способствовала росту популярности группы, а Леннон с того времени взял на себя роль лидера - он объявлял номера на концертах и всегда первым выходил на сцену, хотя на самом деле нельзя было сказать, что тот или иной член Beatles важнее для группы, чем остальные. Если весной 1963 они были хорошо известны только в Ливерпуле, то в октябре того же года о них знала вся страна, а в 1964 году к ливерпульской группе пришла мировая слава.

Кроме того, Леннон пробовал себя как актёр. Не считая фильмов, созданных The Beatles, он однажды снялся в кино: это был фильм «Как я выиграл войну» ("How I Won the War" (1967). Фильм не имел успеха ни у зрителей, ни у критиков. Впрочем, фильм вполне соответствовал духу времени, и как исторический артефакт (на фоне событий сопровождающих Вьетнамскую Войну) имеет вполне определённую культурно-художественную ценность.

В 1964-1966 годах The Beatles были на вершине славы. Они постоянно ездили с гастролями по всему миру, два раза в год выпускали альбомы, снялись в двух фильмах: «На помощь!» (Help!) и «Вечер трудного дня» (англ. A Hard Day"s Night).

В марте 1966 года Леннон в интервью лондонской газете Evening Standard обронил неосторожную фразу, сказав следующее: «Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше - рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне»

В Великобритании на эту фразу никто не обратил внимания, но когда через пять месяцев вырванную из контекста фразу о том, что The Beatles популярнее Христа, американский журнал «Datebook» поместил на обложку, в США начался скандал. На юге страны, жители которой известны своей религиозностью, публично сжигали пластинки The Beatles, радиостанции прекратили транслировать их песни. Даже в Ватикане осудили заявление Леннона (в 2008 году, впрочем, Ватикан простил музыканта, заявив, что его фразу можно расценивать как «остроту»). Вместе с тем, битлы готовились к турне по США. Леннон был вынужден извиниться за свои слова, но концерты во время турне недосчитывались огромного числа зрителей. Леннону угрожали расправой: в Мемфисе кто-то позвонил в номер The Beatles и сообщил, что во время концерта он (Леннон) будет убит. После этих гастролей битлы приняли решение отказаться от концертов. Больше они ни разу не выступили на сцене.

В 1967 году Леннон под влиянием книги Тимоти Лири «Психоделический опыт» увлёкся наркотиками. Он стал отдаляться от остальных членов группы и отказался от роли её лидера. После смерти Брайана Эпстайна менеджмент Beatles взял на себя Пол Маккартни. В 1967 году Маккартни захватил лидерство в группе - лучший, по мнению многих, рок-альбом всех времён и народов «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band» был задуман и реализован именно им, как и телефильм «Волшебное таинственное путешествие» («A Magical Mystery Tour»). «Фильм был снят Полом и для Пола» - позже сказал Леннон журналу Rolling Stone.

Песни с альбомов 1967-1968, хотя и были подписаны Леннон - Маккартни, в подавляющем большинстве случаев являлись плодом творчества только одного из битлов. «Белый альбом», выпущенный в 1968 году, показывает то, как в этот период члены группы отличались друг от друга.

В эти годы Леннон сочинил песни, которые позже многие признали его лучшими произведениями: философские «Strawberry Fields Forever» и «Across the Universe», психоделические «I Am the Walrus» и «Lucy in the Sky with Diamonds», мрачная «A Day in the Life» и торжественная «All You Need is Love», ставшая гимном хиппи .

Внешний облик Леннона, как и остальных членов группы, сильно изменился. Битлы перестали одеваться в аккуратные костюмы, отрастили длинные волосы, усы и бакенбарды. В образе Леннона впервые появились знаменитые круглые очки.

В ноябре 1968 года жена Леннона - Синтия Леннон развелась с ним. Причиной тому послужила измена Джона с . Синтия, вернувшись из Греции, увидела в своей постели мужа с любовницей. 8 ноября 1968 года развод был официально оформлен.

Леннон познакомился с художницей-авангардисткой Йоко Оно в 1966 году, когда зашёл на её выставку в художественной галерее «Индика». Их совместная жизнь началась в 1968, когда Леннон развелся со своей первой женой Синтией. Вскоре они с Йоко стали неразлучны. Как говорил Леннон тогда, они - не Джон и Йоко, а одна душа в двух телах, Джон-и-Йоко.

20 марта 1969 года в Гибралтаре был зарегистрирован брак Джона Леннона и Йоко Оно. После женитьбы Леннон сменил своё второе имя Уинстон на Оно, и теперь его звали Джон Оно Леннон.

Свой медовый месяц пара провела в континентальной Европе - Париже, Амстердаме и Вене, после чего посетила Монреаль. Песня Леннона об этой женитьбе, «The Ballad of John and Yoko», вышла в 1969 году. Записана была вдвоем с Маккартни (бас, ударные).

«Мы мечтали что-то изменить в этом мире... но все осталось таким же. По-прежнему продают оружие Южной Африке, а чёрных убивают на улице. Люди по-прежнему живут в бедности, и по ним бегают крысы. Лишь толпы богатых бездельников расхаживают по Лондону в модных тряпках. Я больше не верю в миф о «Битлз»

Отношения внутри Beatles окончательно испортились в 1968 году. У Леннона и Пола Маккартни накопилось множество претензий друг к другу. Леннона, к примеру, не устраивало то, что Маккартни тянет одеяло на себя, а тот был недоволен апатичностью Леннона и постоянным пребыванием в студии во время записей Йоко Оно (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Кроме того, практически прекратилось их творческое сотрудничество, Леннон всё больше склонялся к психоделическому року («Strawberry Fields Forever»), кислотному року («I am the Walrus») и авангарду («Revolution 9»).

В 1968 Beatles были на грани распада, и даже заявлял о своём уходе (хотя в итоге всё равно остался в группе). Многие записи на «Белом альбоме» были сделаны в неполном составе, а песню «Julia» Леннон вообще записал один.

Альбом «Abbey Road», вышедший в 1969 году, тоже был организован Полом Маккартни - концепция альбома принадлежала именно ему. «Abbey Road» фактически стал последним альбомом Beatles. Выпущенный в 1970 «Let It Be» был почти полностью записан в январе 1969 года во время студийной сессии, ставшей основой фильма «Let It Be». К моменту выхода альбома Леннон и Маккартни уже заявили о том, что покидают группу.

В 1968, за два года до распада Beatles, вышел первый альбом Джона Леннона и Йоко Оно «Unfinished Music No.1: Two Virgins» . По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. Примечательна была обложка альбома - на неё была помещена фотография полностью голых Леннона и Йоко Оно . В 1969 вышло уже два студийных альбома: «Wedding Album» и «Unfinished Music No.2: Life With The Lions», которые также практически не содержали музыки. Кроме того, была выпущена концертная запись «Live Peace In Toronto 1969». Леннон и Йоко Оно образовали группу под названием Plastic Ono Band.

Период политической активности у Джона Леннона продолжался с 1968 по 1972 год. Началом этого периода была песня «Revolution», вышедшая на сингле и её вариация «Revolution 1», попавшая на «Белый альбом».

То есть после слов, которыми Леннон отказывается от насилия, следует слово «in», которое придаёт строчке абсолютно противоположный смысл. Ещё одной политической песней, написанной для альбома Beatles стала «Come Together», вышедшая на альбоме «Abbey Road». В это время Леннон уже занял вполне определённую позицию - он выступал за мир во всём мире, и даже вернул королеве Орден Британской Империи - в знак протеста против… «британского вмешательства в конфликт Нигерия-Биафра, против нашей поддержки американской войны во Вьетнаме и против того, что „Cold Turkey“ опускается в чартах».

После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Йоко Оно просто сидят в кровати и говорят о мире. Надев белые пижамы, украсив свой гостиничный номер цветами, Джон и Йоко сидели в кроватях. Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним. И входил. Телевидение, фотографы, газетные репортеры дневали и ночевали в номерах Леннона в Амстердаме и Торонто. Они не сходили с экранов телевидения, с первых страниц газет и журналов. И вместе с сенсацией в мир непроизвольно просачивался их призыв положить конец агрессии во Вьетнаме.

После Амстердама постельная демонстрация была повторена в Монреале, где Леннон экспромтом сочинил песню «Give Peace a Chance», ставшую гимном пацифистского движения. 15 декабря 1969 Ленноны организовали антивоенный концерт под лозунгом «Война закончится, если ты захочешь этого». 30 декабря того же года британское телевидение показало программу, посвящённую Леннону, и назвало его одним из трёх политических деятелей десятилетия (наряду с Джоном Кеннеди и Мао Цзэдуном).

В 1969 году у Джона и Йоко во время постельной акции были длинные волосы. 20 января 1970 года они обрезали друг другу волосы в Дании. Бурная политическая и музыкальная деятельность привела к тому, что в начале 1970 у Леннона начался психологический кризис. Вывел его из этого кризиса доктор Артур Янов, практиковавший primal therapy. С помощью Янова Леннону удалось вернуться в нормальное состояние, а методы лечения произвели на него глубокое впечатление, что заметно на альбоме «John Lennon/Plastic Ono Band» 1970 года, ставшего самой откровенной пластинкой Леннона.

В 1971 вышел альбом «Imagine», рассказывавший об утопических мечтах Леннона. В это время его политическая позиция резко поменялась - он вместе с Йоко Оно принял участие в митинге в поддержку Ирландской республиканской армии, а на обложке сингла «Power to the People» Ленноны были изображены в армейских касках.

С сентября 1971 года Леннон и Йоко Оно жили в Нью-Йорке. После долгой борьбы с иммиграционными властями США, которые отказывались дать чете разрешение на въезд из-за скандала с наркотиками в 1969, Ленноны всё же получили право на жительство в США. Больше Джон Леннон ни разу не побывал в Великобритании.

Сразу после переезда за океан Леннон включился в политическую жизнь США. Он выступал за наделение индейцев гражданскими правами, за смягчение условий содержания заключённых в тюрьмах, за освобождение Джона Синклера, одного из лидеров американской молодёжи, осуждённого на 10 лет тюрьмы за хранение марихуаны (вскоре после акции Леннона в поддержку Синклера тот был освобождён).

Последним политическим альбомом Леннона был «Some Time In New York City» (1972), после которого радикалистский период его творчества закончился. Вышедший в 1973 году альбом «Mind Games», показал, что политические песни Леннона остались в прошлом.

В начале 1973 года власти США выдали Йоко Оно официальное разрешение на проживание в стране, а Леннону, напротив, предписали в двухмесячный срок покинуть Соединённые Штаты. Вскоре после этого супруги расстались больше чем на год. Джон сбежал к секретарше Йоко Мэй Пэнг.

Разлука с женой и творческий упадок снова привели к психологическому кризису. До лета 1974 Леннон практически бездействовал, и к началу записи нового альбома в августе у него была готова только одна песня. В октябре 1974 новый альбом вышел под названием «Walls And Bridges». Через год был выпущен «Rock’n’Roll», альбом песен, которые The Beatles пели ещё до прихода славы.

9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. После этого Леннон заявил о том, что завершает музыкальную карьеру и следующие 5 лет посвятил сыну. За все эти годы он только два раза появлялся на публике - когда ему наконец было дано официальное разрешение на проживание в США. Это произошло в 1975 году, также 9 октября. Также он был приглашён на частный приём президента США Джимми Картера вместе с Йоко. Второй раз - на церемонии вручения премии «Grammy» в 1976 году.

Следующий альбом Леннона увидел свет только в 1980 году. Он назывался «Double Fantasy» и получил хорошие отзывы критиков. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки. Йоко Оно выступила как соавтор альбома.

8 декабря 1980 года Джон Леннон был убит гражданином США . В день смерти Леннон дал последнее интервью американским журналистам, а в 22 часа 50 минут, когда Джон и Йоко входили под арку своего дома, возвратившись из студии звукозаписи Hit Factory, Чепмен, ранее в этот же день взявший у Леннона автограф на обложку нового альбома «Double Fantasy», который вышел тремя неделями ранее, сделал пять выстрелов ему в спину, из которых четыре достигли цели. Полицейской машиной, вызванной привратником «Дакоты», Леннон буквально за несколько минут был доставлен в госпиталь Рузвельта. Но попытки врачей спасти Леннона были тщетны - из-за большой потери крови он скончался, официальное время смерти 23 часа 15 минут. Он был кремирован в крематории кладбища Фэрнклифф (Гринбург, Вестчестер, штат Нью-Йорк), прах Леннона был передан Йоко Оно.

Чепмен за своё преступление отбывает пожизненное заключение в нью-йоркской тюрьме. Уже десять раз он подавал прошение о досрочном освобождении (последний раз в августе 2018 года), но каждый раз эти прошения отклонялись. Йоко Оно в 2000 году послала письмо в Департамент по освобождению штата Нью-Йорк, в котором призывала не освобождать Чепмена досрочно.

В 1984 году в свет вышел посмертный альбом Джона Леннона «Milk and Honey». Песни были записаны в последние месяцы жизни Леннона. В основном он состоит из сессий для «Double Fantasy».

Семья Джона Леннона:

Отец Альфред Леннон - (14 декабря 1912 - 1 апреля 1976),
дядя Чарльз Леннон (1918-2002),
мать Джулия Леннон (Стэнли) - (12 мaрта 1914 - 15 июля 1958),
тётя Элизабет Джэйн Стэнли - (1908-1976),
тётя Мими (Мэри) Смит (Стэнли) - (24 апреля 1906 - 6 декабря 1991),
дядя Джорж Смит (1903-1955),
сестра по матери Джулия Дикинс Байрд (1947),
сестра по матери Жаклин Дикинс (1949),
брат по отцу Дэвид Генри Леннон (1969),
брат по отцу Робин Фрэнсис Леннон (1973),
Первая жена Синтия Леннон (Пауэлл) (10 сентября 1939 - 1 апреля 2015) - (брак: 23 августа 1962 - 8 ноября 1968),
сын Джулиан Леннон (8 апреля 1963) - певец,
вторая жена Йоко Оно Леннон (18 февраля 1933) - художник-авангардист,
сын Шон Леннон (9 октября 1975) - певец.

Худшими своими песнями Леннон считал «Run for Your Life» и «It’s Only Love».

8 декабря 1980 года Джон Леннон и Йоко Оно приняли участие в фотосессии для обложки журнала Rolling Stone. Фотографом была Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz). Через пять часов после фотосессии Джон Леннон был убит. Журнал вышел в 1981 году. И в настоящее время данная фотография выставлена на аукционе Swann Auction Galleries.

Альбом Plastic Ono Band занял 22 место среди лучших из лучших по версии журнала Rolling Stone.

Песня Джона Леннона «Imagine» была названа «лучшей композицией всех времен и народов» профессиональным американским изданием «Performing Songwriter». По итогам опроса, проведенного журналом, этот гимн миру во всем мире обошёл даже стандарт «Stardust» Хоги Кармайкла, а также «What’s Going On» Марвина Гэя. Эти композиции заняли второе и третье место соответственно. С 2006 года «Imagine» звучит в последние минуты уходящего «старого» года на площади Таймс-Сквер в Нью-Йорке. В 2004 году журнал Rolling Stone опубликовал 500 величайших песен всех времён, в котором «Imagine» заняла 3-е место.

Дискография Джона Леннона:

Unfinished Music No.1: Two Virgins (1968)
Unfinished Music No.2: Life With The Lions (1969)
Wedding Album (1969)
Live Peace In Toronto 1969 (концертный альбом, 1969)
John Lennon/Plastic Ono Band (1970)
Imagine (1971)
Some Time In New York City (1972)
Mind Games (1973)
Walls And Bridges (1974)
Rock’n’Roll (1975)
Shaved Fish (сборник, 1975)
Double Fantasy (1980)
The John Lennon Collection (сборник, 1982)
Milk and Honey (1984)
Menlove Ave. (1986)
Live in New York City (концертный альбом, 1986)
John Lennon Anthology / Wonsaponatime (домашние демо, альтернативные версии, неизданные песни, 1998)
Acoustic (2004)
Working Class Hero - The Definitive Lennon (сборник, 2005)
The U.S. vs. John Lennon (саундтрек, 2006)
Double Fantasy Stripped Down (2010)

Фильмография Джона Леннона:

Режиссёрские работы совместно с Йоко Оно:

1968 - Два девственника / Two Virgins
1968 - Номер 5 / No. 5
1969 - Медовый месяц / Honeymoon
1969 - Похищение / Rape
1970 - Ноги вверх навсегда / Up Your Legs Forever
1970 - Свобода / Freedom
1970 - Муха / Fly
1970 - Апофеоз / Apotheosis
1971 - Эрекция / Erection
1972 - Представь себе / Imagine

Актёрские работы Джона Леннона:

1964 - Вечер трудного дня (A Hard Day’s Night) - Джон
1965 - На помощь! (Help!) - Джон Леннон
1967 - Как я выиграл войну (How I Won the War) - Стрелок Грипвид
1967 - Волшебное таинственное путешествие (Magical Mystery Tour) - Джон/Рассказчик/Продавец билетов/Волшебник с кофе/Прилизанный официант
1968 - Жёлтая подводная лодка (Yellow Submarine) - Джон
1968 - Два девственника (Two Virgins)
1970 - Пусть будет так (Let It Be) - Джон Леннон
1970 - Апофеоз (Apotheosis)
1971 - Цыплёнок-динамит (Dynamite Chicken) - Джон Леннон
1977 - Огонь в воде (Fire in the Water)

Фильмы про Джона Леннона:

«Представьте себе: Джон Леннон» (1988)
«История Джона Леннона» (2001)
«Джон Леннон: Несущий весть» (2002)
«США против Джона Леннона» (2006)
«Убийство Джона Леннона» (2006)
«Глава 27» (2007)
«Стать Джоном Ленноном» (2009)
«Пять пуль для Леннона» (2009)
«Голый Леннон» (2010)
«Wheel to Imagine» - анимационный фильм о Джоне Ленноне.

В 2002 году медиакорпорация Би-Би-Си провела опрос для определения ста величайших британцев всех времён. Джон Леннон занял восьмое место в этом списке.


Британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Основатель и участник группы «The Beatles», один из самых популярных музыкантов XX века.

Кроме своей музыкальной деятельности Леннон был политическим активистом. Свои взгляды он высказывал как в песнях, так и в публичных выступлениях. В знаменитой песне «Imagine» выражены мысли Леннона о том, как должен быть устроен мир. Леннон проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы. Это сделало его кумиром хиппи и одним из самых значительных общественных деятелей 1960-х - 1970-х.

Детство и юность

Джон Уинстон Леннон родился 9 октября 1940 года в 6:30 часов утра, во время налёта немецкой авиации на Ливерпуль. Его родители - Джулия и Альфред Ленноны. Джон стал первым и последним их ребёнком - вскоре после его рождения Джулия и Альфред разошлись.

Марк Чэпмен отбывает пожизненное заключение в Нью-йоркской тюрьме за своё преступление. Уже пять раз он подавал прошение на досрочное освобождение, но каждый раз эти прошения отклонялись. Йоко Оно в 2000 году послала письмо в Департамент по освобождению штата Нью-Йорк, в котором призывала не освобождать Чэпмена досрочно.

В 1984 в свет вышел посмертный альбом Джона Леннона «Milk & Honey». Песни были записаны в последние месяцы жизни Леннона. В основном он состоит из сесий для Double Fantasy.

Факты и достижения

Худшими своими песнями Леннон считал «Run for Your Life» и «It’s Only Love»

В 1967 году Леннон приобрёл остров у берегов Ирландии

Песня «Imagine» была запрещена в религиозных англиканских школах из-за слов «And no religion too» («И никакой религии»)

В 2005 году рукопись песни «All You Need Is Love» была продана на аукционе за 600 000 фунтов стерлингов

За Ленноном следило ЦРУ (раcсекречено в июне 2007 года)

Во многих опросах «Imagine» считается лучшей песней всех времен. В 2004 году журнал Rolling Stone опубликовал 500 лучших песен мира в котором «Imagine» заняла 3-е место

Альбом Plastic Ono Band занял 22 место среди лучших из лучших по версии журнала Rolling Stone.

Песня «A Day In The Life» признана лучшей британской песней всех времен. Это решение экспертного совета журнала Q подоспело в удивительно подходящий момент - цитирующий заголовки сразу двух «битловских» треков сборник «HELP: A Day In The Life» как раз начал штурмовать вершины чартов.

Классическая песня Джона Леннона «Imagine» была названа «лучшей композицией всех времен и народов» профессиональным американским изданием «Performing Songwriter». По итогам опроса, проведенного журналом, этот гимн миру во всем мире обошел даже стандарт «Stardust» Хоги Кармайкла - автора таких хитов, как «Georgia On My Mind», «New Orleans» и др., - а также «What’s Going On» Марвина Гея. Эти композиции заняли второе и третье место соответственно.

[править]

Память о Ленноне

Мемориал «Земляничные Поля» (названный в честь песни Strawberry Fields Forever, в свою очередь названной в честь приюта в Ливерпуле) находится в Центральном Парке Нью-Йорка, неподалёку от здания «Дакота» (на углу 72-й улицы и авеню Сентрал Парк Вест), где жил Леннон

В октябре 2000 в Саитаме, Япония был открыт музей Леннона

Ливерпульский аэропорт носит имя Джона Леннона, девиз аэропорта: «Above us only sky» («Над нами только небо») - строка из песни «Imagine»

На Кубе существует парк имени Джона Леннона

В Праге есть Стена Джона Леннона

После смерти Леннона Джордж Харрисон посвятил ему песню «All Those Years Ago», а Пол Маккартни - «Here, Today»

Фредди Меркьюри написал песню «Life is real (song for John Lennon)», посвятив её Леннону.

Во Львове, есть улица имени Джона Леннона.

В Могилёв-Подольском напротив входа в городской парк установлен памятник Джону Леннону.

В Санкт-Петербурге по соседству со сквотом на Пушкинской, 10 - некоммерческим культурным центром есть «улица Джона Леннона» - часть арт-проекта «Храм Любви, Мира и Музыки под именем Джона Леннона», подразделения Арт-центра «Пушкинская, 10». Основатель и руководитель проекта - Коля Васин.

В Челябинске в 2000 году была предпринята попытка переименования какой-либо городской улицы в честь Джона Леннона. Официальная заявка в мэрию города Челябинска была подана Валерием Ярушиным, основателем группы «Ариэль». Ожидалось, что это решение будет принято городской думой Челябинска до 9 октября 2001 года, однако этого не произошло.

В Новосибирске, рядом с Цирком, есть стена Джона Леннона. Существует с 2004 года, если верить граффити. Обновляется стенгазетами и новыми надписями преданных битломанов.

"Стать богатым и знаменитым", - так ответил на вопрос о своих профессиональных стремлениях Джон Леннон , заполняя осенью 1963 года анкету для еженедельника New Musical Express.

Биографы легендарного битла - даже из числа настроенных к нему весьма лояльно - по сей день убеждены в том, что стремление к богатству и славе явилось трагической ошибкой Леннона, которая "обернулась насильственной смертью на пороге собственного дома-крепости".

Однако правда выглядит не столь дидактически-плоской. Не будь у Леннона этих "суетных", "трагически ошибочных" устремлений, он никогда не стал бы "рок-идолом № 1", почти идеально воплотившим в своем образе эпоху "великой музыкальной оттепели" - одну из самых романтичных и обаятельных в истории человечества, - которая во многом определила облик всей последней трети ХХ века...


"...в надежде, что меня полюбят..."


Стремление Джона Леннона к славе и деньгам, впрочем, отнюдь не было похоже на банальную жажду "продаться и покрасоваться". Тот же Рэй Коннолли, которому принадлежит приведенная выше морализаторская сентенция, лично знавший музыканта, заметил, что Леннон стремился к богатству и знаменитости "на своих условиях".

Леннону нужна была слава не как моментальный снимок "на память" в обнимку с человечеством, но как властное и непрерывное вторжение в его живую ткань. Он стремился заставить мир принять его таким, каким он сам решит быть, притом принять целиком, а не частично и оценить по высшему баллу.

Роль денег в этой истории, как нетрудно понять, была сугубо вторичной. Они требовались, в первую очередь, не как средство накопления и потребления и даже не как "эквивалент славы", коим вообще могут считаться с очень большой натяжкой, но как необходимый инструмент и одновременно атрибут непрерывного self-promotion"а.

Масштаб притязаний и самооценки Леннона, думается, лучше всего раскрылся в известном откровении, опубликованном в Evening Standard в 1966 году: "Христианство уйдет. Отступит и исчезнет. Этого даже не надо доказывать. Я прав, и моя правота будет подтверждена. Сейчас мы более популярны, чем Иисус. Я не знаю, что раньше пройдет - рок-н-ролл или христианство. С Иисусом было все в порядке, а вот его ученики оказались заурядными тупицами".

Потом Леннон вынужден будет оправдываться: "Я не безбожник и не Антихрист, я не против религии. Я никогда не говорил, что мы выше и лучше Христа"; "Просто мне кажется, что христианство съеживается, теряет контакт"; "Я употребил слово "Битлз" потому, что мне проще говорить о них. Я мог бы сказать: ТВ, или кино, или еще что-нибудь очень популярное, и тогда это сошло бы мне с рук" и т.д.

Однако идейно-эмоциональная правда все же, думается, прорвалась в ясном и спокойном исходном признании, а не в сбивчивых и невротичных комментариях к нему...

Сама по себе жажда непрерывной, непреходящей славы, разумеется, отнюдь не была исключительно ленноновским жизненным концептом. К этому стремились многие рокеры - вероятно, все. Но одни, пытаясь светить на пределе возможной яркости, - подобно Джиму Моррисону, Джанис Джоплин, Джимми Хендриксу и многим другим, - довольно быстро превращались в "живые факелы" и сгорали. Другие, наоборот, перелицовывали свой "горяще-звездный" костюм в сценическую униформу и навсегда отправлялись в сектор под названием "Вчерашний день", уступая первое место новым, только что зажегшимся и еще не успевшим остыть звездам. Джону Леннону - возможно, единственному среди рок-музыкантов - удалось не только не сгореть и не потухнуть, но даже не потускнеть, до конца сохраняя максимальную яркость свечения. Леннон сумел превратить настоящую, повседневную жизнь своей души, своего ума и своего тела в блистательное reality show, в поистине великий по драматургии и режиссуре спектакль, шедший на глазах у всего мира на протяжении 17 лет при неизменном аншлаге.

Ударным "номером" этого экзистенциального "Бенефиса мистера Леннона", без сомнения, была его музыка. Властная, завораживающая, глубоко личностная - и в чем-то очень беззащитная:


"Я все время подставляюсь под удары в надежде, что меня полюбят, - это как играть перед родителями. Люди вроде меня все начинают с этой огромной потребности в любви... Ради чего я сделал этот диск... ради денег или престижа? Для удовольствия? Работать над пластинкой - адский труд. Я полгода сочинял эти песни. Какое там удовольствие! Чертовски трудное дело. Сначала я умираю от нетерпения, рвусь сюда, в студию, и записываю одну дорожку, потом я думаю: "О господи, лучше б не начинал". Это так тяжело. Так трудно".


Оставаться вечно юной звездой можно было только при условии абсолютной искренности, оригинальности и, самое главное, "всемирной отзывчивости" каждого жеста, каждого слова, каждой ноты. На первый взгляд, простому смертному такое было бы просто не под силу: у всех свой конечный ресурс талантов, энергии, обаяния. Леннону это удалось.


"Я - король Лондона!"


"Все свое детство я ходил, задрав плечи выше головы, и не надевал очков - раз очки, значит, хлюпик, - ходил, полный страха в душе, но с самым что ни на есть свирепым лицом. И попадал в разные неприятные истории именно за свой вид: я хотел быть этаким суровым и сильным Джеймсом Дином".

Фрейдистским фундаментом личности Джона Леннона стали его "мерцающие родители".

Отец Фредди, которого Джон характеризовал как "пьяницу и неисправимого лодыря", сам выросший без родителей, служил официантом на торговом судне и объявился лишь в конце войны, да и то лишь затем, чтобы заявить о намерении перебраться в Новую Зеландию. Следующий раз Джон увидел отца, когда однажды, уже на вершине славы "Битлз", наткнулся в Daily Express на фотографию Фредди, моющего посуду в ресторане.

Мать Джулия была девушкой доброй, но также не слишком тщательной. Разродившись Джоном во время немецкой бомбежки 9 октября 1940 года, она дала ему "патриотическое", по тем временам, второе имя Уинстон (в честь премьер-министра Черчилля) и вскоре подкинула на воспитание своей сестре Мэри ("тете Мими") и ее мужу Джорджу, а сама вышла замуж вторично и родила еще несколько детей.

Консервативно настроенная, строгая и любящая Мими, а также мягкий и добрый дядя Джордж фактически заменили Джону родителей. Когда Леннону было 13 лет, Джордж умер, и Джон очень сильно переживал эту утрату.

Джулия время от времени навещала сына, пела с ним песни, играла, дурачилась, а когда он подрос, стала видеться с ним чаще и даже успела научить игре на банджо. В 1958 году Джулия погибла под колесами автомобиля. Для Джона это явилось страшным ударом. Впоследствии он неоднократно будет возвращаться в своих песнях к теме матери, ушедшей от него так рано. Основные черты личности Леннона: стремление к безусловному лидерству, ненависть к установлениям, острый ум и ярко выраженная гуманитарная одаренность - в полной мере проявились еще в школьные годы.

В 11 лет Джон "выпустил" первую книгу - иллюстрированный журнал "Спорт и Скорость", - в которую вошли короткие рассказы, анекдоты, карикатуры, рисунки и вырезанные из журналов яркие фотографии спортсменов и артистов. В играх со сверстниками он бывал деспотичен, не терпел прекословия. Отстаивая свою правоту, частенько прибегал к угрозе силой. На улице задирал юбки девчонкам, воровал с прилавков, прогуливал уроки и пытался даже (правда, безуспешно) спустить с рельсов трамвай на соседней Пенни-Лейн.

Дома это был спокойный, послушный ребенок, любящий петь и подкладывать дяде Джорджу ласковые записочки (привычку подкладывать людям записки Джон сохранил до конца жизни).

Учился из рук вон плохо, выбирая из программы лишь то, что было ему интересно - в основном, английский язык и рисование. К жестким и чопорным школьным порядкам относился враждебно. Читал запоем. Одним из авторов, наиболее сильно повлиявших на Леннона, как и на многих других представителей интеллектуального направления в рок-музыке, стал Льюис Кэрролл, прививший Джону страсть к филологическим парадоксам.

В те же годы пришло стойкое сознание своей избранности: "Такие, как я, осознают в себе признаки гениальности уже в десять, восемь или девять лет".

Учеба в Ливерпульском художественном колледже также не заладилась, однако это уже было не столь важно, поскольку к этому времени Джон Леннон с головой окунулся в рок-н-ролл.

Любопытно, что Леннон не проявлял к музыке никакого интереса вплоть до 1956 года, когда до английских берегов докатилась свежая американская рок-волна, на гребне которой сверкали имена Элвиса Пресли , Билла Хейли и Литтла Ричарда. Леннон сразу почувствовал, что рок-н-ролл - не просто очередное музыкальное направление, но совершенно новый Большой стиль, к тому же абсолютно созвучный бунтарскому строю души большинства тогдашних тинейджеров.

Секрет феномена по имени "рок-н-ролл" заключен в самом его имени (буквально: "качайся и катайся"), которое правильнее было бы перевести как "оторвись на полную!".

Несмотря на внешнюю незатейливость ("просто очень-очень быстрый мажорный блюз") - а может быть, именно благодаря ей - рок-н-ролл стал универсальным ключом к самоутверждению нескольких послевоенных поколений, решивших эмансипироваться от надоедливых, патриархально мыслящих отцов, пресмыкающихся перед золоченым болваном истеблишмента и к тому же - после десятилетий войн, революций и экономических катаклизмов - утративших веру в самих себя и растивших молодое поколение под старчески-слезливым лозунгом: "Живите лучше, чем жили мы!"

Однако, если бы все ограничилось бодрыми заокеанскими хитами, рок-н-ролл, вероятно, вошел бы в историю просто как еще один "танцевальный бренд поколения", наподобие танго или фокстрота.

Роль "Битлз" прежде всего заключалась в том, что они сумели перенести негритянско-американское музыкальное растение на европейскую почву. Сохранив при этом всю его неукротимую витальную энергетику и в то же время насытив рок-музыку содержанием, которое позволило ей встать в один ряд с прочими Великими музыкальными стилями...

Итак, уговорив Мими купить ему гитару ("Гитара - это хорошо. Но ты никогда не заработаешь ею на жизнь", - скептически заметила при этом тетушка), еще в школе Джон сколотил из ближайших приятелей группу Quarrymen. В середине 1957 года к ней присоединился Пол Маккартни - на год младший паренек из простой рабочей семьи, обладавший приятным голосом и умевший хорошо играть на гитаре.

"Я многому научился у Пола,- признался позднее Джон.- Он лучше меня умел играть и показал мне много новых аккордов". Несмотря на некоторое музыкальное отставание, Леннон сумел остаться бесспорным лидером команды. В 1958 году в состав группы вошел еще один талантливый гитарист - Джордж Харрисон, который был младше Леннона на три года. Джордж в ту пору боготворил Джона и, по небрежному замечанию последнего, "вечно таскался" за ним "хвостом". Так сложился костяк группы, которой Леннон несколько раз пытался присвоить собственное имя ("Джонни и лунные собаки", "Длинный Джон и серебряные Битлз") и которая в итоге стала называться просто The Beatles.

В 1960 году общий друг Леннона и Маккартни Алан Уильямс устроил группе ангажемент в Гамбурге. Именно там, выступая в клубах, "Битлз" выработали свой неповторимый саунд и превратились в почти готовых будущих кумиров.

Не хватало менеджера и продюсера-аранжировщика. Ими стали, соответственно, владелец магазина грампластинок Брайен Эпстайн и руководитель фирмы грамзаписи Parlafone Джордж Мартин. Звезда "Битлз" стремительно рванула вверх как в Европе, так и за океаном, и уже осенью 1963 года в прессе и в обществе утвердилось новое социокультурное понятие: "битломания". Композитор Питер Старштедт вспоминает о том, как однажды вечером, катаясь по Лондону в своем "ягуаре", Леннон встал во весь рост, высунувшись в открытый люк в крыше автомобиля, и кричал: "Я - король Лондона!"

Появление Эпстайна, принесшее группе феноменальный успех, вынудило Леннона частично ограничить свои лидерские амбиции. Впрочем, Джон нашел способ установить эксклюзивные отношения с менеджером-гомосексуалом: "Брайен твердо решил перейти к делу. Он буквально преследовал меня, и однажды вечером мне это надоело. Я спустил штаны и сказал ему: "Ну ладно, давай, трахни меня, если тебе уж так этого хочется". Но... Брайен просто хотел меня потрогать. И я позволил ему себя поласкать... Ну и что с того? Несчастный мужик..." Еще позднее Леннон признается: "То была единственная возможность оказывать влияние на человека, от которого зависела и наша карьера, и наша жизнь".

Свое лидерство в этот период Леннон с успехом утверждал также за счет того, что был самым ярким и остроумным ньюсмейкером группы: "Действуют ли на вас восторг и обожание со стороны девушек?" - "Нет. Когда я чувствую, что голова начинает кружиться, я смотрю на Ринго, и мне становится совершенно ясно, что мы не супермены"; "Чем вы объясняете свои длинные волосы?" - "Они просто растут из моей головы"; "Как вы определяете, кто будет ведущим в песне?" - "Собираемся вместе, и тот, кто знает больше слов, тот и будет ее петь".


"Интерес к журналистике, к возможности манипулировать ею в собственных целях превратился у него в одержимость", - вспоминает Рэй Коннолли.


"О, Йоко!"


К 1965 году музыканты почувствовали, что гастрольно-развлекательная модель развития группы, изначально предложенная Эпстайном, перестает их устраивать. Леннон понял, что наступает застой: "Ну что еще мы могли сделать? Стараться заработать еще больше денег? Давать еще более массовые концерты? Устраивать еще более длинные гастроли? Мы перестали получать удовольствие от игры, как бывало в прежние дни".

Для того чтобы оставаться настоящими звездами, надо было идти дальше и открывать новые двери.

Группа перестает выступать с концертами и записывает несколько чисто студийных дисков подряд, наполняя их сложными мелодиями и инструментовкой. Параллельно идет активный поиск проводников в "новую реальность". "Битлз" экспериментируют с ЛСД, слушают лекции по индийской медитации, начинают проявлять интерес к политике - и переплавляют все это в музыку. Самым активным и ярким экспериментатором остается Джон Леннон, успевающий даже сняться в пацифистском фильме "Как я выиграл войну".

Вершиной этого периода стал альбом "Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера", который вышел в разгар "Индийского лета" 1967 года, вызвавшего к жизни движение хиппи с их лозунгом "Власть - цветам!", и знаменовал окончательное превращение рок-музыки из дискотечной звуковой начинки в полноценную поколенческую литургию.

В августе того же года ушел из жизни Брайен Эпстайн, впавший в глубокую депрессию и в конце концов принявший смертельную дозу снотворного. Это было началом конца "Битлз". Стать полноценным вождем таких ярких музыкальных индивидуальностей, как Пол Маккартни и Джордж Харрисон, Джон Леннон не мог. А на роль "равного среди первых" был не согласен и потому заявил о своем намерении покинуть группу задолго до того, как она перестала существовать.

К тому времени у него уже, взамен исчерпавшего себя Эпстайна, появился новый "сталкер", который отныне будет вести Леннона по звездной траектории всю оставшуюся жизнь, помогая ему ни на секунду не терять набранной высоты. "Проводника" звали Йоко Оно.

26-летний Джон познакомился с 33-летней японской художницей-авангардисткой на ее выставке, где были представлены "записи падающего снега", "плакательная машина", источавшая слезы при опускании в нее монеты, устройство, в котором предметы могли исчезать, и многие другие шедевры. Йоко заявила Леннону, что интересуется исключительно живописью и имеет о "Битлз" весьма смутное представление, а затем, заинтриговав его таким образом, начала бомбардировать экстравагантными посланиями, вроде: "Танцуйте", "Дышите" или "Смотрите На Ночные Огни До Зари".

Вообще, в отношениях с женщинами Джон Леннон был деспотичен: "Ревность Джона, его замашки собственника становились иногда просто невыносимы. Много раз я чувствовала себя жалкой и раздавленной", - вспоминает его первая жена Синтия Пауэлл. Себе он, естественно, позволял все что заблагорассудится: "Син, - сказал он как-то супруге, - хочу тебе во всем признаться: у меня были сотни женщин на стороне". В одной из песен Джона есть такие слова: "Я бывал жесток с моей женщиной, я бил ее и не подпускал к тому, что она любит".

С Йоко Оно отношения с самого начала выстроились по другой схеме. Йоко была для Леннона не домашней служанкой и не объектом полового самоутверждения, а конгениальным партнером по экзистенциальному перфомансу. Характерно, что на интимную близость с Йоко Джон решился лишь после того, как она вместе с ним провела ночь в студии звукозаписи и проявила активный интерес к совместному творчеству.

Йоко Оно, брак с которой Джон официально зарегистрировал в 1969 году, появилась в жизни Леннона именно тогда, когда спровоцированная битлами музыкальная революция готовилась скинуть их самих с "парохода современности". Конец 60-х годов ознаменовался появлением т.н. прогрессивного направления в рок-музыке, с вокально-инструментальной и полифонической мощью которого "Битлз" просто не смогли бы успешно соперничать.

Именно в этот период Леннон при помощи Йоко стремится доказать и доказывает, что он - не просто великий рок-музыкант, но воплощенная Музыка, которая, в свою очередь, есть первооснова миропорядка. Джон и Йоко выпускают два совершенно какофонических альбома. Один из них - "Два девственника" - представляет собой запись звуков (включая утробные) общения заглавных персон в студии в ту самую "первую ночь". На обложке красуются абсолютно голые авторы, изображенные с фронта и тыла.

Эстетический манифест дополняется политическим. Супруги начинают активнейшую борьбу за мир. Рассылают по паре "желудей мира" всем премьер-министрам, проводят "лежачую забастовку - пресс-конференцию" за мир в отелях Амстердама и Монреаля, в ходе которой Леннон сочиняет известный пацифистский гимн Give Peace A Chance. Джон Леннон демонстративно возвращает королеве полученный несколько лет назад орден кавалера Британской империи - в знак протеста против поддержки Великобританией войны во Вьетнаме, а также потому что его песня "Наркотическая ломка" провалилась в хит-параде. 30 января 1972 года, когда в ольстерском городе Лондондерри британские солдаты расстреляли демонстрацию католиков, убив 13 человек, Джон заявил: "Если выбирать между ИРА и армией королевства, то я выбираю ИРА".

В какой-то момент Леннон политизируется настолько, что ему начинает изменять чувство меры. Так, оценивая свой концертный альбом 1972 года, Леннон позднее признает, что радикализм "едва не разрушил музыку: получилась журналистика, а не поэзия". Впрочем, вполне плакатные по содержанию и мелодике композиции Леннона: "Представь себе", "Дайте миру шанс!", "Власть - народу!" или "Герой рабочего класса" - являются шедеврами мировой рок-музыки и звучат по сей день.

В 1973 году заканчивается вьетнамская война. Наступает кризис в творчестве Леннона и его отношениях с Йоко Оно. Леннон пытается найти новую "дверь" и на год с лишним уезжает в Калифорнию вместе с китаянкой Мэй Пенг, где проводит время в пьянстве и дебошах, в очередной раз приковывая неотрывное внимание газетных репортеров. Нового "сталкера" из Мэй Пенг, однако, не получилось.

В конце концов, Джон возвращается к Йоко. Вскоре она беременеет, о чем Леннон тут же сообщает прессе. А затем отправляется, пожалуй, в самый нашумевший в мире "отпуск по уходу за ребенком". Несмотря на кажущееся затворничество Леннона, каждый день у ворот здания "Дакота", где располагаются роскошные апартаменты звездной четы, дежурит толпа поклонников, пресса полна слухов о том, чем же в действительности занят экс-битл: часами медитирует, сидя в постели, или же меняет пеленки сыну Шону?

Наконец, весной 1980 года Джон и Йоко записывают альбом "Двойная фантазия", в котором музыкально оформляют свое новое - "семейно-идиллическое" - послание к миру.

Очередная "дверь", которую распахнула для Джона Йоко, оказалась последней.

8 декабря того же года полубезумный честолюбец по имени Марк Дэвид Чэпмен пятью выстрелами в упор поставил финальную точку в истории величайшего зрелища под названием "Жизнь Джона Леннона".


Imagine...


Как-то корреспонденты журнала Rolling Stone спросили Джона Леннона, как он и Йоко представляют свою жизнь в шестьдесят четыре года. Джон ответил: "Я надеюсь, мы будем приятной парой старичков, будем жить на берегу моря в Ирландии, или что-нибудь в этом роде, и перелистывать альбомы с газетными вырезками о наших безумствах".

Рок внес свою жестокую редактуру и вычеркнул из биографии Леннона этот идиллический эпилог. Возможно, как недостаточно яркий.

Джон Леннон сумел органично вплести в ткань своей судьбы беспечный рок-н-ролл - и бунт "рассерженных молодых людей", свободную любовь - и наркотики, пацифистский протест - и концептуальную сосредоточенность на своем "Я". Леннон выстроил свою судьбу как настоящее "чудо света", вызывающая неповторимость которого в итоге захватила воображение очередного Герострата...


Даниил Коцюбинский

Биография и эпизоды жизни Джона Леннона. Когда родился и умер Леннон, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты музыканта, фото и видео.

Годы жизни Джона Леннона:

родился 9 октября 1940, умер 8 декабря 1980

Эпитафия

«Да, пожалуй, он был прекрасным садовником,
И земля, намокнув от его слез, дала прекрасный урожай…
А теперь мы молим о дожде,
И в звоне каждой капли нам слышится твое имя…
Я стучу - но ответа по-прежнему нет,
Стучу вновь и вновь, весь день,
«Джонни, ну же, выходи!» - зову в отчаянии.
Почему же ты не выходишь
Поиграть в своем опустевшем саду?..»
Из песни Элтона Джона «Empty garden (Hey hey Johnny)», посвященной Джону Леннону

Биография

Однажды он сказал, что его популярность - выше, чем у Иисуса Христа, и затем прошло много лет после его смерти, прежде чем церковь его простила и признала, что это была лишь острота. И все же любовь поклонников к Леннону и его группе была схожа с каким-то религиозным поклонением - девушки сходили с ума на концертах The Beatles, впадая в своего рода экстаз. Он был открыт миру и выступал против ненависти и войны, но сам стал жертвой насилия, убийства славы ради.

Биография Джона Леннона - история британского мальчика из не самой благополучной семьи. Он родился в Ливерпуле, и с самого детства у него были проблемы со зрением и дисклексия, что не могло не отразиться на его учебе в школе. Дома все тоже было не очень хорошо - родители развелись, когда Леннон был ребенком, он какое-то время даже жил с деспотичной теткой, а потом снова вернулся к матери. Когда ему было 18 лет, мама погибла, и для Леннона это было большим потрясением.

Первую музыкальную группу Леннон основал в свои 16 лет, а год спустя познакомился с Полом Макартни и привел его в группу. А в 60-х годах ребят настигла настоящая слава, культ The Beatles даже получил название «битломания». Гастроли, концерты, поклонницы, письма - сложно было справиться с таким наплывом всенародной любви. Цитата Леннона про то, что они популярнее Христа, оказалась для музыканта злой шуткой - последовали протесты, бойкоты, обвинительные статьи. Группа медленно шла к распаду, не последнюю роль в котором сыграло увлечение Джона наркотиками, а также знакомство со второй женой - Йоко Оно. После свадьбы он даже взял «Оно» как второе имя и не раз утверждал, что они с Йоко - одно целое. С Йоко в биографии Леннона начался новый яркий этап - его политическая деятельность. Он выступал против войны во Вьетнаме, за наделение индейцев правами, за смягчение условий заключенных и т. д. В 1971 году Леннон уехал в США и больше не возвращался в Англию.

8 декабря 1980 года мир потрясла ужасная новость - убийство Леннона. Убийцу Леннона даже не пришлось искать, он и не пытался скрыться от властей. Сделав пять выстрелов в спину музыканта, неуравновешенный Марк Чепмен просто присел на дорогу и ждал приезда полиции. Смерть Джона Леннона наступила от шока и большой потери крови. Его убийца был осужден пожизненно. 10 декабря 1980 года тело Леннона было кремировано, прах передан его жене, которая сказала, что похорон Леннона не будет.



Джон Леннон со своей второй женой Йоко Оно

Линия жизни

9 октября 1940 г. Дата рождения Джона Леннона.
1956 г. Основание Ленноном группы Quarry Men.
6 июля 1957 г. Знакомство с Полом Маккартни, принятие его в группу.
15 июля 1958 г. Смерть матери Джона Леннона.
1959 г. Переименование группы в The Beatles.
1960 г. Первое путешествие группы за границу, в Гамбург.
23 августа 1962 г. Брак с Синтией Пауэл.
8 апреля 1963 г. Рождение сына Джулиана.
1964 г. Всплеск популярности The Beatles.
1964 г. Выход книги прозы и поэзии Джона Леннона «Его собственным почерком».
1965 г. Выход второй книги Леннона «Испалец в колесе».
1967 г. Увлечение Джона Леннона наркотиками.
1968 г. Начало разногласий в The Beatles, выход первого альбома Джона Леннона и Йоко Оно.
20 марта 1969 г. Брак с Йоко Оно.
1968-1972 гг. Годы политической активности Джона Леннона.
1970 г. Выход альбома «John Lennon/Plastic Ono Band».
1971 г. Выход альбома «Imagine».
сентябрь 1971 г. Переезд Джона Леннона и Йоко Оно в Нью-Йорк.
1973 г. Расставание с Йоко Оно на год.
9 октября 1975 г. Рождение сына Шона.
1980 г. Выход последнего альбома «Double Fantasy».
8 декабря 1980 г. Дата смерти Леннона.
10 декабря 1980 г. Похороны Джона Леннона (кремация).

Памятные места

1. Школа Quarry Bank в Ливерпуле, где учился Джон Леннон.
2. Бывший Ливерпульский художественный колледж в Ливерпуле (сегодня здание принадлежит колледжу социальных и гуманитарных наук), где Леннон учился и познакомился со своей первой женой.
3. Студия Эбби Роуд, где The Beatles записывали свои пластинки.
4. Музей The Beatles в Ливерпуле.
5. Дом Леннона на Манхэттене под названием «Дакота», где Леннон жил с Оно и у порога которого был застрелен.
6. Стена Леннона в Праге.
7. Мемориал памяти Джона Леннона «Земляничные поля» в Нью-Йорке.

Эпизоды жизни

Леннон не думал о смерти и был полон планов на жизнь. В одном из последних интервью он говорит: «Я не чувствую себя сорокалетним. Я чувствую себя ребенком, и у меня еще впереди так много хороших лет жизни с Йоко и моим сыном, по крайней мере, мы на это надеемся». Он также сказал, что надеется, что умрет раньше своей жены, так как не представляет свою жизнь без нее. Это его желание исполнилось.

Когда у Леннона и Оно родился сын, он взял пятилетний родительский отпуск и полностью посвятил себя заботе о сыне.



Перед самой смертью Джон Леннон работал над новым альбомом

Заветы

«Если кто-нибудь скажет, что любовь и мир - это клише, которое ушло вместе с шестидесятыми, это будет его проблемой. Любовь и мир вечны».

«Дайте Миру шанс».


Передача об убийстве Леннона «Пять выстрелов в кумира»

Соболезнования

«Этот человек помог создать музыку и настроение нашего времени. Он оставил после себя убедительное и нестареющее наследие. Особенно горько то, что Джон Леннон пал жертвой насилия, хотя сам всегда боролся за мир».
Джеймс Картер, 39-й президент США

«Леннон любил возбуждать любопытство. В его резком, непринужденном смехе было что-то почти анархическое… Я буду помнить и любить именно эту диковатость смеха и вызов, скрывавшийся за его улыбкой. Битл Джон принадлежит эпохе, которая уже ушла от нас, но честный, вспыльчивый Джон Леннон принадлежит будущему».
Роберт Палмер, английский музыкант

«Мы, три битла, узнали эту новость утром, и вот что странно: мы все реагировали на это одинаково. Отдельно, но одинаково. В тот день мы все пошли на работу. Все. Никто не мог оставаться дома наедине с такой вестью. Мы все почувствовали желание пойти на работу и побыть с людьми, которых мы знали. Пережить это было невозможно. Надо было как-то заставить себя двигаться дальше. Я весь день проторчал на работе, но все делал, будто в трансе. Помню, вышел я из студии и ко мне подскочил какой-то репортер. Мы уже отъезжали, и он сунул микрофон в окошко машины, крикнув: «Что ты думаешь о смерти Джона?». Измученный и потрясенный, я выдавил лишь: «Это такая тоска». Я имел в виду, тоска в самом сильном смысле, знаете, как говорят, вкладывая в одно слово всю душу: тоска-а-а-а… Но когда читаешь такое в газете, видишь только одно сухое слово».
Пол Маккартни, музыкант группы The Beatles

Итак, всех битломанов поздравляю с 70-м Днем Рождения Джона Леннона!!! В честь этой прекрасной даты собрала для вас такой вот интересный список из 15 занимательных фактов о Ленноне:

1. Он родился во время бомбежки Ливерпуля немецкой авиацией;

2. В школе Джон учился плохо, зато издавал журнал, в котором рисовал карикатуры на преподавателей — бунтарский дух поселился в нем с малых лет;

3. Первую группу (The Quarrymen) он собрал ещё в школе, в ней было 5 музыкантов: два гитариста, два барабанщика и один играл на стиральной доске. Через какое-то время группа выросла до 7 музыкантов – в неё пришли Пол Маккартни и Джордж Харрисон. В 59 году название сменили на Silver Beetles, а потом на The Beatles;

4. Важным моментом в росте популярности группы явилось то, что Леннон прилюдно оскорбил королевскую семью. Это случилось в 1963 году, когда на выступлении перед королевским семейством, он сказал:

«Тех, кто сидит на дешёвых местах, просим аплодировать. Остальные могут ограничиться позвякиванием своих украшений!»

Несмотря на это в 1965 году Королева пожаловала ему Орден Британской Империи, а в 1969-м Леннон от него отказался, протестуя против вторжения Великобритании в Нигерию;

5. Вообще, Джон был щедр на сенсации. В 1966 он публично оскорбил христианство, и это случилось как раз накануне гастролей Битлз в Америке. Турне закончилось провалом — ультра-религиозные американцы бойкотировали их концерты. А Ватикан простил Леннону эту дерзость только в 2008 году. Вот что заявил Джон в интервью одной из британских газет:

«Христианство умрет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше - рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне.»

6. Леннон кроме текстов песен писал ещё и прозу и просто стихи. А также снялся в настоящем художественном фильме, но этот фильм не имел успеха, и остался неизвестным;

7. В 1967 году Джон стал последователем Тимоти Лири, известного исследователя психоделических состояний, из-за чего крепко подсел на наркотики. Однако уже в 1968 году группа Битлз в полном составе отправилась в Индию, в ашрам к Махариши, что сказалось на их психике положительно: наркотики были позабыты, зато появился новый «наркотик» — медитация.

8. Привычный для нас образ Леннона, лохматого музыканта в круглых очках на самом деле появился только в конце 60-х, до этого Леннон очков не носил;

9. 20 марта 1969 года Леннон женился второй раз, и добавил к своему имени фамилию своей второй жены Йоко Оно. После свадьбы его имя стало звучать как Джон Уинстон Оно Леннон. Кстати, Йоко старше мужа на 7 лет;

10. Считается, что свои лучшие песни Леннон написал именно в конце 60-х, а «All You Need Is Love» стала гимном движения хиппи;

11. У Джона вышло несколько альбомов с Йоко, однако музыки они не содержали – только какие-то непонятные крики и шумы;

12. Леннон активно выступал за мир во всем мире, особенно после женитьбы на Оно. Однажды они объявили, что собираются дать «интерьвю в постели». Собралось множество журналистов, и вместо ожидаемой ими сценой секса, они увидели Йоко и Джона в белой постели, белых пижамах, а весь номер был украшен цветами. Они выглядели бесконечно влюбленными, и говорили только на темы мира и любви:

«Мы готовы,- сказал тогда Джон, — стать клоунами перед всем миром, если только это поможет распространить идею мира. О мире много говорят, но мало делают. Мы ни на кого не указываем пальцем. Борьба идет в умах людей. Во всех нас есть и Христос и Гитлер, мы просто пытаемся послание Христа сделать современным, мы хотим, чтобы Христос победил.

Акция длилась целую неделю, целую неделю двери их номера в отеле были открыты и любой мог зайти и поговорить с молодоженами.

13. В 71 году Ленноны переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке. С тех пор Джон ни разу не был на родине;

14. В честь Леннона назван астероид, кратер на Луне и аэропорт в Ливерпуле, а на голливудской Аллее Славы красуется звезда Леннона;

15. Леннон купил себе остров… у берегов Ирландии. Зачем?..