День святых мефодия и кирилла, день славянской письменности и культуры. В день славянской письменности и культуры святейший патриарх кирилл откроет на красной площади всероссийский праздничный концерт

24 мая Церковь празднует день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ― создателей славянской письменности. В этот день во многих славянских странах проходят праздничные мероприятия.

По традиции, сложившейся в последние годы, в День славянской письменности и культуры во многих регионах России от Владивостока до Калининграда одновременно проходит всероссийский праздничный концерт. Организаторами мероприятий выступают Русская Православная Церковь, Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Москвы.

24 мая 2017 года праздничные программы в разных городах страны начнутся в 13.00 по московскому времени. Основное торжество состоится на Красной площади в Москве. Мероприятие откроется приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ходе концерта состоятся прямые включения из Белгорода, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода.

Основной идеей праздника в этом году станет тема духовного единства, сплочения славянских народов и почитания великого культурного наследия. В начале концерта под названием «Я, ты, он, она ― вместе целая страна...» прозвучат духовные сочинения А. Кастальского, П. Чайковского, С. Прокофьева и Г. Свиридова. Затем будут исполнены популярные песни советских и российских композиторов ― В. Баснера, М. Блантера, Г. Струве, В. Шаинского, А. Пахмутовой, А. Гладкова, И. Дунаевского, Д. Тухманова и др. В завершение этой части концерта концерта певица Полина Гагарина в сопровождении сводного хора, в составе которого в этом году выступит 1200 человек, исполнит песню «Миллион голосов».

В праздничном концерте примут участие 35 детских и молодежных академических хоровых коллективов. Участниками программы станут: Большой детский хор имени В.С. Попова, Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра, Государственная академическая хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, Московский Синодальный хор, Хор Сретенского монастыря, Государственная академическая симфоническая капелла России, а также солисты Большого театра. Торжественный концерт завершится гимном «Славься» на музыку М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».

Вход на концерт свободный.

Ежегодно 24 мая православные христиане празднуют день памяти двух великих просветителей - Кирилла и Мефодия. Праздник имеет не только религиозное, но и светское значение: в эту дату отмечается День славянской письменности и культуры.

История праздника

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий родились в городе Солуни, в праведной и одаренной земными благами греческой семье. Среди семерых детей Мефодий был самым взрослым, а Кирилл — самым младшим ребенком. Оба брата с юности отличались необычайными талантами и дарованиями, но изначально выбрали разные пути их применения.

Мефодий посвятил себя военной службе. Заметив недюжинные способности воина, царь поставил его во главе одного из славянских воинств. В дальнейшем в этом многие усмотрели промысел Божий: находясь среди славян, Мефодий смог лучше уяснить особенности их языка и культуры, что сыграло важную роль в его последующем становлении как просветителя и наставника. Через десяток лет Мефодий решил оставить военную карьеру и посвятить себя службе духовной: он постригся в монахи и удалился от мирских забот, сосредоточился на исполнении монашеского обета и изучении священных книг.

Кирилл с детства проявлял блестящие таланты в изучении светских наук и религиозно-нравственных дисциплин. Уже в юношестве он принял сан священника. Необычайное красноречие, блестящий ум и великая вера позволили Кириллу одержать многократные победы над еретиками, благодаря чему он снискал любовь и уважение императора, который впоследствии доверял ему крайне важные духовные миссии.

Одной из таких миссий стала поездка Кирилла и Мефодия в Моравию. В девятом веке к императору пожаловали послы моравского князя Ростислава, который просил направить в его государство тех, кто смог бы читать проповеди на славянском языке. Решено было поручить это братьям-просветителям с группой учеников. В результате миссии Кирилл создал славянскую азбуку, а также перевел на старославянский язык священные книги, необходимые для богослужения.

Истоки празднования дня памяти Кирилла и Мефодия 24 мая по новому стилю восходят еще к 12 веку. В древние времена эту традицию поддерживали все славянские народы, однако впоследствии в силу разных причин празднование было устранено. Возродилась традиция во второй половине девятнадцатого века. А в 1991 году был установлен и соответствующий светский праздник — День славянской письменности и культуры.

День памяти Кирилла и Мефодия в 2017 году

В храмах в честь праздника проходит особое торжественное богослужение, в ходе которого читаются особые прославляющие святых братьев молитвы. Верующие обязательно посещают церковную службу: в этот день принято молиться Кириллу и Мефодию о помощи в учении, об укреплении веры, о нахождении своего предназначения и истинного пути.

24 мая проходят различные светские мероприятия в честь Дня славянской письменности: научные конференции, выставки, презентации, концерты, посвященные воспоминанию неоценимого вклада, который внесли Кирилл и Мефодий в развитие славянской культуры.

Заручиться поддержкой Высших сил в этот день можно, прочитав молитву перед иконой Кирилла и Мефодия . Считается, что она особенно помогает тем, кто находится в процессе обучения. Цените богатое культурное наследие, которое нам досталось, чтите важные даты церковного календаря и не забывайте нажимать на кнопки и

23.05.2017 06:10

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят...

Любые православные праздники следует отмечать в соответствии с определенными правилами, чтобы не обрушить на себя...

Сегодня Православная Церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Святые Кирилл и Мефодий проделали титаническую работу – вывели славян на принципиально новый уровень. Вместо разобщенного и разнородного язычества у славян появилась единая православная вера, из народа, не имеющего письменности, славяне стали народом обладателем собственной уникальной письменности, на протяжении столетий она была общей для всех славян.

В IX веке повторилась история века апостольского, как двенадцать учеников Христа смогли изменить мир Средиземноморья, так два самоотверженных миссионера проповедью и учеными трудами смогли привести в семейство христианских народов огромный этнос славян.

Начало служения

Братья Кирилл и Мефодий родились в начале IX веке в Салониках, в городе, в котором помимо коренных жителей греков, проживало много славян. Поэтому славянский язык для них был практически родным. Старший брат, Мефодий, сделал хорошую административную карьеру, некоторое время он занимал должность стратега (военного губернатора) в византийской провинции Славиния.

Младший, Константин (такое имя носил Кирилл до принятия монашества) выбрал путь ученого. Он прошел обучение в Константинопольском университете, существовавшем при императорском дворе – в столице Византии университет был основан задолго до открытия подобных учебных заведений в Западной Европе.

Среди учителей Константина были замечательные представители «Македонского ренессанса» Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинополя. Константину сулили перспективную светскую карьеру, но он предпочел занятия наукой и служение Церкви. Священником он никогда не был, но был посвящен в чтеца – это одна из степеней церковнослужителей. За свою любовь к философии Константин получил наименование Философ.

Как лучший выпускник он был оставлен при университете преподавателем, а в 24 года ему поручили дело государственной важности – в составе дипломатического посольства он отправился в Багдад, ко двору халифа Аль-Мутаваккиля. В те времена теологические диспуты с иноверцами были обычным явлением, поэтому богослов непременно входил в состав дипломатической миссии.

Это сегодня на религиозных саммитах представители разных вер говорят о чем угодно, только не о религии, а тогда вопросы веры в обществе были приоритетными, и Константин Философ, прибыв ко двору халифа, свидетельствовал багдадским мусульманам об истинах христианства.

Хазарская миссия: на территории современной России

Следующая миссия была не менее сложной, т.к. направлялась в Хазарский каганат, правители которого исповедали иудаизм. Она началась вскоре после осады Константинополя и разграбления его предместий «русскими» дружинами Аскольда и Дира в 860 году.

Вероятно, император Михаил III хотел вступить в союзные отношения с хазарами и привлечь их к защите северных рубежей Византийской империи от воинственных россов. Другой причиной посольства могло стать положение христиан на подконтрольных хазарам территориях – на Тамани и в Крыму. Иудейская верхушка притесняла христиан, и посольство должно было решить этот вопрос.

Посольство из Азовского моря поднялось по Дону до переволоки на Волгу и по ней спустилось к столице Хазарии – Итилю. Здесь кагана не было, поэтому пришлось по Каспийскому морю добираться до Семендера (район современной Махачкалы).

Обретение мощей Климента Римского близ Херсонеса. Миниатюра из Менология императора Василия II. XI в.

Константину Философу удалось решить вопрос – христианам Хазарии была возвращена свобода вероисповедания, их церковная организация в Тамани и Крыму (Фулльская архиепископия) была восстановлена. Кроме важных административных вопросов по защите хазарских христиан, священники посольства крестили 200 хазар.

Русские побеждали хазаров мечом, а Константин Философ словом!

Во время этого путешествия святой Кирилл на одном маленьком островке в бухте у Херсонеса (сейчас она называется Казачьей) чудесным образом обрел мощи святителя Климента, папы Римского, скончавшегося в крымской ссылке в 101 году.

Моравская миссия

Святой Кирилл, наделенный большими способностями к изучению языков, от обычных полиглотов отличался тем, что сумел сконструировать алфавит. Эту сложнейшую работу по созданию славянской азбуки он проводил в течение длительного времени, в те месяцы, когда ему удавалось побыть в монастырской тиши на Малом Олимпе.

Плодом молитвенной и интеллектуальной напряженной работы стала – кириллица, славянский алфавит, который лежит в основе русской азбуки и других славянских алфавитов и письменности (надо сказать, что в XIX веке появилось мнение, что святой Кирилл создал глаголицу, но этот вопрос до сих пор остается дискуссионным).

Работу, проделанную Кириллом, нельзя назвать просто профессиональной, создание гениального по своей простоте алфавита и письменности было делом высочайшего и даже божественного уровня! Это подтверждает и такой беспристрастный эксперт русской словесности, как Лев Толстой:

«Русский язык и кириллица имеют перед всеми европейскими языками и азбуками огромное преимущество и отличие… Преимущество русской азбуки состоит в том, что всякий звук в ней произносится, – и произносится, как он есть, чего нет ни в одном языке».

Практически с готовой азбукой Кирилл и Мефодий в 863 году отправились в миссию в Моравию, по приглашению князя Ростислава. Князя одолевали западные миссионеры, но латынь, на которой проводили службы немецкие священники, была не понятна славянам, поэтому моравский князь обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать к ним «епископа и учителя», который бы истины веры доносил бы на родном для славян языке.

Василевс направил в Великую Моравию Константина Философа и брата его Мефодия, который к тому времени оставил светскую службу и принял монашество.

Во время пребывания в Моравии Кирилл и Мефодий перевели те богослужебные книги, которые используются за богослужением, в том числе Евангелие и Апостол. В моравской миссии, которая продолжалась три года и четыре месяца, святые братья заложили основы славянской письменной традиции, славяне смогли не только участвовать на богослужении, совершающемся на родном языке, но и лучше понять основы христианской веры.

Кирилл и Мефодий передают славянам азбуку

Одним из пунктов программы моравской миссии было создание церковной структуры, т.е. епархии, независимой от Рима и его духовенства. А притязания баварского духовенства на Великую Моравию были серьезными, у Кирилла и Мефодия произошел конфликт с духовными персонами из Восточно-Франкского королевства, которые считали допустимым ведение церковной службы только на латыни, и утверждали, что Святое Писание на славянский язык переводить не следует. Конечно, при такой позиции об успехе христианской проповеди не могло быть и речи.

Кириллу и Мефодию дважды приходилось отстаивать правильность своих убеждений перед западным духовенством, второй раз – перед самим папой Римским Адрианом II.

Смерть Кирилла в Риме и дальнейшее дело проповеди среди славян

В Рим славянские миссионеры направились, взяв мощи священномученика Климента Римского, открытые ими близ Херсонеса. Папа, приняв бесценный дар, выслушал святых братьев и согласился с их аргументацией о необходимости миссию и службу среди славян проводить на родном для них языке. Постановление папы утвердила курия.

Стоит отметить, что уже в XX веке в эницклике «Slavorum Apostoli» папа-славянин Иоанн Павел II отметит выдающиеся заслуги святых Кирилла и Мефодия в деле проповеди Евангелия и их вклад в укрепление церковного единства между Востоком и Западом.

Младший брат в Риме тяжело заболел, перед смертью он принял монашество с именем Кирилл, в честь святителя Кирилла Александрийского. Он скончался в возрасте 42 лет 14 февраля 869 года, погребен был в базилике Святого Климента Римского. Перед смертью святой Кирилл заповедовал своему брату продолжать миссию у славян: «Мы с тобой, как два вола; от тяжелой ноши один упал, другой должен продолжать путь».


Сан-Клементе, нижняя базилика. Рим. Место первоначального погребения святого Кирилла. Фото: Кирилл Брагин

Мефодий, посвященный папой в епископский сан с титулом архиепископа Великоморавского, в течение 15 лет до самой смерти, последовавшей в 885 году, занимался переводами священных книг и нес миссионерское служение среди славян. И хотя со временем немецкому духовенству удалось вытеснить из Моравии учеников святых братьев, они рассеялись по всему славянскому миру.

Болгары, сербы, хорваты, русские, румыны, поляки – все славянские народы почитают святых Кирилла и Мефодия своими учителями. А Церковь за понесенные труды именует их равноапостольными.

А началось всё с Кирилла и Мефодия…

Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ, 827-869, Рим) и Мефодий (в миру Михаил; 815-885, Велеград, Моравия), братья из города Солуни (Салоники), потому известные также как «Солунские братья» - реформаторы славянской азбуки и создатели церковнославянского языка, проповедники христианства.

Кирилл и Мефодий канонизированы церковью и почитаются как святые как на Востоке, так и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские»; принятая по церковным обычаям очерёдность — «Мефодий и Кирилл», хотя издавна устоялась «Кирилл и Мефодий».

Глаголица и Кириллица

Константин был очень образованным для своего времени человеком. Это он впервые начал переводить на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение, в т.ч. Евангелие, Апостол и Псалтырь.

В 856 году Константин (Кирилл) вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников (Горазд, Климент, Савва, Наум, Ангеляр) и у них зародилась мысль о создании славянской азбуки.

Кирилл и Мефодий вначале проделали титаническую работу по вычленению звуков славянского языка, то есть главную часть всякой работы по созданию новой письменности. Затем, для записи церковных текстов на славянском языке, они разработали специальную азбуку — глаголицу.

Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе.

Кириллица, в свою очередь, создавалась на базе глаголицы и греческого алфавита. На основе кириллицы создавалась алфавиты белорусского языка, болгарского, македонского, русинского языка/диалекта, русского, сербского, украинского, черногорского языков.

Благодаря деятельности братьев азбука получила широкое распространение в южнославянских землях, что привело в 885 году к запрещению её использования в церковной службе римским папой, боровшимся с результатами миссии Кирилла и Мефодия.

Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893-927 гг.). В конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.

Старославянский язык, будучи языком церкви на Руси, испытывал на себе влияние древнерусского языка. Это был старославянский язык русской редакции, так как включал в себя элементы живой восточнославянской речи.

История праздника

История праздника насчитывает целое тысячелетие и восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X-XI веках.

Самые ранние данные по празднованию дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю), датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля, святого Мефодия — 6 апреля, в дни их смерти.

Общий праздник святых Кирилла и Мефодия в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки.

В старые времена у всех славянских народов праздновался день памяти святых братьев, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, о нём стали забывать. Но в начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, вспомнили и о создателях славянской письменности.

В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

В 1863 году российским Святейшим Правительствующим Синодом было установлено празднование обоим святым ежегодно 11 мая (по юлианскому календарю) «в память совершения тысящелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою»

Указом Святейшего Синода в 1885 году память 11 мая была отнесена к средним праздникам со бдением. В 1901 году Синодом было определено совершать ежегодно в храмах при всех учебных заведениях духовного ведомства торжественное всенощное бдение накануне и литургию с последующим молебном Мефодию и Кириллу в самый день 11 мая, с освобождением учащихся от занятий. К 11 мая в церковных школах также приурочивался ежегодный выпускной акт.

В середине июля 1869 года в вековом лесу за рекой Цемес прибывшими в Новороссийск чешскими переселенцами была основана деревня Мефодиевка, получившая название в честь святого Мефодия.

Праздник в честь Кирилла и Мефодия - государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии - День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

День славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) — российское название праздника.

В советское время коммунистам совсем не хотелось отмечать церковные праздники, но и пройти мимо такого значительного события тоже было нельзя, поэтому в 1986 году, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен в СССР «праздником славянской культуры и письменности», а 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности».

Тогда же было установлено, что столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России (кроме 1989 и 1990 годов, когда столицами были соответственно Киев и Минск, тогда ещё находившиеся в составе СССР).

С 2010 года основные торжества всегда будут проводиться в Москве.

В 1992 г. в Москве установлен памятник Кириллу и Мефодию, скульптор В.В.Клыков. Вообще радует, что памятников Кириллу и Мефодию много. На снимках памятники, установленные в Москве, Одессе, в Киево-Печерской Лавре в Киеве, в Саратове, в Болгарской Народной библиотеке в Софии.

По признанию многих иностранцев, русский язык достаточно сложен для изучения. Вот как КВН-щики обыграли эту сложность: «Как Кирилл и Мефодий придумывали русский язык».

День Славянской письменности и культуры

День Славянской культуры и письменности - праздник, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских, 24 мая. Отмечается как в России, так и в некоторых других славянских странах. В России праздничные мероприятия проходят в течение нескольких дней.

Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Святые братья Кирилл и Мефодий - христианские проповедники и миссионеры, просветители славянских народов. В 863 году византийский император направил братьев в Моравию на проповедь славянам. Братья составили первую славянскую азбуку и перевели богослужебные книги на славянский язык. Тем самым были заложены основы славянской письменности и культуры.

Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия отмечалась у славянских народов еще в древности. Затем празднование было забыто и восстановлено в Русской Церкви только в 1863 году, когда и было принято постановление о том, чтобы вспоминать словенских просветителей 11 (24 по н. ст.) мая.

Современное празднование

В 1985 году в славянском мире отмечалось 1100-летие со дня кончины св. равноап. Мефодия. Впервые в СССР 24 мая был объявлен днем славянской культуры и письменности.

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры. С 1991 года государственные и общественные организации стали проводить Дни славянской письменности и культуры совместно с Русской Православной Церковью.

В период празднования проводятся различные церковные мероприятия: посвященные святым Кириллу и Мефодию богослужения в Успенском соборе Кремля и других храмах России, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки, концерты.

С 1991 года в рамках празднования дней славянской культуры и письменности проходит ежегодная духовно-культурная экспедиция «Славянский ход» по городам России.

Происхождение праздника нераздельно связано с памятью о создателях кириллицы - равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

Кирилл и Мефодий родились в знатной и благочестивой семье, проживавшей в Фессалониках (ныне Салоники). Старший брат Мефодий выбрал военное поприще, служил в зависимом от Византийской империи славянском княжестве, где обучился местному языку. После 10-летней службы, он принял монашество, а затем стал настоятелем монастыря в Вифинии.

Кирилл с раннего возраста интересовался наукой, изучал языки, и общался с выдающимися личностями того времени, такими как византийский летописец Леон Грамматикос и Патриарх Фотий. Закончив учебу, он получил сан иерея, преподавал философию в Константинополе, а позже переехал к Мефодию в монастырь, где много молился и читал.


Поводом для создания новой письменности послужила просьба моравского князя Ростислава направить к нему учителей, чтобы те проповедовали на родном для его подданных языке. Это были времена, когда славянские народы еще только выходили на исторические подмостки и нуждались в убедительных проповедях и народных богослужениях. В 863 г. братья приступают к созданию новой азбуки. Они значительно изменяют греческий алфавит и стараются точнее передать славянские звуки. Используя новую письменность, они переводят книги, тексты из Евангелия, псалтыри, песнопения для литургий. Как только слово Божие зазвучало на славянском языке, сразу же возникла потребность местных священнослужителях, поэтому самых достойных готовили к посвящению в сан. Слушая тексты Священного Писания на родном языке, люди стали принимать христианство, а вместе с ним и письменность. Получив в наследство собственный алфавит, культура и духовность славянских стран испытала небывалый подъем.

Православная церковь глубоко чтит память о братьях. Уже в XI в. день 11 мая (24 мая по григорианскому календарю) объявляется днем памяти святых Кирилла и Мефодия, а позже, когда наступил расцвет науки и просвещения этот день стал праздником Славянской письменности. На Руси обычай вспоминать Кирилла и Мефодия сложился очень давно, но на государственном уровне праздник утвержден только в 1863 году, спустя почти 1000 лет после введения кириллицы. В советские времена о нем вообще забыли, но 24 мая 1986 г. в Мурманске провели несколько мероприятий, посвященных Дню письменности, а уже в следующем году его отметили в Киеве, Минске и Новгороде. В 1991 г Президиум Верховного Совета СССР узаконил праздник, как День славянской письменности и культуры.

Сейчас в России праздник отмечает и церковь и светская общественность. Вместе с памятными богослужениями, шествиями и паломничеством в монастыри, устраиваются выставки, презентации, литературные чтения, конкурсы и праздничные концерты. Этот праздник - повод для радости и гордости за свою национальную культуру, как для верующих, так и убежденных атеистов во многих странах.


С днем славянской письменности и культуры связаны многие российские традиции. Но этот день празднуется не только , но и в других славянских странах. Каждый год его отмечают в один и тот же день, 24 мая – день славянской письменности и культуры. не станет исключением. Самой главной связующей для славян, кроме письменности, является еще и духовная часть. Отмечание этого праздника также объединяет такие страны как:

  • Украина;
  • Беларусь;
  • Балканы.

В столице в этот день проводится грандиозный концерт. Суть этого праздника – объединить и восстановить духовную связь между всеми славянскими народами в память о наших предках. Большей частью на развитие культуры влияет православие.

Откуда пошло празднование Дня славянской письменности и культуры

Этот праздник берет свое начало у двух братьев православной религии, Кирилла и Мефодия. Ведь именно они дали славянам письменность и возможность оставлять информацию, используя простой и понятный алфавит. Такой шаг позволил дать образование даже простым людям и обучить их грамоте, что в свою очередь дало толчок к вхождению славян в список цивилизованных рас, и стать образованными и развитыми. Братья взялись переводить на кириллицу некоторые священные талмуды, что дало толчок на проведение богослужений на родном и, следовательно, понятном языке. В связи с этим обычные граждане стали лучше понимать религию.

Самой известной книгой о происхождении письменности на славянском языке является «Повесть временных лет». Из-за непонимания греческого и латинского языка, славянские князья вынуждены были обратиться к византийскому царю, чтобы тот посоветовал им учителя, способного объяснить священные книги на их родном языке. И тогда царь распорядился отправить на родину к князьям двух братьев, Кирилла и Мефодия, которые должны были исполнить его волю.

Они придумали простейшую азбуку на славянском языке, которая помогла прочесть святые книги и, в последствии, стала главным фактором в развитии письменности и культуры на Руси. Описываемые события произошли в 863 году. Принято считать, что именно в этом году берет свое начало славянская письменность. С тех пор стали основываться библиотеки, которые заполнялись талмудами на понятном для простых людей языке.

В результате развития грамотности простых людей, стали возникать школы, в которых обучали азбуке и культуре в целом. Азбука была названа в честь одного из братьев «кириллицей». Правда, до того как он обрел монашество, имя его было Константин. В основе азбуки, как ни странно, лежит греческий алфавит, но со значительными изменениями, которые помогли провести адаптацию с определенной звуковой системой. Как только азбука была закончена, ее предоставили на рассмотрение к Папе Римскому, который утвердил ее. С тех пор все богослужения проводились на славянском языке.

В результате прибытия двух непримечательных братьев к славянским князьям:

  1. Появился новый алфавит и, следовательно, письменность.
  2. Началось глобальное развитие культуры на Руси.
  3. Возникла возможность понять священные книги, тем самым облегчив проведение богослужений.
  4. Возникли школы, где детей обучали грамотности.

Как славяне отмечают праздник в 2017 году?

Некоторое время после того как была введена письменность, славянские народы праздновали это событие как дань братьям, придумавшим азбуку. Хотя, по прошествии времени, это забылось, и праздновать перестали.

19 век стал временем возрождения традиций, праздник снова стали отмечать все славяне. Но нужно было определить день прославления письменности, поэтому было решено отдать этому празднику 24 мая (по новому стилю), начиная с 1863 года. Сначала он носил религиозный характер, то есть отмечался только церковью, но чуть позже ему присвоили государственный статус. Стали праздновать День славянской письменности и культуры в школах и других образовательных учреждениях.

Во времена Советского союза об этом событии забыли, и обратили внимание на него только ближе к 90-м годам. Первым грандиозным событием похвастался Мурманск в 1986 году. Тогда оно называлось «Праздником письменности».

В 1991 году праздник стал государственным, и с тех пор вся Россия участвует в прославлении дня появления письменности. На красной площади на праздник организовываются различные культурные мероприятия для возвышения культурного уровня наших соотечественников. Этому дню учредили официальное название — День славянской письменности и культуры.

У церкви праздник проходит довольно предсказуемо:

  • проведение всевозможных литургий;
  • организация миссий по пути монастырей;
  • посещение всех детских учреждений.

На каждом из организованных мероприятий руководители награждают лауреатов Международной премии святых Кирилла и Мефодия. Ее утвердили Московская Патриархия и Славянский фонд России. Лауреатами являются все деятели культуры, искусства и прочие. Все те, кто внес непосильную лепту в развитие образования и культуры. В качестве приза преподносится скульптура Кирилла и Мефодия, а также дополняется медалью и дипломом.