Докучная сказка. Тема: Страшилка, сказка, докучная сказка: общее и особенное Почему докучные сказки получили такое название

Кумулятивные сказки

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо "нагромождение": (Терем мухи), либо "цепь" (Репка), либо "последовательный ряд встреч" (Колобок) или же "отсылок" (Петушок подавился). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка.

Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка и спрашивает:

Терем теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норышка, а ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка и стали себе вдвоем жить. Прибежал заяц:

Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка, а ты кто?

А я на горе увертыш.

Ступай к нам.

Стали они втроем жить. Прибежала лисица:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, а ты кто?

А я везде поскокишь.

Иди к нам.

Стали четверо жить. Пришел волк:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокишь, а ты кто?

А я из-за кустов хватыш.

Иди к нам.

Стали пятеро жить. Вот приходит к ним медведь:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокишь, из-за кустов хватыш.

А я всех вас давишь!

Сел на голову и раздавил всех.

Докучные сказки

Докучные сказки (прибаутки или потешки) - при помощи которых хотят угомонить детей, требующих рассказывать сказки. Например:

У попа была собака,

Он её любил.

Она съела кусок мяса.

Он её убил.

Убил. Закопал.

На могилке написал:

Анекдоты

Народный анекдот - Байка, небылица в русской старине. Фольклорный жанр, короткая смешная история. У народных анекдотов нет названий.

В XVIII--XIX вв. под анекдотом понималась занимательная история о каком-нибудь известном человеке, необязательно с задачей его высмеять. Форма анекдотов может быть любой -- стихотворная, маленькие рассказы, всего одна фраза-афоризм. Форма анекдота не имеет значения. Анекдот может быть даже в форме романа.

Новым, современным форматом анекдота являются страшилки. Они появились в 70-е годы XX века. Как и частушки, они имеют стихотворную форму и целиком укладываются в четыре, а реже, в две строки. Необычной, парадоксальной, концовки страшилки не имеют. Главными героями в большинстве таких анекдотов-страшилок выступают маленький мальчик или девочка. Популярны садистские анекдоты в детской среде.

Народные анекдоты, популярные в среде сказителей XVII--XIX веков, носят форму сказок. От сказок они отличаются краткостью, хотя есть и длинные сказки-анекдоты.

Народные анекдоты.

У одной бабы был муж глухой.

Раз как-то вздумалось ей приласкаться к мужу.

Вот она и говорит ему:

Ох ты, моя защита и оборона!

Как, я ощипана ворона? Ах ты, такая-сякая! - и отколотил жену.

Что ты, глухой чёрт! - закричала баба.

Разбойник, обидчик этакой!

Вот давно бы так! - сказал муж.

В славянской традиции можно выделить ещё сказки богатырские, солдатские и т.п. Народные сказки исполнялись особыми рассказчиками - сказочниками. Одна и та же сказка в устах исполнителей могла меняться, как по субъективным причинам (пристрастия самого сказочника, его одаренность), так и по причинам объективным, например, в зависимости от аудитории.

Народное творчество и народный фольклор.
Существует множество жанров, форм устного народного творчества, народного фольклора. Былины, сказки, песни, загадки, потешки, небылицы, пословицы, поговорки и многое, многое другое.
Кажется, что на каждый случай жизни, на каждое событие в народе придумали свой жанр фольклора и это действительно так.
Многие ученые считают, что народный фольклор - это не просто развлекательное, забавное произведение, это своего рода первый учебник, который изучал в прошлом каждый человек, начиная с пеленок. Это сборник народной мудрости, в котором есть ответы на все вопросы.
Я предлагаю узнать о том, что такое докучная сказка, почитать примеры докучных сказок и даже самим попробовать сочинить докучную сказку.

Что такое докучная сказка.
Давайте сперва подумаем о том, что же означает само слово Докучная. Вряд ли, много найдется сейчас людей, которые знают значение слов Докучный, Докука и некоторых других. Все эти слова использовались в прошлом, но сейчас совершенно вышли из нашей речи.
И только одно слово мы точно могли слышать в детстве если не от родителей, то от бабушек и дедушек обязательно
Это глагол Докучать.
- Не докучай мне! - говорила бабушка, занимаясь любимым делом. И мы сразу понимали, что она просто просит не мешать, не отвлекать ее. Ведь у каждого взрослого есть целый ряд скучных, но обязательных занятий, помимо игр и развлечений с ребенком. Конечно детям это утверждение кажется странным, ведь что может быть интереснее игр с ними!, но тем не менее это правда.
И если глагол Докучать означает Мешать, Надоедать, то слово Докука означает Помеха. В словарях дается вариант Надоедливая просьба, и это тоже верно.
Тогда Докучная сказка - это история, которую придумывают взрослые, чтобы избавиться от помехи в лице ребенка. Заставить его заняться чем-то другим, а не отвлекать родителей докучливыми просьбами и требованиями.

Сюжет докучной сказки.
Докучная сказка может говорить о чем угодно, но в ее построении есть свои законы и закономерности. Они объясняются целью докучной сказки - избавится от назойливой докуки.
А потому докучная сказка всегда небольшая по объему, но может повторяться до бесконечности, пока язык не отсохнет.
Представьте себе ситуацию. Малыш хочет играть, а мама должна приготовить обед. Ребенок кричит, требует сказки, продолжения банкета, и что делать маме? Сейчас есть телевизор и мультики, а в прошлом она предлагала ребенку короткую сказку, которую можно повторять и повторять. И вот ребенок уже сам повторяет слова сказки, но не может добраться до ее конца.
У попа была собака, поп ее любил.
Она съела кусок мяса, поп ее убил
И в могилу закопал и на могиле написал
У попа была собака...
Концовка докучной сказки не просто неожиданная, фактически ее нет, и дойдя до конца слушатель оказывается в начале.
Но часто к докучным сказкам относят и истории, которые рассказчик резко обрывает на середине. То есть вообще истории без конца. Это не совсем верно, потому что такие истории скорее были призваны вызвать обиду у ребенка, подразнить его. Конечно обиженный ребенок тоже отставал от родителей, и главная цель сказки оказывалась достигнута. Но это скорее сказки-дразнилки.
Дело было встарь.
Жил ленивый царь.
Не любил царь труд.
У царя был пруд.
А в пруду был рак.
А кто слушал тот дурак!

Примеры докучных сказок.
Сказка про Попа и его собаку - одна из самых известных докучливых сказок. Наверняка каждый может привести и другие известные примеры.

Про ворону и мост:
Ехал как-то через мост, глянь - ворона мокнет
Положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
Еду снова через мост, глянь - ворона сохнет.
Положил ее под мост, пусть ворона мокнет...

Журавль.
Жил-был журавль
Поставил стог сенца
Не начать ли нам с конца?

Рыба и гуси.
Жил-был карась - вот и сказка началась
Жили-были два налима - вот и сказки половина
Жили-были два гуся - вот и сказка вся!

Кол и мочала.
На дворе кол
На колу мочала
Начинай читать сначала.

Учимся придумывать докучные сказки.
Вы можете мне не поверить, но докучную сказку можно придумать про что угодно. Не обязательно она должна сразу получиться складной и интересной, но ведь это будет ваш первый опыт. А потому некоторая угловатость сказки, сочиненной ребенком вполне простительна.
Давайте вместе сочиним пару докучных сказок, чтобы понять принцип, последовательность действия.
Сказка с бесконечным концом.
Выбираем любой предмет или объект. Например дерево, которое растет за вашим окном. Не надо выдумывать что-то сложное. Используем уже придуманные народом приемы.
Сел голубь на ветку
Посмотрел на Светку
Смотрел, смотрел и упал
Поднялся, крыльями замахал
Сел голубь на ветку...
Мы использовали повторение одного действия - голубь садится на ветку. Но чтобы получилась сказка, нам пришлось придумать как он упал с ветки и взлетел обратно.
Сказка с неожиданным концом.
Также выбираем тему, все что придет в голову. И после пары предложений резко обрываем историю. Можно даже сперва придумать концовку, то как мы оборвем историю, а потом уже придумать ее начало.
В магазин пошел Иван
Чтоб купить себе диван.
А как купит он диван
Расскажу тебе финал.
Теперь вы знаете, как сочинять докучливые сказки и что они из себя представляют.


Архангельск 2015

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Особенности сказки как жанра фольклора……………………………..6

2. Докучная сказка как разновидность материнского фольклора. Общее и различие между сказкой и докучной сказкой…………………………..7

3. Страшилка как жанр собственно детского фольклора. Общее и отличие страшилки от сказки и докучной сказки………..……………………….10

4. Причины распространения страшилки в современном детском фольклоре…………………………………………………………….……14

Заключение………………………………………………………………….……17

Список литературы…………………………………...………………………….19

ВВЕДЕНИЕ

Мы поставили перед собой большую задачу – не просто представить устное народное творчество, но показать это же творчество в истории развития детского фольклора; показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием эстетического воспитания.

Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей. Эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклором.

Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием к фольклорным произведениям специалистов различных направлений: этнографов, психологов, науки - этнопедагогики, фольклористики, этнографии, историков, и самое главное - это педагогов. Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора как народной педагогики, так как народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания.

Термин «детский фольклор» был введён в научный обиход исследователями в начале XX века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Несмотря на то, что жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями, видение мира.

Большинство учёных к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор».

То, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе. Исследователи стремятся рассмотреть произведения в естественном контексте, в тех ситуациях в общении детей, в которых распространяется и функционирует их фольклор.

Г.С. Виноградов подчеркивал, что детский фольклор - не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор - полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики.

При изучении детского фольклора перекрещиваются интересы фольклористики, этнографии, этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможность использования в работе их методов исследования.

«Детский фольклор стал «арсеналом и почвой» русской детской литературе, до сих пор питает и обогащает её. Не было не одного литератора, писавших для детей, творчество которого не несло бы зримых следов, теснейших связей с детским фольклором, не предлагало бы образцов его творческого освоения».

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических жанров фольклора.

Цель данной работы: рассмотреть детский фольклор и его наиболее распространенные жанры с точки зрения педагогики.

Задачами данной работы являются:

Изучение специфических особенностей жанрового многообразия детского фольклора;

Изучить основные признаки наиболее распространенных жанров детского фольклора;

Определить общие и отличительные признаки трех жанров детского фольклора.

В данной работе использованы методические материалы по детскому фольклору, научные ислледования по педагогике, сборники произведений изучаемых жанров.

1. Особенности сказки как жанра фольклора

Сказка имеет несколько определений.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Это произведение, в котором главной чертой является установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.

Сказка - это абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме.

В словаре В.И. Даля сказка определяется как вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

Общим является определение сказки как вида устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, в ярком изображении сказочного мира, романтической окраске событий. Сказка отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.

Суть и жизнеспособность сказки заключается в постоянном сочетании двух элементов: фантазии и правды. На этом основана классификация видов сказок: о животных, о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

На сегодняшний день исследователи выделяют новый тип сказок – смешанный. В таких сказках совмещаются признаки, присущие сказкам других типов.

Отличительным признаком русских сказок является соборность - единство дела, мысли, чувства, которое противостоит в сказках эгоизму, жадности. В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения.

Сказка имеет стандартную композицию: зачин, основная часть, концовка.

Итак, русская народная сказка воплощает в себе народную мудрость. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.

2. Докучная сказка как разновидность материнского фольклора. Общее и различие между сказкой и докучной сказкой

Согласно определению В.И. Даля, «докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает. Докучный, докучающий просьбами, наводящий скуку. Есть потешно, а работать докучно». Автором первых докучных сказок также стал В.И. Даль. Они были опубликованы в 1862 году в сборнике пословиц. Например, «Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?» «Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?»
Таким образом, докучная сказка – это сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста, при этом связующим звеном является специальная фраза или повторяющийся вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, предполагающий повтор сказки. При этом сюжет сказки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя недоумение. Поэтому многие исследователи рассматривают докучную сказку как пародию, причем не на смысл, а на установившиеся нормы сказочной техники.

Однако исследователи такого вида сказок, как докучные подчеркивают их отличие от непристойных частушек и сказок. При этом использование грубых слов является одной из характерных черт докучных сказок.

Непристойность докучных сказок не объяснить лишь присущей народной речи грубостью. Само желание обмануть, рассказать «ненастоящую» сказку переводит человека из мира культуры в мир антикультуры, настраивает его на антиповедение, включающее и такую цель, как поставить слушателя в глупое положение, поиздеваться над ним.

В докучной сказке нет разных персонажей, все они едины. Нет разных, в зависимости от участия тех или иных персонажей, сюжетов, в отличие от обычной сказки (волшебной, бытовой или о животных), где у каждого персонажа есть свое лицо, своя роль, характерные действия и поступки. В докучной сказке нет положительных и отрицательных героев, так же как нет хорошего или плохого конца. Например, «Был себе царь Додон. Застроил он костеной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить - перемочили, Стали сушить - кости пересохли, Опять намочили... (- Ну что же дальше было?) А когда намокнут, тогда доскажу».

«Раз иду я через мост - Под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, положил ее на мост - Пусть ворона сохнет. Вновь иду я через мост, На мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, положил ее под мост - Пусть ворона мокнет. Вновь иду я через мост - Под мостом ворона мокнет…»

«Сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь у нас будет. Сказать тебе сказку про белого бычка?..»

Докучная сказка – это своего рода метасказка, создающая метапространство с техническим началом и техническим концом. Основная функция докучной сказки - продемонстрировать тот или иной прием, с помощью которого рассказчик вовлекает слушателя в магический круг своего текста.

Техничность докучной сказки сближает ее с игровым ритуалом; сказание становится игровым действом, где один ловит, а другой пытается ускользнуть от словесных сетей сказки-обманки.

В докучной сказке создается не волшебное пространство, а его иллюзия. Здесь повествуется о событиях иллюзорных - вневременных, бесконечно повторяющихся, но на самом деле неподвижных: бессмысленная повторяемость действий разоблачает статичность «действующих» лиц.

Итак, в докучной сказке сюжет является иллюзорным, поскольку цель такой сказки - не поведать слушателям нечто интересное, неизвестное, а продемонстрировать механизм, который обеспечивает непрерывность повествования чисто технически.

Докучная сказка – это игра, некое построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг слушателей. Одновременно у докучной сказки дурная суть, которая проявляется в бранной лексике, вульгарных, грубых и пошлых действиях персонажей. Специфика поэтики докучной сказки обусловлена ее природой - обманной, лукавой, а значит, отводящей от добра и приводящей к злу.

3. Страшилка как жанр собственно детского фольклора. Общее и отличие страшилки от сказки и докучной сказки

Страшилки или страшные истории - это детские устные рассказы условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие установку на достоверность.

Появление в детской литературе страшилок связывают с инстинктами. С глубокой древности в человеке живёт потребность трагического. Причём трагического не только как эстетической категории, но и как формы тренинга психики. Это вызвано тем, что трагическое присуще самой сути жизни. Выживаемость в стрессовых ситуациях обеспечивалась предшествующей тренировкой психики, эмоциональными перегрузками. О вреде страха написано очень много. В связи с этим часто забывают, что страх в период опытно-чувственного познания окружающего мира первобытным человеком был спасительной реакцией, обеспечивающей жизнеспособность человечества, что воспитание смелости невозможно без волевого преодоления страха.

Страшилки относятся к разряду устного народного творчества, куда также входят считалки, дразнилки, потешки, скороговорки, колыбельные песни и др. Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и драматичным финалом, цель которых - испугать слушателя. В страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными, насущными проблемами реальной жизни ребенка.

В страшилках используется приём таинственных эпизодов, нарушения запрета, определяющего развития сюжета (запрещается покупать чёрные вещи – значит, покупаются именно чёрные, предлагается закрыть двери или окна - герой не выполняет эти требования).

Страшилки развиваются на основе противостояния двух традиционных фольклорных систем: добра и зла. Добро олицетворяет мальчик или девочка. Зло может быть представлено либо одушевлёнными образами (мачеха, старая ведьма), либо неодушевлёнными (пятно, рояль, шторы, перчатки, туфли), за которыми скрывается одушевлённое существо - элемент превращения.

По характеру разрешения конфликта можно выделить следующие группы страшилок:

1. страшилки с трагическим исходом: зло побеждает добро. Это основной вариант.

2. страшилки с благополучным исходом: добро побеждает зло.

3. страшилки эффекта. В них конфликт, как правило, не разрешается. Нагнетание ужасов завершается неожиданным восклицанием, например: «Отдай моё сердце!»

Пример такой страшилки: «Это было давно. На одной чёрной-чёрной планете был чёрный-чёрный город. В этом чёрном-чёрном городе был большой чёрный парк. Посреди этого чёрного-чёрного парка стоял большой чёрный дуб. В этом большом чёрном дубе было чёрное-чёрное дупло. В нём сидел страшный большой скелет... - Отдай мое сердце!»

4. страшилки наоборот или антистрашилки. В них разрешение конфликта имеет противоположное значение - вызывает смех.

Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать.

Современные страшилки основаны на древнерусском фольклоре. Законы построения страшилки такие же, как и законы построения сказки. В композиции выделяется сказочный зачин, наличие запрета и его нарушение. Как и в сказках, есть конфликт добра и зла, присутствуют волшебные, магические персонажи, представленные, как правило, какими-то предметами, олицетворяющими собою зло. Как и в сказках, в этих историях возможен переход в колдовской мир (люк, пятно и др.), где герой погибает. Все страшилки имеют трагический исход, ужас нагнетается постепенно и достигает накала к финалу.

Главным героем страшилок обычно является ребёнок, подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем». В этих предметах особую роль играет цвет. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться и погибает. Иногда у героя оказывается помощник.

Рассказ-страшилка состоит из нескольких предложений; по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

В страшных историях трансформированы или типологически проявились признаки мифа и многих фольклорных жанров: за­говора, волшебной сказки, животного эпоса, былины, анекдо­та. В них также обнаруживаются следы литературных жанров: фантастического и детективного рассказа, очерка.

В отличие от сказок, страшные истории обычно имеют толь­ко один полюс фантастического - злой. С ним связаны разнообразные типы отрицательных героев: либо просто фантастиче­ские образы, либо фантастические образы, скрывающи­еся под личиной привычных людей и предметов. Вредитель может иметь настораживающий внеш­ний признак, чаще всего цвет. Действие вредителя выражено в одной из трех функций (или в их комбинации): похищение, убийство, желание съесть жертву.

Образы вредителей усложняются в зависимости от возраста исполнителей. У самых младших детей неодушевленные пред­меты действуют как живые, в чем проявляется детский фети­шизм. У детей более старшего возраста появляется связь предмета с живым вредителем, что может означать представления, аналогичные анимистическим. За шторами, пятном, картиной скрываются черные волосатые руки, белый (красный, черный) человек, скелет, карлик, Квазимодо, черт, вампир.Часто предмет-вредитель яв­ляется оборотнем. Оборотничество распространяется на части человеческого тела, которые ведут себя как целый человек, на встающих из гроба мертвецов и т.п.

Стоит отметить, что в системе образов страшных историй центральное ме­сто занимают чудесные противники. Страшная история может обойтись без помощника и даже без главного героя, но образ вредителя в ней присутствует всегда. Он может быть единствен­ным. Например:

В черной комнате - черный стол,

на столе - черный гроб,

в гробу - черная старуха,

у нее - черная рука.

«Отдай мою руку!»

(рассказчик хватает ближайшего слушателя).

В структуре образа вредителя злое начало проявляется как чудесная сила. Дети могут принимать ее без обоснований; могут развивать разнообразные мотивировки, от самых примитивных до весьма обстоятельных; могут ее отрицать путем пародирова­ния, но в любом случае они выражают свое отношение к этой злой силе.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что страшные истории – это факт современного детского фолькло­ра и существенная психолого-педагогическая проблема. Они выявляют возрастные закономерности в развитии сознания. Изучение этого материала поможет открыть пути положитель­ного воздействия на становление личности ребенка.

4. Причины распространения страшилки в современном детском фольклоре

Современный детский фольклор обогатился новыми жанрами. Это страшилки, озорные стишки и песенки (смешные переделки известных песен и стихов), анекдоты. Современный детский фольклор ныне представлен весьма широким спектром жанров. В устном репертуаре фиксируются как произведения исторически сложившихся жанров устного народного творчества (колыбельные, песенки, потешки, заклички, приговорки и т.д.), так и тексты более позднего происхождения (страшилки, анекдоты, «садистские стишки», переделки-пародии, «вызывания» и др.). Однако степень распространённости того или иного жанра различна.

Детский фольклор - живое, постоянно обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки.

По мнению исследовательниц этого жанра О. Гречиной и М. Осориной, в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребенка. Отмечается, что среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы, традиционные в архаическом фольклоре, демонологических персонажей, заимствованных из бывальщин, однако преобладающей является группа сюжетов, в которых демоническими существами оказываются предметы и вещи окружающего мира.

Литературовед С.М. Лойтер отмечает, что испытывая влияние волшебной сказки, страшилки детей приобрели четкую и однотипную структуру сюжета. Заложенная в нем заданность позволяют определить ее как «дидактическую структуру».

Некоторые исследователи проводят параллели между современным жанром детской страшилки и более старыми литературными видами страшных историй, например, сочинениями Корнея Чуковского. Писатель Эдуард Успенский собрал эти истории в книге «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)».

Страшилки в описанной форме получили распространение в 70-х годах XX века. Литературовед О.Ю. Трыкова считает, что в настоящее время страшилки постепенно переходят в «стадию консервации». Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов).

По мнению пионера в исследовании этого жанра, психолога М.В. Осориной, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справляется сам либо с помощью родителей, становятся материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых личностных проекций.

«Детская страшилка воздействует на разных уровнях - чувств, мыслей, слов, образов, движений, звуков, - считает психолог Марина Лобанова. - Она заставляет психику при страхе не столбняком вставать, а двигаться. Поэтому страшилка - эффективный способ при работе, например, с депрессией». По словам психолога, человек способен создать свой ужастик только тогда, когда уже завершил собственный страх.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.

Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Одним из самых популярных жанров детского фольклора является сказка – устное повествование с фантастическим вымыслом.

Сказки имеют классификацию в зависимости от главных действующих лиц – животные, люди, вымышленные персонажи. Также сказки обладают рядом типичных признаков и стандартной композицией.

Разновидностью сказок являются докучные сказки. Это сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста, при этом связующим звеном является специальная фраза или повторяющийся вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, предполагающий повтор сказки.

Общим для сказки и докучной сказки является наличие героев, например, животных, людей. Отличий значительно больше: в докучной сказке нет разных персонажей, сюжетов, положительных и отрицательных героев, хорошего или плохого конца.

Еще один вид детского фольклора – страшилки. По мнению психологов, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справлялся сам или с помощью родителей, в детском коллективе распространяются на всех. В результате создаются новые страшные истории и передаются следующим поколениям детей.

В страшных историях можно найти все типы фольклорных повествовательных структур, от кумулятивной до замкнутой це­почки мотивов разного содержания (аналогичной волшебным сказкам).

Общим для страшилок и сказок является использование эпических утроений, сказочных компо­зиционных формул. Как и в сказках, есть конфликт добра и зла, присутствуют волшебные, магические персонажи, представленные, как правило, какими-то предметами, олицетворяющими собою зло. Как и в сказках, в этих историях возможен переход в колдовской мир.

Отличительными признаками страшилок являются, в первую очередь, герои-вредители. В отличие от сказок, страшные истории обычно имеют толь­ко один полюс фантастического – злой.

Таким образом, детский фольклор - это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и Детский фольклор: Пособие для учителя. - М., 1957.

2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: «Академия», 2000.

3. Белоусов А.Ф. Детский фольклор. - М., 1989.

4. Весёлые уроки: позн. журнал для детей. - ГУП «ИПК Московская Правда». - 2003. - №9.

5. Виноградов Г.С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. - Л., 1978.

6. Жуткий фольклор русских детей. Э. Успенский, А. Усачев. – РИА «IRIS», 1991.

Докучная (докучливая) сказка - коротенький рассказ, без большого смысла, которого конец переходит опять в начало, и повторяется одно и то же. Докучной сказкой дразнят ребят, которые сами докучают просьбами сказать им сказку.

Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова -
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..

Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? - и т. д.

Жил был царь Тофута - и сказка вся тута.

Ты скажи, я скажи - не сказать ли тебе про белого бычка? Да скажи!

Жил бы журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?

Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка - хороша ли моя сказка?

Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.

Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да не кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли.

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

Встал медведь на колоду -
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело...

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился...
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…

С большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

Известные примеры

К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе и его собаке.

У попа была собака

Русская народная сказка-песня «У попа была собака…» представляет собой пример рекурсии . Здесь рекурсия ограничена размером доски, на которой писал поп:

У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, поп её убил,
В землю закопал,
И надпись написал о том, что

"У попа была собака, поп её любил, Она съела кусок мяса, он её убил, В землю закопал, И надпись написал: …

Купи слона

Многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении «купить слона». Основная цель такой словесной «игры» - каждый раз, используя ответ собеседника, вновь предлагать ему купить слона.

Пример типичного диалога:

- Купи слона !
- Зачем мне слон?
- Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона .
- Отстань!
- Отстану, только вначале ты купи слона

Сказка про белого бычка

Сказка про белого бычка - русская поговорка , которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок.

Сказка про кожух

См. также

Напишите отзыв о статье "Докучная сказка"

Примечания

Литература

  • М. Ковшова.

Отрывок, характеризующий Докучная сказка

Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.