Дворец дожей, Венеция: описание, история, интересные факты. План дворца дожей. Дворец дожей в венеции

Некогда Венецианская Республика была самой сильной, богатой и влиятельной во всем Средиземноморье. Время шло, теперь Венеция привлекательна не для захватчиков и торговцев, а для миллионов туристов, которые готовы сюда ехать со всего мира. Основное их стремление - увидеть город на воде во всем его великолепии.

На фоне всего богатства Венеции именно Дворец Дожей выделяется больше остальных достопримечательностей.
Решение о возведении нового Дворца дождей было принято в начале XIV в. Предназначался он для правителей республики и заседаний государственных органов.

Это был четвертый по счету Дворец дожей в Венеции. Так, первое здание возводилось на античных руинах. Представляло оно собой крепость. Во время восстания в 976 г. Оно было разрушено. Второе здание сгорело в 1106 г. На месте сгоревшего было возведено третье здание. Однако оно не соответствовало представлению венецианцев о величии государства.

Новый дворец возводился более века, с 1309 по 1424 г. Почти до конца XVI в. здание достраивали и улучшали. В 1577 г. произошел пожар, который уничтожил практически все южное крыло. Художники были вынуждены заново воссоздавать все интерьеры. В огне погибли некоторые шедевры Джорджоне. Заказ на восстановление росписи интерьеров был отдан Веронезе и Тинторетто.

Единого стиля у Дворца дожей в Венеции нет. Фасад строения выходит на лагуну и делает дворец похожим на перевернутый корабль.

Такого рода исполнение является данью поздней европейской готике, Византии. Чтобы попасть во внутренний двор, необходимо пройти несколько ворот. Наиболее известные из них - Бумажные. Свое название они получили за счет того, что раньше на них вывешивались новые указы. По мнению некоторых исследователей, такое название получено по причине того, что возле этих ворот ранее постоянно сидели писцы, которые помогали составлять прошения.

Внутренний двор строения представлен несколькими этажами ажурных галерей. В северном крыле дворца некогда располагались личные апартаменты дожей. Ныне здесь все украшено статуями знаменитых философов. По углам этой части здания расставлены статуи архангелов, которые символизируют мир, войну и торговлю - основные занятия венецианцев.

Чтобы попасть на второй ярус галереи Дворца, нужно пройти Лестницу Гигантов (Нептуна и Марса, являющихся языческими покровителями). На втором ярусе расположена верхняя площадка. Здесь осуществлялась церемония коронации дожей.

По всему дворцу можно видеть львов с крыльями и книгой. Они символизируют Святого Марка, который является покровителем города и республики. А вот львиные морды с искаженными лицами и отверстиями в стенах - это далеко не украшение. Это ящики, предназначенные для сбора доносов.

Чтобы попасть во внутренние помещения с галереи дворца, нужно пройти Золотую лестницу. Ранее попасть туда без особого распоряжения могли только члены Большого совета. Их фамилии вписывались в Золотую книгу, которая хранилась в комнате под лестницей.

Обратим внимание на внутренние помещения Дворца дожей
Экскурсанты сразу попадают в первый зал - Пурпурный. Уже с этого момента запрещается фотографировать что-либо во Дворце. Стены и потолок этого помещения отличаются богатством исполнения. Здесь и позолота, и лепнина, и мраморный камин, который украшает герб дожа Агостино Барбариго.

Что касается зала Гримани и зала Львов, то здесь во всех ракурсах предложен главный символ Венеции - лев с крыльями и книгой. На картинах можно встретить и сам Дворец дожей, который представлен в мельчайших подробностях. В зале философов все украшено фресками Тициана. Достаточно интересен и зал Карт. Здесь основными экспонатами являются материальные свидетельства того, какими были средневековые представления о мире. Например, здесь имеется копия карт Марко Поло, а также карты, где представлена Тартария (территория от Каспийского моря до Тихого океана и Индии).

Зал Коллегий имеет роскошно декорированные стены и потолки, на которых можно увидеть плафоны и панно кисти Веронезе, а также работы Тинторетто. В этом зале ранее принимались важнейшие решения правительства республики. Малоизвестные картины и триптихи И. Босха, а также других голландских художников расположены в зале Магистрата, а зал Сената украшен потолочными панно Тинторетто.

Практически все южное крыло дворца размещает зал Большого Совета. Это помещение считается самым большим в мире, где отсутствуют внутренние перекрытия и колонны. Здесь размещено самое грандиозное из известных миру картин - полотно Тинторетто «Рай».

Во дворце Дожей в Венеции имеются и секретные помещения. Сам же Дворец имеет три этажа. К этому еще можно добавить этаж лоджий, где имеется множество залов и небольших помещений для работы канцелярий Республики и проведения заседаний. Здесь с 1923 г. экспонируются картины, доспехи, оружие.

Многие помещения Дворца потеряли свой первоначальный вид. В 1797 году Венеция была захвачена французами, которые увезли в Лувр большое число картин знаменитых художников. В зале Совета Десяти некогда заседал Трибунал. Именно он выносил приговоры преступникам. Этажом выше находилась одна из старых тюрем - Пьомби. В те времена крыша строения была покрыта свинцовыми пластинами. В жару такая конструкция накалялась до невообразимых температур. В холодную пору она в буквальном смысле слова леденила душу, замораживая тело.

Помимо Пьомбо во Дворце дожей располагалась тюрьма Поцци («колодцы») - в полуподвальных помещениях, на уровне воды в каналах. Что касается преступников, то они содержались в предельно плохих условиях. Узниками Пьомби были Джордано Бруно, а также Казанова. Последнему удалось оттуда бежать. Это происшествие было первым и единственным.

Камер для содержания преступников во Дворце хватало. Однако в XVI в. для них было возведено отдельное здание, которое от Дворца Дожей отделялось узким каналом с перекинутым мостом - это известный миру Мост Вздохов. Такое название мост получил за счет того, что преступники, которых вели в камеру или на казнь, могли в последний раз посмотреть на город и вздохнуть о своей участи.

Дворец Дожей в Италия - величайший архитектурный памятник города. Когда-то здесь располагалась резиденция правителей Венецианской республики, самого могущественного, богатого и развитого морского государства в Средние века. А сейчас здесь музей и толпы туристов со всего мира. Главное богатство дворца для туристов и многочисленных экскурсионных групп - его прохлада (удивительно, даже в сорокаградусную жару в Венеции редко где можно встретить кондиционер), что очень актуально летом и потолочные фрески с лепниной. Если вы застудили шею, приходите в другой раз: смотреть придется в основном на потолок.

За годы своего существования дворец успел побывать местом резиденции правительства Венецианской республики , местом заседания Совета и Большого Сената, пристанищем тайной полиции. Во дворце очень много тайных лестниц и коридоров, в которые пускают туристов. Но будьте осторожны, заблудиться очень легко!

Архитектура Дворца Дожей очень эклектична, поскольку строился и достраивался он в разные времена за всю славную историю своего существования. Ныне существующий - уже четвертый дворец по счету. Первое здание возведено в Античность, судя по раскопкам, это была крепость. В ходе восстания в X веке была разрушена. В 1106 году сгорело второе, а третье было разрушено самими венецианцами, так как не соответствовало представлению венецианцев о величии государства.

Нынешний дворец был сооружен предположительно в XII веке. На то время в городе не строили привычные замки с толстыми стенами. Море - главное укреплением, а хорошо обученный флот Венеции - его защита. Главный архитектор Дворца Дожей - Филиппо Календарио, он значительно усовершенствовал его внешний вид. Для окончательного строительства были приглашены ломбардские и флорентийские ремесленники, большая часть здания была построена и отделана династией Бон, венецианскими мастерами по мрамору.

Особенности

Дворец Дожей - единственная в мире постройка, где к основным законам архитектуры прибегают лишь от случая к случаю. Сперва кажется нелогичным, что массивная часть дворца стоит на легких, ажурных арках, дворец будто перевернут. Но несмотря на это, каждые детали архитектурной композиции прекрасно сочетаются друг с другом. На облик дворца смотреть приятно. Открытая аркадная галерея первого этажа - это место, где можно укрыться от палящего солнца летом. Здесь приятно отдохнуть и насладиться красотами внешней отделки дворца.

Музей Дожей

Вы уложитесь в несколько часов, если пожелаете осмотреть дворец самостоятельно. Если останется время и силы, обязательно сходите на любопытную экскурсию «Тайный маршруты»: тайные лестницы, камеры пыток, piombi - тюремные камеры под крышей (туда же был брошен без обвинений Казанова). В общем, полицейская сторона венецианского государства, которую по обычным входным билетам увидеть нельзя.

Полезная информация

Время работы зимой с 9:00 до 17:00, летом с 9:00 до 19:00. Стоимость входного билета - 15 евро.
Адрес: San Marco, 1, 30124 Venezia, Italy
Телефон: +39 041 271 5911
Официальный сайт: http://palazzoducale.visitmuve.it/

Фотографии





























В далёком прошлом не было сильнее государства во всём Средиземноморье, чем Венеция. Прошло много лет, и теперь данный город манит в эти места уже не различных торговцев и захватчиков, а огромное количество туристов со всех уголков света, желающих насладиться изумительным великолепием венецианских достопримечательностей.

Одним из них является шедевр архитектуры, представленный в готическом стиле - дворец дожей. В течение многих сотен лет он служил резиденцией для городского правительства и даже успел побывать в роли помещения, где раньше устраивали заседания республиканские советы. Об этом известном на весь мир строении узнаем из данной статьи.

Основание и реконструкция

Дворец дожей (Италия) начал своё существование в X веке, но сооружение периодически подвергалось разрушительным пожарам. Поэтому строение в наше время имеет совершенно другой вид, чем тот, который у него был более тысячелетия тому назад.

В первые годы своего основания дворец был настоящей крепостью и выступал в качестве объекта стратегического значения. Вокруг него был сооружён большой ров, и повсюду возвышались огромные сторожевые башни. Со временем это всё было уничтожено до основания сильным огнём.

В середине XIV века началось строительство самой узнаваемой южной части здания, с которой открывается замечательная панорама. Затем правительство Венеции приняло решение, что вся городская власть должна находиться в роскошном и презентабельном месте, поэтому выбор пал на дворец дожей. История данного здания говорит о том, что здесь какое-то время располагалась тайная полиция и канцелярия.

В конце XVI века данное сооружение пострадало от нового пожара, полностью стёршего с лица земли всё его южное крыло. После итальянскими архитекторами было решено сотворить такой дворец, который будет внушать почтение и трепет всем иноземным послам. Благодаря этому становится понятно, почему данная венецианская достопримечательность имеет такое роскошное убранство и поражает своим великолепием.

Внешний вид сооружения

Когда смотришь на дворец дожей, складывается впечатление, что его фасад состоит из различных элементов архитектуры, совершенно не имеющих никакой между собой связи. Но в то же самое время здание выглядит потрясающе, притягивая взор любого посетителя.

Все отделочные работы строения велись в основном в конце XV века. В это время как раз готический стиль постепенно сменялся на эпоху гармоничного Ренессанса. Поэтому в фасаде преобладают архитектурные округлые формы, переливающиеся при солнечном свете различными оттенками мрамора.

Дворец дожей располагает одной омрачающей его историю деталью. Здесь на втором этаже, где девятая и десятая колонны сооружены из камня красного цвета, оглашались вердикты о смертных казнях.

В центральной части сооружения находится балкон, над которым установлена скульптура, изображающая Правосудие. В XIX столетии с этого места было объявлено об объединении и Италии.

Описание дворца

Стиль дворца дожей представлен в разных архитектурных направлениях. Первый ярус сооружения специально сделан так, чтобы придавать зданию некую легкость, но это только на первый взгляд. Дворец дожей держат 36 огромных колонн. А на втором ярусе здания их намного больше, но они меньше по диаметру. Парадная часть сооружения чем-то отдалённо напоминает перевёрнутое корабельное судно. В его внутреннем дворике находится несколько этажей прекрасных галерей. Туда можно зайти через разные врата, одни из них имеют название Бумажные. Их так величают благодаря тому, что здесь когда-то вывешивала свои указы местная власть.

В северном крыле располагается множество статуй различных знаменитых философов, а также именно эта часть здания в былые времена служила апартаментами дожей. Здесь по углам стоят архангелы, символизирующие собой войну, торговлю и мир.

Попасть на второй этаж венецианской достопримечательности можно через Лестницу Гигантов, на верхней площадке которой короновали правителей. Здесь повсюду стоят олицетворяя собой Св. Марка, считающегося покровителем всей республики.

Залы дворца дожей - это необыкновенное и изумительное зрелище. Здесь расположены красивейшие картины, выполненные лучшими итальянскими мастерами, и много различных уникальных архитектурных памятников разных времён. В этих помещениях раньше обговаривались важные государственные вопросы и выносились приговоры, а в данное время они вызывают большой интерес у всех ценителей искусства и культуры.

По мнению многих туристов, очень интересное расположение своих залов и галерей имеет дворец дожей. План его строительства разрабатывался знаменитыми итальянскими архитекторами.

и зал Гримани

Вначале экскурсии все туристы попадают в Пурпурную комнату. Здесь дож представал перед прокураторами, поэтому стены и потолок данного помещения имеют богатое убранство, а мраморный камин этого зала украшен гербом правителя Агостино Барбариго, которому в былые времена покорялась вся Венеция. Дворец дожей картины свои хранит в зале Гримани. На многих из них изображен покровитель Венеции - Св. Марк. Помимо этого, в этом помещении находятся красивые фрески и много интересных исторических экспонатов.

Зал Четырех Дверей, Зал Коллегии, Зал Сената

Второй по счёту пролёт Золотой Лестницы приводит туристов в Зал Четырёх Дверей. Его потолок был спроектирован великим Палладио и расписан Тинторетто.

В другой примыкающей к нему комнате одна из стен украшена различными мифологическими сценами, а одна из самых драматических картин дворца - «Похищение Европы» находится в этом зале возле окна.

Далее идёт Зал Коллегии, где правители и их советники принимали иностранных послов, а также обсуждали великие дела республики. В этой комнате представлено 11 картин великих представителей искусства той эпохи.

В соседнем помещении правитель и его 200 помощников обговаривали разные дела международного значения, поэтому комната и получила соответствующее название - Зал Сената.

В Зале Совета Десяти проходили заседания могущественных представителей городской власти, на которых затрагивались вопросы государственной безопасности. В этой комнате потолок украшен двумя великолепными полотнами Веронезе.

В следующем помещении - Оружейной палате, находится почтовый ящик, служивший в своё время для анонимных доносов. Оттуда большая дверь из дерева ведёт в Зал государственных инквизиторов, а после неё сразу идёт помещение, где осуществлялись пытки, а также находились тюремные камеры.

Длина этого помещения равна 54 метрам, поэтому данная комната считается самой большой не только в городе, но и во всей стране. Зал Большого Совета расположен в южной части сооружения и его когда-то украшали полотна знаменитых итальянских художников, которые, к сожалению, были уничтожены при пожарах.

Картина дворца дожей «Рай», расположенная в этой комнате, считается одной из самых больших в мире. Помещение имеет огромный плоский потолок, затянутый великолепными полотнами живописи, имеющими оправку в виде вызолоченных узоров.

В настоящее время в этом зале собрана полная коллекция портретов всех дожей, правивших когда-либо в Венеции, кроме Марино Фальеро, который был казнён за измену.

Как попасть во дворец туристам?

Дворец дожей пользуется популярностью среди путешественников и поклонников всего прекрасного в любое время года, поэтому билеты туда без очереди приобрести практически невозможно. Кроме того, данное место можно посетить, купив экскурсионный тур по Венеции, чтобы осмотреть все достопримечательности этого города.

Но стоит внимательно изучить сферу действия билетов, так как не во все может быть включено посещение самых секретных мест дворца и а они как раз представляют наибольший интерес для туристов. Эти комнаты являются частью долгой экскурсии, за которую нужно платить отдельно.

Время работы и как добраться

В период с апреля по октябрь дворец дожей для экскурсий открыт с 08:30 утра до 19:30 вечера, а в холодное время года - с ноября по март, он закрывается на 2 часа раньше. Весь осмотр сооружения обойдётся примерно в 20 евро с человека.

Совершенно не составит никакого труда попасть во дворец дожей. Где находится данное здание, подскажет любой местный житель. Оно располагается по следующему адресу: Piazzetta 1, таким образом находясь между Маленькой площадью Сан-Марко и молом.

В середине XIV ст. венецианцы избрали дожем восьмидесятилетнего Марино Фальеро, который в это время пребывал в столице Италии. Когда новоизбранный правитель приехал во Дворец дожей, его лодка пристала к берегу в месте, где обычно казнили преступников. Ничего хорошего это не сулило.

И действительно, женатый на очень молодой женщине старец оказался довольно ревнив. Поэтому, когда во время праздника он заметил, что молодой Микель Стено поцеловал его супругу, выгнал юношу из дворца. Молодой человек празднество покинул не сразу: он решил немного побродить по палаццо и, оказавшись в «Зале Совета десяти», на кресле старого дожа написал оскорбительные слова.

Когда надпись обнаружили, виновника установить оказалось несложно и молодого человека арестовали практически сразу же. Несмотря на то, что Микелю Стено пришлось два месяца просидеть в тюрьме, после чего ему был запрещён въезд в город на протяжении одного года, оскорблённый дож приговором удовлетворён не был. Чтобы отомстить, он решил устранить всех членов Высшего Совета и взять всю власть в свои руки.

Правда, успехом его идея не увенчалась, так как ведомости о замысле мгновенно дошли до Верховного Совета. А потому в день государственного переворота Марино Фальеро арестовали, а через два дня обезглавили на Лестнице Гигантов.

Находится Дворец дожей в Венеции, на материковой части восточной Италии, на расстоянии 395 км от столицы Италии, Рима, по адресу: San Marco, 1, 30124 Venezia. На географической карте этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 45° 26′ 0.8″ с. ш., 12° 20′ 25.48″ в. д.

На протяжении долгих веков Дворец дожей (Палаццо Дукале) являлся одним из основных зданий Венеции: здесь находились не только покои дожа, но и заседало правительство Венеции, Верховный Суд, Сенат, Министерство, был офис канцелярии, тайной полиции, инквизиции, а также находилось морское ведомство, юридические конторы и другие учреждения.

Современный вид Дворец дожей приобрел лишь в XV ст. В девятом веке на его месте была построена обыкновенная крепость. Через сто лет в результате восстания постройку сожгли и возвели новое фортификационное сооружение, которое также сгорело в 1106 году. А вот здание, построенное после этого пожара, крепостью уже не являлось и простояло, пока не обветшало – на его месте было решено возвести новую постройку, Дворец дожей.

Новому зданию также не повезло: через сотню лет огонь уничтожил целое крыло дворца, и отстраивать его пришлось заново (работы были доверены Антонио де Понти, под руководством которого творили самые талантливые архитекторы Италии).

Во времена постройки дворца в истории венецианской архитектуры как раз происходил переход от готики к более гармоничным формам эпохи Возрождения, когда зодчие начали отказываться от резких готических и стали отдавать предпочтение округлым архитектурным формам. Несмотря на легкий и светлый вид, фасад Палаццо имеет и мрачный момент: между девятой и десятой колоннами второго этажа (они отличались от других столбов более насыщенным красным оттенком) оглашали смертельные приговоры.

В итоге Дворец дожей получился массивным, по виду лёгким (немаловажную роль в этом сыграли ажурные арки палаццо) и перевёрнутым фундаментом вверх. Получилось это из-за формы фасада: на слабые с виду опоры была установлена огромных размеров сплошная стена, что придало зданию интересные композиционные контрасты.

Как выглядел Палаццо Дукале

Во Дворец дожей можно было попасть через парадные ворота Порта делла Карта (в переводе – «Ворота бумаги»), сделанные в виде арки и декорированные готическими элементами. По одной из гипотез, название связано с писцами, которые оформляли здесь различные бумаги и документы.
По другой версии, своё название ворота получили благодаря хранящемуся в здании архиву. Над воротами была установлена скульптурная композиция, изображающая одного из венецианских правителей Франческо Фоскари, преклонившего колени перед крылатым львом св. Марка, над ними находилась статуя Фемиды.


Сразу за воротами был расположен двор, окружённый со всех сторон мраморными аркадами и украшенный восьмью античными статуями. Внутри двора архитекторы обустроили два сделанных из бронзы колодца, в которых плескалась самая чистая вода в городе.

Балкон

Обустроенный со стороны основного фасада балкон являлся трибуной, на которой правитель Республики появлялся перед венецианцами во время великих торжеств (интересно, что именно с этого балкона в середине XIX т. было объявлено об объединении Венеции с Италией).

Лестницы Палаццо Дукале

Здесь же во дворе находилась мраморная Лестница гигантов, наверху которой короновали дожей (назвали её так из-за установленных на ней двух больших скульптур Марса и Нептуна, символизирующие военную мощь Республики).


В парадные помещения палаццо вела «Золотая лестница», получившая своё название благодаря позолоченной лепнине. Подниматься по ней могли лишь очень важные гости, а также венецианцы из знатных семей, чьи имена были написаны в «Золотой книге», хранившейся в специальном помещении здесь же под лестницей. Интересно, что эту книгу венецианцы составили в XIV ст., записав в неё двести семей, имеющих право претендовать на важные должности.

В Зале Большого Совета патриции обговаривали государственные вопросы. Это помещение имеет длину 56 м, ширину – 25 м, а высоту – 5 м, и является самой крупной в мире комнатой, потолок которой не поддерживается ни одной опорой.


Также поражал декор этого помещения: на его стенах висели картины Тициана, Веронезе, Тинторетто, а на потолке – одно из самых больших полотен в мире – «Рай», работа, выполненная в 1590 г. Доменико и Якопо Тинторетто.

Зал выборов

Минуя Зал Большого Совета, патриции оказывались в Зале Судьбы (другое название – Зал Выборов). В этом помещении публично выбирали или осуждали чиновников, выносили приговоры (интересно, что никто не имел права зайти в помещение с оружием).

В зал, предназначенный для Совета десяти, можно было попасть из Зала компаса, в котором находилась инквизиция (в этой же комнате осуждённые ожидали вердикт). Совет десяти состоял из дожа, десяти представителей Большого Совета и шести советников, и занимался преступлениями, направленными против Венецианской Республики.


На стенах этого зала находятся портреты почти всех правителей Венеции, кроме одного: там, где должно было находиться изображение Марино Фальеро, можно увидеть пустую раму с надписью: «Место для Марино Фальеро, которого казнили за измену».

Тюрьма

В тюремные камеры, расположенные на самом последнем этаже, узники попадали по потайной лестнице. Эту часть палаццо обычно называли «Свинцовой кровлей» («Свинцами»): летом осуждённые мучились от жары, зимой – от холода. Дверные проёмы камер были до того низкие, что даже десятилетний ребёнок мог попасть внутрь, предварительно согнувшись.


Кроме этих камер, темница была также обустроена и в подземелье – здесь находилось девятнадцать подземных камер, прозванных «колодцами», так как нразмещались они ниже уровня моря, сквозь оконные зарешёченные отверстия проникал не только свет, но и во время дождя камеры заливала вода. Осуждённые, если не хотели целые дни проводить, стоя в воде, нередко были вынуждены сидеть на тюфяке.

Скверно обстояло дело и с едой: утром заключенным давали воду и кусок хлеба, при этом хлеб нужно было съесть практически сразу, иначе завтрак грозил стать добычей крыс.

Интересно, что в нижней темнице находился замкнутый тюремный дворик, откуда, естественно, выход был лишь один – назад в камеру.

Когда заключённых стало слишком много и для них стало не хватать места, возле Палаццо Дукале возвели тюрьму Карчери, по которой из дворца можно было попасть по Мосту Вздохов.

Побег Казановы

Интересно, что на протяжении многих столетий побег из тюрем дворца Дожа считался невозможным. Так, было до тех пор, пока в его застенках не оказался Джакомо Казанова (его обвинили в общении с духами, ереси, разврате и даже краже кошельков).

Поместили авантюриста в «Свинцах», где он провёл около года, разрабатывая детали побега. Для этого он умудрился даже в полу выдолбить дыру, через которую планировал спуститься в нижний зал. Ему не повезло: когда всё было готово, его перевели в соседнюю камеру. Интересно, что тюремщик, обнаружив дыру, об этом факте начальству не доложил, поскольку Казанова пригрозил обвинить его в соучастии.

Второй план побега оказался более удачным. Казанова вместе с соседом пробил дыру на крышу палаццо. После этого они вылезли наверх, затем через одно из окон очутились в комнате дворца и, минуя стражу, покинули Дворец дожей (именно такую историю этот авантюрист описал в своих воспоминаниях).

Когда-то на Средиземноморье не было сильнее, богаче и влиятельнее государства, чем Венецианская Республика. Прошли века, и теперь Венеция привлекает уже не захватчиков и торговцев, а миллионы туристов со всего мира, желающих увидеть город на воде во всем его великолепии. Но даже среди богатой на диковинки Венеции Дворец Дожей выделяется особо.

То тут, то там – BlogoItaliano уже не раз упоминал о Дворце Дожей. Он по праву вошел в , а также стал единственным представителем города на воде в . Поэтому рано или поздно следовало рассказать о Дворце Дожей подробно. Тем более, рассказывать есть что…

История Дворца дожей в Венеции

В Средние века Венецианская Республика практически безраздельно властвовала в Средиземном море, а в число ее владений входили Крит , Кипр, Ионические острова, Далмация, Истрия, Иллирия (практически вся территория бывшей Югославии). Турецкой угрозы еще не существовало, арабы не имели такого мощного флота, торговля с восточными странами вплоть до Индии шла полным ходом – Венеция процветала.

В начале XIV в. было принято решение о строительстве нового Дворца дожей – дворца для правителей республики и заседаний Большого совета (законодательного органа), Совета Сорока (судебного и исполнительного органа) и Совета Десяти («тайной канцелярии» республики).

Причем, это уже был бы четвертый по счету Дворец дожей в Венеции. Первое здание, возведенное еще на античных руинах и представлявшее собой, скорее, крепость, было разрушено в 976 г. во время восстания.

Дворец дожей в Венеции

Второе сгорело в 1106 г., а третье, выстроенное на месте сгоревшего, уже без башен и бойниц, окончательно обветшало и не соответствовало представлению венецианцев о величии государства.

Возведение нового дворца велось более века, с 1309 по 1424 г., но еще вплоть до конца XVI в. его достраивали и улучшали, а после пожара 1577 г., уничтожившего практически все южное крыло, художникам пришлось воссоздавать все интерьеры заново.

К сожалению, тогда в огне безвозвратно погибли шедевры Джорджоне. И, к счастью, что заказ на восстановление росписи интерьеров получили Веронезе и Тинторетто. Кстати, Веронезе приглашали во Дворец дожей не один раз, и теперь его картины можно увидеть в залах Совета Десяти (50-е гг. XVI в.), Большого Совета и Голосования (1577 г., как раз после пожара).

Дворец дожей в Венеции не имеет единого стиля. Фасад, выходящий на лагуну и делающий дворец похожим на перевернутый корабль – это дань и поздней европейской готике, и Византии, в состав которой после падения Западной Римской империи какое-то время входила Венеция.

Во внутренний двор ведет несколько ворот, самые известные из которых – Бумажные, получившие такое название то ли от того, что на них некогда вывешивались новые указы, то ли благодаря сидевшим возле них писцам, помогавшим составлять прошения.

Внутренний двор – это несколько этажей ажурных галерей. Северное крыло дворца, где располагались личные апартаменты дожей, украшено статуями знаменитых философов. А статуи архангелов по углам этой части здания символизируют мир, войну и торговлю, то есть основные занятия венецианцев.

Внутренний двор Палаццо украшают фигуры философов

На второй ярус галереи Дворца можно попасть, поднявшись по Лестнице Гигантов (Нептуна и Марса, уже языческих покровителей), на верхней площадке которой происходила церемония коронации дожей. Осматривая галерею и делая фото Дворца дожей, стоит несколько раз сфотографировать и капители колонн – настоящие скульптурные шедевры – иллюстрирующие историю христианства и Венеции.

Повсюду – львы с крыльями и книгой – символ Святого Марка, покровителя города и республики. Но львиные морды и искаженные лица с отверстиями в стенах – это не украшение, а ящики для сбора доносов: Совет Десяти, избиравшийся на год, и постоянно изобличающий государственных преступников, работал с любыми «документами». Правда, к рассмотрению принимались только доносы за подписью составителя и свидетелей.

Во внутренние помещения с галереи дворца ведет Золотая лестница (1538-59). Вплоть до упразднения института дожей, в 1797 г., пройти туда без особого распоряжения могли только члены Большого совета, чьи фамилии были вписаны в Золотую книгу, хранящуюся в комнате под лестницей.

Внутренние помещения Дворца дожей

Первый зал, куда обычно попадают экскурсанты, но где уже запрещено делать фото – Пурпурный. Здесь ожидали выхода дожа прокураторы – должностные лица, занимавшиеся вопросами содержания зданий и носившие пурпурные одежды. Стены и потолок помещения богато отделаны белой с позолотой лепниной, мраморный камин украшает герб дожа Агостино Барбариго.

В зале Гримани и зале Львов буквально во всех ракурсах представлен главный символ Венеции – лев с крыльями и книгой. Встречается на этих картинах и сам Дворец дожей в мельчайших подробностях. Зал философов украшен фресками Тициана.

Интерес представляет и зал Карт, где экспонируются материальные свидетельства средневековых представлений о мире. Это, например, копии карт Марко Поло и карты, на которые нанесена Тартария (территория от Каспийского моря до Тихого океана и Индии).

Зал Большого Совета в Палаццо Дукале

На роскошно декорированных стенах и потолке зала Коллегий можно увидеть плафоны и панно кисти Веронезе и работы Тинторетто. Именно здесь некогда принимались самые важные решения правительства республики. В зале Магистрата выставлены малоизвестные картины и триптихи И. Босха и других голландских художников. Зал Сената украшают потолочные панно Тинторетто.

Почти все южное крыло дворца занимает зал Большого Совета (54×25×15 м), считающийся самым большим в мире помещением без внутренних перекрытий и колонн и располагающий самой грандиозной из известных картин – полотном Тинторетто «Рай» (22×7 м).

Секретные помещения Дворца Дожей в Венеции

Дворец дожей имеет три этажа, не считая этажа лоджий, с множеством залов и небольших помещений, предназначавшихся для работы бессчетных канцелярий Республики и проведения заседаний. С 1923 г. в них экспонируются картины, оружие, доспехи.

Однако не все из помещений дворца сохранили свой первоначальный вид. Французы, захватившие Венецию в 1797 г., увезли в Лувр немало картин знаменитых художников. В том числе и потолочное панно Веронезе «Зевс поражает молнией пороки» (сейчас на его месте копия) из зала Совета Десяти, где заседал Трибунал, выносящий приговоры томящимся неподалеку преступникам. Неподалеку – то есть этажом выше, где под самой крышей находилась одна из старых тюрем – Пьомби.

Ящик для доносов во Дворце Дожей

Крыша была покрыта свинцовыми пластинами, и в жару накалялась до невообразимых температур, а в холод – в буквальном смысле слова леденила душу, замораживая тело.

Кроме Пьомбо, Дворец дожей располагал и тюрьмой Поцци («колодцы»), в полуподвальных помещениях, на уровне воды в каналах. Преступники под крышей и под землей содержались в нечеловеческих условиях. В свое время узниками Пьомби были Джордано Бруно и Казанова, который все же сбежал из тюрьмы, что ранее не удавалось никому.

Мост Вздохов связывал Дворец Дожей с новой тюрьмой

Кстати, несмотря на то, что камер в обеих тюрьмах было не так уж и мало, в XVI в. было построено отдельное здание, предназначавшееся для содержания преступников.

От Дворца Дожей новую тюрьму Карчери отделяет лишь узкий канал, через который перекинут знаменитый Мост Вздохов , названный так потому, что через его зарешеченные оконца ведомые в камеру или на казнь могли бросить прощальный взгляд на город и вздохнуть, горюя о своей участи. В число секретный помещений дворца входят, помимо тюрем и зала Совета Десяти, зал Совета Трех (инквизиции), зал пыток и зал исполнения приговоров (эшафот).

Билеты во Дворец дожей

Венеция прекрасна в любое время года. Об этом давно знают и туроператоры, и самостоятельные путешественники, так что приобрести билеты во Дворец дожей без очереди вряд ли удастся. Впрочем, очередь обычно не столь велика, как, например, в .

Другое дело, что, даже имея на руках один из выше указанных билетов, на месте открывается весьма неприятный казус. Оказывается, в сферу их действия не включены те самые секретные помещения Дворца и Мост Вздохов, которые, как раз, и представляют наибольший интерес для многих туристов – от желающих посмотреть на камеру Джакомо Казановы или знаменитый зал пыток Венецианской республики всегда отбоя нет.

Лев святого Марка, Дворец Дожей

Эти помещения являются частью отдельной 75-минутной экскурсии, билет на которую приходится также докупать отдельно. Более того, количество экскурсий ограничено, и в обычный день их проводится не более 3-х.

Когда-то решением проблемы с посещением Секретных помещений Дворца Дожей стало введение возможности бронирования экскурсии онлайн . Однако, с развитием интернет-покупок, это лишь усугубило ситуацию с наличием таких билетов в кассах на месте (что особенно ощущается в период высокого туристического сезона).

С другой стороны, теперь все желающие в равном положении, и если посещение Венеции без осмотра камеры Казановы кажется Вам неполноценным, то .

Кстати, в 2016-м году BlogoItaliano отдельно снял видео, как бронировать билеты на самые интересные достопримечательности Италии онлайн:

График работы и как добраться

Дворец Дожей открыт для посещений весь год, кроме 25 декабря и 1 января. В период с 1 апреля по 31 октября Дворец работает с 8:30 до 19:00. С 1 ноября по 31 марта действует сокращенное расписание – с 8:30 до 17:30. И в теплый и в холодный периоды года допуск посетителей прекращается за час до закрытия.

Добраться до Дворца можно на :

От Piazzale Roma или вокзала Санта Лючиа: Маршрут №1 – остановки Vallaresso или San Zaccaria, №2 – Giardinetti, №№5.1 и 4.1 – San Zaccaria

От Lido di Venezia: Маршрут №1 - остановки Vallaresso или San Zaccaria, №5.2 – San Zaccaria