Cочинение «Можно ли считать “Обломов” романом о любви. Обломов и Пшеницына – любовь как обожание

Подобно «Обыкновенной истории» и «Обрыву», «Обломов» - роман не просто с любовным сюжетом, это роман о различных видах любви. Ведь и сама любовь для Гончарова - главное начало бытия, причем не только индивидуального, но и семейно-общественного, даже космического. Мысль о том, что «любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром»; что «в ней столько всеобщей неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении», вложена в уста Штольца. Это «капитальное» убеждение и самого писателя. «…Вы правы, - писал Гончаров С. А. Ни-китенко, - подозревая меня… в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности… Может быть, я и сознательно и бессознательно, а стремился к этому огню, которым греется вся природа…».

В «Обломове» Гончаров заявил себя даровитейшим аналитиком отношений любящих. «Она, - писал об Ольге Ильинской критик Н. Д. Ахшарумов, - проходит с ним (Ильей Ильичом) целую школу любви, по всеми правилам и законам, со всеми

малейшими фазами этого чувства: тревогами, недоразумениями, признаниями, сомнениями, объяснениями, письмами, ссорами, примирениями, поцелуями и т. д.». «Школа любви» для Гончарова - основная школа человека. Любовь завершает духовно-нравственное формирование личности, открывает ее подлинный смысл и цель бытия. «Взгляд Ольги на жизнь… - сообщает писатель во второй части «Обломова», - сделался еще яснее, определеннее ». С чувством к Илье Ильичу для Агафьи Пшеницыной «навсегда осмыслилась и жизнь ее». Сам Штольц, долгое время увлеченный деятельностью, восклицает, получив согласие Ольги стать его женой «Дождался! Сколько лет жажда чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал - все награждено, вот оно, последнее счастье человека!»

Это всемогущество любви объясняется важнейшей способностью, которой наделял ее Гончаров. При верном ее понимании любовь не замыкается только счастьем любящих, но гуманизирует и иные отношения людей, вплоть до сословно-классовых. Так, в лице близкой к истине любви Ольги Ильинской писателю виделась не просто «страстно любящая женщина», верная подруга мужа, но «мать-созидательница и участница нравственной и общественной жизни целого счастливого поколения». Вобравшая в себя «мало-помалу элементарные свойства русского человека» фигура заглавного лица была не единственной творческой удачей «Обломова». «Превосходно обрисованным характером» современники назвали Ольгу Ильинскую, подчеркивая единство в нем идеальности с психологической убедительностью. Духовно-нравственная сущность героини вполне мотивирована - однако не внешними, но внутренними обстоятельствами. Освобожденная в доме тетки от «деспотического управления ее волей и умом», Ольга сначала «многое угадывает, понимает» благодаря своей «счастливой природе», которая «ее ничем не обидела», и окончательно складывается как личность под воздействием перипетий сердечной жизни - в отношениях с Обломовым, затем Штольцем.

Независимая в своем выборе и решениях, Ольга сверх того необычайно чутка к истине любви. Любовь для нее не страсть, как бы сильна она ни была, а чувство-долг, симпатия, сопровождаемая нравственными обязательствами любящих пронести ее до конца жизни. «Да … у меня, - говорит она Обломову, - кажется, достанет сил прожить и пролюбить всю жизнь». Отсюда и требовательность героини к себе и возлюбленному: Ольга не смиряется с тягой Ильи Ильича к покою, так как знает: «норма» любви дается лишь движением «вперед, вперед».

Изящная, внутренне и внешне динамичная фигура Ольги Ильинской несколько бледнеет, однако, в четвертой части романа, отмеченной преобладанием авторского рассказа над показом. Но и в этом случае героиня остается «душою» «Обломова».

Прямой противоположностью Ольге выглядит квартирная хозяйка, а затем и жена Ильи Ильича Агафья Пшеницына, как будто без остатка растворившаяся в круговороте будничных забот о еде, шитье, стирке, глаженье и т. д. Подчеркнуто духовному облику Ильинской, в чертах которой отражалось «присутствие говорящей мысли», богатство внутренней жизни, контрастен внешний портрет Пшеницыной с ее «полными, округлыми локтями», «крепкой, как подушка дивана, никогда не волнующейся грудью» и «простотой» душевных движений. Так же «просто», не подозревая о высоком общественном назначении этого чувства и стоящих на его пути преградах, полюбила Агафья Матвеевна Обломова и «перешла под это сладостное иго безусловно, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв».

Далекая от ее истины, но самоотверженная, проникнутая материнским началом любовь Агафьи Матвеевны овеяна сочувствием. Ведь с нею и в этой рядовой женщине пробудилась живая душа, открылся человеческий смысл и свет в ее ранее почти автоматическом существовании. Отвечающий основному творческому принципу художника показать и в «простом» современнике «самого человека* , образ скромной чиновницы Агафьи Пшеницыной стал большим завоеванием Гончарова и русской прозы в целом. Гончаровская философия любви имеет глубокие корни. В ней оригинально преломились и синтезировались идеи древнегреческого мыслителя Платона, представления романтиков и христианско-евангельские о любви-участии, любви сострадательной и спасительной. В русской литературе 50-60-х годов концепция «всеобнимающей любви» (Н. Некрасов) была не чужда и революционно настроенным писателям. Но в наибольшей степени она отвечал» художникам, уповавшим на нравственное совершенствование человека и общества.

Средоточие жизни, любовь в «Обломове» поэтому прямо характеризует собственно человеческую сущность того или иного типа существования. Для понимания идиллических обломовцев важнейшим оказывается замечание автора о полном отсутствии у них глубоких сердечных страстей, которых они «боялись, как огня».

Вернемся к главным причинам любовной, следовательно, и жизненной драмы центрального героя романа. Дано ли было Илье Ильичу реально обрести «норму» любви, семьи и жизни? Ведь, кажется, Штольц и Ольга сумели воплотить ее в своем семейном союзе. Но так ли это?

Начиная с Добролюбова критики и исследователи относились к Штольцу в основном негативно. Героя упрекали в рассудочности, сухости, эгоизме. В образе Штольца необходимо, однако, различать замысел и исполнение.

Друг Ильи Ильича - интересно и глубоко задуманная фигура. Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно иными. Отец героя - немец, управляющий в дворянском поместье, - привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать, русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой, передала Андрею свою духовность. Воспринял Штольц и благотворные эстетические впечатления от богатой картинной галереи в соседнем княжеском «замке». Разные национально-культурные и общественно-исторические элементы — от патриархальных до бюргерских - создали, объединившись в личности Штольца, характер, чуждый, по мысли романиста, всякой ограниченности и крайности. Показателен ответ юного героя на совет отца избрать любую «карьеру»: «служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй»: «Да я посмотрю, нельзя ли вдруг по всем, - сказал Андрей».

Не ведающий разлада между умом и сердцем, сознанием и действием, Штольц «беспрестанно в движении», и мотив этот чрезвычайно важен. Ведь только при безустанном движении вперед, а не в духовном сне и покое в состоянии человек одолеть те «обманчивые надежды и мучительные преграды», которые ставит ему жизнь на пути к «выше предназначенной цели». А Штольц, ищущий в своей жизни «равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа», стремится именно к ней, вполне отвечая тем самым авторскому идеалу.

Заслужив глубокое доверие, затем и взаимное чувство Ольги, Штольц поселился с женой не в Петербурге и не в деревне, но в Крыму, в собственном доме на морском берегу. Выбор этого места далеко не случаен: удаленный в равной мере и от сурового Севера и от тропического Юга, Крым - своего рода «норма» в природе. Существенна и такая деталь: с галереи дома Штольца «видно было море, с другой стороны — дорога в город». Жилище Штольца и Ольги с его «океаном книг и нот», присутствием везде «недремлющей мысли» и изящными вещами, среди которых нашла свое место «и высокая конторка, какая была у отца Андрея», как бы соединяют природу в ее «вечной красоте» с лучшими достижениями цивилизации. Быт Штольцев совершенно лишен крайностей деревенской неподвижности и суетного городского делячества. Автор романа утверждает, что герои счастливы. Правда, Ольгу порой посещают грусть и неудовлетворенность. Но Штольц успокаивает жену ссылкой на естественные стремления «живого раздраженного ума… за житейские грани», тоской духовного человека по абсолюту.

Декларированное Гончаровым счастье Штольца и Ольги тем не менее не убеждает читателя. И не только потому, что романист скорее рассказывает о нем, чем показывает его. Важнее то, что союз героев на деле оказывается все-таки замкнутым собою, лишенным главного смысла истинной любви - ее гуманизирующих естественных результатов. Замысел гармонической, реально-поэтической личности в фигуре Штольца не получил в романе адекватного художественного воплощения.

Декларированность Штольца и его «последнего счастья», признанная в итоге и самим Гончаровым («не живой, а просто идея»), объясняется не творческим просчетом мастера. Как выяснилось с развитием произведения, сама надежда Гончарова создать образ гармонического человека и такой же любви на материале современной действительности была утопией. В датированном годом окончания романа письме Гончаров констатировал: «…междудействительностью и идеалом лежит… бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда»,

Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь - гармония...
Л.С.Пушкин

Роман Гончарова имеет весьма незатейливое содержание: в нём подробно описывается примерно полгода из жизни главного героя - Ильи Ильича Обломова, причём никаких особенных событий за это время не происходит. Роман состоит из четырёх частей: в первой Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским, влюбляется в Ольгу, а она - в него; в третьей части выясняется, что оба ошиблись друг в друге, и они расстаются; четвёртая часть является как бы эпилогом к истории любви: Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на своей квартирной хозяйке и тихо угасает. Его жизнь сводится к обильной, жирной и вкусной пище, к лежанию на диване. Обломов трусливо отгораживается не только от тревог и забот, но и от разнообразных радостей окружающей жизни. Однако роман, изображающий эту заурядную историю, получился необыкновенно содержательным: это произведение о России, о её уходящем прошлом и о будущем, как оно представлялось Гончарову.

Автор в «Обломове» раскрыл тему оскудения и деградации поместного (крепостнического) дворянства, столь актуальную для своего времени. Писатель убедительно показал, как условия помещичьего быта и нетребовательное дворянское воспитание порождают в главном герое апатию, безволие, страх перед жизнью. Обломов, в силу указанных обстоятельств, не способен к деятельности, а там, где нет созидательного труда, начинаются застой и распад личности. Таким образом, идея романа состоит в критике основ крепостнического строя, уродующего человека. Гончаров психологически убедительно показал эволюцию Обломова: от гордой уверенности, что он не «всякий» человек, а барин и живёт как надо (1, VIII), до трагического осознания своей полной никчёмности и несостоятельности (3, IX).

Поскольку Обломов не занимается ничем и вообще презирает труд; поскольку он мало общается с людьми, так как больше всего на свете ценит покой; постольку его характер может быть раскрыт только в любви, как и характер всех героев - «лишних людей» (Онегина, Бельтова, Рудина и т.д.). Следовательно, любовный сюжет играет в романе важнейшую роль и занимает три из четырёх частей, помогая раскрыть, во-первых, образ главного героя и, во-вторых, авторское понимание любви как самой большой ценности в человеческой жизни.

Вторую часть романа сам Гончаров назвал «поэмой», так как в ней он описал счастливую пору в жизни Ильи Ильича - зарождение его любви к Ольге. Героине удалось расшевелить Обломова, заставить его думать, читать, беспокоиться, забыть о диване и халате, которыми ограничивалось его существование на Гороховой улице. В этой любви герой проявил свои лучшие качества: чуткую душу, понимание природы, высокую нравственность, всесторонний ум. А писатель продемонстрировал своё блестящее мастерство психолога: он убедительно показывает разнообразные чувства влюблённых в сценах признаний, ссор, примирений и т.д. Безусловно, очень удачно представлено объяснение Ольги и Обломова, когда ни одного слова о чувствах не было сказано, но потому, как барышня обращается с веткой сирени, кавалер догадывается о её любви (2, VI).

Любовь всегда учитывалась и предполагалась Обломовым - ей отведено почётное место в плане жизни, который герой обдумывает, лёжа на диване в квартире на Гороховой улице. По плану у него обязательно должна быть жена, с которой он обедает и гуляет по имению, попутно лаская красивых крестьянок (2, IV). Но не этот придуманный идеал сначала увлёк Обломова в жизни: он влюбился в замечательную девушку - цельную, тонко чувствующую, умную, решительную. Такая высокая любовь, как считает Гончаров, одухотворяет и гармонизирует всю жизнь человека, иными словами, такая любовь - счастье.

И Ольга Ильинская раскрывается в любви к Обломову. Героиня называет своё чувство долгом: «Мне как будто Бог послал его и велел любить» (2, IX). Ольга становится для Обломова «путеводной звездой, лучом света» (2, VIII), а её любовь близка к христианскому пониманию этого чувства. Недаром герой смотрит на девушку как на своего духовного спасителя: «Он побежал отыскивать Ольгу. Видит, вдали она, как ангел восходит на небеса, идёт на гору...» (2, XII).

Третью часть романа Гончаров назвал «драмой», потому что история любви Ольги и Обломова заканчивается, как и следовало ожидать, весьма драматично - полным разрывом. Ольге, с её жертвенной любовью-долгом, удалось совершить чудо - расшевелить героя, правда только на время. Автор замечает, что, с одной стороны, благодаря общению с Ольгой Илья Ильич «догнал жизнь, то есть усвоил опять всё, от чего отстал давно» (3, XI). Но, с другой стороны, герой «усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах. Всё остальное утопало в сфере чистой любви» (там же). После взаимных признаний в любви наступил черёд практической деятельности: Обломову необходимо было решить вопрос с домом, с имением, ведь Илья Ильич чувствовал ответственность мужчины и мужа за свою семью, что характеризует его как человека серьёзного. Но сделать что-нибудь из перечисленного, как и раньше, было не под силу барину-лежебоке. И вот он отдаляется от Ольги, боится встречаться с ней и, наконец, в решительном объяснении признаётся, что не способен, как она того желает, кардинально изменить свою жизнь. Оба тяжело переживают разрыв: у Ольги было нервное потрясение, у Обломова - горячка. Крах этой любви вполне закономерен: герой не способен бороться с жизнью, преодолевать какие-либо препятствия, он, как писал Добролюбов, «постоянно остаётся рабом чужой воли - и никогда не возвышается до того, чтобы проявить какую-нибудь самобытность. Он раб каждой женщины, каждого встречного, каждого мошенника, который захочет взять над ним волю» («Что такое обломовщина?»).

В четвёртой части романа писатель рассказывает о дальнейшей судьбе Обломова и Ольги. Обломов женился на Агафье Матвеевне, прекрасной хозяйке, которой удалось в собственном домике на Выборгской стороне устроить быт, похожий на обломовский: здесь живут замкнутым мирком, ни о чём не заботясь, кроме пищи и тихого покоя. Ольге Ильинской, в которой выразилась «говорящая мысль» (2, V), богатство внутренней жизни, противостоит вдова Пшеницына, с простыми интересами и потребностями, не идущими дальше глажения, стирки, приготовления еды и т.д. Но и жизнь Агафьи Матвеевны получила «новый, живой смысл» (4,1), когда она почти с материнской нежностью полюбила Илью Ильича. С этим чувством в ней пробудилась живая душа, о чём автор рассказывает с искренней симпатией. Вряд ли стоит винить Агафью Матвеевну в том, что она своей преданной и нетребовательной любовью погубила Обломова. Как показано в романе, Обломова ничто не может обратить к здоровой, деятельной жизни.

Ольга выходит замуж за Штольца, который, получив её согласие, восклицает: «Дождался! Сколько лет жажда чувства, терпения, экономии души! Как долго я ждал - всё награждено: вот оно, последнее счастье человека!» (4, IV). Образ Штольца, по замыслу Гончарова, противопоставляется образу Обломова и демонстрирует необходимое согласие между умом и сердцем, сознанием и действием, то есть показывает «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» (2, II). Подробному описанию семейной жизни Штольцев Гончаров посвятил целую главу. Штольц, в отличие от Обломова, не побоялся острого ума и серьёзных духовных запросов Ольги: он начал советоваться с ней о своих делах и увидел, «что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его» (4, VIII). Это не оскорбило Штольца, как оскорбляло Захара, что его жена Анисья очевидно сообразительнее, аккуратнее, ловчее его во всём. Штольц был счастлив, что Ольга стала не только матерью его детей, но верным и умным другом для него самого. Такое понимание любви близко самой Ольге, но даже в счастливом замужестве её иногда посещают грусть и сомнения. Тогда муж утешает её тем, что эти чувства отражают вполне нормальное и понятное стремление человека к духовному идеалу.

Итак, можно сказать, что «Обломов» не просто роман с любовным сюжетом, но роман о любви в разных её проявлениях. Ведь это чувство, по мнению Гончарова, - самое главное не только в отдельной человеческой жизни, но и в семейной и общественной. Штольц, безусловно, высказывает убеждение самого автора, когда говорит: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром; в ней столько неопровержимой истины и блага» (4, VIII).

Внимание Гончарова к любви объясняется его убеждением, что прогресс общества возможен на основе нравственного совершенствования человека. Поэтому в философии любви, которая сложилась у Гончарова, исследователи (например, В.А.Недзвецкий «Романы И.А.Гончарова» М., 1966) видят сложное переплетение идей древнегреческого философа Платона и христианских заветов о любви-долге, о сострадательной-спасительной любви. Всё это можно найти в романе: любовь-спасение присуща Ольге, любовь-сострадание - Агафье Матвеевне, любовь рациональная - Штольцу, любовь-прозрение - Обломову.

Любовь характеризует, по Гончарову, саму сущность героев. Например, в Обломовке боялись и избегали сердечных страстей как огня, а главные герои романа не бегут от любви, считая её украшением человеческой жизни. Судьбинский, бывший сослуживец Ильи Ильича, сообщает о своей женитьбе и сразу перечисляет выгоды: приданое, казённая квартира, казённая обстановка, бесплатные дрова и свечи (1, II). Положительные герои романа Гончарова ищут в любви не материальные выгоды, а уверенность в жизни, душевное понимание, нравственную поддержку - словом, высокое счастье.

Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию.

Мне казалось, что скука, однообразие, лень, которые олицетворялись в лице Ильи Ильича, не могли быть совместимы с этим горячим и страстным чувством. Мне кажется, что он и сам не подозревал, что способен любить. Илья Ильич спокойно существовал на свете, никому не мешал, но особенно никому и не был нужен. Конечно, приходили к нему и молчаливый Алексеев, и невыносимый ужасный Тарантьев. Однако они могли быть, могло их и не быть. Ничто не могло вывести его из сонной дремы.

Однако я ошибалась. Обломов любил и был любим. Его избранницей стала молодая и симпатичная Ольга Сергеевна Ильинская, с которой его познакомил единственный друг Обломова - его школьный товарищ Штольц. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Затем интерес перешел в необходимость постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь.

Девушка взялась за перевоспитание ленивого увальня Обломова. То, что он несколько опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и почерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, “голубиное сердце”, как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя. И ради нее он готов был сдвинуть горы.

Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что Штольц говорил о нем правильно. Илья Ильич - чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно тешило самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит с Ольгиными поручениями, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл обо всех прежних горестях, он как бы в радостной лихорадке, даже появление Тарантьева, которого он побаивался, вызывает лишь досаду. Сонное существование переросло в жизнь, полную красоты, любви и радостных надежд, полную небывалого счастья. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Так портит и вредит любви то, что Обломов считает себя недостойным Ольгиных чувств. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает. Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не возвратит весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же, я считаю, в любви оба должны быть равны, а Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. И настоящая любовь не должна бояться каких-то неприятностей, ей безразлично мнение общества. Связь оборвалась из-за пустяка, из-за невыполненного Ольгиного каприза. Тем не менее Ольга долго переживала разрыв с Обломовым. Но вскоре Штольц занимает место в сердце девушки. Штольц - светский человек, любовь к нему не постыдна, а вполне оправдана и принята светом. Через некоторое время Штольц и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что она его слушает. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом - все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, ей хочется чего-то, но она не может выразить свое желание словами. Штольц объясняет это тем, что уже все в жизни познано, ничего нового уже не будет. Ольге обидно, что он ее не понял до конца. Но, вообще-то, Ольга счастлива со Штольцем. Итак, Ольга нашла свою любовь.

Хотя эта любовь и бескрылая, и слишком уж приземленная, но все же любовь. А что же Обломов? Первое время он очень переживал, сожалел о разрыве. Но постепенно свыкся с этой мыслью и даже полюбил другую женщину. Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так красива, как Ольга. Но простота, доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова - ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала вдовой Ильи Ильича. Любовь между ними была тихая и спокойная, без особой страсти, какая бывает в молодости, без сумбурных ласк, без признаний в вечной любви. Это была любовь двух зрелых людей, умудренных жизненным опытом. Вскоре у Агафьи Матвеевны и Ильи Ильича родился мальчик, что еще больше упрочило их отношения. Обломов умер от очередного “удара”, но последние годы его жизни были согреты теплом их искренней любви.

Я не могу сказать, чья любовь мне ближе. Я предпочла бы любовь с таким же началом, как у Ольги и Обломова, с такой же общностью интересов, как у Ольги и Штольца, с таким же счастьем в старости, как у Агафьи Матвеевны и Обломова.

Можно ли считать «Обломов» романом о любви? Оценивать произведение можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по отношению к окружающим его лицам. Обломов живет под одним небом с Захаром, своим слугой, со Штольцем, другом детства, с Ольгой, с Агафьей Матвеевной. Итак, посмотрим, что же связывало Илью Ильича с этими разными людьми.

Отношения между Обломовым и Захаром нельзя не назвать любовью. Это была любовь-ненависть. Из-за своей лакейской сущности Захар смотрел на господина с благоговением и часто хвалился им перед дворовыми. «Он вдруг начинал вычислять достоинства барина: ум, ласковость, щедрость, доброту…» Иногда старый слуга сплетничал и злословил, но только для того, чтобы окружающие поняли: Обломов – барин не такой, как все, а самый правильный во всех проявлениях своей господской воли. И « боже сохрани, чтобы он поставил другого какого-нибудь барина не только выше, даже наравне со своим!» Обломов, со своей стороны, не мог обходиться без Захара, а значит, любил его. Сколько бы между ними ни было придирок с одной стороны и недовольства с другой, «старинная связь неистребима».

Со Штольцем Илью Ильича связывает горячая дружба с ранних лет. Андрей Иванович любил Илью как ребенка с чистым и незапятнанным сердцем, а Обломову необходим был сильный и энергичный друг, привносящий в его жизнь радость и движение.

Обломов любил Ольгу. Это была сильная, близкая дружба, перешедшая в обоюдное чувство. Зародилось оно вместе со звуками песни «Casta diva» и, благодаря настойчивости и прекрасным качествам воли, полилось дальше как широкая, спокойная река. Она сумела переродить Обломова. «Он с Ольгой с утра до вечера, он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам… он, Обломов». Сонный, изнеженный халатом Илья Ильич отказался от дивана, от лежанья в лениво-красивых позах, от мечтаний. Только такое сильное чувство, как у Ольги, могло долго удержать Обломова на вершине начинающейся жизни.
Она несла мир и покой, отвечала представлениям Ильи Ильича о настоящей жене. «Она трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием, скромно награждая себя мыслью, что халат и одеяла будут облекать, греть, нежить и покоить великолепного Илью Ильича». Это была незатейливая русская женщина, нашедшая «точку приложения» своим хозяйственным умениям в браке с Обломовым.

Жизнь невозможна без любви, и в любом чувстве можно найти ее отголоски. Они четко прослеживаются в действиях героев. Любовным чувством, имеющим различные оттенки, пронизано все произведение. Таким образом, роман «Обломов» можно считать романом о любви.

Илья Ильич Обломов - главный герой романа - русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые от крепостного имения. “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием...

Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа - между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни - писатель...

Изначально сюжет «Обломова» задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном...

Любовь в романе «Обломов», как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) - причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее душу к жизни. В романе «Обломов» любовь оживляет главного героя, приносит счастье. Она же заставляет его страдать - с уходом любви в Обломове исчезает желание жить. Почему мы говорим о видах любви? Потому, что каждый любит по-своему. Нельзя провести четкие границы между разными видами любви, как и дать определение этому чувству. Для одних любовь - это всепоглощающая страсть, для других - лишь ожидание другой, настоящей любви, потребность в нежности. Вот почему Гончаров в своем романе «Обломов» представляет нам несколько видов любви.

По мнению Стендаля, любовь разделяется на четыре рода: любовь страсть, любовь - влечение, любовь - тщеславие, физическая любовь. К какому из этих родов относится чувство, возникающее между Ольгой и Обломовым?

Оба героя давно ждали любви. Илья Ильич, может быть, и не подозревал об этом, но ждал инстинктивно. И вот любовь приходит к нему и поглощает его полностью. Это чувство воспламеняет его душу, питаясь накопившейся за время спячки и ищущей выхода нежностью. Оно ново душе Обломова, привыкшей хоронить все чувства на дне сознания, поэтому любовь возрождает душу к новой жизни. Для Обломова это чувство -жгучая любовь - страсть к женщине, сумевшей так изменить его.

Что же особенного в любви Ольги к Обломову? Я бы сравнил это чувство с любовью скульптора к своему гениальному творению. Ольге удается изменить Илью Ильича, выбить из него лень и скуку. За это она и любит Обломова! Вот что герой пишет своей возлюбленной: «Ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах и истерических припадках... Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите - он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку... «. И вскоре Ольга сама убеждается в справедливости этих строк, полюбив Андрея Штольца. Значит, ее любовь к Обломову была лишь ожиданием, вступлением к будущему роману? Но любовь эта чиста, бескорыстна, самоотверженна; и мы убеждаемся, что Ольга может любить и верит в то, что любит Обломова. К сожалению, ее сердце ошибается, и ошибка чудовищна. Обломов понимает это раньше Ольги.

С уходом этой любви Обломов не находит, чем занять пустоту в душе, и вновь целые дни спит и лежит без дела на своем диване в Петербурге, в доме Агафьи Пшеницыной. Казалось, ничего не заменит Обломову ушедшей любви. Со временем, вжившись в размеренный быт своей хозяйки, наш герой смирит порывы сердца и станет довольствоваться малым. Опять все желания его будут ограничиваться сном, едой, редкими пустыми разговорами с Агафьей Матвеевной. Пшевицына противопоставляется автором Ольге: первая - отличная хозяйка, добрая, верная жена, но в ней нет высокой души; Штольц говорит о ней: «простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубость - фи!» Вторая - утонченная натура, далекая от рутинного быта. Наверное, Обломов, да и любой мужчина, желал бы встретить женщину, совместившую в себе черты и Ильинской, и Пшеницыной.

Окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной, Илья Ильич будто бы попал в прежнюю Обломовку. Только все в этом доме, в отличие от этого «обломка рая», трудятся и работают, стараясь для Ильи Ильича. Лениво и медленно умирая в душе, Обломов влюбляется в Агафью Матвеевну. Мне кажется, его любовь недорого стоит, потому как она не выстрадана им. Она ближе к физической любви - Обломов любуется круглыми локтями Пшеницыной, вечно двигающимися за работой. Я воспринимаю эту любовь как благодарность героя Агафье и как сбывающуюся мечту жителя райской Обломовки.

А Агафья Матвеевна? Разве ее любовь такова? Нет, она самоотверженна, преданна; в этом чувстве Агафья готова утонуть, отдать все свои силы, все плоды своих трудов Обломову. Кажется, что вся жизнь ее прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. Обломов именно таков: он ленив - это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок - это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Как трогательны любовь и сочувствие грубой женщины к беспомощному и опустившемуся до полного упадка души барину! Это чувство исполнено материнской нежности. Откуда в простой женщине такие чувства? Возможно, это качество ее души и привлекает к себе нашего героя.
Другу Обломова, Штольцу, непонятна эта любовь. От него, деятельного человека, далеки ленивый домашний уют, порядки Обломовки, а тем более женщина, огрубевшая в своей среде. Вот почему идеал Штольца -Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина. В ней отсутствует и малейшая тень кокетства.

Однажды во время путешествия по Европе Штольц влюбляется в Ольгу. Отчего? Андрей не узнает в ней своей прежней подруги, юной девочки, на чьем лице он всегда без труда читал вопрос, живую мысль.

Он слишком углубился в разгадку перемены в Ольге... «Как она созрела, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем?.. Не Илья же!..» Андрей ищет и не находят объяснения перемене в Ольге. Наконец, задавшись вопросом «любит или нет?», Штольц и сам без памяти влюбляется в недавнюю подругу. Настает минута объяснения - и Андрей умоляет Ольгу о помощи. Он просит объяснить ее неожиданную перемену. И тут он узнает от Ольги об их романе с Обломовым и не верит в то, что можно любить Илью. Ольге кажется, что до сих пор она любит его и, страстно желая подарить эту любовь Штольцу, находит в себе ответ: «Женщина истинно любит однажды». Штольц предлагает Ольге выйти за него замуж - и она соглашается.

Итак, Штольц влюбляется в «новую» Ольгу. Эта неизвестность, тайна «новой» Ольги и захватывает Андрея. Он знает, что благодаря своему характеру будет счастлив лишь с живой, деятельной Ольгой. Его любовь. чиста и бескорыстна, он не ищет в ней выгоды, каким бы неугомонным «дельцом» ни был.
А что происходит с Ольгой? Мучения терзают ее. Ей кажется, что единственная любовь - Обломов. Соглашаясь на брак со Штольцем, Ольга верит, что когда-нибудь любовь придет и к ней. А сейчас она не может отличить свою дружбу от любви и не знает, что происходит в ее душе. Я назвал бы ее настоящее и будущее чувство: любовь - дружба - долг, так как три этих понятия слишком тесно сплелись в ее отношении к Штольцу.
Подводя итоги, я еще раз хочу сказать, что сила, глубина и качество любви зависят от самих людей. Но и люди меняются от этого чувства! Как разом оживает Обломов, когда видит, что его счастье с Ольгой зависит от победы над ленью! И сама Ольга взрослеет, набирается опыта после истории с Обломовым. Как счастлива хозяйка Агафья, когда ее ежедневные хлопоты и вечное движение приобретают смысл ради удобства Ильи Ильича. И Обломов искренне благодарит ее за это. О многих чувствах нельзя сказать с уверенностью, что это любовь или не любовь. Гончаров не хочет раскрывать перед читателем все двери святая святых души его героев. А сделай он это, перед нами не возникал бы вечный вопрос: двигаться вперед или покоиться? Любить или не любить?

Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.

«Идеал счастья, нарисованный Обломовым, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, - с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т. п., - в халате, в крепком сне, да для промежуточного -в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают». Это мечты Обломова, которые годами отпечатываются в его воображении. Мечты уносят Обломова в детство, где было уютно, тихо и спокойно.


Страница: [ 1 ]