Детские пословицы про глупых людей. Глупый осудит, а умный рассудит. Юрий андрейчук глупый ганс и умный генрих

Страница:

Струве Петр Бернгардович - (1870-1944), русский экономист, социолог, философ, общественный деятель. Родился 26 (7 февраля) 1840 в Перми. В 1895 окончил юридический факультет Петербургского университета. В студенческие годы увлекался марксизмом и играл активную роль в марксистских кружках.

В 1892-1893 изучал право и социологию в университете Граца (Австрия) под руководством Л.Гумпловича. В 1913 защитил в Петербургском университете магистерскую, а в 1917 защищает в Киевском университете докторскую диссертацию (Хозяйство и цена). В 1916 Струве было присвоено звание почетного доктора Кембриджского университета. В 1890-е годы Струве стал ведущим теоретиком русского «легального марксизма». Среди трудов этого периода - Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России (1894), оказавший серьезное влияние на развитие марксизма в России. Струве редактировал марксистские журналы («Новое слово», «Начало»), подготовил текст манифеста первого съезда РСДРП.

По существу, среди всех «инородцев» в России – несмотря на все антисемитские вопли, – нет элемента, который мог бы легче, чем евреи, быть поставлен на службу российской государственности и ассимилирован с русской культурой.

Струве Петр Бернгардович

В начале 1900 взгляды Струве претерпели эволюцию в сторону либерализма: он участвовал в создании Конституционно-демократической партии (кадетов), был избран членом 2-й Государственной думы (1907) от этой партии. В философском плане Струве эволюционировал к идеализму и религиозной метафизике, принял участие в издании сборников Проблемы идеализма (1902), Вехи (1909), Из глубины (1918) и работе петербургского Религиозно-философского общества. После февральской революции занимал высокий пост в Министерстве иностранных дел. Октябрьскую революцию воспринял как национальную катастрофу, участвовал в белом движении, входил в состав правительства Врангеля. В эмиграции издавал ряд журналов и газет («Русская мысль», «Возрождение», «Россия» и др.), преподавал в Белградском университете, возглавлял Отделение общественных наук Русского научного института.

В философских работах эмигрантского периода (Заметки о плюрализме, Метафизика и социология. Универсализми и сингуляризм в античной философии и др.)

Струве развивал концепцию «плюралистической метафизики», согласно которой первичные элементы бытия характеризуются принципиальной «многопространственностью» и «разновременностью». Причинно-следственные закономерности не могут служить адекватной характеристикой мирового универсума, в своей основе плюралистического и не сводимого к рационально-научным моделям.

В социальной философии Струве подчеркивал особое значение рациональных элементов в деятельности государственных институтов, противопоставляя такого рода «разумность» стихийности и даже хаосу общественной жизни. Государственный «организм» не только разумен, но и сверхразумен, мистичен; его основная историческая функция - упорядочение социальных процессов, установление в обществе своеобразной «культурной дисциплины».

Для Струве понимание и признание исключительного значения государства вполне совместимо с либеральными ценностями: сильное государство в сочетании с либеральной идеологией способно обеспечить социально-экономическое и культурное процветание нации.

Признаем же нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму. (в 1894 году)

Струве Петр Бернгардович

Страница:

Новости и публикации, касающиеся Струве Петра Бернгардовича

Петр Бернгардович Струве (1870-1944) - один из выдающихся русских общественных и политических деятелей. Сфера его интересов включала экономику, публицистику, историю и философию.

Петр Бернгардович Струве: краткая биография

Родившись в семье Бернгарда Струве, который был губернатором Перми, Петр получил отличное образование.

Его первым учебным заведением стала гимназия в Санкт-Петербурге. После того как юноша принял решение уйти из родительского дома и поселиться в доме А. М. Калмыковой, заменившей ему мать, он поступил в университет в том же городе.

Вначале Петр посещал естественный факультет, затем (через один год) перешел на юридический.

  • Трудовая
  • Теория предельной полезности.
  • Историческая школа.

Этот деятель был одним из первых, применивших и разработавших основы системного метода, с помощью которого построил категории политической экономии. Им была предложена трехуровневая система отношений:

  • Хозяйственные.
  • Межхозяйственные.
  • Социально-производственные.

Ему же принадлежит утверждение о том, что реформы не должны идти в разрез с живыми традициями народа и его культурными ценностями. Им следует опираться на этот фундамент.

Петр Бернгардович Струве: вклад в социологию

Стоит упомянуть социально-экономическую систему, описанную философом. Она основана на таких понятиях, как «цена», «хозяйственное благо», «деньги» и «ценность». Особенность системы в том, что категории «цена» отдан статус базовой. Она предназначена для построения всей социально-экономической действительности. Также эту категорию Струве предназначил в качестве фундамента для любого социально-экономического списания, в то время, как Маркс использовал для этой цели теорию

Обоснование необходимости «консервативной революции» для России - одна из главных идей, которые разрабатывал Петр Бернгардович Струве. Социология, которую преподают в современных вузах, изучает теорию демократизации общества России, предложенную деятелем. По его мнению, она требовала следующих ресурсов:

  • Личностного ресурса.
  • Диагностического компонента.
  • Интенционального компонента.
  • Субъектного ресурса.
  • Культурно-исторического ресурса.
  • Функционального ресурса.

Значение деятельности Струве для развития теории культуры

Свой вклад в эту область деятель внес посредством применения семантического анализа, используя литературные тексты. Его кумирами были Н. Лесков, Н. Гоголь, Ф. Достоевский и другие выдающиеся писатели. Кроме того, Струве подверг пристальному изучению творчество и деятельность Пушкина, называя его идеалом личности в социально-политическом аспекте жизни.


Философ исповедовал принцип признания защиты индивидуальных свобод, а также поддерживал стабильный государственный порядок и твердую власть. Он утверждал, что человек русской культуры - это связующее звено и средство, объединяющее распадающееся государство и сплочающее нацию. Культура для него имеет собственный смысл: использование своих творчески-объединительных возможностей. Струве считал, что все сферы (трудовая, политическая, национальные отношения) должны быть пронизаны культурой.

Литературное наследие

Один из самых значимых литературных трудов, которые создал Петр Бернгардович Струве - «Интеллигенция и революция» (1909 год). Фактически это произведение представляет собой статью, входящую в сборник «Вехи».

Сборник Струве, включивший его отзывы обо всех значимых политических и культурных событиях, происходивших в России и других странах, был опубликован в 2004 году и имел название «Дневник политика».

Струве (Struve ; псевд.: П. Борисов; П.И. -въ; Независимый; П.Б.; П.Г.; П.С.; Петербуржец; Р.Д.; Р.Н.С.; Редактор; С.; С.Т.Р.; П. Ст.; Вирг. Ш-е; Вирг. Ш-ъ; P. Inorodzew; Novus; Str.; Сергей Лунин) Петр Бернгардович (26.01/7.02.1870, Пермь - 26.02.1944, Париж, Франция), экономист, историк, социолог, философ, публицист, редактор, издатель, политический и государственный деятель, педагог.

Из дворян Полтавской губ. (ДРК. Ч. 3). Жил в Германии (1879-1882), с 1882 – в СПб. Учился в 5-й прогимназии, 3-й СПб. гимназии (1882-1889). Поступил на естественное отделение физико-математического факультета СПб. университета (1889), перевелся на юридический факультет (1890). Декабрь 1891 – весна 1892 – обучался в Университете Граца. По возвращении вышел из СПб. университета (ноябрь 1892). Служил в общей канцелярии Министерства финансов, биб­лиотекарь в Ученом комитете министерс­тва (1893-1894). Член имп. Вольного экономического общества (1895). Экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета (1895).

Одним из лидеров легального марксизма в Рос­сии. Участник IV Международ­ного социалистического конгресса (Лондон, 1896). Автор Манифеста РСДРП (1898). Неоднократно арестовывался (апрель 1894, март 1901). В апреле 1901 административно выслан в Тверь, сошелся с либералами, в декабре 1901 выехал в Германию. Редактор журналов «Освобождение» (Штутгарт, 1902-1904, Париж, 1904-1905), «Листок Освобождения» (1904-1905). Один из лидеров «Союза освобож­дения» (с 1903). Вернулся в Россию (октябрь 1905, СПб.). Член партии кадетов (1905-1915), в составе ее ЦК (1906-1915). Занимал правые позиции.

Член Государственной думы II созыва от СПб. (1907), член комиссий: библиотечной, бюджетной, финансовой, о помощи безработным, о нормальном отдыхе служащих в торговых и ремесленных заведениях (председатель), о привлечении к следствию 55 членов Государственной думы I созыва.

Редактор журнала «Полярная звезда» (1905-1906), газеты «Дума» (1906), соредактор журнала «Свобода и культура» (1906), «Русская мысль» (1907-1918). Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909).

Участвовал в деятельности СПб. Религиозно-философского общества (1909-1913). В 1 МВ член Особого совещания по продовольствию. Председатель Комитета по ограничению снабжения и торговли неприятеля при Министерстве торговли и промышленности (1915-1917).

Доцент (1906-1915), экстраординарный (1915-1917), ординарный (1917) про­фессор Политехнического института императора Петра Великого. Приват-доцент СПб. Высших женских курсов (1910). Магистерская дисс. «Хозяйство и цена» (СПб.-М., 1913. Ч. 1) (Московский университет, 10.11.1913), докторская дисс. «Хозяйство и цена» (СПб.-М., 1916. Ч. 2) (Университет св. Владимира, 17.02.1917). Почетный доктор права (Кембриджский университет, 12.08.1916). Ординарный академик РАН по Отделению исторических наук и филологии (политическая экономия и статистика, 13.05.1917). Исключен из списков 15.12.1928.

Печатался в журналах «Новое слово», «Русское богатство», «Освобождение», «Полярная звезда», «Русская мысль», «Вопросы философии и психологии», «Логос», «Журнал Министерства народного просвещения», «Русская свобода», «Известиях СПб политехнического института», «Русская школа», «Вестник Европы», «Труды Вольного экономического общества», «Мир божий», «Московском еженедельнике», «Научное обозрение», «Начало», «Жизнь», «Право», «Вопросы философии и психологии», «Листок Освобождения», «Вестник Партии народной свободы», «Свобода и культура», «Известия Российской Академии наук», «Отечество», газетах «Северный курьер», «Биржевые ведомости», «Русские ведомости», «Самарский вестник», «Искра», «Народная свобода», «Дума», «Русская молва», «Слово», «Речь», «Русская свобода», немецкой, английской, французской периодической печати.

Директор Экономического департамента МИД (8.04 - 20.05.1917). Организатор и руководитель «Лиги русской культуры» (май - сентябрь), редактор газеты «Русская свобода» (1917). Участник Государственного совещания. Член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). В декабре 1917 отбыл в Москву, оттуда - в Новочеркасск, вошел в состав Донского гражданского совета для организации Добровольческой армии.

Участник Белого движения. Добывал средства для Добровольческой армии, налаживал связи с антисоветским подпольем (зима – осень 1918, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Царицын, Москва, Новгород, Птг., Вологда, Вологодская губ.). Участник сборника «Из глубины» (1918). Вместе с А. Борманом перешел финскую границу (9.12.1918). Вошел в Национальный комитет при Н.Н. Юдениче, командирован в Великобританию (Лондон, январь – февраль 1919), Францию (Париж, март – сентябрь 1919) для агитации в пользу Белого движения и сбора средств. Член Комитета освобождения России, Политического совещания.

В сентябре 1919 вернулся на Юг России. Редактор газеты «Великая Россия» (1919). Член Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР генера­ле А.И. Деникине. Глава управ­ления внешних сношений в правительстве генерала П.Н. Врангеля (с апреля 1920). В поездках мая – июля 1920 в Париж и Лондон добился признания правительства Врангеля Францией. В начале октября 1920 выехал из Севасто­поля в Париж через Белград. В декабре 1920 – в Константинополе, в январе 1921 вышел в отставку и вернулся в Париж. Участвовал в работе съезда Русского национального объединения, избран товарищем председателя (1921). Член парижской и брюссельской Русской академической группы, правления Союза русских академических организаций за границей, член Совета Института русского права и экономики при факультете права, Русского общества в Англии по помощи голодающим в России (1921).

В 1921 переехал в Софию, возобновил издание журнала «Русская мысль» (1921-1924, 1927). В 1921-1922 в ЧСР (Прага), Германии (Берлин), Франции (Париж). В мае 1922 переехал в ЧСР. Профессор Русского юридического факультета (1922-1925). Читал лекции в Русском научном институте в Берлине (1923-1924).

Член, председатель (1922-1924) Русской академической группы в ЧСР, председатель Русского института в Праге, товарищ председателя Правления Общества правоведения и общественных знаний при Русском юридическом факультете, член Союза рус писателей и журналистов в ЧСР, Союза русских военных инвалидов в ЧСР, РОВС, Казачьего союза в Шанхае, почетный член пражского отдела Общества галлиполийцев, член-пайщик издательского товарищества «Единство», член Совета РЗИА (с 4.03.1932).

В апреле 1925 переехал во Францию (Париж). Редактор газет «Возрождение» (1925-1927), «Россия» (1927-1928). Председатель Зарубежного съезда (1926). Товарищ председателя Экономического совещания Российского торгово-промышленного и финансового союза. Член Братства Святой Софии.

В апреле 1928 переехал в КСХС, прожива л в основном в Белграде. В 1928-1938 часто ездил с лекциями и деловыми целями по Европе (Германия, ЧСР, Франция, Польша, Болгария, Великобритания). Читал лекции в Русском научном институте в Белграде (с осени 1928). В начале 1934 приглашен в Белградский универсиетет . Вступительная лекция 29.03.1934 сорвана левыми. Читал лекции студентам юридического факультета Белградского университета, расположенного в Суботице. Председатель Русского научного института в Белграде (1928), почетный член, председатель (1930-1931) Союза рус ских писателей и журналистов в КСХС . Почетный доктор права (Софийский университет, 1939).

В мае 1941 арестован гестапо (в тюрьме в Белграде, Граце), выпущен в июле 1941, вернулся в Белград. Дважды подавал прошение о выезде к детям в Париж, разрешение получил в июле 1942.

В эмиграции публиковался в журналах «Русская мысль», «Вестник РСХД», «Вестник Русского Национального комитета», «Вестник общества галлиполийцев», «Экономические записки», «Экономический вестник», «Ученые записки Русской Ученой коллегии в Праге», «Борьба за Россию», «Сборник Русского института в Праге», «Записки Русского научного института в Белграде», газетах «Общее дело», «Возрождение», «Россия», «Россия и славянство», «Руль», «Меч», немецкой, чешской, английской, сербской, французской, болгарской периодической печати.

Похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа (Франция).

Отец: Бернгард Васильевич (Вильгельмович) Струве (20.07/1.08.1827, Дерпт – 18.02.1889, Ницца), государственный деятель. Землевладелец Самарской губ. Астраханский (1857-1861), Пермский (1865-1871) губернатор. Действительный статский советник. Мать: Анна Федоровна (урожд. Розен), баронесса (1835? – 1903, СПб.). Братья: Василий (26.06/8.07.1854 – 16/29.01.1912), педагог. Директор Константиновского межевого института (1908-1912). Действительный статский советник; Федор (24.09/6.10.1858 г.р.); Николай (23.07/4.08.1862 – 1912, Монреаль), дипломат. Генеральный консул России в Канаде; Александр (21.03/2.04.1866, Пермь – 1915), педагог, автор учебников; Михаил (23.10/4.11.1867, Пермь – 1919), горный инженер. Жена: Антонина (Нина) Александровна (урожд. Герд; Heard ) (21.04.1867, СПб. – 26.05.1943, Париж, Франция), педагог. Сыновья: Глеб (19.04/1.05.1898, СПб. - 4.06.1985, Беркли, шт. Калифорния, США), историк литературы, литературный критик, журналист, переводчик, поэт; Алексей (30.05.1899 – 26.05.1976, Париж, Франция), библиофил; Константин (в монашестве Савва) (11.10.1902, СПб. – 25.02.1949, с. Межелаборси, Словакия), церковный деятель. Архимандрит (1944); Лев (19.01/1.02.1902, Монтрё, Швейцария - 16.01.1929, Давос, Швейцария), историк, юрист, поэт, писатель; Аркадий (17.10.1905, Париж, Франция - 13.12.1951, Париж, Франция), церковный деятель.

Библиография: Материалы дли библиографии русских научных трудов за рубе­жом (1920-1940) / Под ред. Е.В. Спекторского. Белград, 1931. Т. 1. № 472. С. 383-388; Печатные труда П.Б. Струве // Струве П.Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. Париж, 1952. С. 359–381; Зернов Н.М. Биобиблиография русских зарубежных богословов, церковных историков, социологов и литературоведов // На темы русские и общие: Сб. ст. и материалов в честь проф. Н.С. Тимашева / Под почет. ред. П.А. Сорокина; Под ред. Н.П. Полторацкого. Нью-Йорк, 1965. С. 369–370; Библиография русской зарубежной литературы, 1918–1968 / Сост. Л.А. Фостер. Boston , 1970. Т. 2: Л–Я. С. 1040-1043; Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и биб­лиография их по богословию, религиозной философии, церковной исто­рии и православной культуре: 1921-1972 / Сост. Н.М. Зернов. Boston , 1973. С. 131; 1905. Cambridge , 1970. P. 394-405 (Russian Research Center Studies; 64); 1905-1944. Cambridge ; Lnd., 1980. P. 470-508 (Russian Research Center Studies; 80); Bibliography of the published writings of Peter Berngardovich Struve = Библиография печатных работ Петра Бернгардовича Струве / Еd. by R. Pipes . Ann Arbor, 1980 (Monograph publishing); L’émigration russe: Revues et recueils, 1920–1980: Indéx general des articles / Publie par la Bibliotheque russe Tourguenev et la Bibliotheque de documentation internationale contemporaine avec le concours du Centre national de la recherché scientifique; Préface de M. Raeff. Paris , 1988. Р. 473; П.Б. Струве: Библиография / Сост. И.А. Кондакова // Советская библиогра­фия. 1991. № 6. С. 89-105; Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992. С. 172-173; Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья: Книги 1917-1940: Материалы к библиографии / Отв. ред. К.Д. Муратова. СПб., 1993. С. 164; Труды русской, укра­инской и белорусской эмиграции, изданные в Чехословакии в 1918-1945 гг. Прага, 1996. Т. 1, ч. 2. С. 693; Пайпс Р. Струве: правый либерал, 1905-1944 / Пер. с англ. А. Цуканова. М., 2001. С. 585-668; Русская эмиграция: Журналы и сборники на русском языке, 1981–1995: Сводный указатель статей. М., 2005. С. 195 .

Воспоминания: My Contacts with Rodichev // Slavonic and East European Review . 1934. Vol. 12, № 35. Р. 347-367; My Contacts and Conflicts with Lenin // Ibid. № 36. Р. 573-595; Vol. 13, № 37. Р. 66-84; Родичев и мои встречи с ним: Главы из воспоминаний // Возрождение. 1949. № 1. С. 27-46; Мои встречи и столкновения с Лениным // Там же. 1950. № 9. С. 113-121; № 10. С. 109-118; № 12. С. 91-107; М.В. Челноков и Д.Н. Шипов: (Главы из моих воспоминаний) // Новый журнал. 1949. № 22. С. 240-245; Н.С. Лесков: Несколько черт из воспоминаний // Вестник Русского христианского движения. 1981. № 134. С. 153-157; Россия и российская эмиграция в воспоминаниях и дневниках: Аннотированный указатель книг, журнальных и газетных публикаций, изданных за рубежом в 1917–1991 гг. В 4 т. / Науч. ред. А.Г. Тартаковский, Т. Эммонс, О.В. Будницкий. М., 2003. Т. 1. № 286, 409, 1926; 2005. Т. 3. № 5786; 2006. Т. 4, ч. 1. № 7237, 8179.

Дневник: Колеров М.А. Юношеский дневник П.Б. Струве (1884) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник / Под ред. М. А. Колерова. 2006-2007. М ., 2009. № 8. С. 345-352.

Письма: Struve G. From Peter Struve’s Unpublished Correspondence // Russian Review. 1949. V оl . 8, № 1. P . 62-69; Брюсов В.Я. Письма к П.Б. Струве / Подгот. А.Н. Михайловой // Литературный архив: материалы по истории литературы и общественного движения / Под ред. К.Д. Муратовой. М.-Л., 1960. Вып. 5. С. 257–345; Письма И.А. Ильин к П.Б. Струве, 1925-1927 гг. / С прил. писем архиепископа Анастасия к И.А. Ильину; Публ. Н.П. Полторацкого // Записки Русской академической группы в США. 1986. Т. XIX . С. 305-372; Розанов В.В. Письма к Н.К. Михайловскому и П.Б. Струве / Предисл. к публ. М.А. Колерова // Вопросы философии. 1992. № 9. С. 121–126; Переписка П.Б. Струве и С.Л. Франка (1922-1925) / Предисл. Н.С. Плотникова // Там же. 1993. № 2. С. 115–139; [Переписка П.Б. Струве с В.Г. Чертковым, М.О. Гершензоном, Г.П. Струве] / Материалы к творческой био­графии П.Б. Струве / Сост., публ. и примеч. М.А. Колерова // Там же. 1992. № 12. С. 102-105; Письмо П.Б. Струве к С.П. Мельгунову / Публ. Н.К. Пушкаревой // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII –XX вв. М., 1994. Т. V . С. 434–435; Потресов А.Н. Письма к П.Б. Струве (1898–1899) / Предисл., публ. и коммент. М.А, Колерова // Вестник Московского университета. Сер. История. 1992. № 6. С. 37–53; Письма к А.Н. Потресову (1898–1899) / Предисл., публ. и коммент. М.А. Колерова // Там же. 1994. № 4. С. 51–64; Булгаков С. Письме к П.Б. Струве (1901-1903) / Публ. М.А. Колерова // Новый круг. 1993. № 3. С. 246-259; Колеров М.А. Н.А. Бердяев в начале пути (Письма к П.Б. и Н.А. Струве) // Лица: Биографический альманах. М., СПб., 1993. Вып. 3. С. 119-154; Письма И.А. Ильина к П.Б. Струве / Публ. В.В. Бойкова и Н.А. Струве // Вестник Русского христианского движения. 1995. № 171. С. 87–146; К истории национал-большевизма. Письмо Н.В.Устрялова к П.Б.Струве (1920) / Публ. М.А. Колерова // Россия и реформы: сб. ст. / Сост. М.А. Колеров. М., 1995. Вып. 3. С. 155–158; П.Б. Струве – В.А. Францеву / Олонова Е. К предыстории присуждения Нобелевской премии 1933 года (письма П.Б. Струве и И.А. Бунина к В.А. Францеву, 1930-1933 гг.) // Русская, украинская и белорусская эмиграция в Чехословакии между двумя мировыми воинами: Результаты и перспективы проведенных исследований. Фонды Славянской библиотеки и пражских архивов. Praha , 1995. Т. 1. С. 323-326; Дмитриев А.Л. Письма В.И. Борткевича к П.Б. Струве // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 1996. № 1. С. 110–119; Письма П.Б. Струве к А.Л. Бему / Янгиров Р. Пушкин и пушкинисты: По материалам из чешских архивов // Новое литературное обозрение. 1999. № 37 (3). С. 217–223; «Каждый обязан бороться на своем месте». Письма П.Г. Виноградова к П.Б. Струве. 1902–1904 гг. / Публ. подгот. А.В. Антощенко // Исторический архив. 2000. № 5.С. 186–201; [Переписка П.Б. Струве с Н.А. Бердяевым, Г.Н. Трубецким, С.Н. Булгаковым] // Братство Святой Софии: Материалы и документы, 1923-1939 / Сост. Н.А. Струве; Подгот. текста и примеч. Н.А. Струве, Т.В. Емельяновой. М., 2000. С. 169-177, 185, 186, 235; М.К. Пять писем Н.А. Бердяева к П.Б. Струве (1922-1923) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник / Под ред. М.А. Колерова. 2000. М., 2001. С. 297-307; М.К. С.Л. Франк. Три письма к П.Б. Струве (1921, 1925) // Там же. 2001/2002. М., 2002. С. 645-654; М.К. С.Н. Булгаков. Письма к П.Б. Струве (1901-1903); М.К. П.И. Новгородцев. Письма к П.Б. Струве (1921) // Там же. 2003. М., 2004. № 6. С. 514-543; Колеров М.А. О месте философии в «Русской мысли»: из писем А.А. Кизеветтера к П.Б. Струве (1909-1910) // Там же. 2006-2007. М., 2009. № 8. С. 400-420; Материалы Н.М. Зернова и его семьи в российских архивах / Публ. А.Л. Гуревича // Библиотека Николая Михайловича Зернова: Каталог / Сост. А. Гуревич, В. Жилкин, Т. Прохорова. М., 2008. С. 314.

Сочинения: Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894. Вып. 1; На разные темы (1893-1901 гг.): Сб. ст. СПб., 1902; Patriotica . Политика, культура, религия, социализм: Сб. ст. за пять лет (1905-1910). СПб.,1911; Крепос­тное хозяйство: Исследования по экономи­ческой истории России в XVIII и XIX вв. [СПб.], 1913; Хозяйство и цена: Критические исследования по теории и истории хозяйс­твенной жизни. СПб.-М., 1913-1916. Ч. 1-2; Размышления о русской революции. София, 1921; Статьи о Льве Толстом. София, 1921; Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. Париж, 1952; Дух и слово: Статьи о русской и западноевропейской литературе. Paris , 1981; Избранные сочинения / Сост. и ред. М.А. Колерова; примеч. М.А. Колерова, Н.С. Плотникова, Подгот. текста Е.В. Харитоновой, Н.В. Россиной. М., 1999; Дневник политика (1925–1935) / Вступ. ст. М.Г. Вандалковской, Н.А. Струве; Подгот. текста, коммент., указ. А.Н. Шаханова. М.; Париж, 2004; Избранные труды / Сост. О.К. Иванцова; вступ. ст. К.А. Соловьев; коммент. К.С. Балушкина, К.Г. Ляшенко, Д.С. Новоселов, В.В. Сапов. М., 2010 (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века).

Литература: Члены Государственной думы: (портреты и биографии): Второй созыв, 1907-1912 г. / Сост. М.М. Боиович. М., 1907. С. 162-163; Русские ведомости, 1913. С. 171; Русские в Праге 1918–1928 гг. / Ред.-изд. С.П. Постников. Прага, 1928; Даватц В.Х. Правда о Струве: Опыт одной биографии. Белград, 1934; Франк С.Л. Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк, 1956; Струве Г.П. К столетию со дня рождения П.Б. Струве (Р. 26/I – 7/II 1870 в Перми; † 26/II 1944 в Париже): Неизданные документы и воспоминания: Из переписки с сыном в канун Второй мировой войны // Записки Русской академической группы в США. 1969. Т. III . С. 125-152; он же. Из истории русской зарубежной печати. Издания П.Б. Струве // Русская литература в эмиграции: сб. ст. / Под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1972. С. 333-351; Ковалевский П.Е. Наши достижения: Роль русской эмиг­рации в мировой науке. Мюнхен, 1960. Вып. 1. С. 31; он же. Зарубежная Россия: История и культур­но-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Па­риж, 1971. С. 27, 21, 95, 97, 157, 176, 310, 335, 341; он же. Зарубежная Россия. Дополнения. Па­риж, 1973. С. 27-28; История исторической науки в СССР: Дооктябрьский период: Библиография / Редкол.: М.В. Нечкина (отв. ред.) и др. М., 1965. С. 389-390; Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и биб­лиография их по богословию, религиозной философии, церковной исто­рии и православной культуре: 1921-1972 / Сост. Н.М. Зернов. Boston , 1973. С. 130-131; Зернов Н. К 100-летию со дня рождения П.Б. Струве // Вестник Русского студенческого христианского движения. 1970. № 95-96. С. 137-142; Борман А.А. Факты биографии П.Б. Струве // Там же. № 98. С. 153-154; Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и П.Б. Струве // Записки Русской академической группы в США. 1986. Т. XIX . С. 271-304; Полторацкий Н.П. П.Б. Струве как политический мыслитель. Lnd ., 1981; Шелохаев В.В. Кадеты – главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., 1983; Булгаков В.Ф. Словарь русских зарубежных писателей. Нью-Йорк, 1993. С. 140; Кондакова И.А. Он не был бунтарем… // Советская библиогра­фия. 1991. № 6. С. 85-89; Колеров М.А., Плотников Н.С. Творческий путь П.Б.Струве // Там же. С. 91–102; Материалы к творческой био­графии П.Б. Струве / Сост., публ. и примеч. М.А. Колерова // Там же. С. 102–111; Колеров М.А. Новые материалы к истории полемики С.Л. Франка и П.Б. Струве (1921–1922) // Россия и реформы: сб. ст. / Сост. М.А. Колеров. М., 1995. Вып. 3. С. 159–165; Зотова З.М. П.Б. Струве // Вопросы истории. 1993 № 8. С. 55-72; Рябова Т.И. П.Б. Струве – политик и историк // Проблемы социально-политической истории и исторической науки / Редкол.: С.Ф. Блуменау (отв. ред.) и др. Брянск, 1995. С. 79-90; Консерватизм и либерализм: созвучия и диссонансы (к 125-летию со дня рождения П.Б. Струве): Материалы международ. науч. конф., Пермь, 24-26 мая 1995 г. Пермь, 1996 (Исследования по консерватизму. Вып. 3); Петр Бернгардович Струве (к 125-летию со дня рождения): Сб. науч. ст. / Под ред. В.И. Старцева. СПб., 1996; Яковлева Т.А. Пути возрождения: Идеи и судьбы эмигрантской печати П.Б. Струве, П.Н. Милюкова и А.Ф. Керенского. Иркутск, 1996; Козлитин В. Русская и украинская эмиграция в Югославии (1919-1945 гг.). Харьков, 1996 (по указ.); Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. 3-е изд., испр. и доп. / Сост. и вступ. ст. К.Ю. Лаппо-Данилевского. Париж; М., 1996. С. 363; Витенберг Б.М. П.Б. Струве и Комитет по ограничению снабжения и торговли неприятеля (1915-1917 гг.) // Английская набережная, 4 / Редкол.: Л.Е. Шепелев (глав. ред.) и др. СПб., 1997. С. 217-228; Русская философия: малый энциклопедический словарь / Редкол.: А.И. Алешин (отв. ред.) и др. М., 1995. С. 495–498 (авт. М. Колеров); Российская Академия наук: Персональный состав. М., 1999. Кн. 1: 1724-1917. С. 98; Русская философия: словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1999. С. 491–493 (авт. В.Н. Жуков); Философы России XIX–XX столетий: Биографии, идеи, труды / Сост. и гл. ред. П.В. Алексеев. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 770–771; Политические деятели России. 1917: Биографический словарь. М., 1993. С. 307-310 (авт. В.П. Боечин); Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века: Энциклопедия. М., 1996. С. 596-597 (авт. Н. Казакова, М. Колеров, И. Нарский); Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX ве­ка: Энциклопедический биографический словарь / Под общ. ред. В.В.Шелохаева. М., 1997. С. 609-612 (авт. М. Колеров); Бирман М. Русская эмиграция и Болгарии (в науке, культуре и просвещении) // Новый журнал. 2000. Кн. 218. С. 174; Балуев Б.П. Петр Бернгардович Струве // Историки России XVIII – XX веков / Сост., отв. ред. А.А. Чернобаев. М., 2000. Вып. 7. С. 87-100; Пайпс Р. Струве: левый либерал, 1870-1905 / Пер. с англ. А. Цуканова. М., 2001; он же. Струве: правый либерал, 1905-1944 / Пер. с англ. А. Цуканова. М., 2001; Философия в Санкт-Петербурге (1703–2003): Справочно-энциклопедическое издание / Отв. ред. А.Ф. Замалеев, Ю.Н. Солонин. СПб., 2003. С. 374–375; Нарбут А.Н. Струве. М., 2004. С. 10-11, 15-17, 29-30 (Родословные росписи. Вып. 20); Чепарухин В.В. Поборник свободы и культуры, неутомимый искатель правды. П.Б. Струве // Знаменитые универсанты: Очерки о питомцах Санкт-Петербургского университета / Редкол.: Н.Я. Олесич (отв. ред.) и др. СПб., 2003. Т. II . С. 169-187; Смагина С.М. П.Б. Струве в эмиграции: опыт историко-политологического анализа // Ставропольский альманах Общества интеллектуальной истории. Ставрополь, 2003. Вып. 3. С. 221–232; она же. Петр Бернгардович Струве в эмиграции: либерал-консерватор или консерватор-либерал? // Консерватизм в России и мире / Редкол.: А.Ю. Минаков (отв. ред.) и др. Воронеж, 2004. Ч. II . С. 238–254 (Сер. «Монографии»; вып. 3); Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. С. 771-774 (Summa ); Сухарев Ю.Н. Материалы к истории русского научного зару­бежья: В 2 кн. М., 2002. Кн. 1. С. 468-471; Общественная мысль русского зарубежья: Энциклопедия / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 2009. С. 533-536 (авт. О.К. Иванцова); Общественная мысль России XVIII – начала XX века: энциклопедия / Редкол.: В.В. Журавлев (отв. ред.) и др. М., 2005. С. 519-522 (авт. Т.И. Рябова); Белов С.В. История одной «дружбы» (В.И. Ленин и П.Б. Струве). СПб., 2005; Санькова С.М. П.Б. Струве – политическая биография консервативного либерала // Российские либералы: люди, события, эпоха: Сб. науч. ст. Орел, 2004. С. 138-160; Государственная дума Российской империи, 1906-1917: Энциклопе­дия // Редкол.: В.В. Шелохаев [и др.]. М., 2008. С. 593-594 (авт. В.Ю. Канищев); Литературное зарубежье России: Энциклопедический справочник. М., 2006. С. 502; Секиринский С. Петр Бернгардович Струве: «Соединить здоровое патриотическое чувство с гражданскими освободительными стремлениями…» // Российский либерализм: идеи и люди. 2-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. А.А. Кары-Мурзы. М., 2007. С. 449–455; Косик В.И. Что мне до вас, мостовые Белграда? Очерки о русской эмиграции в Белграде. 1920–1950-е годы. М., 2007. (по указ.); Андреев Н.Е. То, что вспоминается: из семейных воспоминаний Николая Ефремовича Андреева (1908-1982). СПб., 2008; Ананьев О.В. Петр Бернгардович Струве: Жизнь, борьба, творчество. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2009; Русские в Сербии. Белград, 2009. С. 220; Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни: Франция. 1920-1940 / Под ред. Л.А. Мнухина. В 4 т. Париж; Москва, 1995-1997 (по указ.); Хроника культурной, научной и обществен­ной жизни русской эмиграции в Чехословацкой Республике / Под ред. Л. Белошевской: В 2 т. Прага, 2000-2001 (по указ.); Грезин И.И. Алфавитный список русских захоронений на клад­бище в Сент-Женевьев-де-Буа. М., 2009. С. 466; Российский либерализм середины XVIII – начала ХХ века: энциклопедия / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2010. С. 920–923 (авт. О.К. Иванцова); Российское зарубежье во Фран­ции. 1919-2000: Биографический словарь: В 3 т. М., 2010. Т. 3. С. 233; Ульянкина Т.И. «Дикая историческая полоса...»: Судьбы российской научной эмиграции в Европе (1940-1950). М., 2010 (по указ.); Русский заграничный исторический архив в Праге – документация: каталог собраний документов, хранящихся в пражской Славянской библиотеке и в Государственном архиве Российской Федерации / Сост. Л. Бабка, А. Копршивова, Л. Петрушева. Прага, 2011. С. 95; История Государственного архива Российской Федерации. Документы. Статьи. Воспоминания / Отв. ред. С.В. Мироненко; Отв. сост. О.Н. Копылова; Сост. Б.Ф. Додонов, Н.С. Зелов и др. М., 2010. С. 132; Российское научное зарубежье: биобиблиографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Мухачев; Ред.-сост. М.Ю. Сорокина; Под общ. ред. Г.А. Месяца, Е.П. Челышева. М., 2011. С. 573-574 (Энциклопедия российской эмиграции); Ковалев М.В. Русские историки-эмигранты в Праге (1920–1940 гг.). Саратов, 2012 (по указ.); Borman A.A. Peter Struve’s Escape from Soviet Russia // Russian Review. 1953. Vol. 12, № 1. P. 42-50; Pipes R. Struve. Liberal on the Left, 1870- 1905. Cambridge , 1970 (Russian Research Center Studies; 64); idem. Struve. Liberal on the Right, 1905-1944. Cambridge ; Lnd., 1980 (Russian Research Center Studies; 80); Struve N. Soixante-dix ans d"emigration russe (1919-1989). Paris, 1996; Chronik russischen Lebens in Deutschland, 1918–1941 / Hrsg. von K. Schlogel, K. Kucher, B. Suchy, G. Thum. Berlin, 1999 (по указ.) ; Chinyaeva E. Russians outside Russia: The Émigré Community in Czechoslovakia, 1918–1938. München, 2001 (по указ.); Andreyev С., Savicky I. Russia Abroad. Prague and the Russian Diaspora, 1918-1938. New Haven , Lnd., 2004 (по указ.); Schakhovskoy D. Les Struve: Monographie généalogique // La Russie en Devenir: Mélanges en l"honneur de Nikita Struve / Sous la direction de A. Davidenkoff. Paris, 2002. P. 198-199, 203-205, 210 (Bibliotheque russe de l’Institut d’Études Slaves. T. CVI).

[Струве А.П.] П.Б. Струве о судьбах России // Новый журнал. 1978. № 132. С 161-174; Гайденко П.П. Под знаком меры (либеральный кон­серватизм П.Б. Струве) // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 54–64; Колеров М.А. П.Б. Струве и русский марксизм: 1888–1901 (Опыт политической биографии). Автореферат … дис. канд. ист. наук. М., 1993; Хашковский А.В. Эволюция политических воззрений П.Б. Струве. Автореферат … дис. канд. полит. наук СПб., 1994; Дмитриев А.Л. Экономические воззрения П.Б. Струве. Автореферат … дис. канд. эконом. наук. СПб., 1998; Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала ХХ века: Н.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., 1994. С. 54–91; она же. Консервативный либерализм П.Б.Струве (историко-социологический анализ). Автореферат … дис. д-ра социол. наук. СПб., 1997; она же. П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб., 1998; Балуев Б.П. П.Б. Струве как историк (к постановке проблемы) // Отечественная история. 2001. № 2. С. 117-133; Иванцова О.К. Философия либерального консерватизма: П.Б. Струве: Опыт историко-философского анализа. Автореферат дис. ... канд. философ. наук. М., 2003; Пономарева М.А. П.Б. Струве в эмиграции: развитие концепции либерального консерватизма. Автореферат … дис. канд. ист. наук. Ростов- на- Дону, 2004; Putnam G. P.B. Struve’s View of the Russian Revolution of 1905 // Slavonic and East European Review . 1967. Vol. 45, № 105. Р. 457-473; Plotnikov N., Swiderski E.M. Revolution and the Counter-Revolution: The Conflict over Meaning between P.B. Struve and S.L. Frank in 1922 // Studies in East European Thought . 1994. Vol. 46, № 3. Р. 187-196; Horowitz B. Unity and Disunity in Landmarks: The Rivalry between Petr Struve and Mikhail Gershenzon // Ibid. 1999. Vol . 51, № 1. Р. 61-78.

Некрологи: Незабытые могилы. Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 т. / Сост. В.Н. Чуваков. М., 2006. Т. 6, ч. 2. С. 227; Pares B. Two Great Russian Liberals Peter Struve and Sergius Bulgakov // Slavonic and East European Review. 1945. Vol . 23, № 62. P . 141-145.

Архивы: ГАРФ. Ф. 604 (личный фонд), Ф. Р-5912 (личный фонд), АДП. ОР РНБ. Ф. 753 (личный фонд), РГАСПИ. Ф. 279 (личный фонд), Hoover Institution Archives (личный фонд).

П.А. Трибунский

Документальный фильм о П.Б. Струве

Словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.:

А 1 , союз.

1. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не карандашом. Красив, а не умён.

2. Присоединяет предложения или члены предложения со значением добавления чего-н. при последовательном изложении, со значением пояснения, возражения, усиления, перехода к другой мысли. На горе дом, а под горой ручей. Было бы болото, а черти найдутся (посл. ). Что ты сегодня делаешь? а завтра? Он не виноват. А кто же виноват, если не он?

3. употр. в начале вопросительных и восклицательных предложений, а также в начале речи для усиления выразительности, убедительности (часто в сочетании с местоимениями, наречиями, другими союзами). А как нам будет весело! А всё-таки я не согласен.

А также (и) , союз выражает присоединение, усилительное или сопоставительное добавление. Умелый водитель, а также и слесарь. Снимается в кино, а также и на телевидении.

А то 1) союз , в противном случае, иначе. Спеши, а то опоздаешь; 2) в действительности же, а на самом деле. Если бы было так, а то всё наоборот;

А то! (а то как же!) (прост. ) в ответной реплике выражает: 1) уверенное согласие, подтверждение. Замёрз? А то! Мороз на дворе; 2) ироническое несогласие, отрицание. Он пойдёт? А то! Дожидайся!

А не то , союз то же, что а то (в 1 знач. ).

А то и , союз присоединяет сообщение о чёмн. нежелательном или неожиданном. Накричит, а то и побьёт.

А 2 , частица (разг. ).

1. Обозначает вопрос или отклик на чьин. слова. Пойдём гулять, а? Почему ты не отвечаешь? А? Что такое?

2. Усиливает обращение. Ваня, а Ваня!

3. . Выражает уяснение, удовлетворенное понимание. А-а, так это были вы! Почему ты не звонил? Не работал телефон! А-а! А-а, так вот в чём дело!

А 3 [произносится с различной степенью длительности ], межд. Выражает досаду, горечь, а также удивление, злорадство и другие подобные чувства. Что я наделал? А-а! А, попался!

ГЛУ ПЫЙ , ая, ое; глуп, глупа, глупо, глупы и глупы.

1. С ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый. Г. человек.

2. Не обнаруживающий ума, лишённый разумной содержательности, целесообразности. Задать г. вопрос. Глупая статья. Глупое поведение.

| сущ. глупость , и, ж.

ОСУДИ ТЬ , ужу, удишь; уждённый (ён, ена); сов.

1. кого-что. Выразить неодобрение кому-чему-н., признать плохим. О. неблаговидный поступок.

2. кого (что). Приговорить к какому-н. наказанию. Преступник осуждён. Осуждённого (сущ. ) вывели из зала суда.

3. перен., кого-что на что. То же, что (высок. ). Замысел осуждён на неудачу.

| несов. осуждать , аю, аешь.

| сущ. осуждение , я, ср. (к 1 и 2 знач. ).

| прил. осудительный , ая, ое (к 1 и 2 знач. ).

РАССУДИ ТЬ , ужу, удишь; уженный; сов.

1. кого-что. Разобрав обстоятельства, вынести решение по поводу чего-н. Р. спор, спорщиков.

2. Обдумать, сообразить, заключить. Рассуди сам, прав ли ты.

У МНЫЙ , ая, ое; умён, умна, умно.

1. Обладающий умом, выражающий ум. У. наставник. Умное лицо. У. взгляд. Умная машина (перен. : выполняющая сложную, тонкую работу). Умные книги (перен. : глубокие по содержанию). Умные руки (перен. : о руках умелого человека, мастера).

2. Порождённый ясным умом, разумный. У. поступок. Умно (нареч. ) говорить.

| сущ. умность , и, ж. (ко 2 знач. ).

Толкование пословицы "Глупый осудит, а умный рассудит." по словарю Даля В.И.

Словарь Даля В.И., статья к слову обсуждать :

ОБСУЖДА ТЬ и обсужать, обсуди ть что, обдумать, или обдумывая перетолковать о чем, рассмотреть умом, размыслить во всех отношениях. Это было надо обдумать толком , чтобы, после не каяться. Он все вкривь да вкось толкует, ничего здраво не обсудит . осужда ться , быть обсуждену. Обсужде нье ср. окончат. обсу д м. об. действие по знач. глаг. Обсужда тель , обсуди тель м. обсуди тельница ж. обсу дчик , обсу дчица , обсуждающий что. Человек обсуди тельный или обсу дливый (обсу дчивый) . Осужда ть, осуди ть кого, обвинять судом, виноватить и приговаривать судебным приговором;
|| кого, что, хулить, хаять, порочить или не одобрять, порицать, охуждать.
|| Твер. сглазить, изурочить, опризорить, испортить кого словом. Он осужден в ссылку . Он осужден и людьми и Богом . Не осуждай, да не осужден будешь . Нельзя не осудить такого поступка . Не осудите на этом , не прогневайтесь, не взыщите. Глупый осудит, а умный рассудит . Дурак не рассудит, а умный не осудит . В чужом доме не осуждай . Сперва рассуди, а там осуди . Не осуди в лаптях: сапоги в санях . Осужда ться, осуди ться , быть осуждаему. Не суди других, не осудишься от них. Осужденье ср. осу д м. осу да ж. ср. действ. по глаг. Отдать дело на осуд . на обсуд, обсужденье, разумея на охужденье. Не в осуд твоей милости , говор. не соглашаясь на мнение собеседника. Не в осуду сказать , не в обиду, не в хулу. Не в осуд (не во гнев ) будь сказано . Суд не на осуд, а на разсуд .
|| Осу да , новг. твер. сглаз, призор, порча; уроки. Осужда тель, осуди тель , осужда тельница, осу дчик, осу дчица , осуждающий кого, что. Осужде нник , осужде нница церк. осу женник, осу женница , осужденный на кару, присужденный к наказанию: преступник, обвиненный, приговоренный судом. Осудный, осудите льный приговор . Люди осудливы (осудчивы) . Осуда чивать , осуда чить кого, осуждать, хулить, порочить, пересужать, пускаться в пересуды.

ирина федорова
Конспект НОД по технологии продуктивного чтения-слушания для детей 4–5 лет «Глупый осудит, а умный - рассудит»

Конспект НОД по художественно – эстетическому воспитанию для детей 4 – 5 лет (технология продуктивного чтения-слушания ) .

Глупый осудит , а умный – рассудит .

Возрастная группа : 4 – 5 лет.

Художественная задача текста : Способствовать формированию у детей нравственных качеств : доброжелательности, чувства справедливости; умения оценивать вклад других в общее дело; умение рассуждать по справедливости .

Цель воспитателя : Способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.

Предполагаемая цель ребенка : Узнать, что произошло в сказке, как решить проблему.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций и пособий, чтение книг , связанных с жадностью, добротой, дружбой.

Методы и приемы : Чтение , вопросы, беседы, словесные игры.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Мотивационный этап (до чтения ) .

Задачи на данном этапе :Создать условия для формирования интереса к слушанию сказки В. Сутеева «Яблоко» .

этапе :Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие.

Воспитатель :

Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей : осень) . А мы с вами знаем, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Вот и я для вас сорвала самое красивое яблоко.

А вы любите яблоки? (ответы) .

И я люблю!

Яблоко одно, а нас много? Как же нам быть? (ответы детей )

Ориентировочный этап (до чтения ) .

Задачи на данном этапе : Создать условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопрос.

Образовательные области на данном этапе : Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие.

Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке В. Сутеева «Яблоко» , на которой медведь с яблоком в руках думает, как разделить яблоко из книги О. В. Чиндилова, А. В. Баденова - «Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. –М.: Баллас, 2016. – 60с. .

Посмотрите, какая у меня есть иллюстрация к сказке В. Сутеева «Яблоко» (рассматривают ) . Здесь звери попали в такую же ситуацию, как у нас. Видите, яблоко одно, а зверей много! И медведь задумался, что же делать?

Ребята, а вы хотите узнать, как поступили звери в сказке? Что же нам для этого нужно сделать?

Исполнительский этап (до и после чтения )

Задачи на данном этапе :

Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, сопереживать героям, оценивать их поступки;

Способствовать воспитанию эмоционального восприятия текста.

Обогащать словарь по теме;

Создать условия для развития общей моторики.

Создать условия для формирования понятий : «доброжелательность» , «справедливость» ;

Создать условия для формирования умения оценивать вклад других в общее дело и свой.

Создать условия для развития мелкой моторики.

Образовательные области на данном этапе :

Речевое развитие;Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Воспитатель читает текст :

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!

Крра-крра!

Смотрит Заяц - на ёлке сидит Ворона и смеется.

Эй, Ворона! - крикнул Заяц. - Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала - упало оно вниз.

Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? (Действительно, как это яблоко может бегать и шипеть? Ответы детей принимаются , но не комментируются)

Испугался Заяц, потом понял : яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. (Вот, оказывается, что случилось)

Стой, стой! - кричит Заяц. - Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит :

Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу :

Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

Напрасно спорите, - говорит, - это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит :

Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается : Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет :

Что такое? Что за шум?

Все к нему :

Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный . Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё , как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил :

Кто яблоко нашёл?

Я! - сказал (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе ) Заяц.

А кто яблоко сорвал?

Как р-раз я! - каркнула (взрослый делает паузу, ребенок продолжает сам или вместе со взрослым)Ворона.

Хорошо. А кто его поймал?

Я поймал! - пискнул (пауза – договаривание) Еж.

Вот что, - рассудил Медведь , - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона. (Как же быть? Ответы детей принимаются , но не комментируются)

Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку. (Вот как нужно поступить)

И все хором воскликнули :

Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал (пауза – договаривание) Зайцу :

Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек (пауза – договаривание) Вороне отдал :

Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.

Третий кусочек (пауза – договаривание) Ежик себе в рот положил :

Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил :

А это тебе, Михаил Иванович…

Мне-то за что? - удивился Медведь.

А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил! И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо , никого не обидел.

Воспитатель :

Теперь, предлагаю поиграть.

Игра «Какое яблоко?» с мячом. (Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку с вопросом : «Какое яблоко?» . Дети возвращают мяч с ответом.)

Беседа по иллюстрациям книги :

Кто нашел яблоко?

У кого Заяц попросил помощи?

Подумал ли Заяц о том, что за помощь с Вороной придется делиться?

А подумала ли Ворона, что она помогает Зайцу?

Почему яблоко «побежало» ?

А Ёжик знал, что произошло, пока он спал?

Ворона (Заяц, Ёжик) думала, чье яблоко?

Из-за чего лесные жители поссорились?

Кто помог рассудить спор ?

А медведь сильный, мог бы он отобрать яблоко?

А он отобрал?

А о чем Медведь спрашивал лесных жителей?

Что он понял?

Как вы думаете, понравилось лесным жителям это решение? Почему? (никого не обидели)

А кто поделил яблоко? На сколько частей? Кому четвертая часть?

Что значит, поделить по справедливости?

Воспитатель :

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, где звери тоже пытались поделить, только не яблоко, а апельсин.

Игра «Мы делили апельсин…»

Мы делили апельсин, (сложенными ладошками рубим)

Много нас, а он один. (Разводим руки, показываем один палец)

Эта долька - для ежа, (Показываем друг на друга по очереди)

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура. (трем пальчик о пальчик)

Он сердит на нас - беда! (руки к щекам, качаем головой)

Разбегайтесь кто-куда (Убегаем в разные стороны)

Воспитатель :

Ребята, а почему волк сердится? (не угостили)

Рефлексивный этап.

Задачи на данном этапе :

Создать условия для обращения детей к личному опыту .

Образовательные области на данном этапе : Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие.

Воспитатель задает вопросы и выслушивает ответы детей .

А вы когда-нибудь попадали в такую ситуацию?

А кто у вас дома умный , мудрый, справедливый?

Перспективный этап

Задачи на данном этапе :

Создать условия для применения полученных знаний на практике.

Образовательные области на данном этапе : Речевое развитие,Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Воспитатель :

Так как же мы поступим с нашим яблоком? (ответы детей , с предложением поделить яблоко на всех)

Воспитатель делит яблоко и угощает всех детей

Выход на самостоятельную деятельность : (деятельность можно предложить на вторую половину дня)

А у меня для вас есть картина с вот такой красивой яблоней. (заготовка для коллективной аппликации/рисования с изображением яблони без плодов) Но вам я подсказала, а как другие смогут узнать, какое это дерево? Чем мы можем помочь? (Рисуем или наклеиваем яблоки) .

Литература :

О. В. Чиндилова, А. В. Баденова - «Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. –М.: Баллас, 2016. – 60с.