Дольменная культура абхазов краткое содержание. Дольменная культура западного кавказа. Дольменная культура на Кавказе


Дольменная культура Западного Кавказа - археологическая культура среднего бронзового века. Занимала преимущественно горную (предгорья) территорию по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничиваясь бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходила до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал занимал и равнинные территории (Таманский полуостров; возможно, г. Майкоп и аул Уляп в Адыгее).

История открытия и исследований

Открытие культуры началось с изучения наиболее заметного её проявления - мегалитических гробниц. 1794 год - академик П. С. Паллас оставил первое упоминание о группе дольменов у местечка Чокрак-Кой (близ ст. Фонталовской) на Тамани. Затем и другие путешественники оставили свои наблюдения: 1818 год - Тебу де Мариньи, 1837-1839 гг. - Джеймс Белл, в эти же годы - Дюбуа де Монперэ. Впервые практическое изучение дольменов начал во второй половине XIX века Н. Л. Каменев (1869-1870 гг.). Затем дольмены копали Е. Д. Фелицын (1878-1886 гг.), в те же времена - П. С. Уварова, В. М. Сысоев, В. И. Сизов. Раскопки 1898 г. Н. И. Веселовского у станицы Царской (ныне Новосвободной) открыли миру культуру, предшествующую дольменной.

Позже памятники исследовали многие учёные (В. В. Бжания, О. М. Джапаридзе и др.), но внимание уделялось лишь дольменам. Хотя краевед И. Н. Аханов в 1945-1950 гг. исследовал в Геленджикской бухте древнее поселение, содержащее и дольменные материалы. В Воронцовской пещере в пятидесятые годы были обнаружены слои дольменной культуры Л. Н. Соловьёвым. В 1960 г. имеющийся к тому времени материал по дольменам обобщил и систематизировал в своей книге Л. И. Лавров.

Следующий этап ознаменует создание в 1967 г. специального отряда для изучения дольменов под руководством В. И. Марковина (участвовали также: П. У. Аутлев, В. И. Козенкова, В. В. Бжания). С 1967 по 1975 г. был добыт огромный материал. Особенно важно, что тогда началось направленное изучение поселений дольменной культуры. В первую очередь это раскопки в 1970 г. Дегуакско-Даховского поселения на реке Белой, в Адыгее. Также экспедицией было исследовано временное становище на Богатырской поляне, в районе станицы Новосвободной.

В 1967 г. археолог из Майкопа П. У. Аутлев открыл ещё два дольменных поселения в районе Новосвободной, на реке Фарс (Новосвободненское 1 - на Длинной поляне и Новосвободнеское 2 - в урочище Старчики). Первое из них шурфовалось в 80-е гг. XX в. А. Д. Резепкиным, а второе поселение, получившее название «Старчики» исследовалось тогда же в течение десятка лет М. Б. Рысиным. Постепенно известных поселений дольменной культуры становилось всё больше. Так в районе станицы Новосвободной сейчас известны ещё Осиновое II, Чубукин Бугор, Старчики II, а также ещё одна стоянка или поселение на Богатырской поляне.

Но всё же активных исследований поселений почти не проводилось. Основное внимание исследователей направлено на дольмены (А. М. Бианки, А. Н. Гей, А. В. Дмитриев, Н. Г. Ловпаче, В. И. Марковин, Б. В. Мелешко, А. Д. Резепкин, М. К. Тешев, В. А. Трифонов). Впервые в нашей стране были также проведены реконструкции мегалитических комплексов (В. А. Трифонов).

В последние годы развивается и такое направление исследований, как археоастрономия (Н. В. Кондряков, М. И. Кудин). Вместе с тем, профессиональными археологами и отдельными энтузиастами фиксируются всё новые и новые дольмены и дольменные группы. В первую очередь - на южном склоне Главного Кавказского хребта.

Dolmen_Culture_pot.jpg


Происхождение и датировка

Дольменная культура пришла на смену новосвободненской синкретичной культуре. Последняя объединяла в себе традиции, идущие ещё из местного энеолита культуры накольчатой жемчужной керамики и майкопской культуры, корни которой находятся в Месопотамии. Определённая преемственность между новосвободненской (или по-другому - поздним периодом майкопско-новосвободненской общности, МНО) и дольменной культурой наблюдается. Это мегалитические гробницы, некоторые параллели в керамике, месторасположение поселений и т. д. Но, тем не менее, пока ещё не решены вопросы - была ли смена населения при появлении дольменной культуры, что было в финале их истории. Тем более, что имеется много недостроенных дольменов. Предметом споров является проблема происхождения самого мегалитического строительства на Западном Кавказе. А оно может и не совпадать с движением этносов.

Дольменная культура следует непосредственно за новосвободненской, то есть появляется примерно с 2900-2800 гг. до н. э. Имеются некоторые даты радиоуглеродного анализа: 2340±40 л. до н. э. - возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-I, около 2070 л. до н. э. - возраст угля из гончарного горна из нижнего слоя (2060±80 л. до н. э.) Дегуакско-Даховского поселения. 1800-1500 гг. до н. э. - датировка дольмена Колихо. Дольмены перестают возводить около 1400-1300 гг. до н. э. Хотя существуют и другие взгляды на хронологию древних культур региона и даже на их последовательность.

Важным событием недавнего времени стали первые находки сюжетных петроглифов на дольменах - охотничьей сцены и борьбы двух человечков, «близнецов». Второе изображение с дольмена в посёлке Джубга имеет аналоги на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры Крыма и юга Украины. Это уже позволяет усматривать какую-то общность идеологий, а может быть, и происхождения населения двух сопредельных регионов.

Поселения и жилища

Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул). И другие небольшие поселения рядом с дольменами на возвышенностях, имеющие слой дольменной культуры, также могут оказаться стоянками строителей. Дома дольменников были турлучные, с глинобитными полами. Камень применялся только для незначительных выкладок. Имелись глинобитные печи и обмазанные глиной хозяйственые ямы. Для жилья использовали и пещеры. Обнаружены остатки глинобитной печи для обжига керамики.

Экономика

Экономика дольменной культуры базировалась на скотоводстве и мотыжном земледелии. Больше всего, видимо, было свиней. Содержали также крупный и мелкий рогатый скот. Имелась лошадь и собака. Какую-то роль играла также рыбалка и охота (в том числе и на дельфина). Из ремёсел были развиты керамическое производство, обработка камня, металлургия и ткачество. О ткачестве свидетельствуют пряслица. Занимались кожевенным делом. Землю обрабатывали с помощью грубых галечных мотыжек. Собирали урожай с помощью серпов с кремнёвыми вкладышами. А зерно мололи на зернотёрках. Развитая металлургия оставила следы в виде глиняных льячек, корольков и слитков металла, литейных форм (целых, и в обломках). И, конечно, имеются сами изделия из мышьяковистой бронзы. О дальней торговле свидетельствует сердолик из Ирана или Индии и бусы из него, а также пастовые бусы.

IMG_6522_1_002_1.jpg


Предметы быта

В керамике дольменная культура значительно превосходит своих предшественников по разнообразию форм и декора сосудов. Технология же гончарства осталась прежней. Сосуды были ручной лепки, часто имели пятнистый неравномерный обжиг. Отмучивание глины не проводилось. Использовались самые разнообразные отощители, иногда доволно крупных фракций. Выступающие частицы отощителя мог прикрывать слой ангоба, белого, жёлтого, коричневого, красного и даже сиреневого цветов. В декорировании применяли лощение, расчёсы, окраску красной краской (в том числе, и внутренней поверхности). Сосуды могли не иметь орнамента совсем, а могли быть и декорированы полностью (даже кольцевой поддон имел насечки). Орнамент наносили прочерчиванием; штампиками; ногтевыми вдавлениями; гребенчатым штампом, защипами; налепами в виде валиков, сосков, плюснутых шариков, жемчужника. Характерно прочерчивание внутренней поверхности сосудов. Сосуды имели ручки: разнообразные петельчатые, ручки-ушки для продевания верёвки и ручки-упоры.

Индустрия расщепления камня ещё существовала, но находилась на излёте - кремня сравнительно мало (вкладыши серпов с зубчатым или прямым лезвием, скребки и скрёбла, проколки, наконечники дротиков и стрел и т. п.). Наконечники дротиков имеют черешковые насады. Наконечники стрел иногда могут иметь пильчатую ретушь. Насады у них бывают разные: черешковые, с прямым основанием (базой), с вогнутым основанием и с опущенными шипами, с глубокой выемкой-насадом в прямом основании.

Имеется обилие абразивных инструментов - точил, тёрочников. Много зернотёрок, отбойников, гладилок. Продолжалось использование какого-то количества каменных клиновидных топоров и зубил для работы по дереву и мягкому камню при монументальном строительстве. Не очень часто, но применялось крупное сверление по камню, например, отверстий в булавах. Имеются находки необработанного сердолика, бус из него и из других видов камня. Находят также бусы из стеклянной пасты.

Мелкая пластика дольменников предположительно представлена маленькой человеческой головой из песчаника с довольно примитивным изображением лица. Она была найдена в окрестностях Адлера. Одна известняковая статуэтка грузной женщины была извлечена из дольмена селения Отхара в Абхазии. Больше достоверных сведений о дольменной скульптуре нет. Каменный диск с неясными знаками из дольмена на реке Колихо тоже пока не имеет аналогов.

Изделий из кости известно немного: проколки, подвески из зуба оленя и клыка кабана, какие-то неопределённые поделки. Была найдена муфта для каменного топора из рога оленя.

Металл представлен находками в дольменах листовидных бронзовых ножей-кинжалов с закруглёнными или заострёнными концами. Топоры имеются двух видов - колунообразные, предназначенные для работы по дереву, и боевые, имеющие вытянутое изогнутое книзу лезвие. Для работы по дереву и камню служили бронзовые тёсла. К орудиям труда относятся и бронзовые шилья. Имеются находки бронзовых крюков, предназначенных для доставания мяса из котлов. Из металла также делали украшения: височные подвески, спиральные трубочки, бусы.

Погребения

Dolmen_pyramid_in_Mamed_canyon.jpg


Несмотря на наличие довольно многолюдных дольменных поселений, погребений в простых грунтовых могилах, которые можно было бы отнести к этой культуре, нет. Найденные И. И. Цвинария грунтовые погребения в пределах кромлеха одного из дольменов у села Отхар в Абхазии, тоже как-то относятся к данному дольмену.

На южном склоне Главного Кавказского хребта дольменники сооружали небольшие подземные колодцевидные гробницы. Их выкладывали необработанным плитняком с перекрытием в форме неполного ложного свода. Верхнее отверстие перекрывалось плитой. Производились также захоронения в каменных ящиках, но их известно пока мало (Агойский могильник). Принадлежность к дольменой культуре мелких сооружений из необработанных камней пока остаётся под вопросом.

Относительно самих монументальных гробниц, то их предназначение никогда не было предметом научных споров. Так как оно вполне очевидно и было подтверждено уже самыми первыми исследованиями. Тем не менее, имеется ещё много нерешённых вопросов относительно погребального ритуала, социального статуса погребённых. Не ясно, как всё это менялось со временем.

Хотя дольмены часто использовали для своих захоронений более поздние народы, тем самым нарушая или даже полностью уничтожая первоначальные погребения, всё же было сделано достаточно наблюдений, чтобы восстановить погребальный обряд людей дольменной культуры. Возможно, что и не все его варианты. Погребения в наиболее ранних дольменах были скорченые одиночные и гораздо реже - парные. Но позже гробницы могли содержать кости и нескольких десятков людей. Так исследования В. А. Трифонова позволяют определить погребения в дольменах как вторичные. Т. е. это хранилища костей или частично мумифицированных останков, наподобие общественных мегалитических гробниц Западной Европы. Это однако не исключает индивидуальных захоронений привилегированных членов общества.

Святилища

Пока не обнаружено каких-то отдельных храмовых построек дольменной культуры. Но есть все основания считать, что такую роль выполняли дольмены. Об этом свидетельствует и соответствующее оформление фасадной части сооружений (портал, дворик), которая явно была предназначена для посещения людьми и отправления ими определённых культовых действий. Также другие особенности архитектуры дольменного комплекса (кромлех, дромос, менгир) несут информацию о религиозных представлениях и космогонии древнего народа. Много в этом плане даёт дольменно-курганное святилище Псынако I, под Туапсе. Последнее наиболее наглядно показывает роль в ритуале такой конструктивной особенности некоторых дольменов, как дромос. Дальнейшего изучения требуют гравировки на поверхностях дольменов и в их камерах (символы воды, гор, календарно-астральные символы), а также лунки, на самих дольменах или на отдельных камнях. Интересен также и астрономический аспект мировоззрения дольменников.

Хотя отдельные культовые объекты помимо дольменов всё же имеются. Такими объектами являются отдельно от дольменов расположенные чашечные камни c лунками, кругами и другими изображениями. Предположительно, к дольменной культуре относится и кудепстинский культовый или «жертвенный» камень - песчаниковая глыба с вырубленными на ней парой сидений, корытообразным углублением и лунками. Можно предположить, что на таких камнях и находились трупы, подвергаясь разложению и частичной мумификации. Или здесь происходили мистерии, посвящённые Великой Матери.

Имеются также сообщения о разграблении, а позже и полной разборке на камень пирамидальной конструкции в районе Архипо-Осиповки. По рассказам, сооружение высотой до 12 м было сложено из прямоугольных каменных плит.

Дольмены

Dolmen_Russia_Kavkaz_Jane_2.jpg


Распространены от Таманского полуострова (мысы Тузла и Фанталовский) и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии, а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии).

Сооружали западнокавказские дольмены в конце 3 - второй пол. 2 тыс. до н. э. К настоящему времени сохранилось около 3000 западнокавказских мегалитов, включая частично разрушенные. Часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры. Статус гробниц в Карачаево-Черкесии пока довольно неопределённый. Сейчас считается, что их построили люди позднего периода дольменной культуры, а средневековые аланы просто вставляли в них свои каменные ящики.

Кроме классических дольменов, на южном склоне Главного Кавказского хребта сооружали и мелкие дольмены, собранные из случайных камней. Там же имеются небольшие подземные колодцевидные составные гробницы. Они перекрываются неполным ложным сводом и покровной плитой. Есть даже наземные гробницы с настоящим куполом, набранным небольшими камнями и плиткой. Если колодцевидные гробницы однозначно относятся к дольменной культуре, то с хронологией других пока полной ясности нет.

Независимо от своего происхождения, дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте. Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому - в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Некоторые сооружения представляют собой переходную фазу от новосвободненских гробниц к классическим дольменам. В то же время существует версия о первоначальном импульсе, послужившем причиной начала дольменостроительства на Кавказе, со стороны Средиземноморья. Так как именно там находят наиболее близкие аналоги кавказским дольменам, по архитектуре и в какой-то мере по инвентарю, содержащемуся в них. Есть параллели в орнаментальной символике. Наблюдается и временно́е соответствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживают приблизительно так: Португалия - Сардиния - Северная Африка и Сицилия - Иордания и Сирия - Малая Азия и Балканы - Западный Кавказ.

Одновременно с дольменниками их соседи на западе и северо-западе - представители кеми-обинской культуры - строили каменные ящики, иногда с пазами в плитах и даже расписывали их. А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения, Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

В расположении дольменов имеются некоторые закономерности: они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - более 1000 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте.

Dolmen_Russia_Kavkaz_Jane_1.jpg


Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений всех времён и народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменые комплексы были явно расчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

В настоящее время дольменные кладбища, стараниями различных неадекватных, сектантствующих, ищущих популярности или выгоды личностей, превращаются в места паломничества и постоянного присутствия людей, что многократно усиливает нагрузку на ветхие строения, ускоряя их разрушение.

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков. В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками, которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

Архитектура дольменов

Конструкция

Dolmen_Russia_Kavkaz_Doguab_1.jpg


Большинство дольменов представляют собой некие домики, сложенные из больших каменных плит с отверстиями (лазами) на фасаде, которые закрываются каменной пробкой. Разновидностей их довольно много. Более того, каждый дольмен имеет свои особенности. Выделяют несколько основных типов.

Археолог и этнограф Л. И. Лавров составил классификацию типов дольменов:

Обычные или (по В. И. Марковину) плиточные дольмены. Это самый распространённый вид, сооружённый из цельных плит.
- Составные - с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит или камней.
- Корытообразные - вырублены в массиве скалы или в большом камне. Могут иметь обычную плиту-крышу или переворачивались дном вверх. Сейчас их иногда называют полумонолитами или даже объединяют с монолитами.
- Дольмены-монолиты - камера полностью вырублена в скале через входное отверстие.

Новосвободненских гробниц в этой схеме нет, так как они вошли в научный оборот позже.

Исследователь новосвободненской культуры А. Д. Резепкин в рамках своей теории происхождения мегалитов Западного Кавказа предложил другую классификацию:

Прямоугольные гробницы - одно- и двухкамерные новосвободненские и подобные им гробницы, являющиеся продолжением развития западно-европейских галерейных гробниц.
- Подковообразные гробницы, которые происходят от западно-европейских круглых купольных коридорных гробниц.
- Дольмены - конечный вариант развития предыдущего типа.

Истоком или одним из истоков для кавказских дольменов являются каменные гробницы майкопской культуры. Особенно - более поздние новосвободненские подкурганные гробницы. Классические дольмены отличаются от них обычно более толстыми плитами и наличием фундамента. Из собственно дольменов более древними считают, например, те, у которых полностью отсутствуют входные отверстия.

Дольмены могут иметь множество индивидуальных особенностей, которые соответствовали местным обычаям той или иной местности и менялись с течением времени. Плиточные дольмены в плане бывают квадратными, трапециевиднымии, прямоугольными. Составные ещё могут быть округлыми или полностью круглыми. В профиль и фас дольмены также бывают прямоугольными или трапециевидными. Плита перекрытия может лежать горизонтально или наклонно, поднимаясь к передней стороне. Иногда она сильно выступает вперёд, образуя козырёк. Соединяются плиты посредством желобков. Часто такое соединение выполнено с большой тщательностью. Но встречаются и неоправданно мелкие желобки или вообще их отсутствие (например, на крышках).

У плиточных дольменов боковые плиты могут выступать далеко вперёд (портальные выступы), образуя небольшое портальное пространство, которое может перекрываться основной потолочной плитой или дополнительным козырьком. Плита козырька может лежать выше основного перекрытия. Получается так называемый «летящий фасад». В очень многих случаях у дольмена фасад или портал оформлен приставными боковыми плитами со своим перекрытием. Это уже собственно «портальные дольмены». У них также перекрытие портала может быть выше основного.

Иногда боковые плиты дольмена подпирают контрфорсы из плит, поставленных под углом, или крупных камней. Они должны были обеспечить более сильное сжатие боковых плит. Так пытались (часто безуспешно) предотвратить падение фасадной и задней стенок. Этого же добивались, засыпая дольмен камнем и землёй. Фундаментом дольмена служат так называемые пяточные камни. Но часто портальные дольмены их не имеют или имеют только под фасадной плитой. В этом случае, плиты опираются на грунт или выкладки из строительных обломков и речного булыжника. Пол в дольмене может быть из одной большой плиты или состоять из нескольких мелких. Портал также может иметь пол. Полом в камере дольмена может служить и галечная засыпка.

Обычно, в нижней части фасадной плиты имеется отверстие, чаще всего круглое, но бывают овальные, в форме арки, подтреугольные и квадратные. Но наличие отверстия необязательно. Его может и не быть вовсе (ровная плита), а может быть также имитация закрытого пробкой отверстия на глухой фронтальной плите. Входное отверстие в таком случае располагается либо сзади, либо сбоку. Такие дольмены называются ложнопортальными.

Редко, но бывает, что на стенах внутри камеры находят горизонтальные канавки и валики. Это места крепления деревянной полки. И имеется один случай наличия круглого углубления над такой полкой, прямо напротив входного отверстия.

Составные дольмены могут отличаться от плиточных лишь тем, что не все плиты у них цельные. Но могут быть собраны из отдельных блоков в значительной мере или вообще полностью. Корытообразные дольмены, выдалбливаемые в скале или отдельном большом камне, обычно, имеют на фасаде имитацию портала плиточного дольмена. И они также могут быть ложнопортальными. Самый редкий вид - монолитные дольмены отличаются лишь тем, что не имеют съёмной крышы, так как выдалбливались через входное отверстие. Для дольменов последнего вида использовался только слабо цементированный в своей толще песчаник. К настоящему времени сохранился один относительно целый (Волконский дольмен) и два незавершённых монолита.

Дольмен часто расположен на склоне, и его портал может образовывать террасу. Известен один случай, когда несколько протяжённых террас образуют подобие зиккурата. Но чаще территория перед фасадом дольмена оформлена в виде дворика. Это разного рода мощёные площадки иногда даже окружённые стенами из крупных плит. Высота такой стены может достигать даже уровня крыши самого дольмена. Иногда дольмен окружает круг из врытых в землю камней - кромлех, который может играть и роль крепиды (керб) для полы кургана. Редким для кавказских дольменов является дромос - крытый коридор, с параллельными или сходящимися стенками, подводящий в дольменному отверстию. Коридор могла образовывать аллея менгиров, которые дальше переходила в округлый дворик. К сожалению, не все архитектурные изыски дожили до наших дней.

Не все дольмены стоят открыто. Многие находятся в каирне, то есть обложены камнями по крышу или выше. Некоторые ещё прикрывает и земляная насыпь кургана. Иногда лишь фасад дольмена оставался открытым. Иногда к нему вёл дромос. Известен единственный случай (Псынако I), когда дольмен не был засыпан камнем, а находился в под подобием купола, то есть в толосе, сооружённом методом ложного свода. Хотя кое-где ещё также наблюдаются возможные следы таких конструкций.

После прекращения захоронений, дольмены в курганах, но с открытым фасадом или с дромосом, всё равно оказывались в толще кургана. Их специально заваливали или просто со временем затекали земля и камни. Совсем не обязательно, что курганы над дольменами всегда строили люди дольменной культуры. Это могли делать и те, кто пришёл позже и переиспользовал гробницы.

Гробницы в Карачаево-Черкесии отличаются тем, что имеют в плане форму прямоугольника и построены из хорошо обработанных ровных плит. Длинные боковые стороны набраны каждая из каменных длинных плит или брусков. Торцовые плиты могут быть прямоугольными, с пазами для соединения с боковинами, и состоят из одной или двух частей или имеют форму ступенчатого треугольника. Перекрытия плоские из двух длинных плит или в форме домика. Во втором варианте, крыша набрана длинными брусками и начинается от самого низа. Всё соединяется с помощью сответствующих пазов. Иногда используется и соединение на шпонках. Имеется круглое входное отверстие, закрывающееся пробкой. Внутри этого сооружения находится меньшее - грубо собранный из плитняка каменный ящик.

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из них просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Орнаменты бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

Mamedova_shell.jpg


Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины. Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

Известно также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры, а также на стелах во Франции. Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

Особняком стоят склепы со средневековыми аланскими захоронениями в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Считается, что это аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых находят уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более ранний период.

Дольменная культура.

Контрольная работа по краеведению (г. Сочи), выполнила Крапчатова Алиса (ICQ 6124694), проверил Плетень.

Культура с погребальнымисооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территорииПричерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчирии бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшиедольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные(мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченныев скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов ониизвестны под названием «испун», «спыун» («дома карликов»,«пещеры»), а также «кеунеж»,«адамра» («древние могильныедома»). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболеераспространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные вскалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразнойформы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольменыотверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников,положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой(таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенныхвождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (перваяполовина IIтысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этомувремени относятся огромные скопления дольменов («поляны») с сотнямипостроек.

Археологические находки издольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре ихстроителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а вприморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не толькообработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупоукрашенную орнаментом.

Исследователи полагают, чтоформа западнокавказких дольменов или появление их наКавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то нибыло, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведенияподобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпохасуществования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когдавозникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую междуотдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровняразвития достигла строительная техника и получил распространение заупокойныйкульт.

Культуру дольменов обычносвязывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом.

Дольменыв окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными,корытообразными и колодцеобразными гробницами.Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Первый, наиболеераспространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское,Красноалександровское, Цуквадже,Солохаул, Медовеевка,Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощьючетырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятаяплита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол,образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю илизаднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чемутакой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад.Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивалидополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последниеобычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными,наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы вбольшинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкалимассивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цукваджеимеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемыхдольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м,толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставаласьплощадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений,связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадкуиногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское).Некоторые дольмены скрыты под курганообразныминасыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой(Медовеевка).

Составные дольмены отличаютсятем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательноподогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровнуюплиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в дваяруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичнымиплитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцомдольмена-монолита является гробница на реке Годликюго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже).В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровнаяплощадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, черезкоторое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическимпотолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром иглубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены естьединственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявленыв Красноалександровском, Солохауле,в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверхуперекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствуетплиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок,площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногдакамеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случаегробница приобретала подлинно корытовидный облик. Уряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесьбыло и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящееотверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Около десятка дольменообразных колодцевидныхгробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко вземле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полуотмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизидольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другимиизображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстенский «жертвенный» камень, известный уместного населения как «черкесский» камень. Это глыба песчаника, вплане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений.Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельныхкорытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбитычетыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбойлежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидныеуглубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания,которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннемусредневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это времяглыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработкикамня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб отфундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось доопределенного времени, а к дольменному времени, когдаэти камни играли несомненно роль святилища.

В дольменах, раскопанных вокрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовыебусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя,разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовыхизделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинскоммузее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника,найденную в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные,кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представленыскребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжкамитипа «пик». Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры спросверленными отверстиями-проухами, бруски и другиеизделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатымнарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранногосечения.

В эпоху средней бронзы, как ипрежде, основу землехозяйства местного населениясоставляли мотыжное земледелие, придомноескотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находкикремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следуетотметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости,металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи состроительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древнихпоселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные,монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: людипри жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой целинедалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмеченоразмещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годликнаходится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места длягробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегаютобычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях.Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихсяв ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру.Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера.Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов иверевок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на местоустановки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальныхплит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровнойплитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольныев сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидныхбронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены исланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовалоизготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другимиэлементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производилипредварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие опрямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.

Установка самого дольменапроисходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытыедля этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю изаднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев,рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны.Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи досамого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпивтягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны наспециально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когдадольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, несвязанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне,насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменовс помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла бытьзаменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесьиспользовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока системурычагов и блоков.

Техника обработкидольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных свырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малымразмером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносилиобломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло болеелегкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры иизготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразныхдольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга,точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков,а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразныегробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпалакак необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работас теслом.

Сооружение больших дольменов,даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всехперечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большогоколлектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать,что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные,избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовоекладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам идругим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно дляпериодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса.Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяетпредполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкаяосвоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести кувеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот периодскладываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменнаяверхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовыхобщинников.

Каких-либо закономерностей,отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Какправило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, чтостроители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склонаосадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию.Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмеченоотверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснитьэто можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрыватьнастоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменахдо сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд нарассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратитьвнимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранилсянепотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образомкрупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах(Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны ирезультаты исследования одной из колодцеобразныхгробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшиепо меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагментачерепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следыогня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляныотмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размерасосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений,производимых скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то жевремя в мелких колодцеобразных гробницах КраснойПоляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин,лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одномусосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойногокульта строителей западнокавказских дольменовявляется стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольменаот внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит недопускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики былавызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько дляумершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени,небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставилиживых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилищадля душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичностидля их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха переддухом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческогосознания.

Реконструкция погребальногообряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершегооставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенноговремени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупныекости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать,главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к нимприсоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения,керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрецсовершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, чтов сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных вгробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникалвнутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободноеместо у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередномзахоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей ивещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В раннихдольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такоепроникновение тем более необходимо.

На позднем этапе, когда получаютраспространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обряд постепенно себя изживает, в него вторгаются элементыкремации, распространяются одиночные захоронения с предельно упрощеннымритуалом.

Дольменнаякультура, к которой принадлежат рассмотренные памятники, охватывалазначительную часть Западного Кавказа по обе стороны хребта. Как показываютсоответствующие материалы, дольмены в своих наиболее ранних формах появились в Прикубанье, в окрестностях современного города Майкопа(памятники новослободненского этапа майкопскойкультуры) в конце III тысячелетиядо н.э. Наиболее древними формами дольменов являются плиточные гробницы,первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции. Иххронология обычно определяется XXIII-XXввю до н.э.

Эпоха расцвета дольменной культуры связана с широким распространениемплиточных гробниц по всему Западному Кавказу, на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова. Появляются составные икорытообразные дольмены. Хронологически этот этап может быть определен XX-XVII вв. до н.э.

На третьем этапе развития дольменной культуры продолжают использовать плиточныедольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которыхполучают распространение сооружения с ложными порталами. В конце периодапоявляются колодцеобразные гробницы. Хронология этапаможет быть определена XVI-XIV вв. дон.э. В отдельных случаях дольмены использовали для захоронений и значительнопозже.

На первом этапе материальнаякультура строителей дольменов характеризуется памятниками Новослободненскогоэтапа майкопской культуры. В эпоху расцвета сначала в местной материальнойкультуре преобладают те же северо-западнокавказскиеформы, проникающие до Центральной Абхазии (Эшера), азатем происходит нивелировка культуры. На заключительном этапе в дольменахЧерноморского побережья распространяются изделия западнокавказскогооблика, на основе чего делается вывод, что к этому времени носители дольменной культуры слились с племенами, имевшими другой,закавказский культурный облик. Результатом такого смешения явилось население,которое можно связывать с абхазо-адыгейскимкультурным массивом.

Литература:

1. Учебник археологии.

2. Ю. Н. Воронов. Древности Сочи и его окрестности.Краснодар, 1979.

3. История народов Северного Кавказа с древнейшихвремен до конца XVIII века.Под ред. Пиотровского Б. Б., Москва, 1988.

Культура с монументальными (мегалитическими) сооружениями - дольменами, была распространена на территории Причерноморья - от Таманского полуострова до бассейна реки Кубань, занимая в основном предгорные и лесные районы.
на террритории древней Кубани появились, предположительно, в эпоху ранней бронзы, между 2400 - 2100 гг. до нашей эры. Это постройки, сложенные из каменных плит и больших блоков или высеченные в массивах скал.
Дольмены, по мнению ученых, служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более двух тысяч дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолитные, высеченные в массивах скалах. Дольмены снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, наиболее древние дольмены отверстий не имели.

Громадные строения предков

Когда в конце XVIII в. черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили древнейшие сооружения жившего здесь неизвестного народа. Громадные строения, сложенные из больших каменных глыб, по мнению казаков, могли возвести только очень сильные люди. Некоторые из подобных сооружений достигают в высоту двух и более метров, простираются в длину почти на пять метров. Толщина плит, из которых они строились, достигает 40 сантиметров и более. Общий вес плит, из которых построены эти сооружения, достигал 25 и более тонн.
Объяснить назначение загадочных строений долгое время никто не мог. Казаки называли их «богатырскими хатками». По легенде, однажды казачий отряд занял одну из горных вершин. На соседней вершине располагалось странное сооружение, из которого вышел огромного роста мужчина. Он снял со своей «хаты» крышу - громадную плиту, посадил на неё жену и отправился дальше в горы. Преследовать богатыря казаки не решились.
Адыгские предания дают другое объяснение. В давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не могли самостоятельно построить себе дома, чтобы укрыться в них от непогоды. Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили взять работу по обустройству их жилищ на себя. Они обладали такой силой, что любой из них мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив её на плечи, отнести к месту постройки. Для строительства такого «дома» требовалось принести пять плит: четыре составляли стены, а пятая - крышу. Шестую плиту клали на землю - она служила полом. Вместо дверей в лицевой плите пробивалось отверстие, которое закрывалось пробкой. Через эти отверстия карлики - испы - якобы въезжали в такой дом верхом на зайцах. Адыги назвали этот дом испун (дом испов).

Дольменная культура зародилась еще в период ранней бронзы, но распространилась на Северном Кавказе и в Причерноморье во II тыс. до н.э. Термин дольмен (от бретонского tol - стол и men - камень) ввел в оборот французский археолог Бодэном (Baudin) в начале 19 века. Древнейшие из этих сооружений не уступают по возрасту Египетским пирамидам. Они представляли собой монументальные подкурганные постройки, сложены из четырех вертикально установленных каменных плит и накрыты пятой плитой, т.е. напоминали каменные ящики; они использовались как погребальные сооружения. Похожие на каменные ящики сооружения высекались и в горах, в скальном грунте. В ранних погребениях находились 1-3 умерших в скорченных положениях на спине, в более поздних - массовые захоронения в сидячей позе.

Чаще всего это четыре вертикально поставленные, тщательно подогнанные плиты, образующие прямоугольную камеру, перекрытые сверху пятой массивной плитой. Такой тип постройки называется плиточным дольменом. Если камера высекалась из одного цельного камня и перекрывалась плитой, то такой тип постройки относят к корытообразным дольменам . Существуют еще два типа дольменов: составные (собранные из отдельных блоков и имеющие сложную конфигурацию) и монолитные (полностью высеченные в камне).

Впервые с дольменной культурой Кавказа научный мир ознакомил французский академик Петр Симон Паллас в 1794 году. Паллас предположил, что строителями дольменов были средневековые черкесы, но эта теория впоследствии подверглась объективной критике и была опровергнута. С тех пор прошло больше двухсот лет, появилось множество научных, околонаучных, фантастических работ, посвященных дольменам. Интерес к их изучению со стороны исследователей не иссякает, по всей видимости это связано с тем, что дольмены не спешат раскрывать свои тайны, при этом задавая все новые загадки.

Большинство исследователей считают, что дольмены служили в качестве сакральных сооружений. На сегодняшний день мы можем только догадываться о конкретном смысле этой сакральности.

Племена дольменной культуры занимались не только земледелием и скотоводством, но и были связаны с морским промыслом. Высокая культура строителей дольменов подтверждается и многочисленными находками изделий из камня и металла, разнообразной керамики (гончарного круга они не знали).

Дольменная и майкопская культуры принадлежат далеким предкам абхазо-адыгских народов. В ряде случаев удается проследить связь некоторых форм материальной и духовной культуры древних «майкопчан» и дольменного населения с аналогичными формами культуры адыгов и абхазов нового времени: культ камня, культ солнца, культ быка, преемственность в инвентаре (например, вилообразные орудия, каменные оселки-подвески, упоминаемые и в Нартском эпосе), погребальных обычаях, сходства краниологических серий древнего и современного населения.

Таким образом, яркая и богатая майкопская культура явилась одним из главных компонентов становления северокавказской культурно-исторической общности (И тыс. до н. э.). Но формирование северокавказской культуры происходило в сложных условиях, вызванных воздействием степных культур севера, сопровождающееся прямым переселением ямных и катакомбных племен на Северный Кавказ.

Дольменная культура Западного Кавказа – археологическая культура среднего бронзового века в горах Западного Кавказа (2900/2800 – 1400/1300 л. до н. э.). Ареал охватывает лесистые горные территории по обе стороны от Главного Кавказского хребта — на севере до Таманского полуострова, на востоке до бассейна реки Лаба, а по западному побережью Черного моря захватывает на юге всё протяжение Абхазии. Культура дольменов соседствовала с северокавказской культурой на востоке, с ямной и новотиторовской , а затем катакомбными на севере, с беденской и затем триалетской на юге. Ей предшествовали майкопская и новосвободненская культуры, а после нее на этой территории существовала колхидская культура, родственная кобанской .

Культура названа по своему самому яркому проявлению – мегалитическим гробницам, в частности дольменам . Их впервые здесь заметил в 1794 году академик П. С. Паллас, позже описывали и другие иностранные ученые на русской службе. Со второй половины XIX века заинтересовались и стали изучать и русские ученые – Е. Д. Фелицын, графиня П. С. Уварова и др., в ХХ веке присоединились и местные кавказские ученые. Первую систематизацию материала проделал в 1960 г. Л. И. Лавров (он, собственно и выделил культуру), результаты собственных и предшествующих работ обобщил в 1979 и в 1997 гг. В. И Марковин. В настоящее время на основе собственных полевых работ оригинальные концепции с резко расходящимися выводами представили А. Д. Резепкин, М. Б. Рысин и В. А. Трифонов (это 90-е и 2000-е годы).

Дольмены – это разновидность мегалитических гробниц, большие каменные ящики из цельных плит: четыре поставлены на ребро как стены и пятая плашмя сверху – перекрытие. В передней плите у многих проделано круглое отверстие (иногда прямоугольное, овальное или арочное), заткнутое каменной пробкой. Такое обозначение («дольмен») эти памятники получили в Англии и Франции, но слово не английское и не французское, а кельтское. Значение его раскрывают по-разному. Одни переводят с бретонского (кельтский язык Франции) tol-men как ‘стол-камень’, то есть ‘каменный стол’, другие как ‘круглый камень’, то есть ‘каменный круг’, но и пишется это слово на бретонском не совсем так, а taol maen. Однако в Англии, в графстве Корнуолл, где еще не так давно звучал валлийский язык (тоже один из кельтских) до сих пор сохранилось круглое каменное сооружение с отверстием в центре, называющееся Men-an-Tol, что означает в переводе с валлийского ‘камень-с-дырой’, тогда tol-men – это ‘дыра-камень’. А у дольменов действительно нередко в передней стенке есть круглое отверстие, окошечко. По таким сооружениям с отверстиями все огромные каменные ящики стали у англичан называться дольменами. С середины XIX века это слово стало употребляться и в России, а в 1878 г. граф А. С. Уваров, порывшись во французских энциклопедиях, объяснил его в статье «Мегалитические памятники в России» как «каменный стол», что и привилось. Любопытно, что эпиграфом к своей статье Уваров взял латинское изречение Бэкона: «Скорее из ошибки родится истина, чем из путаницы».

Очень долго эта кавказская культура была известна только по дольменам. Только после войны стали обследоваться поселения, особенно по инициативе Марковина. Сейчас известны также святилища и петроглифы этой культуры.

Дольмены . Наиболее трудный для исследований, загадочный и увлекательный компонент этой культуры – сами дольмены. Они не прямоугольные, а большей частью трапециевидные – для устойчивости (боковые плиты наклонены внутрь, передняя больше задней).

Давно оставлены всякие гадания о том, что сии памятники означают – сейчас это лишь предмет досужих измышлений всяких мистиков и шарлатанов. В интернете можно найти развернутые трактаты о древних обсерваториях магов, установках для выработки чудесной энергии, накопителях жизненной силы, ультразвуковых или инфразвуковых резонаторах, о совершаемых близ них чудесах и подобной блажи.

Эти россказни мало отличаются от старых баек, ходивших вокруг этих памятников. Те были порождены еще в древности любопытством последующих обитателей, утративших преемственность и живую память об этих сооружениях при простительном невежестве и мифологическом сознании того времени. Для казаков дольмены – это «богатырские хатки», для мегрелов – мдишкуде (дома великанов), поскольку лишь древние богатыри и великаны могли воздвигать подобные сооружения. Абхазы же и адыги (черкесы) называли дольмены испунами (домами карликов), ибо только карлики могли пролезать в круглые отверстия в передней стене. У адыгов бытовали байки о том, как карликам испам , которые ездили верхом на зайцах, удалось заставить великанов иныжей построить дома для карликов, и те запрыгивали в них прямо на зайцах.

Если предположить, что в виде карликов адыгский фольклор представил души умерших, то байка имеет некоторую историческую связь с дольменами, потому что заяц в скифское время считался сакральным животным, которое курсировало между миром мертвых и живых, а дольмены – несомненно гробницы, это установлено археологами с непреложностью . Адыги и абхазы представляли себе реальную функцию дольменов – они называли дольмены также кеунеж , адамра (древние гробницы).

Лавров и Марковин создали классификацию дольменов Кавказа, положив в основу строение дольмена. У них получилось четыре категории: плиточные (их больше двух тысяч), составные (из многих камней – этих дольменов несколько десятков), корытообразные (выдолбленные в одном валуне, этих до сотни) и дольмены-монолиты (в скале, этих всего несколько штук). Анализ сосредоточился на плиточных, остальные выглядят как отклонения или подготовительные варианты, поиски формы (например, наличие отдельно пристроенного портала или «ложнопортальных» выступов). Это предполагает местное происхождение и развитие. Марковин усмотрел тесную связь с предшествующей культурой, понимаемой им как единая майкопско-новосвободненская общность . А в ней есть новосвободненские гробницы, двойные и подкурганные. Он счел, что вся масса западнокавказских дольменов как-то связана по происхождению с новосвободненскими гробницами, которые он включил в свою классификацию как вариант плиточных дольменов.

Еще больше на этой связи настаивает В. А. Трифонов. Он раскопал дольмены, в которых оказался типично новосвободненский (или майкопско-новосвободненский) инвентарь. То есть для него это одна культура.

А. Д. Резепкин подошел к классификации с другой стороны. Его классификация охватывает более широкий круг мегалитов Кавказа и делит их по плану на прямоугольные , подковообразные и дольмены . Он учел, что наши дольмены – только разновидность массы дольменов, распространенных в мире, и притом не самая древняя. Что в мире давно разработана общая классификация мегалитических гробниц, в которой дольмены занимают особое место.

Дольмен с орнаментом в р-не Геленджика. Источник: Tropican — собственная работа.

В свое время (1941) Глин Дэниел показал, что все мегалиты Европы делятся на две группы, две традиции развития. Одни развивают план гробницы со входом (узким коридорчиком), коридорной гробницы (passage grave), а другие – длинной галереи, деленной на камеры – галерейной гробницы (gallery grave), то есть камера и коридор тут не имели различий по ширине. В обеих традициях дело в конце концов сводилось к усеченному варианту – большому каменному ящику, дольмену . Происхождение этой формы можно видеть по рудиментам развитой структуры – по остатку коридора (порталу, дворику) в одном случае и остаткам деления на секции – в другом. Вот Резепкин увидел в подкурганных дольменах станицы Царской (ныне Новосвободной) и подобных (Резепкин их не называет дольменами) – остатки галерейной гробницы , а в дольменах Западного Кавказа – результат развития коридорной гробницы, гробницы со входом . Правда, во внутренней стенке, делящей гробницу в Кладах (традиция новосвободной), есть то самое круглое отверстие, которое в дольменах коридорного типа ведет наружу, так что можно вторую камеру галерейной гробницы принять за дворик. Подковобразные же гробницы – это результат такого же развития (в сторону выпрямления и упрощения) псевдокупольных гробниц , известных на западе как ранние.

Это другая классификация и другое происхождение. Но чего? Дольменной идеи или дольменной культуры? Как дольмены появились здесь – со всей культурой или как заимствование погребальной архитектуры или как параллельное самостоятельное развитие одних и тех же идей?

Дольмены располагаются на Кавказе группами, не у самого моря, а поодаль, в горах. Перед дольменом обычно высечена в склоне горы горизонтальная площадка – дворик , на который дольмен выходит своим порталом (отдельной пристройкой, боковыми выступами, навесом кровли, круглым отверстием). Внутри гробницы поверхности плит тщательно выровнены и зашлифованы, иногда покрыты рисунками – высеченными и росписью. Отверстие заткнуто каменной пробкой (ошибочно называемой у Марковина «втулкой»), весьма тяжелой. Тем не менее внутри обычно побывало немало посторонних, редко от содержимого что-то сохранилось, это кости и некоторый инвентарь. Раскопки снаружи и обследование внутри всё же кое-что дают, как, разумеется, дают и раскопки поселений.

Рис. 8. Западный Кавказ. Предметы, найденные в дольменах (из книги В.И.Марковина)

Способ погребения . Кроме дольменов, в которых хоронили не всех покойников, есть и погребения в обычных ямах, обложенным камнем. В. А. Трифонов объясняет это различие тем, что в дольменах хоронили только знать: слишком велики были затраты сил на возведение дольмена. М. Б. Рысин однако полагает, что возведение дольмена – дело большой патриархальной семьи, чьей коллективной усыпальницей гробница и была (в ней обычно 4 – 5 скелетов, доходит до 30). А знать выделялась центральным положением, величиной дольмена и отсутствием других покойников рядом.

Погребения бескурганные, часто вторичные (с предварительной декарнацией – в гробницу шли уже только кости). Рысин считает, что на этом основаны ошибочные реконструкции «сидячих» покойников – это просто сложенные кучкой кости. Положение цельных скелетов удалось проследить в очень редких случаях. Вроде есть и вытянутые на спине покойники с руками вдоль туловища и скорченные костяки, но от констатации правил обряда исследователи пока воздерживаются. Обряд явно отличается от погребения в Майкопе и Новосвободной – сильно скорченного на боку с руками перед лицом.

Поселения . Как раз поселения располагались ближе к воде – на террасах и склонах, иногда на водоразделах. Они состояли из турлучных домов (плетеные стены с глиняной обмазкой) с глинобитными полами, с малым применением камня. Печи были глинобитные и хозяйственные ямы обмазаны глиной. Похоже, что в быту носители этой культуры предпочитали глину, а не камень. Жили, однако, и в пещерах.

Хозяйство . Лесное размещение дольменов обманчиво. Прежде границы леса были выше в горах. В основном дольменная культура занимала степные ландшафты. Как и предшественники, строители дольменов кормились придомным скотоводством и мотыжным земледелием. В стаде больше всего было крупного рогатого скота, на втором месте – свиньи, а уж затем мелкий рогатый скот, также лошадь и собака. Подсобную роль играли земледелие, охота и рыбная ловля. Землю обрабатывали каменными мотыгами, урожай собирали серпами с кремневыми вкладышами, зерно мололи зернотерками.

Металл. Мышьяковистая бронза была собственная, о чем свидетельствуют льячки и слитки металла. Изделия: ножи-кинжалы с острыми или закругленными концами, боевые топоры с изогнутым книзу лезвием, тёсла, шилья. Есть бронзовые крюки для доставания мяса из котлов, украшения.