Денис иванович недоросль краткое содержание. Недоросль

Предлагаем вам познакомиться с замечательным произведением Фонзивина, комедией Недоросль. Для того чтобы легко и быстро познакомиться с произведением Фонзивина Недоросль предлагаем для читательского дневника в свою копилку добавить и работу Фонзивина Недоросль в кратком содержании.

Фонвизин Недоросль

Работа Фонзивина Недоросль и ее сюжет начинаются в деревне Простаковых. В первом действии идет примерка кафтана, который пошил портной Тришка. Кафтан шился для Митрофана — сына Простаковых. Вот только кафтан выдался мал.

Простакова ругает Тришку и просит мужа, который только что вошел, наказать Тришку.

К компании присоединяется брат Простаковой Скотинин. Он готов также стать участником в наказании портного. Когда сестра спросила оценить работу портного, то Скотинину кафтан понравился. Митрофан, жалуясь на свое здоровье и отказавшись от помощи докторов, уходит играть.

Скотинин интересуется, где сейчас его невеста Софьюшка. Как оказалось, у Софьи умер отец, а там и ее мать ушла из жизни, дядя ее куда-то запропастился и не является, поэтому Простаковы и его считает мертвым, вот и взяли под свое крыло Софью. Скотинин же выбрал себе девушку не по любви, просто на ее участке водятся свиньи, а он уж очень пристрастился к ним.

Тут входит радостная Софья, ведь ей наконец-то написал дядя. Как оказалось, он был в Сибири и об этом он пишет в письме, которое поручили прочитать вошедшему Правдину. Также в письме говориться о заработанных дядей десяти тысячах, которые он передает в наследство своей племяннице.

И тут Простакова зовет Софью в другую комнату, чтобы поговорить с ней, ведь надумала она своего сына отдать за Софью.

Пока каждый занят разговором, в комнату вбегает слуга и сообщает, что в деревню вошли солдаты. Простаков и Правдин идут к ним на встречу. Сам Скотинин отправляется на скотный двор.

Второе действие.

Правдин в лице офицера встречает своего друга Милона. Тот рассказал, что ведет солдат в Москву, а он по пути хочет найти свою невесту, которую увезли после смерти матери какие-то родственники в деревню. Как оказалось, это и была Софья. Ее Милон и увидел. Сам Правдин приехал в деревню, чтобы вывести на чистую воду тех, кто пользуется своим положением и под его взгляд пала семья Простаковых.

Софья рассказала Милону, что родственники привезли ее сюда и теперь, узнавши о наследстве от дяди, готовы отдать в жены своему сыну. Об этом узнал и Скотинин, который подошел к компании.

Как раз в эту минуту подходит Митрофан с няней и у дяди с племянником начинается спор по поводу, чьей невестой будет Софья. Завязывается драка.

В этот момент подходят Простаковы. Женщина рассказывает, какие комнаты приготовила для приезде дяди Софьи и зовет Софью посмотреть комнаты. Подходят учителя Митрофна и рассказывают, как они попали к Простаковым.

Действие 3

Приезжает Стародум — дядя Софьи. Простаковым он заявил, что хочет Софью забрать, так как нашел ей жениха. Здесь он, хоть Софья и не догадывается, хочет отдать замуж Милону, ее возлюбленному. Простакова же начинает нахваливать своего сына, говоря, какой он умница и грамоте учится. Вот только учителя недовольны мальчиком. не хочет он учиться. Мать просит сына хотя бы для вида поучиться. Но мальчик на уроке показывает свое невежество, к тому же урок постоянно срывает немец Вральман, мешая учиться Митрофану.

Простакова и Митрофан идут прочь, сами же учителя поругались и решили побить Вральмана, но тот убежал.

Действие 4

Здесь дядя разговаривает с племянницей и рассказывает о таких понятия как добродетель, также затрагивают тему семейной жизни. Далее Стародум получает письмо из него он узнает, что Милон и есть тот самый парень, за которого он хотел отдавать Софью. Пообщавшись с Милоном, дядя благословляет их будущий брак. Тут подходит Скотинин, а позже и Простакова с Митрофаном. Все они сватались к Софье. но Стародум не дал положительного ответа. Простакова решается выкрасть Софью, когда они с дядей будут ехать в Москву.

Действие 5

Стародум беседовал с Правдиным, когда услышали шум. Это Еремеевна хотела увезти Софью по приказу своей госпожи. Благодаря Милону у Простаковой ничего не получилось.

Простакову хотят наказать, но она извиняется и Софья принимает ее извинение. Но, не успели Простакову отпустить, как та стала винить прислугу, что те упустили Софью. У Правдина с собой письмо, где оговаривается то, что с этого момента Правдину под опеку переходят дом и деревня Простаковых. Новый опекун оплачивает услуги учителей и здесь вскрылся обман Вральмана, который не был учителем по немецкому языку, а был обычным конюхом Стародума.

Дядя с племянницей и ее женихом собираются уезжать. Самого Митрофана берет к себе на службу Правдин и парень соглашается. Сама же Простакова в ужасе, ведь потеряла все.
Произведение и краткий пересказ Недоросль Фонзивина завершается подытоживанием Стародума, который произносит Вот злонравия достойные плоды.

Фонвизин Недоросль главные герои

Если говорить о комедии Фонзивина Недоросль и ее главных героях, то следует начать из Митрофана, который и есть недоросль — главный герой произведение. Относится он к отрицательным героям, как и его мать с отцом Простаковы. а также его дядя Скотинин.

Есть в работе и положительные герои и это Софья, ее дядя и Милон, а также второстепенные герои — это учителя Митрофана и няня его.

Фонвизин Недоросль слушать аудиокнигу

Фонвизин Недоросль, краткое содержание

А какую оценку поставите вы?


Фонвизин, Недоросль. В чем вы видите конфликт комедии «Недоросль»?

Комедия была написана в 1781 году, в следующем году была представлена в театре, а в 1783 году была напечатана. Д. И. Фонвизин выставил на осмеяние тех поместных дворян, которые кичились своим знатным происхождением, были безграмотны, невоспитанны и жестоки к своим крепостным людям. Передовые люди того времени были согласны с автором, что крепостное право нужно хотя бы ограничить, чтобы помещики не имели такой огромной власти над своими крепостными людьми, но все знают из истории, что крепостное право было отменено только в 1861 году, то есть, через 80 лет после написания комедии.

Недоросль – это дворянский сын, который не окончил учение и не имел права жениться и служить.

Действующие лица

Простаков .

Госпожа Простакова, жена его.

Простаков Митрофан, сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофана (мамой, матушкой в то время называли няню ребёнка).

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Скотинин, брат г-жи Простаковой.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие первое

Первое явление начинается ранним утром в имении Простаковых. Г-жа Простакова возмущена тем, что портной Тришка сшил узкий костюм Митрофанушке и грозится наказать его. Входит Скотинин, брат госпожи. Он приехал на свой сговор с Софьей, родственницей Простакова, которая живёт у них, оставшись сиротой.

Г-жа Простакова не удосужилась сообщить Софье о том, что она собирается выдать её замуж за своего брата. Помещица уверена, что она хозяйка всего и всех. Прикажет – и Софье придётся выйти за её брата.

Скотинин просит хозяйку отменить наказание ради его сговора. Простакова соглашается и выгоняет Тришку.

Еремеевна пожаловалась, что Митрофанушка плохо поужинал вчера. Простакова встревожилась здоровьем сына и отправляет его порезвиться на голубятню.

В разговоре со Скотининым выясняется, что он хочет жениться на Софье потому, что у неё от родителей осталось поместье с очень хорошими свиньями, которых он хочет присоединить к своим и умножить своё хозяйство. Кроме свиней,он ни о чём говорить не умеет и не хочет.

В следующем явлении приходит Софья с письмом в руке, в котором написано, что её дядюшка Стародум, которого считали умершим, заработал состояние в десять тысяч рублей и делает Софьюшку наследницей этого состояния. Когда новость подтвердилась , Простакова уже видит в бедной родственнице богатую невесту для своего шестнадцатилетнего сына и лебезит перед ней.

Действие заканчивается новостью, что прибыли войска. Все бегут посмотреть. Скотинин отправляется на скотный двор полюбоваться на свиней.

Действие второе

Второе действие происходит тоже в имении Простаковых. В первом явлении встречаются Правдин и Милон. Во время их разговора заходит Софья. Правдин узнаёт, что они знакомы и любят друг друга, но были в разлуке более полугода пока Милон был на службе.

Софья рассказывает, что ей тяжело жилось в этой семье.

Скотинин заявляет, что он не отступится, дядя и племянник едва не подрались из-за невесты.

Приходят учителя Митрофанушки Кутейкин и Цыфиркин.Они жалуются на то, как тяжело учить хозяйского сына, недоросля. Мешают все:

  • Лень Митрофана.
  • Родная мать своей чрезмерной любовью и заботой.
  • Вральман, который сам не учит, потому что он бывший кучер и не даёт учить другим, заручившись поддержкой госпожи.

Митрофан после ссоры с дядюшкой в плохом настроении, не хочет учиться, а хочет жениться. Пугает маменьку намерением утопиться. Простакова ужаснулась его словам и обещает женитьбу на Софье и собирается вязать ему кошелёк для её денег.

Действие третье

В первом явлении приезжает Стародум, Правдин встречает его первым. Они рады встрече. В беседе Стародума и Правдина Фонвизин раскрывает свои взгляды на тогдашнюю действительность, на воспитание молодёжи. Стародум рассказывает Правдину о злоупотреблениях при дворе, о том, что чиновники в учреждениях заняты увеличением своих состояний, а не государственными нуждами. Правдин и Стародум имеют одинаковые взгляды на воспитание молодёжи. Нужно воспитывать сердце и душу, а затем образовывать умы.

Дядюшка и племянница рады встрече. Стародум рассказывает Софье,что у него нет никого, кроме неё, поэтому всё, что он заработал, достанется ей. Теперь она может выйти замуж за того человека, который ей люб, не важно, если он беден. Дядюшка объясняет, что богатство не главное для человека. Золотой болван – всё болван.

Приезд Стародума даёт надежду Скотинину, что тот даст согласие на брак с Софьей. Простакова тоже питает надежду поженить Митрофанушку с Софьей. Споры о женитьбе довели сестру с братом до драки.

Правдин и Софья знакомят Стародума с Милоном , и он одобряет выбор племянницы.

Действие четвёртое

Простакова продолжает надеяться, что сможет уговорить Стародума отдать Софью за Митрофанушку. Скотинин тоже не отказывается от своих планов.

Простакова хвалит своего сына и просит проэкзаменовать его, чтобы все увидели его учёность. Гости задают Митрофанушке вопросы по:

  • Грамматике.
  • Истории.
  • Географии.

Ответы недоросля показывают его абсолютное незнание даже самого элементарного. Он не знает разницы между существительным и прилагательным, истории слышал только от скотницы, слово география не может даже вымолвить.

Простакова уверена, что её сын должен жениться на Софье, Скотинин также уверен в себе. Стародум объявляет, что Софья уже сговорена и не выйдет ни за Скотинина , ни за Митрофана.

Завтра в семь утра Стародум с Софьею уезжают.

Услышав это, Простакова строит козни, как утром украсть её и силой обвенчать с Митрофанушкой. После этого Стародум будет вынужден простить их.

Действие заканчивается тем, что Простакова раздаёт своей дворне и мужу указания по поводу кражи девушки.

Действие пятое

Пятое действие начинается тоже ранним утром , как и первое. После неудачного покушения Софьи, раскрытого Милоном, Простакова на коленях вымаливает прощение у всех.

Когда прощение получено, она в бессильной ярости кричит, что всех запорет до полусмерти, потому что хозяйка властна бить своих слуг сколько хочет.

Правдин сообщает , что он получил пакет с предписанием. Теперь он, как наместник, по указанию свыше, имение Простаковой должен взять под опеку, Митрофанушку отправят служить. Простакова в отчаянии бросается к сыну, который её отталкивает. Она рыдает от горя.

В финале пьесы Стародум, указывая на Простакову, говорит: ” Вот злонравия достойные плоды”

Прошло больше двухсот лет со дня написания пьесы. К сожалению, многие её события, которые критиковал автор, бывают и сегодня. Есть чиновники, которые больше пекутся о своих, а не государственных нуждах. Есть невежественные, невоспитанные , самоуверенные лентяи. К сожалению, пьеса актуальна и сейчас, хотя давно уже нет крепостного права.

Пьесу Фонвизина надо читать полностью, чтобы насладиться её ироничным и саркастичным языком. Конечно, за то время, пока существует пьеса, язык её местами кажется архаичным, но многие фразы из неё давно стали крылатыми выражениями: золотой болван – всё болван; не хочу учиться, хочу жениться; вот злонравия достойные плоды.

Не устарел юмор Фонвизина в сценах учения Митрофанушки и в разговорах Скотинина. Слова Митрофанушка и Недоросль и теперь символизируют лодырей и неучей. Читать пьесу необходимо всем, желающим знать русскую словесность.

Чтобы понять, актуальна ли пьеса “Недоросль” сегодня, надо читать не краткую, а полную версию её.

Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка , считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке . Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан "сшит изряднехонько".

Сам же кафтан - обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы"надзирать за её имением, как за своим собственным". Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье - не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много... свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана .

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на "злонравных невежд", которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых.

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни... В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную - это Софья .

Влюбленные рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём "сопернике".

Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч - Кутейкин и Пафнутьич - Цыфиркин. Кутейкин,дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри.А Цыфиркин, отставной сержант, - учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной "таски" ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына,обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та "не впилась в харю" Скотинину и "не раздернула ему рыла по уши". Простакова собирается по-своему "переведаться" с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет.Учителя утешают её.

Приезжает Стародум . Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от "невежд без души". Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что "лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней".

Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье.

Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего "молодого человека больших достоинств". Это известие повергает всех в уныние, а Софья"кажется пораженною". Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха - всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям - десять). Вральман учит Митрофана "по-французски и всем наукам". Но главное - он "ребенка не неволит".

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно.Арифметике Митрофан учится третий год, а "трёх перечесть не умеет". Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор "новой строки не разберёт". А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учебе.

Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: "Не хочу учиться, хочу жениться". Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: "Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтём и без Пафнутьича хорошохонько". Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою,а дьячок - Часословом, но немцу удается убежать.

Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели.Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена... Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи,упоминая о своей "взаимной склонности" с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен.Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет"поставить на своем". Она расставляет по дому "часовых".

Правдин получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом...

Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете - венчаться с Митрофанушкой.Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как "нарушительница гражданского спокойства". Госпожа Простакова бурно раскаивается в своем поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовет учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги... А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: "От всего отступаюсь". Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: "Один ты у меня остался..." Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: "Погибла я совсем..."А Стародум, указывая на неё, произносит: "Вот злонравия достойные плоды!"

Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» - раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика. Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.

История создания

Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью - труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.

Описание произведения

Действие 1

Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой - он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.

Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя - теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.

Действие 2

Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки - офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя - Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.

Действие 3

Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.

Действие 4

Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях - подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.

Действие 5

Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой - открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.

Главные герои

Рассматривая образы основных героев стоит отметить, что говорящие фамилии персонажей пьесы выражают однолинейность их характера и не оставляют сомнения о нравственной оценке автором действующих лиц комедии.

Полновластная хозяйка имения, деспотичная и невежественная женщина, считающая, что все дела без исключения можно решить при помощи силы, денег или обмана.

Его образ - средоточие глупости и необразованности. Обладает поразительной безвольностью и нежеланием самому принимать решения. Недорослем Митрофанушку нарекли не только в силу возраста, но также из-за его тотального невежества и низкого уровня нравственного и гражданского воспитания.

Добрая, отзывчивая девушка, получившая хорошее образование, обладающая высоким уровнем внутренней культуры. Живет у Простаковых после смерти родителей. Всем сердцем предана своему жениху - офицеру Милону.

Человек, олицетворяющий жизненную правду и слово закона. Будучи государственным чиновником, он находится в имении Простаковых для того, чтобы разобраться в творящихся там беззакониях, в частности несправедливо жестокого обращения со слугами.

Единственный родственник Софьи, ее дядя и опекун. Преуспевающий человек, которому удалось воплотить в жизнь свои высокоморальные принципы.

Возлюбленный и долгожданный жених Софьи. Храбрый и честный, отличающийся высокой добродетелью молодой офицер.

Недалекий, жадный, необразованный человек, не гнушающийся ничем ради наживы и отличающийся лживостью и лицемерностью в высокой степени.

Анализ произведения

«Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства - единство времени, места и действия.

Решение проблемы воспитания - центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров - каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами. Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.

Итоговый вывод

Комедия Фонвизина стала для современников уникальным знаковым произведением. В пьесе происходит яркое противопоставление высоких моральных принципов, настоящей образованности и лени, невежества и своенравия. В социально-политической комедии «Недоросль» на поверхность поднимаются три темы:

  • тема образования и воспитания;
  • тема крепостничества;
  • тема осуждения деспотической самодержавной власти.

Цель написания этого гениального произведения ясна - искоренение невежества, воспитание добродетелей, борьба с пороками, поразившими российское общество и государство.

Злая и грубая помещица Простакова рассматривает кафтан, сшитый сельским портным Тришкой для её сына, недоросля Митрофана, крича: «Он, вор, везде его обузил».

Явление II

Приводят Тришку. Простакова ругает его за кафтан, обзывая скотом. Тришка оправдывается: «я портняжному делу нигде не учился, самоучка». Простакова вопит: «Портной учился у другого, другой у третьего, да первый портной у кого же учился? Говори, скот!» «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего», – резонно парирует Тришка.

Денис Иванович Фонвизин

Явление III

Приводят хозяина имения, помещика Терентия Простакова. Нерешительный человек, подкаблучник жены, он робко говорит, что кафтан, по его мнению, не узок, а мешковат. Жена начинает ругать его. Простаков униженно оправдывается: «При твоих глазах мои ничего не видят». Госпожа Простакова требует немедленно наказать Тришку.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление IV

Входит брат госпожи Простаковой, Скотинин. Глядя на кафтан, он находит, что тот не узок и не мешковат, а «сшит преизрядно». Однако мысль наказать Тришку всё равно кажется ему правильной: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Простакова велит стоящей здесь же няне Еремеевне накормить Митрофана завтраком. Выясняется, что недоросль уже и так «пять булочек скушать изволил», а вчерашним вечером перед сном уплёл «солонины ломтика три, да подовых то ли пять, то ли шесть». Митрофан рассказывает, что от такого плотного ужина ему «ночь всю така дрянь в глаза лезла».

Простакова интересуется: «Какая ж дрянь?» – «Да то ты матушка, то батюшка. Видел будто ты, матушка, изволишь бить батюшку – так мне и жаль стало». – «Кого, Митрофанушка?» – «Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Обрадованная такой сыновней сострадательностью мать ласково обнимает Митрофана, и тот убегает на голубятню.

Явление V

В имении Простаковых живёт на положении воспитанницы их дальняя родственница, Софья. Отец и мать этой девушки умерли, оставив ей в наследство имение, а дядя, господин Стародум, уехал в Сибирь. Скотинин собирается посвататься к Софье. Главная причина этого его желания в том, что в принадлежащих Софье деревеньках много свиней, до которых Скотинин «большой охотник». Он с восторгом рассказывает: в околотке водятся даже «такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Кроме того, Скотинин давно разорил собственные имения, ибо нещадно драл с крестьян огромные оброки. Софьино приданое может поправить его положение.

Госпожа Простакова с умилением замечает, что её Митрофанушка весь в дядю. «И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты, – говорит она Скотинину. – Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». Господин Простаков замечает, что столь сильно пристрастие к свиньям не может возникнуть у людей просто так: «тут есть же какое-нибудь сходство».

Герои «Недоросля» Фонвизина

Явление VI

Входит радостная Софья и рассказывает: она получила письмо от своего дяди Стародума. Ходили слухи, что тот умер в Сибири, однако из письма явствует: Стародум жив и недавно приехал в Москву.

Госпожа Простакова очень недовольна этим письмом. «Что ты нас путаешь? Разве ты не знаешь, что Стародума уж несколько лет от меня за упокой поминали? Неужто грешные мои молитвы не доходили!»

Скотинин и Простаковы боятся, что Стародум помешает им завладеть имениями Софьи. Из диалогов пьесы выясняется ещё: Простаковы недавно не позволили Софье выйти замуж по любви за одного офицера. Раздосадованная госпожа Простакова возмущается современным образованием, из-за которого многие девушки научились читать и могут разбирать содержание писем.

Простаковы и Скотинин сами неграмотны и не могут прочесть письма. Простакова отбирает его у Софьи и вспоминает об учителях Митрофанушки. Государственные указы требуют обучать всех дворян-недорослей, и из города приходят преподавать Митрофану «арихметику» и грамоту отставной сержант Цыфиркин и дьячок Кутейкин. Есть у него и ещё один учитель: немец Адам Адамыч Вральман, знаток «французского и всех прочих наук». Цыфиркину и Кутейкину Простаковы платят скудно, а иностранец Вральман получает большое жалование и живёт прямо в имении, на полном господском содержании.

Явление VII

Появляется остановившийся недавно проездом в имении Простаковых дворянин Правдин. Госпожа Простакова представляет его Скотинину (который первым делом осведомляется, водятся ли в имениях Правдина свинки), а потом просит, чтобы Правдин прочёл полученное Софьей письмо.

Тот читает (спросив у Софьи разрешения на это). Стародум сообщает в письме, что, нажив в Сибири честными трудами состояние, дающее 10 тысяч рублей доходу, он решил вернуться обратно, взять на себя попечение над Софьей и завещать ей всё своё наследство.

Сумма в 10 тысяч рублей дохода столь велика, что Простаковы и Скотинин застывают от изумления. Скотинин уговаривает сестру побыстрее обделать его брачный сговор с Софьей. Однако у госпожи Простаковой теперь возникает другой план: выдать девушку за своего сына Митрофана.

Явление VIII

Прибегает слуга с известием, что в имение Простаковых вошла для постоя солдатская часть. Правдин и Простаков идут переговорить с офицером, командующим солдатами, а Скотинин отправляется в своё любимое место – на скотный двор.