Cочинение «Ум и сердце в судьбах героев романа «Обломов. Чем является любовь для обломова

Роман «Обломов» был написан в 1859 году. «Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе, но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова»,- пишет Добролюбов.

«Это был человек лет тридцати двух–трех отроду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…На нем был халат без малейшего намека на Европу…Лежание у Ильи Ильича не было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальный состоянием».

Обломова совершенно не привлекают ни светские утехи, ни карьера. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни. Но Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Истоки характера Обломова становятся ясны из его сна. Герою снится патриархальная Обломовка – место, где он рос и воспитывался, где произошло становление его характера. «В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни»,- пишет Добролюбов.

В романе Гончарова показаны два женских образа, противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны.

«Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрее, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке или литературе: говорила она мало, и то свое, неважное – ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись». Таким предстает перед нами образ Ольги Ильинской. Она пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным. Любовь к ней пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкой халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, не некоторое время халат исчезает из поля зрения. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: « Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы с ним. Я любила будущего Обломова!». Поэтому она рассталась с Обломовым и нашла свое счастье в Штольце.

Антипод Ольги – Агафья Матвеевна. Отчество Матвеевна неслучайно; во-первых, оно повторяет отчество матери самого автора романа; во-вторых, Матвеевна послана Обломову, с его «робкой, ленивой душой», как дар, как воплощение его мечты о покое. Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку; видно, что она не прибегала ни к какому искусству» Таким предстает перед нами образ Агафьи Матвеевны. Только она способна дать Обломову спокойствие, любовь, понимание. Агафья Матвеевна сравнивает Обломова с ее покойным мужем и с Тарантьевым, но он, по ее мнению, совершенно другой человек, у него другие движения, позы, фразы, он будто сияет спокойствием, красотой и добротой. Она не стремится к любви, не добивается ее любыми способами, а ждет, когда она придет сама. Ольга Ильинская же стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит ей.

Ольга требовала от Обломова перемен во внутреннем мире, но сам Обломов говорит: «Я терпеть не могу перемен», а Агафья Матвеевна приняла его таким, какой он есть. Агафья Матвеевна ближе к идеалу Обломова. И ленивый Илья Ильич предпочитает возвышенной Ольге прозаичную, приземленную Пшеницыну. Обломовщина оказалась сильнее любви.

Обломову Пшеницына напоминала картину детства, деревню Обломовку. Она внушала ему спокойствие и умиротворенность, он мог бесконечно лежать на диване и наблюдать за ее белыми локтями, когда она что-нибудь вышивала. Он был благодарен ей за все: за то, что она простегала ему все подушки и одеяла, за ее радушный прием, за заботу, за то, что она напоминала ему его детство, за то, что она угадывала его желания. «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило». Может, он любил Агафью Матвеевну, но эти чувства были дружеские, она стала ему матушкой. Его удовлетворяло и то, что она ухаживает за ним, лелеет, такую жизнь он видел в своих мечтах.

Женившись на Агафье, Обломов не поменял своего отношения к ней, он также с дружеской признательностью благодарил ее, ведь она внесла в его душу спокойствие и умиротворенность, чего он так долго искал. Казалось, он опять вернулся в Обломовку, где жители отделились от внешнего мира, где царит тишина и вечный сон, который окутывает и оставляет в своих объятиях Обломова.

В романе Гончарова выведено несколько типов идеальных людей.

В первой части романа мы видим ленивца, лежащего на диване в пыльной комнате. И, конечно, мы не можем сказать, что Обломов - идеал мужчины. Он не живет в гармонии со своим сознанием, со своим сердцем и с внешним миром.

Другое дело Штольц. 11а фоне неподвижного и постоянно лежащего Обломова Штольц идеал. Он находится в постоянном движении, не останавливается на чем то достигнутом. Он всего добился сам и из бедного мальчишки превратился в преуспевающего дельца. Такой человек никогда не будет лишним для общества. Уже в Штольце-ребенке можно было увидеть Штольца сегодняшнего. Он - гармоничная личность, чему способствовало его воспитание. Отец-немец учил его трудиться и добиваться всего самому, а мать воспитывала в нем духовность.

В отличие от Обломова, в Штольце разум, сознание и холодность преобладают над чувствами, сердцем. Обломов - мечтатель, а Штольц не любит и боится мечтать. Поэтому он идеален только с точки зрения нового общества. Штольц - трезвомыслящий человек, по в нем нет поэзии, романтики. А это уже говорит о некоторой "ущербности", о том, что не во всем этот человек может служить образцом для подражания.

Тем более мы не можем назвать идеалом Обломова. Особенно при первой встрече с ним. Но вдруг - о чудо! - появилась Ольга. И мы уже не узнаем прежнего Обломова, потому что в нем наконец-то просыпается его истинная душа. Обломов-ленивец превращается в Обломова движущегося, желающего жить, петь, в Обломова-поэта. В этот миг для нас, возможно, перестает существовать идеал-Штольц и появляется идеал-Обломов. Мы начинаем видеть не ленивца, а великого творца, поэта, писателя. Но теперь Обломова переполняют только чувства, готовые выплеснуться в любой момент, в нем перестало существовать сознание. И опять мы не можем сказать, что Обломов - абсолютный идеал. Возможно, лишь соединив Штольца и Обломова, можно получить то, что ищет Ольга.

В отдельности Штольц и Обломов тоже могут быть идеальны, но с разных точек зрения. Проблема этих двух идеалов, с одной стороны, в том, что Штольц слишком сдерживает свои чувства, а с другой - в том, что Обломов, наоборот, не может сдерживать свои чувства и свои страсти.

Еще одна героиня романа, претендующая на идеальность,- это Ольга. Я думаю, что Ольга - это и есть настоящий идеал. В ней уравновешены и чувства, и сознание, хотя она ближе к Обломову, чем к Штольцу. Ольга почти совершенна, и поэтому именно ей Гончаров передает роль просветительницы и проповедницы. Она должна пробудить настоящего Обломова. На один миг ей это удается. Но Ольга постоянно хочет чего-то нового, она постоянно должна преображать, создавать. Для нее главное это долг. Она пилит свое назначение в том, чтобы перевоспитать Обломова.

Ольга, в отличие от Обломова и от Штольца, никогда не успокои тся, она постоянно движется, она не может стоять па месте. Возможно, проблема Ольги - это ее непрестанное движение. Она сама не знает, чего хочет, не знает своей конечной цели, но стремится к ней.

Из всего написанного можно заключить, что вообще-то все главные герои романа идеальны. Но они идеальны с разных сторон. В Обломове - идеал поэта, в Штольце - идеал трезвомыслящего человека, в Ольге - идеал человека, осознающего свой долг. Обломов идеален для Пшеницыной и для Обломовки. А Штольц и Ольга идеальны для общества. Гармоническая личность - это не Штольц, не Обломов, не Ольга в отдельности. Это все они, вместе взятые.

Главный герой романа Гончарова – Илья Ильич Обломов. Это человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами”. Он, “дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге”.
Обломов вызывает во мне чувства изумления, а также презрение и жалости. Он поражает своей фантастической ленью. Где это видано – валяться целый день на диване, не вставая, и не испытывать от этого никаких удобств. Он говорит, что не нашел себе занятие по душе. Такого занятия, на которое можно потратить свою жизнь. Ерунда! Если бы он хотел найти, то непременно бы сделал бы это. Но Обломов не проявил упорства и поэтому, желая себя оправдать, говорил Штольцу, что в его жизни не было огня, что она началась с погасания. Просто он не хотел зажечь в себе этот огонь, бессознательно оберегал от этого свою душу. В ней только временами вспыхивали искры, чтобы тут же погаснуть вновь.
Обломов презирал общество, высший свет. Их членов он называл мертвецами, спящими людьми, хуже его самого. Пусть он отчасти прав, но ведь не все общество состоит из таких людей. Среди них наверняка нашлись бы яркие личности, выделяющиеся из толпы, не находящиеся под властью общественного мнения. Но обломов считал себя выше этого суетного мира и не желал заводить с людьми света никаких отношений. Итак, из этого можно сделать вывод о нежелании Обломова заниматься чем бы то ни было, кроме лежания на диване. Там он был занят исключительно важным, по его мнению, делом – мечтанием об усовершенствование имения и о том, как он будет там жить вместе с женой и детьми. Но способность мечтать свойственна каждому человеку. В этом нет ничего плохого. Плохо то, что Обломов не делал ничего, чтобы воплотить мечту в жизнь. Он не мог преодолеть препятствие по пути к цели. На первом препятствие он спотыкался и останавливался, не двигаясь дальше. Так и с письмом старосты. Обломов знал, что нужно принимать решительные меры, чтобы не разориться, но не принимал, а только волновался, да и то недолго. Как страус прячет голову в песок, так и он уходил в себя, в выдуманный им мир. Эти попытки убежать от реальности свидетельствует о трусоватости и слабости. А это всегда вызывает отвращение и презрение. Только сильное чувство Обломова к Ольге подтолкнуло его к походу в палату. Любовь к ней наполнило его сердце жаром и энтузиазмом. Но как бы ни сильны были чувства, все равно они не смогли победить в нем обломовскую суть, барского начало. Своей слабохарактерностью Обломов оттолкнул от себя свою единственную любовь.
В конце концов презрение к герою во мне превращается в жалость. Все-таки он был человеком с добрым сердцем и искренней душой. Я жалею что он не смог перебороть себя, что он прожил свою жизнь без смысла, не узнал, что может быть в ней хорошо, кроме еды и “ничегонеделаниья”.
Я хочу, чтобы меньше людей походило на Обломова, чтобы все радовались жизни и обязательно не ленились осуществлять свои мечты.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Мне кажется, стихотворение великого русского поэта М. Ю. Лермонтова “Парус” должно вызывать в сердце читателя чувство восторга и свободы или же, в крайнем случае, несогласия и протеста. Однако вряд ли найдется человек, прочитавший эти строки и оставшийся безучастным или равнодушным, Read More ......
  2. При чтении стихотворения М. Ю. Лермонтова “Парус” картины одна сменяют другую, и вместе с ними меняется настроение, которое они рождают. Вот передо мной изменчивое и прекрасное лазурное море. Над ним расстилается голубой туман. Море безмятежно и спокойно… Но вот вдали Read More ......
  3. Обломов – это отсталость, мешающая историческому прогрессу. Обломов – чистосердечен, мягок, у него не потеряна совесть; субъективно он не способен сотворить зло. Сюжетная линия рисует духовное запустение героя, в нем есть барство и рабство – он раб своего дивана, лени. Read More ......
  4. Читая роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”, мы следим за поведением главного героя, его деятельностью или бездействием. Мы видим отношения Обломова с разными людьми, которые большей частью ему неинтересны. Отмечаем глубокую привязанность Ильи Ильича к своему другу Андрею Штольцу. Но особенно Read More ......
  5. Подобно “Обыкновенной истории” и “Обрыву”, “Обломов” – роман не просто с любовным сюжетом, это роман о различных видах любви. Ведь и сама любовь для Гончарова – главное начало бытия, причем не только индивидуального, но и семейно-общественного, даже природно-космического. Мысль о Read More ......
  6. 1. Обломов – Штольц. 2. Обломов – Ольга Ильинская Штольц – не положительный герой романа, его деятельность иногда напоминает деятельность Судьбинского из презираемого Штольца Петербургского окружения Обломова: работать, работать, еще раз работать, как машина, без отдыха, развлечений и увлечений. Его Read More ......
  7. Попробуйте охарактеризовать особеннос­ти мастерства автора. А. Дюма в своих авантюрно-историче­ских романах активно использует весь на­бор авторских приемов, которые могут притягивать читателя. Он обращается к тому, что интересует каждого читателя – к прошлому. На таком интересном фоне развертываются увлекательные сюжеты, развитие Read More ......
  8. Причиной написания письма для Обломова стали слова Ольги, которые она Сказала ему. После ее признания в любви, он долго размышляет об этих Словах. Обломов стоит перед зеркалом, разглядывает себя и говорит, что Ольга не права, что она не любит его. Read More ......
Какие чувства во мне вызывает Обломов?

Ум и сердце - две субстанции, зачастую не имеющие ничего общего между собой и даже конфликтующие друг с другом. Почему одним людям свойственно взвешивать каждое свое решение и во всем искать логическое обоснование, в то время как другие совершают свои поступки исключительно по наитию, по тому, как им подсказывает сердце? Об этом задумывались многие писатели, например Лев Толстой, который придавал большое значение тому, чем руководствуются в своих поступках его герои. При этом он не скрывал, что ему значительно милее люди «души». Мне кажется, что и И. А. Гончаров, отдавая должное работе ума у своих героев, больше ценил в них работу сердца.
Н. А. Добролюбов считал характерной чертой Гончарова как художника то, что «он не поражается одной стороной предмета, одним моментом события, а вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления».

Характеры героев раскрыты в романе со всеми присущими им противоречиями. Так, у главного героя, Ильи Ильича Обломова, имеется масса недостатков - он ленив, апатичен, инертен. Однако у него есть и положительные черты. Природа сполна наделила Обломова способностью мыслить и чувствовать. Добролюбов написал об этом так: «Обломов - не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий»

В романе не раз говорится о доброте, мягкосердечии, совестливости Обломова. Знакомя нас со своим героем, Гончаров пишет о том, что мягкость его «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». И дальше: «Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Что же могло вызывать у людей задумчивую улыбку при одном только взгляде на этого человека? Я думаю, это связано с ощущением тепла, сердечности и поэтичности натуры Обломова: «Его сердце, как колодезь, глубоко».

Штольц - человек, совершенно противоположный по складу, - восхищается душевными качествами друга. «Нет сердца чище, светлее и проще!» - восклицает он. Штольц и Обломов дружат с детства. Они очень любят друг друга, но в то же время между ними существует некий внутренний конфликт. Даже, скорее, не конфликт, а спор двух абсолютно разных людей. Один из них деятельный и практичный, а другой - ленивый и безалаберный. Штольц постоянно приходит в ужас от того, какой образ жизни ведет его друг. Он всеми силами старается помочь Обломову, вытащить его из этого болота праздности, которое беспощадно засасывает в свои глубины. Штольц - верный и преданный друг Обломова, готовый помочь ему и словом и делом. Мне кажется, что на это способны только истинно добрые люди. Поэтому я не склонна рассматривать Штольца лишь как рационалиста и прагматика. По-моему, Штольц - добрый человек, причем он активен в своей доброте, а не отделывается одним сочувствием. Обломов - другой. Он, конечно, «не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких помыслов». Но ведь чтобы воплотить эти высокие помыслы в жизнь, нужно как минимум слезть с дивана. На это Обломов уже не способен.
Причиной полной несхожести характеров двух друзей является их совершенно разное воспитание. Маленький Илюша Обломов был с детства окружен безграничной любовью, лаской и непомерной заботой. Родители старались оградить его не только от каких-то бед, но и от всех видов деятельности. Даже для того, чтобы надеть чулки, нужно было позвать Захара. Учебе тоже не придавалось особого значения, и в результате у одаренного от природы мальчика на всю жизнь остались невосполнимые пробелы в образовании. Любознательность его была загублена, однако размеренная и спокойная жизнь в Обломовке пробудила в нем мечтательность и мягкость. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов.

Андрея Штольца воспитывали совсем по-другому. Его образованием занимался отец-немец, который очень серьезно относился к получению сыном глубоких знаний. Он стремился воспитать в Андрюше прежде всего трудолюбие. Учиться Штольц начал в раннем детстве: сидел с отцом над географической картой, разбирал библейские стихи, учил басни Крылова. Лет с 14-15 он уже самостоятельно ездил с поручениями отца, причем выполнял их точно, никогда ничего не путая.

Если говорить об образованности, то, конечно, Штольц ушел далеко вперед от своего друга. Но что касается природного ума, то Обломов вовсе не был им обделен. Штольц говорит Ольге, что в Обломове «есть и ума не меньше других, только зарыт, завален он всякой дрянью и заснул в праздности».

Ольга же, мне кажется, полюбила в Обломове именно его душу. И хотя Обломов предал их любовь, не сумев вырваться из оков привычной жизни, Ольге так и не удалось его забыть. Она уже была замужем за Штольцем и, казалось бы, жила счастливо, а все спрашивала себя, «чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего-то, даже будто - страшно сказать - тоскует». Я понимаю, куда рвалась ее душа - навстречу такой же родной и близкой душе. Штольц, при всех своих достоинствах - уме, энергичности и целеустремленности, - не мог дать Ольге того счастья, которое она испытала с Обломовым. Обломов же, несмотря на всю свою лень, инертность и прочие недостатки, оставил неизгладимый след в душе незаурядной и талантливой женщины.
Таким образом, после прочтения романа остается впечатление, что Гончарову ближе Обломов с его богатой и нежной душой. Илья Ильич обладал удивительным свойством: он умел вызывать любовь окружающих, вроде бы ничего не давая взамен. Но благодаря ему люди обнаруживали в себе лучшие свои качества: мягкость, доброту, поэтичность. А значит, такие люди, как Обломов, необходимы, хотя бы для того, чтобы сделать этот мир красивее и богаче.

В романе «Обломов» Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения «Сон Обломова», в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: «Почему я такой?» - и во сне получает ответ на свой вопрос. «Сон Обломова» - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.

Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет «добрый барин». Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой,бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии.


Страница: [ 1 ] Любовь. Какова её роль в жизни человека? На что способна или не способна любовь, каждый ли человек может по-настоящему любить и вообще, что такое любовь? Над этими вопросами размышляет автор.В романе несколько любящих пар. Обломов и Ольга .

Обломов искренне полюбил Ольгу за её простоту, открытость, естественность. В ней не было « ни жеманства, ни лжи, никакого кокетства». Ольга увидела в нём мягкого, доброго, романтичного человека. Однако стремление Ольги изменить Обломова, видеть таким, каким она хочет, не нравилось Обломову. Он понимал, что она любит будущего Обломова, каким он не сможет быть. Постепенно он отдаляется от Ольги, боится всяких свадебных хлопот, изменений в жизни, а она поняла, что изменить Обломова нельзя. Конец отношений просто убивает в Обломове желание действовать, с ещё большей силой, чем прежде, проявилась апатия, лень, нежелание что-либо менять в жизни.

Любовь Ольги к Обломову- идеализированная. А ещё она считала своим долгом пробудить Обломова к жизни, словно проводила своеобразный эксперимент: сможет она это сделать или нет, то есть проверяла прежде всего себя. Обломов сначала действительно изменился: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет» . Однако Ольга не смогла пробудить Обломова к жизни: «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер ».

Обломов не выдержал испытание любовью: «Господи! - воскликнул Обломов - Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?» .Он понимал, что не может соответствовать тому образу, к которому стремится Ольга. «Я похищаю чужое! Я - вор!»- так думает герой. Обломов не смог победить обломовщину в себе. Да и в Ольге Обломов не смог найти свой идеал, а именно: материнскую любовь, всепоглощающую преданность, нежность.

Штольц и Ольга .

Их отношения начали складываться после разрыва Ольги с Обломовым. Штольц внушил Ольге, что там была не любовь, а только желание любви. В конце читатель видит идиллию: дом в Крыму, семья, детишки, вечернее совместное чтение книг. Но почему-то Ольга грустна, она чувствует неудовлетворённость. Всё же истинные чувств она испытывала к Обломову. А в браке со Штольцем на первом месте рациональное отношение к отношениям, чтобы обоих устраивало всё: это и долг, и любовь.

Штольц сначала словно ведёт Ольгу к идеалу, который хочет увидеть: она умна, активна, деятельна. Но в конце, в принципе, мы видим ту же идиллию, к которой стремится и Обломов,- это тихая, спокойная жизнь. без всплеска эмоций и чувств.

Пусть их любовь лишена романтики, а чисто приземлённая, с общими интересами, но она дала счастье обоим. Между ними уважение и взаимопонимание.

Агафья Пшеницына и Обломов .

Агафья полюбила Обломова за простоту, доброту, за то, что он не раболепствует, как все вокруг (таким был её муж). Забота, внимание Агафьи нравятся Обломову. Он женится на ней. Что это: любовь или желание иметь человека, который постоянно заботится об Обломове (как это было в детстве), что-то решает за него, ограждая от забот. Агафья ничего не требовала от героя, принимал его таким, какой он есть. Именно этого не хватало Обломову. Агафья скрасила его последние дни, холила и лелеяла. А после смерти ухаживала за могилой. Сына она отдала Ольге и Штольцу, чтобы они воспитали в нём настоящего дворянина, как отец. Любовь Агафьи — жертвенная любовь ради любимого и в то же время спокойная. Она обоим принесла удовлетворение, это любовь людей, умудрённых опытом. Пусть в ней не было особой страсти, но было уважение друг к другу, то, что они и искали.

Захар и Анисья.

Отношения у них ровные, спокойные, как и должно быть, считают они, между мужем и женой. Гончаров пишет: « Страсть надо утопить в женитьбе», и отношения Захара и Анисьи — пример тому.