Давайте узнаем. Что такое роспись в Древнем Египте? Давайте узнаем Древнеегипетские росписи

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»): учеб. для 2 кл. – М.: Баласс,
2011.
Уроки 29–30 (с презентациями).
Изобразительное искусство.
Тема. Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Иероглифы.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта (на
примере древнеегипетской росписи и скульптуры). Отличать рельеф от круглой скульптуры. Иметь представление о
письменности Древнего Египта, об иероглифах. Уметь выполнять простейшие рисунки человека в стиле
древнеегипетского рельефа. Уметь изображать простейшие иероглифы. Продолжить овладение приёмами работы гуашью.
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения древнеегипетского искусства, уметь выражать своё отношение
к ним на примере скульптурного портрета царицы Нефертити, росписей и рельефов царских гробниц.
Обязательный минимум содержания: древнеегипетские роспись и скульптура (Н), каноны, рельеф, иероглифы
(П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: скульптурный портрет царицы Нефертити, росписи и рельефы со стен царских гробниц,
иероглифические надписи, схема изображения человека по клеткам.
Дополнительный материал для учителя.
Искусство Древнего Египта
Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно служило многочисленным культовым и магическим целям. В
изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, большее, чем
просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно «оживляло» образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.
Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где
древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремёсел,
строительством храмов. По велению сердца, облечённому в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы и создал их тела, воплощением
которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул «старейшина художников». Искусству в Древнем Египте
отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между земным и божественным. Скульптурные и живописные
изображения божеств должны были стать «телом» для богов, дать им возможность жить на земле.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 1

Росписи и рельефы гробниц призваны были помочь душе покинувшего этот мир достичь мира божественного и обрести новую жизнь. Не
случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».
Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка – душу, высшую, невидимую часть
человека, идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и
несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, Вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в
невидимом мире, отвечал за него перед богами.
Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных
произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги,
содержащие священное знание. Жрецы­художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами
традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.
Что такое канон? Само слово «канон» в переводе с греческого означает «закон», «правило». В этом понимании каноном
древнеегипетского искусства мы можем назвать свод правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться
предназначению искусства – стать посредником между миром богов и миром людей. Канон был стержнем искусства на протяжении всего
существования египетского государства. Менялись стили и технические приёмы изображения, развивались и обновлялись традиции, канон же
оставался неизменным.
В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона
распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ.
Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклонённого и т.д. Существовали они
также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Отказ от изображения перспективы, цветовых
рефлексов, теней должен был помочь изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле.
Изображение человека на плоскости непривычно с точки зрения современного человека. Фигура дана одновременно и спереди, и сбоку.
Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. При этом он, переводя объёмную фигуру на плоскость, не прибегает к
условному сокращению, а показывает её с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения: плечи, руки и глаза – в фас, голова и
ноги – в профиль. Женщины изображались со светлой кожей, мужчины – с тёмной, умершие – со скрещенными руками, живые – с
опущенными.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 2

Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисунчатым): слова изображались наглядными рисунками, например:
Древнеегипетская письменность
– солнце,
– бык.
Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было
записывать некоторые отвлечённые понятия, например знаком
(горы) – горную, то есть чужеземную, страну;
(солнце) – слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём.
Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые
определители являются идеограммами.
Позже появляются звуковые знаки (фонограммы), в которых изображённый рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой
стороной. В Рабочей тетради на с. 48–49 представлены как раз фонограммы.
Итак, среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки
(идеограммы).
Количество иероглифических знаков постоянно увеличивалось. Так, в период Старого царства их было 800, а в период греко­римского
правления – более 6000.
Этапы урока
Содержание
1­й урок темы
Формирование УУД,
технология оценивания
действия учителя
действия учеников
© ООО «Баласс», 2013
Страница 3

I. Создание
проблемной
ситуации.
Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф»,
рассказывает детям историю о маленькой девочке и
её путешествии в Египет и просит ответить на
вопросы.
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты
ответов):
Жила­была одна маленькая девочка по
имени Маша. И обладала она необычной
чертой характера: её никто не мог ничем
удивить. Мама уже не знала, что и делать,
водила её в интересные музеи, читала
увлекательные книги, рассказывала
удивительные истории, но всё напрасно.
Девочка только и знай твердила:
– Ерунда, ничего необычного.
Однажды отправились они
путешествовать в Египет и добрались до
самых пирамид. Мама предложила Маше
спуститься в древнюю гробницу фараона
(царя Египта), но Маша, как всегда,
закапризничала.
– Что я там не видела? Скукотища.
Но мама настояла, и они вошли в тёмное
помещение, освещённое только факелом. И
вот тут­то девочка остолбенела, таких
необычных росписей и рельефов она ещё не
видела.
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот,

известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ
простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
2. Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли
(предложение–текст), вступать
в беседу.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 4

II.
Формулирование
проблемы.
– Итак, какой вопрос у вас возникает?
– Что необычного можно
увидеть в
древнеегипетских
гробницах?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
III. Выдвижение
гипотез.
– Может быть, у кого­то есть своя гипотеза,
предположение?
Предполагают.
IV. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 54, 55,
рассмотреть древнеегипетские рельефы и ответить
на вопросы:
– Рассмотрите цветной рельеф из царской гробницы на
с. 55 учебника. Как повёрнуты на нём голова, плечи,
туловище, ноги?
1. Ученики рассматривают
– Голова и ноги повёрнуты боком
(в профиль), а плечи, туловище –
прямо (в фас).
– Что ещё необычного вы видите на рельефе?
– Сравните этот рельеф с росписью стены гробницы на
с. 54 учебника. Чем они похожи, а чем отличаются?
– Фигуры очень похожи между
собой.
– На рельефе выпуклое
изображение, а на росписи –
плоское, но повороты фигур и
сами фигуры похожи.
2. Слушать и понимать других,
в т.ч. выразительно читать
чужие тексты.
3. Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные
поступки как «плохие» или
«хорошие» с позиции
нравственных ценностей.
2. Объяснять оценки
однозначно оцениваемых
поступков (хорошо/плохо) с
позиции нравственных
ценностей.
3. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор
поступка.
4. Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного
отношения к творчеству – как
своему, так и других людей.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 5

6. Развитие чувства
прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной
художественной культурой.
2. Учитель предлагает рассмотреть чёрно­белую
фотографию рельефа на с. 55 и ответить на
вопросы:
– Рассмотрите фигуру на рельефе и скажите, что
необычного вы видите?
– Как вы думаете, почему фигура расчерчена на
квадратики?
– Откройте учебник на с. 53 и прочитайте первый абзац
текста.
– Почему все фигуры росписей и рельефов похожи
между собой?
2. Ученики рассматривают
рельеф и отвечают на вопросы.
– Фигура расчерчена на
квадратики.
Затрудняются.
Читают.
– Все фигуры похожи, потому
что художники пользовались
образцом – каноном, с которого
по клеткам переносили рисунок
на стену.
– Совершенно верно, и египетские жрецы (служители
храмов) строго следили за этим, ведь все росписи,
рельефы и скульптуры в гробницах предназначались
для богов, а не для людей. Вся жизнь египтянина
представлялась как путь в загробный мир, в вечную
жизнь, к богам, поэтому чаще всего людей изображали
идущими к этой вечной жизни. Но предстать перед
богами нужно было во всей красе, художники не могли
изобразить фигуру с изъяном, поэтому и изображали
фигуру с разных сторон (и в профиль, и в фас), чтобы
показать, что всё на месте: две руки, две ноги.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 6

3. Выполняют.
3. Учитель предлагает ребятам выполнить рисунок
головы египетского юноши или девушки, используя
клетчатую бумагу и руководствуясь образцами на
с. 46–47 в Рабочей тетради. Если детям трудно
справится с рисунком головы, то учитель может
предложить выполнить более простой рисунок со
с. 48 в Рабочей тетради, например сокола (А).
– Чтобы выполнить изображение по клеткам, нужно
скопировать рисунок каждой клетки.
V. Выражение
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос
урока и предлагает детям ответить на него.
Отвечают.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 7

VI. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает ребятам выполнить фигуру
человека в стиле древнеегипетского рельефа,
руководствуясь образцом на с. 46–47 в Рабочей
тетради, задания 2 и 3:
Выполняют.
– Переведите на кальку фигуру девушки или юноши с
центрального разворота.
– Возьмите лист тонированной бумаги песочного цвета
и переведите с кальки на него рисунок.
– Выложите на палитру чайную ложечку белой краски и
немного коричневой. Добавляя в белую краску
коричневую, пропишите тени на фигуре с одной
стороны, противоположной источнику света, как
показано на образце.
– Добавьте больше коричневой краски и пропишите
падающие тени со стороны, противоположной
источнику света.
– Промойте кисть, наберите чистой белой краски и
пропишите блики со стороны источника света, как
показано на образце.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 8

I. Актуализация
знаний.
Учитель записывает тему урока: «Искусство
Древнего Египта. Иероглифы», напоминает
детям проблемный вопрос прошлого урока,
демонстрирует детям различные произведения
древнеегипетского искусства и просит ответить на
вопросы:
– Среди представленных изображений найди
древнеегипетские. Свой ответ поясни.
– Выбери из предложенных изображений те, которые
относятся к росписи, рельефу.
– К какому виду искусства ты отнесёшь оставшиеся?
– Да, действительно, это скульптура, можно ещё
назвать круглая скульптура, её можно обойти по
кругу.
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты
ответов):
Выполняют.
Выполняют.
Предполагают.
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь), отделять
известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ
простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
© ООО «Баласс», 2013
Страница 10

II. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
1. Учитель предлагает детям рассмотреть
скульптурный портрет Нефертити на с. 52
учебника, ответить на вопросы, прочитать абзац
под изображением и проверить свои предположения.
– Рассмотрите скульптурный портрет Нефертити. Что
вы можете сказать о царице?
– Скульптуры царей и цариц помещали в гробницу
рядом с мумией. Как вы думаете, зачем?
– Прочитайте абзац под изображениями на с. 52 и
проверьте свои предположения.
– Египтяне верили, что человеческая душа после
смерти улетает, но в определённый момент сможет

В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Главными были “Ка” и “Ба”. “Ка” являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В культе мертвых “Ка” занимала очень важное место. Гробницу умершего называли “домом Ка”, жреца, который совершал погребальные обряды, называли “служителем Ка”. “Ка” делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. “Ба” означало то, что можно назвать “чистым духом”. Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Такое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Под этим подразумевалось решительно все, чем покойный пользовался при жизни: жилище, пища, слуги, рабы и предметы первой необходимости. Но, прежде всего, нужно было сохранить невредимым тело - обезопасить его от всяких посторонних воздействий. Только при условии полнейшей сохранности тела “Ба” душа умершего могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Эти представления и породили два следствия: бальзамирование трупов и постройку гробниц, напоминавших скорее крепости. Каждая пирамида должна была служить защитой для запрятанной в ней мумии от любого возможного врага, от любых дерзостных поступков, от нарушения покоя.

Египтяне всю жизнь готовились к смерти, а свои гробницы они строили так долго, что на это уходил труд многих поколений. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу - дом смерти. Колоссальные усилия всего населения страны уходили на то, чтобы соорудить фараону храм вечности. Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах: и живопись, и скульптура, и различные орнаменты, все было направлено к тому, чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Для этого египтяне стали делать мумии. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Простым людям не строили пирамид. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Это слово так и осталось в истории искусства, означая древнюю форму египетского захоронения.

Постройка даже средней пирамиды была непростым делом. Приходилось посылать целые экспедиции, чтобы доставить на плато Гизэ или плато Саккара гранитные и алебастровые блоки. С начала Нового царства фараонов стали хоронить в Долине царей к западу от Фив, где образовался новый некрополь. Всего пирамид насчитывается около восьмидесяти. Совсем недавно, в 1952 году, египетский археолог Мохаммед Закария Гонейм открыл еще одну не известную доселе пирамиду в Саккара, в двадцати километрах от Каира!

Самая древняя пирамида - пирамида фараона Джосера - была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находилось на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами, в ней было четырнадцать ворот, настоящими были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.

Сама пирамида находилась в середине комплекса, высота ее - 60 метров, она имела основание со сторонами 118х140 метров. Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Некоторые помещения были выложены голубыми изразцами, которые создавали видимость небесного свода в верхней части стены и на потолке. Археологами были обнаружены три барельефных изображения фараона Джосера: он изображен во время религиозных обрядов. Под землей, у восточной стороны пирамиды, были заготовлены одиннадцать узких погребальных камер. Они располагались на глубине 33 метров. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.

Пирамида фараона Джосера похожа на шесть мастаб, поставленных одна на другую, ступенями поднимающихся к небу. Что это было - ступени к небу, к богу или это был прообраз первичного холма Бен-Бен, с которого, по верованиям древних египтян, началась вся земля. Скорее всего, это было и то, и другое. Боги всегда находились наверху - на небе, а первичный холм Бен-Бен в виде треугольника стал самой главной символической формой для древних египтян. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. В нее никто после похорон не мог попасть, да и не должен был тревожить прах фараона, который будет лежать там вечно. Огромный храм вокруг пирамиды был построен для того, чтобы современники и последователи фараона могли приносить ему свои дары, молиться о его вечной жизни. Храм был обнесен толстой стеной. За ней были молельни с сокровищницами, но входить туда люди могли только в определенные дни очень длинными процессиями. Храм сохранился плохо, но даже сейчас мы можем видеть, как древние египтяне высекали из каменных стен полуколонны, которые отличаются от привычных форм.

Самые знаменитые - три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса , сооружена в XXVIII веке до н. э.

На основании своих египетских впечатлений Геродот так рассказывает о строительстве этой пирамиды. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет.

Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Сейчас на ее вершине площадка, на которой во время второй мировой войны располагался английский пост противовоздушной обороны. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, площадь ее более 50 000 квадратных метров.

Пирамида состоит из 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и толщиной в 30 сантиметров. Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый - 15 тонн, общий вес пирамиды - 5,7 млн. тонн.

“Семь чудес света” - так в античном мире были названы семь знаменитейших в те времена памятников зодчества и ваяния. Одним из чудес были пирамиды Гиза. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид! ".

В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Только с помощью самых современных приборов удалось обнаружить замурованный древними строителями вход в пирамиду. Внутри она прорезана ходами, коридорами, а к самой погребальной камере идет широкая пятидесятиметровая галерея, облицованная гранитом, перекрытая подобием свода, который позволяет стенам выдержать огромную тяжесть каменной массы, давящей на галерею сверху. Древние мудрые строители сделали еще несколько разгрузочных камер, чтобы пирамида была не слишком тяжелой. И, тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина.

Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Древние жрецы вначале выбирали место с достаточно устойчивым грунтом, затем они тщательно выравнивали стройплощадку и точно ориентировали ее по сторонам света, так как главный вход в пирамиду должен был находиться строго на севере. Дальше снаряжалась экспедиция в далекие Ливийские горы, где с помощью очень простого способа высекались огромные каменные глыбы: в трещины вбивали деревянный клин и поливали его водой. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. На лодки из папируса погружали один или два таких камня и начинался священный процесс перевозки камня к месту строительства. Египтяне еще не знали колеса, поэтому, для того чтобы перевезти камни по песку, использовали санки, которые делались из дерева, а полозьями служили бревна. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом.

Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. По мере того, как росла пирамида, пандусы поднимались все выше и выше, как бы опоясывая всю будущую постройку.

Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного - своей прекрасной облицовки. В древности она была облицована белыми плитами известняка, а самая макушка - золотом, которого в Египте было "больше, чем песка морского". Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Облицовка шла сверху вниз, и когда строители достигали земли, пирамида получалась законченной. По мере облицовки пандусы снимались. Пирамида Хеопса тысячелетия оставалась непревзойденным по высоте сооружением, созданным людьми. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. У Нила располагался нижний храм. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма.

Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена . Он высечен из каменной глыбы и чуть-чуть надстроен. Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.

Пирамиды Хефрена и Микерина своими юго-восточными вершинами находятся на одной линии с великой пирамидой Хеопса. Фараон Микерин был не такой значительной фигурой, как Хеопс. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Даже в Древнем Египте вскоре перестали их строить - слишком много на это требовалось материала и человеческих усилий.

В храме фараона Ментухотепа I была построена еще одна пирамида, соединенная с заупокойным храмом в один большой комплекс, находящийся в долине Дейр-эль-Бахри. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. В храме Ментухотепа I мы видим совершенно новые формы: пандусы, открытые дворы, портики с колоннами, выполненными в форме священных растений Древнего Египта. Открытые дворы в заупокойных храмах были похожи на дворы в домах простых египтян, но для фараонов они имели совершенно особое значение. Назывались они хебседными. Хебсед был праздником тридцатилетия правления фараона, когда совершалось ритуальное убийство статуй. Такая хебседная статуя Ментухотепа I сохранилась до нашего времени. Фараон должен был совершить ритуальный бег вокруг двора, чтобы доказать, что он может править Египтом дальше.

Эти же архитектурные формы, только без пирамиды использовали в храме царицы Хатшепсут , в той же долине Дейр-эль-Бахри. На восточном берегу Нила строились храмы, посвященные великому богу Амону-Ра, объединившему весь Египет. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов - Карнак и Луксор. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. То, что мы видим в Карнаке, вернее то, что от него осталось, впоследствии было использовано практически во всех храмах Древнего Египта. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними - обелиски. Обелиск - это как бы застывший солнечный луч. Обелиски стоят в Париже, в Санкт-Петербурге и в Cтамбуле, но появилась эта форма в Древнем Египте. Что это - скульптура или архитектура, или то и другое вместе? Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Их часто так и называли - колоссы. Они вызывали ужас и трепет даже у древних греков, которые прекрасно владели искусством архитектуры и скульптуры. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами.

Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Сначала процессия попадала в большой, залитый солнцем и окруженный колоннадой перистильный двор. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Пройдя дальше, сквозь следующие пилоны, люди оказывались в полутемном помещении, свет в которое лился только через маленькие окошки сверху. Это колоссальный колонный зал - гипостильный зал, центральные колонны которого достигали в высоту более двадцати метров. Свод над ними был расписан как небо - синий с золотыми звездами. Свет солнца преображался, попадая туда, и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника.

Следующий проход тоже шел сквозь пилоны, открытый двор, залитый солнцем, с колоннами и статуями фараонов, и колонный зал. И только потом начинались священные помещения: молельня, сокровищница и собственно храм, внутри которого стояли священные статуя и ладья.

Строительство храмов начиналось именно с этого ядра, из которого по великим праздникам выносилась статуя Амона, погружалась на священную ладью и пускалась в плавание по Нилу. Многие из великих фараонов вносили свой вклад в строительство этого храма, но некоторые из них были беспощадны к творениям своих предшественников. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. А фараон Тутмос III, правящий после нее, оказался таким же безжалостным и разрушил все залы со всеми колоннами и статуями, которые воздвигла эта царица. На колоннах и в залах было очень много надписей. Франсуа Шампольон, великий француз, который в двадцатые годы девятнадцатого века смог дешифровать египетскую письменность, прочитал почти всю историю Древнего Египта - про великие завоевания и походы, победы и поражения, которых было великое множество в этой долгой и длинной истории.

Храм в Луксоре построен был почти так же, как и в Карнаке. Соединены они между собой длинной аллеей сфинксов. Храм в Луксоре - это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Там тоже были гипостильные залы и перистильные дворы, в которых больше ста пятидесяти колонн, высота некоторых из них свыше двадцати метров, а охват - около трех метров. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного - Атона, бога солнечного луча. Он перенес столицу на новое место, построил новый город Ахет-Атон, но его революции скоро был положен конец. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам - пауза.

Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле . Знаменитым он стал из-за того, что по распоряжению ЮНЕСКО был перенесен на новое место, в связи со строительством Асуанской плотины. Современные строители с большим трудом смогли перевезти огромные камни, которые были высечены из скалы нашими предками.

Этот храм - скальная гробница. У него нет практически никаких наземных сооружений. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Снаружи - только фасад с огромными статуями фараона. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Дважды в год он освещает двух богов из трех, которым посвящен этот храм - статую бога Амона и статую бога Гора. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Их невозможно разделить, потому что они высечены из одной и той же скалы. Только при переносе храма на новое место стало ясно, насколько глубоко сквозь скалы могли видеть древние строители. Они смогли увидеть даже трещину в скале, благодаря которой образовалась естественная опора, не дававшая упасть фасаду. Но ничего более величественного, чем храм в Абу-Симбеле , египтянами больше построено не было.

Раздел 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

§ 11. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Рассмотрите древнеегипетский роспись. О какие занятия древних египтян свидетельствуют рисунки? Как организован труд египтян? О чем это свидетельствует? Почему первое изображение иногда называют «календарем» земледельческих работ? * Что делает на поле перед началом жатвы египтянин с веревкой, изображенный на втором рисунке? О чем это свидетельствует? Чем отличается одежда разных людей на рисунке?

Изображение занятий древних египтян из гробниц фараонов.

1. Что определяло хозяйственная жизнь Египта?

Жизнь египтян была связана с Нилом и земледелием. Для увлажнения удаленных от Нила земель прокапывали каналы, а от них - канавы полей. Эта тяжелая работа была ежегодной. Земледелие, основанное на искусственном орошении, называют оросительным, или ирригационным. Египтяне прилагали усилия, чтобы подольше задержать воду на полях - только при этом условии ил оседал на грунт, образуя плодородный слой.

В долине Нила люди выращивали зерновые культуры, а в его дельте раскинулись пастбища. Нижний Египет славился садами и виноградниками. Среди зерновых культур египтяне предпочитали ячменя. Кроме него, сеяли просо и пшеницу. Выращивали также лен.

Из огородных растений выращивали чеснок, огурцы, лук. Техника посева была очень простой: во влажный грунт бросали зерно, потом на поле выгоняли скот, чтобы она втоптала его в землю.

Год делился на три части: наводнение (июль-октябрь), посев зерновых и овощей (ноябрь-февраль), засуха, жатва (март-июнь).

Рассмотрите иллюстрации. Какие сельскохозяйственные занятия египтян на них отражено?

Росписи с изображением занятий древних египтян.

Почему, не прокопав каналов и канав, египтяне не могли вырастить урожай?

Древний Египет славился ремесленниками: камнетесами, строителями, резчиками, ювелирами, медниками, кузнецами. В горах было много строительного камня (базальта и гранита), в пустыне между Нилом и Красным морем имели залежи золота, а на Синайском полуострове добывали медь. Железо и серебро привозили из Западной Азии.

Древние египтяне были умелыми столярами. Из древесины строили корабли, делали мебель, предметы роскоши, которые полировали, а иногда покрывали золотом и серебром. Древесину поставляли с Ближнего Востока, где росли роскошные кедровые леса.

В Египте высокого уровня достигло ткачество. Самой распространенной была льняная ткань. Время ее украшали геометрическим орнаментом, сотканным из нитей красного или коричневого цвета. Совершенными были изделия древнеегипетских гончаров, о ловкость ремесленников свидетельствовали изделия из кожи. Мастерством прославились ювелиры. Драгоценные украшения в Древнем Египте изготавливали из золота, драгоценных камней, серебра.

Рассмотрите иллюстрации. О какие ремесла свидетельствуют росписи гробниц?

Древнеегипетские ремесленники.

Рассмотрите скульптуры. На какой из них изображен писаря, а на какой - горшечника?

1. Подумайте, кем и для кого мог быть написан представленный ниже текст. 2. О какие занятия египтян вы узнали? 3. О какие особенности обыденной жизни в Египте рассказывает автор рукописи? 4. Почему профессия писца он считает престижным, почетным и выгодным?

«...Я видел медника за работой у печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и от него несло хуже, чем от рыбьей икры... Каменщик постоянно соревнуется с твердым камнем... Цирюльник бреет с утра до вечера... Он слоняется с улицы на улицу в поисках работы. Он напрягает свои руки, чтобы заполнить себе желудок... Строитель всегда больной, потому что все время на ветру.

Одежда у него - лохмотья... Земледелец только вернется вечером домой, как снова надо идти... Ткач - постоянно внутри дома... не дышит воздухом... Сандальнику совсем плохо, он всегда нищенствует. Жует он кожу... Подумай, ведь нет должности, где не было бы начальника, кроме должности писца, поскольку он сам себе начальник».

Что в общественной жизни Древнего Египта способствовало популярности профессии писаря?

3. Как было организовано египетское общество?

Египетское общество сравнивают с пирамидой. Фараон, разумеется, был на ее верхушке. До высших ступеней общественной пирамиды принадлежали вельможе (наиболее знатные и состоятельные люди) и государственные чиновники. Занимая государственные должности, они помогали фараону управлять государством. Среди государственных чиновников влиятельными были визирь (чати) и начальник войска. Достаточно влиятельными были и жрецы - служители храмов.

На средних ступенях общественной пирамиды располагались местные чиновники: писцы, счетоводы, контролеры. На этой ступени находились также служители храмов, скульпторы, архитекторы, художники и врачи.

Низшие ступени общественной пирамиды занимали крестьяне и ремесленники, которые составляли большинство населения. С них взимали налоги - обязательные платежи в пользу государства. Налог предусматривал определенное количество зерна, скота, различных продуктов и ремесленных изделий. Кроме того, крестьяне и ремесленники выполняли повинности - всякие работы по строительству и ремонту дамб, строительство дворцов, храмов и гробниц.

В Древнем Египте были также рабы - рабы, которых можно было купить и продать, поскольку их считали собственностью хозяина. Рабов имели только богатые представители верхушки.

Общественная пирамида Древнего Египта.

1. Почему, чтобы показать египетское общество, часто используют пирамиду? 2. Объясните расположение различных представителей египетского общества. 3. Подумайте, почему на схеме нет рабов.

4. Что определяло образ жизни и быт жителей Египта?

Вы уже знаете, что в государстве Та-Кемет фараон был не только верховным правителем, но и жрецом, главнокомандующим, верховным судьей. Обладатель вел соответствующий положения и образ жизни. Утром после умывания фараон облачился в царскую одежду, приносил жертвы, слушал молитвы, наставления великого жреца. В течение дня проводил приемы, принимал участие в судебных заседаниях, прогулках и развлечениях. Правитель Египта никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Ежедневная парик - круглая, с диадемой и подвесками, которые спускались на затылок. Парадным головным убором была двойная корона. Еще одна непременная деталь убранства фараона - накладная борода, заплетенная косичкой. Основным элементом одежды была гофрированная бедренная повязка. Ее держал широкий пояс. Фараоны обязательно носили бусы.

Знатные египтяне жили в глинобитных, но высоких, обычно трехэтажных, домах с толстыми стенами, садом, прудом или бассейном. Свои жилища они вмебльовували кроватями, столами, стульями, сундуками, шкафами. Питались египетские вельможи мясом быков, блюдами из уток, гусей и журавлей, разной рыбой, виноградом, яблоками, дынями, арбузами, плодами тропических деревьев (финиками, манго и др). На праздники мужчины надевали гофрированное платье, пояс с фартуком, большой парик и роскошные украшения. Состоятельные египтянки носыносили тонкие рубашки и гофрированные платья, браслеты, диадемы, ожерелья. Обувь - сандалии - изготовляли из кожи и даже из золота. И мужчины, и женщины пользовались косметикой, в частности подрисовывали глаза.

1. Фараон Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ящика. Середина 14 века. к н. е.

2. Дом египетского вельможи. Реконструкция.

Египетском простонародья за жилья правили хижины из плетеного папируса, обмазанные илом. Обстановка была очень скромной: циновки, кресла из папируса, реже - сундуки. На каждый день простые египтяне носили настегнову повязку с широким поясом, в праздники - пояс с вышивкой и недорогие украшения. Женщины носили прямые платья из льна на бретельках.

До семи лет дети не носили одежды. И наступал день, когда мальчику давали пояс и повязку на бедра, а девочке - платье. Этот день был важным событием в жизни ребенка.

1. Изображение женщины, которая собирает лен. По росписи египетских гробниц.

2. Египтянин Сенеб с семьей. Древнеегипетская скульптура.

1. Рассмотрите иллюстрацию, на которой изображено одно из самых известных древнеегипетских скульптур - египтянина Сенеба с семьей. Какой вывод можно сделать о семейной жизни древних египтян? 2. Какой физический недостаток имел Сенеб? Как вы думаете, как относились египтяне к таким людям?

1. Витлумачте понятия: общественная пирамида, вельможи, чиновники, писцы, налоги, рабы. 2. Какие отрасли хозяйства были распространены в египтян? 3. Кто занимал верхушку общественной пирамиды Древнего Египта? Чем положение власть имущих отличалось от остального общества? 4. Сравните повседневную жизнь и быт фараона, вельможи и простолюдина в Древнем Египте.

Сведения о повседневная жизнь древних египтян поразили больше всего? О чем хотели бы узнать подробнее?

Живопись в Египте всегда была неотъемлемой частью архитектуры и никогда не была самостоятельным видом искусства. Вся скульптура, круглая и рельеф, раскрашивалась без градаций оттенков, фигуры обводились контурами. Эти изобразительные принципы использовались также в стенной живописи, которая в эпоху Древнего царства была тесно связана с рельефным искусством. Именно в этот период распространились два основных вида техники стенной росписи: темперой по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления.

Самым ранним примером египетской живописи служат росписи гробницы в Иераконполе, относящейся к додинастическому периоду (предположительно герзейскому). Эти росписи, представляющие огромный интерес для археологов, настолько примитивны, что едва ли могут считаться искусством. Они упоминаются здесь только по той причине, что являются самым ранним из известных примеров живописных работ и, вероятно, самыми ранними в этой колыбели цивилизации, Восточном Средиземноморье.

Не сохранилось росписей времен I и II династий, но роспись в гробнице Нефер-маата, относящейся к III династии, показывает, что мог сделать египетский художник, имеющий в своем распоряжении крайне ограниченные средства. Художник изобразил гусей и, несмотря на примитивную технику – только контуры птиц, закрашенные в естественный цвет, и небольшие пучки травы, – картина в целом производит впечатление. Росписи в гробнице Хесира, относящейся тоже к III династии, на которой изображены разные предметы домашнего обихода, представляют интерес только для археологов. Росписи в гробницах Древнего царства не представляют художественной ценности, но заслуживают внимания с точки зрения цветовой гаммы.

До нас не дошли живописные работы эпохи Среднего царства, но сохранились росписи в гробницах номархов Менат-Хуфу (современный Бени-Хасан). Их делали местные художники, чье мастерство не идет ни в какое сравнение с художниками Мемфиса. Их попытки представить туловище в профиль не увенчались успехом, но их росписи отличают яркие краски и красивые узоры. В этот период живопись начинает заменять рельефы, возможно из-за дешевизны и в целях экономии времени.

В период правления XVIII династии основное место в украшении храмов и гробниц отдается росписям. Они украшают гробницы фиванских вельмож и чиновников. Аменхотеп II ввел моду украшать стены гробниц росписями, и этот обычай сохранялся до конца правления XX династии. Стены погребальной камеры Аменхотепа II выкрашены в цвет папируса, и на этом желтоватом фоне зелеными иероглифами написаны религиозные тексты. Темно-синий потолок усыпан светящимися звездами. На колоннах сохранились изображения фараона, приносящего жертвы Осирису, Анубису и Хатхор. По прошествии времени фараоны внесли изменения в оформление своих усыпальниц, и художники, изображая религиозные сцены, получили возможность использовать самые яркие краски палитры. Усыпальница Сети I – прекрасный пример такого оформления гробниц. Росписи подробнейшим образом рассказывают о плавании солнечной ладьи через двенадцать ночных часов по подземному Нилу. Художник изобразил бога Ра с головой барана, стоящего в окружении богов и богинь на ладье, завершающей ночное путешествие по подземному миру и вот-вот готового взойти на небо; астрономические созвездия и небесные светила, выполненные в виде диковинных зверей; египтян и известных им народов. Благодаря росписям погребальной камеры гробница Сети I по праву считается жемчужиной Долины царей.

В Телль-эль-Амарне, как и следовало ожидать, живопись претерпела коренные изменения, но здесь влияние Эхнатона пошло на пользу. Живописцы, в отличие от скульпторов, подхватили новые идеи. Они изображали животных в движении, использовали в качестве фона красивые цветы и растения для украшения храмов и дворцов Ахетатона, новой столицы, построенной Эхнатоном. Сохранился фрагмент росписи нижней части стены дворца в Телль-эль-Амарне, на котором изображены две сидящие у ног матери принцессы, дочери Эхнатона. Художник пытался обойти на тот момент непреодолимое препятствие: изобразить объемный предмет на плоской поверхности. Он попытался решить эту задачу, затемнив верхние части фигур и высветлив нижние.

В Поздний период росписями покрывали деревянные стелы, на которых обычно изображали подносящих приношения богам или умершим родственникам. Эти росписи, примитивные с точки зрения композиции и рисунка, поражают цветовой гаммой; чувствуется, что египетские художники были хорошими колористами. Что касается пейзажной живописи, то известна единственная роспись, относящаяся к этому периоду. На ней изображена гробница женщины по имени Зед-Амон-анх на краю пустыни; на переднем плане финиковые пальмы и сикомор; на заднем плане за гробницей возвышается утес. Фигура плакальщицы несоразмерно большая, но надо понимать, что с точки зрения египтянина без нее эта сцена не имела бы никакого смысла.

Обнаружено большое количество рисунков на папирусах начиная с периода правления XVIII династии, но особенно много относящихся к Позднему периоду. Среди этих изображений, описывающих приготовление и проведение погребения, работы по снабжению покойного и его кормление, моление богам, есть сцены, описывающие путь умершего в царство Осириса и пребывание в нем. Эти иллюстрации «книг иного мира», зачастую раскрашенные, демонстрируют филигранную работу живописцев.

Поначалу греческое искусство, которое появилось в Египте вместе с налаживанием торговых отношений между Грецией и Египтом, практически не оказало влияния на египетское искусство. Когда греческое влияние действительно сказалось на египетской скульптуре, так это при Птолемеях; о живописи ничего сказать нельзя, поскольку не сохранилось никаких живописных работ. Только в римский период опять появились росписи, причем только в одном районе страны, в Фаюме, там, где Птолемеи основали поселения для иностранных наемников и обитавших в Дельте греков. Фаюмские портреты – это синтетический сплав греческой и египетской культур; египетской, поскольку они использовались в египетском погребальном обряде, придя на смену портретным саркофагам, а греческой – по стилю, настроению и, возможно, по технике.

При римлянах, похоже, полностью исчезло исконно египетское искусство, впрочем, как и древняя религия и письменность Египта. В погоне за чужими художественными идеями и методами художники превратились в копировщиков, вместо того чтобы оставаться творцами. Однако с введением христианства появляется новое направление в искусстве, настолько тесно связанное с древним, что возникает вопрос: было ли это действительно новое направление или возрождение древнего искусства? К тому времени коптские художники научились рисовать человеческую фигуру анфас и активно использовали вновь обретенную способность. Но нельзя не заметить, что прекрасные образы, строгие линии и выражения лиц имеют огромное сходство с творениями древних художников. Эти работы напоминают и работы византийских мастеров. Однако расцвет византийского искусства произошел значительно позже, а значит, можно предположить, что византийские художники черпали вдохновение в египетском искусстве. На протяжении столетий византийское искусство оказывало огромное влияние на европейское искусство, но похоже, подобно искусству многих стран, взяло свое начало в долине Нила.

Сложившиеся в древности каноны и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре. Однако, создавая рисунки на папирусе, художник вел себя более легкомысленно. Привлекает внимание детальный чертеж двери. Интересны наброски сцен повседневной жизни. Они дают более четкое представление о художественных способностях египтян, чем многие рисунки и росписи.

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.