Другой михаил шемякин. Алкогений: Михаил Шемякин

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году, детство провел в Германии, в 1957 году переехал с родителями в Ленинград и через четырнадцать лет был вынужден его покинуть. Принудительно высланный из страны, он нашел прибежище в Париже, где получил известность как один из ведущих представителей эстетического диссидентства.

В 1981 году Шемякин переехал в Америку и с тех пор не сидит на месте, странствуя по всему миру в связи с многочисленными заказами, выставками и театральными постановками. Нередко, даже трудно сказать, в какой стране и в каком городе он проводит большую часть времени. Мастер не без иронии отмечает в ряде своих интервью, что чаще всего ему приходится обитать в самолете.
Учась в школе при Академии художеств, М.Шемякин готовил себя к трудному ремеслу скульптора, хотя его этюды уже тогда поражали педагогов своей оригинальностью, предвещая появление крупного живописца с тонким чувством колористических гармоний. Однако в продолжении образования ему было отказано судьбой. После принудительного «лечения» в психиатрической больнице, куда он был помещен за свои религиозные убеждения и запретный тогда интерес к авангардистскому искусству, все пути для начинающего художника оказались закрытыми. Оказавшись на свободе, Шемякин некоторое время странствовал по Кавказу и собрал поучительный опыт общения с отшельниками, юродивыми и бездомными чудаками. По возвращении в Петербург, он устроился такелажником в Эрмитаже. Созерцая ежедневно мировые шедевры, копируя близкие по духу картины, будущий мастер, лишенный возможности продолжать официально профессиональное образование, закончил свою «Академию художеств» в музее. Из-за участия в выставке работ «подсобных рабочих», организованной к 200-летию Эрмитажа (1964) и закрытой властями на третий день, Шемякин лишился последнего источника скудных средств к существованию. Однако он выдержал испытание. Трудности, которые могли бы сломить более слабую душу, пошли ему на пользу. Именно в эти годы Шемякин сложился как мастер со своим оригинально-гротескным видением мира. Отсутствие средств мешало заняться скульптурой; тогда в поисках выхода творческой энергии он обратился к живописи и графике. Последняя, не требовавшая больших расходов - достаточно было карандаша и бумаги, — стала для него главным средством воплощения фантазий своего метафизически ориентированного воображения. Шемякин выработал особую технику рисунка, построенную на тончайших светотеневых переходах. Шемякин создал причудливый мир образов, не затронутый разрушительными влияниями коммунального быта. Он продемонстрировал одну из главных особенностей своего творческого склада: прирожденное чувство красоты, совершенно не зависимое от внешних влияний, идеологий, требований моды и художественного рынка.
Если обычно художники иллюстрируют те или иные произведения по заказу издательств, то Михаил Шемякин руководствовался в выборе сюжетов исключительно внутренними импульсами и мотивами. Со школьных лет в нем живет потребность делать зримыми образы близких по духу писателей. В этом смысле его «иллюстративные» серии во многом носят автобиографический характер, отражая существенные моменты собственного творческого развития. Они — проекции «магического театра», актеры которого объективируют мир, поднимающийся из глубин подсознания художника. Автобиографический характер рисунков отчетливо проступает в серии иллюстраций к «Преступлению и наказанию», выполненных с 1964 по 1969 годы. Шемякин усматривал главные события романа по преимуществу в снах и видениях Раскольникова, ставящих героя перед проблемой «переступания порога». Накопив опыт сопротивления чуждым влияниям, мастер ощущал глубоко родственной идею Достоевского о том, что «новое» может войти в жизнь только в результате отстранения «старого», когда смело переступаются границы, начертанные той или иной традицией. В условиях 1960-х годов авангардист неизбежно оказывался в глазах власть имущих преступным нарушителем идеологических законов, которого могли заключить в психиатрическую больницу, выслать из города и даже из страны.
Почти одновременно Шемякин увлекся так называемыми «галантными сценами». В нем неожиданно проявилась любовь к рафинированной культуре XVIII столетия с ее маскарадами, пасторалями, обостренной эротикой. Из-за этого Шемякина впоследствии начали причислять к запоздалым «мирискусникам». Однако если художники «Мира искусства» были охвачены не лишенной оттенка сентиментальности ностальгией по исчезнувшему миру, то Шемякин скорее пародирует стилистику XVIII века, превращая «галантные сцены» в жутковатые гротески. Персонажи на картинах и раскрашенных от руки гравюрах этого цикла более всего напоминают бездушных кукол. Жизнь предстает как театр марионеток, водимых невидимой рукой демона. При всем том не следует преувеличивать значение литературно-сюжетного элемента в данных произведениях. Гораздо важнее здесь для мастера сложные цветовые гармонии в духе Ватто, виртуозные переплетения линий, игра форм, окрашенных иронией, которая является господствующим настроением его миросозерцания.
Над этой темой «Карнавал Санкт-Петербурга» Шемякин работает - в различных техниках и форматах: от многометровых картин до маленьких гравюр — на протяжении почти трех десятилетий. «Карнавалы» превратились со временем в «энциклопедию» гротесков, основанную на глубоком постижении загадок человеческой природы в ее многообразных искажениях, извращениях и гримасах.


Иллюстрация к «Балаганчику» А.Блока. 1987. Цветная литография


Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1966


Биржа. 1965. Раскрашенный офорт


Петербургская улица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Офорт


Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Офорт


Введенский канал. 1966. Раскрашенный офорт


Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Офорт


Раскольников и Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш



Раскольников. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, тушь, акварель


Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Раскольников и старуха-процентщица. Сон Раскольникова. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Исповедь на площади. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Бумага, карандаш


Раскольников и старуха-процентщица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Бумага, графитный карандаш, коллаж


Эскиз к балету по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1985. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Прогулка». 1989. Бумага, смешанная техника



Из серии «Прогулка». 1988. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1991. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1991. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1990. Бумага, смешанная техника


Карнавал с утками. Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1993. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1991. Бумага, тушь, акварель



Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1990. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1980. Бумага, смешанная техника


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1979. Бумага, смешанная техника

Шемякин & Петербург. Пространство времени. Предисловие В.Иванова. Спб., 2007

Чем мне особенно нравится Музей русского импрессионизма, так это - открытием незнакомых ранее имён русских художников. И вот снова, вслед за выставками Арнольда Лаховского и Елены Киселевой, музей представляет художника-импрессиониста первой половины XX века - Михаила Федоровича Шемякина. Выставка так и называется "Михаил Шемякин. Совсем другой художник", и этот другой Шемякин имеет свой оригинальный взгляд и свой запоминающийся стиль. Имя и творчество московского художника М.Ф. Шемякина не так широко известно, между тем произведения его хранятся и в Государственной Третьяковской галерее, и в Русском музее, и во многих музеях провинциальных городов.

На выставке представлены более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Некоторые произведения экспонируются впервые, например портрет знаменитого деда художника - фабриканта Алексея Абрикосова.

Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: "Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали".


Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова,1902. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Шемякин (1875-1944) родился в семье фабриканта Фёдора Михайловича Шемякина. Способность к рисованию Миша унаследовал от деда по отцовской линии, художника-самоучки. Мальчик рос болезненным и учился дома, а когда поступил в гимназию, делал успехи только в чмстописании и рисовании под руководством выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества Александра Артемьева, в дальнейшем - артиста Московского художественного театра. Затем учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Но даже после этого вернулся в мастерскую к Серову, проводившему занятия вместе с Константином Коровиным.
Экспозиция открывается галереей портретов музыкантов и членов семьи художника на З-м этаже.

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Людмила Ивановна Шемякина-Гржимали (1875-1932) - дочь чешского скрипача Ивана Гржимали, внучка чешского скрипача и композитора Фердинанда Лауба училась в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Из-за болезни глаз и заботы о детях рано оставила живопись.


Портрет жены художника, 1911. Холст, масло. Тульское музейное объединение

Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье.
Портретам музыкантов, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Анна Любошиц, русская оперная певица, солистка Большого театра Надежда Салина, отведено центральное место на выставке.

Шемякинские женские портреты поэтичны и воздушны, особенно хороша "Дама в светлом" - портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой.


Портрет Надежды Салиной, 1925. Холст, масло. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой, 1909. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств



Женский портрет, 1900-е. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950) - русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Солистка Большого и Мариинского театров. Профессор московской консерватории.


Портрет Антонины Неждановой, 1934. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина



Портрет виолончелистки Анны Любошиц, 1907. Холст, масло. Государственный русский музей



Чешский квартет, 1912. Картон, масло. Государственный мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника).


Мать с ребёнком, 1908. Фанера, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Справа - Автопортрет с сыном, 1905. Картон, масло

На выставке - три натюрморта с изображением любимых художником гиацинтов, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать этими цветами. Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер в картине "Гиацинты у ёлки", в своё время была подарена И.В. Гржимали Львом Толстым.


Мать и дитя на солнце, 1907. Холст, масло. Государственный русский музей

На втором этаже экспозиция продолжается живописью и графикой разных лет.


Женский портрет. Около 1910. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусст



Гиацинты ночью, 1912. Картон, масло. Музей русского импрессионизма

Из Беларуси привезли редкий портрет выдающегося интеллектуала, философа Николая Бердяева.


Мужской портрет, 1905. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Александр Фёдорович Гедике (Гёдике, 1877-1957) - композитор, пианист, педагог, основатель советской органной школы.


Александр Гедике за роялем, 1927. Бумага, уголь. Всеросийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки

Сергей Дмитриевич Разумовский (настоящая фамилия Махалов, 1864-1942) - драматург, поэт, беллетрист, один из основателей литературного кружка "Среда".


Портрет драматурга Сергея Разумовского, 1938. Бумага, уголь. Нижнетагильский музей изобразительных искусств


Особенно привлекательными получались у художника образы натурщиц.

Три года Шемякин работал в мастерской Серова и писал одних и тех же моделей, чаще других - Веру Калашникову, передавая тонкие оттенки всего тремя красками: чёрной жжёной костью, охрой и белилами.


Натурщица. В мастерской Валентина Серова, 1903. Холст, масло. Рязанский государственный художественный музей им. И.П. Пожалостина

Своим первым этюдом Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока её не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью.

Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: "Рафаэль!"


Модель в мастерской Валентина Серова, 1904. Холст, масло. Собрание Татьяны Кардашевой

Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд.


Натурщица,1905. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь



Голова натурщицы, 1904. Картон. масло. Государственный русский музей



Пионеры на отдыхе, 1929. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Косец, 1928. Холст, масло. Тюменское музейно-просветительское объединение



Натюрморт с сиренью, 1930-е. Холст, масло. Музей русского импрессионизма

Помимо портретов музыкантов и натурщиц, Шемякин писал и портреты характерные, например портрет московского извозчика.


Московский извозчик. 1910. Холст, масло. Тульский музей изобразительных искусств



Девочка в матроске (Сонечка), 1910. Холст, масло. Музей русского импрессионизма



Катя, 1939. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Катя в зелёном платье, 1937. Холст, масло. Частное собрание, Москва

На первом этаже завершают выставку девушки и цветы...


Вянущие гиацинты, 1910. Картон, масло. Тульское музейное объединение

Бронзовый Петр I, сидящий на троне в Петропавловке – один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора

7 июня исполняется 25 лет со дня открытия в Петропавловской крепости самого скандального памятника Петру I, созданного Михаилом Шемякиным в 1991-м году. Это дар известного художника родному городу и… Петру, день рождения которого отмечается 9 июня. Как создавался этот неоднозначный монумент, а также другие противоречивые работы мастера?

«Пётр-паук»

Бронзовый Петр I, сидящий на троне в Петропавловке – один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора. Идея создания монумента, как и многое в жизни Шемякина, пришла случайно. В его мастерской давно хранилась копия прижизненной восковой маски царя, выполненная ещё в 1719 году Растрелли. Сегодня считается, что она довольно точно показывает истинное лицо Петра. Однажды её увидел Владимир Высоцкий и предложил художнику изваять императора: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?»

В 1980-м Высоцкий умер и Шемякин в память о друге ещё в США приступил к работе.

«Я стал создавать первые наброски из глины. Сразу в натуральную величину,- вспоминал Шемякин.- Мы выносили замотанные макеты в парк и ставили их на кресло. Здесь и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека, хотя ростом был под два метра. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов - крошечная голова и длинное тело…»

Над скульптурой Шемякин трудился 8 лет. Надпись на боковой плоскости постамента гласит: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Кстати, чтобы прочитать эти слова приходится склонить голову, так скульптор ещё раз заставляет нас быть почтительным с императором.

Фигура удивляет нарушением естественных пропорций: лицо напоминает обитателей Кунсткамеры, голова лысая и карикатурно маленькая, тело же слишком крупное, туловище, ноги и руки очень вытянуты. Особо выделяются наводящие жуть пальцы. Они такие долгие и тонкие, что острословы назвали памятник «Пётр-паук».

«Моя работа создана не для созерцания и любования, а размышлений о трагической судьбе России последних трёх веков,- говорит скульптор.- Возможно, это понимание приходит не сразу».

Когда памятник только был создан, многие эксперты, в том числе известные архитекторы, выступили за его установку в Летнем саду. Однако вмешался первый мэр города Анатолий Собчак и «шокирующую» скульптуру открыли у Комендантского дома Петропавловской крепости. Это произошло в июне 1991 года, накануне возвращения Ленинграду исторического имени Санкт-Петербург, что ещё подлило масла в огнь. На творение Шемякина сразу обрушился вал критики.

Нападок было столько, что в первые дни возле скульптуры пришлось даже выставить охрану, чтобы избежать вандализма. Но со временем к новому образу сидящего на троне самодержца привыкли и он стал достопримечательностью Петербурга. Более того – исполнителем желаний. Прочно укрепилась легенда, что если потереть длинные пальцы Петра – всё загаданное исполнится. Правую руку – посыплются денежки, левую – снизойдёт творческое вдохновение. Ну а если посидеть на коленях – всё будет хорошо в личной жизни. И, судя по тому, как буквально блестят длинные пальцы, а колени почти истёрты – мечты сбываются…

Сфинксы-скелеты

Этот памятник «Жертвам политических репрессий», в котором переосмыслены мотивы знаменитых петербургских сфинксов, был установлен в 1995 году.

« Место напротив известной тюрьмы "Кресты" выбрано не случайно, - рассказывает Шемякин.- Там в годы сталинских репрессий томились заключенные и лица сфинксов - олицетворение жестокого режима. Со стороны жилых домов у них юные женские профили, а со стороны "Крестов" – изъеденные, обнажившиеся черепа. Между ними - стилизованное тюремное окно с решёткой. Так отражена жизнь страны – одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что».

По периметрам гранитных постаментов - медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Шаламова, Гумилёва, Мандельштама, Ахматовой, Заболоцкого, Андреева, Лихачёва, Бродского, Буковского, Солженицына, Высоцкого. Он словно показывает, как близки были в то жуткое время жизнь и смерть, свобода и заключение, счастье и трагедия. Туловища у сфинксов худые и сквозь кожу выступают кости, а в высокой посадке головы читается страшная тревога.

Вероятно, создавая эти изваяния, художник вспоминал и собственную жизнь. В 70-х за неадекватное, с точки зрения режима, поведение его поместили в психбольницу с диагнозом «вяло текущая шизофрения». А в 1971-м в течение нескольких часов выгнали из страны, не дав даже попрощаться с родителями. За что? Начальникам не понравилось изобретённое бунтарём новое движение «метафизический синтетизм». Правда, дальнейшая жизнь показала, что власти, сами того не подозревая, оказали Шемякину огромную услугу. За рубежом он получил признание, стал гражданином мира. Сегодня с ним дружат короли и главы государств. И в Россию теперь приезжает когда и на сколько захочет. Квартиру ему тоже выделили, на Фонтанке, по поручению Владимира Путина. Как рассказывал сам художник, когда чиновник, которому президент давал распоряжение, поинтересовался, в какой срок предоставить Шемякину жилье, глава государства ответил: «Мы выгнали его в 71-м, так что очередь подошла…»

Две судьбы

Особая страница в жизни Шемякина – дружба с Высоцким, с которым они познакомился благодаря Михаилу Барышникову в 1974 году.

«Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это - навсегда,- вспоминал Шемякин. - Было ощущение, что мы давным-давно знаем друг друга, но только очень долго были в разлуке. И вот сейчас нужно выговориться, поведать друг другу что-то важное и нужное для нас обоих».

Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича. Их совместным загулам посвящена знаменитая «На Большом Каретном». Всего Шемякин создал 42 иллюстрации «на тему Высоцкого» - по одной на каждый год жизни легендарного актера. Необычным стал и памятник поэту, установленный в Самаре. Отрылся он 25 января 2008 года, в день 70-летия барда. В центре композиции фигура Высоцкого в роли Гамлета и с гитарой в руках. Справа - мужчина в плаще, олицетворяющий «чёрного человека» и те губительные силы, что сопровождали артиста на жизненном пути. Слева на фоне решетки - надзиратель со связкой ключей. Ближе к центру - женщина с лицом Марины Влади, символизирующая Возлюбленную и Музу. Памятник установлен около самарского Дворца спорта где в 1967 Высоцкий дал первые в своей жизни концерты при шеститысячной аудитории.

Дети и зло

Это самый скандальный памятник Шемякина (установлен в 2001-м на Болотной площади в Москве).

«Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься».

Всего здесь 13 фигур пороков и они нарочито высокие, чтобы даже взрослые чувствовали своё ничтожество. Наркомания, например, изображена в виде лысого мужчины с хитрым неприятным лицом. За спиной у него сломанные крылья, на которых невозможно взлететь. В руке - шприц. Угодливая улыбка словно говорит, нужно лишь принять этот «подарок» и всё будет хорошо… Проституция раскрывает объятья в виде полуженщины-полулягушки. У неё красивое тело и нарядная одежда, но в выпученных глазах никакого выражения, а ухмылка отталкивает. Садизм показан носорогом в «наряде» мясника со злым лицом. Так и чувствуется, что это тот, кто любит мучить слабых, потому что он сильнее. Приготовлен и Позорный Столб – это для тех, кто закрывает глаза на страшные события только потому, что они ушли в прошлое. Война изображена тоже с крыльями, но в доспехах и противогазе. Ребятам она протягивает игрушку – Микки-Мауса. Вот только мышонок закован в бомбу…

Монстры Шемякин вылепил так жизненно, они так отвратительны в своих наклонностях, что памятник, помимо сторонников, обрёл и немало противников. Он входит в топ-10 наиболее спорных монументов столицы. А после покушения вандалов власти поставили забор и охрану, теперь пороки можно видеть только с 9 утра до 9 вечера. Вот если бы так было и в жизни…

— российский художник и скульптор. Родился 4 мая 1943 года. Является лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Яркий представитель современного искусства, авангардных течений.

Особое внимание стоит уделить такому виду творчества Михаила Шемякина, как скульптура. Памятники, композиции и монументы этого художника стоят в разных городах мира. Самой известной работой, пожалуй, является памятник Петру Первому в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, которая уже давно считается одной из главных достопримечательностей Петербурга, у которого стараются сфотографироваться все гости города на Неве. Данная скульптура выглядит очень необычно и загадочно. В непропорциональной фигуре Петра читается понимание непростой и великой личности основателя Петербурга. Для изображения лица Шемякин использовал прижизненную маску Петра I, которую выполнил известный скульптор Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году, так что образ внешности Петра здесь можно назвать практически фотографическим. На боковой части имеется надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Уникальный памятник стал одной из самых больших достопримечательностей Северной столицы, у которой появилась даже своя городская легенда. Так, например, считается, что памятник приносит удачу и счастье всем, кто дотронется до его рук и ног. Молодожёны, среди прочих мест, считают необходимым приехать к памятнику Михаила Шемякина, чтобы возложить цветы.

Не менее известным памятником Шемякина в Петербурге также является памятник «Жертвам политических репрессий» . Шемякинские сфинксы появились на набережной Робеспьера (ныне — Воскресенская набережная) в 1995 году. «Метафизические сфинксы», которые выглядят очень необычно, с лицами наполовину классическими, а наполовину- черепами, расположены напротив знаменитой тюрьмы «Кресты», на другой стороне Невы, что делает памятник символическим. Со стороны жилых домов у памятников женские лица, а со стороны «Крестов» — черепа.

Не менее известными также являются: Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга» в Сампсониевском саду, Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы в Венеции перед Дворцом Дожей, Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом» в Нью-Йорке перед университетом Хофстра, Памятник Петру Великому в Детфорде в Лондоне, Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» в Москве, Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне, Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре, Памятник «Жертвам террора» (в память о трагедии в Беслане), «Кибела — богиня плодородия» в Нью-Йорке, надгробный памятник Савелию Крамарову в Сан-Франциско, Надгробный памятник М.В.Маневичу в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках, Надгробный памятник А.А. Собчаку в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище.

Дети — жертвы пороков взрослых

Кибела — богиня плодородия

Надгробный памятник А.А. Собчаку

Надгробный памятник М.В. Маневичу

Надгробный памятник С. Крамарову

Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга»

Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе

Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре

СЕМЬЯ

Его отец, Михаил Петрович Шемякин, родился в 1908 году во Владикавказе. Он рано осиротел и фамилию Шемякин получил от своего отчима, офицера Белой гвардии Шемякина. Приёмный отец впоследствии был расстрелян, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых. Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов

Мать — Юлия Николаевна Предтеченская, актриса.

БИОГРАФИЯ

Большая часть детства Михаила Михайловича прошла в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград.

– Мои деды были расстреляны, в вицмундирах и похоронены. А жил я в коммунальной квартире на Загородном проспекте. В одной комнате - мама с сестрой, в другой - я. 38 человек в квартире!, – вспоминал он.

Был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Затем был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма.

С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже.

В 1962 году в клубе журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина.

В 1967 году основал группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).

В 1967 г. Шемякин поставил оперу Д. Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории.

После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах власти выдворили Шемякина из СССР в 1971 году. «Когда меня изгоняли из страны, КГБ поставил условие: я не имел права сообщить об отъезде даже родителям. «Отвальной» не было и быть не могло. Я был выслан бесшумно - в трехдневный срок. Мне запретили даже взять с собой маленький чемоданчик. Для начала моей жизни на Западе правительство дало мне 50 долларов», — рассказывал художник.

По мнению Михаила Шемякина, инициатором преследования зачастую являлись не правоохранительные органы, а Союз художников СССР.

Дружил с Владимиром Высоцким. Они познакомились в Париже благодаря танцору Михаилу Барышникову и навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.

Хотя песни в исполнении Высоцкого пытались записывать многие, но из профессиональных записей Владимира Высоцкого ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объёму, чистоте звучания, исключительному подбору песен. Эти записи уникальны тем, что Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Записи сделаны в Париже в 1975-1980 годы в студии Михаила Шемякина. Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре Константин Казанский. Записи были изданы только в 1987 году, после обработки в Нью-Йорке Михаилом Либерманом. Серия включает в себя 7 пластинок. В память о творчестве В. Высоцкого, Михаил Шемякин создал серию литографий, посвященных песням и стихам Владимира Семёновича. Литографии были отпечатаны только в 1991 году, а в виде полного издания вышли в свет в 2010 году.

Жил в Париже, а в 1981 году переехал в Нью-Йорк. В Париже устраивал выставки и публиковал работы своих коллег - российских художников и писателей-нонконформистов. В октябре 1990 года подписал «Римское обращение».

– У меня давно только один паспорт - американский, с тех пор как меня лишили советского гражданства. До этого был нансеновский - временный документ для лиц без гражданства… Человек без родины - это ужасное унижение я терпел долгие годы. Я не хотел получать французский паспорт, быть «второсортным» французом. И только когда я переехал в Америку, я получил там паспорт , — рассказывал он.

Начатые в 1960-е годы исследования искусства всех времён и народов выросли в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям, за что художник был удостоен пяти почётных докторских степеней. Эта коллекция послужила основой для создания Института философии и психологии творчества (Франция).

В период с 1981-1982 в Нью Йорке несколько совместных выставок с киевским художником Александром Костецким. В 1990-х годах и по сей день вместе с клоуном Вячеславом Полуниным устраивает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции.

В 2000 году учредил Воображаемый музей в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по тематике исследований.

В 2002-2003 годах создал для российского канала «Культура» 21 серию цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

В 2001 году в Мариинском театре Шемякин поставил свою версию балета П. Чайковского «Щелкунчик» с хореографией Кирилла Симонова.

В 2001 году в Лондоне открыт монумент, созданный Михаилом, посвящённый трёхсотлетию посещения Лондона Петром Великим, а в Москве - скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых».

В 2003 году открыты памятник Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге и композиция «Царская прогулка» в Константиновском дворце. В Санкт-Петербурге установлены три его монумента: Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Вариант памятника Петру Великому установлен в Нормандии.

В 2005 году поставил балет по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Волшебный орех» - по своему либретто и со своим оформлением, с оригинальной музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски.

В 2006 году в Мариинском театре поставлены три одноактных балета в оформлении Шемякина и с хореографией Донвены Пандурски.

В 2007 году Шемякин вернулся во Францию, где поселился недалеко от города Шатору.

С 2009 года в Фонде художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге организует выставки по материалам своих исследований.

В 2010 году создал новую версию балета Л. Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета с хореографом Кириллом Симоновым.

В 2013 году выпустил первые каталоги итогов исследований. Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических образов.

К политике равнодушен, по его словам, пытается обходить ее стороной. Дружен с Эдуардом Лимоновым.

– Я помогал ему выйти из заключения. Однажды ко мне приехал его представитель и попросил от имени Лимонова, чтобы я замолвил за него слово перед Путиным. И при встрече с президентом я поднял этот вопрос и сказал, что нехорошо для России, стыдно, когда писатель сидит, — рассказывал он.


ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Дважды был женат. Первая жена - Ревекка Борисовна Модлина (6 сентября 1934 - 2014), скульптор, художник. В 1958 г. окончила художественное училище в Ленинграде. В 1950-е была женой художника Рихарда Васми, а в 1960-1962 гг. — была замужем за художником Александром Арефьевым. Шемякин и Модлина поженились в 1963 году. 9 мая 1964 года у них родилась дочь Доротея.

– Когда мы познакомились, она оформляла витрины, забросив скульптуру. В 1964 году родилась наша дочь Доротея. Мы жили в коммунальной квартире. Для отъезда за границу нам нужно было развестись. Оформили развод в 1970 голу. Жене с дочкой помогла выехать во Францию Дина Верни, известная галерейщица, одна из богатых женщин, а когда-то - девочка из Одессы. Ей принадлежал весь Майоль. В юности она была его натурщицей, а после его смерти ей досталось все его имущество, включая дома, — рассказывал Шемякин.

Летом 1971 года Ревекка Борисовна вместе с дочерью Доротеей эмигрировала во Францию и жила в Париже. В 1983-м переехала в Грецию. В последние годы жизни опять вернулась во Францию, жила в городе Лош.

Доротея Михайловна Шемякина - художница, живописец, книжный график. ">">Умерла 20 января 2018 года во Франции в возрасте 53 лет.

Вторая жена - Сара де Кэй, американка. Художник рассказывал:

С Сарой нас свел Высоцкий. Много в моей жизни мистического… Володя уже умер в то время. Американцы решили сделать о нем фильм. Искали людей, знакомых с Высоцким. Узнали, что в Нью-Йорке живу я и попросили Сару связаться со мной, взять интервью. Она была известной переводчицей, переводила интервью для фильма… Так мы подружились. Сара помогала мне учить английский язык, добровольно была моделью - я много ее рисовал. Потом поехала со мной в Италию, помогала делать мой двухтомник.

Его дом во Франции - это красивый старинный замок в деревне, недалеко от Парижа. Сам художник о нем говорил:

– Замок красивый. Но ничего особенного из себя не представляет. Оригинальное строение конца XVI века, достроенное в XIX веке. Там 44 года была школа, потом ее выставили на аукцион, и мы приобрели эту недвижимость. Все время перестраиваем. Четыре этажа. Рядом, в «Эрмитаже» (так французы называют здание бывшей конюшни), находятся научная библиотека, исследовательская лаборатория. графическая мастерская, где я работаю.

Шрамы Михаила Шемякина — производственные:

– Что касается шрамов… часть - это чисто производственные травмы. Если знают, что такое шрам от ножа, то заметят, что некоторые из моих - это ожог. Шрамов у меня много, но, к счастью, я не хожу, как господин Бренер голым по улице. Есть шрамы, заработанные в стычках - и парижских, и американских, но в основном - производственные. Например, при плавке отвалилась ещё горячая деталь от скульптуры, причём, - не моей и упала прямо на лицо.

МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

  • «Кибела», бронза — до октября 2006 года находилась на Prince Street в районе СоХо, Нью-Йорк, США;
  • Памятник Петру I в Петропавловской крепости — Санкт-Петербург, 1991;
  • Мемориал «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы) — Санкт-Петербург, 28 апреля 1995 года;
  • Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга» — Санкт-Петербург, 1995 год;
  • Надгробие на могиле киноактёра Савелия Крамарова — Сан-Франциско, 1997 год;
  • Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы — установлен перед Дворцом Дожей в Венеции (Италия), 1998 год;
  • Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом» — Университет Хофстра, Хэмпстед, шт. Нью-Йорк, 1999 год;
  • Установлено надгробие Михаилу Маневичу — Санкт-Петербург, 1999 год;
  • Памятник Петру Великому — Детфорд, Лондон, 2001 год;
  • «Дети - жертвы пороков взрослых» — Москва, 2001 год;
  • Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца — Стрельня, 2003 год;
  • Надгробие первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку — Санкт-Петербург, 2003 год;
  • Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре — 25 января 2008 года;
  • Памятник жертвам террора — Владикавказ, 2010 год.

ПЕРФОМАНСЫ

  • Поставил оперу «Нос» — Театр Ленинградской консерватории, 1967 год;
  • В 1996 году, Михаил Шемякин совместно с Вячеславом Полуниным и Терри Гиллиамом создает спектакль «Diablo / Дьявол» в жанре «философская клоунАда»;
  • Создал оформление сцены на площади Святого Марка на время Венецианского карнавала. В рамках празднества организует совместно с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским хэппенинг «Memento mori» с использованием своих скульптур, 1998 год;
  • Устраивает процессию масок «Карнавал Санкт-Петербурга в Венеции» с участием Анвара Либабова и Онофрио Колуччи, 1998 год;
  • Балет «Щелкунчик», постановка Мариинского театра, 2001 года, в которой Михаил Шемякин стал автором эскизов: костюмов, масок, декораций, а также работал над либретто;
  • Премьера одноактного балета «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство», либретто М. Шемякина на сюжет Э. Т. А. Гофмана, музыка С. Слонимского, хореография К. Симонова, постановка и оформление М. Шемякина. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2003 год;
  • Премьеры трёх одноактных балетов: «Метафизика» (С. Прокофьев), «Кроткая» (С. Рахманинов), «Весна священная» (И. Стравинский). Декорации и костюмы Михаила Шемякина, хореография Донвены Пандурски. Государственный театр оперы и балета, София, Болгария; Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2005 год;
  • Организовал «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, февраль, 2007 год;
  • Организовал представление «Посольство Петра Великого» в петербургском Манеже, совместно с Анваром Либабовым, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, 2008 год.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

  • «Золотой софит» (Санкт-Петербург, 2001),
  • «Золотая маска» (Москва, 2002),
  • «Петрополь» (Санкт-Петербург, 2001)
  • Почётный доктор Российского государственного гуманитарного университета,
  • Почётный доктор Кабардино-Балкарского государственного университета,
  • Почётный доктор Университета Сан-Франциско,
  • Почётный доктор Европейской академии искусств.
  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации,
  • Народный художник Кабардино-Балкарии.