Дом-музей аркадия петровича гайдара в арзамасе. Музей аркадия гайдара

Дом – музей Аркадия Петровича Гайдара

Памятная доска Гайдара в Клину

История

Крошечный домик стал приданым писателя Аркадия Гайдара, который женился на дочери клинского сапожника Доре Чернышовой и переехал сюда в 1938. Здесь он прожил всего 3 года, но в этом доме были написаны его самые известные вещи: "Чук и Гек", "Судьба барабанщика", "Тимур и его команда". Гайдар часто собирал здесь компании и во хмелю говорил, что Фрунзе был убит, а следом за ним перебьют и всю Красную Армию, и ждал ареста. После гибели Гайдара на фронте Дора Матвеевна больше не выходила замуж и прожила в этом доме до самого конца XX века.

В небольшом деревянном доме города Клина Аркадий Петрович Гайдар провел последние три года своей жизни. Тихие приятные окрестности, живописная природа, музыка, жители дач, соседские ребята, приходившие в гости к писателю, послужили вдохновением для написания таких знаменитых произведений как «Поход», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости» и, конечно, «Тимур и его команда» и «Чук и Гек».

В 1989 году в доме открылся мемориальный музей. Экспозиция посвящена судьбе и творчеству Аркадия Петровича в Клинский период. Выставки бережно хранят подлинные документы, фотографии из семейных архивов, личные вещи, письма, дневниковые и черновые записи, предметы интерьера и быта, большую библиотеку, принадлежавшие в свое время Гайдару. Ценными экспонатами являются прижизненные издания книг с автографами писателя и дарственными надписями. Экскурсии раскрывают множество неизвестных ранее фактов о жизни этого талантливого человека, собранных благодаря воспоминаниям родственников и других окружающих его людей.

Экспозиция дома – музея

Экспозиция дома – музея повествует о периодах, когда проживал А.П. Гайдар в Клину. Все этапы клинского периода жизни А.П. Гайдара в кругу близких и друзей в довоенное время с 1938 по 1941 годы отображены на многочисленных фотографиях. Экспозиция посвящена судьбе и творчеству Аркадия Петровича в Клинский период. Выставки бережно хранят подлинные документы, фотографии из семейных архивов, личные вещи, письма, дневниковые и черновые записи, предметы интерьера и быта, большую библиотеку, принадлежавшие в свое время Гайдару. Ценными экспонатами являются прижизненные издания книг с автографами писателя и дарственными надписями. Экскурсии раскрывают множество неизвестных ранее фактов о жизни этого талантливого человека, собранных благодаря воспоминаниям родственников и других окружающих его людей. Литературная сторона экспозиции отображена работами, созданными тоже в периода проживания А.П. Гайдара в Клину. Среди них наиболее известные – «Дым в лесу», «Команда снежной крепости», «Поход» и экранизированные произведения «Тимур и его команда», «Чук и Гек».

Экскурсии

Посетив дом - музей, Вам будут предложены такие экскурсии – «Гайдар в памяти поколений», «Гайдар в Клину», «Счастье быть бойцом» и «Литературное наследие писателя».

«Гайдар в Клину» - одна из наиболее почитаемых жителями города экскурсий, поскольку она отображает жизнь города в довоенный период в литературных произведениях и фотографиях.

Адрес,время работы

Дом – музей Аркадия Петровича Гайдара расположен на одноименной улице в доме номер 17. Сотрудники музей рады приветствовать всех посетителей, как жителей, так и гостей города со среды по воскресенье с 10.00 до 17.00.

С 1938 по 1941 год в Клину жил известный советский писатель Аркадий Гайдар. Он снимал комнату в доме сапожника Чернышева, спустя месяц после его переезда дочь хозяина Дора стала третьей супругой Аркадия Петровича, а ее дочь от первого брака – приемной дочерью писателя. В Клину он провел последние годы своей жизни.

Улица, на которой он жил, позднее была названа его фамилией, в доме Чернышевых в 1989 году был открыт дом-музей писателя, имевший статус филиала местного краеведческого музея. В его экспозиции представлено множество документов, фотографий и рукописей, относящихся к клинскому периоду жизни и творчества Гайдара. В музее можно увидеть и его личные вещи, книги, предметы быта. Кроме жизни в Клину, музей рассказывает и о других этапах биографии писателя, включая участие в сражениях гражданской войны и гибель осенью 1941 года.

В комнатах деревянного чернышевского дома воссоздана обстановка, в которой жил писатель и семья его супруги. В комнате писателя сохранено в деталях его рабочий стол, за которым он писал «Судьбу барабанщика». К клинскому периоду творчества Гайдара также относятся повести «Чук и Гек» и «Тимур и его команда».

Кроме экскурсий, в музее проводятся демонстрации фильмов, снятых по произведениям Аркадия Гайдара. Отдельно представлены иллюстрации к этим произведениям, сделанные известными советскими художниками.

Дом - музей был основан в 1989 году в качестве филиала краеведческого музея, повествующий о литературных приобретениях русского народа.

Мемориальная часть экспозиции Дома-музея представляет главные этапы «обыкновенной биографии писателя в необыкновенное время». Фотографии довоенного Клина, А.П. Гайдар в кругу родных, друзей, знакомых; обстановка рабочего места и жилой комнаты раскрывают его жизнь в Клину с 1938 по 1941 год.

Литературная часть знакомит посетителей с творчеством писателя: прижизненными изданиями его произведений, которые были написаны в Клину: «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости», «Клятва Тимура», «Поход», «Тимур и его команда», «Чук и Гек».Значительное место в экспозиции занимает коллекция авторских рисунков- художников-иллюстраторов книг А.П.Гайдара. Посетителям музея предлагаются экскурсии: «Гайдар в памяти поколений», «Гайдар в Клину», а также видеопоказ фильмов «Тимур и его команда». «Чук и Гек».

Посетив дом - музей, Вам будут предложены такие экскурсии - «Гайдар в памяти поколений», «Гайдар в Клину», «Счастье быть бойцом» и «Литературное наследие писателя».

«Гайдар в Клину» - одна из наиболее почитаемых жителями города экскурсий, поскольку она отображает жизнь города в довоенный период в литературных произведениях и фотографиях.

Музей предлагает традиционные экскурсии, в рамках которых рассказывается о биографии поэта, о его клинском и военном периоде. Экскурсия длится 40 минут, в конце предлагается просмотреть фильмы по произведениям писателя. Помимо традиционных экскурсий музей проводит музейные занятия для дошкольников («Здесь жил Гайдар») и школьников (Русские посиделки «В гостях у Гайдара», «Легко ли быть писателем», «Музыка в произведениях Гайдара»)

Выдержки из статьи «МК», побывавшего в доме-музее писателя .:

Почему Аркадий Гайдар пустил корни именно в Клину — “военная тайна”, если говорить языком его произведений. Биографы писателя до сих пор не знают ответа. Снял он комнату в доме Чернышовых: глава семейства имел частную сапожную мастерскую в Клину и небольшую фабрику в Москве.

Ровно через месяц он женился на дочери Чернышова — Доре Матвеевне. Тут музейные работники смущаются. В Москве у детского писателя остались официальная жена -журналистка и сын . Получается, что Аркадий Петрович был натуральным двоеженцем. Ведь с первой супругой он так и не развелся, а со второй — зарегистрировался. Есть даже завещание, которое он написал незадолго до гибели в 1941 г. Что, мол, женой он считает Дору Матвеевну. Сам Гайдар, заверяют хранительницы музея, был мужчиной очень видным. Высокого роста, красавцем и, ес тест венно, весьма и весьма незаурядной личностью. Деньги у него не задерживались. Гонорар за повесть он мог в 2—3 дня спустить в ресторане, дамам дарил шикарные букеты, не жалел денег на такси. Женя (приемная дочь А.П. от Доры Матвеевны) вспоминает, как однажды папа взял ее и двух подружек погулять по Клину. И сказал, чтоб они обязательно прихватили с собой пустые ведра. Привел девочек в центр города, завязал им лентами глаза и в ведра... доверху наложил мороженого! Свою знаменитую повесть “Тимур и его команда ” Аркадий Петрович написал в Клину , в 1940 г. Правда, сначала была не книга, а сценарий к кинофильму. Его (сценарий) в номерах с продолжением печатала “Пионерская правда”. И каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте — с участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, пионеров. В Стране Советов это был первый (а возможно, и последний) творческий диспут на заданную тему.
И еще заметим: первоначальное название сценария-повести было не Тимур, а “Дункан и его команда”. А.П. ужас как обожал странные имена. Вспомним его Чука и Гека, Кибальчиша, даже сам псевдоним писателя — Гайдар...

Идеологический отдел ЦК категорически запретил использовать иностранное имя Дункани попросил А.П. придумать вместо него что-нибудь родное, русское.
Гайдар, говорят служительницы музея, страшно расстроился, все ходил по комнате и вскрикивал: “Коля и его команда”? Бред какой-то! “Вася и его команда”? Чушь!..” И вдруг с языка случайно слетело имя Тимур. Кстати,

15 октября 1963 года было принято решение за № 332 о создании комиссии по организации музея А.П.Гайдара , председателем комиссии по решению исполкома была утверждена Ерофеева З.Е., в то время являвшееся директором арзамаского краеведческого музея. Активно стали изучать документы, хранящиеся в архивах, прежде всего в Арзамасе и Горьком ; начали сбор экспонатов.

С целью сбора экспонатов последовали командировки в Москву, где проживали сестры А.П.Гайдара Наталья Петровна и Ольга Петровна, сын Тимур Аркадьевич и его мать Лия Лазаревна Соломянская , жена писателя Дора Матвеевна Гайдар .

Многие арзамасцы помогли в создании музея. В их числе Екатерина Ивановна Петрова, Нина Николаевна Похвалинская, Дмитрий Владимирович Похвалинский. А совсем недавно Ю.Д. Похвалинский передал часть личного архива своих родителей.

Лидия Павловна Голикова (вторая жена отца А.П.Гайдара Петра Исидоровича Голикова) передала музею почти всю мебель, которая принадлежала семье Голиковых: буфет, стол, стулья, посуду и другие бытовые вещи.

По решению Министерства Культуры РСФСР ї784 от 27 октября 1969г. музей стал государственным. Семья Голиковых приехала в Арзамас из Н.Новгорода летом 1912 года. Сначала поселились на ул.Большой в доме № 28, но для большой семьи состоящей из семи человек; квартира оказалась тесноватой и не очень удобной. Поэтому Петр Исидорович и Наталья Аркадьевна подыскали отдельный деревянный дом на Новоплотинной улице, где и прожили более шести лет.

Домик деревянный, обшит тесом, сруб построен в начале 70-х годов XIX века. Давно нет уже ни сада, ни большого двора с его сараями, погребами и каретниками. Да и сам домик из-за строительства заводского корпуса в 1967 году перекатили на бревнах на противоположную сторону, где он и находится по ныне. Прошли годы. С большим волнением приходят люди к домику, на фасаде которого висит мемориальная доска:

В доме четыре комнаты. По правой стороне дверь в гостиную, комната родителей, по левой - вход в кухню и детскую. Гостиная. Самая большая и светлаякомната в доме. В воскрестные дни вся семья собиралась за квадратным столом.

Зажигалась керосиновая лампа с изящным цветным абажуром. Отец читал детям книги, рассказывал увлекательные истории о жизни и обычиях других народов, все вместе сочиняли короткие рассказы и стихи.

Комната родителей отгорожена от гостиной тонкой перегородкой. На старинном комоде маленькие, изящные, прямоугольной формы, каретные часы. Вещь, которой всегда так дорожила Наталья Аркадьевна. Эти часы, да еще серебряная чарка из походного сундучка ее отца - поручика А.Г. Салькова были реликвией всей семьи. Долгое время они находились у Н.П.Голиковой-Поляковой, затем, как бесценный дар переданы сыну писателя - Т.А.Гайдару .

Кухня. Самая маленькая комната в доме. Много места занимает большая русская печь. На шестке глиняные горшки, сковородки, в углу стоят ухваты, кочерга. У окошка медный умывальник, под ним такой же таз на высоких металлических ножках, висит полотенце. У стены кухонный стол, на нем большой медный самовар по прозвищу "мокрый". Из этого самовара любила пить чай вся семья.

Детская. За овальным столом делал Аркадий торопливые скупые записи в дневнике, учил уроки, мучился над стихотворной строкой, доверял свои думы в письмах отцу на фронт. Над кроватью висит географическая карта - путеводная звезда путешествий в "дальнии страны". Полка с книгами, когдато прочитанными реалистом Голиковым.


"В доме всегда было много книг: они стояли на полках, лежали на столе в спальне, и даже у Аркаши с Талочкой в то время были собственные книги с картинками, к которым мама сочиняла стихи".

Но особенно любил Аркадий листать толстые тома энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.

На всю жизнь сохранилась у него потом привычка читать "насквозь"энциклопедические словари. Стол Аркадия.