Джеймс хэтфилд и его гитары. Солист "Металлики" Джеймс Хэтфилд: биография, фото и интересные факты

Джеймс Хетфилд - это голос Металлики, но не всегда планировалось, что будет именно так... В самом начале, Metallica пробовала несколько различных сочетаний вокала и гитары. Некоторые из экспериментов включали добавление еще одного гитариста. Пытались даже пригласить Джона Буша из Armored Saint.
Джеймс был рожден водителем грузовика и певицей оперы 3 августа 1963 года в Лос-Анджелесе. Христианство его семейства и религиозность часто упоминается как корень Джеймса - лирика "замученной души" в его стихах и текстах. Музицировать он начал в возрасте 9 лет с уроков фортепьяно, затем стучал на барабанах его брата Дэвида и, наконец, перешел к гитаре.
Первую попытку взобраться на музыкальный Олимп с его гитарой в руках Джеймс предпринял в группе Obsession. Группа была составлена из братьев Veloz на басу и барабанах и Джима Арнольда на гитаре. Пара друзей, Рон Макгоуни и Дейв Маррс, были тоже рядом с группой. Это значило сидеть на чердаке гаража Veloz-ов и щелкать на пульте управления световыми эффектами. После распада Obsession трио Marrs-Hetfield-McGovney продолжало играть вместе.
Phantom Lord - вторая группа Джеймса Хетфилда. После переезда в La Brea, Джеймс поступил в школу Brea Olinda и встретился с барабанщиком Джимом Муллиганом. Вскоре появился Хью Таннер... и после этого появился Phantom Lord. С Хью на гитаре и Джимом на барабанах, Джеймс пел и играл на гитаре. Группа сменила несколько басистов до того момента, когда Джеймс окончил школу и уехал обратно в Downey.
В Downey Джеймс переехал в дом, принадлежащий родителям Рона Макгоуни, который должен был быть снесен из-за расширения скоростной автомагистрали. Этот дом был совершенным место для Джеймса и Рона, чтобы грохотать, зажигать и играть. Джеймс уговорил Рона играть на басу и даже обещал преподавать ему... Так появился Leather Charm.
Третья группа Джеймса - Laether Charm - состояла из бывших членов Phantom Lord. Помимо Джеймса и Рона, к ней примкнули Хью Таннер и Джим Муллиган.
Leather Charm был более удачной попыткой. Группа играла свои песни и каверы, например, Quiet Riot "Slick Black Cadillac" и "Remember Tomorrow" Iron Maiden. Группа сумела сыграть в нескольких концертах и сделала демозапись, но начала разваливаться.
Первым покинул группу Tanner - был заменен На Троя Джеймса. Затем Муллиган ушел в более прогрессивную, Rush-подобную группу. В конечном счете Leather Charm развалились, Джеймс встретил Ларса Ульриха и они сформировали новую группу - Metallica.
С самого начала Джеймс был главным автором песен Metallica - от рифов до текстов. Когда он не пишет, не поет и вообще не играет, Джеймс балуется охотой. Он не так давно взялся за snowboarding, поскольку он выбросил свою любимую роликовую доску после ряда травм.
Гитары - важная часть его жизни, и он стал собирать старые гитары, выпущенные с 1963 года - года его рождения. Также его можно быть найти в гараже. В настоящее время у него есть Chevy BelAir, который он собрал сам.

«Впервые я поехал на гастроли трезвым лет пять назад. Ощущения потрясающие! Все соображаю, все помню, вижу глаза людей в зале, а не размытое пятно и, главное, понимаю, кто я и что здесь делаю!»

История фронтмена группы Metallica Джеймса Хэтфилда, родившегося в 1963 году в Лос-Анджелесе, - классическая, а потому предсказуемая с самого начала. Развод семьи, смерть матери, переезд в соседний городок, новая школа, отсюда - абсолютная замкнутость и взаимонепонимание с одноклассниками. Смысл жизни был найден в гитаре и вскоре - в бутылке. Юный Джими опрокидывал стопку-другую перед выходом на сцену, чтобы совладать с волнением и дрожью в руках, а через несколько лет руки дрожали уже постоянно. На концертах возлияния имели место в каждой паузе между песнями, что не мешало творческому развитию. Вскоре после выхода Kill’em All был подписан куда более серьезный контракт, чем группа заслуживала на тот момент.

Лидер Twisted Sister Ди Снайдер с ужасом вспоминал совместные с Metallica концерты летом 1984-го: «Один по пьяной лавочке сломал ногу, прыгнув из окна гостиницы в бассейн, а другой в это время едва не спалил весь отель!»
Три безупречных альбома и бесперебойные гастроли вознесли Metallica на недостижимую в тяжелом жанре высоту. Взлет не остановила и смерть басиста Клиффа Бертона.

Потеря лишь заставила Хэтфилда, Ульриха и Хэммета продолжать дело с еще большим рвением, а пить - еще большими дозами. «Джеймс запросто мог, не вставая с постели, выдуть бутылку водки, - говорил Ларс Ульрих. - Просто так, от нечего делать. Затем взять гитару и сочинить гениальный рифф вроде Master of Puppets!»

С наступлением 90-х градус чуть понизили. В творчестве - тоже. Экстрим сменили эксперименты: песни, навеянные блюзом и кантри, проект с симфоническим оркестром. В 2001-м заядлого охотника Джеймса занесло на Дальний Восток. Медведь пополнил коллекцию интуриста в первый же день, оставшиеся две недели он учился пить по-русски в заснеженной землянке.

«Из питья был талый снег да водка. Выбирали второе - кипятить не надо!» Вернувшись, лег в нарколечебницу, где выяснилось, что у рок-звезды до кучи шизофрения. «Еще немного - и кранты! Покажите хоть одну команду, которая не прошла через это! Другое дело, что одни чему-то учатся, а другие - нет». Сорокалетие Хэтфилд отметил с бокалом минералки, доказав, что боржоми пить никогда не рано и никому не поздно. И продолжает в том же духе до сих пор - с заездами к психоаналитику.

Собутыльники

ЛАРС УЛЬРИХ
Основатель Metallica и собутыльник Хэтфилда вспоминает: «На гастролях пили так, что после тура месяца три еще встречали каждое утро с бутылкой шампанского, а то и чего покрепче. Или и с тем и другим сразу!»

ДЖИМ МАРТИН
«Нас звали докторами Х. и М., - говорит Хэтфилд о гитаристе Faith No More. - Мы всем прописывали лекарство: «Проблемы? Кашель? Доктора помогут!» Один доставал стакан, другой бутылку - и начинали лечить!»

ОЗЗИ ОСБОРН
С кумиром Джеймс встретился в турне, и за полгода они распили не один литр водки. Три года спустя Оззи посетил Россию, после чего лег на реабилитацию. Хэтфилда ждала та же участь - правда, гораздо позже. Но ведь и Оззи старше!

Гений против употребления

1983 В преддверии записи дебютника Kill’em All импресарио безвозмездно (даром) предоставил группе крышу. Но затем вышвырнул музыкантов на улицу, когда те пропили все хозяйские деньги и опорожнили домашний бар, включая шампанское, хранившееся со дня свадьбы.

1984-1985 Журнал Metal Hammer публикует снимки Metallica с двухметровой надув­ной бутылкой Smirnoff. Но фотосессия вошла в историю отнюдь не бутафорской мечтой алкоголика, а своим названием – «Alcoholica». Так Хэтфилд с компанией называли между собой свою команду.

1986 Турне по Америке с Оззи. Хэтфилд постарался не ударить в салат лицом перед кумиром детства и Алкашом с большой буквы и с огромным стажем. «Мы выходили на сцену первыми, играли около часа - и сразу в гостиницу, в бар, - вспоминает Хэтфилд. - К моменту возвращения Оззи мы уже успевали нажраться, проспаться и снова нажраться!»

1987-1991 Имя Metallica уже гремит на весь мир. Джеймс впервые получает настоящие деньги, делает первые крупные покупки: машины, недвижимость. Повседневные закупки остаются прежними: Heineken, Jagermeister, Smirnoff. Алкоголизм прогрессирует вместе с успехом. Любимые напитки попадают в списки благодарностей на дисках. Опухшие лица Хэтфилда & Co. с обложки And Justice for All больше напоминают снимки из дел наркодиспансера, чем металлической группы номер один.

1992-2000 Metallica - самая успешная металлическая группа всех времен. Квартет больше не афиширует свою дружбу с зеленым змием. Но ситуация с алкоголем у Хэтфилда выходит из-под контроля.

2001-2008 На полгода попадает в реабилитационную клинику. Что, кстати, становится большой неожиданностью для остальных музыкантов Metallica, справившихся с проблемами самостоятельно. Metallica выпускает отличный камбэк-альбом Death Magnetic.

2011-2016 Музыканты Metallica знакомятся с Лу Ридом и записывают совместный альбом Lulu, который озадачивает фэнов. Запускает с Кирком Хэмметтом линию гитар. Готовит новый альбом и не пьет.

Можно с уверенностью сказать, что если вы не упали с Луны, то точно знаете группу «Metallica». Но на всякий случай, если вы не знаете, то «Metallica» - это легендарная метал группа, которая была изначально сформирована в Лос-Анжелесе, Калифорния, ещё в 1981 году. По сути, они являются создателями трэш-метала, который является одним из лучших типов метала. «Metallica» - это феноменальная группа, которая вдохновила миллионы людей по всему миру на то, чтобы слушать музыку хеви-метал и продолжает вдохновлять их и в настоящее время.

Поразительно то, что «Metallica» является одной из самых популярных и мощных групп, но не только жанре метала, а в целом в истории всей музыки. Их музыка находит отклик в сердцах их поклонников, а каждая их песня вызывает у слушателя ощущение, что группа ещё более мощная и великая. Впечатляющий голосовой диапазон Джеймса Хэтфилда (James Hetfield) безупречно прорывается через каждую ноту, в то время как Кирк Хэмметт (Kirk Hammett) демонстрирует мастерски исполненные риффы и соло. «Metallica» всегда уделяли внимание своим фанатам, причём не только в плане музыки, но также на личностном уровне.

Ниже представлен из 19 шокирующих фактов о «Metallica», которых вы могли не знать.

19. Первая группа Джеймса Хэтфилда

Вопреки тому, что думает большинство людей, первой группой Джеймса Хэтфилда на самом деле была группа «Obsession», а не «Phantom Lord». Именно играя в группе «Obsession» Хэтфилд сыграл в первый раз с первым басистом группы «Metallica» Роном Макговни (Ron McGovney). Группа хорошо известна тем, что дала старт карьере певца Майкла Вескера (Michael Vescera). У группы «Obsession» была продолжительная и сложная карьера, они выступали с 1982 по 1989 года, а потом вновь объединились в 2004 году. Эта группа выступает и по сей день. В 2012 году они выпустили свой последний альбом под названием «Order of Chaos».

18. Зелёный альбом «Ride The Lightning»


Второй альбом группы «Metallica» под названием «Ride The Lightning», вышедший в 1984 году является тем альбомом, который большинство из нас либо купило, либо хотя бы видело. Этот альбом был оформлен в стандартном синем цвете, однако существует 400 копий альбома, которые по ошибке были напечатаны «Bernett Records» в зелёном цвете. Эти зелёные копии высоко ценятся коллекционерами и найти их очень сложно. Альбом «Ride The Lightning» 6 раз становился платиновым. В одних только США было продано более 6 миллионов копий.

17. «Metallica» владеет и управляет клубом «MetClub»


Если вы преданный фанат группы «Metallica», то вы, скорее всего, слышали о «MetClub». Группа организовала фан-клуб в 1994 году для самых преданных фанатов. Группа на 100% владеет и управляет клубом. «Metallica Club» ежегодно выпускает футболки и даже печатает свой собственный журнал «So What!» пять раз в год. Однако это ещё не всё, если вы являетесь зарегистрированным членов клуба, вы также получаете билеты на концерты, различные товары, выпускаемые группой, а если повезёт, то вы даже можете получить возможность попасть за кулисы.

16. Песня «Seek and Destroy» никогда не была синглом


Песня «Seek and Destroy» предположительно является одной из самых популярных песен с альбома «Metallica» 1983 года под названием «Kill ‘Em All», что, по сути, довольно печально, учитывая, что весь этот альбом состоит из феноменальных песен. Например, «Phantom Lord», «Metal Militia» и «The Four Horsemen» по сути, являются более удачными песнями, чем «Seek and Destroy», которая на самом деле так и не стала синглом. Более того, из всего альбома «Kill ‘Em All» было выпущено всего два сингла «Jump in the Fire» и «Whiplash».

15. Карты Таро убили Клиффа Бёртона?


Трагическая смерть басиста Клиффа Бёртона (Cliff Burton) в автокатастрофе с участием автобуса во время тура группы с альбомом «Master of Puppets» была огромной потерей для «Metallica» и всех её поклонников. Бывший участник группы «Pentagram» по имени Джо Джасселвэйдер (Joe Jasselvader) несколько раз говорил о том, что, по его мнению, Бёртон умер, поскольку у него была колода карт Таро, оставшаяся после суда над Салемскими ведьмами. На момент смерти 27 сентября 1986 года Бёртону было всего 24 года. Тем не менее, его наследие не умерло, так как журнал «Rolling Stone» признал его девятым лучшим басистом в истории в 2011 году.

14. Наследие «Чёрного Альбома»


Из девяти альбомов, которые были записаны группой «Metallica», их одноимённый альбом, который также известен как «Чёрный Альбом» (The Black Album), до сих пор считается одним из наиболее хорошо продаваемых альбомов эпохи «SoundScan». Всего было продано более 30 миллионов копий этого альбома по всему миру. В 2003 году альбом занял 225 место в списке «500 Величайших Альбомов в Истории» по версии «Rolling Stone». В 2012 году группа полностью сыграла «Чёрный Альбом» в ходе своего турне под названием «2012 European Black Album Tour».

13. Альбом «Death Magnetic» помог побить рекорд


С момента выпуска последнего альбома группы «Metallica» под названием «Death Magnetic» в 2008 году, они стали единственной группой в США, у которых пять студийных альбомов подряд занимали первое место в списке «US Billboard 200». Альбом получил множество позитивных отзывов, а многие критики даже отметили, что «Metallica» вернулась к своему изначальному музыкальному стилю. Альбом «Death Magnetic» также был первым альбомом, который записывался при участии басиста Роберта Трухильо (Robert Trujillo). И раз уж мы заговорили о нём…

12. История Роберта Трухильо

Басист «Metallica» Роберт Трухильо организовал группу «Mass Mental» в 1998 году, когда он ещё играл в группе Оззи Осборна (Ozzy Osbourne). Группа «Mass Mental» выпустила всего лишь один концертный альбом и один студийный альбом, причём они оба вышли лишь в Японии. Помимо этого, он также был членом групп «Suicidal Tendencies» и «Infectious Grooves». Трухильо играет в группе «Metallica» с 2003 года, но участвовал в записи всего лишь одного студийного альбома за свои 12 лет участия в группе.

11. Группа «Spastik Children»


Вы когда-нибудь слышали о группе «Spastik Children»? Вполне возможно, что вам не доводилось слышать о ней, учитывая тот факт, что эта группа была «шуточной группой», которую создали Джеймс Хэтфилд, Клифф Бёртон, Фред Коттон (Fred Cotton) и Джеймс МакДэниел (James McDaniel). Их музыка больше похожа на стиль чистого панка и они выступали только в клубах северной Калифорнии. Они никогда не репетировали, поэтому их музыка была довольно скандальной. Джеймс был барабанщиком, а Клифф играл на бас-гитаре. После того как умер Клифф, Кирк играл на басу и однажды сказал, что группа «Spastik Children» была отличным поводом выпить и подурачиться на сцене.

10. Они все сделали себе карьеру соло


Помимо того, что они являются членами самой легендарной метал-группы в мире, эти ребята на протяжении многих лет также занимались проектами на стороне. Ларс записал партию барабанов с «Mercyful» для их ремейка «Return of the Vampire». Джеймс записал песни «Am I Demon?» и «Twist of Cain» с группой «Danzig», где он был на подпевке. Кирк также записывал треки с другими исполнителями, такими как Лес Клейпул (Les Claypool) и Майк Бордин (Mike Bordin), кроме того он сделал несколько демо для группы «Death Angel».

9. Несчастный случай на Олимпийском стадионе


Хэтфилд получил ожоги во время несчастного случая с огнём на сцене Олимпийского стадиона в Монреале (Montreal’s Olympic Stadium). Джеймс вошёл в пламя высотой в 3,6 метра во время пиротехнического шоу, из-за чего на верхней части его тела и на голове остались ожоги второй и третьей степени. Джейсон Ньюстед (Jason Newsted) тогдашний басист группы, сказал, что кожа Хэтфилда «пузырилась как у «Токсичного мстителя»». Из-за этого инцидента «Metallica» пришлось раньше времени закончить своё выступление. После долгого промежутка на сцену вышли музыканты группы «Guns N’ Roses», но из-за настройки, сделанной на скорую руку, их мониторы не были правильно установлены и музыканты не слышали самих себя. Эксл Роуз (Axl Rose) также заявил, что у него болело горло, поэтому «Guns N’ Roses» также закончили своё выступление раньше времени. Из-за этого на улицах Монреаля прошли волнения и беспорядки.

8. Альбом «St. Anger» выиграл Грэмми


Некоторые поклонники группы «Metallica» возненавидели альбом 2003 года под названием «Праведный Гнев» (St Anger), причём настолько сильно, что некоторые «поклонники» из США устраивали «вечеринки с сожжением CD». В настоящее время группа очень редко играет песни из этого альбома на концертах. Несмотря на ненависть фанатов, «Metallica» получила за Лучшее Метал Шоу с главным синглом «St Anger», а сам альбом два раза стал платиновым в США. Всего в мире было продано 6 миллионов копий.

7. Христианское воспитание Хэтфилда


Фронтмен группы Джеймс Хэтфилд известен своими эмоциональными и свирепыми тестами песен, которые, скорее всего, обусловлены его чрезмерно суровым христианским воспитанием. Песня «The God That Failed» с одноимённого альбома группы «Metallica», вышедшего в 1991 году получила своё название от религиозной семьи Хэтфилда, так как песня основана на смерти его матери. Из-за своих твёрдых религиозных убеждений она отказалась от какого-либо медицинского лечения от рака и вместо этого молилась в надежде, что её излечит бог.

6. Ларс, восходящая звезда тенниса


Ларс Ульрих был восходящий звездой тенниса в детском возрасте, когда он жил в Дании. Профессиональная игра в теннис была коньком его семьи, его отец и дед занимались этим спортом профессионально. До того как он переехал в Лос-Анжелес в возрасте 16 лет, Ульрих подружился со шведской поп-исполнительницей Нене Черри (Neneh Cherry). Вскоре его страсть к музыке перекрыла всё остальное, особенно теннис. Несмотря на то, что его часто критиковали за его технические навыки барабанщика (особенно в сравнении с другими метал исполнителями), нет никакого сомнения в том, что Ульрих стал одним из самых знаменитых барабанщиков на Земле.

5. Хэмметт против Мастейн


Изначальный соло-гитарист Дэйв Мастейн (Dave Mustaine) был уволен в 1983 и, как известно многим, позже создал группу «Megadeth». Кирк Хэмметт впоследствии заменил Мастейна в группе «Metallica». Во время всей этой суеты Мастейн счёл, что с ним обошлись несправедливо, так как именно он написал многие риффы, которые Хэммет впоследствии усовершенствовал и прославил. Однажды он сказал, что «Хэммет украл мою работу, но, по крайней мере, я переспал с его девушкой до того, как он забрал у меня работу». Никогда не меняйся, Дэйв.

4. Личные ассистенты группы «Metallica»


В настоящее время у многих знаменитостей есть личные ассистенты. На самом деле сейчас довольно сложно встретить знаменитого человека, у которого нет личного ассистента. У Ларса Ульриха есть личная ассистентка, которая следует за ним повсюду. Её зовут Барбара и она, по сути, всё за него делает, от включения его компьютера до застёгивания ремешка часов…ах жизнь рок звёзд! Всего у группы «Metallica» есть 83 помощника, работающих на полную ставку. Во время записи альбома «St Anger» группа даже наняла психолога, чтобы он поддерживал психическое здоровье группы.

3. Шутка на Первое Апреля?


До того, как он вступил в группу «Metallica», Кирк Хэммет был гитаристом в группе «Exodus». Когда он впервые получил звонок по поводу прослушивания для группы «Metallica» он был в шоке и решил, что это просто был его друг, который решил жестоко над ним пошутить на первое апреля. Тем не менее, через несколько дней он получил второй звонок и понял, что всё было всерьёз, а остальное уже история. В 2003 году Хэммет получил 11 место в рейтинге «100 Лучших Гитаристов и Истории» по версии журнала «Rolling Stone», оказавшись как раз между Китом Ричардсом (Keith Richards) на 10 месте и (Kurt Cobain) на 12 месте.

2. Никаких личных мнений о политике


В течение многих лет различные музыканты высказывали свои личные политические мнения посредством музыки. Однако Джеймс Хэтфилд не согласен с этой идеей. В прошлом он рассказал о своём мнении по этому поводу:

«Существует огромное количество знаменитостей, которые оглашают во всеуслышание свои идеи, и люди считают, что им стоит верить, так как они любят своих кумиров. Для нас, люди это люди, абсолютно все должны формировать своё собственное мнение. Мы надеемся, что нам удаётся вкладывать человеческий элемент в то, что является несчастливой частью жизни».

1. Зарождение «Metallica»


Всегда интересно узнавать об истоках любой группы, особенно если это одна из ваших любимых групп и всегда ею была. Группа «Metallica» начала своё существование в 1981 году, когда Джеймс Хэтфилд ответил на объявление, которое было размещено Ларсом Ульрихом в издании «Recycler». Они встретились, чтобы порепетировать, но дело не заладилось и лишь год спустя, когда Ларсу нужно было незамедлительно создать группу, группа была полностью сформирована и записала серию треков «Metal Massacre» для звукозаписывающей компании «Metal Blade». Название «Metallica» было предложено другом Ульриха по имени Рон Кинтана (Ron Quintana), который также предложил назвать группу «MetalMania».



Американского музыканта и солиста рок-группы «Металлика» Джеймса Хэтфилда знают все любители рока. По версии журнала «Rolling Stone» он является одним из 100 величайших гитаристов всех времён и занимает в этом рейтинге 87-е место. Фанатов знаменитой метал-группы привлекают в её фронтмене сильный звучный голос необычного оттенка и подкупающая манера об общения с публикой. На выбор направления музыкального пути и поведения Джеймса на сцене большое влияние оказало воспитание в религиозной атмосфере семьи. Его мать был оперной певицей, воспитывающей сына в духе Христианской науки Мэри Бэйкер Эдди, проповедующей исцеление от недугов силой собственного сознания. Жена Джеймса Хэтфилда, к счастью, не имеет с этой верой ничего общего.

Они поженились в 1997 году, когда «Металлика» уже успела завоевать прочные позиции на мировой эстраде и после нескольких лет совместного проживания: просто зарегистрировали свои отношения, которые стали стабильными и прочными. По некоторым данным, Франческа Томаси была дизайнером концертных костюмов для музыкантов группы, а не восторженной бездумной фанаткой. Убедившись, что их любовь выдержала испытание временем, молодые люди соединились в браке и уже летом следующего года у них родился первый ребёнок: дочь Кэйли Ти. СМИ проявили небывалый интерес к дочери Джеймса, который не мог оторваться от жены и новорожденной. С журналистами вместо него общался Ларс Ульрих - барабанщик и друг-основатель группы.

Вторым у семьи Хэтфилдов был Кастор Вёрджил, родившийся в мае 2000 года, а ещё через 2 года, в январе 2002-го, появилась на свет младшая дочь Джеймса и Франчески - Марселла Франческа. К этому времени обстановка в семье была совершенно невыносимой. Сам Джеймс вспоминает это время как годы «полного развала», в котором царили «пьянство, наркотики, беспорядочный секс», ставшие привычкой. Его жена не захотела мириться с таким отношением к себе и детям: «Она меня выгнала» - признался певец в одном из интервью: «И, слава Богу. Она сказала тогда, что я болен и нашим детям не нужен такой отец. И тогда из страха потерять семью так же, как мой отец, я пришёл к единственному правильному решению".

Джеймс провёл в наркологической клинике почти год и сумел остановиться на краю пропасти, благодаря протесту Франчески, не желающей уродовать жизнь их семьи молчанием и попустительством. Он не употребляет ни спиртного, ни наркотиков и не только состоит в обществе анонимных алкоголиков, но и откровенно рассказывает о том, как поборол свои пристрастия в СМИ. Хэтфилд подчёркивает, что семья - главный смысл и любовь всей его жизни, и он считает счастьем простые домашние радости: провожать детей в школу и разговаривать с их учителями, ухаживать за приболевшей женой и быть семейным человеком. Он продолжает свою концертную деятельность и «Металлика» до сих пор пользуется популярностью у публики. А в огромном доме под Сан-Франциско всегда с нетерпением ожидают его возвращения жена Джеймса Хэтфилда и его дети.

[Статья из свежего выпуска журнала "Metal Hammer", 2016 год ]

Фронтмен Metallica вспоминает школьные годы, сомнительные авантюры Metallica и объясняет, почему ярость – это энергия.

Последние 35 лет Джеймс Хэтфилд путешествует вокруг земного шара в качестве лидера величайшей металлической команды. Но детство у Джеймса, воспитанного в религиозной семье, было не из лёгких, и он прекрасно помнит свои семейные корни и глубокие раны. Он вспоминает годы своего становления, знакомство с Ларсом и предполагает, как бы Клифф Бёртон отреагировал на эксперименты Metallica в 90-х…

Твоё полное имя – Джеймс Алан Хэтфилд, родился ты 3 августа 1963 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Братья или сёстры у тебя были?

Да, два старших сводных брата, Крис и Дэйв, и младшая сестрёнка, Дианна. Второй муж мамы был моим отцом. Было довольно тяжело. Мы с сестрёнкой жили как кошка с собакой, и когда родители возвращались домой, мы с ней убирали бардак и прикрывали друг друга. Но братья были гораздо старше меня, поэтому у меня с ними, к сожалению, отношения не сложились. Они были не настолько взрослыми, чтобы давать мне советы, но уже и не детьми, поэтому мы друг друга не понимали – было непросто.

Ты хорошо учился в школе?

Средне. Тихий, замкнутый в себе паренёк. Отсижу на уроках и скорее домой веселиться и играть. Я любил спорт.

Твои родители были приверженцами Христианской Науки. Такое воспитание как-нибудь сказывалось на школе и отношении к тебе твоих сверстников?

На школе нет. Я же ведь не в католическую школу ходил. Но на мне, безусловно, отразилось – больше чем на сестре и братьях, я воспринимал всё близко к сердцу. Родители не водили нас к врачам. Мы надеялись, что любой недуг вылечит духовная сила религии или защитит от всех невзгод и болезней. По этой причине мне запрещали ходить на уроки здоровья, изучать строение тела, болезни и всё такое. И, скажем, я хочу записаться в футбольную команду, а для этого мне нужно пройти медицинское обследование, получить справку от врача, и приходилось объяснять тренеру, что ходить к врачам мне религия не позволяет. Я чувствовал себя изгоем, и одноклассники смеялись надо мной. Перед уроком здоровья я стоял в коридоре, куда выгоняли за плохое поведение. Каждый проходил мимо и смотрел на меня, как на преступника.

Тяжело тебе, наверное, было.

Тяжело, но эти трудности сформировали во мне личность. В юности тебе хочется быть как все, а не выделяться. Но теперь я вижу, что моя непохожесть на других помогла мне в жизни.

Считаешь ли ты, что благодаря той ситуации ты через некоторое время смог себе сказать: «Я не хочу следовать за толпой».

Да, считаю. Я смог пойти собственной дорогой. В детстве сложно понять религию и веру, и я не понимал, почему не могу пойти к врачу – для меня это было странно. Я видел, как в церковь приходили прихожане со сломанной рукой или ногой, и надеялись, что религия им поможет. Я не видел в этом никакого смысла. Но позже я вник в религию, увидел в ней силу, но медицина важна не меньше, так что, став старше, я разобрался.

В девять лет ты начал играть на пианино, но потом переключился на барабаны своего брата, Дэвида. На пианино ты играл классику?

Ага. Мама отправила меня домой к своей подруге. Я стал долбить по клавишам, и мама подумала: «О, да он у меня музыкантом будет. Отлично. Будет на уроки пианино ходить». Я отходил пару лет, и было реально скучно, потому что мы разучивали классику, а по радио я слышал другую музыку. Уроки проходили в доме одной пожилой женщины, и после занятий мне очень нравилось пить чай с печеньем. Но я очень рад, что меня заставляли, потому что я играл двумя руками и пел. Наверное, если бы не уроки пианино, петь и одновременно играть на гитаре было бы гораздо тяжелее.

Когда ты познакомился с Ларсом, ты был ещё подростком, играл на гитаре и уже успел поиграть в нескольких школьных командах – Obsession, Phantom Lord и т.д. Музыка этих групп была похожа на Metallica?

Нет. Obsession была школьной группой, и мы просто бренчали в гараже моего друга, играли чужие песни. Исполняли Thin Lizzy, Black Sabbath, Робена Трауэра и Led Zeppelin… и иногда выступали на вечеринках; вот и всё. Не помню, как учился играть (смеётся). Помню, первый раз взял в руки гитару и подумал: «И как они издают эти громкие звуки?».

Когда вы с Ларсом стали играть в группе, вы были друзьями-подростками или же вас объединяла музыка?

Безусловно, объединяла музыка. Я его никогда не видел и не слышал о нём. Я поиграл в группе Obsession, и принёс на репетицию свою песню, но она никому не понравилась, и я ушёл. Когда я познакомился с Ларсом, я джемовал с другим школьным приятелем, с которым мы сколотили группу Phantom Lord. Ларс слушал некоторые команды, на которые мы тогда тоже подсели – Saxon, Judas Priest, Scorpions. То есть, те, которые стали популярны в Штатах.

Значит, дело было в музыке. Тем не менее, вы с Ларсом стали потрясающими партнёрами. Многие супруги столько в браке не живут, сколько вы держитесь вместе. Музыка до сих пор на первом месте или же всё-таки теперь вы ещё и друзья?

Мы с ним были полной противоположностью друг другу – разве что музыку вместе играли. Знаешь, когда в группе перерыв, и мы не видимся полгода, потом встречаемся и начинаем друг другу рассказывать, куда нас жизнь занесла: «Я вот это слушал и вот это для себя открыл», а он мне: «Серьёзно? Я тоже!». Так что в чём-то мы похожи…а в чём-то абсолютно разные. В этом и прелесть. Благодаря этому мы прошли с ним огонь, воду и медные трубы, и поскольку мы с Ларсом абсолютно разные, то можем друг у друга многому научиться.

Когда в группу пришёл Клифф, он, безусловно, оказал на вас большое влияние, не только в музыкальном плане, но и в личностном…

Абсолютно верно. Он не только обучал нас теории музыки – у него было музыкальное образование, он ходил в колледж, где учился музыке, и кое-чему и нас научил. Увидев его на сцене в составе Trauma, мы с Ларсом охренели. У нас тут же челюсть отвисла, и мы сказали: «Слушай, этот парень должен играть у нас!». Мы с Клиффом стали хорошими и близкими друзьями, любили одну и ту же музыку, вместе проводили досуг, у нас были схожие взгляды на жизнь, мы с ним, по сути, говорили на одном языке. Но да, он был настоящей личностью, сильным парнем, и в конечном итоге на всех нас оказал влияние. Мне его очень не хватает.

Как бы он отреагировал на ваши эксперименты в 1990-х, начиная с «Чёрного Альбома» (1991) и заканчивая ‘St. Anger’ (2003)?

Ну, полагаю, ему многое бы не понравилось. На мой взгляд «Чёрный Альбом» был отличной пластинкой, и я рад, что мы нашли в себе смелость сочинить её и поработать с Бобом Роком. Это должно было случиться, и случилось. Знаешь, когда я переслушиваю ‘…And Justice For All’ (1988), я понимаю, что дальше мы в том направлении двигаться уже не могли. Нужно было попробовать что-то свежее и новое. Думаю, Клифф придумал бы что-нибудь, где его бас было отчётливо слышно; наверное, что-нибудь более сложное и запутанное. Думаю, он, как и я, был бы против эры Load/Reload, ему бы многое не понравилось – преобразование Metallica либо закос под U2.

Говоря «как и я», ты имеешь в виду, что тебе самому было некомфортно в тот период?

Нет, совсем нет. Есть на тех альбомах потрясающие песни, но, я считаю, не было необходимости в том образе и имидже группы. Ещё мы написали слишком много песен… из-за чего смертельный яд Metallica потерял свой эффект. Думаю, Клифф со мной бы согласился.

Считаешь ли ты, что ‘St. Anger’ стал для вас новым началом или же это было окончание периода, о котором ты только что сказал?

Ну, не уверен. Для меня ‘St. Anger’ как бы стоит особняком в нашей дискографии. Это скорее заявление, а не альбом. В некоторой степени, это саундтрек к фильму Some Kind Of Monster. Есть на пластинке интересные и классные риффы, да и песни тоже. Но музыка получилась несвязной, хотя мы и сами тогда были разобраны на части. Но именно эта несвязная музыка вновь нас соединила. Это был очень важный кусочек мозаики, без которого мы не стали бы теми, кем являемся сегодня.

Насколько для вас было важно, чтобы ‘Death Magnetic’ продюсировал Рик Рубин, а не Боб Рок, работавший с вами на всех альбомах, начиная с Black Album?

Думаю, важно. Боб… Нам стало слишком комфортно работать друг с другом, особенно после того, как мы истощили себя эмоционально в период ‘St. Anger’. Нам нужны были перемены. Рик Рубин – полная противоположность Бобу Року. Мы смогли сесть и самостоятельно написать альбом, без надзора. У группы снова выросли крылья, и мы смогли взлететь. Мы приняли верное решение. Ни в коем случае не хочу обидеть Боба, потому что он дал нашей группе бесконечно много. Мы у него многому научились.

В фильме Some Kind Of Monster ты откровенно заявил о своих проблемах и внутренних демонах, признав, что в тебе бушует гнев. Но важно ли всё же чувствовать определённую долю гнева и ярости, чтобы сочинять песни?

(смеётся) Отличный вопрос! Думаю, это беспокоит каждого, кто пережил нечто подобное. Но креативность появится тогда, когда это будет нужно. Мы можем «прожевать» абсолютно всё, а потом выплюнуть в стиле Metallica. Я ведь не стану писать о цветочках и солнышке. Когда я счастлив, я сочиняю, наверное, самый тяжелый и убойный рифф. Как бы я не был счастлив, во мне всегда будет чувство гнева. Похоже, всегда будет не хватать ещё одного кусочка мозаики.