Доклад: Фамусовское общество в комедии Горе от ума. Фамусовское общество и Чацкий. Фамусовское общество: характеристика Грибоедов горе от ума план фамусовское общество

Говоря о системе персонажей в «Горе от ума», следует прежде всего отметить противопоставление Чацкого – одинокого бойца – многоликому фамусовскому обществу.

Фамусовское общество – это консервативно настроенное московское дворянство в сатирическом изображении Грибоедова.

Фамусова и его окружение отличают следующие общие черты.

Во-первых, это нерадиваяслужба. Как известно, главное предназначение дворянства состояло в служении отечеству. Служба считалась почетной обязанностью дворянина. Однако представители московского дворянства, изображенные в комедии (Фамусов, Скалозуб, Молчалин), относятся к службе исключительно как к источнику чинов и наград.

Во-вторых, это деспотизм по отношению к слугам. Известно, что многие дворяне владели крепостными душами. Крепостное право создавало почву для самодурства, насилия над личностью. Фамусов, Хлестова, ряд внесценических персонажей комедии показаны как своенравные крепостники.

Кроме того, всех представителей фамусовского общества отличает резкое неприятие просвещения, образования.

Показной патриотизм Фамусова и его гостей сочетается со слепым преклонением перед всем иностранным, бездумным увлечением французскими модами.

Московское дворянство в изображении Грибоедова отличают также такие общечеловеческие пороки, как праздность, чревоугодие, тщеславие, пустословие, сплетни, бессмысленное времяпрепровождение (например, игра в карты).

Павел Афанасьевич Фамусов один из центральных героев комедии "Горе от ума", человек средних лет, вдовец. Его амплуа в комедии – отец невесты.

Фамусов – крупный чиновник, «управляющий в казенном месте». Одновременно это своенравный барин-крепостник, самовластно обращающийся со слугами.

Как чиновника Фамусова характеризует равнодушие к делу.«Подписано, так с плеч долой!» – говорит он Молчалину. Героя отличает семейственность на службе. Он заявляет Скалозубу:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

С Лизой Фамусов ведет себя как барин-самодур. Вначале он заигрывает с ней, а потом грозится послать «за птицами ходить». Других провинившихся слуг он готов отправить «на поселенье».

Крутой нрав отличает Фамусова не только по отношению к слугам, но и по отношению к родной дочери. Подозревая Софью в тайных встречах с Чацким, Фамусов собирается послать ее «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».



В то же время Фамусова отличает и искренняя любовь к дочери, забота о ее будущем; он всеми силами старается найти для нее выгодного жениха. Неприятие Чацкого и Молчалина как недостойных женихов Софьи и угождение Скалозубу – достойному жениху – проясняют жизненные приоритеты Фамусова. «Кто беден, тот тебе не пара», – поучает Фамусов Софью.

Героя отличают такие положительные качества, как гостеприимство, хлебосольство.

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнёхонько, про всех готов обед, –

заявляет Фамусов в своем монологе о Москве во втором действии комедии.

Идеалы Фамусова в прошлом , в «веке минувшем». В монологе, открывающем второе действие комедии, герой восхищается достоинствами «почтенного камергера» Кузьмы Петровича. В другом монологе Фамусов преклоняется перед «подвигами» екатерининского вельможи Максима Петровича. С этим внесценическим персонажем прочно связано представление Фамусова об истинном уме. «А? Как, по-вашему? По-нашему, смышлен. / Упал он больно, встал здорово», – замечает Фамусов по поводу падений Максима Петровича на глазах у Екатерины II.

Фамусов, как и другие представители московского барства, – враг просвещения. Ему принадлежат резкие суждения о книгах, например:

Уж коли зло пресечь,

Забрать все книги бы да сжечь.

Занятия науками он считает безумием:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

В идейном конфликте пьесы Фамусов – главный противник Чацкого.

Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб ещё один яркий представитель фамусовского общества. Это аракчеевский офицер. Если Фамусов олицетворяет собой уходящий в прошлое век вельмож и хлебосольных московских бар, то полковник Скалозуб – это новый тип русской жизни, сформировавшийся уже после войны 1812 года.



Отметим некоторые черты личности, а также жизненные принципы Скалозуба.

Главную цель своей жизни герой видит не в ратных подвигах, а в успешном продвижении по службе. Скалозуб говорит Фамусову:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Герой решительно настроен в отношении вольнодумцев. Он заявляет Репетилову:

Я князь-Григорию и вам

Фельдфебеля в Вольтеры дам.

Скалозуб олицетворяет собой деспотические тенденции в государственной жизни России последних лет царствования Александра I. Не случайно Фамусов тянется к Скалозубу, прочит его в женихи Софье. Фамусов видит в Скалозубе реальную силу, которая может сохранить неизменными старые общественные устои.

Молчалин

Коллежский асессорАлексей Степанович Молчалин также одно из центральных лиц в комедии.

Молчалин, как и Скалозуб, – новое явление в русской жизни. Это тип чиновника-бюрократа, постепенно вытесняющийиз государственной и общественной сфер богатых и всесильных вельмож.

Как и Фамусов, Молчалин относится к службе как к способу получения чинов и наград.

По мере я трудов и сил,

С тех пор как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил, –

говорит Молчалин Чацкому. Его взгляд на службу выражен также в словах: «И награжденья брать, и весело пожить».

Главные жизненные принципы Молчалина – «умеренность и аккуратность». Молчалин уже не будет расшибать затылок, как Максим Петрович. Его лесть более тонкая.

Угождение нужным людям, в особенности сильным мира сего, соответствует представлениям героя об истинном уме. Глупый с позиций Чацкого, Молчалин по-своему не так уж и глуп. Главные черты мировоззрения героя раскрываются в четвертом действии, в монологе о завещании отца:

Мне завещал отец,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Между тем смирение Молчалина, его угождение ближним исполнены лицемерия и фальши . Истинная сущность Молчалина раскрывается в его отношении к Софье и к Лизе.

Отметим также такую черту Молчалина, как наигранная сентиментальность. Молчалин в совершенстве усвоил моду на «чувствительные» пьесы, на игру на флейте. Сентиментальность становится для героя важным орудием достижения прочного положения в обществе, где правят бал всесильные дамы, падкие на лесть, на изысканные комплименты.

Молчалин играет важную роль не только в идейном конфликте, но и в любовной интриге: он первый любовник ! Прекрасно осознавая важность собственного амплуа, Молчалин признается Лизе:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека.

Со своей ролью герой успешно справляется вплоть до момента разоблачения. Не случайно Молчалин, а не Чацкий становится избранником Софьи. «Молчалины блаженствуют на свете!» – восклицает Чацкий.

Создавая образы Молчалина и Скалозуба, Грибоедов высказал свою точку зрения в отношении ближайшего будущего России. В отличие от Чацкого, автор «Горя от ума» не идеализирует перспектив либерализма в «веке нынешнем». Чацкому кажется, что «вольнее всякий дышит». Грибоедов думает иначе. Драматург сознает, что ближайшее будущее России не за Чацким, а за Скалозубом и Молчалиным. Эти герои твердо стоят на ногах, их жизненные позиции более прочны, несмотря на весь их цинизм.

Софья

Дочь Фамусова Софья – центральный женский персонаж комедии. Это богатая и знатная невеста .

Характер Софьи неоднозначен. Еще Пушкин отмечал: «Софья начертана неясно».

С одной стороны, мы видим в Софье, по словам И. А. Гончарова, «сильные задатки недюжинной натуры». Ее отличают природный ум (имя-характеристика «Софья» означает по-гречески «мудрость»), житейская рассудительность, способность к искреннему чувству.

Кроме того, Софье свойственна независимость жизненной позиции : проявив непослушание отцу, Софья полюбила неравного себе человека.

С другой стороны, Софья живет ценностями фамусовского общества. Ложь и клевета не чужды ее натуре.

Быть может, именно отсутствие высоких нравственных принципов и привело героиню к тому, что она оказалась не в состоянии сразу распознать низкую и подлую натуру Молчалина.

Софья оказывается ключевым персонажем в сюжете комедии, в любовной интриге. Отношение Софьи к Молчалину и Чацкому отражает те приоритеты, которые прочно установились в среде московского дворянства. Идеал Софьи, по словам Чацкого, – это «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».

Чацкий же с его умом отвергнут героиней. «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» – восклицает Софья, имея в виду либеральные идеи и остроумие Чацкого. Героиня не только отворачивается от друга своего детства, к которому когда-то питала симпатию, но и оказывается инициатором распространения клеветы о его безумии. При этом в результате она сама оказывается обманутой, сама терпит горе от своего «ума», становится жертвой подлости Молчалина, а также собственной самоуверенности.

Образ Софьи оттеняется образом служанки Лизы .

Аристократке Софье противопоставлена простая девушка – остроумная, смышленая, наделенная живым умом, чувством собственного достоинства. Так, Лиза отвергает ухаживания Фамусова и Молчалина. Она тяготится своей ролью наперсницы Софьи. Лиза выступает в комедии как жертва барской ласки и барского гнева.

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь, –

говорит Лиза.

Второстепенные персонажи

В «Горе от ума» значительное число второстепенных, эпизодических персонажей – представителей фамусовского общества. Второстепенные персонажи позволяют Грибоедову шире и глубже показать взгляды, идеалы, нравы московского дворянства.

Наталья Дмитриевна Горич – светская кокетка. Ее несбывшаяся мечта в отношении мужа – должность московского коменданта.

Сам Платон Михайлович Горич в прежние годы служил, был товарищем Чацкого, вероятно, разделял его оппозиционные взгляды.

Теперь же он целиком «под каблуком» у жены, «муж-мальчик, муж-слуга», на флейте твердит дуэт А-мольный. «Похвальный лист тебе, ведешь себя исправно», – с иронией обращается к Платону Михайловичу Чацкий.

Горича тяготит праздное времяпрепровождение в светских салонах, однако сделать он ничего не может. «Неволя-то горька», – замечает Горич («говорящая» фамилия) о своем положении.

Платон Михайлович олицетворяет собой деградацию личности в фамусовском обществе.

Князь Тугоуховский такой же «подкаблучник», как и Горич, только в летах. Его глухота (что подчеркивает и «говорящая» фамилия) символизирует неспособность героя к самостоятельным мыслям и действиям.

Княгиня Тугоуховская занята тем, как бы выдать замуж шестерых дочерей.

Княгиню Тугоуховскую, как и других представителей фамусовского общества, отличают резкие суждения о вольнодумцах. Вспомним монолог княгини о Педагогическом институте:

Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверье

Профессоры!..

Графиня-бабушка и графиня-внучка – парные персонажи.

Графиня-бабушка – «осколок» прошлого века. Она исполнена гнева в отношении вольнодумцев. Чацкий в ее представлении – «окаянный вольтерьянец».

Графиня-внучка воплощает собой преклонение московских дам перед французами. Эту ее черту зло высмеивает Чацкий.

Старуха Хлестова – барыня-крепостница. Так, она говорит:

От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку...

Хлестову, как и княгиню Тугоуховскую, отличает неприязнь к просвещению:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

Загорецкий – воплощение низости, непорядочности. Вот что говорит о нем Платон Михайлович Горич:

Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут...

Между тем нечистого на руку Загорецкого «всюду принимают». Чацкий же, человек честный, порядочный, объявлен безумцем и изгнан из общества.

Все названные персонажи, включая двух безымянных парных персонажей, г.N. и г.D., стремительно распространяют клевету о Чацком. Все согласны с тем, что причина безумия героя заключается в таких свойствах его ума, как образованность и либеральные идеи. Особенно ярко это проявляется в сцене всеобщего осуждения Чацкого (21-е явление третьего действия).

Особо следует сказать о фигуре Репетилова .

Этот персонаж был введен Грибоедовым в позднюю редакцию комедии. Он появляется только в четвертом действии произведения.

«Говорящая» фамилия «Репетилов» образована от французского слова «répéter» – «повторять».

Репетилов представляет собой тип пустого болтуна, который увлекся либеральными идеями и бездумно распространяет их.

Грибоедов, создавая образ Репетилова, стремился выразить свое неоднозначное отношение к либеральному дворянству. С одной стороны, с помощью образа Репетилова Грибоедов оттеняет одиночество Чацкого. Получается, что «единомышленники» Чацкого – пустые болтуны вроде Репетилова; сам Чацкий при этом – фигура значительная, незаурядная и одинокая среди псевдолибералов.

С другой стороны, создавая образ Репетилова, Грибоедов стремился показать свое скептическое отношение к оппозиционно настроенному дворянству в целом. В этом отношении Репетилов – «двойник» Чацкого. Поэтому, обличая Репетилова, Грибоедов полемизирует и с главным героем своего произведения.

Чацкий

Александр Андреевич Чацкий главный герой «Горя от ума», основной идейный противник фамусовского общества.

Это молодой дворянин, рано потерявший родителей и воспитывавшийся в доме Фамусова.

Факты из прошлого Чацкого,упоминаемые в пьесе,напоминают нам о судьбах многих либерально настроенных дворян, в том числе будущих декабристов. Так, Чацкий по идейным убеждениям оставил сначала военную, затем гражданскую службу. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – заявляет герой. Не исключено, что Чацкий пытался провести либеральные преобразования в своем имении. Недаром Фамусов говорит Чацкому: «Именьем, брат, не управляй оплошно». Вероятно, Чацкий принимал участие в реформаторских начинаниях Александра I, затем разочаровался в них. Об этих фактах говорит Молчалин, ссылаясь на слова Татьяны Юрьевны о «связи» и «разрыве» Чацкого с министрами. Чацкий путешествовал, был за границей. Возможно, именно там он приобщился к просветительским идеям Запада.

Рассмотрим важнейшие стороны личности героя . В Чацком мы находим черты образованного дворянина того времени, человека честного, благородного. Его отличают такие черты характера, как нравственная чистота, целомудрие, способность к искреннему чувству. Для Чацкого любовь к Софье отнюдь не проявление «науки страсти нежной»; Чацкий хочет жениться на Софье.

Чацкий обладает деятельной натурой, что, по мнению И.А.Гон­чарова, отличает его от пушкинского Онегина.

Одновременно Чацкого характеризуют и такие качества, как высокое мнение о себе, резкость и категоричность в высказывании собственной позиции, нетерпимость к чужому мнению , привычка осуждать окружающих, насмехаться над всеми. Все это вызывает неприязнь со стороны других действующих лиц, прежде всего Софьи.

Особо следует рассмотреть грани ума Чацкого.

В первую очередь отметим природные способности героя , знание им языков. Фамусов говорит о Чацком: «...он малый с головой; / И славно пишет, переводит».

Кроме того, Чацкий обладает критическим умом . Героя отличает остроумие , умение найти комические черты в окружающем обществе. Лиза говорит о Чацком:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Эти качества признает в герое и Софья. «Остер, умен, красноречив», – замечает она о Чацком. Вместе с тем Софья оценивает эти качества героя отрицательно. «Не человек – змея», – говорит она, не принимая насмешек Чацкого над Молчалиным.

Ум Чацкого – это и вольнодумство , свободомыслие , то есть те свойства его мировоззрения, которые вызывают резкую неприязнь со стороны фамусовского общества. Не случайно то, что Чацкий считает умом, в восприятии Фамусова и его гостей – безумие.

Чацкий высказывает просветительские идеи, которые напоминают нам об идеологии декабристов.

Во-первых, это протест против крайностей крепостничества. Вспомним монолог Чацкого «А судьи кто?», где герой говорит о «Несторе негодяев знатных», который своих верных слуг выменял на «борзые три собаки», о владельце крепостного театра, распродавшего поодиночке своих актеров.

Во-вторых, это любовь к свободе. «Вольнее всякий дышит», – заявляет Чацкий, имея в виду «век нынешний». «Он вольность хочет проповедать», – говорит о Чацком Фамусов.

Чацкому близка идея служения отечеству. Одновременно он выступает против чинопочитания, низкопоклонства, преклонения перед мундиром. Чацкий с симпатией относится к тем, «кто служит делу, а не лицам».

Чацкий предстает перед нами как горячий поборник образования, просвещения , обличитель невежества. В монологе «А судьи кто?» он с симпатией говорит о молодом человеке, который «в науки … вперит ум, алчущий познаний» и в силу этого прослывет в консервативном обществе опасным мечтателем.

Наконец, Чацкий защищает идею национальной самобытности России, выступает против иностранного засилья. Особенно ярко эта мысль выражена в монологе о французике из Бордо. Герой восклицает:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий становится главным участником идейного конфликта , определяющего общественно-политический смысл комедии. Сюжетная линия, отражающая конфликт Чацкого с Фамусовым и со всем консервативным московским дворянством, завершается разрывом героя с обществом. Чацкий одерживает моральную победу над фамусовским обществом, однако оказывается при этом, по словам И.А.Гончарова, «сломлен количеством старой силы».

Одновременно Чацкий – одна из ключевых фигур в любовной интриге . Он играет роль неудачливого любовника . Сюжетная линия, отражающая развитие любовной интриги, позволяет автору комедии показать внутренний мир героя, его переживания. «Мильон терзаний» Чацкого во многом связан с тем, что герой оказывается отвергнутым возлюбленной.

Внесценические персонажи

Помимо второстепенных (эпизодических), в «Горе от ума» присутствуют также внесценические персонажи, которые на сцене не появляются, а только упоминаются в монологах и репликах действующих лиц.

Так, упоминание ряда лиц в монологе Чацкого о Москве в первом действии комедии («черномазенький, на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», «чахоточный... книгам враг», тетушка Софьи, Гильоме-француз ) помогает Грибоедову нарисовать сатирическую картину московских нравов.

В монологах Фамусова во втором действии названы два представителя «века минувшего»: «почтенный камергер» Кузьма Петрович и любимец Екатерины II Максим Петрович – воплощение раболепия и низкопоклонства.

В монологе Фамусова о Москве во втором действии («Вкус, батюшка, отменная манера...») названы всесильные дамы , формирующие общественное мнение:

Скомандовать велите перед фрунтом!

Присутствовать пошлите их в Сенат!

Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!

Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

В монологе «А судьи кто?» Чацкий обличает жестоких крепостников. Здесь названы «Нестор негодяев знатных », который своих верных слуг выменял на «борзые три собаки», и владелец крепостного театра , распродавший поодиночке своих актеров.

В третьем действии в разговоре с Чацким Молчалин упоминает влиятельных лиц – Татьяну Юрьевну и Фому Фомича . Эти внесценические персонажи позволяют зрителю глубже понять сущность Молчалина – «низкопоклонника и дельца», а также почувствовать общую атмосферу раболепия, царящую в обществе.

«Французик из Бордо » (из монолога Чацкого в конце третьего действия) символизирует преклонение московского дворянства перед всем иностранным.

Лица, упоминаемые в монологах Репетилова в четвертом действии (князь Григорий, Воркулов Евдоким, Удушьев Ипполит Маркелыч, Лахмотьев Алексей и другие), позволяют Грибоедову воссоздать атмосферу пустого либерализма, царящую в Английском клубе.

В своей последней реплике Фамусов вспоминает «княгиню Марью Алексевну ». Комический эффект усиливается тем, что это лицо названо здесь впервые. Образ Марьи Алексевны символизирует страх Фамусова перед мнением всесильных дам.

Большинство внесценических персонажей – представители фамусовского общества. Однако два персонажа являются возможными единомышленниками Чацкого. Это, во-первых, двоюродный брат Скалозуба , о котором последний говорит:

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил,

Во-вторых, это племянник княгини Тугоуховской – князь Федор , который учился в Педагогическом институте в Петербурге и там усвоил либеральные идеи. К вольнодумцам можно отнести и профессоров того же института.

Роль внесценических персонажей в комедии Грибоедова чрезвычайно велика.

Внесценические персонажи позволяют лучше понять характеры и жизненные принципы основных действующих лиц пьесы.

Наконец, внесценические персонажи дополняют общую картину жизни русского дворянства, воссозданную Грибоедовым в «Горе от ума».

Фамусовское общество

Комедия "Горе от ума" была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми "века нынешнего" и крепостниками (людьми "века минувшего").

Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. "Век минувший" в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин.

Ф-ое об-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, "на старших глядя", уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! - Что за тузы в Москве живут и умирают!..

Во главе всего ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. "Забрать все книги бы да сжечь", - говорит он. Чацкий же, представитель "века нынешнего", мечтает "в науку впереть ум, алчуший познаний". Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара". А далее он добавляет: "Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених". В отличие от представителей ф-ого об-ва, Чацкий жаждет "возвышенной любви, перед которой мир целый - прах и суета".

Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды "века минувшего" на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На это Чацкий возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически ("подписано, так с плеч долой"), то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа". О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб множество не накоплялось их". Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу.

Чацкий же стремится служить отечеству, "делу, а не лицам". Он презирает Молчалина, привыкшего "угождать всем людям без изъятья - хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была". Все в Молчалине: и поведение, и слова - подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: "Молчалины блаженствуют на свете!" Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: "умеренностью и аккуратностью". Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"

Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб - "и золотой мешок, и метит в генералы". Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки", он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. "Ученостью меня не обморочишь", - говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества.

Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали "отцов". И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который "любит ее по должности". В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, "она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний").

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, "пустомеля", но он единственный считал Чацкого "высоким умом" и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей "химерами" и "дичью". Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. "Так! отрезвился я сполна", - говорит Чацкий в конце комедии. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей". И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких - "страдательная", но в то же время всегда "победительная".

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто?.." он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии "Гоу", направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. "Век минувший", то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком "покорности и страха". Сильно ф-ое об-во, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба ("Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать".), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит "мы", "один из нас", выступая, таким образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время "века минувшего" проходит, ему на смену приходит "век нынешний", сильный, умный, образованный.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

“В группе двадцати лиц отразилась…

вся прежняя Москва...”

И.А.Гончаров

Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время.

А.С.Грибоедов показывает широкую картину жизни 10-20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.

Люди этого круга - убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “… у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.

Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку - девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.

Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.

Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество - все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.

Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.

Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А.С.Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.

Фамусовское общество в комедии Горе от ума

Идейно-тематическое содержание комедии раскрывается в её образах и в развитии действия.

Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется так называемыми внесценическими образами, т. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Фамусовское общество в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) е. такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаём по рассказам действующих лиц. Так, к фамусовскому обществу относятся такие внесценические персонажи, как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных», помещик - любитель балета, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Эти образы позволили Грибоедову раздвинуть рамки сатирической картины за пределы Москвы, включить в пьесу и придворные круги. Благодаря этому «Горе от ума» вырастает в произведение, которое даёт широчайшую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, верно воспроизводя ту общественную борьбу, которая с большой силой развернулась в это время во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Остановимся прежде на защитниках старины, на консервативной массе дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Как характеризует его Грибоедов?

1. Люди фамусовского круга, особенно старшее поколение, являются убеждёнными сторонниками самодержавно-крепостнического строя, заядлыми реакционерами-крепостниками. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. С благоговением вспоминает Фамусов о дворе царицы. Говоря о вельможе Максиме Петровиче, Фамусов противопоставляет двор Екатерины новому придворному кругу:

Тогда не то, что ныне:

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд...

Раскланяйся тупеем не кивнут.

Вельможа в случае тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

Тот же Фамусов несколько позднее говорит о недовольстве старичков новыми временами, политикой молодого царя, кажущейся им либеральной.

А наши старички? - Как их возьмёт задор, Засудят об делах, что слово - приговор, - Ведь столбовые все, в ус никого не дуют, И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их... беда! Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, Спаси нас боже!.. Нет...

Как раз новизны-то и боятся эти «прямые канцлеры в отставке по уму», враги свободной жизни, которые свои «сужденья черпают из забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма». На первых порах царствования Александра I, когда он окружил себя молодыми друзьями, казавшимися этим старичкам свободомыслящими, они в виде протеста ушли со службы. Так поступил известный адмирал Шишков, вернувшийся к государственной деятельности только тогда, когда политика правительства приняла резко реакционное направление. Таких Шишковых особенно много было в Москве. Они и задавали здесь топ жизни; Фамусов убеждён, «что без них не обойдётся дело», они будут определять политику.

2. Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,

Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат, на нас не подиви,

Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством.

Это говорит Фамусов. Такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестаёт им интересоваться. Споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, Хлёстова с обидой заявляет: «Уж чужих имений мне не знать!»

3. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, который своих слуг, не раз спасавших ему честь и жизнь, обменял на трёх борзых собак. Хлёстова приезжает на вечер к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой, от ужина сошли подачку». Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит швейцару Фильке: «В работу вас! на поселенье вас!»

4. Цель в жизни для Фамусова и его гостей - карьера, почести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора, - вот образцы для подражания. Фамусов ухаживает за Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его «деловой» секретарь Молчалин. Он сам в этом признаётся:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Занимая важный пост «управляющего в казённом месте» (вероятно, начальника архива), Фамусов пристраивает у себя своих родственников:

При мне служащие чужие очень редки:

Всё больше сестрины, свояченицы детки. . .

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Протекция, кумовство - обычное явление в мире Фамусовых. Не об интересах государства, а о личной пользе заботятся Фамусовы. Так обстоит дело на гражданской службе, но то же видим мы и среди военных. Полковник Скалозуб, как бы вторя Фамусову, заявляет:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

; Мне только бы досталось в генералы.

Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объясняя это не своими личными качествами, а тем, что обстоятельства ему благоприятствуют:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

5. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность - все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина.

Начав свою службу в Твери, Молчалин, не то мелкий дворянин, не то разночинец, благодаря покровительству Фамусова был переведён в Москву. В Москве он уверенно продвигается по службе. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он на службе у Фамусова, а уже успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому-то Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных, | Ведь нынче любят бессловесных.

Такие ловкие секретари в тот «век покорности и страха», когда служили «лицам, а не делу», выходили в знатные люди, достигали высоких постов по службе. Репетилов рассказывает о секретарях своего тестя:

Секретари его все хамы, все продажны,

Людишки, пишущая тварь,

Все вышли в знать, все нынче важны.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение подслужиться к влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения своей цели, отсутствие всяких нравственных правил и в придачу ко всему этому два «таланта» - «умеренность и аккуратность».

6. Консервативное общество Фамусовых-крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению. Фамусов и его гости проявляют редкое единодушие в борьбе пригни идей и взглядов Чацкого, который кажется им вольнодумием, проповедником «безумных дел и мнений». А так как источник этой «вольности», революционных идей все они видят в просвещении, ТО общим фронтом они и выступают против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:

Ученье - вот чума, учёность - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусову вторит.

Скалозуб:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий, -

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,

А книги сохранят так: для больших оказий.

Против рассадников просвещения - «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и безверьи профессора», выступают и Хлёстова, и княгиня Тугоуховская.

7. Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручалось иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне отрывались от всего русского, в их речи господствовало «смешенье языков французского с нижегородским», с детства прививалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо», приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил».

Таково то фамусовское общество, которое с таким художественным мастерством выведено Грибоедовым в его комедии и в котором отображены типичные черты всей массы дворян-крепостников того времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, сплочённо выступает против передовых людей, представителем которых является Чацкий.)

Это общество выведено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах. Каждый из них - правдиво нарисованное живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи.

В своей статье «О пьесах» Горький писал: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, т. е. чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении её артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна... Возьмём для примера героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, Городничего, Расплюева и т. д., - каждая из этих фигур создана небольшим количеством слов и каждая из них даёт совершенно точное представление о своём классе, о своей эпохе».

Посмотрим, как зарисованы Грибоедовым отдельные герои его комедии.

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к богатству, к чинам Чацкий Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум… Молчалин: Вам не дались чины, по службе неуспех? Чацкий: Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Чацкий: Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то украшал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету… Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы… Фамусов о Скалозубе: Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал. Скалозуб: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы… Фамусов: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, … Тот и жених. Молчалин: Татьяна. Юрьевна!!!Известная… притом Чиновные и должностные – Все ей друзья и все родные… Ведь надобно ж зависеть от других

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к службе Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещенному монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству Чацкий: Кто служит делу, а не лицам Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий: Когда в делах - я от веселий прячусь, Когда дурачиться – дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа Фамусов: Тогда не то, Что ныне, При государыне служил Екатерине! А у меня, что дело, то не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Скалозубу: Вы повели себя исправно, Давно полковники, а служите недавно. Молчалин Чацкому: Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к иностранному Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность - идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно Чацкий: Что ж? Он и кавалер. От нас потребуют с именьем быть и в чине, А Гильоме!. . . – Здесь нынче тон каков? На съездах, на больших, по праздникам приходским Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? . . . Фамусов: А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Грабители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И Шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок! Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья… Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев Кто хочет к нам пожаловать, изволь; Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных…

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к образованию Чацкий: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Чацкий иронизирует, но для него этот вопрос не решен окончательно Для Фамусовых образование – основная причина «безумия» , которым одержим Чацкий и ему подобные. Фамусов: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-то не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Берем же побродяг и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему, И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Княгиня Тугоуховская: Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, Зовут: Там упражняются в расколах и безверьи Профессоры!! - у них учился наш родня, И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник. Фамусов: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к крепостному праву Об отношении автора к крепостному праву нельзя судить на основании текста комедии. Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права» , а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин XVIIIв. , для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело Чацкий: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженных слуг; Усердствуя, они в часы вина и Драки И честь он выменял борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей? ! Сам погружен умом в Зефирах и В Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Фамусов: В работу вас, на поселенье вас! Хлестова: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку; Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина пошли подачку.

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к московским нравам и времяпрепровождению Чацкий: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары Фамусов: Извольте посмотреть на вашу молодежь, На юношей – сынков и внучат, Журим мы их, а если разберешь – В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички? ? – Как их возьмет задор, Засудят о делах, что слово – приговор… И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их… беда! Не то чтоб новизны вводили, никогда, Спаси нас боже!. . Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят и … разойдутся. А дамы? – сунься кто, попробуй овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей… А дочек кто видал всяк голову повесь!. . И точно, можно ли воспитаннее быть! Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому что патриотки. Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к кумовству, протекции Чацкий: Не тот ли вы, к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Детей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных… Где? Укажите нам, Отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве… Фамусов: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить… Нет! Я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу ее на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки; Один Молчалин мне не свой, И то затем, что деловой. Как станешь представлять К крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человеку!. .

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к свободе суждений Чацкий Молчалину: Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы? А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма Молчалин: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к любви IV монолог Чацкого: Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та, Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам? Чтоб мыслям были всем его делам Душою – вы, вам угожденье? . . Сам это чувствую, сказать я не могу, Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, Не пожелал бы я и личному врагу… Лиза: Грех не беда, молва не хороша! Молчалин: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…

«Век нынешний» «Век минувший» Идеалы Чацкий: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным! Фамусов: Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!. . А? Как по-вашему? По-нашему смышлен. Упал он больно, встал здорово