Что случилось с выжившими пассажирами после того, как титаник пошёл ко дну: фото. Пассажиры "Титаника", выжившие после крушения (28 фото)

Из более 2 тысяч пассажиров и экипажа на борту «Титаника» около 1500 человек погибли в холодных водах Северной Атлантики. Спаслись только 700 человек. И это 12 самых заметных историй о выживших.

Заподозрив жену в измене, Мишель Навратил забрал двоих сыновей (Мишеля-младшего и Эдмона) и отплыл в Америку. Покупая билет второго класса на «Титаник», он сел на корабль под именем Луи Хоффман. В ту трагическую ночь Мишель смог посадить мальчиков в спасательную шлюпку, а сам погиб. После катастрофы братья Навратил остались в Нью-Йорке, пока их мать не опознала сыновей на газетных фотографиях месяц спустя.

Маргарет Браун заслужила это прозвище, фактически захватив одну из спасательных шлюпок корабля и угрожая выбросить за борт рулевого, если он не вернется, чтобы искать спасшихся. Так Молли стала известной, и она даже дожила до того момента, когда в её честь поставили бродвейский мюзикл и сняли фильм.

Элиза Глэдис Дин стала самым молодым пассажиром на «Титанике», ей тогда было только два месяца. Она пережила всех выживших на «Титанике», дожив до 97 лет и скончалась в 2009. Элиза, её брат и мать спаслись, а после вернулись в Великобританию на борту судна «Адриатика». После смерти Элизы её прах развеяли над доками Саутгемптона – там откуда отплыл «Титаник».

У «Титаника» было два судна-близнеца, один из которых также затонул, а второй, хоть и побывал в двух авариях, все же сумел остаться на плаву. Вайолет Джессоп «повезло» находиться на всех трех судах во время катастроф, но она выжила во всех из них. Джессоп вышла на пенсию в 1950 году, получив прозвище «Мисс непотопляемая», и дожила до 83 лет.

Фредерик Флит был одним из первых двух человек, который заметил айсберг, а затем закричал «Айсберг! Прямо перед нами!» После столкновения Флит укомплектовал одну из спасательных шлюпок и спас часть людей. Позднее он всегда настаивал на том, что мог бы предотвратить столкновение, если бы у него был в тот момент бинокль. В старости он страдал от депрессии и в конечном итоге покончил жизнь самоубийством.

Единственный японец на борту «Титаника» Масабуми Хосоно впоследствии получил массу критики от своих соотечественников за то, что он спасся на шлюпке, а не погиб. В результате Хосоно потерял работу, в прессе о нем отзывались презрительно, и он остался источником позора для своей семьи даже после его смерти в 1997 году.

Помощник капитана Лайтоллер внимательно следил за соблюдением правила посадки в шлюпки, пропуская только женщин и детей. Когда спасательных шлюпок не осталось, Лайтоллер смог выжить, уцепившись за перевернутую складную шлюпку и проведя так всю ночь.

Один из радистов Гарольд Брайд отправил сигнал SOS, что позволило судну «Карпатия» прийти на помощь выжившим. Когда «Титаник» пошел ко дну, Брайд оказался под перевернутой складной шлюпкой, но сумел ухватиться за неё и позднее был поднят на борт «Карпатии».

Преподаватель колледжа Лоренс Бизли был пассажиром с билетом второго класса. Во время столкновения Бизли находился в своей каюте, но смог выбраться наружу и сесть в спасательную шлюпку № 13. Всего через 2,5 месяца после катастрофы он опубликовал книгу воспоминаний, которую спустя 40 лет экранизировали.

Несмотря на свое аристократическое воспитание, Люсиль Картер не боялась работы и сама села за весла одной из спасательных шлюпок. «Когда я села в шлюпку со своими детьми, в ней не было моряков, – вспоминала она позднее. – Мне не оставалось ничего другого, как грести самой».

Графиня и меценат Ноэль Лесли взяла на себя ответственность за одну из спасательных шлюпок «Титаника», а точнее она сама встала за штурвал шлюпки № 8 и умело увела её от тонувшего судна. Вернувшись на берег, графиня всячески избегала публичности, но она все равно стала одной из великих героинь той катастрофы.

Неукоснительно соблюдая правило «женщины и дети», Арчибальд Грейси IV оставался на судне, пока не были заполнены все спасательные шлюпки, а затем отплыл от «Титаника» на разборной шлюпке, которая впоследствии перевернулась, и Грейси провел в ледяной воде всю ночь. Через полтора года он стал первым взрослым, выжившим на «Титанике», который умер после спасения по причине последствий гипотермии и травм.

Одним из самых трагических и одновременно XX века остается крушение крупнейшего пассажирского лайнера своего времени - «Титаника». До сих пор ходят многочисленные споры о деталях его гибели: сколько на «Титанике», сколько из них выжило, а сколько погибло, чья была вина в произошедшей катастрофе. Давайте попробуем хотя бы отчасти разобраться в этих нюансах.

История строительства

Для того чтобы выяснить, сколько людей было на «Титанике», нужно сначала определить количество пассажиров и членов экипажа, которое он потенциально мог вместить. Для этой цели окунемся в историю строительства
Сама идея создания гигантского пассажирского корабля возникла в связи с острой конкурентной борьбой между компаниями «Уайт Стар Лайн» и «Кунард Лайн». Последняя корпорация к тому времени уже смогла создать несколько больших межконтинентальных лайнеров, крупнейших для своего времени. Естественно, что компания «Уайт Стар Лайн» не желала отставать. Так и появилась на свет идея создания «Титаника», который должен был побить рекорды по размерам и вместимости.

Строительство началось весной 1909 года на судоверфи в городе Белфаст в Ирландии. В сооружении этого гиганта принимали участии более чем полторы тысячи рабочих. Строили стандартными для того времени способами, при которых на горизонтальный киль корабля насаживался вертикальный.

В конце весны 1911 года «Титаник» наконец был спущен на воду. Но это ещё не означало, что постройка завершена. Далее производилась установка оборудования в машинном отделении и отделочные работы.

В феврале 1912 корабль был уже полностью готов, а в апреле введен в эксплуатацию.

Технические характеристики «Титаника»

«Титаник» на момент своего создания был крупнейшим кораблем, когда-либо до этого существовавшим. Длина его составляла 259,8 м, высота - 18,4 м, ширина - более 28 м, осадка - 10,54 м, водоизмещение - 52 310 т, вес - 46 330 т. При этом он обладал мощностью 55 000 лошадиных сил и развивал скорость 24 узла, что удалось добиться благодаря трем винтам, двум четырехцилиндровым двигателям и паровой турбине. Такие габариты и наличие пятнадцати перегородок создавали иллюзию непотопляемости.

Теперь давайте выясним, сколько человек на борту «Титаника» могли располагаться одновременно. Согласно техническим характеристикам, корабль мог вместить 2556 пассажиров и 908 членов экипажа. Всего - 3464 человек. При этом на «Титанике» располагалось только 20 спасательных шлюпок, которые могли вместить всего 1178 пассажиров. То есть даже изначально предполагалось, что в случае крупномасштабной катастрофы спастись будут иметь возможность менее половины человек из тех, кто потенциально мог находиться на лайнере. Но, скорее всего, никто даже не думал, что подобное бедствие может случиться на «непотопляемом» корабле.

Но, конечно, потенциальная вместимость корабля ещё не дает точного ответа на вопрос, сколько было людей на «Титанике» на момент катастрофы. Об этом мы поговорим ниже.

Отплытие

Свой первый и, как оказалось в дальнейшем, последний рейс «Титаник» совершил по направлению Саутгемптон (Британия) - Нью-Йорк (США) через Атлантический океан. Отплытие было запланировано на 10 апреля 1912 года.

Капитаном был назначен Смит - один из самых опытных моряков того времени. За плечами у него был двадцатипятилетний стаж командования.

После погрузки пассажиров в назначенный день в 12:00 «Титаник» отправился в свой последний путь.

Численность пассажиров и экипажа

Теперь давайте все-таки узнаем, сколько людей было на «Титанике», когда он отправился в свое роковое плавание.

Согласно официальной хронике, численность экипажа лайнера при его выходе из Саутгемптона составляла 891 человек. Из них 390 человек корабельной команды, восемь из которых являлись офицерами, остальные - обслуживающий персонал.

С подсчетом пассажиров дело обстоит сложнее, так как их численность постоянно изменялась. Это было связано с тем, что часть пассажиров сходила, а часть, наоборот, поднималась на борт корабля на промежуточных остановках в Шербуре и Квинстауне.

Из Саутгемптона отправились 943 пассажира, из которых 195 человек путешествовало первым классом. Но к моменту выхода в открытый океан численность пассажиров увеличилась до 1317 человек. В первом классе посчастливилось путешествовать 324-м из них, во втором и третьем находились, соответственно, 128 и 708 человек. Нужно отметить, что среди пассажиров присутствовало 125 детей.

Таким образом, мы видим, что при общей пассажировместимости «Титаника» в 2556 человек в своем первом и последнем плаванье он был загружен чуть больше, чем наполовину. Нужно отметить, что предусмотренного количество шлюпок не хватило бы даже на то, чтобы спасти всех пассажиров, не говоря даже о команде.

Среди известных пассажиров «Титаника» можно выделить миллионеров Джона Джейкоба Астора и Бенджамина Гуггенхайма, журналиста Уильяма Стеда, помощника американского президента Арчибальда Бата.

Таким образом, мы ответили на вопрос, сколько было людей на «Титанике».

Плавание

Как уже говорилось, после захода в Шербур и Квинстаун лайнер вышел в открытый океан и направился по трансатлантической трассе к берегам Северной Америки. «Титанику» была задана скорость движения в 21 узел при максимально возможной 24 узла.

Во время путешествия стояла отличная погода. Само плавание проходило без особых происшествий и отклонений от курса.

14 апреля 1912 года, пройдя в общей сложности 2689 километров атлантического пути, «Титаник» достиг точки вблизи Ньюфаундленда, где произошла его фатальная встреча с айсбергом.

Столкновение

Айсберги являются довольно частыми "попутчиками" судов в северной Атлантике. Но «Титаник» двигался, как считалось, по безопасному курсу, на котором в ту пору года ледяных глыб быть не должно. Тем не менее 14 апреля ближе к полуночи их встреча состоялась.

Сразу же была даны команды «Лево на борт» и «Полный назад». Но было уже слишком поздно. Такой громадный корабль, как «Титаник», не мог успешно маневрировать в столь узком пространстве. Столкновение произошло в 23:40.

Удар был не особо сильный. Тем не менее хватило даже этого, чтобы сыграть роковую роль в судьбах многих пассажиров и членов экипажа. Сколько погибло людей на «Титанике» из-за этого фатального удара…

После столкновения с айсбергом образовалось шесть пробоин в пяти отсеках. На такой поворот событий «Титаник» не был рассчитан. Командование поняло, что судьба корабля предрешена. Конструктор заявил, что корабль останется на поверхности не более чем полтора часа.

Эвакуация пассажиров

Сразу же был отдан приказ о спасении пассажиров, в первую очередь женщин и детей. Команда подготовила шлюпки.

Чтобы среди пассажиров не началась паника, от них скрывали истинные причины эвакуации, говорили, что она проводится в целях предосторожности возможного столкновения с айсбергом. Убедить людей в этом не составляло особого труда, потому что, как говорилось выше, удар на «Титанике» практически был не ощутим. Многие даже не желали покидать комфортный корабль и пересаживаться на шлюпки.

Но когда вода стала понемногу затоплять корабль, скрывать истинное положение вещей было уже невозможно. На борту возникла паника, которая усилилась после того, как «Титаник» начало кренить. Стало понятно, что на всех шлюпок не хватит. Началась давка. Каждый хотел попасть в число спасенных, хотя команда всеми усилиями старалась пропустить в первую очередь женщин и детей.

Через два часа после полуночи с тонущего корабля отчалила последняя шлюпка с пассажирами. Оставшихся людей перевозить больше было не на чем.

Гибель «Титаника»

Тем временем вода все больше заполняла корабль. В первую очередь затоплению подвергся капитанский мостик. Нос корабля ушел под воду, а корма, наоборот, немного поднялась вверх. Туда и бросились оставшиеся на «Титанике» люди.

По мере затопления угол между кормой и носом корабля стал расти, что привело к тому, что «Титаник» разломался надвое. В 2:20 лайнер окончательно затонул.

Но сколько погибло людей на «Титанике»? Выжил ли хоть кто-то из оставшихся пассажиров и членов экипажа на корабле? И сколько человек спаслось с «Титаника»? На эти вопросы мы постараемся ответить ниже.

Количество спасшихся людей

Для того чтобы выяснить, сколько человек погибло на «Титанике», нужно определить две обязательные вводные. С помощью них можно будет ответить на данный вопрос. Прежде всего нужно выяснить, сколько людей было на «Титанике». Это мы определили выше. Также нужно знать, сколько человек спаслось с «Титаника». Ниже мы постараемся дать ответ на этот вопрос.

Согласно официальной статистике, удалось спасти в общей сложности 712 человек. Из них 212 членов экипажа и 500 пассажиров. Самый большой процент спасенных людей - среди пассажиров первого класса, 62%. Количество выживших во втором и третьем классе составляло, соответственно, 42,6% и 25,6%. При этом из членов команды смогло спастись только 23,6%.

Данные цифры объясняются тем, что был отдан приказ в первую очередь спасать пассажиров, а не членов экипажа. Большее число выживших людей, путешествующих в первом классе, имеет своей причиной то, что чем ниже был класс, тем дальше он располагался от палубы корабля. А следовательно, люди имели меньший доступ к спасательным шлюпкам.

Если же говорить о том, сколько людей на "Титанике" осталось в живых среди тех пассажиров и членов экипаж, кого эвакуировать не удалось, то тут нужно констатировать факт, что сохранить свою жизнь в данных условиях было просто невозможно. Терпящий засасывал все за собой в пучину.

Теперь нам не составит труда определить, сколько людей утонуло на «Титанике».

Сколько погибло людей?

Определив, сколько людей выжило на «Титанике», а также имея в виду первоначальное количество пассажиров и членов экипажа, нетрудно дать ответ на вопрос о числе погибших во время крушения.

Погибло 1496 человек, то есть более 67% людей, находившихся на корабле на момент столкновения с ледяной глыбой. В том числе 686 жертв среди членов экипажа и 810 пассажиров. Эти цифры говорят о плохой организации спасения терпящих бедствие людей.

Таким образом, мы выяснили, сколько человек погибло на «Титанике».

Причины катастрофы

Трудно судить о том, насколько велика вина членов экипажа, которые не смогли вовремя заметить айсберг. Но нужно отметить, что столкновение произошло поздно ночью, к тому же в широтах, где в это время года никто не ожидал увидеть ледяную глыбу.

Другое дело, что конструкторы корабля и организаторы плавания слишком понадеялись на непотопляемость «Титаника». По этой причине на корабле располагалась только половина шлюпок от нужного количества. Кроме того, при организации эвакуации члены команды не знали точную их вместимость, поэтому первые спасательные лодки были заполнены только наполовину.

Сколько умерло людей на «Титанике», сколько семей лишилось родных только по причине того, что о возможности катастрофы никто даже серьёзно не задумывался…

Значение катастрофы

Трудно переоценить то влияние, которое оказала гибель «Титаника» на умы современников. Она была воспринята как ответ сил природы на устремления человека, который в своей гордыне решил, что создал непотопляемый корабль.

Среди специалистов также возникали споры об истинных причинах трагедии и о том, можно ли было её избежать, сколько людей выжило на «Титанике» и сколько погибло.

Гибель этого чуда человеческой мысли до сих пор будоражит сознание людей. Эта катастрофа до наших дней оказывает влияние на культуру. О судьбе «Титаника» и людей, находившихся на нем на момент катастрофы, пишутся книги и снимаются фильмы.

Наталья Деревянко

Рассвет 15 апреля 1912 года. Северная Атлантика. Оранжевое солнце поднимается над морским горизонтом, приглушая свет звезд и прогоняя утреннюю дымку. Медленно-медленно отступает ночь, скрывавшая следы, одной из самых крупных морских катастроф в истории человечества.
Двери, подушки, стулья, столы, шезлонги, обрывки бумаги, обломки были повсюду. Они плавно покачивались на волнах среди белых пятнышек, издали напоминающих чаек. Но при детальном рассмотрении, понимаешь, что эти пятнышки - тела погибших пассажиров и членов команды «Титаника» в их белоснежных спасательных жилетах. Некоторые из них смотрели вверх, на небо, как будто ожидая спасения, но большинство обреченно склонили свои головы в воду, смирившись с судьбой. И уже никто им не поможет, никто не спасёт. Всё кончено…

Возможно, такая картина открылась взору «Карпатии», которая с выжившими пассажирами «Титаника», поменяв курс, шла мимо места катастрофы обратно в Нью-Йорк.

В это же время руководство «Уайт Стар Лайн» приняло решение поднять тела всех погибших с поверхности океана. И это следовало сделать как можно быстрее, так как тела пока что находились более или менее сгруппировано и не разнеслись течением. Второй фактор - это то, что долгое пребывание тела в воде может усложнить процесс идентификации. Ну и конечно же, компания хотела хоть как то реабилитироваться перед семьями погибших - доставив тела родственникам для дальнейшего захоронения.

Центром всей операции по подъёму тел стал небольшой канадский городок Галифакс. Именно здесь «Уайт Стар Лайн» зафрахтовало четыре судна:

  • «Миниа»
  • «Монтмагни»
  • «Алджерин»

Так же был заключён договор с крупной похоронной конторой Галифакса «Джон Сноу энд компани» для обеспечения всех похоронных процедур.

Тем временем в прессе стала появляться информация о «кладбище в океане», «…сотнях мёртвых тел, пугающих пассажиров, проплывающих мимо судов…».

«Маккей-Беннетт» — британское судно-кабелеукладчик, принадлежавшее компании «Комёршл Кейбл Комапни». Основной его задачей было укладка и ремонт глубоководных кабелей. Помимо этого судно часто участвовало в спасательных операциях (например, спасение экипажа тонущей шхуны «Каледония» 12 февраля 1912 года). Но не это принесло ему известность.

17 апреля 1912 года в 12.35 после всех приготовлений «Маккей-Беннетт» под командованием капитана Ф. Ларднера и с 75 членами экипажа на борту отправляется в свой «страшный рейс». В ходе этой миссии на борт погрузили не кабель, а гробы. За эту работу руководство «Уайт Стар Лайн» обязалась платить команде 550$ в сутки.

Кабелеукладчик «Маккей-Беннет»

На борту присутствовал владелец похоронной компании — Джон Сноу-младший. Под его руководством были загружены 103 гроба, несколько тонн льда, растворы для бальзамирования, мешки и 20 тонн железных прутьев. Свободные от работы матросы, сшивали из парусины мешочки, для личных вещей погибших.

Один из мешков для личных вещей погибших.

Бортинженер Фредерик Гамильтон детально описывал всё происходящее:

«Утро 20 апреля 1912 года. К северу от нас видны очертания огромного айсберга. Думаю, мы очень близки к месту крушения многих надежд и молитв. Бальзамировщик становиться всё оживленнее, ведь скоро ему предстоит много работы».

Вечер 20 апреля 1912 года. «Маккей-Беннетт» достигает места катастрофы. Начало операции по извлечению тел назначили на раннее утро следующего дня. Мужчинам потребуется вся их храбрость, чтобы пережить предстоящее.

С момента гибели «Титаника» прошло 6 дней…

Экипаж «Маккей-Беннетт». 1912 год. Капитан Ф. Ларднер в центре второго ряда.

Рассвет 21 апреля 1912 года. Взору экипажа предстаёт ужасная картина – сотни тел, колыхающихся на волнах, среди обломков. И только сейчас матросы осознали масштабность всего произошедшего. Одни стали молиться, другие просто оцепенели. Так в тишине прошло около получаса. Затем придя в себя, матросы спустили шлюпки и осторожно направились в сторону «морского кладбища».

«Море неспокойно. Ветер юго-западный. Координаты 41 ° 59` СШ 49 ° 25` ВД. Вытаскиваем тела. Прорубаем лёд».

По описанию одного из членов экипажа, кожа замерших в воде пассажиров была белого цвета, волосы и брови покрыты инеем. Мацерация и тот факт, что тела разбухли, очень сильно затруднило работу, а работать пришлось очень быстро. Поднятые из воды тела на воздухе стали очень быстро разлагаться. Было предписано поднимать от 5 до 10 тел и возвращаться на судно.

Квадратом обозначена область поиска тел судном «Маккет-Беннет». Фото с оригинала карты.

В течении первого дня было поднято 51 тело (из них двое детей и три женщины). 24 тела были сильно повреждены или обезображены во время затопления судна, что делало невозможным идентификацию. Их было решено хоронить в море. Процесс захоронения в море был следующим. Железные прутья, что брали с собой (весом 12 кг с отверстием на конце), служили грузом для тел. Когда шлюпка подплывала к телу, труп осматривали, и принималось решение поднимать его или нет. Больше везло 1 и 2 классу. Экипаж или третий класс зачастую хоронили в море.

С трупа снимали спасательный жилет, за ноги цепляли прутья, и тело тонуло. Остальные тела доставляли на борт «Маккей-Беннетт», где их расформировывали. Сначала тела раскладывали на палубе. В присутствии двух человек осматривались карманы, и составлялась опись всего найденного. Личные вещи, украшения и другие предметы складывались в мешок. Трупу присваивался номер, этот же номер наносили на мешок с его личными вещами. Это должно было облегчить процедуру опознания на борту или берегу. С трупа срезали одежду и сжигали её. Затем приступали к работе медэксперты. Они тщательно осматривали тело, фиксируя все ссадины, царапины, увечья, татуировки. Затем на пассажиров первого класса надевали пижамы. Все полученные таким образом данные согласно новым правилам фиксировались в специальном журнале. Интересен тот факт, что такая процедура опознания была применена впервые в истории и она же используется до сих пор экспертами, работающими на месте массовой гибели людей (авиакатастрофы, крупные ДТП, в местах боевых действий и т.д.). Даже после смерти пассажиров, с их телами обращались согласно классовой принадлежности. Тела экипажа «Титаника» не были забальзамированы и даже не уложены в мешки (на борту они лежали в больших ящиках, засыпаны льдом). Тела пассажиров второго и третьего класса были уложены в мешки, а тела пассажиров первого класса клали в гробы. Их расположили на юте.

Из записей Фредерика Гамильтона:

«Понедельник 22 апреля 1912 года. Сегодня утром мы прошли мимо огромного айсберга. Я очень хотел его сфотографировать, но шёл дождь. Сейчас мы находимся восточнее огромного поля обломков. А среди шезлонгов, частей интерьеров, бумаги, ящиков и прочего — тела, тела, тела…»

«… 20.00. Дважды пробил колокол. Я слышу всплеск воды. Это означает, что началась похоронная церемония. Снова дважды бьёт колокол и снова всплеск, всплеск, всплеск…».

Можно добавить, что церемонию проводил священник собора Всех Святых города Галифакса Камерон Хайнд.

А вот что пишет в судовом журнале сам капитан:

«Сегодня я принял тяжелое решение. Мы положили в мешки 24 неопознанных тела, к каждому прикрепили груз весом в 23 кг и похоронили в море. Привезти всех на берег у нас просто не будет возможности».

Заметим, что практически все из них были пассажиры третьего класса или члены экипажа. Мною был замечен интересный факт. После того, как было найдено тело Дж.Астора, за что экипаж получил вознаграждение от его сына Винсента в размере 10 000 долларов, из пассажиров больше никого в море не хоронили. Совпадение ли?

Поиск и подъём тел «Маккей-Беннетт» проводил вплоть до 26 апреля, когда ему на помощь прибыло судно «Миниа». 30 апреля судно вернулось в Галифакс со своим «грузом».

Похоронная процессия на борту «Маккей-Бенетт».

Тела погибших пассажиров «Титаника» на борту «Маккей-Беннетт».

Одними из первых с борта были снесены тела экипажа «Титаника» в деревянных ящиках со льдом, затем тела пассажиров второго и третьего класса, которые уложили в мешки. Тела пассажиров первого класса были все в гробах, которые перенесли на берег в последнюю очередь. Вся процессия проходила в мертвой тишине, хотя пирс был забит родственниками, зеваками, журналистами, которые уже прозвали судно «корабль смерти».

За период с 21 по 26 апреля 1912 года «Маккей-Беннетт» было найдено 306 тел (номера тел 1-306). 116 были похоронены в море и 190 доставлены в Галифакс, Новая Шотландия.

Моряки с «Маккей-Беннетт» осматривают перевернувшуюся складную шлюпку В «Титаника».

«Миниа»

«Миниа» — второе судно зафрахтованное «Уайт Стар Лайн» для поиска погибших. 21 апреля 1912года от «Маккей-Беннетт» пришло сообщение о том, что они достигли места катастрофы, о большом количестве жертв и им может не хватить мешков, бальзамирующего состава, гробов и т.д. В тот же день, под командованием капитана Уильяма де Кальтерета на помощь из Галифакса выходит кабелеукладчик «Миниа» (на борту 150 гробов, 20 тонн льда и 10 тонн железных прутьев).

26 апреля судно достигло места катастрофы и сменило «Маккей-Беннетт». В этот же день погода сильно испортилась. Поднялся ветер и пошёл мелкий противный дождь, что делало невозможным долгие поиски. Подъем тел становился опасным для самих спасателей.

Кабелеукладчик «Миниа».

Из интервью капитана У. де Кальтерета:

«Нам всё-время приходилось ждать улучшения погоды. И как только океан становился к нам благосклонен, мы тут же начинали работу. Мы видели тела, но они дрейфовали очень далеко друг от друга. Добраться до них было тяжело, и, к сожалению, проходившие мимо пароходы не хотели нам помогать…»

Но, из-за разрыва важного кабеля у берегов Канады «Минию» пришлось отозвать раньше запланированного.

Хронология поднятия тел следующая:

  • 26 апреля поднято на борт 11 тел.;
  • 27 апреля — 1;
  • 28 апреля — 1;
  • 29 апреля — 1;
  • 30 апреля — 1;
  • 1 мая- 2;

Экипаж судна «Миниа» поднимает тело погибшего пассажира «Титаника».

Ходил слух, что члены команды «Минии» в нарушение всех правил занимались мародёрством. Преодолевая большие расстояния между одиноко дрейфующими телами, они попутно собирали вещи с поверхности океана в качестве сувениров. Я в это мало верила, но собирая материал для статьи, убедилась в обратном. nЧитая воспоминания капитана де Кальтерета, наткнулась вот на что. Привожу абзац полностью.

« … Смерть людей произошла от переохлаждения, только один захлебнулся. В его легких была морская вода. Мне наиболее запомнились тела двух мужчин. Один, вероятно, упал с большой высоты и ударился об надстройки судна. У него отсутствовала ступня, а другая нога была сломана и вывернута. Второй, возможно, погиб от взрыва. Его лицо было обожжено, отсутствовал глаз. Да, там точно, что-то взорвалось, я видел на борту кресла из ресторана, их подголовники были испачканы углём, некоторые разломаны. Так же мы подняли большую секцию деревянной лестницы…».

«… Были подняты шезлонги в хорошем состоянии, часть красивой фурнитуры, женское боа, буфетный шкафчик из салона первого класса…».

Но с другой стороны, благодаря этим людям мы сегодня можем увидеть те предметы, которые до наших дней, возможно бы, не дожили.

Осмотр тела погибшего пассажира «Титаника» на борту «Минии».

На борту «Минии».

Обнаружив 17 трупов (номера тел 307-323), из которых двое (не идентифицированных ) были похоронены в море, 3 мая 1912 года с 15 телами на борту судно направилось в Галифакс.

Представители «Джон Сноу энд компани» забирают гробы с «Минии» в морг.

6 мая, пришвартовавшись в порту назначения, команда перенесла неиспользованные гробы и мешки на третье судно, отправляющееся на поиски тел – пароход «Монтмагни».

«Монтмагни»

«Монтмагни» было небольшое судно, обслуживавшее маяки, оно принадлежало канадскому департаменту морского и рыбного хозяйства. Капитан Питер Джонсон. Судно вышло из небольшого порта Сорель и направилось в Галифакс, где по прибытию пополнило запасы, и где были наняты дополнительные члены команды. Один из бальзамировщиков похоронной конторы «Джон Сноу энд компани» поднялся на борт. Ему в помощь вызывается хирург из местной больницы. Преподобный С. Принц из местной церкви Св. Павла вышел в море в качестве капеллана.

Пароход «Монтмагни».

Утром 6 мая 1912 года в порту Галифакса швартуется «Миниа». И пока всё внимание было уделено разгрузке судна и фотографированию, никто и не заметил, как в полдень тихо в море ушёл «Монтмагни».

Дойдя до места катастрофы «Титаника» погода вновь испортилась. Пошёл дождь. «Монтмагни» смог подобрать всего лишь 4 тела в течение 9-10 мая (номера 326-329). По непонятной причине они пропустили номера 324 и 325. Одно тело похоронили в море. Оставшиеся три доставили 13 мая в Луисбург, где железной дорогой их перевезли в Галифакс. Пополнив запасы «Монтмагни» снова вернулся к месту катастрофы, но, увы, кроме небольших деревянных обломков ничего не обнаружил. Никаких тел.

19 мая около 18.00 «Монтмагни» сменило «Алджерин», последнее судно нанятое «Уайт Стар Лайн». 23 мая 1912 года «Монтмагни» вернулся в Галифакс и продолжил свою службу на благо канадскому правительству.

«Алджерин».

«Алджерин» последнее, четвертое судно, которое участвовало в операции по подъему тел под началом «Уайт Стар Лайн». Капитан — Джон Джекман.

Грузопассажирское судно «Алджерин».

О том, что происходило на борту и вокруг плавания «Алджерин» информации очень мало. Известно, что судно вышло из порта Св. Джонс (Ньюфаундленд) и исследовало место катастрофы в течение трёх недель. Было найдено одно тело (номер 330). Прекратив поиски, «Алджерин» 6 июня 1912 года вернулось в порт Св. Джонс и перегрузила гроб на пароход «Флоризель», которое 11 июня и доставило тело в Галифакс.

На этом заканчивается официальная операция по поднятию тел пассажиров «Титаника», организованная «Уайт Стар Лайн». Были составлены окончательные списки погибших и пропавших без вести. Но, не смотря на все усилия, тела продолжали ещё некоторое время пугать проходящие мимо пароходы.

Что ещё можно добавить.

Известно, что «Карпатия» не стала поднимать тела трёх погибших из складной шлюпки А, оставив лодку дрейфовать. Эту шлюпку офицеры Уайлд и Мэрдок пытались спустить одной из последних, но из-за нахлынувшей на палубу волны складные борта шлюпки поднять не успели. В результате наполовину затопленная и перегруженная пассажирами, она была смыта в океан. Месяц спустя (13 мая), по иронии судьбы, другой пароход компании «Уайт Стар Лайн» «Оушеник» находит шлюпку в 160 милях южнее места катастрофы. Позже, пассажир сэр Шейн Лесли вспоминал:

«…В полдень море было спокойным, когда впередсмотрящий крикнул, что впереди виднеется какой-то непонятный объект. Судно замедлило ход, и вскоре стало очевидным, что этот объект был одинокой спасательной шлюпкой, плавающей в Атлантике. Что было поистине ужасным, так это три тела, которые были в ней. По приказу с мостика, к ней послали шлюпку с офицером и врачом. Последовавшее зрелище было жутким. Волосы двух мертвых матросов побелели от солнца и соли, а третье тело, облаченное в вечерний костюм, распласталось на скамейках. Все три тела зашили в холщовые мешки, прикрепив стальной прут. Затем, одно за другим, их обернули в британский флаг, отпели и похоронили в море».

Это были тела под номерами 331-333, которые в официальных списках не учтены.

6 июня 1912 года. судно «Илфорд» находит тело (номер 334), которое похоронили в море. В официальном списке не значится.

8 июня 1912 года пароход «Оттава» случайно находит тело (номер 335). Похоронено в море. В официальном списке не учтено.

Подводя итог, можно сказать, что за время проведения операции с 17 апреля по 8 июня 1912 года было найдено 333 тела из 1512 погибших (около 22%).

За период поисков 209 тел было доставлено в Галифакс. 59 из них были забраны родственниками и похоронены у себя на родине. Три различных кладбища в Галифаксе стали последним пристанищем для оставшихся 150 тел.

С момента крушения «Титаника» прошёл 101 год, но его жертвы не забыты и, мне кажется, не будут забыты никогда. Ежегодно проходят поминальные мессы на месте гибели лайнера, ежегодно вспоминаются их имена. А, как известно, тот, кто не забыт, живёт вечно.

Приложение.

Разбивка по суднам, участвовавших в подъёме погибших (17.04 — 6.06.1912г).

Специально для:

Анатомия «Титаника»


Трансатлантический лайнер Титаник 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом затонул и унёс с собой в пучину 1504 человеческих жизни.

Схема выживших и погибших. Среди пассажиров были и самоотверженные герои, и те, кто заботился лишь о своем спасении, и выжившие чудом.

Самый печальный зал выставки. На стене вывешены списки. Только у меня совсем нечётко вышли снимки.

Сверху списки погибших. По классам.

Внизу списки выживших. Тоже по классам.

Напомню, что при входе на выставку каждому выдавался билет реального человека. Вот мой билет на Титаник.Тут всё подробно написано про эту пассажирку.

Теперь надо найти среди списков фамилию Aubart.

Вот пассажиры первого класса, которые выжили.

В третьей строчке нашла её фамилию. Ура! Моя героиня выжила!

Парижанка - певица мисс Леонтина Полин Обар - ехала на Титанике в сопровождении своей служанки. Она путешествовала со своим любовником, нью-йорским миллионером Бенджамином Гуггенхаймом. Её багаж состоял из 4 чемоданов с 24 платьями, 24 парами туфель, нижним бельём, перчатками и алмазной диадемой. Бенждамин ехал в сопровождении камердинера. Из этих четверых спаслись двое. Как вы думаете: кто был второй спасшийся? Мысленно скажите ответ, а потом читайте то, что ниже.

Бенджамин Гуггенхайм - миллионер. Во Франции он основал компанию, которая поставляла фурнитуру для лифтов Эйфелевой башни. 12 апреля 1912 года Гуггенхаим взошёл на борт ""Титаника"" в сопровождении своей любовницы, французкой певицы мадам Леонтины Обар, своего камердиара Виктора Джильо и горничной мадам Обар Эммы Сегессер. В ночь на 15 апреля во время столкновения Титаника с айсбергом Гуггенхаим и Джильо спали, и были разбужены лишь мадам Обар и её горничной, которые почувствовали столкновение. С помощью стюарда надели спасательные жилеты и поднялись на палубу. Гуггенхаим усадил в шлюпку мадам Обар и её горничную, которые неохотно ему повиновались. Он убедил их, что это всего лишь ремонт и они скоро встретятся. Понимая, что ситуация намного серьезнее и ему не удасться спастись, Гуггенхаим вернулся с камердинером в каюту, где переоделись во фраки. Вместе уселись за столиком в центральном холле, где неспешно попивали виски, наблюдая за катастрофой. Когда кто-то предложил им попытаться спастись, Гуггенхаим ответил: ""Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены"".

Это настоящий герой!!! В ту ночь они стали одними из многих жертв Титаника, а после трагедии их тела так и не были опознаны. После гибели Титаника личность Беджамина Гуггенхаима стала очень известной, и его персонажи неоднократно появлялись в различных фильмах о гибели Титаника.

Почему так много людей погибло?

Имевшиеся на лайнере спасательные средства могли вместить только 1178 человек. "Титаник" имел 20 спасательных шлюпок - к стандартному набору из 16 шлюпок двух типов вместимости (на 65 и 40 человек) были добавлены четыре складных шлюпки на 47 человек каждая.


Ответственным за конструирование Титаника был директор-распорядитель пароходной компании "Уайт Стар Лайн" Джозеф Брюс Исмей. Он антигерой. Именно он принял решение не размещать на борту корабля лишние спасательные шлюпки из соображений экономии денежных средств. Эти лодки могли бы спасти 1500 жизней - почти всех, кто погиб. Данное обстоятельство усугубляет то, что Исмей, невзирая на приказ капитана "женщины и дети прежде всего", вовремя занял свое место в шлюпке и смог выжить в катастрофе. На корабле "Карпатия", который поднял на борт 706 человек, Исмей расположился в отдельной каюте, в то время как остальные спали на полу и столах.

Тем не менее, членам экипажа даже не удалось спустить на воду все шлюпки, которые были на корабле. Одну лодку смыло за борт, другая плавала в перевернутом состоянии. Поразителен и тот факт, что большинство лодок было заполнено не больше, чем на две трети. Это произошло по многим причинам. Поначалу пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что им казалось, что оставаться на Титанике было безопаснее. Позднее, когда стало очевидно, что гибель парохода неминуема, шлюпки заполнялись лучше. В одной из шлюпок, рассчитанной на 65 человек, спаслись лишь 12.

...Попав в воду, многие люди умирали мгновенно от разрыва сердца или болевого шока...

Очень жалко, что погибло так много детей, их спаслось только 52%.

В знак траура по погибшим детям легендарная фирма "Steiff" изготовила 500 мишек чёрного цвета размером в 50 сантиметров. У них красный ободок вокруг заплаканных глазиков.

Шарлотте Коллиер было 30 лет, когда она со своим мужем и маленькой дочкой села на борт «Титаника». Они продали всё, чтобы начать в США новую и более счастливую жизнь. Но эта жизнь так никогда и не настала. А её история спасения, до сих пор пробирающая до мурашек, напоминает, что катастрофа «Титаника» — это горе и крушение судеб настоящих людей.

«Из всего того, что я помню относительно катастрофы «Титаника», одно впечатление никогда не покинет меня. Это ирония надежды, которую я ощущала на судне. «Он непотопляем» — говорили мне. «Он — самый безопасный корабль в мире».

Я никогда не путешествовала по морю, и поэтому я его боялась. Но я слушала людей, которые говорили: «Садись на новый «Титаник». На нём тебе ничего не грозит. Новые технические достижения делают его безопасным, да и офицеры в первом плавании будут очень осторожны». Это все звучало красиво и правдиво. Поэтому я, Харви, мой муж, и наша восьмилетняя дочь Мэрджори решили отправиться в Америку этим способом. Мэрджори и я сейчас здесь, в безопасности, но нас осталось лишь двое. Мой муж утонул, и вместе с «Титаником» на дно Атлантики ушло всё, что у нас когда-либо было.

Наша история до «Титаника»

Харви, Мэрджори и Шарлотта Коллиеры

Сначала я хочу рассказать, почему мы решили покинуть Англию. Мы жили в Бишопстоук, в небольшой деревне рядом с Саутгемптоном, Хэмпшир. Мой муж держал продуктовую лавку. В свои 35 лет он был главным дельцом в деревне, и его любили все соседи. Он был и клерком в церкви, помогая заполнять свидетельства о рождении, брачные договоры и так далее. Он также был местным звонарём на главной колокольне, которой больше ста лет и которая считается одной из лучших в Англии.

Однажды некоторые наши друзья уехали из деревни в Долину Пэйет, что в американском штате Айдахо. Они купили фруктовую ферму и вполне успешно её содержали. В своих письмах нам они рассказывали, какой там был замечательный климат и приглашали нас к ним присоединиться. Мы не думали, что отправимся туда, пока моё здоровье не ухудшилось — у меня очень слабые лёгкие. В конце концов, мы решили продать наш бизнес и купить небольшую ферму в том же самом месте, что и наши друзья. Я понимала, что сделано это было только ради меня и ради Мэрджори. Если бы не мы, Харви никогда бы не покинул Англию.

За день до отплытия наши соседи в Бишопстоуке не покидали наш дом. Казалось, что тогда пришли сотни людей, чтобы попрощаться с нами. А днем священнослужители устроили нам сюрприз: ради нас они пели старинные песни, веселые и грустные, устроили небольшой пир. Это была настоящая церемония прощания со старыми друзьями. Почему люди должны устраивать такие мероприятия? Чтобы те, кто покидает родные места и всё нажитое, чувствовали себя так грустно и неприятно? Этот вопрос я задаю себе часто.

На следующее утро мы отправились в Саутгепмтон. Здесь мой муж забрал из банка все наши деньги, включая те, что мы выручили от продажи нашего магазинчика. Таким образом, мы получили сумму в несколько тысяч американских долларов наличными. Все это мой муж сложил в самый большой карман своего пиджака. Перед этим мы уже отправили наш небольшой багаж на судно, и поэтому, когда мы садились на «Титаник», самое большое богатство было при нас.

Мы путешествовали вторым классом и из нашей каюты мы видели тот размах, с которым провожали корабль. Мне кажется, никогда ещё не было такой большой толпы в Саутегмптоне.

Величественный «Титаник»

«Титаник» был прекрасен, намного прекраснее, чем я могла представить. Другие суда выглядели ореховыми скорлупками рядом с ним, а они, уверяю вас, несколько лет назад считались огромными. Я помню, как друг сказал мне, как раз до того, как всех провожающих попросили выйти: «А ты не боишься путешествовать морем?» Но теперь уже я была уверена: «Что, на этом судне? Даже самый страшный шторм не сможет повредить ему».

Перед тем, как покинуть залив, я видела происшествие с «Нью-Йорком», лайнером, который оттянуло от пристани прямо наперерез нам. Но это никого не испугало, наоборот, только уверило нас в том, какой «Титаник» мощный.

Я немногое помню о первых днях путешествия. Я немного страдала от морской болезни, поэтому почти всё время проводила в каюте. Но в воскресенье, 14 Апреля 1912 года самочувствие моё улучшилось. Ужинала я в салоне, наслаждалась едой, которой было даже слишком много и она была слишком вкусной. В воскресенье даже на обслуживание второго класса не жалели сил, это был самый лучший ужин. После того, как я наелась, я немного послушала оркестр и часов в девять или полдесятого вечера отправилась к себе в каюту.

Я только легла, когда стюардесса вошла ко мне. Она была приятной женщиной и очень добра ко мне. Хочу воспользоваться случаем и поблагодарить её, ведь я её больше никогда не увижу. Она утонула вместе с «Титаником».

«Вы знаете, где мы сейчас находимся?» — спросила она вежливо. — «Мы в месте, называемом «Дьявольской Дырой».

«Что это значит?» — спросила я.

«Это опасное место в океане» — ответила она. — «Множество аварий произошли рядом с этим местом. Говорят, айсберги заплывают ещё дальше этой точки. На палубе становится очень холодно, значит лёд где-то поблизости!»

Она вышла из каюты, и я снова заснула. Её разговоры об айсбергах не испугали меня, но это значило, что команда о них беспокоилась. Насколько я помню, мы нисколько не снижали скорость.
Где-то около десяти пришел мой муж, чем разбудил меня. Он мне что-то рассказывал, не помню, как долго. Потом он начал готовиться ко сну.

А затем — удар!

Мне показалось, что корабль кто-то взял большой рукою и потряс один раз, второй, а затем всё смолкло. Я не упала с кровати, а мой муж, всё еще стоявший на ногах, лишь немного покачнулся. Мы не слышали никаких странных звуков, никакого скрежета металла или дерева, но мы заметили, что двигатели остановились. Они заработали снова несколько минут спустя, но после некоторого грохота снова воцарилась тишина. Наша каюта была расположена так, что мы всё это отчетливо слышали.

Ни я, ни мой муж не были обеспокоены. Он сказал, что что-то, должно быть, произошло в машинном отделении, и сначала даже не хотел идти на палубу. Потом он передумал, надел свое пальто и покинул меня. Я спокойно лежала в кровати с моей маленькой девочкой и почти снова заснула.

Через несколько мгновений, как мне показалось, вернулся мой муж. Он действительно был немного возбужден.

«Ты только подумай!» — воскликнул он. — «Мы столкнулись с айсбергом, с довольно большим. Но опасности никакой нет. Мне так сказал офицер».

Я слышала шаги людей на палубе надо мной. Слышались какие-то удары, шумы, скрипы, как будто кто-то натягивал снасти корабля.

«Люди испуганы?» — спросила я негромко.

«Нет»- ответил он. — «Я не думаю, что удар разбудил кого-то во втором классе, а те немногие, что сидели в салонах, даже не вышли на палубу. Я видел пятерых профессиональных шулеров, игравших с пассажирами, когда я выходил. Их карты рассыпались по столу, когда произошло столкновение, и теперь игроки спешно их собирали».

Этот рассказ убедил меня. Если эти играющие в карты люди не волнуются, то почему должна волноваться я? Я думаю, мой муж вернулся бы спать, не интересуясь больше происшествием, когда мы услышали за нашей дверью топот сотен бегущих людей. Они не кричали, но топот их ног напомнил мне крыс, бегущих через пустую комнату.

Я увидела своё лицо в отражении зеркала, и оно стало очень бледным. Мой муж тоже побледнел. Заикаясь, он сказал мне: «Нам лучше подняться наверх на палубу и посмотреть, в чем дело».

Я выпрыгнула из кровати, надела своё вечернее платье и пальто. Мои волосы были распущены, но я поспешно собрала их. К этому времени, хотя никаких признаков столкновения не было заметно, корабль, казалось, немного наклонился вперед. Я схватила свою дочь Мэрджори в пижаме, обернула её в плед «Уайт Стар» и выскочила из двери. Муж следовал за нами. Никто из нас не взял ничего из вещей из каюты, я даже помню, как муж оставил свои часы на подушке. Мы ведь ни на секунду не сомневались, что вернемся сюда.

Когда мы дошли до прогулочной палубы второго класса, мы увидели большую толпу людей. Некоторые офицеры ходили туда-сюда, выкрикивая: «Нет никакой опасности!». Была ясная звездная ночь, но очень холодная. Океан был недвижим. Некоторые пассажиры стояли у ограждения и смотрели вниз, но стоит заметить, что в то время никто ничего не опасался.

Мой муж подошел к офицеру — это был либо пятый офицер Лоу, либо первый офицер Мэрдок — и что-то у него спросил. Я услышала, как он прокричал в ответ: «Нет, у нас нет прожекторов, но у нас есть ракеты на борту. Сохраняйте спокойствие! Нет никакой опасности!».

Мы втроем держались вместе. Я не узнавала лиц вокруг меня, может быть из-за волнения. Я никогда не ходила к помещениям первого класса, поэтому не видела никаких известных людей.

Опасность

Вдруг толпа возле одного из трапов загудела, и мы увидели кочегара, поднимавшегося снизу. Он остановился в нескольких метрах от нас. Пальцы одной из его рук были отрезаны. Кровь фонтанировала из обрубков, забрызгивая его одежду и лицо. Кровавые следы виднелись очень четко на его черной от сажи коже.

Я решилась спросить его, есть ли какая-то опасность.

«Опасность?!» — завопил он. — «Ну наверное! Там внизу — ад! Посмотри на меня! Этот корабль утонет через десять минут!»

Затем он оступился и упал в груду канатов, теряя сознание. В это мгновение я почувствовала первый приступ страха — ужасного, тошнотворного страха. Вид этого бедняги с кровоточащей рукой и забрызганным лицом вызвал в моем воображении картину разрушенных двигателей и изуродованных человеческих тел. Я схватилась за руку моего мужа, и хотя он был очень мужественным и не дрожал от страха, я увидела его лицо, белое, словно лист бумаги. Мы поняли, что происшествие намного серьезнее, чем мы ожидали. Но даже тогда ни я, ни кто-нибудь из людей вокруг, не верили, что «Титаник» может затонуть.

Офицеры носились от одного места к другому, раздавая приказы. Я не помню точно, что происходило следующие четверть часа, время казалось намного короче. Но где-то через минут десять или пятнадцать я увидела первого офицера Мэрдока, который ставил охранников у трапов, чтобы не пускать других раненых кочегаров на палубу.

Я не знаю, сколько мужчин были отрезаны от своего шанса на спасение. Но мистер Мэрдок был, наверное, прав. Он был опытным человеком, поразительно смелым и хладнокровным. Я встречала его за день до катастрофы, когда он проверял помещения второго класса, и подумала, что он похож на бульдога — ничего не боится. Это оказалось правдой — он выполнял приказы до самого конца и умер на своем посту. Говорят, что он застрелился. Я не знаю.

Должно быть, нас направили на шлюпочную палубу, потому что через какое-то время я поняла, что нахожусь именно там. Я все ещё не отрывалась от руки моего мужа и держала Мэрджори рядом с собой. Многие женщины стояли здесь со своими мужьями, не было никакой путаницы или смятения.
Вдруг над толпой людей, вопрошающих друг друга о том, что происходит, разнесся страшный крик: «Спускайте шлюпки! Женщины и дети первыми!». Кто-то повторял последние слова снова и снова: «Первыми женщины и дети! Первыми женщины и дети!». Они поселили глубокий ужас в моём сердце, и они будут звучать в моей голове до самой моей смерти. Они означали, что я в безопасности. Но также они и значили самую большую потерю в моей жизни — потерю своего мужа.

Первая шлюпка быстро заполнилась и спустилась на воду. Лишь немногие мужчины сели в неё, и это были шестеро членов команды. Мужчины-пассажиры не делали никаких попыток спастись. Я никогда не видела такой храбрости и не думала, что такое вообще возможно. Как вели себя люди в первом или третьем классах я не знаю, но наши мужчины были настоящими героями. Я хочу, чтобы это знали все читатели этого рассказа.

Спуск второй шлюпки занял больше времени. Мне кажется, что все женщины, которые по-настоящему боялись и хотели спастись, уже сделали это в первой шлюпке. Оставшиеся женщины были в большинстве своем или женами, которые не хотели покидать своих мужей, или дочерьми, которые не хотели расставаться со своими родителями. Ответственным офицером здесь на палубе был Гарольд Лоу, а первый офицер Мэрдок ушел на другую часть палубы. Больше я его никогда не видела.

Мистер Лоу был очень очень молод, но каким-то образом ему получалось убеждать людей следовать его приказам. Он пошёл в толпу и приказал женщинам садиться в шлюпки. Многие из них последовали за ним как загипнотизированные, но некоторые не двигались, оставаясь со своими мужчинами. Я могла бы сесть во вторую шлюпку, но я отказалась. Наконец-то её заполнили, и она исчезла в темноте.

Оставались еще две шлюпки в этой части палубы. Мужчина в светлой одежде суетился рядом, выкрикивая инструкции. Я видела, как пятый офицер Лоу приказал ему убираться. Я не узнала его, но потом я прочитала в газете, что это был мистер Брюс Исмей, исполняющий директор компании.

Третья шлюпка была наполовину заполнена, когда моряк схватил Мэрджори, мою дочь, вырвал её у меня и бросил в шлюпку. Ей даже не дали возможности попрощаться со своим отцом!

«Вы тоже!» — прокричал мне на ухо мужчина. — «Вы — женщина. Занимайте место в шлюпке, или будет слишком поздно».

Палуба, казалось, уходила из под моих ног. Корабль наклонился довольно сильно, так как погружался уже быстрее. Я в отчаянии бросилась к своему мужу. Я не помню, что я сказала, но я всегда буду рада думать, что я не хотела его покидать.

Человек потянул меня за руку. Затем другой обхватил меня за талию и дернул меня изо всех сил. Я слышала, как мой муж сказал: «Иди, Лотти! Ради Бога, будь храброй и иди! Я найду место в другой шлюпке».

Державшие меня мужчины потащили мня по палубе и грубо кинули меня в шлюпку. Я упала на плечо и повредила его. Другие женщины толпились около меня, но я вскочила на ноги, чтобы через их головы увидеть своего мужа. Он уже отвернулся и медленно шёл вниз по палубе, пока не исчез среди мужчин. Я больше никогда не видела его, но я знаю, что он без страха шёл навстречу своей смерти.
Его последние слова о том, что он найдет место в другой шлюпке, подбадривали меня до последнего момента, пока последняя надежда не была утеряна. Многим женщинам их мужья обещали то же самое, иначе они бы прыгнули в воду и ушли на дно. Я дала спасти себя только потому, что я верила, что он тоже спасётся. Но иногда я завидую тем женщинам, которых никакая сила не смогла оторвать их от мужей. Таких было несколько, и они стояли со своими любимыми до самого конца. И когда на следующий день была устроена перекличка пассажиров на «Карпатии», они не отозвались.

Шлюпка была практически заполненной, рядом не оставалось женщин, когда мистер Лоу прыгнул в неё и приказал её спускать. Моряки на палубе начали выполнять приказ, когда случилось одно печальное происшествие. Молодой краснощекий парень, ненамного старше школьника, достаточно молодой, чтобы считаться мальчиком, стоял неподалеку от ограждений. Он не предпринимал никаких попыток спастись, хотя его глаза постоянно буравили офицера. Сейчас, когда он понял, что действительно может остаться на корабле, его храбрость покинула его. С криком он взобрался на ограждение и прыгнул в шлюпку. Он попал в гущу нас, женщин, и спрятался под скамейкой. Я и другие женщины накрыли его нашими юбками. Нам хотелось дать бедняге шанс, но офицер вытащил его за ногу и приказал вернуться на корабль.

Бедняга умолял дать ему шанс. Я помню, как он говорил, что не займет много места, но офицер достал свой револьвер и приставил к лицу парня. «Я даю тебе десять секунд, чтобы ты вернулся на корабль до того, как я вышибу тебе мозги!». Бедняга умолял ещё сильнее, и я думала, что офицер его сейчас пристрелит. Но офицер Лоу вдруг смягчил свой тон. Он опустил револьвер и посмотрел мальчику прямо в глаза: «Ради Бога, будь мужчиной! Мы ещё должны спасти женщин и детей. Мы остановимся у нижних палуб и возьмем их на борт».

Мальчишка отвёл глаза и перелез на палубу, не проронив ни слова. Он сделал несколько неуверенных шагов, затем лёг на палубу и зарыдал. Он не спасся.

Все женщины рядом со мной всхлипывали, и я видела, как моя маленькая Мэрджори взяла за руку офицера: «Дядя офицер, не стреляйте! Пожалуйста, не стреляйте в этого беднягу!». Офицер в ответ кивнул и даже улыбнулся. Он отдал приказ продолжить спуск. Но когда мы спускались, пассажир третьего класса, итальянец, мне кажется, устремился к нам через всю палубу и запрыгнул в шлюпку. Он упал на ребёнка, который сильно ударился.

Офицер потянул его за воротник и со всей силы швырнул обратно на «Титаник». Пока мы спускались к воде, я в последний раз взглянула на толпу. Этот итальянец был в руках около двенадцати мужчин второго класса. Они били его по лицу, и кровь текла из его рта и носа.

Как оказалось, мы не останавливались ни у каких палуб, чтобы забрать женщин и детей. Это было невозможно, я думаю. Когда мы коснулись воды, нас с невероятной силой тряхнуло, чуть не выбросив нас за борт. Нас обрызгало ледяной водой, но мы удержались, и мужчины взяли весла и начали быстро грести от места крушения.

Вскоре я увидела тот самый айсберг, который причинил столько вреда. Он возвышался на фоне яркого ночного неба, огромная сине-белая гора возле нас. Другие два айсберга находились рядом, как пики горы. Позднее, я думаю, я видела еще три или четыре, но я не уверена. Мелкий лед плавал в воде. Было очень холодно.

Мы проплыли милю или что-то около того, когда офицер приказал мужчинам прекратить грести. Рядом не было шлюпок, а у нас даже не было ракеты, чтобы просигналить. Мы остановились здесь — посреди океана в тишине и полной темноте.

Я никогда не забуду ужасающую красоту «Титаника» в тот момент. Он наклонился вперед, корма в воздухе, первая труба наполовину в воде. Для меня он казался огромным светящимся червем. Все было освещено — каждая каюта, каждая палуба и огни на мачтах. До нас не доходили звуки, кроме музыки оркестра, о котором я, странно сказать, впервые забеспокоилась. Ох, эти бравые музыканты! Какими замечательными они были! Они играли весёлые мелодии, регтайм, и продолжали делать это до самого конца. Только наступающий океан смог погрузить их в тишину.

На расстоянии было невозможно различить кого-то на борту, но я смогла увидеть группы мужчин на каждой палубе. Они стояли, скрестив руки и опустив головы. Я уверена, что они молились. На шлюпочной палубе около пятидесяти мужчин собрались вместе. Посреди их толпы возвышалась фигура. Этот мужчина взобрался на стул, чтобы его было видно. Его руки были протянуты вверх, как будто он произносил молитву. На «Титанике» я встречала отца Байлза, который проводил церковные службы во втором классе, и сейчас это, должно быть, он произносил молитву среди этих бедных мужчин. Оркестр играл «Ближе к тебе, Господи», — я слышала это отчётливо.

Конец был близок

Я услышала звук, который оглушил меня. Что-то в недрах «Титаника» взорвалось, и миллионы искр вырвались в небо, как салют во время летнего вечера. Эти искры рассыпались во все стороны, как фонтан. Затем последовали ещё два взрыва, далекие и глухие, как будто под водой.

«Титаник» разломился на две части прямо передо мной. Передняя часть была частично в воде, а после разлома она быстро погрузилась и мгновенно исчезла. Корма встала на дыбы и стояла таким образом очень долго, мне показалось, что это длилось минуты.

Только после этого свет отключился на корабле. Перед тем, как наступила темнота, я увидела сотни человеческих тех, карабкающихся на корабль или падающих в воду. «Титаник» казался пчелиным роем, но вместо пчёл были мужчины, и сейчас они перестали молчать. Я услышала самые ужасные крики, которые я когда-либо могла услышать. Я отвернулась, но в следующее мгновение повернулась обратно и увидела, как задняя часть корабля исчезла под водой, как камень, брошенный в пруд. Я всегда буду помнить этот момент, как самый ужасающий в катастрофе.

Множество криков о помощи раздавались с места крушения, но офицер Лоу сказал женщинам, которые просили его вернуться, что это потопит всех в шлюпке. Я думаю, что некоторые шлюпки подбирали спасшихся в это время. Позже мне сказал один человек, которому я доверю, что капитана Смит смыло в воду, но потом выплыл у складной шлюпки и держался некоторое время за неё. Член команды уверял меня, что пытался поднять его на борт, но тот отрицательно покачал головой, оторвался от шлюпки и скрылся из виду.

Что касается нас, мы отправились на поиски других шлюпок. Мы нашли четыре или пять, и мистер Лоу взял командование над этим небольшим «флотом». Он приказал соединить шлюпки друг с другом с помощью веревок, чтобы ни одна не смогла отсоединиться и затеряться в темноте. Этот план оказался очень полезным, особенно, когда «Карпатия» прибыла спасать нас.

Затем Лоу с большим трудом перераспределил женщин из нашей шлюпки в другие, это заняло около получаса. Шлюпка стала почти пустой, и офицер, отрезав веревки, отправился на поиски выживших.

У меня нет представления о том, как шло время той ночью. Кто-то дал мне одеяло, чтобы я могла согреться от ужасного холода, а Мэрджори сидела в пледе, которым я обернула её. Но наши ноги находились в нескольких сантиметрах от ледяной воды.

От солёных брызг нам невероятно хотелось пить, а рядом не было никакой свежей воды, не говоря уже о еде. Страдания женщин от всего этого были невообразимыми. Самое ужасное, что со мной случилось, произошло, когда я, наполовину теряя сознание, прилегла на одного из мужчин с веслом. Мои распущенные волосы попали в уключину, и половина из них была вырвана с корнем.

Я знаю, что мы спасли многих с места катастрофы, но ясно я помню только два случая. Недалеко от того места, где «Титаник» скрылся под водой, мы обнаружили шлюпку, плавающую верх дном. На ней находились около 20 мужчин. Они жались друг к другу, пытаясь удержаться на шлюпке изо всех сил, но даже самые сильные были такими замерзшими, что, казалось, через несколько мгновений должны были соскользнуть в океан. Мы их всех взяли на борт и обнаружили, что четверо уже были трупами. Мертвые мужчины скрылись под водой. Выжившие дрожали на дне нашей шлюпки, некоторые бормотали словно одержимые.

Чуть дальше мы увидели плавающую дверь, которая, должно быть, оторвалась, когда корабль погружался. На ней, лицом вниз, лежал японец. Он привязал себя веревкой к своему хрупкому плоту, сделав узлы на петлях двери. Как нам показалось, он уже был мертвым. Море перекатывалось через него каждый раз, когда дверь опускалась или поднималась на волнах. Он не шевельнулся, когда его окликнули, и офицер сомневался в том, стоило ли его поднимать или спасать:

«Какой смысл?» — сказал мистер Лоу. — «Он умер, скорее всего, а если и нет, то лучше спасать других, а не этого японца!»

Он уже даже отвернул шлюпку от этого места, но затем поменял своё решение и вернулся. Японца втащили в шлюпку, и одна из женщин стала растирать его грудь, пока другие тёрли его руки и ноги. За меньшее время, чем я это говорю, он открыл глаза. Он заговорил с нами на своем языке, но увидев, что мы не понимаем, он вскочил на ноги, размял свои руки, подняв их вверх, и уже через пять минут или около того почти полностью восстановил свои силы. Один из моряков рядом с ним настолько истощил свои силы, что едва держал весло. Японец оттолкнул его, забрал у него весло, и грёб, как герой, до самого нашего спасения. Я видела, как мистер Лоу наблюдал за ним с открытым ртом.

«Чёрт побери!»- пробормотал офицер. — «Мне стыдно за то, что я сказал об этом малом. Если бы я мог, я бы спас таких ещё штук шесть».

После спасения этого японца до прибытия Карпатии на рассвете я помню всё как в тумане. «Карпатия» остановилась в милях четырёх от нас, и задача догрести до неё стала самой тяжелой для бедных замёрзших мужчин и женщин. Одна за одной шлюпки подходили к борту ожидающего лайнера. Они спустили нам верёвки, но женщины были так слабы, что чуть не срывались с лестницы в воду.

Когда настал черёд спасать младенцев, возникла ещё большая опасность, ведь ни у кого не было сил вместе с собой поднимать ещё и младенцев, живую ношу. Один из почтовых работников на «Карпатии» решил эту проблему — он опустил вниз один из почтовых мешков. В них положили малюток, мешки закрыли, и таким образом их затащили в безопасное место.

И вот наконец стояли мы на борту «Карпатии». Нас было более семисот человек, и трагедию, которую мы пережили, нельзя было описать словами. Вряд ли здесь был хоть кто-то, кто не потерял мужа, ребёнка или друга. Люди бродили от одной группы людей к другой, смотрели в измождённые лица спасшихся, выкрикивали имена и задавали бесконечные вопросы.

Я искала мужа, который, как я верила до самого последнего момента, найдётся в одной из шлюпок.

Его здесь не было. И этими словами лучше всего закончить мою историю о «Титанике».

Друзья в Америке хорошо к нам отнеслись, и я надеюсь следовать изначальному плану. Я поеду в Айдахо и постараюсь построить новый дом в новом мире. Какое-то время я думала о возвращении обратно в Англию, но вряд ли я когда-нибудь смогу смотреть на океан снова. Более того, я должна отвезти Мэрджори туда, куда её отец так желал отправить нас двоих. Это всё, о чем я сейчас беспокоюсь, — сделать то, что надеялся сделать он.

Шарлотта и Мэрджори в США после спасения. На коленях — тот самый плед с «Титаника»

Как же сложилась дальнейшая судьба Шарлотты и её дочки?

Шарлотта и Мэрджори действительно после катастрофы отправились в Айдахо. Однако, вскоре оказалось, что без мужа было невозможно организовать ферму или другое хозяйство на незнакомой земле. На деньги, полученные от многочисленных читателей газеты, где была опубликована статья, Шарлотта и Мэрджори вернулись в Англию. К несчастью, их неудачи не кончились. В 1914 году Шарлотта заболела туберкулезом и скончалась. Мэрджори выросла и вышла замуж, но перед смертью в 1965 году в возрасте 61 года она овдовела, а единственный ребенок умер в детстве. В 1955 году она написала о жизни после «Титаника», и в воспоминаниях была такая фраза: «С того времени я жила под сенью несчастья, и я всегда задавалась вопросом, кончится ли это когда-нибудь. Но мне кажется, что это моя судьба…»

Перевод: Максим Полищук (