Цивилизация паракас "штормовой ветер". Доинкские культуры: Чавин – Мочика – Паракас – Наска – Тиауанако – Чиму (Чимор)

Полуостров Паракас, расположенный в 200 км к югу от Лимы, делит побережье Перу на две примерно равные части. Культура паракас была открыта неожиданно. Это открытие было сделано именно на этом пустынном полуострове.

В 1925 году здесь начала работать экспедиция под руководством Хулио Сесара Тельо. Внимание Тельо привлекли "кавернас" – таинственные , куда время от времени наведывались местные жители. Начав изучать "кавернас", Тельо был потрясен: это была не цепь естественных гротов, как предполагалось вначале, а целая система подземных камер, высеченных в прибрежной скале на глубине примерно восьми метров. Каждая из камер соединялась с поверхностью узким выходом. И в каждой такой камере ровными рядами лежали десятки людей обоего пола и всех возрастов, завернутые в яркие материи. Сохранность тканей была просто невероятной – они не только не истлели, но сохранили и фактуру, и яркость красок.

Что за люди хоронили своих покойников на этом пустынном полуострове? Уже после смерти Тельо эта культура получила наименование культура паракас. Сегодня памятники культуры паракас известны в нескольких вариантах. Некоторые из них встречены не на побережье, а в горных долинах Центрального и Южного Перу. Многочисленные свидетельства доказывают, что культура паракас развилась непосредственно из цивилизации Чавин-де-Уантара, и об этом особенно ясно говорят находки, относящиеся к древнейшему периоду культуры паракас. Разница была лишь в том, что здесь, на южном побережье Перу, жили проще и не строили монументальных храмов.

Могильник другого типа культуры паракас, обнаруженный Тельо на полуострове Паракас, получил название "Некрополис". Ориентировочно он датируется 3–4 вв. до н.э. Мумии (их число превышает 400) находились в подземных гробницах, сложенных из камня и необожженных кирпичей. Над каждой гробницей был устроен дворик с очагом, где, возможно, совершалась мумификация тел перед захоронением.

В каждой из гробниц археологи нашли массу всевозможных предметов – в отдельных случаях их число доходит до полутора сотен. Это одежда, украшения, оружие, каменные топоры, сосуды, инструменты, украшения, головные уборы, накидки из шерсти лам и многое другое. На многих мумиях сохранились золотые украшения – они были вставлены в уши, ноздри, рот, обвивали шею или лежали на груди.

Ткани культуры паракас поражают не только размерами и изысканными сочетаниями цветовой гаммы, но и тем, что спустя полторы тысячи лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок. Создается впечатление, что эти ткани лишь недавно вышли из рук ткачей. Сотканы они из шерсти пяти или шести цветов и расписаны великолепным многоцветным орнаментом – стилизованными изображениями птиц, зверей, рыб, антропоморфных фигур и диковинных страшилищ, а также геометрическими узорами. Красильщики культуры паракас умели изготовлять замечательные по яркости – особенно синюю, зеленую, желтую и коричневую.

Впрочем, не меньшего внимания, чем ткани, заслуживают и найденные Тельо мумии культуры паракас. При их исследовании обнаружилось, что у абсолютного большинства из них черепа искусственно деформированы, а многие черепа носят следы совершенной еще при жизни трепанации. Исследования позволили сделать заключение, что трепанированные черепа – результат хирургического вмешательства, совершенного, по всей видимости, в каких-то ритуально-магических целях. Отверстия в черепах, пробитые во время этих религиозных обрядов, индейские хирурги закрывали золотыми пластинками.

Мумии культуры паракас загадали ученым и другую загадку: откуда они вообще взялись? Дело в том, что в окрестностях полуострова Паракас нет никаких следов человеческих поселений, и специалисты до сих пор точно не знают, откуда доставлялись сюда покойники. Может быть, паракасские некрополи представляли собой что-то вроде "пантеона" – здесь хоронили людей, занимавших верхние ступени иерархической лестницы – жрецов и представителей родовой знати?

Считается, что культура паракас стала главным передаточным звеном цивилизационных импульсов от к более поздним культурам бассейна озера – например . Тут, однако, возникает проблема: оказывается, что в прибрежной культуре паракас отсутствуют некоторые особенности, которые характерны как для чавина, так и тиуанако. Но как такое могло случиться, если считать, что именно культура паракас послужила для них передаточным звеном?

Свет цивилизации распространился и на Тихоокеанское побережье Южного Перу. Этот негостеприимный край, представляющий собой узкую полоску песков и каменистых холмов, носит имя Коста (исп. Берег). Жизнь на побережье сосредоточивалась в долинах мелких речек, сбегавших со склонов Анд и разделенных пустынями. Известно около полутора десятков культур, ареал которых ограничивался одной или несколькими речными долинами. Некоторые из этих культур оставили после себя монументальные памятники. Большинство построек на побережье сложено из обожженных на солнце кирпичей - ацобов, преимущественно конической формы. Среди них выделяются крупный архитектурный комплекс Серро-Сечин, стены которого покрыты рельефными рисунками, и руины древнего священного города Пачакамак, построенного на высоком обрывистом мысу над долиной реки Лурии. С незапамятных времен здесь находились храм и оракул Пачакамака, невидимого творца всего сущего, привлекавшие толпы паломников из самых отдаленных районов.

Но наиболее выдающимися и одновременно загадочными наследниками чавина стали культура Паракас и ее преемница культура . Культура Паракас существовала на одноименном полуострове и в басейне рек Ика и Наска в период с 600 г. до н. э. до 400 г. н. э. На языке кечуа паракас означает Штормовой ветер . Небольшой пустынный полуостров, выдающийся в океан, действительно со всех сторон продувается свирепыми ветрами, климат здесь сухой и жаркий. Этото и послужило причиной особого интереса ученых к древней культуре, известной в основном могильниками.

Открытие культуры древней культуры Паракас

Уже первому исследователю - Хулио Тельо посчастливилось открыть не просто следы этой древней культуры, но целый «город мертвых». Суровый сухой климат законсервировал все, что существовало здесь еще две с половиной тысячи лет назад: мумии погребенных индейцев, костяные и деревянные изделия, даже великолепные цветные ткани, в которые были завернуты покойники. Сейчас археологи делят историю культуры паракас на два периода - паракас-кавернас (период пещер) и паракас-некрополис (период могил).

В начальную эпоху, продолжавшуюся приблизительно до I в., народ Паракаса хоронили своих мертвецов в круглых пещерах. На вершине холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1 - 1,5 м и глубиной около 2 м. Чтобы ее края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту глубиной до 6 м с высеченными ступенями. Шахта вела к куполообразной камере (диаметром 3-4 м и высотой 1 -1,5 м), высеченной в грунте и выложенной камнем. В камере хранилось 30 - 40 мумий. если тела не помещались в самой пещере, их хоронили в вертикальной шахте. Умерших сажали с поджатыми к подбородку коленями в специальные плетенки и накрывали китовыми костями или циновками. В рот покойнику клали кусочек золота .

От культуры паракас-некрополис III-V вв. остались огромные необычные погребальные комплексы, тянущиеся вдоль берега океана. Мумии заворачивали в ткани, помещали в сидячем положении в плетенку и накрывали другой плетенкой. Получившуюся корзину обертывали большим количеством тканей, и она приобретала вид кокона . В подземных камерах коконы с мумиями располагались группами. Центром группы служила крупная мумия, по бокам которой размещались тюки средних размеров, окруженные более мелкими. В погребальной камере близ Серро-Колорадо обнаружено 33 большие (1,5 м в высоту и столько же в диаметре), 42 средние (высотой около 1 м) и 354 мелкие мумии. Величина кокона зависела от количества тканей и погребального инвентаря, отражая имущественное положение покойных. Между тканями в плетенки вкладывали вещи, которые сопровождали покойника в загробный мир. В самых больших тюках обнаружено несколько золотых и серебряных предметов, в том числе диадемы и налобные пластины.

Погребение в культуре Паракас

Инвентарь, сопровождавший погребение, не был особенно богат. Рядом с покойником помещали керамические сосуды - черные и с рельефным изображением, а также предметы, использовавшиеся им в быту. Вместе с женщиной клали остатки пищи (початок кукурузы, арахис, фасолевую муку), пряслица, куски тканей и мотки волос. Мужчин сопровождал набор из рыболовных сетей, копьеметалок, наконечников дротиков, шкур лам и гуанако, раковин, обсидиана.

Мумии завернуты в великолепные цветные ткани, изготовленные из хлопка и шерсти. Иногда ткачи использовали волокна растений и человеческие волосы. Пряли при помощи веретен, остатки которых нередко находят рядом с мумиями. Остатки ткацких станков не сохранились, но по рисункам на более поздней керамике археологи делают вывод о том, что станок ткачей паракаса представлял собой две горизонтальные палки, между которыми натягивалась основа. Одна из них прикреплялась к специальному столбику, другая - к поясу ткача. На таких станках вырабатывались ткани шириной от 30 до 65 см. Сотни изделий дошли до нашего времени, не утратив эластичности и яркости красок.

Но самым необычным в погребениях паракаса были сами мумии. Процесс их подготовки состоял в очистке тела от внутренностей и заполнении его деревянными брусками, волокнами и прочими растительными материалами. Из черепа извлекался головной мозг. Затем тела подсушивались на жарком солнце и даже немного коптились на огне. Лица и некоторые части тела, вплоть до накладных кос, обмазывались древесной смолой и глиной. После приготовлений умершему придавалась поза зародыша с поджатыми к подбородку коленями и скрещенными на груди руками. Тело заворачивали в несколько покрывал, длина которых достигала двух с половиной метров, а сверху накрывали циновками из тростника. У многих были искусственно деформированные черепа - клиновидной формы в период пещер и конусовидной - в период могил. В одной из могил найден череп ребенка, обмотанный лентой из хлопковой ткани. Эта лента прижимала две подушечки, давившие на череп спереди и сзади, придавая нужную форму.

Трепанация черепов

Еще более странными вылядят массовые прижизненные трепанации черепов у народа цивилизации Паракас и как в следствии и у ее приемника цивилизации , но уже в меньшем количестве. По разным оценкам, следы этой процедуры имели от 40 до 60% всех найденных черепов. На некоторых из них видны 4, 5 отверстий , проделанных в разное время. На большинстве черепов нет ни трещин, ни следов от ударов. По-видимому, операции проводились на здоровых людях. В Паракасе широко использовались разные техники трепанации: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались или высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластинкой. В одном из погребений даже обнаружен набор хирургических инструментов той далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия разных размеров со следами крови. Кроме того, там же оказались ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки.

Все эти находки свидетельствуют о необычном почитании головы у жителей Паракаса. Чем же вызвано такое отношение? Вряд ли это было следствием болезни или травмы. единственная цель таких трепанаций (как и цель деформации черепов), по мнению ученых, воздействие на головной мозг для изменения состояния сознания.

Не весь, ох не весь колорит Паракаса показали мы . Ведь помимо знаменитых покрывал и гобеленов эти древние перуанцы знамениты и своими мумиями!

Об этом, в частности, повествует в своей научно-популярной книге Галина Ершова.
Итак, ПЕРЕПОСТ :

ПАРАКАС -
древние исследователи тайн мозга
[конспективные выдержки]

В 20-е годы археологом Хулио Тельо были обнаружены круглые пещеры, внутри которых сидели десятки мумий, укутанных в несколько покрывал каждая. Находка произвела огромное впечатление даже на видавших многое коллег.
...Специфические природные условия Южного побережья Перу способствовали естественной мумификации покойников и великолепной сохранности органических останков. На песчаном полуострове Паракас присутствуют оба основных условия: сухой жаркий воздух и почвы, содержащие большое количество солей.

Паракас примыкает к Чавину не только территориально, но и во временном отношении, являясь культурой-преемницей. Первые памятники Паракаса появляются в середине I тысячелетия до н.э.; угасание культуры происходит в начале I тысячелетия н. э.

Выделяются два основных периода культуры Паракас.
Первый длится от 600 года до н.э. до I века н.э. и стилистически связан с поздним Чавином.
Второй период приходится на 200–400 годы н.э. и ассоциируется с ранним этапом культуры Наска.

X. Тельо, копавший Паракас в 20-е годы XX века, определил эти периоды соответственно как «Паракас-пещеры» и «Паракас-некрополи» .
И в том, и в другом случае речь идет о способах погребения. Причем оба типа на определенном этапе существовали одновременно .
Захоронения со сходным инвентарем встречаются в некрополе (собственно Паракасе), Кабеса-Ларга, Серро-Колорадо, а также в долинах рек Наска, Ика, Писко и Чинча.

Судя по всему, традиция консервации тел умерших продолжала сохраняться на Тихоокеанском побережье Южной Америки со времен Чинчорро . Преобразования были самыми незначительными – главное состояло в изменении позы умершего.

NB!
мумии перуанской культуры Чинчорро (ок. 5000 до н.э.)

The oldest mummies in the world are the Chinchorro mummies from northern Chile and southern Peru .
While the earliest Egyptian artificial mummy dates to around 3000 BC, the earliest Chinchorro artificial mummy dates to around 5050 BC.
And while the earliest Egyptian natural mummy dates to around 3400 BC, the earliest Chinchorro natural mummy dates to around 7020 BC.

И при жизни, и после смерти объектом постоянных забот обитателей древнего Паракаса являлась голова. Черепа у покойников, как правило, закреплялись с помощью специальных приспособлений. Иначе при высыхании шейных позвонков голова могла отвалиться.

Но самое интересное, что все черепа - мужские и женские - были деформированы. Это, естественно, проделывалось ещё при жизни.

У создателей культуры Паракас было странное пристрастие к экспериментам со своими черепами. Младенцы поголовно подвергались мучительной операции по деформированию черепа, в результате чего голова паракасца приобретала клиновидную форму.

примерная визуализация паракасских обладателей деформированных черепов

Иногда детишки не выдерживали столь суровых испытаний, о чем свидетельствует трагическая находка в одном из могильников.
Здесь в 1931 году был обнаружен крохотный ребенок с головой, перетянутой лентой из хлопковой ткани.
Под туго обмотанной лентой оказались две плотные подушечки – одна давила на лобную, а другая на затылочную часть черепа.
Результатом должна была стать идеально клиновидная форма головы - но младенцу уже не довелось порадоваться этому результату.

Но еще более странным выглядит массовое трепанирование черепов.

Такие черепа встречаются почти в половине случаев - от 40 % до 60 %.
Как водится, иногда трепанации осуществлялись по несколько раз на одну голову. Судя по следам зарастания отверстий (регенерации кости), люди, перенесшие эту неординарную операцию, как правило, выживали. И речь идет не только о банальных маленьких отверстиях в затылочной части для понижения внутричерепного давления – этим занимались очень многие народы.

В Паракасе широко и с размахом использовались разные техники: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались; высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластиной.

Вместе с тем, убедительных объяснений этого странного феномена – практики массовой трепанации – нет.

Считать, что так лечились болезни мозга, было бы красиво, но сомнительно.
Даже при современном уровне развития знаний о мозге и нейрохирургии вряд ли найдется такое количество людей (пусть даже 40 %), перенесших операции, сопряженные с вскрытием черепа.

Одно из предположений состоит в том, что трепанации делались вследствие нанесения ранений дубинками с каменным набалдашником, которые также часто встречаются в погребениях. Хотя очевидно, что подобные дубинки использовались по всему достаточно обширному региону и в разные периоды, но трепанации при этом у других народов не проводились.
Кроме того, в подобных случаях на черепе помимо отверстий должны были бы присутствовать и трещины. Да и женщины достаточно редко участвуют в военных действиях и, как правило, не доходят до рукопашной, чтобы так вот залечивать раны на голове.

Более убедительной кажется ритуальная версия.
Однако сложно предположить, в чем состояла цель подобных хирургических вмешательств, если не согласиться с гипотезой о попытках достижения изменённого состояния сознания.

Аналогичную картину мы наблюдаем и в Мезоамерике, где при сходном образе жизни разных народов трепанациями увлекались прежде всего сапотеки в Оахаке, причем примерно в то же самое время, что и жители Паракаса, – но, правда, всё же без такого размаха.

Кстати, в одном из паракасских погребений был даже найден набор хирургических инструментов той далекой эпохи.
Это были обсидиановые орудия различных размеров, на которых сохранились следы крови.
Среди них были маленькие колющие орудия, небольшие ланцеты и крупные ножи.
Кроме того, там же оказалась ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки.

[...]
Собственно процесс подготовки мумий состоял в следующем: тело очищалось от внутренностей и заполнялось деревянными брусками, волокнами и другими растительными материалами. Из черепа извлекался также и головной мозг.

Затем в некоторых случаях тела подсушивались на жарком солнце и даже немного коптились на огне. Лица и некоторые части тела, вплоть до накладных кос, обмазывались древесной смолой и глиной.

В редких случаях на покойника надевали набедренную повязку или украшение.
Зато почти всегда в рот ему вкладывался маленький кусочек золота.

После всех приготовлений умершему придавалась так называемая «поза зародыша» - поджатые к подбородку колени, скрещенные на груди руки.
Для фиксации этой позы тело обвязывалось веревками.

Наконец его заворачивали в несколько покрывал, длина которых могла достигать двух с половиной метров, а сверху накрывали циновками из тростника-тоторы. Надо заметить, что результатом всех этих манипуляций стала великолепная сохранность кожи и тканей тел умерших.

Организация жизни после смерти

Как мы уже упоминали, исследование погребений позволило установить два основных этапа в жизни Паракаса. При этом предполагается, что «пещерные» погребения являются более ранними, нежели «некропольные», хотя возможно, что на каком-то этапе они существовали в одно и то же время.

Как выглядели эти погребения?
«Пещерные» погребения (или куэвас , что по-испански означает «пещера») называют еще «бутылкообразным» – по форме ямы, в которую помещались умершие. Наиболее ранние могильники этого типа датируются 600–400 годами до н.э.
Наиболее типичными для этой культуры считаются погребения на полуострове Паракас.

На вершине холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1–1,5 м и глубиной около 2 м. Чтобы её края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту, высота которой могла достигать 4–6 м. На стенах шахты высекались ступени – характерный тип вертикального спуска. Шахта приводила к просторной куполообразной камере, высеченной в грунте. Глубина всего сооружения от входа до основания камеры в исключительных случаях могла достигать 7,5 м, в среднем же составляла 2–3 м.

Сама камера (диаметром 3–4 м и высотой 1–1,5 м) располагалась симметрично относительно входной шахты и была выложена камнем.
В камере находились несколько мумий – в среднем 30–40, в исключительном случае – до 55.

Когда места не хватало, мумии помещались даже в вертикальную шахту.

Каждая мумия сидела, подогнув колени к груди, закутанная в несколько слоев одежд из цветных тканей.
На мумиях были раскрашенные маски (фальшивые головы) из хлопковой ткани.
Каждый покойник был прикрыт китовыми костями или циновками.

Здесь же, на полуострове Паракас, и в Серро-Колорадо имеются и погребения несколько иного типа. Они представляют собой простые, не очень глубокие ямы высотой до 1,5 м.
По мнению Майкла Ко, некоторые из них были вырыты на месте мусорных ям поселений типа кавернас, жители которых создавали пещерные захоронения. В них помещали всего двух-трёх покойников.
Иногда между соседями воздвигались стенки из камней или необожженных кирпичей.
Иногда поверх покойников сооружался «потолок» – перекрытие из жердей.

Инвентарь, сопровождавший погребение, как правило, не был особенно богат.
Рядом с покойником помещали керамические сосуды – черные и с рельефным изображением.

Как обычно, каждого человека сопровождали предметы, использовавшиеся им в быту.
Так, вместе с женщиной находились остатки пищи: початок кукурузы, арахис, фасолевая мука. Кроме того, там были такие предметы, как пряслица, куски тканей и мотки волос.
Для мужчин более характерен набор из рыболовных сетей, плетеного приспособления для переноски грузов, тканей.
Часто встречаются копьеметалки, наконечники дротиков, шкуры лам и гуанако, раковины, обсидиан. Гораздо реже можно обнаружить окислившиеся до зелени бронзовые или медные изделия.

О некой смене, как мы сказали бы теперь, «культурно-идеологической парадигмы» свидетельствуют так называемые «некропольные» погребения .

А если говорить проще, то речь идет или о серьёзных изменениях в социальном устройстве общества, произошедших в Паракасе, или же о появлении каких-то новых групп населения, постепенно вытеснивших «пещерников».
По мнению М. Ко, паракасские «некрополи» несут явные черты элитарности по отношению к окрестному населению, да и вообще следы социального расслоения общества .

Паракасская элита (реконструкция на основании мумий и погребального инвентаря)

Принципиальным различием, пожалуй, стал иной тип черепной деформации: на этом этапе культуры Паракас голова уже не была клиновидной – она, скорее, выглядит длинной и вытянутой, конусообразной. Одновременно практически сошла на нет практика черепных трепанаций.
Как и прежде, тела предварительно высушивались или коптились.

Тельо предполагает, что именно потому рядом с могильниками этого типа находились и специальные помещения с очагом («кухни») или небольшие выгороженные камнями дворики со следами огня и золы и большими сосудами. В них, по всей видимости, приносили морскую воду, которой поливали тела в процессе мумификации. При нагревании тел на огне из воды выпаривалась соль, что способствовало хорошей консервации органических тканей.

Где же находятся эти элитарные могилы?

По описаниям Тельо, на севере полуострова Паракас, вдоль берега, были обнаружены целые ряды сооружений, которые поначалу археологи приняли за остатки поселений.
Но проведенные раскопки открыли обширные прямоугольные каменные ямы разных размеров.

Паракасский некрополь

сидящие мумии Паракаса

По всей видимости, их сооружали специально или же оборудовали на местах развалин каменных домов. В некоторых случаях могильники представляли собой целые подземные помещения с маленьким «вестибюлем», из которого в расположенную ниже комнату вела специальная лестница.
Стены толщиной в 30–40 см были сложены из мелких камней, палок, китовых костей, вмазанных в раствор глины с примесью известняка.

Трудно себе представить радость археологов – в подобных подземных комнатах могло размещаться до двух сотен мумий! Одному лишь Тельо удалось обнаружить 429 мумий, переживших повсеместные грабительские раскопки. И можно только гадать, сколько бесценных древностей исчезло навсегда, оказавшись в руках «чёрных археологов».

Паракасские похороны (реконструкция церемониала)
Усаженные в форме зародыша и упакованные в ткани мумии представляли собой конусообразные свертки, достигавшие полутора метров как в диаметре основания, так и в высоту.
Правда, размеры колебались и в меньшую, и в большую стороны, что определялось имущественным и социальным положением покойного. Большой сверток должен был находиться в центре группы из нескольких тючков помельче. Так, например, в большой погребальной камере близ Серро-Колорадо были найдены 33 больших тюка (диаметр и высота по 1,50 м), 42 средних тюка (90 см в диаметре и 1 м высотой) и 354 совсем мелких.

Тела были обнаженными, изредка на них надевали украшения. Очень часто свертки помещались в корзины. Один сверток мог состоять из множества (от трех до трех десятков) покрывал – от самых тонких до плотных с вытканным орнаментом, расшитых шерстью.

Между слоями тканей и внутри корзины помещались все те вещи, которые, по представлениям соплеменников, были необходимы умершему в загробной жизни. Это могли быть золотые украшения для носа, лба или ушей или другие предметы.
Рядом с покойником ставилась глиняная посуда – двойные сосуды, а также чаши и горшки разных форм, но более простые, нежели сосуды из «пещерных» погребений. Сосуды иногда помещались перед мумией, и в них оставлялась пища. Встречаются и сосуды из тыквы.

[...]
К счастью для исследователей, древние мумии заворачивались в многочисленные цветные ткани.

Сухой и жаркий климат пустыни обеспечил этим уникальным тканям великолепную сохранность, и таким образом до нас дошли сотни тканых шедевров, которые позволяют по достоинству оценить мастерство древних перуанских ткачей.
Многие специалисты отмечали, что качество этих тканей не уступает лучшим мировым образцам. Они поражают не только своими размерами и богатейшими сочетаниями цветов, но и тем, что спустя около двух тысяч лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок.
Как писал Мануэль Галич, «создается впечатление, что они лишь недавно вышли из рук мастеров-ткачей ».
[...]

Безусловно, дошедшие до нас великолепные ткани изготовлялись специально для погребального обряда. Это определяется всей реинкарнационной концепцией древних перуанцев: то, чем пользуется человек в обычной жизни, имеет временное значение, а то, что предназначено для погребения, относится к жизни вечной. И для такого случая следовало постараться.

Изобразительное искусство Паракаса представлено прежде всего сюжетами и орнаментами на тканях и керамике. Известен едва ли не единичный случай, когда человеческая фигура была вырезана на золотом листе.
Любимым мотивом, как и в Чавине, продолжало оставаться изображение кошачьего . Этот мотив, как и «змеиный», более характерен для «пещерных» погребений и связывается, прежде всего, с архаическими представлениями, перешедшими из Чавина.
Однако в целом происхождение этой традиции вызывает много дискуссий: от культурных влияний Мезоамерики до температурных колебаний, связанных с феноменом Эль-Ниньо , когда при понижении температуры регулярно меняется не только климат, но и фауна региона.

ступенчасто-зигазагообразные мотивы на текстиле Паракаса
Присутствие же в Паракасе специфического геометрического (ступенчатого) орнамента, точного аналога «холодной лестницы » в Мезоамерике, вряд ли можно объяснить климатическими колебаниями. По всей видимости, в данном случае речь может идти только о пока необъяснимых культурных влияниях.

Мотив «глазастого существа» плавно перекочевывает из «пещерного» в «некропольный» пласт и становится для последнего чуть ли не самым главным.
«Глазастое существо» , или лицевая маска с большими глазами со свисающими из-под них подвесками, отождествляется с так называемым «культом трофейных голов », также, впрочем, пришедшим из Чавина.

Часто на изделиях появляются изображения двухголовых змей, хищных птиц, людей и антропоморфных существ.

Традиции величественного Чавина дополнили более молодые культуры преимущественно прибрежной области Анд. Точное время их появления неизвестно. Тем не менее считается, что первой после исчезновения Чавина была культура, возникшая на южном побережье Перу. Она получила название Паракас, так как основные ее находки были сделаны на полуострове Паракас («Песчаный дождь»).

Это был индейский город мертвых. В системе подземных келий прибрежной полосы или в погребальных подземных сооружениях, напоминавших остатки жилого комплекса (некрополь), обнаружены мумии древних жителей Перу, завернутые в хорошо сохранившуюся материю, которая даже тысячелетие спустя не утратила красок и эластичности.

Каждая паракасская мумия завернута в один или несколько великолепных плащей. Чем больше плащей, тем более знатен человек. Плащи ткались из хлопка или шерсти, искусно сверху донизу украшались тонкими вышитыми узорами самых разнообразных расцветок (до 190 оттенков). Краски были естественного происхождения. Излюбленный сюжет вышивок - кондоры, колибри, рыбы, геометрические орнаменты, напоминающие части тела животных, божества в виде сфинксов, птицы и животные с человеческими ликами. Некоторые исследователи полагают, что эти фигуры - знаки древнейшего перуанского письма. Общепризнано, что паракасские плащи - самые лучшие текстильные изделия древних культур мира.

Нарядно одетые умершие обычно находятся в сидячем положении с поджатыми к подбородку коленями и скрещенными на груди руками. Их черепа деформированы, на многих имеются следы прижизненной трепанации (хирургическое вмешательство). Ученые склонны видеть в этом признаки особого магического культа. Возможно, такие операции являлись одним из видов жертвоприношения. Черепа свидетельствуют о высоком уровне развития медицины Паракаса. Врачи (или жрецы) умели извлекать из проломленного черепа обломки костей, давящих на мозг и вызывающих паралич. Отверстия в черепной кости индейцы, как правило, закрывали золотыми пластинами. В ходе операции использовались хурургические инструменты из камня и кости (пинцеты, обсидиановые ножи, иглы, скальпели, турникеты для зажима кровеносных сосудов и тд.) такого высокого совершенства, что современные врачи предприняли попытку использовать их в работе. Эксперимент привел к положительным результатам.

Следы паракасской культуры теряются около 200 г. до н. э.

Культура Наска (100 - 500 н. э.)

Другой важный центр южной части перуанского побережья - Наска. Его главными очагами были долины рек Ика, Наска, Писко. Представители этой культуры не оставили после себя дворцов, храмов и пирамид, но прослыли хорошими земледельцами. 2000 лет назад площадь обезвоженных земель здесь была значительно больше, чем в XX в., и насканцы часто были вынуждены искать воду под землей. Они строили большие водные резервуары, прорывали огромные акведуки, подводили прямо к полям водопроводы, которые и сейчас служат их далеким потомкам. Подземные водные туннели имеют большое поперечное сечение (в рост человека) и значительную протяженность.

Однако наска прославились не только великолепными гидросооружениями, но и превосходными керамическими изделиями. Они создавались без гончарного круга 1 , покрывались глазурью и имели многоцветную окраску. Для росписи сосудов художники использовали около 11 цветов (несколько красных и желтых оттенков, коричневый, серый, розовый, фиолетовый, а также охру и цвет кости), но не знали синей и зеленой краски. Разнообразные цветовые комбинации дополняли друг друга и радовали глаз красочным соцветием. Глиняная посуда наска часто имела форму кубка или сосуда с двумя горлышками, соединенными мостовидной ручкой в виде головы человека или птицы.

Керамика наска - самая яркая в Америке и отличается тонкостью полихромной росписи 1 . Орнамент наска своебразен: антропоморфные изображения каких-то фантастических человеко-ягуаро-птицефигур, растения, животные, рыбы, птицы (колибри и ласточки) и обилие отсеченных вражеских голов, бывших, пожалуй, самым излюбленным сюжетом насканцев. Этот мотив связан с широко распространенным обычаем постоянно носить отсеченную голову врага, подвесив у пояса или прикрепив к руке, бедру, что свидетельствовало о доблести воина и о большом количестве магической энергии, которую давал ему такой трофей. Этот кровавый обычай нигде более не был распространен в таких масштабах, как в Наека.

Не меньше керамики были знамениты ткани наска. Их ткали из хлопка, шерсти и человеческих волос. В производстве полотен использовалась гамма из более чем 200 цветов и оттенков. Рисунки тканей часто повторяли мотивы, встречающиеся на сосудах. Древние умельцы знали вышивку, производство парчи, ковров и другие виды ткацкой техники.

Носители насканской культуры не снискали себе славу хороших градостроителей, несмотря на то, что у них были крепости (Човаченто, Амато, Уарато), храмы (Кауачи), административные, жилые постройки из высушенного на солнце сырцового кирпича. Сооружения Наска не отличаются ни красотой, ни величием, ни своебразием. Самым красивым городом Наски считается столица цивилизации - Кауачи (в долине реки Наска). Город еще плохо изучен, но известно, что его населяло несколько тысяч жителей. Самый знаменитый памятник Кауачи - святилище Эскакерия, состоящее из сотен стволов мескитового дерева (альгарроба). Центр памятника - четырехугольник, образуемый двенадцатью рядами стволов по 12 столбов в каждом. Его истинное назначение окончательно не установлено: большинство ученых предполагает его связь с календарем.

Всемирную славу культуре наска принесла Пампа-де-Наска. Долина, имеющая длину 70 км и ширину 2 км, вся испещрена множеством неглубоких линий и рядами камней. Линии и камни идут параллельно друг другу, пересекаются, образуя замкнутые пространства, треугольники, квадраты, трапеции и другие фигуры. С поверхности земли они большей частью неразличимы, поэтому впервые их заметили с самолета в начале 30-х гг. XX в. Среди хитросплетения линий просматриваются рисунки животных: 120 - 200- метровых птиц, ящеров, обезьян, игуан, пауков, касаток (одно из божеств Наска), змей и собак.

Опись фигур и линий этой уникальной гигантской картинной галереи была впервые^ сделана немецким математиком, профессором Марией Раихе в результате почти 30-летней исследовательской деятельности в насканской пустыне. Изображения точно соответствуют рисункам на керамике. Для того чтобы нанести их на поверхность земли, надо было сначала все начертить в маленьком масштабе на плане с исключительной точностью, так как даже 1 мм отклонения при перенесении на землю давал бы искажения в несколько десятков метров. Для этого должны были существовать специальные инструменты и единицы измерения. М. Райхе доказала, что основная мера насканцев равнялась 1 м 10 см. Ее умело делили на десятые доли (т. е. пользовались десятеричной системой), но наиболее распространенной единицей был 33 м 66 см. Возраст «галереи» примерно 14 веков.

Неясно, сколько людей принимали участие в реализации столь грандиозного мероприятия и каким целям служил этот уникальный памятник (космодром, аэродром, своебразный календарь, культовый объект, послание богам или система линий, разгораживающих территории отдельных кланов и соединяющих святилища). Ясно одно, изображения действительно привязаны к зимнему и летнему солнцестоянию, имели определенное отношение к луне, а некоторые линии определяли позицию или движение звезд и созвездий.

Последние следы, оставленные таинственной насканской культурой, теряются в V в. нашей эры, оставив потомкам множество загадок.