Что такое малая родина для человека. Малая родина. Но что это такое

План

1.Деревня - моя малая Родина

2.Мой поселок и времена года

Малая Родина - самое лучшее место на земле! Моя Родина - это Россия. Но вот место, где я родилась и живу до сих пор (моя малая Родина), - это мой родной поселок. Пусть он совсем небольшой, но я люблю его. Здесь живут мои родители и сестры, а также мои бабушка и дедушка. Когда я прихожу в гости, любимая бабуля всегда встречает меня пирогами, вкус и запах которых запомню на всю жизнь. А я приношу моей бабушке и дедушке, с которым мы часто ходим на рыбалку, открытки, которые я делаю на уроках труда в школе.

Мой родной поселок мне нравится в любое время года. Летом, когда у меня наступают каникулы, мы ходим в ближайший лес. Там очень зелено и много грибов и ягод. Обычно мы набираем полное лукошко, а мама или бабушка готовят из них вкусные блюда. Осенью и зимой по вечерам мы сидим и пьем чай, а за окошком бушует непогода. Но нам совсем не холодно, ведь когда вся семья вместе - так и душа на месте. Ну, а весной моя родная деревня преображается - распускаются первые цветочки, трава становится изумрудной, красиво поют птички, и настроение очень хорошее. Я очень люблю свою малую Родину. Когда я подрасту, мне придется уехать в город, потому что я хочу поступить в институт, которого у нас в поселке нет. Но я буду очень часто приезжать в деревню и навещать моих родных. А когда окончу университет, обязательно вернусь в родные края, потому что моя малая Родина - самое лучшее место на земле!

Сочинение Моя малая Родина 7 класс

План:

1.Воспоминания о малой Родине.

2. Мой поселок сегодня.

3. Моя малая Родина - моя гордость!

Я живу и учусь в школе в столице России, в городе Москва. Здесь очень шумно и весело, всегда много развлечений, но каждый вечер, перед сном, я вспоминаю мою малую Родину - мою родную деревню. Ее небольшие домики, красивое озеро, огромный лес. Совсем недавно у меня были каникулы, и мне удалось побывать в поселке, где прошло мое детство.

Что меня особенно радует: в отличие от других деревень, моя малая Родина не вымирает, а, наоборот, преображается. И все благодаря тому, что здесь живут трудолюбивые и любящие свой родной край люди. Именно они и составляют богатство посёлка. Я им очень благодарна за то, что они не только сохранили, но и приумножили красоту деревни; за то, что у меня есть возможность вновь вернуться в стены родной школы и вспомнить, как детьми мы здесь грызли гранит науки, гоняли по коридорам, влюблялись и торопились взрослеть. И каждый мой визит на малую Родину - это возможность хотя бы ненадолго вернуться в страну под названием «Детство». Вот я снова бегу босиком по росистой траве, чтобы встретить июньский рассвет, а вот мои салазки на полных парах несутся по заснеженному склону, а бабушка все переживает, как бы я не простудилась!

Да, хорошее тогда было время, сказочное. Такое, к сожалению, больше не повторится. Пройдут года, но я буду вновь и вновь возвращаться в посёлок моего детства. Он для меня дороже любого крупного и благоустроенного города. Ведь малая Родина для меня - это не просто словосочетание, а край, с которым связаны мои самые лучшие воспоминания, самые приятные встречи и дни. Я всем сердцем желаю, чтобы моя родная деревня с каждым годом становилась все красивее и богаче. Я горжусь своей малой Родиной!

Сочинение Моя малая Родина 11класс

План:

1.«С чего начинается Родина?».

2.Деревня - моя малая Родина:

А) описание атмосферы, которой «дышит» родной посёлок;

б) природа родного посёлка;

3. Малая Родина - это навсегда!

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе».

Наверное, нет такого человека, который бы не знал эти строки из песни. Но вот ответ на вопрос, с чего же начинается Родина, у каждого свой. Кто-то предпочитает считать своею родною стороной то место, где он проживает в данный момент. А вот кто-то, как я, например, никогда не забудет землю, на которой он родился и вырос, место, о котором говорят «моя малая Родина». Для меня это мой родной посёлок.

Деревня моего детства - это совершенно небольшое, но уютное и живописное поселение. Пусть здесь нет крупных предприятий, заводов и фабрик, зато здесь очень живописная природа. Здесь особый воздух, которым дышится легко и свободно. А может, это потому что это моя малая Родина?! И я просто не способна объективно описать атмосферу, которой дышит этот посёлок?! Но вот что точно можно сказать: это тот небольшой клочок земли, где человек может отдохнуть от суеты и шума большого города, пообщаться с природой, излечить тело и душу. Мой родной посёлок очень красив во все времена года. Зимой он укрыт пушистым серебристым снегом и напоминает сказочную долину. Весной и летом деревня вся в цвету и зелени, ну, а осенью одевается в золотое убранство.

Сейчас, к сожалению, мне все реже удается посетить мою малую Родину, я живу и учусь в школе большого города, где одолевают дела, заботы, где порой чувствую себя очень одиноко. Но все же при любой возможности я стараюсь приехать в родной посёлок. Малая Родина - это навсегда!

Классный час «Моя малая родина…»

Цели:

  1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного посёлка.
  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических, культурных, природных памятников родной земли.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
  5. Содействовать моральному развитию детей.

Форма проведения:

Час общения.

Оформление:

Фотографии природы родного края, посёлка, участников ВОВ, книги о Тулунском районе «Край серебристых озер и золотых поле», « Без села России не бывать» ,воздушные шары цвета российского флага

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России наш посёлок – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой родиной, где мы живем”.

  1. Вступление.

Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине.
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

  1. Проводится конкурс «Родня» .
    Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
    (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
    РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
    РОДИЧ – родственник, член рода.
    РОДНЯ – родственники.
    РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
    РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
    НАРОД – нация, жители страны.
    Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом - с этого начинается малая родина.
    Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родственники, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
    Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
  2. Игра составь пословицу
    Родина – мать, Родине служить.
    Жить- , умей за неё постоять.
    Человек без Родины, там и пригодится.
    Где кто родится, что соловей без песни.
    - Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
    - Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?

Известные люди Утая. Главное наше богатство – люди.

Леспромхоз

ФАП

Почта

Школа

Ж/д

  1. Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.


- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Сегодня Утай входит в Котикское поселение из населенных пункта: Утай, Красная Дубрава, Котик, Заусаево, численность населения Утая более 400 человек. На территории кроме администрации, работают Котикская средняя школа, Утайская основная общеобразовательная школа, детский сад в Котике, терапевтическое отделение с.Котик, фельдшерские пункты, культурно-досуговый центр Котик, Утай, почтовое отделение Котик, Утай. А глава нашего поселения кто? (Фишер Татьяна Александровна)

II. Родная улица моя.

Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц, на которых они живут.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Перед вами фотографии. Представьте, что вам предложили организовать выставку фотографий, рассказывающих о малой родине. Какие фотографии вы выберете? Почему? Обоснуйте свой выбор. (Проблемы охраны природы и красота природы, исчезновение в посёлке производства и вместе с тем рабочих мест)

Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

- “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Учащийся: Говорят, все пути ведут к дому,

Говорят, он начало начал.

Человек, как никто, По-любому

Тосковал по нему и скучал.

Человек здесь на свет появился.

И отсюда пойдет он вперед,

Только где бы он не поселился,

Дом родной его вновь позовёт.

И порой невозможно вернуться

Нам туда, где пол жизни прошло.

Дом далёк, и года всё несутся,

Но лишь там нам светло и тепло.


Малая родина Л.Н. Петуховой

Своё название село получило от местности.

Центром Утмановской волости был городок Сосновец, стоявший невдалеке от впадения реки Ёнталы в реку Юг. Округа места впадения носила название « Утманово », образованное от "утока", "уток" в значении устье, «мань» - малый, маленький.

Впервые Утманово упоминается в договорных грамотах Василия III в 1511 году.

Что такое "Малая Родина"? Что значит для вас это выражение?

Прежде чем приступить к анализу лирики, посвященной малой родине, мы решили узнать какой смысл вкладывают в это понятие наши современники. Взрослые и совсем юные. С этой целью мы разместили на форуме в Интернете следующие вопросы:

1. Что такое "Малая Родина"?

2. Что значит для вас это выражение?

Люди с желанием и интересом откликнулись на эту тему. Ниже мы приводим наиболее часто встречающиеся ответы и размышления:

· Город, где родился. Место, где твой дом.

· Для меня "Малая Родина"-это село где прошло моё детство и юность.

· Это место, по которому ты больше всего скучаешь, находясь за рубежом, и не важно там ли ты родился, для меня это место, где я училась в школе и прошло детство

· Там, где прошло детство.

Малая родина в стихах Любови Николаевны Петуховой

Читая сборник стихов моей бабушки, я удивлялся тому, что в большинстве ее стихов, написанных на разные темы, так или иначе затрагивается тема родины.

«Истинный, не показной патриотизм, боль и тревога за свою малую родину и судьбы земляков - отличительная черта творчества Л.Н. Петуховой», - пишет в своем отзыве на книгу Надежда Мохина, член Союза писателей России, руководитель литературного объединения «Родник».

«Плачет деревня» - так называется глава в поэтическом сборнике Л.Н. Петуховой, которая объединяет стихи, посвященные малой родине.

Обратимся к стихотворению, давшему название этой главе.

Плачет деревня прогнившими крышами,

Плачет проемами окон пустых.

Детского смеха и песен не слышала,

Слишком давно нету ликов святых.

В сутних углах темнота и тенета,

Русские печи давно холодны.

Та, где на входе стояли ворота, Мохом покрытые бревна видны.

В центре деревни журавль у колодца,

Словно взлететь собирается ввысь.

Что же вы, люди? Хоть кто-то вернется?

Может, еще здесь появится жизнь?

Но… тишина, даже ветер-гуляка

Больше не пляшет здесь и не поет,

Родина малая! Грустно… Однако,

Кто нам поверит, простит и поймет?!

Плачет деревня. Название стихотворения построено на олицетворении. Этот художественный прием лежит в основании самого поэтического текста. Деревня - живое существо. Поэтому все в ней живое: и «журавль у колодца/ Словно взлететь собирается ввысь», и «ветер - гуляка», и холодные русские печи, и ворота, и даже темнота и тенета в сутних углах кажутся живыми. Но так грустно на сердце, что из груди вырывается крик: «Родина малая! Грустно…». Почему «плачет деревня»? Откуда эта щемящая неизбывная грусть?

Давно нет детского смеха, а значит нет счастливого будущего у деревни Детского смеха и песен не слышала

Русскую деревню как будто «покинула душа», потому что «слишком давно нету ликов святых», а «в судных углах темнота и тенета».

Русская печь - это символ благополучного дома, символ крепкой семьи, и если печь холодная, т.е. в доме не топлено, значит там - беда, несчастье, горе. «Русские печи давно холодны», - сетует поэт, и сердце сжимается от боли и сожаления.

Даже веселый «ветер-гуляка больше не пляшет здесь и не поет». И только журавль, пусть и колодезный, как символ семейного счастья, стоящий рядом с живой водой, еще стоит в центре деревни, хоть и «взлететь собирается ввысь». Значит, есть надежда на то, что все еще живая деревня не умрет. «Может, еще здесь появится жизнь?» - хочет верить лирическая героиня. Она чувствует себя ответственной за то, что происходит в родной деревне. Ответственной перед будущими поколениями и перед родиной, за то, что не смогли ее сберечь, за то, что деревня «плачет». «Кто нам поверит, простит и поймет?!»

Душа поэта болит за свои родные места, за людей, которые прожили всю свою жизнь здесь и теперь остались совсем одни.

В деревне Страшково живет единственная, последняя старушка Худорожева Серафима Михайловна, которой уже 95 лет. О ней Любовь Николаевна Петухова написала стихотворение «Одиночество».

Приду в деревню, что из трех домов,

Ну, кто поймет, что сущее мученье

Глядеть на деревенских стариков.

В избушке с покосившеюся крышей

Одна старушка, с ней любимый кот.

Она подслеповата и не слышит,

Но, говорят, надеждами живет.

Она еще всё ждет сынов и внуков,

Авось приедут летом погостить.

Ее в узлах мозолистые руки,

Могли когда-то горы своротить.

И опять боль за деревню, за последних ее жителей и большое желание помочь хотя бы чем-нибудь. Но «старушке, вновь дежурящей у окна» очень хочется, как говорят, напоследок, увидеть ни кого-нибудь, а своих родных «сынов и внуков». И лирическая героиня с грустью понимает, что «я ее утешить не могу».

Настолько широко сердце поэта, что хочет обнять все, что дорого, все родное; согреть и, может быть даже, оживить своей любовью. И в этом высоком порыве душа-христианка ищет поддержки и помощи у Бога:

Болит душа? Так значит есть она!

Не плакать бы, а радоваться надо,

Отпляшут вьюги, зазвенит весна,

И майских гроз аукнет канонада.

Растает лед сомнений и тревог.

Опять крестьяне выйдут сеять в поле.

Храни нас всех, храни Россию, Бог,

Она заслуживает лучшей доли.

Любовь Николаевна хорошо знает родные места. Ее память хранит воспоминания о счастливых временах, когда деревни были полны жизни.

Поэт с восхищением и радостью передает нам подробности прошлого, которые сегодня стали уже историей:

Добротной деревней была Подгорбунье,

Какие здесь женщины были певуньи!

Почти на лугу, возле маленькой речки

Стояла часовня с тесовым крылечком.

Дома пятистенки, амбары да баньки,

Здесь мерялись силой на каждой гулянке.

В конце, за деревней, у кузницы старой

Сидели до зорьки влюбленные пары.

Картина передана настолько ярко, живо, красочно, что мы как будто своими глазами видим деревню Подгорбунье, слышим звонкое пение, ощущаем запах душистого ржаного хлеба:

И запах ржаного душистого хлеба

Витал над любою деревней с утра…

И снова моей бабушке, Любови Николаевне Петуховой, становится горько от того, что:

Но всё это было давно, не вчера…

Сегодня прогнулись дома и осели,

Разбиты все стекла, зимою метели

Здесь плачут и пляшут, как малые дети,

Увы, это нашей России приметы.

Стихи правдиво рисуют печальную картину действительности. Сегодня в деревне остается всё меньше и меньше людей. Большинство стараются уехать в город. Некоторые деревни совсем опустели, а есть и такие, от которых не осталось даже названий. Но ведь это наша родина, ее прошлое. Я знаю, что моя бабушка очень любит историю своей родины, ей тяжело видеть то, как уходят с лица земли и из памяти людей места, где когда-то счастливо жили, трудились и любили. Возможно, поэтому у нее родились такие строки:

Я былое хочу воскресить.

Нет ни Жукова, ни Подгорбунья,

У кого мне о них расспросить?

Хорошо б у деревни у каждой,

Или там, где стояла она,

Появились таблички однажды,

А на них деревень имена.

Чтоб стояли немым укором

За бездушие наше, грехи,

Ах, как хочется верить, что скоро

Запоют в деревнях петухи.

Следует отметить, что поэт снова и снова говорит о личной ответственности за то, что происходит с родиной сегодня. Как непросто жить с таким чувством!

Не только боль и грусть за родину наполняют стихи вятской поэтессы и педагога. Чувство гордости за родные места, желание рассказать о их красоте и величии - еще одна сторона ее лирики о малой родине. Именно так раскрывается родная сторона в стихотворении «Здесь России живет душа»

Пахнет мятою, хлебом и медом

Воздух наших полей и лугов.

Не остудит ни время, ни годы

К Подосиновцу нашу любовь.

Мой поселок, моя столица,

Ты начало всему начал.

Я хочу тебе вновь поклониться,

Ты надежды моей причал.

Жемчуга в январе и злато

Дарит щедро тебе заря,

Здесь Осиновец был когда-то,

В Юг бросали купцы якоря.

Деревень и поселков братство -

Изначально сложилось тут,

Только главное наше богатство

Это люди, что здесь живут.

Вдоль лесов и лугов изумрудных

Протекает река не спеша,

И красиво, и честно, и трудно

Здесь России живет душа.

Я думаю, что именно в глубине нашей огромной Страны, среди лесов и бескрайних полей, там, где спрятались маленькие деревушки и древние села, как сказала в своем стихотворении моя бабушка, Петухова Любовь Николаевна, и находится душа России. Именно поэтому мы должны любить и беречь свою малую Родину.

Родина – это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая Родина.

У одних – это большой город, у других – маленькая деревня, но все люди любят ее одинаково. Мы растем, взрослеем, но вот малую Родину мы никогда не забудем. Каждый человек должен любить свою малую Родину, знать ее историю, замечательных людей, которые здесь родились и выросли.

Для меня моей малой Родиной является небольшой поселок – Никитинский, где я живу вот уже 3 года, где проходит мое детство.

Наш поселок – это небольшой, уютный уголок, где есть немало прекрасного. Здесь созданы все условия для спокойной и беззаботной жизни, вдали от суеты и проблем города. Здесь люди могут отдохнуть и хорошо провести время.

А начиналось все так: огромное поле овса, березовые перелески, мягкое осеннее солнце, щедро заливающее своими лучами все вокруг, пение птиц – это все, что увидели и услышали первые жители и строители поселка.

Поселок Никитинский был основан в 1961 году, назван в честь инженера Никитина, который составил план строительства.

Началось строительство как деревянных домов, так и кирпичных зданий для различных учреждений: школы, детского сада, поликлиники, клуба, библиотеки.

Красива и разнообразна местная природа.

Поселок окружен небольшими березовыми рощами и лесами.

В полях зреет рожь и пшеница, а в лесах растут ягоды, грибы и разнообразные лекарственные растения.

Имеются два искусственных водоема, которые именуются местными жителями как пруды Никитинский и Тамбовский.

Наш поселок очень красив во все времена года.

Зимой он похож на сказочную страну. Весной особенно красив, когда начинают цвести: вишня, черемуха, яблоня и сирень. Летом поселок весь в зелени, а осенью все кругом в золотом уборе.

Местные жители любят свой поселок и стараются сделать его уютнее и красивее: садят деревья и цветы, строят детские площадки, принимают участие в субботниках, берегут и охраняют природу. На улицах всегда чисто убрано. Развитие поселка не стоит на месте, он постоянно преображается.

Люди здесь очень добрые, приветливые и отзывчивые, что является самым главным богатством поселка. Именно их трудом держится жизнь моей малой Родины.

Так же весело и задорно проходят праздники. Все жители поселка: и взрослые, и дети принимают участие в спортивных соревнованиях, веселых состязаниях, в викторинах. Везде слышны песни местных творческих коллективов.

В 2011 году поселку исполнилось 50 лет. Все жители дружно отмечали день рождение.

И пускай в моем поселке нет памятников архитектуры, нет красивых кирпичных зданий, но он мне дорог тем, что он стал моей малой Родиной.

Я люблю этот поселок за то, что он не похож ни на любой другой город.

Я хочу, чтобы он был самым чистым, цветущим, приветливым и уютным. Но для этого все мы должны любить и беречь не только себя, но и все, что нас окружает. И мы, подрастающее поколение, постараемся сделать все, чтобы наш поселок процветал и становился все лучше и лучше.

Когда я вырасту, я уеду из отсюда, но самые лучшие моменты моей жизни, связанные с поселком, навсегда останутся в моей памяти.

Я желаю своему поселку процветания и благополучия.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его – тема Родины....
  2. Картина художника Владимира Петровича Фельдмана «Родина» написана в пятидесятых годах прошлого века. Тогда еще были совсем свежими воспоминания о кровавой...

Что есть «малая родина»? Существует множество подходов к осмыслению феномена «малой родины». Данный феномен рассматривается в качестве литературной метафоры, топографической категории, осуществляют его феноменологический и структурный анализ с позиции различных научных дисциплин. Но это ещё и психологический феномен. Бесспорно, слово «родина» является однокоренным слову «рождение». Поэтому часто родина понимается именно, как место рождения. Родина может иметь довольно большой масштаб страны, государства. Тогда это понятие претендует на некую объективность, всеобщность для определённой группы лиц. Под «малой родиной» можно понимать определённый относительно небольшой регион, населённый пункт, местность, которые выделены субъективно и индивидуальны для каждого носителя данного феномена. Для каждого человека место его рождения имеет определённое субъективное значение. Часто именно место рождения метафорически называют «малой родиной». «Малой родиной» для человека также может являться место, с которым связаны детские воспоминания. Случается и такое, что феномен «малой родины» находит свою локализацию в тех местностях, в которых человек пробыл недолгое время или не был вообще, но знает о них, мечтает там побывать. Эти местности могут быть связаны с героическим прошлым его предков. Особенно это характерно для представителей знатных родов, творческой элиты, которые чтят свои семейные традиции и традиции своего народа. Случается так, что человек, являясь носителем культуры меньшинства в обществе, отождествляет себя с носителями той культуры, которая для него ценностно значима. «Малой родиной» он будет считать ту территорию, на которой данная культура является доминантной. Феномен «малой родины» нашёл своё отображение в литературном, художественном и других видах творчества. А также сюжет матери-земли, дающей силу, очень распространён в мифологиях различных народов мира .

К «малой родине» человек испытывает положительные, тёплые чувства. Она имеет для него определённое, можно даже сказать, сакральное значение (завещание быть похороненным в «земле отцов» - один из рудиментов подобной сакрализации), часто поэтизируется и идеализируется, представляет определённую ценность .
Существуют разные подходы к определению «малой родины» с различных научных позиций. Нам более эмпанирует позиция Крылова М. П., так как она более психологична. В своей статье «Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности», опубликованной в журнале «Мир психологии 2005 №3», он приводит следующее понимание «малой родины»: «малая родина» - это восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственой логикой, и представляющей совокупность пространственныхидентичностей в пределах региона, включая идентичности населённых пунктов и местные проявления идентичности .

Поэтому изучать феномен «малой родины» через категорию идентичности представляется нам наиболее адекватным. Так как данный феномен имеет своё топографическое измерение, с которым человек связан исторически и мифически, сопричастность к какой-то территории с её социокультурными традициями выражается посредством идентичности .

Идентичность - это психическое образование, которое является следствием процесса идентификации. В широком смысле слова, идентификация (от лат. - отождествление) - это эмоционально-когнитивный процесс неосознанного отождествления субъектом себя с другим субъектом, с группой, образцом.

Существует несколько подходов к осмыслению идентичности. Теоретической базой данного исследования является когнитивный подход, предложенный Г. Тэджфелом и Дж. Тэрнером с их пониманием социальной идентичности .

На основании вышеизложенной теоретической базы, попытаемся дать определение феномена «малой родины»:
Феномен «Малой родины» - это идентификация с ценностно значимым регионом, отыгрывающим значительную роль в формировании личности, данная идентификация осуществляется посредствам включение себя в группу носителей социокультурных традиций данного региона.

В данном исследовании феномен «малой родины» соотносится с категорией локальной идентичности. А именно, является её разновидностью. Локальная идентичность может выступать в качестве частной категории по отношению к понятию региональная идентичность.

Локальная идентичность, разновидностью которой является феномен «малой родины» детерминирует поведение не только на уровне когнитивной регуляции, но и на эмоциональном, часто неосознанном уровне. «Малая родина» также является и ценностным феноменом. Пространство «малой родины» насыщено не просто объективным предметным миром, но и явлениями, с которыми, посредством своих переживаний, соотносится человеческое Я.
Личность формируется в определённой социокультурной среде. Именно та среда и тот регион, которые оказали наибольшее влияние на становление личности человека, обозначаются понятием «малая родина». При этом сам человек ощущает на себе это влияние. Человек включен в группу жителей региона. Он начинает выделять черты, отличающие данную группу от всех остальных и уже способен проводить сравнение с другими группами. Если своя группа обладает большим количеством положительных характеристик по сравнению с другими, то формируется положительная идентичность, если меньшим, то отрицательная.

Феномен «малой родины» может проявляться в том, что человек осознаёт себя в первую очередь жителем небольшой местности, а уже потом жителем страны или представителем нации. Иногда человек стремится сохранить локальную культуру того региона, который он считает своей малой родиной. И считает себя носителем этой культуры.
Изучение феномена «малой родины» даёт возможность понять, что чувствует человек, на долгое время оказавшийся вдали от дома. Помогает изучить процесс адаптации к новым социальным и культурным условиям.
Образ «малой родины» формируется через призму человеческого Я, которое было сформировано под влиянием определённого региона с его социокультурными традициями. Образ «малой родины» формируется на основании отражения отдельных значимых черт субъективно выделенного региона. Образ «малой родины» аккумулирует в себе жизненный мир личности. А само понятие приобретает феноменологический характер
.

Почему феномен «малой родины» становится актуален? В современном обществе наблюдается кризис идентичности. Полярность «глобализация -регионализация» может привести к актуализации феномена «малой родины», то есть на первый план выходит локальная идентичность, а не национальная или этническая. Люди стремятся выработать свои уникальные, свойственные относительно небольшой группе черты, а с другой стороны всё более стремятся к универсальности, глобальности. С одной стороны, глобализация представляет собой усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного шара единого человечества. С другой стороны, размываются культурные и этнические границы. Что ведёт к утрате самобытности, разрушению национальной идентичности. Наиболее чётко эти тенденции можно проследить на территории пограничья, где длительное время сосуществуют несколько этнокультурных групп. Здесь формируется особый тип человека, принадлежащего к нескольким культурам. На первое место начинает выходить региональная, а не этнонациональная принадлежность. Одна из причин - полиэтничность пограничного региона.

Гродненская область является пограничным регионом, входящим в состав белорусско-польско-литовского пограничья. В условиях взаимопроникновения культур обретает значимость феномен «малой родины».
В данном исследовании была осуществлена попытка эмпирического изучения содержания и эмоционального тона образа «малой родины» учеников областных и городских классов лицея № 1 г. Гродно младшего юношеского возраста (15-17 лет). Выбор данной возрастной группы не случаен, именно в данном возрасте формируется ценностно-смысловая сфера личности.

Был использован метод свободных интерпретаций. Испытуемым предлагалось продолжить высказывание: «малая родина» для меня - это...».
Большинство учеников областных классов определили «малую родину», как «место, где я родился (родилась)». Большинство учеников городских классов определили «малую родину», как «город Гродно». На втором месте оказалось определение «малой родины», как «дома» среди областных классов, и как «семьи» среди городских. Появление категории «дом» у учеников областных классов весьма интересно. Следует отметить, что они постоянно проживают в Гродненской области, в Гродно они приехали на время обучения. Возможно, в таких условиях для них особую значимость обретает дом.
Для определения эмоционального тона образа «малой родины» был использован метод семантического дифференциала.
В областных классах большинство испытуемых характеризовали образ «малой родины», как возвышенная, нежная, хорошая, открытая, светлая, таинственная, успокаивающая в городских классах большинство испытуемых посчитали критерии «низменная-возвышенная», «грубая-нежная», «хорошая-плохая», «открытая-закрытая», «тёмная-светлая», «таинственная-обычная», «тревожащая-успокаивающая» несоответствующим для характеристики образа «малой родины». Это означает, что ученики областных классов используют более широкий репертуар прилагательных для характеристики образа «малой родины». Следовательно, данный образ богаче, многограннее.

Для большинства испытуемых из областных классов «малая родина» в большей степени тёплая, живая, весёлая, важная, красивая, оптимистичная, привлекательная, безопасная. Что говорит о большей динамичности и эйде-тичности данного образа.

В равной и почти равной степени «малая родина» была оценена положительными прилагательными в областных и городских классах: светлая, близкая, яркая, приятная, оптимистичная, сильная, спокойная, вдохновляющая, прекрасная, захватывающая, естественная.

Анализируя полученные данные, можно заметить, что образ «малой родины» имеет положительный эмоциональный тон у городских и областных учеников. А вот представления о «малой родине» богаче и образнее у учеников из областных классов. Возможно, что здесь существенную роль отыграло влияние городской или областной социокультурной среды в процессе формирования личности. Но это предположение требует эмпирических доказательств.

Литература

  1. Беспамятных, Н. Н. Мифология: введение в теорию мифа Н. Н. Беспамятных. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 240 с.
    Крылов, М. П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности / М. П. Крылов Мир психологии. -2005. - № 3- С. 187-198.
  2. Бяспамятных, М. М. «Малая айчыны»: пам ж. лтаратурнай метафарай i навуковай катэгорыей. «З краю Навагрудскага» (малая айчына у жыцщ i творчасщ Адама Мiцкевiча) М. М. Бяспамятных Зб. навук. прац пад рэд. праф. С. П. Муаеню. - Гродна. - ГрДУ, 2006. - 402 с.
  3. Беспамятных, Н. Н. Феномен этнокультурного пограничья: опыт системного анализа Регионалистика: сб. науч. тр. под ред. д-ра полит. наук, проф. В. Н. Ватыля. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 251 с.
  4. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 1999. -
    475 с.