Данный причастие или прилагательное. Как отличить прилагательное от причастия

Очень часто в русском языке причастия переходят в прилагательные (их называют отглагольными прилагательными).

Причём, если это страдательные причастия прошедшего времени, то надо учитывать, что при переходе в прилагательные у них изменяется правописание. Выбор нн или н часто зависит от того, какой частью речи является отглагольное слово: причастием или прилагательным. И наоборот, если известно, сколько н в отглагольном слове (нн или н ), можно определить, какая это часть речи.

Признаки, по которым можно определить часть речи (отглагольное прилагательное или причастие):

1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида : кипяченое молоко от кипятить, жженая пробка от жечь.

Но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений : деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око.

Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенная задача от решить, брошенные вещи от бросить. Исключения: смышленый, названый — с одним н.

2) У отглагольных прилагательных нет приставок : жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь — негашеная известь; глаженое белье — неглаженое белье.

У причастий могут быть приставки: под-жаренное мясо, за-путанные следы.

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов : сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенные на солнце грибы, квашенная на зиму капуста.

4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный — прилагательные, они всегда пишутся с двумя н (прессованный, корчеванный).

Прилагательные кованый, жеваный , пишутся с одним н, так как -ов и -ев входят в корень, в чем убеждаемся, разобрав слова по составу.

Следовательно, если мы рассматриваем форму, образованную от глагола, которая не имеет приставки или зависимого слова, то прежде чем решить, причастие это или прилагательное, следует определить вид глагола, от которого эта форма образована.

Полезно сопоставить смешиваемые формы:

масляные (краски) — прилагательное, образованное от существительного масло с помощью суффикса -ян;

масленый (блин) — отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить; замасленный (фартук) — причастие, образованное от глагола замаслить.

В кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько было в полных, а краткие страдательные причастия всегда пишутся с одним н.

Упражнения для тренировки:

1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.

Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

2. Превратить причастия в прилагательные.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

распиленное бревно — пиленый сахар, кованый меч — закованный в цепи.

Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные: ломаная линия — сломанный карандаш, игрушка сломана.

Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка.

6. Объяснить правописание Н и НН.

а) Расчищенная дорожка, чищеные сапоги, чищенные сегодня ботинки, картошка не чищена, нечищеная обувь.

б) Крашеные полы, выкрашенные стены, некрашеные столы, крашенные белилами окна, полки покрашены.

в) Званый обед, вызванный ученик, незваный гость, званные к ужину гости.

7. Вставить Н или НН.

1) По стенам висели пучки засуше...ых трав, связки сморще...ых корешков и кухо...ая посуда (К. Паустовский).

2) Заплата...ые извозчичьи армяки с жестя...ыми номерами зарябили в глазах (К. Паустовский).

3) Наша бригада вошла в броше...ую жителями, разоре...ую и полувыжже...ую турецкую деревню (В. Гаршин).

4) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей (В. Гаршин).

5) В этот странный час светлой и тума...ой осе...ей ночи запуще...ый парк казался печальным и таинстве...ым, как заброше...ое кладбище (А. Куприн).

6) Желтели стены, выкраше...ые масля...ой краской, захвата...ые гряз...ыми пальцами (К. Паустовский).

7) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н. Толстой).

8) На пусты...ой улице показалась странная фигура испуга...ого человека (А. Н. Толстой).

9) Дворцы гляделись в Неву расстреля...ыми пусты...ыми окнами (А.Н. Толстой).

10) Он лежал в чьем-то овчи...ом зипуне, окруже...ый целой толпой народа (А. Куприн).

11) Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики (А.Н.Толстой).

12) Стены выбеле...ы известкой, а снизу выкраше...ы коричневой масля...ой краской (А. Куприн).

Источник:

  • pack-me.ru — «Переход причастий в прилагательные».

Дополнительные источники:

  • rosental.virtbox.ru — § 52 «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» в «Справочнике по правописанию и стилистике» под ред. Д.Э. Розенталя (1997);
  • traktat.com — «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»;
  • hi-edu.ru — «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

Дополнительно на сайт:

Предмет: русский язык

Класс: 7

Шацкова Татьяна Викторовна

МОУ СОШ № 43 г. Волгограда

Интерактивная доска Smart Board

Тема «Причастие как часть речи».

Тема урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных

прилагательных».

урока в теме: 18

Урок применения знаний, умений и навыков, ориентирован на общеобразовательный класс.

Цели урока: повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;

выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках; развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.

Развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему; работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board .

Структура урока:

I. Оргмомент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

ІV. Активизация пройденного материала.

V. Обобщение теоретического материала.

VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.

VІІ. Контроль полученных знаний.

VIІІ. Домашнее задание.

ІX. Рефлексия.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить,

взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить,

понять, поднять, начать.

У доски работают три ученика.

Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы.

Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов.

Третий - записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.

Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

Какие орфограммы встретились в данном упражнении?

При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия? (-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ), -вш-,-ш-, -ем- (-ом-), -им-, -нн-, -енн-(ённ),-т)

От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему?

(От глагола идти несов. вида).

Затем проверяется задание, которое было выполнено на доске.

Внимание на произношение следующих причастий. Рис.1(приложение 2)

Рис.1

III. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». Рис.2(приложение 2)

Сообщение целей урока.

Рис.2

IV. Активизация пройденного материала.

1.Синтаксическая пятиминутка. Рис.3 (приложение 2)

Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.

Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный

оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.

Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.

С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все остальные ученики выполняют задание на местах.

Затем следует проверка.

Рис.3

2. Орфографическая работа. Рис.4 (приложение 2)

Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.

В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.

Орфоэпическая работа со словом запломбиро́ванный. Выясняется лексическое значение слова, составляется с ним словосочетание.

Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:

1 вариант - размешанный,

2 вариант - продуманный.

Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

Рис.4

V. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме.

Фронтальная беседа.

Назовите признаки прилагательного у причастия.

Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида?

(Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)

От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?

Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? Рис.5

В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова – исключения. Рис.6

Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему. Слова – исключения записываются в тетрадь, берутся в рамку.

По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. Рис.5,6 (приложение 2)

Таблицы заранее подготовлены учителем.

Рис.5

Рис.6

VI. Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.

1. Рис.7 (приложение 2) Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука,

стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова,

дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Рис.7

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Рис.8 (приложение 2). Далее делаются выводы.

Рис.8

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Рис.9 (приложение 2)

Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.

Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.

В объектах красного цвета (части речи) и в объектах - буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания). Учитель следит за работой класса.

Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти́рованный. Выясняетсяего лексическое значение, составляется с ним словосочетание.

Рис.9

3 . Упражнения на развитие речи:

3.1. «Восстанови пословицу». Рис.10 (приложение 2)

Задание: закончите предложение и напишите, о чём говорят:

Не ладно скроен... (, но ладно сшит).

Стреляного воробья... (на мякине не проведёшь).

Пуганая ворона… (куста боится).

Повинную голову… (меч не сечёт).

Используется приём скрытого текста, правильные ответы спрятаны за шторкой.

Затем следует самопроверка. «Сдвинь шторку – увидишь ответ». Озвучивается смысл пословиц. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы; объясняют подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.

Рис. 10

3.2. Определите значение метафоры. Рис.11(приложение 2)

Составьте предложение с данным словосочетанием (подмоченная репутация).

Используется приём скрытого текста. Ученики работают на местах.

Рис.11

Задание проверяется устно. Выясняется значение метафоры подмоченная репутация (испорченная репутация). Рис.12(приложение 2). Один из учеников опускает шторку для того, чтобы узнать правильный ответ. Ученики зачитывают составленные ими предложения.

Рис.12

4. Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

2. Горизонтальное вправо – влево.

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

VII. Самостоятельное применение знаний и умений . Рис.13(приложение 2)

1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.

Почему от глагола купить образуются только причастия?

(Это глагол совершенного вида).

Рис.13

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».

Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи. Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы

сдаются на проверку. Рис.14(приложение 2)

Рис.14

Рис.14

3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.

Используется затемнение экрана.

Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку . Рис.15(приложение 2)

Рис.15

Рис.15

VIII. Творческое домашнее задание. Рис.16 (приложение 2)

Проверка – на следующем уроке.

Рис.16

Упражнение 124.

Задание: при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.

Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

Есть немало ребят, которые сч…тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк… или шапк… с (ра…пустить) болта…щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(…)ся и такие, которые сч…тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

IΧ. Рефлексия.

Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность

Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.

Рис.17(приложение 2)

Рис.17

Дети осуществляют итоговую самооценку.

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:

Чем данный урок был полезен для вас?

Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

Чем хотели бы заняться на следующем уроке?

Как хотели бы работать?

Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на этом уроке.

Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.

На интерактивную доску проецируется слайд. Рис.18 (приложение 2)


Рис.18

Иногда части речи очень похожи друг с другом по большому числу признаков. Чаще всего можно запутаться в определении причастий и прилагательных, ведь обе эти части речи способны отвечать на вопрос «какой?» и имеют похожее значение в виде члена предложения. При этом очень важно определять прилагательное и причастное слово на письме, так как это позволяет наиболее точно изложить свои мысли в тексте. Чтобы понять, чем же отличаются эти части речи, нужно их разобрать и найти их особенности.

Прилагательное – это часть речи , которая обозначает свойство, принадлежность либо признак другой части речи, например, имени существительного, не обозначая при этом признак какого-либо действия. Оно является зависимой частью, принадлежащей имени существительному, поэтому в большинстве случае оно копирует его особенности и определение. Так, прилагательное может образовывать целых три рода: мужской, средний и женский, может иметь единственное либо множественное число, а также менять свой падеж, который будет зависеть от главного существительного, с которым оно связано. В основном прилагательное способно отвечать на вопросы «какой?» или «чей?».

Причастие – это особенная форма глагола , которая обозначает действие существительного, но представляет это действие в виде признака. Оно обладает особенностями как глаголов, так и прилагательных. Способно, как и прилагательное, отвечать на вопрос «какой?», но основными вопросами в значении причастия являются: «что делающий?», «что сделавший?» и «что делавший?».

В чём сходство прилагательных и причастий

Для определения основных отличий двух частей речи можно взять два примера: красивый и украшающий . Для начала выявим особые признаки двух слов.

  • Обе части речи можно просклонять по родам.

Красивое платье, красивый цвет.

Украшающий декор, украшающая шляпа.

  • Обе части речи склоняются по числам.

Красивые платья и украшающие шляпы.

  • Также части речи склоняются по падежам.

Красивого платья – Р. п.

Украшающей шляпой – Тв. п.

  • Причастие может находиться в краткой форме так же, как и прилагательное. Например, создан (от созданный) – это причастие и бел (от белый) – это прилагательное.
  • Как члены предложения и причастие, и прилагательное выступают в роли определения.

Основные различия частей речи

Далее, рассмотрим на примерах отличительные черты данных частей речи , которые свидетельствуют о наличии у причастий признаков.

Также в русском языке имеются прилагательные, которые созданы из причастий. Их называют отглагольными прилагательными , второе название – адъективно образованные.

Отглагольные формы происходят из-за:

  1. Появления у предмета нового значения. Пример – движущая сила .
  2. Появление у причастия переносного смысла. Пример – блестящее выступление .
  3. Когда причастие означает описание для выполнения какого-либо действия, но потом становится постоянно сопутствующим значением для данного существительного. К примеру, сгущённое молоко . Посмотрите внимательно, ведь в этом случае изменяется даже написание слова, так как при использовании причастия правильно будет написать “сгущённое” .
  4. В случае когда часть речи обозначает возможность предмета подвергаться какому-либо воздействию. К примеру, несклоняемое прилагательное.

Способы определения

Способ определения этих частей речи достаточно лёгок . Для этого вам нужно вставить в предложение слово после выбранного причастия либо прилагательного, имеющее похожее значение. Например, предложение «Он нашёл ползущую змею» можно изменить на «Он нашёл ползущую по земле змею». Слово ползущую в этом случае будет выступать в качестве причастной формы.

А вот в таком предложении, как «Он вошёл в класс быстрым шагом», мы не можем изменить его смысла и вставить дополнительные слова, так как слово быстрым это прилагательное, которое находится в полной зависимости от существительного слова – шагом .

Следующий способ отличия двух частей речи уже не так лёгок. Он опирается на знания по образованию как причастий, так и прилагательных. В большинстве предложений причастное слово имеет двойную букву Н в своём суффиксе, а определительное слово всего одну, но оба эти правила имеют свои исключения, на которые следует обратить особое внимание.

Как найти причастие в письме

Чтобы быстро найти причастное слово среди других частей речи, следует чётко запомнить его отличительные черты. Во-первых, это наличие особой глагольной формы , которая обозначает признак и качество предмета по его действию. Во-вторых, причастное слово может образовывать сразу два признака , которые переданы ему от глагола и от прилагательного.

  1. Сразу же постарайтесь задать вопрос к предполагаемому причастному слову. Если слово будет отвечать на вопросы «какой?», «что делающий?», «что сделавший?», то эта та часть речи, которая нам нужна.
  2. Чтобы не потеряться в значениях слов, нужно не забывать, что причастные слова, в отличии прилагательных, имеют вид, время, а также к ним можно применить модальные и переходные свойства. Также запомните, что причастные слова всегда образовываются от глагольных слов, а прилагательные от существительных.
  3. Проверьте суффикс у выбранного слова. Если это действительное страдательное причастное слово, то перед вами будут суффиксы -ущ, -ющ, -ащ или -ящ. К примеру, работающий . Если причастие имеет страдательную форму и стоит в настоящем времени, то это суффиксы -ем либо -им. Например, вырабатываемый .
  4. Также научитесь находить причастные слова, стоящие в прошедшем времени. Для них существуют суффиксы -вши, -ш. К примеру, евший, уходивший. Страдательные причастия в прошедшем времени имеют суффикс -нн, -т, -енн. К примеру, украшенный, отражённый, сбитый.
  5. Полезно будет уметь найти краткое причастное слово среди целого предложения. Краткую форму создают страдательные причастные слова. Например, поклеены . Нужно помнить, что в кратких причастиях всегда используется одна буква Н.

Зачастую бывает очень сложно определить, какой части речи принадлежит тот или иной член предложения. Чаще всего сталкиваются с вопросом: «Как отличить прилагательное от причастия ». Чтобы разобраться, в чем сходство и различие этих частей речи, необходимо разобраться какую роль в предложении они играют.

Необходимо:

— учебники русского языка;
— немного терпения и практики.

Инструкция:

  • Прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначает не процессуальный признак предмета. Отвечает на вопросы «какой», «какая», «какое» и «какие». В предложениях, как правило, связано с существительным и поэтому наследует его признаки. Отсюда следует, что оно изменяется по числам, родам и падежам. В предложении обычно выступает в роли определения, но также может быть подлежащим и сказуемым.
  • Причастие как часть речи – это неспрягаемая форма глагола, оно обладает свойствами, как глагола, так и прилагательного. Глагольным свойством является способность обозначать признак предмета по его действию. Так же как и прилагательное, данная часть речи отвечает на вопросы «какой », «какая », «какие », но помимо этого оно обладает свойствами глагола и отвечает на вопрос «что делает ». Корректнее сформулировать вопрос к нему можно по вопросительным словосочетаниям «что делавший », «что сделавший ».
  • Чтобы разобраться, в чем сходство и различие прилагательного и причастия , возьмем для сравнения эти две части речи: «желтый » и «желтеющий ». Для начала попробуем найти в данных словах сходство. Оба склоняются по родам: «желтый лист », «желтая краска » и «желтеющий лист », «желтеющая листва ». Склоняются по числам: «желтые листья », «желтеющие листья ». Также склоняются по падежам: «желтого листа » (Родительный падеж), «желтеющим листом » (Творительный падеж). Как и прилагательное, причастие может иметь полную и краткую формы. Например, «покрашен » (от покрашенный») – причастие; «весел » (от веселый) – прилагательное. В предложении обе эти части речи являются определениями.
  • Теперь попробуем найти отличия . Как уже было указано выше, причастие как часть речи характеризуется наличием у него признаков глагола. Оно имеет совершенный («посиневший ») и несовершенный («синеющий ») вид. Возвратную («вращающийся ») и невозвратную форму («вращающий »). Время – «читающий » (настоящее время), «читавший » (прошедшее время). Действительное и страдательное значение. Действительное причастие – это такая форма, обозначающая признак, создаваемый самим предметом. Например, «читающий », «пишущий » и т.д. Страдательное причастие – обозначает признак предмета, на который направлено действие («прочитанный », «построенный »).
  • В русском языке существуют прилагательные, образованные от причастий. Они называются отглагольными и необходимо уметь отличать их. Отглагольные прилагательные могут образовываться от глаголов только несовершенного вида, у них нет зависимых слов.
  • Отличить прилагательное от причастия можно довольно просто. В изучаемом предложении попробуйте после того из них, в котором вы сомневаетесь, вставить слово, которое подходило бы к нему по смыслу. Например, «Мы увидели летящих птиц », после слова «летящих» можно вставить словосочетание «по небу ». «Мы увидели летящих по небу птиц ». В данном случае слово «летящих » является причастием. Но в предложение – «Она подошла к нам летящей походкой » мы не сможем подставить слово, которое подходило бы по смыслу, так как в данном случае «летящей » прилагательное и напрямую связано с существительным.

Здравствуйте, друзья! Когда перед вами встанет вопрос, как отличить отглагольные прилагательные от причастий? В первую очередь, при решении заданий с Н и НН на экзамене или уроке. Практика показывает, что это задание является одним из самых сложных. Неслучайно его традиционно включают в большинство контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Почему так важно не ошибиться в определении части речи.

  • От того, что перед нами, причастие или отглагольное прилагательное, будет зависеть количество Н в суффиксах как полной, так и краткой форм. Так в суффиксах полного страдательного причастия прошедшего времени всегда пишутся НН (суффиксы -ЕНН- и -НН-). А в суффиксах полных отглагольных прилагательных – одна Н (кроме желанный, священный, невиданный, неслыханный , нежданный, негаданный ).
  • Вспомните правила:
  • «В суффиксах кратких страдательных причастий пишем одну Н»
  • «В суффиксах кратких прилагательных пишем столько Н, сколько их было в полной форме»

Сравните: « память о жертвах войны свящеННа » — краткая форма прилагательного свящеННый и «сессия продлеНа » — краткая форма причастия продлённый.

Почему же возникает затруднение в определении части речи?

Действительно, отличить отглагольные прилагательные и причастия бывает непросто по следующим причинам:

  • обе эти части речи образованы от глагола;
  • обе обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой? и в предложении являются определением;
  • обе склоняются, то есть изменяются по падежам, родам и числам;
  • имеют схожий морфемный состав, а значит, похожий «внешний вид».

То есть причастия и отглагольные прилагательные очень похожи.

Значит, следует особенно хорошо запомнить, чем они отличаются друг от друга.

Что отличает отглагольное прилагательное от причастия.

  • обе части речи образованы от глагола, НО:

— от глаголов совершенного вида ВСЕГДА образуются причастия

— от глаголов несовершенного вида мы получаем причастия, если у них есть зависимое слово(слова), то есть на лицо причастный оборот.

Условно говоря, вам надо определить а) вид исходного глагола, б) если вид был несовершенный, посмотреть наличие зависимых слов.

Проверьте себя. Перед вами глагол ЖАРИТЬ (что делать?) несовершенного вида. Получить от него причастия мы можем только двумя способами:

  • изменить вид, прибавив приставку: (что сделать?) ПОЖАРИТЬ. Какой бифштекс? ПОЖАРЕННЫЙ
  • добавить хотя бы одно зависимое слово. ЖАРЕННЫЙ (на чем? в чем?) в масле бифштекс.

Если не менять вида и не добавлять зависимых слов, от глагола ЖАРИТЬ можно получить только прилагательное: ЖАРЕНЫЙ бифштекс.

  • обе части речи обозначают признак предмета, НО :

— прилагательное обозначает, скажем так, морфологические, отличительные признаки предмета: по росту, цвету, весу, материалу, характеру и т.п.);

— причастие обозначает признак предмета по действию.

Сравните. Пожаренный, жаренный в масле бифштекс – это тот, который жарили, т.е здесь признак по действию. Жареный – это отличительный признак бифштекса. Ведь он может быть и сырым, свежим, говяжьим, вкусным, жестким.

Итак, чтобы отличить отглагольное прилагательное от причастия, достаточно сделать предложенные выше несложные шаги.

Как рассуждать при образовании краткой формы прилагательного и причастия.

Здесь есть маленький нюанс или секрет, если хотите. Краткая форма отвечает на вопросы каков? каково? какова? каковы? Проблема с Н и НН может возникнуть, если вы неправильно определите часть речи, ведь у краткого причастия всегда одна Н, а у краткого прилагательного столько, сколько в полной форме. Теперь у вас есть безошибочный способ определить часть речи, НО:

ВАЖНО!!! В русском языке есть такое понятие, такой способ образования слов, как переход одной части речи в другую. То есть, не изменяя своего внешнего вида одна часть речи может выполнять в предложении функции другой. Самый простой пример всем вам хорошо знаком: «Купи мне мороженое », — просит дочка. Заметьте, слово мороженое отвечает на вопрос что? , а значит, обозначает предмет (язык не поворачивается называть такую вкуснятину предметом) и принимает на себя все синтаксические функции существительного. Но ведь это же отглагольное прилагательное: морозить мороженое мясо! Второй пример: причастие провожающие (люди)? Мы чаще используем его как существительное: (кто?) провожающие стояли на перроне.

Какое отношение это явление русского языка имеет к нашей проблеме.

Возьмем глагол ВОСПИТАТЬ . Это глагол совершенного вида, значит, мы смело можем получить от него причастие ВОСПИТАННЫЙ (т.е. тот, которого воспитали).

Пример. Девочка, воспитанная в антисанитарных условиях, часто потом болела.

Но мы можем использовать это причастие как прилагательное. При этом в нем сохранится весь фонемный состав, две НН в том числе.

Пример . Какая воспитанная девочка! Воспитанная, то есть вежливая, скромная, тактичная. Чувствуете разницу?

А вот теперь при образовании краткой формы мы применим наше правило.

Краткое причастие – Н : девочка воспитана в антисанитарных условиях.

Краткое прилагательное – НН, как в полной форме: девочка вежлива, воспитанна, тактична.

Думаю, теперь, когда вы знаете, как отличить отглагольные прилагательные от причастий и какие есть подводные камни в этой теме, вам легче будет выполнять практические задания.

Помните! Не надо путать отглагольные и отымённые прилагательные. Для их правописания существуют разные правила .

Спасибо, что поделились статьёй в социальных сетях!