Для того, чтобы вы могли привлечь в свою жизнь любимого человека, стоит заняться активно гармонизацией собственной энергетики и уравновесить ее женское и мужское начало. Как вы знаете, Инь и Ян в любом человеке присутствуют одновременно, однако у сильного пола Ян является активной, тогда как Инь находится в состоянии пассивном. Ну а у женщин, соответственно, все наоборот.
Обретение равновесия
Хочется сказать, что для того, чтобы обрести равновесие и гармонию с внешним миром, и мужчины, и женщины остро нуждаются в соединении с противоположной половинкой. Люди таким образом друг друга притягивают, создавая сочетание своих актуальных энергий в гармоничное единое целое. И если собственные энергии Ян и Инь находятся в правильном соотношении и полном равновесии, тогда человек этот будет притягивать противоположный пол и сможет без особого труда найти вторую свою половинку. Ну а если соотношение нарушено, тогда с противоположным полом будет не "клеиться".
Хронические неудачи и затянувшееся одиночество говорят красноречиво о том, что у человека нарушено соотношение мужской и женской энергии. Но можно исправить эту ситуацию, если привлечь фен шуй. Чтобы нормализовать оптимальный баланс, нужно приобрести и поставить у себя дома лицом к лицу две фигурки: Феникса и Дракона. Эти фигура обязательно должны быть сделаны из одного материала, и желательно, чтобы он был натуральный. Но помните, что Дракон должен быть по размерам больше, нежели Феникс.
Дракон и Феникс
Подчеркнем также, что Дракон в таком сочетании будет символом мужской энергии Ян, тогда как Феникс - олицетворять женскую энергию. Обратите внимание: если женщина рядом с большим Фениксом поставит маленькую фигурку Дракона, то притягивать будет мужчин слабых, у которых низкий социальный статус. Ну а если сделать наоборот, тогда в ее жизни появится тот, кто будет ее подавлять. Как видите, феникс и дракон фен шуй имеют в сочетании очень большое значение. Но только не ждите результата в первые же дни. Энергетика течет медленно, а потому наберитесь терпения. Но вы можете не сомневаться, что получите в конечном итоге то, что захотите.
Дракон
Хочется немного поговорить о Драконе как о символе. Если исходить из теории фен шуй, то Дракон представляет собой основополагающим талисманом, который отвечает за гармонию и мир в семье. В Китае персонаж это весьма почитаемый:
- сильный;
- волевой;
- стремительный;
- помогающий людям.
В Европе, напротив, Дракон всегда ассоциировался со злым чудовищем, который приносит одну лишь беду. В этом, видимо, и заключается одно из отличий западной и восточной культуры. Если следовать восточным легендам, мы увидим, что Дракону приписывают очень много сверхспособностей. Он может стать великаном и принимать самые разные окраски, от желтого до сине-зеленого. Но главное в том, что в Драконе хорошо протекает космическая энергия Ци, так что каждый вдох этого мифического животного обеспечивает жизнь, надежду на счастье и активизирует потенциал человека на всех трех уровнях.
Наиболее благоприятное место для Дракона в квартире - это восток. Талисман этот, если вы используете его по отдельности от Феникса, можете поставить в офисе слева от двери. Очень хорошо, если этот талисман стоит у вас не подставке или возвышенности, но никогда он не должен стоять выше головы человека. Это запросто может привести к тому, то Дракон будет управлять вами и покровительствовать. Такое еще может получиться, если Дракон будет слишком крупным и занимать в пространстве квартиры очень большое место. Также скажем, что с Драконом будет хорошо поставить какой-то водный символ или источник. Это усилит действие талисмана.
Выставка открыта в Государственном музее Востока с 28 января по 18 марта 2012 г.
Она приурочена к 2012 году, символом которого согласно восточному, лунно-солнечному календарю является сине-черный водяной Дракон.
Сайт музея.
На афише:
Поднос.
Китай, правление Гуансюй (1875-1908). Медь, перегородчатая эмаль, золочение
Сегодня в залах музея легко представить впечатления человека, попавшего в императорский дворец...
Парадная вышитая одежда сияет золотыми и разноцветными шелковыми нитями. Фарфор поражает белизной и изящно прорисованными сценами с участием главных героев выставки. Умопомрачительны извивы деревянных и металлических изделий. Ксилография и живопись на шелке, эмаль и литье, чеканка и гравировка, слоновая кость и ворсовые ковры…Кажется, нет такого вида искусства, которое не использовало бы эти традиционные образы. Но, несмотря на сложившиеся канонические сюжеты, детали изображений бесконечно разнообразны.
Центральный зал экспозиции.
В середине:
Купон халата лунпао
императора Гуансюя.
Китай, кон. XIX в. Шелк, вышивка шелком и золотными нитями
Курильница.
Китай, 1875-1908 гг. Металл, литье, перегородчатая эмаль, золочение
Кресла.
Китай, XIX в. Дерево, резьба
Из аннотаций:
«Дракон (кит. лун
), наделенный разнообразными чертами, свойствами и функциями, занимал и занимает важное место в мифологии народов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Другое мифологическое существо, столь же любимое и популярное на Востоке, - феникс (кит. фэнхуан
). Если дракон воплощал могущество и силу, символизировал императорскую власть, то феникс покровительствовал императрице. Изображенные вместе дракон и феникс ассоциировались с женихом и невестой и наглядно представляли союз двух начал, взаимодействие которых лежит в основе круговорота всех явлений природы… Пара дракон и феникс олицетворяла мировую гармонию, взаимодействие двух начал инь и ян - светлого и темного, мужского и женского».
Купон халата
«Император включался в космологическую систему при помощи официального парадного костюма, одним из видов которого был халат лунпао. Облаченная в него фигура императора представляла собой Ось мира, связующую Небо и Землю. Идея центра подчеркивалась цветом одеяния: только император мог иметь желтый халат. Подол халата был украшен символическим изображением глубин моря лишуй
и волн пиншуй
, в которых плавали драгоценности, символизирующие благие пожелания. В центре и по бокам подола поднимались трехглавые горы бошань
, подчеркивающие ориентацию по сторонам света. Основным элементом декора халатов этой формы были пятикоготные драконы. Они располагались следующим образом: на груди, на спине и плечах по одному дракону, изображенному анфас, на подоле спереди и сзади - по два обращенных друг к другу дракона в профиль. Именно такой лунпао
формы цзифу
(праздничная одежда), имеется в коллекции Музея Востока. Он был предназначен императору Гуансюю (правил 1875-1908 гг.)».
Женский халат лунпао императрицы Цы Си.
Китай, 1860-е гг. Шелк, ткачество, вышивка шелковыми и золотными нитями
«Женские официальные халаты отличались от мужских не очень заметными деталями кроя. Так, халат, принадлежавший вдовствующей императрице Цы Си (фактически правила в 1861 - 1908 гг.), имеет по введенной ею моде широкие рукава с большими манжетами».
Фрагмент
Слева:
Женский халат лунпао
.
В центре:
Женская безрукавка сяпэй
Справа:
халат лунпао
князя
первой или второй степени. Китай, третья четверть XIX в. Шелк, вышивка шелком, ткачество
Наверху:
Ткань «Летящие фениксы».
Китай, XVIII в. Шелк, ткачество «кэсы»
(техника «с просветами»)
Внизу в центре:
два круглых Туаньлуна
князя 1-й или 2-й степени. Китай, нач. XIX в. Шелк, вышивка
«Праздничный неофициальный наряд китаянки состоял из кофты с юбкой, поверх которых надевалась кофта сяпэй
, богато украшенная вышивкой и имевшая бахрому по подолу. Мужчины поверх халата цзифу
могли надевать однотонную кофту, на которую нашивались знаки различия, точно обозначавшие ранг носителя. Два круглых медальона с изображением драконов (туаньлун
), хранящиеся в музее, являются знаками отличия князей».
Женский халат лунпао
.
162х142 см. Китай, кон. XIX в. Шелк, вышивка
Женская безрукавка сяпэй
жены китайского чиновника VIII ранга. Китай, втор. пол. XIX в. Шелк, вышивка
Фрагмент
Ткань с драконом и фениксом.
Китай, XVII-XVIII вв. Шелк, ткачество «кэсы»
Ширма четырехстворчатая «Дракон в волнах».
Япония, кон. XIX в. Дерево, ткань, вышивка, стекло, металл. Галерея «Юген»
«Мифы о японских драконах объединяют местные легенды с историями о драконах из Китая, Кореи и Индии. Иконографический стиль японского дракона сложился под сильным влиянием китайского. Как и другие азиатские драконы, большинство японских - это божества водные, которые ассоциируются с выпадением осадков и водной стихией - морем, рекой, озером, колодцем. Символика образов и типы иконографии практически полностью совпадают с китайскими. Типичный облик японского дракона - это крупное, бескрылое и змеевидное существо с когтями на лапах, причем пальцев и когтей на каждой лапе - по три».
Большими круглыми глазами драконы здесь смотрят со всех сторон.
Фрагмент
Декоративное панно «Даосские мудрецы».
Япония, кон. XIX в. Ткань, шелковая и золотная нить, вышивка, аппликация, рельефная подбивка
«Китайские мудрецы, алхимики-даосы, посвятившие свою жизнь изготовлению эликсира бессмертия, часто изображались верхом на животных, фантастических или реальных. В нашем случае они изображены на тигре, драконе, журавле и жабе. В период Мэйдзи (1868-1912) японские мастера нередко обращались к китайским сюжетам, отдавая дань китайской традиции, легшей в основу различных видов художественного творчества в Японии».
Фрагменты
Неизвестный художник. «Высокое собрание бессмертных небожителей».
Фрагмент. Китай, XIX в. Шелк, минеральные краски
«Бессмертные собрались на пир к живущей на далеком западе богине Си-ван-му, хозяйке чудесного сада из персиковых деревьев, плоды которых даруют необычайное долголетие. Картина являет яркий пример религиозного синкретизма: на пир к богине Запада явились и даосские, и буддийские персонажи, и герои поздних народных верований. Некоторые гости прибыли на реальных и фантастических животных: тигре, единороге и т. д. В частности, над группой буддийских персонажей парит на драконе один из восемнадцати архатов (прямых учеников Будды), известный в китайском буддизме как Сян лун лохань, то есть Архат, покоривший дракона».
Ковер.
Северная Индия, кон. XVIII в. Шерсть, хлопок, ворсовое ткачество
Фрагмент
Ковер
с изображением феникса и стаи птиц. Фрагмент. Восточный Туркестан (Синьцзян), сер. XX в. х/б основа, шелк, ворсовое ткачество
Ширмы, вазы, столик, шкатулки.
Вьетнам, 1980-е гг. Дерево, лак, инкрустация перламутром
Фрагмент вазы
Фрагмент ширмы с изображением сцен досуга
Выставка "Дракон и феникс" приурочена к 2012 году, символом которого, по китайскому лунно-солнечному календарю, является Дракон . В основе китайского календаря, сформировавшегося в древнейшие времена, лежит 60-летний цикл, состоящий из пяти 12-летних временных отрезков. Для обозначения годов, ещё с первых веков н. э., применяли названия животных - Крыса, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья. В этом перечне все персонажи - реальные существа, кроме одного - Дракона, который и будет покровителем следующего года, наступающего 23 января по восточному календарю.
Другое мифологическое существо, столь же любимое и популярное в Китае и сопредельных странах, - феникс. Дракон воплощал могущество и силу, символизировал императорскую власть. Феникс покровительствовал императрице. Изображенные вместе, они ассоциировались с женихом и невестой, воплощая союз двух начал - инь-ян (светлого и темного), взаимодействие которых лежит в основе круговорота всех явлений природы и мировой гармонии. Образы дракона и феникса сложились на основе мифологических представлений и анимистических культов, предопределивших своеобразие трактовок этих животных в разных государствах.
В экспозиции представлено более 300 предметов из коллекций искусства Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, стран Центральной Азии и Ближнего Востока. Центральный зал воплощает идею о китайском драконе (лун), символе императорской власти. Оформление зала представлено вещами, предназначенными для интерьеров императорского дворца. В Китае считалось, что власть имеет сакральный характер и исходит от божественного начала - Неба. Правитель включался в космогоническую систему при помощи официального парадного облачения, одним из видов которого был халат лунпао. Обязательным атрибутом императорских покоев было изображение феникса (фэнхуана) - символа императрицы. Часть экспозиции представлена китайским и корейским парадным одеянием и костюмами придворных. Особое место отведено предметам из кабинета ученого, прибежища человека высокого вкуса, где все должно следовать категориям изящного и элитарного.
Отдельный зал посвящен бытованию образа дракона и феникса в городской культуре Китая и Вьетнама. Своеобразным явлением народной культуры был лубок, связанный с обычаем украшения жилищ к новогодним праздникам. Лубок, прежде всего, знакомит нас с традиционными ритуалами, нашедшими отражение в таких сюжетах, как «праздник фонарей», проходящий в середине первого месяца Нового года, «гонки на "драконьих" лодках», «танец с драконом» и пр.
В двух залах экспозиции разместилось искусство Японии. Изображение драконов можно встретить на фарфоре, изделиях из металла, слоновой кости, вышивке. Особый интерес представляет оружие, украшенное сложной резьбой по слоновой кости. Дракон популярен и в современном изобразительном искусстве, представленном на выставке картиной Дзинъитиро Ивасаки «Лунный дракон».
Широко представлено традиционное искусство Вьетнама. Тема дракона и феникса объединяет произведения разного предназначения: от культовых вещей из буддийских храмов и общинных домов динь до современных изделий декоративно-прикладного искусства, покрытых темным лаком и богато инкрустированных перламутром.
Среди произведений искусства ряда центральноазиатских стран (Монголия, Бурятия) и Ближнего Востока (Иран) - редкие иранские изразцы и миниатюра, футляр для хранения печатей, пенал для письменных принадлежностей, тибетские и уйгурские ковры с изображением феникса, традиционный бурятский художественный металл, в том числе изделия из серебра - амулетницы, подвески, кресала и др.
Много, много лет назад к востоку от Небесной реки жил в каменной пещере белоснежный Нефритовый Дракон, а в лесу, ближе к западу жил пестрый Золотой Феникс. Однажды Нефритовый Дракон и Золотой Феникс обнаружили на острове камень, который переливался всеми цветами радуги. Находка очень понравилась счастливцам, и они решили выточить из него жемчужину. Для этого Нефритовый Дракон наточил когти, а Феникс заострил клюв, после чего закипела работа.
Трудились они долго, около двух лет, и наконец, выточили из камня идеально круглую жемчужину. Не доставало ей только яркого блеска. Тогда Золотой Феникс принес с горы Небожителей росу, а Нефритовый Дракон достал со дна Небесной реки чистейшую родниковую воду, которой они окропили жемчужину, и тотчас она засверкала.
Когда же сияние коснулось Нефритового Дракона и Золотого Феникса, то они оба тотчас преобразились: Дракон превратился в красивого юношу, а Феникс − в прекрасную девушку. Между ними вспыхнула любовь. Недолго думая, влюбленные поселились на острове посредине Небесной реки.
Скоро выяснилось, что жемчужина была волшебной: ее сияние способствовало озеленению леса, росту цветов и созреванию урожая. А в один прекрасный день ее небесный блеск достиг и глаз самой Сиванму − Матери-императрицы Запада. Сиванму захотела обладать драгоценной жемчужиной, и для этого она отправила своего доверенного выкрасть ее. Посланец ночью пробрался к влюбленным, выкрал жемчужину и принес хозяйке. Спрятала ее Сиванму в золотой шкатулке, ключи от которой спрятала в свой пояс.
Утром Нефритовый Дракон и Золотой Феникс встали и не обнаружили своей прекрасной жемчужины, чем были очень опечалены. И вот однажды Сиванму устроила в своем дворце грандиозный праздник, куда съехались все небожители Запада. Захмелев, Сиванму, обратилась к своим гостям:
− У меня спрятана прекрасная жемчужина, и сего дня я вам ее покажу. Ни на земле, ни на небе подобной не сыскать!
Сняв с пояса связку из девяти ключей, императрица отперла ими девять замков от девяти дверей покоев, открыла шкатулку, достала сверкающую жемчужину и стала показывать ее гостям.
Блеск жемчужины ослепил присутствующих. Уви-дев свой дорогой талисман, Нефритовый Дракон и Золотой Феникс ринулись в небесные чертоги, восклицая:
− Это наша жемчужина!
Но разгневанная Сиванму закричала:
− Ложь! Все сокровища мира должны принадлежать мне, ибо я − мать самого небесного владыки!
Графен - будущее электроники
Всемирная корпорация IBM совместно с американскими военными из ВВС и DARPA сообщают о том, что микрочипы, сделанные...
Митраизм
МИТРА - Ми́тра — индоиранское, славяноарийское и общеиндоевропейское ведическое божество, связанное со справедливостью, дружественностью, договором, согласием и солнечным...
Робот-художник
Робот по имени Пол, созданный в рамках проекта Aikon-II, рисует довольно убедительно и естественно. Его алгоритмы...
Падение Витимского метеорита
У нас в мире есть очень много красивых мест. Всех, кто направляется в Витим Иркутского района, ждет бонус...
История дамасской стали
Группа химиков из Пекина считает, что раскрыла секрет изготовления дамасской стали. Помогло компьютерное моделирование: параметры сплава были...
Культура Византии
Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив аскетизм, претворилось в пышный обряд. Важнейшая роль в...
Недавно в Государственном музее народов Востока прошла выставка "Дракон и феникс", где на примере различных предметов культуры, обязательным элементов которых являлись изображения дракона и/или феникса, посетителям была предоставлена прекрасная возможность окунуться в мир образов и символов Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, стран Центральной Азии и Ближнего Востока. В экспозиции было представлено более 300 предметов искусства.
Образ дракона и феникса в культуре Вьетнама
Декоративная композиция. Вьетнам, XIX-XX в.
С драконом во Вьетнаме связано большое количество мифов и легенд. Предание о первопредке-драконе Лак Лонг куане является одним из самых известных. Влюбившись в Эу Ко, небесную фею-птицу Лак Лонг куан женился на ней. Вскоре фея произвела на свет странный ком, где лежало 100 яиц, из которых вылупилось 100 сыновей. Однако спустя некоторое время дракон и птица, принадлежавшие разным стихиям, решили расстаться, поделив детей. Дракон как повелитель воды спустился со своими 50 сыновьями к морю, а фея поднялась в горы. Их старший сын, согласно легенде, стал основателем первой вьетской династии Хунгов в VII в. до н.э. С тех пор вьеты гордо называют себя «внуками Неба, детьми Дракона», поддерживая свое необычное происхождение.
Декоративная композиция. Деталь
На протяжении столетий образы дракона и феникса трансформировались в зависимости от изменений в верованиях вьетов и иноземных влияний на вьетнамскую культуру. Ранние «портреты» дракона лонга относятся к периоду знаменитой позднебронзовой культуры Донгшон (VIII в. до н.э. – нач. н.э.). У древних вьетов уже в то время существовал культ птицы и водяного дракона, чьи многочисленные изображения стали важной составляющей орнаментики барабанов, оружия и других изделий из бронзы. В более позднее время на формирование внешнего облика дракона влияли и китайские прототипы, и индийские мифические существа.
"Дракон". Деталь ширмы
В результате лонг приобрел весьма необычную «внешность» - голову хамелеона, глаза кролика, уши буйвола, оленьи рога, длинную змеевидную шею, лапы тигра, чешую карпа, орлиные когти, усы и бороду, гриву или гребень. Лонг не имеет крыльев, но обладает способностью летать в облаках. Ему приписывают сверхъестественные свойства: он может быть невидимым, изменять свой облик по собственному желанию, превращаться в человека, жить под водой. Священный феникс (фыонг хоанг ) также «позаимствовал» черты нескольких животных. При этом еще и каждая часть тела птицы имеет свою символику: голова ассоциируется с небом, глаза – с солнцем, спина - с луной, крылья – с ветром, ноги – с землей, хвост – с планетами. Считается, что при достижении птицей зрелого возраста ее оперение окрашивается в цвета пяти первоэлементов (металл – белый, дерево – зеленый или светло-голубой, вода – черный или темно-синий, огонь – красный, земля - желтый), играющих важную роль в космологических представлениях жителей Дальнего Востока.
"Феникс"
Феникс, изначально связанный с солярным культом, в качестве одного из пяти духов-покровителей сторон света ассоциировался с югом, а дракон - с востоком. В символике четырех времен года фыонг хоанг представлял лето, лонг – весну. Существовало поверье о том, что феникс нисходит на землю в стране только в годы мира и процветания или, как и единорог, служит предзнаменованием рождения добродетельных людей. А появлению на свет будущего государя часто предшествовало чудесное видение желтого дракона, который был также предвестником знаменательных событий. По легенде, когда в 1010 г. император Ли Тхай-то плыл по Красной реке, выбирая место для возведения новой столицы, именно желтый дракон, взлетев из воды перед лодкой государя, указал ему место, где и был основан Тханглонг (совр. Ханой) – «Город Взлетающего дракона».
"Феникс". Деталь ширмы
В XV в. в иконографии дракона происходят значительные изменения в связи с его новым статусом. Лонг , благодаря приписываемым ему исключительным качествам – доблести, благородству, мудрости, нравственному совершенству, - отныне ассоциируется с императором. Его многочисленные изображения становятся важной составляющей государственного культа, с этого времени за драконом «официально» закреплен статус символа высшей власти, среди четырех священных животных (дракон, феникс, единорог, черепаха) он занимает центральное место. А фыонг хоанг , став символом императрицы, олицетворяет женскую красоту и совершенство.
Столик "Дракон, играющий с жемчужиной". Вьетнам, Начало 1960-х гг.
На протяжении многих веков во вьетнамском искусстве сложилось несколько устойчивых вариантов изображений драконов и фениксов. Свернувшиеся в кольцо либо вытянутые фигуры лонгов , а также стоящие с раскрытыми крыльями фыонг хоанги украшают коньки и загнутые края крыш культовых и светских сооружений, лестницы, балконы и пр. Ручки предметов мебели, бронзовых и керамических курильниц и урн оформлены в виде изогнутых фигур драконов, а сквозная резьба на спинках кресел представляет их головы. Наиболее часто во вьетнамском изобразительном и декоративно-прикладном искусстве встречаются композиции: «дракон, прячущийся в облаках», «взмывающий дракон», «дракон, играющий с пламенеющей жемчужиной», «драконы, сражающиеся за обладание жемчужиной», «карп, превращающийся в дракона», «дракон среди летучих мышей», «летящий дракон, танцующий феникс». Изображения священных животных – распространенный мотив на повседневных предметах быта (мебели, ширмах), изделиях декоративно-прикладного искусства – кувшинчиках для вина, шкатулках, вазах, декоративных панно.
Ваза "Дракон". Вьетнам, Начало 1980-х гг.
Фыонг хоанг
традиционно изображается с перевязанным ленточкой свитком или шкатулкой с книгами в клюве, выражая пожелание успехов в освоении науки и учености, либо со стилизованным иероглифом «долголетие». Кроме того популярны композиции с фениксом, стоящим на скале среди цветов пиона (символ мира и процветания, а также богатства) или хризантем.
Со средних веков композиции с драконами и фениксами включены в декор интерьеров диней
– сельских общинных домов, посвященных духу-покровителю местности. Как центры социальной и духовной жизни общины дини были местом проведения религиозных церемоний и праздников. Главным их украшением служила деревянная резьба, характер которой был обусловлен ее назначением и местом расположения в здании, где рельефам отводились места на горизонтальных балках, покоящихся на основных опорах строения. Среди разнообразных рельефов, украшающих архитектурные конструкции, общинных домов, часто встречаются сюжетные композиции с изображением фей, сидящих верхом на фениксах, драконов, играющих с детенышами, гонки на «драконьих лодках» и пр.
Драконы и фениксы – также популярные персонажи народной картины. Возникший в конце XV в. лубок из деревни Донгхо (Северный Вьетнам) выполнен в технике цветной ксилографии с нескольких досок, окрашенных в разные цвета. В тематическом репертуаре лубков были популярны изображения ты линь
– четырех священных животных, парные «портреты» божества Ба Нгует и Онг То – покровителей брака, связывающих молодоженов красной шелковой нитью, разнообразные шествия с фигурой дракона, фыонг хоанги
среди цветов хризантемы как символ осени в наборе «четыре времени года» и т.д.
В XXI в. фигуры дракона и феникса продолжают украшать интерьеры домов и активно используются в декоре предметов повседневного пользования. Они фигурируют на керамических и фарфоровых изделиях, их небольшие фигурки вырезают из камня, дерева и кости. Сюжетные композиции украшают вазы, крышки шкатулок, коробок для бетеля – особой тонизирующей жевательной смеси, распространенной в странах Юго-Восточной Азии.