Что такое образная сила в искусстве. Преобразующая сила искусства — Гипермаркет знаний. Влияние современного искусства









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема цикла: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока :

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;
  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие : создать условия для развития у учащихся метапред-метных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися:
  • ценности искусства, его воздействия на человека;
  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Предварительная подготовка.

Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О" Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.

Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока разрабатывает маршрутную карту виртуального путешествия, подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария,Т. Альбинони Адажио (произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

1. Организационный момент.

(Дети входят в класс, оставляют принесенные вещи на рабочих местах и встают за компьютерные столы)

У. Здравствуйте! Желаю всем успешной, радостной работы. Присядьте за компьютерные столы так, чтобы хорошо видеть и слышать меня.

2. Введение в тему.

У.: Сегодня нам придется много путешествовать по виртуальному миру. Чтобы не потеряться и не заблудиться у каждого на столе лежит маршрутный лист (Приложение №1). Напишите на нем свою фамилию, имя. Давайте все вместе просмотрим его. (Кратко комментирует: инструкция №1, таблица, список виртуальных музеев и необходимые термины).

Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее на первой строчке.

К нашему уроку я подготовила 2 эпиграфа. Один - эпиграф -символ обратите внимание: ветка с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?

Д. отвечают

У.: Впишите в свой маршрутный лист автора и название произведения. (О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист»). Все прочитали? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл - напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

Микровывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче. Это – воздействующая сила искусства, литераьуры.

Второй эпиграф из произведения, которое также многим знакомо:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть».
Б. Васильев «Завтра была война»

Обобщение ответов.

Микровывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

3. Разработка темы

А). У.: Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция .

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

Просматривая следующий видео фрагмент «вертикаль и горизонтали как опорные линии композиции», не забывайте заполнять таблицу (автор, название, композиция).

Обобщение:

У.: Проверьте себя! А) вставьте нужный термин в маршрутной карте.

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя; диагональная композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа).

У.- наблюдает, корректирует, помогает

Кто раньше справился, может «походить» по виртуальным музеям мира. Найти одну картину, которая больше всего понравиться определить композиционное построение, записать к себе в таблицу

У.: Пора возвращаться из нашего виртуального путешествия! Нужно ли кому-то дополнительное время? Заканчивайте работу в соответствии с инструкцией и проходите за столы.

Д.: выключают компьютеры и проходят на свои места.

4. Практическая работа.

Введение.

У.: Вы знаете, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня в технике «Коллаж», мы выполним поздравительные открытки. (Коллаж (от фр. collage - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре).

У.: Работать будете в парах. В конвертах (Приложение №2) находиться ваше особое задание по композиции, которое нельзя показывать одноклассникам до конца урока. Откройте их, прочитайте задание. Посовещайтесь с партнером и приступайте к выполнению. Если будет нужна помощь – приглашайте меня.

Д. Открывают и рассматривают задание и дополнительное содержимое: основа для открытки, набор для построения композиции, создают свои композиции: оформляют открытки заранее приготовленными материалами. Звучит музыка. (6-10 мин)

У.: Консультирует. Если видит, что композиция готова – предлагает наклеить на открытку. После того, как получился открытка, работа останавливается.

У.: Прежде, чем мы полюбуемся своей работой, наведите порядок на столах! (мусор собирают в целлофановый мешок.)

У.: Покажите свои открытки, а класс постарается определить какая это композиция – горизонтальная, вертикальная или диагональная!

Д.: высказывают мнение.

У.: Пока вы работали, звучала музыка. Это были произведения (перечисляет авторов и произведения)

Заключение.

У.: Спасибо за урок! Вы - молодцы! (возможно, оценивает работы)

На прощание я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить. И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.

Произведение искусства может захватить внимание зрителя, читателя, слушателя двояким путем. Один определяется вопросом «что», другой - вопросом «как».

«Что» - это объект, который изображается в произведении, явление, событие, тема, материал, т. е. то, что называют содержанием произведения. Когда речь идет о вещах, которые интересуют человека, это, естественно, рождает у него желание вникнуть в смысл сказанного. Однако произведение, богатое по содержанию, совсем не обязательно должно быть произведением искусства. Философские, научные, общественно-политические сочинения могут быть не менее интересны, чем художественные. Но в их задачу не входит создание художественных образов (хотя они и могут иногда обращаться к ним). Если же произведение искусства привлекает интерес человека исключительно своим содержанием, то в таком случае его (произведения) художественные достоинства отходят на второй план. Тогда даже малохудожественное изображение того, что жизненно важно для человека, способно глубоко задеть его чувства. При невзыскательном вкусе человек может быть вполне удовлетворен и этим. Острая заинтересованность в описываемых событиях позволяет любителям детективов или эротических романов эмоционально переживать в своем воображении эти события, невзирая на неискусность их описания, шаблонность или убогость используемых в произведении художественных средств.

Правда, в таком случае и художественные образы оказываются примитивными, стандартными, слабо стимулирующими самостоятельную мысль зрителя или читателя и рождающими у него лишь более или менее шаблонные комплексы эмоций.

Другой путь, связанный с вопросом «как», - это форма художественного произведения, т. е. способы и средства организации и подачи содержания. Здесь-то и таится «волшебная сила искусства», которая обрабатывает, преобразует и преподносит содержание произведения так, что оно воплощается в художественных образах. Материал или тема произведения сами по себе не могут быть ни художественными, ни нехудожественными. Художественный образ складывается из материала, составляющего содержание произведения искусства, но складывается только благодаря форме, в которую этот материал облекается.

Рассмотрим характерные особенности художественного образа.

Важнейшей чертой художественного образа является то, что в нем выражается эмоционально-ценностное отношение к объекту. Знание об объекте служит в нем лишь фоном, на котором вырисовываются переживания, связанные с этим объектом.

И. Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» рассказывает о своей беседе с французским живописцем Матиссом. Матисс попросил Лидию, свою помощницу, принести скульптурку слона. Я увидел, - пишет Эренбург, - негритянскую скульптуру, очень выразительную, - скульптор вырезал из дерева разъяренного слона. „Вам это нравится?" - спросил Матисс. Я ответил: „Очень". - „И вам ничего не мешает?" - „Нет." - „Мне тоже. Но вот приехал европеец, миссионер, и начал учить негра: „Почему у слона подняты вверх бивни? Хобот слон может поднять, а бивни - зубы, они не двигаются". "Негр послушался..." Матисс снова позвонил: «Лидия, принесите, пожалуйста, другого слона". Лукаво посмеиваясь, он показал мне статуэтку, похожую на те, что продаются в универмагах Европы: „Бивни на месте, но искусство кончилось"». Африканский скульптор, безусловно, погрешил против истины: он изобразил слона не таким, каков он на самом деле. Но если бы он сделал анатомически точную скульптурную копию животного, вряд ли человек, рассматривающий ее, смог бы пережить, испытать, «прочувствовать» впечатление от вида разъяренного слона. Слон в неистовстве, у него вскинут хобот, он весь в буйном движении, поднятые вверх бивни, самая грозная часть его тела, кажутся готовыми обрушиться на жертву. Сдвинув их с обычного нормального положения, скульптор создает у зрителя эмоциональное напряжение, которое является признаком того, что художественный образ рождает отклик в его душе.

Из рассмотренного примера видно, что художественный образ - это не просто образ как возникающий в психике результат отражения внешних объектов. Его предназначение - не в том, чтобы отразить реальность такой, какая она есть, а в том, чтобы вызвать в человеческой душе переживания, сопряженные с ее восприятием. Зрителю не всегда легко выразить в словах, что при этом он переживает. При взгляде на африканскую статуэтку - это может быть впечатление от мощи, бешенства и ярости слона, ощущение опасности и т. д. Разные люди одно и то же могут воспринимать и переживать по-разному. Многое зависит тут от субъективных особенностей личности, от ее характера, взглядов, ценностных установок. Но, во всяком случае, произведение искусства способно вызвать у человека переживания только тогда, когда оно включает в работу его фантазию. Художник не может заставить человека переживать какие-то чувства, просто назвав их. Если он просто сообщит нам о том, что у нас должны возникнуть такие-то и такие-то чувства и настроения или даже подробно опишет их, то навряд ли от этого они у нас возникнут. Он возбуждает переживания, моделируя средствами художественного языка породившие их причины, т. е. облекая эти причины в какую-то художественную форму. Художественный образ и есть модель причины, рождающей эмоции. Если модель причины «срабатывает», т. е. художественный образ воспринимается, воссоздается в воображении человека, то появляются и следствия этой причины - «искусственно» вызванные эмоции. И тогда совершается чудо искусства - его волшебная сила очаровывает человека и уносит его в другую жизнь, в мир, созданный для него поэтом, скульптором, певцом. «Микеланджело и Шекспир, Гойя и Бальзак, Роден и Достоевский создавали модели чувственных причин едва ли не более потрясающие, чем те, какие преподносит нам жизнь. Оттого-то их и называют великими мастерами» .

Художественный образ - это «золотой ключик», которым заводится механизм переживания. Воссоздавая силой своего воображения то, что представлено в произведении искусства, зритель, читатель, слушатель становится в большей или меньшей мере «соавтором» содержащегося в нем художественного образа.

В «предметном» (изобразительном) искусстве - живописи, скульптуре, драматическом спектакле, кинофильме, романе или рассказе и т. д. - художественный образ строится на основе изображения, описания каких-то явлений, существующих (или представляемых как существующие) в реальном мире. Эмоции, вызываемые таким художественным образом, имеют двоякий характер. С одной стороны, они относятся к содержанию художественного образа и выражают оценку человеком тех реалий (объектов, предметов, явлений действительности), которые в образе отражены. С другой стороны, они относятся к форме, в которой содержание образа воплощено, и выражают оценку художественных достоинств произведения. Эмоции первого рода - это «искусственно» вызванные чувства, воспроизводящие переживания реальных событий и явлений. Эмоции второго рода называют эстетическими. Они связаны с удовлетворением эстетических потребностей человека - потребностей в таких ценностях, как красота, гармония, соразмерность. Эстетическое отношение - это «эмоциональная оценка того, как организовано, построено, выражено, воплощено формой данное содержание, а не самого этого содержания» .

Художественный образ по сути своей есть не столько отражение явлений действительности, сколько выражение их человеческого восприятия, связанных с ними переживаний, эмоционально-ценностного отношения к ним.

Но зачем людям нужны искусственно вызываемые, рожденные в процессе восприятия художественных образов эмоции? Разве им недостаточно переживаний, связанных с их реальной жизнью? В какой-то мере это действительно так. Монотонно, однообразно текущая жизнь может вызвать «эмоциональный голод». И тогда человек ощущает потребность в каких-то добавочных источниках эмоций. Эта потребность толкает их к поиску «острых ощущений» в игре, в намеренном стремлении к риску, в добровольном создании опасных ситуаций.

Искусство предоставляет людям возможность «дополнительных жизней» в воображаемых мирах художественных образов.

«Искусство «переносило» личность в прошлое и будущее, «переселяло» ее в иные страны, позволяло человеку «перевоплощаться» в другого, становиться на время Спартаком и Цезарем, Ромео и Макбетом, Христом и Демоном, даже Белым Клыком и Гадким утенком; оно обращало взрослого в ребенка и старца, оно позволяло каждому почувствовать и познать то, чего он в действительной своей жизни никогда не мог бы постичь и пережить» .

Эмоции, которые вызывают у человека произведения искусства, не просто делают его восприятие художественных образов более глубоким и волнующим. Как показано В.М. Аллахвердовым, эмоции - это сигналы, идущие из области бессознательного в сферу сознания. Они сигнализируют о том, подкрепляет ли полученная информация сложившуюся в глубинах подсознания «модель мира», или же, наоборот, выявляет ее неполноту, неточность, противоречивость. «Переселяясь» в мир художественных образов и переживая в нем «дополнительные жизни», человек получает широкие возможности проверки и уточнения той «модели мира», которая сложилась у него в голове на основе его узкого личного опыта. Эмоциональные сигналы прорывают «защитный пояс» сознания и побуждают человека осознать и изменить свои ранее не осознававшиеся установки.

Вот почему эмоции, вызываемые искусством, играют важную роль в жизни людей. Эмоциональные переживания «дополнительных жизней» ведут к расширению культурного кругозора личности, обогащению ее духовного опыта и совершенствованию имеющейся у нее «модели мира».

Нередко приходится слышать, как люди, разглядывая картину, восхищаются ее сходством с действительностью («Яблоко совсем как настоящее!»; «На портрете он стоит, будто живой!»). Мнение, что искусство - по крайней мере, «предметное» искусство - заключается в умении достигать сходства изображения с изображаемым, широко распространено. Еще в античности это мнение легло в основу «теории подражания» (по-греч. - мимесиса), согласно которой искусство есть подражание действительности. С этой точки зрения, эстетическим идеалом должно быть максимальное сходство художественного образа с объектом. В древнегреческой легенде восторг зрителей вызывал художник, который так похоже нарисовал куст с ягодами, что птицы слетелись полакомиться ими. А через две с половиной тысячи лет Родена подозревали в том, что он добился удивительного правдоподобия, облепив обнаженного мужчину гипсом, сделав с него копию и выдав ее за скульптуру.

Но художественный образ, как видно из сказанного выше, не может быть просто копией действительности. Разумеется, писатель или художник, ставящий целью, изобразить какие-либо явления действительности, должен сделать это так, чтобы читатели и зрители могли их, по крайней мере, узнать. Но сходство с изображаемым - вовсе не главное достоинство художественного образа.

Гете как-то сказал, что если художник очень похоже нарисует пуделя, то можно порадоваться появлению еще одной собаки, но не произведения искусства. А Горький об одном своем портрете, отличавшимся фотографической точностью, выразился так: «Это не мой портрет. Это портрет моей кожи". Фотографии, слепки рук и лица, восковые фигуры предназначены для возможно более точного копирования оригиналов.

Однако точность еще не делает их художественными произведениями. Более того, эмоционально-ценностный характер художественного образа, как уже показывалось, предполагает отступление от бесстрастной объективности в изображении действительности.

Художественные образы - это мысленные модели явлений, а сходство модели с объектом, который она воспроизводит, всегда относительно: любая модель должна отличаться от своего оригинала, иначе она была бы просто вторым оригиналом, а не моделью. «Художественное освоение действительности не претендует на то, чтобы быть самой действительностью - это отличает искусство от иллюзионистских фокусов, рассчитанных на обман зрения и слуха» .

Воспринимая произведение искусства, мы как бы «выносим за скобки тот факт, что художественный образ, который оно несет, не совпадает с оригиналом. Мы принимаем образ так, как если бы он был воплощением реального объекта, «уславливаемся» не обращать внимания на его «ненастоящий характер». В этом и состоит художественная условность.

Художественная условность есть сознательно принятое допущение, при котором «ненастоящая», созданная искусством причина переживаний становится способной вызвать переживания, которые ощущаются «совсем как настоящие», хотя мы осознаем при этом, что они имеют искусственное происхождение. «Над вымыслом слезами обольюсь» - так выразил Пушкин эффект художественной условности.

Когда художественное произведение рождает у человека какие-то эмоции, он не только испытывает их, но и понимает их искусственное происхождение. Понимание же их искусственного происхождения способствует тому, что они находят разрядку в размышлениях. Это позволило Л.С. Выготскому сказать: «Эмоции искусства суть умные эмоции» . Связь с пониманием и размышлением отличает художественные эмоции от эмоций, вызываемых реальными жизненными обстоятельствами.

В. Набоков в своих лекциях по литературе говорит: «На самом деле вся литература - вымысел. Всякое искусство - обман... Мир любого крупного писателя - мир фантазии с собственной логикой, собственными условностями...» . Художник вводит нас в заблуждение, и мы охотно поддаемся обману. По выражению французского философа и писателя Ж.-П. Сартра, поэт врет, чтобы сказать правду, - т. е. возбудить искреннее, правдивое переживание. Выдающийся режиссер А. Таиров говорил шутя, что театр - это ложь, возведенная в систему: «Билет, который покупает зритель, это символический договор об обмане: театр обязуется обмануть зрителя; зритель, настоящий хороший зритель, обязуется поддаваться обману и быть обманутым... Но обман искусства - он становится правдой в силу подлинности человеческих чувствований» .

Существуют разнообразные виды художественной условности, в том числе:

«обозначающая» - отделяет произведение искусства от окружающей среды. Этой задаче служат условия, определяющие область художественного восприятия, - подмостки театра, пьедестал скульптуры, рама картины;

«компенсирующая» - вводит в контекст художественного образа представление о его элементах, не изображенных в произведении искусства. Поскольку образ не совпадает с оригиналом, восприятие его всегда требует домысливания в воображении того, что художник не мог показать или намеренно оставил недосказанным .

Такова, например, пространственно-временная условность в живописи. Восприятие картины предполагает, что зритель мысленно представляет третье измерение, которое на плоскости условно выражает перспектива, дорисовывает в уме дерево, обрезанное границей полотна, вносит в статический образ течение времени и, соответственно, временные изменения, которые на картине передаются с помощью каких-то условных средств;

«акцентирующая» - подчеркивает, усиливает, гиперболизирует эмоционально значимые элементы художественного образа.

Живописцы нередко добиваются этого, преувеличивая размеры объекта. Модильяни рисует женщин с неестественно большими, выходящими за пределы лица глазами. В картине Сурикова «Меньшиков в Березове» неправдоподобно огромная фигура Меньшикова создает впечатление масштабности и мощи этого деятеля, бывшего «правой рукой» Петра;

«дополняющая» - увеличивающая множество знаковых средств художественного языка. Этот вид условности в особенности важен в «беспредметном» искусстве, где художественный образ создается без обращения к изображению каких-либо объектов. Неизобразительных знаковых средств иногда оказывается недостаточно для построения художественного образа, и «дополняющая» условность расширяет их круг.

Так, в классическом балете движения и позы, естественно ассоциированные с душевными переживаниями, дополняются условными знаковыми средствами выражения определенных чувств и состояний. В музыке такого рода добавочными средствами служат, например, ритмы и напевы, придающие национальный колорит или напоминающие об исторических событиях.

Символ представляет собою особый вид знака. Использование какого-либо знака в качестве символа позволяет нам через образ конкретной, единичной вещи (внешний облик символа) передать мысли, имеющие общий и абстрактный характер (глубинный смысл символа).

Обращение к символам открывает для искусства широкие возможности. С помощью них художественное произведение может наполняться идейным содержанием, выходящим далеко за рамки тех конкретных ситуаций и событий, которые в нем непосредственно изображены. Поэтому искусство как вторичная моделирующая система широко пользуется разнообразной символикой. В языках искусства знаковые средства употребляются не просто в их прямом значении, но и для того, чтобы «закодировать» глубинные, «вторичные» символические смыслы.

С семиотической точки зрения художественный образ есть текст, несущий в себе эстетически оформленную, эмоционально насыщенную информацию. Благодаря использованию языка символов, эта информация подается на двух уровнях. На первом она выражена непосредственно в чувственно воспринимаемой «ткани» художественного образа - в облике конкретных лиц, действий, предметов, отображаемых этим образом. На втором же она должна быть получена путем проникновения в символический смысл художественного образа, путем мысленного истолкования его идейного содержания. Стало быть, художественный образ несет в себе не только эмоции, но и мысли. Эмоциональное воздействие художественного образа определяется впечатлением, которое оказывает на нас как та информация, которую мы получаем на первом уровне, через восприятие непосредственно данного нам описания конкретных явлений, так и та, которую мы улавливаем на втором уровне посредством интерпретации символики образа. Разумеется, понимание символики требует дополнительных интеллектуальных усилий. Но зато это значительно усиливает эмоциональные впечатления, производимые на нас художественными образами.

Символическое содержание художественных образов может иметь самый различный характер. Но оно всегда в какой-то мере присутствует. Поэтому художественный образ не сводится к тому, что в нем изображено. Он всегда «говорит» нам не только об этом, но и о чем-то еще, что выходит за рамки конкретного, видимого и слышимого объекта, который в нем представлен.

В русской сказке Баба Яга не просто уродливая старуха, а символический образ смерти. Византийский купол церкви не просто архитектурная форма крыши, а символ небесного свода. У Гоголя шинель Акакия Акакиевича не просто одежда, а символический образ тщетности мечтаний бедного человека о лучшей жизни.

Символика художественного образа может опираться, во-первых, на закономерности человеческой психики.

Так, восприятие цвета людьми имеет эмоциональную модальность, связанную с условиями, при которых тот иной цвет, обычно наблюдается на практике. Красный цвет - цвет крови, огня, зрелых плодов - возбуждает ощущение опасности, активность, эротическое влечение, стремление к жизненным благам. Зеленый - цвет травы, листвы - символизирует рост жизненных сил, защиту, надежность, спокойствие. Черный воспринимается как отсутствие ярких красок жизни, он напоминает о мраке, тайне, страданиях, смерти. Темно-багровый - смесь черного и красного - навевает тяжелое, угрюмое настроение.

Исследователи цветовосприятия при некоторых различиях в трактовке отдельных цветов приходят, в основном, к сходным выводам об их психологическом воздействии. По Фрилингу и Ауэру, цвета характеризуются следующим образом .

Во-вторых, художественный образ может строиться на исторически сложившейся в культуре символике.

В ходе истории получилось так, что зеленый цвет стал цветом знамени ислама, и европейские художники, изображая за сарацинами, противостоящими крестоносцам, зеленоватую дымку, символически указывают на лежащий вдали мусульманский мир. В китайской живописи зеленый цвет символизирует весну, а в христианской традиции он иногда выступает как символ глупости и греховности (шведский мистик Сведенберг рассказывает, что у дураков в аду зеленые глаза; на одном из оконных витражей Шартрского собора представлен зеленокожий и зеленоглазый сатана).

Другой пример. Мы пишем слева направо, и движение в этом направлении представляется нормальным. Когда Суриков изображает боярыню Морозову на санях, едущих справа налево, движение ее в этом направлении символизирует протест против принятых социальных установок. Вместе с тем на карте слева Запад, справа Восток. Поэтому в кинофильмах об Отечественной войне обычно враг наступает слева, а советские войска - справа.

В-третьих, при создании художественного образа автор может придавать ему символический смысл на основе собственных ассоциаций, которые порой неожиданно освещают привычные вещи с новой стороны.

Описание контакта электрических проводов здесь превращается в философское размышление о синтезе (не просто «сплетении»!) противоположностей, о мертвом совместном сосуществовании (как это бывает в семейной жизни без любви) и вспышке жизни в момент смерти. Рожденные искусством художественные образы нередко становятся общепринятыми культурными символами, своего рода эталонами оценки явлений действительности. Название книги Гоголя «Мертвые души» символично. Манилов и Собакевич, Плюшкин и Коробочка - все это «мертвые души». Символами стали пушкинская Татьяна, грибоедовские Чацкий, Фамусов, Молчалин, гончаровский Обломов и обломовщина, Иудушка Головлев у Салтыкова-Щедрина, солженицынский Иван Денисович и многие другие литературные герои. Без знания символов, вошедших в культуру из искусства прошлого, часто трудно разобраться в содержании современных произведений искусства. Искусство насквозь пронизано историко-культурными ассоциациями, и тем, кто их не замечает, символика художественных образов нередко оказывается недоступной.

Символика художественного образа может создаваться и улавливаться как на уровне сознания, так и подсознательно, «интуитивно». Однако в любом случае она должна быть понята. А это значит, что восприятие художественного образа не сводится лишь к эмоциональному переживанию, но требует также понимания, осмысления. Более того, когда при восприятии художественного образа включается в работу интеллект, это усиливает и расширяет действие заложенного в нем эмоционального заряда. Художественные эмоции, которые испытывает понимающий искусство человек, - это эмоции, органически связанные с мышлением. Здесь еще в одном аспекте оправдывается тезис Выготского: «эмоции искусства суть умные эмоции».

Следует к тому же добавить, что в литературных произведениях идейное содержание выражается не только в символике художественных образов, но и напрямую в устах персонажей, в авторских комментариях, иногда разрастающихся до целых глав с научными и философскими размышлениями (Толстой в «Войне и мире», Т. Манн в «Волшебной горе»). Это еще больше свидетельствует о том, что нельзя сводить художественное восприятие исключительно лишь к воздействию на сферу эмоций. Искусство требует как от творцов, так и от потребителей их творчества не только эмоциональных переживаний, но и интеллектуальных усилий.

Всякий знак, поскольку значение его может устанавливаться человеком произвольно, способен быть носителем разных значений. Это относится и к вербальным знакам - словам. Как показано В.М. Аллахвердовым, «нельзя перечислить все возможные значения какого-либо слова, потому что значением этого слова, как и любого другого знака, может быть все, что угодно. Выбор значения зависит от воспринимающего это слово сознания. Но «произвольность связи «знак-значение» не означает непредсказуемости. Значение, однажды приданное данному знаку, должно и далее устойчиво придаваться этому знаку, если сохраняется контекст его появления» . Таким образом, понять, что означает знак, нам помогает контекст, в котором он употреблен.

Когда мы ставим целью сообщить другому знание о каком-либо предмете, мы стараемся, чтобы содержание нашего сообщения понималось однозначно. В науке для этого вводятся строгие правила, определяющие смысл используемых понятий, и условия их применения. Контекст не допускает выхода за рамки этих правил. Подразумевается, что умозаключение основывается только на логике, а не на эмоциях. Всякие побочные, не заданные определениями, оттенки смысла исключаются из рассмотрения. Учебник по геометрии или химии должен излагать факты, гипотезы и выводы так, чтобы все штудирующие его ученики однозначно и в полном соответствии с замыслом автора воспринимали его содержание. В противном случае, перед нами плохой учебник. Иначе обстоит дело в искусстве. Здесь, как уже говорилось, главной задачей является не сообщение информации о каких-то предметах, а воздействие на чувство, возбуждение эмоций, поэтому художник ищет знаковые средства, эффективные в этом отношении. Он играет этими средствами, подключая те трудноуловимые, ассоциативные оттенки их смысла, которые остаются вне строгих логических определений и, обращение к которым не допустимо в контексте научного доказательства. Чтобы художественный образ произвел впечатление, вызвал интерес, пробудил переживание, он строится с помощью нестандартных описаний, неожиданных сравнений, ярких метафор и иносказаний.

Но люди разные. У них неодинаковый жизненный опыт, различные способности, вкусы, желания, настроения. Писатель, подбирая выразительные средства для создания художественного образа, исходит из своих представлений о силе и характере их воздействия на читателя. Он использует и оценивает их в свете своих взглядов в определенном культурном контексте. Этот контекст связан с эпохой, в которой писатель живет социальными проблемами, которые волнуют людей в данную эпоху, с направленностью интересов и уровнем образования публики, к которой автор обращается. А читатель воспринимает эти средства в своем культурном контексте. Разные читатели, исходя из своего контекста и просто из своих индивидуальных особенностей, могут увидеть созданный писателем образ по-своему.

В наши дни люди восхищаются наскальными рисунками животных, сделанными руками безымянных художников каменного века, но, рассматривая их, видят и переживают совсем не то, что видели и переживали наши далекие предки. Неверующий может восторгаться «Троицей» Рублева, но воспринимает он эту икону иначе, чем верующий, и это не значит, что его восприятие иконы неправильное.

Если художественный образ вызовет у читателя именно те переживания, которые автор хотел выразить, он (читатель) испытает сопереживание.

Это не значит, что переживания и толкования художественных образов совершенно произвольны и могут быть какими угодно. Ведь они возникают на основе образа, проистекают от него, и характер их данным образом обусловлен. Однако эта обусловленность не однозначна. Связь между художественным образом и его интерпретациями - такая же, какая существует между причиной и ее следствиями: одна и та же причина может породить множество следствий, но не любых, а только вытекающих из нее.

Известны различные интерпретации образов Дон Жуана, Гамлета, Чацкого, 0бломова и многих других литературных героев. В романе Л. Толстого «Анна Каренина» образы главных персонажей описаны с удивительной яркостью. Толстой как никто иной умеет представить своих персонажей читателю так, что они становятся как бы его близкими знакомыми. Казалось бы, облик Анны Аркадьевны и ее супруга Алексея Александровича, их душевный мир, раскрыт перед нами до самых глубин. Однако отношение к ним у читателей может быть разное (да и в романе люди относятся к ним по-разному). Одни одобряют поведение Карениной, другие считают его безнравственным. Одним Каренин решительно не нравится, другие видят в нем чрезвычайно достойного человека. Сам Толстой, судя по эпиграфу романа («Мне отмщение и аз воздам»), будто осуждает свою героиню и намекает на то, что она терпит справедливое возмездие за свой грех. Но вместе с тем, он по существу всем подтекстом романа вызывает к ней сострадание. Что выше: право любить или супружеский долг? Однозначного ответа в романе нет. Можно посочувствовать Анне и порицать ее мужа, а можно - наоборот. Выбор - за читателем. И поле выбора не сводится лишь к двум крайним вариантам - возможно и бесчисленное количество промежуточных.

Итак, всякий полноценный художественный образ многозначен в том смысле, что он допускает существование множества различных интерпретаций. Они как бы потенциально заложены в нем и раскрывают его содержание при восприятии его с разных точек зрения и в разных культурных контекстах. Не сопереживание, а сотворчество - вот, что необходимо для понимания смысла произведения искусства, и притом понимания, связанного с личностным, субъективным, индивидуальным восприятием и переживанием содержащихся в произведении художественных образов.

Легенды Одессы. В эти праздничные дни захотелось поведать несколько историй, связанных с искусством такого специфического города как Одесса, потому что не только город, но и его искусство своеобразно.

Уж пробил 33-й час!

Театр — это импровизация. Выйти из щекотливого положения с честью — это большое искусство. И вот вам пример того, что одесские актёры таким искусством владели. Был такой случай в Одесском русском драматическом театре им. Иванова. Игралась пьеса Гауптмана «Перед заходом солнца». Актёр Михайлов один на сцене. Часы по сюжету должны пробить одиннадцать. По режиссёрскому замыслу — это роковая черта, которую герою не переступить. Бутафорские часы на сцене, ясное дело, не бьют — это за сценой помреж Юра бьёт металлической палочкой по медному цилиндру.

А тут как раз за кулисами готовится к выходу в своей сцене молодая актриса Света Пелиховская — новенькая в труппе, приехала из Москвы, к тому же писаная красавица. Палочка у помрежа Юры железная, но сам он не железный, поэтому изо всех сил флиртует с хорошенькой дебютанткой, не забывая при этом исполнять роль часов с боем.

Михайлов на сцене в образе, уже весь в предчувствиях. А Юра за кулисами весь в чувствах. При этом Юра исправно отзванивает. А Михайлов вслух считает удары, потому что ожидает одиннадцатый. Роковой! «Раз, два, три…» И вот одиннадцать! Но что это?! Часы бьют двенадцать, потом тринадцать. Михайлов близок к обмороку, зато Юра близок к вершине счастья: Пелиховская уже присела на столик помрежа и показала коленку. К двадцатому удару часов таким поворотом в пьесе уже заинтригован весь зал. Сначала про себя, а потом шёпотом весь зал уже тоже считает:

— Двадцать семь, двадцать восемь...

У кого-то не выдерживают нервы, и раздаётся нервный смешок. Смешок переходит в хохот. Зал начинает содрогаться. Это слышит помреж Юра и мудро решает: «Пожалуй, достаточно!».

В самом щекотливом положении, как вы понимаете, находится герой на сцене. Но большой артист обязан оправдать любую ситуацию. Михайлов подходит к рампе и срывающимся голосом бросает в зал:

— Уж пробил тридцать третий час! Как поздно! Боже, что будет?!

Номенклатурный реквизит

Предлагаемые обстоятельства. Их добрейшие люди, авторы пьес, подкладывают актёрам, чтобы те, не дай бог, по ходу действия не скучали. А теперь представьте, что те обстоятельства ещё отягчены обстоятельствами времени. Время было такое: мы шли к победе коммунизма, и дабы никто не вздумал задерживаться в пути, скажем, заглянув в магазин, время постаралось, чтобы прилавки были пустыми.

А тут автор Виктор Плешак написал мюзикл «Рыцарские страсти». Вещица о весёлых рыцарских временах. Но играть её предстояло в невесёлые наши. Мюзикл очень понравился Одесскому театру музыкальной комедии, которым тогда руководил Михаил Водяной. Особых проблем с постановкой практически не было, кроме одной. Автор для мюзикла придумал хулиганскую серенаду главного героя с колбасой. То есть герой должен был петь и жевать. Понятно, что кусок варёной колбасы для этого не подходил. Нужна была палка твёрдой копчёной колбасы. Но копчённая колбаса считалась тогда «партийной» — она поступала только в закрытые райкомо-обкомовские буфеты. Пришлось лично Михаилу Григорьевичу Водяному договариваться с директором мясокомбината о предоставлении на спектакль одной (прописью) палки колбасы в качестве исходящего (то есть съедаемого) реквизита.

Боже, как зритель полюбил новый спектакль, повалил в театр, чтобы вживую увидеть колбасу, вид которой уже стал забываться. Водили детей, как в музей — пусть посмотрят, что ели их деды и прадеды. Это был подлинный праздник, потому что в дни, когда давали «Рыцарские страсти», зал благоухал не каким-то палённым Диором, а настоящим сервелатом. Но так не бывает, чтобы праздник длился вечно…

На одном из спектаклей прямо на первых тактах «серенады с колбасой» погас свет. Ну, на какую-то минуту. Не больше. Но когда снова вспыхнули софиты, оказалось, что «серенада с колбасой» уже не может быть исполнена в полном комплекте. Серенада ещё присутствовала, но колбаса таинственным образом исчезла.

Следствие было долгим, обстоятельным и принципиальным. Но ни одна из двух версий исчезновения колбасы не могла перевесить другую, ибо таковы были обстоятельства времени.

Исполнитель главной роли утверждал, что он только на секунду положил палку колбасы на авансцену, чтобы нащупать в кармане спички, но и этого хватило, чтобы даже духа от колбасы не осталось. Так появилась первая версия, что, учуяв божественный копчённый дух, реквизит спёр кто-то из оркестра.

Но дирижёр оркестра, приглашённый в дирекцию, предложил свою голову на отсечение как залог того, что в его оркестре подобрались исключительно святые люди. Причём, даже погружённые в мысли о святости, они отчётливо слышали, как в темноте на сцене кто-то вдохновенно жевал. Но и эта версия была шаткой, ибо сжевать всухомятку за минуту палку колбасы было под силу только очень большому (прежде всего, по объёму) таланту. А щуплый тенор никак не вписывался в эти габариты.

Но когда на следующем спектакле опять погас свет и опять в начале «серенады с колбасой», появилась третья версия о сговоре с отягчённым колбасой умыслом. Дирекция поняла, что спектакль не может идти в такой редакции, ибо в труппе театра — тоже люди, только не святые, а голодные, и видеть, как на их глазах съедается палка дефицитной колбасы, не в силах. Пришлось искать не такое гениальное, но, главное, дефицитное решение мюзикла.

Идите — торгуйтесь!

А сколь неординарен одесский зритель! К встрече с ним надо быть готовым. Вспоминается история, рассказанная одним из администраторов Росконцерта со странной фамилией Рикинглаз и со странной внешностью — таки отсутствующим одним глазом. Как-то в Одесскую филармонию он привёз известный эстрадный оркестр. Закулисье филармонии — не Версаль. Поэтому незанятые актёры, гримёры и администраторы обычно стоят у левой от главного входа двери, где курят или просто чешут языками. И вдруг из главного входа выбегает один взволнованный зритель и дрожащим голосом спрашивает:

— Где здесь администратор?

— А что случилось? — интересуется Рикинглаз, как раз беседующий с главным администратором Одесской филармонии Димой Козаком (с ударением на первом «о»).

— В антракте я потерял в фойе кошелёк. А в нём почти 500 рублей.

— Димочка, — просит Рикинглаз своего одесского коллегу, — давай в начале второго отделения объявим зрителям, что произошло ЧП.

— Лучше этого не делать, — отвечает опытный Козак. — Надо придумать что-то другое!

— Ай, брось, я всё беру на себя!

И вот они втроём поднимаются на сцену. Козак очень элегантно вписывается в паузу концерта и обращается к зрительному залу:

— Друзья, только что в фойе был утерян кошелёк с пятьюстами рублями. Вот хозяин. Он очень будет признателен, если ему вернут потерю.

Тут хозяин кошелька решает, что для верности надо бы внести ещё элемент заинтересованности, и без нажима бросает в публику:

— Я дам четвертак тому, кто отдаст мне кошелёк.

— А я тому, кто отдаст мне, — дам сорок!..

Мудрый Дима Козак повернулся к Рикинглазу и грустно сказал:

— Иди торгуйся! У меня с собой только пятьдесят.

Очевидцы вспоминают, что закончился тот концерт много позже обычного, потому что потерявший терпение оркестр не выдержал и тоже принял участие в торгах, соревнуясь с залом.

Что вы хотите — это Одесса! Здесь театральные подмостки плавно стекают на улицы, и действие продолжается уже там, ибо театр и есть главная суть жизни этого города.

Новогодний постскриптум

Если, читатель, ты не лишён чувства жалости, то направь всю свою жалость на наших актёров — вот уж мученики! При любых погоде и раскладе 1 января они должны методом чоса ублажать детские утренники. А это испытание не для слабых. А в доказательство вот вам душераздирающий рассказ об одной актрисе одесского украинского театра, имя которой не хочется здесь разглашать — вы сами поймёте почему.

Итак, 1 января. Театр на Херсонской (тогда Пастера). Играется детское новогоднее шоу «Пчёлка» с эльфами, гномами. В середине спектакля наитрагичнейший момент: пчёлка (в гл. роли наша героиня) замерзает! В зале детские слёзы, всхлипы. И тогда один догадливый эльф восклицает: «Мы подышим на неё, и она оживёт, правда, дети?» — «Да!!!» — вопит зал тысячей детских голосов. Эльфы склоняются над пчёлкой и начинают на неё дышать. Но это же новогоднее утро! Поэтому фраза «Давайте подышим!» приобретает сакраментальный смысл. Героиня, на которую эльфы дышат «после вчерашнего», не выдерживает, таки оживает и медленно начинает отползать в сторону кулисы. И тут один эльф, который никак не мог протолкаться, восклицает: «Пустите меня, я тоже должен на неё подышать!». И тогда Пчёлка не выдерживает, и в зале явственно слышат её чуть охрипший с бодуна басок: «Я, между прочим, тоже могу дыхнуть на тебя. Никакая закуска не поможет!».

Да, искусство великая сила. А если не надо вживаться в роль, а роль уже прямо в тебе, только выдохни её, то это счастье. К такому надо прийти пусть и через новогодний стол.

Валентин Крапива

Искусство преобразует реальность:

1) через идейно-эстетическое воздействие на людей. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья. Романы Льва Толстого породили толстовцев. Изображение любви французскими писателями XVII в. повлияло на строй этого чувства во Франции, эротизм же кино и романов ХХ в. во многом определил сексуальную революцию 60-70-х годов;

2) через включение человека в ценностно - ориентированную деятельность. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабощенный исландский народ в безгероическую пору своей истории создал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы, создав художественный мир, непохожий на окружающий. Саги сформировали духовный облик народа, и без них ныне невозможно понять национальный характер современного исландца;

3) через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности (автор перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность - художественный мир);

4) через обработку строительного материал образа (художник преобразует мрамор, краски, слова, создавая скульптуру, картину, поэму).

Концепция «искусства для искусства» полагает, что к художественному творчеству неприменима «мерка результативного действия», ибо искусство переносит человека из реальности, требующей действий, в мир эстетического наслаждения. Однако преобразующее воздействие искусства особенно ощутимо в переходные эпохи. Преобразующая функция, спящая внутри искусства, особенно привлекательна для пассионарных и революционно настроенных слоев общества, которые ставят ее во главу угла своей эстетики. Марксистская эстетика придавала решающее значение преобразующей роли искусства и именно за это его ценили партийные деятели, прагматически подходившие к искусству.

2.Искусство массовой культуры и его функции.

Культура традиционных обществ имела ярко выраженный "сословный" характер. Различные социальные слои (сословия, касты и т.д.) заметно различались в культурном плане. Образ жизни средневекового европейского горожанина, крестьянина и аристократа предполагал разные нормы повседневного поведения, способы развлечений, особенности кухни, воспитания, одежды и т.д. Принадлежность к тому или иному слою легко определялась по внешнему виду. Представители высших слоев в традиционных обществах имели определенные культурные привилегии: например, в Индии изучать священные писания - Веды, могли только представители высших каст. Доступ к письменной культуре также имели, как правило, лишь представители высших слоев (исключения всегда возможны). Культурные особенности различных слоев воспроизводились из поколения в поколение, чему способствовала тяготеющая к закрытости стратификационная система традиционных обществ. Еще в начале XX века в обществах, вступивших в эпоху современности, прослеживались значимые культурные различия между слоями и классами. "Рабочий" и "буржуа", крестьяне и утратившая прежнее влияние аристократия еще сохраняли культурные особенности. Однако процесс модернизации, становление современной экономики, индустриализация, урбанизация, распространение образования, демократизация политической жизни создавали предпосылки для постепенного размывания четких культурных различий между социальными слоями. На смену "расчлененной" стратификацией культуре традиционных обществ приходит массовая культура. Массовая культура не формируется стихийно в процессе повседневного взаимодействия и не передается из поколения в поколение. Массовая культура создается "профессионалами", специализированными организациями. Её образцы предназначены для "потребления" самыми широкими слоями населения, она демократична и существует, главным образом, для развлечения, заполнения досуга. Человек не становится "носителем" массовой культуры в результате восприятия традиционного наследия или получения образования. Образцы массовой культуры (книга, песня, кинофильм, спортивное зрелище и т.д.) свободно выбираются человеком для того, чтобы получить удовольствие, эмоциональное удовлетворение, "разрядку" психического напряжения, заполнить свободное время. Массовая культура не исчерпывает всего содержания культуры современных обществ, но представляет собой весьма значимый "сегмент" этой культуры.

Следует отметить, что понятие "высокой культуры" крайне нечеткое. На практике бывает очень сложно провести границу между "высокой" и "массовой" культурой. Ценности, в соответствии с которыми производится ранжирование культурных образцов, не отличаются определенностью в современном обществе. Кроме того, ранжирование образцов культуры, как мы уже знаем, связано не столько с объективной ценностью этих образцов, сколько с тем, кто имеет право (власть) выносить суждение о них. Однако, можно отметить, что для освоения "элитарной", "высокой" культуры, как правило, требуется определенная подготовка, накопленный "культурный капитал". Без предварительного образования, например, вряд ли удастся понять философский трактат. Без предварительного эстетического воспитания и культивирования "музыкального вкуса" сложно воспринимать музыку Шнитке. Образцы же массовой культуры не требуют от "потребителя" подготовки и доступны, фактически, каждому. Но и этот критерий довольно условен. Массовая культура - сложный феномен, порожденный современностью и не поддающийся однозначной оценке. Проблеме массовой культуры посвящено необозримое количество научной и публицистической литературы - и отечественной, и зарубежной. Поток этой литературы не иссякает, и в рамках учебного пособия хоть сколько-нибудь полный обзор ее невозможен. Мы будем ссылаться на те или иные имена и точки зрения по ходу изложения материала. Широкое распространение феномен массовой культуры приобрел только в XX веке. Это было обусловлено такими важными факторами, как возникновение массового общества и развитие технологий, позволивших тиражировать культурные образцы. Что представляет собой массовое общество? Термин "массовое общество", как и "массовая культура" - неоднозначен. Явление, им обозначаемое, трактуется многими исследователями в негативном ключе. "Масса" часто ассоциируется с "толпой", "чернью". Человек массы предстает как безликий индивидуум, склонный слепо следовать предрассудкам, моде и политическим вождям. Однако массовое общество - это, прежде всего, определенное состояние социума, порожденное процессами индустриализации и урбанизации, разрушившими традиционные сообщества и смешавшими в аморфную человеческую массу представителей прежде четко оформленных социальных слоев. Как таковое, оно нуждается в объективном изучении, а не оценке.

Массовая культура не могла бы выполнять эти функции и едва ли вообще могла бы существовать без технического прогресса. Именно развитие техники - от печатного станка до ультрасовременных средств связи и коммуникации; появление телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, компьютеров делает возможным тиражирование культурных образцов и донесение их, практически, до каждого члена современного общества. Развитие техники приводит не только к тому, что культурные образцы становятся доступными широким слоям населения. Появление новых видов техники создает и новые виды культурной деятельности, в частности и искусства. Наиболее наглядный пример - кино. Такой специфический жанр массовой культуры, как телесериал, также возник лишь на "базе" определенной техники. С развитием компьютерных технологий появляются новые виды искусства и других типов культурной деятельности. Существенная черта массовой культуры - ее промышленный и коммерческий характер. Производство культурных образцов ставится на поток. Снимается не один уникальный сериал: существует налаженное производство этого вида продукции. Выработалась определенная технология процесса ее производства. Создатели сериала - уже не "творцы" в полном смысле этого слова. Они - "специалисты", "профессионалы" своего дела. В прошлом произведения искусства создавались как уникальные, неповторимые. К образцам массовой культуры эти термины неприменимы. Произведения массовый культуры изначально создаются как товар, предназначенный для массового потребителя этого товара. Один удачный образец вызывает массу подражаний. Потребителями массовой культуры являются в современном обществе фактически все слои и группы.

Основная задача массовой культуры - развлекать и отвлекать. Уровень экономического развития современных обществ сделал возможным высвобождение свободного времени, которое необходимо чем-то занять, а также повысил уровень жизни. Люди оказались способными платить за то, чтобы их развлекали. С другой стороны, современное общество - довольно стрессогенная среда: быстрый темп социальных изменений и их непредсказуемость, нестабильность социального положения людей, непрочность социальных связей, переизбыток противоречивой информации - все это порождает потребность время от времени "отключаться", "расслабляться". И массовая культура позволяет удовлетворить обе потребности: проведения досуга, развлечения и расслабления. Массовая культура постоянно подвергается критике - и со стороны исследователей, и со стороны наиболее требовательной и восприимчивой общественности. Критика вызвана низким качеством продукции "культурной индустрии", зачастую играющей на самых примитивных потребностях и инстинктах, не стремящейся к духовному развитию потребителей. Другое направление критики - коммерческий характер массовой культуры, превращение культуры в товар. Наиболее склонные к философской рефлексии авторы видят в массовой культуре своеобразный наркотик, который отвлекает людей от реальных проблем общества и формирует ложное, искаженное, "лакированное" представление о действительности, прививает людям потребительские идеалы.

Все эти негативные стороны массовой культуры, действительно, имеют место. И, тем не менее, массовую культуру не следует рассматривать только лишь в негативном ключе. Как показано выше, ее возникновение было обусловлено важными структурными изменениями в обществе и она выполняет в этом обществе определенные функции. Следует добавить также, что не все образцы массовой культуры заведомо низкого качества. Детективные романы Агаты Кристи и Жоржа Сименона - несомненно, образцы массовой культуры. Тем не менее, они признаны "классикой жанра" и обладают несомненными художественными достоинствами. Музыка "Битлз" - ярчайший пример массового искусства. Тем не менее, сегодня даже музыковеды признают эту группу осно-воположницей нового музыкального жанра. Кроме того, массовая культура не уничтожает культуру высокую, хотя её потребителей и ценителей значительно меньше. Но разве все греки читали Платона и Аристотеля? И весь ли русский народ учил наизусть стихи А.С.Пушкина при жизни поэта? Примеры можно умножать. Э. Шилз отмечал культурную неоднородность и культурное многообразие массового общества, выделял различные "уровни" культуры, существующие в нем: Одним из проявлений "несогласия" массового общества выступает разделение его культуры по крайней мере на три уровня качества... Это так называемые "высшая", или "изысканная", "средняя" или "посредственная", и "низшая" или "вульгарная", культуры. Отличительным признаком "высшей" культуры служит серьезность избираемой основной темы и затрагиваемых проблем, глубокое проникновение в сущность явлений, согласованность восприятий, утонченность и богатство выраженных чувств..."Высшая" культура никак не связана с социальным статусом. А это значит, что степень совершенства в ней определяется не общественным положением создателей или потребителей объектов культуры, а лишь правдивостью и красотой самих этих объектов. Категория "средней" культуры включает в себя произведения, к которым, независимо от усилий их создателей, неприменимы критерии оценок произведений "высшей" культуры. "Посредственная" культура менее оригинальна, чем "высшая", она в большей мере репродуктивна и, хотя оперирует теми же жанрами, что и "высшая" культура, проявляет себя также и в некоторых новых жанрах, еще не проникших в сферу "высшей" культуры... На третьем уровне стоит "низшая" культура, произведения которой элементарны. Некоторые из них имеют жанровые формы "средней" и даже "высшей" культуры (изобразительное искусство, музыка, стихи, романы, рассказы), но сюда входят также игры и зрелища (бокс, скачки), обладающие непосредственной выразительностью и минимальным внутренним содержанием. На этом уровне культуры глубина проникновения почти всегда ничтожна, утонченность отсутствует, а общая вульгарность ощущения и восприятия - характерная ее особенность... Массовое общество поглощает значительно большее количество культуры, чем любая другая эпоха... Наибольший размах приобрело распространение "посредственной" и "низшей" культур, а пропорциональный запас "высшей" культуры резко сократился. Самые очевидные из причин подобного явления - большая доступность, уменьшение затрат труда, увеличение времени досуга и материального достатка большинства людей, распрстранение грамотности, откровенный гедонизм. При этом низшие и средние классы выиграли больше, чем элита... Потребление "высшей" культуры также возросло, хотя и в меньшей степени. Что касается упомянутой выше "лакировки" действительности и формирования потребительских идеалов, то в связи с этим можно отметить некий парадокс. Массовая культура, в некотором смысле, "всеядна", что обусловлено ее коммерческим характером. Если в обществе есть "спрос" на критику существующего порядка, то тут же появятся произведения, отвечающие этой потребности. На современном массовом рынке интеллектуальной литературы можно найти огромное количество книг "критического" направления - как научных и публицистических, так и художественных. Массовая культура не воспитывает - она предлагает разнообразный товар. Дело потребителя выбрать: дамский роман, "1984" Дж. Оруэлла или знаменитое критическое исследование современного массового общества философа и социолога Герберта Маркузе "Одномерный человек". (Правда, труд Г. Маркузе следует отнести всё же к элитарной или "высшей" культуре, поскольку его понимание требует определенной подготовки).

Даже такая несомненная черта массовой культуры, как коммерциализация, имеет некоторые позитивные последствия. Безличные коммерческие, рыночные отношения и изменившиеся потребности людей, готовых платить за удовлетворение желаний, предоставляют творческому человеку много возможностей для созидательной деятельности (другое дело, как эти возможности используются). В обществах прошлого творческой деятельности как отдельной сферы социальной практики, фактически, не существовало. В архаичных обществах искусство было вплетено в повседневную деятельность. В традиционных цивилизациях древности и средневековья люди, занятые творческой деятельностью, как правило, представляли собой меньшинство и работали, в основном, для удовлетворения художественных потребностей аристократии, будучи полностью зависимыми от неё в материальном отношении. В лучшем случае, творческая деятельность была одной из форм проведения досуга. Но в данном случае художник должен был иметь средства к существованию, позволявшие ему свободно "творить". Многие из тех, кого мы назвали бы сегодня художниками, считались ремесленниками и особым почетом не пользовались. Лишь с эпохи Возрождения в европейской культуре начинается эмансипация творческой деятельности. Такого количества людей "творческих профессий", как в современных обществах, не было никогда и нигде, поскольку общество не испытывало в них потребности.

Итак, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора "потребляемого продукта". К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее.

В чём заключается сила искусства? На этот вопрос дает нам ответ Михаил Михайлович Пришвин в приведённом отрывке. Он описывает свой взгляд на каждое яблоко на яблоне. Он олицетворяет их, и поэтому они могут смеяться. Такая близость с природой, способность прочувствовать ее и придает произведениям Пришвина красоту, раскрывает его талант. И так происходит не только с природой. Михаил Михайлович пишет, что Искусство помогает понять близость с чужим человеком на далеких расстояниях: "без помощи книги картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать. "Позиция автора раскрывается в предложении:" Искусство -это сила восстановления утраченного родства". То есть Искусство помогает найти такого человека, которому близки наши переживания, который сможет нас понять. И этим самым он становится нам родным, близким человеком.

Действительно, люди охотнее читают книги, персонажи которых им понятны, интересны, и похожи на них.

Данное утверждение я сформулировал, исходя из жизненного опыта. Я не очень люблю читать. Многие книги долго не задерживаются у меня в памяти.

Правильно утверждал Владимир Солоухин:"если наука есть память ума, то искусство есть память чувств." Книги, которые больше всего мне запоминаются, основаны именно на чувствах. Так, на одном дыхании, я я прочел произведение Николая Брешко-Брешковского "Дикая дивизия". Герои романа были близки Мне не только по своей родовой принадлежности, но и по характеру. Я с уверенностью могу сказать, что в некоторых случаях поступил бы также. Я-человек, который по своей натуре стремится к справедливости.

Мне было очень обидно, что капитан Сальватичи, он же Пан Румель, успел скрыться от контрразведки и остался без наказания. Преступник всегда должен быть наказан!

Вторым аргументом, подтверждающим, что искусство основано на чувствах и в этом заключается его сила, может служить произведением Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка".

Отец Петра Гринёва, отправляя сына на службу, говорит ему следующие слова:"Береги платье снову, а честь смолоду." И Петруша до конца жизни придерживается данного наставление. Он не идет на уступки Пугачёву, не предает Родину, потому что присягал императрице Екатерине 2, и до конца он остается ей верен. Он держит свое слово, как настоящий мужчина. И все его поступки говорят о его добросовестности и отзывчивости. Его настойчивость близка мне, поэтому мне произведение понравилось, и я с удовольствием бы перечитал его еще раз.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что сила искусства заключается в единение душ с персонажами книг, или с другими людьми, если дело касается живописи, музыки. Так, моими братьями по духу стали Тугарин и Пётр Гринёв.