Что молчалин говорит о себе. Цитаты из «Горе от ума» Грибоедова А.С. Жизненные принципы героя

Среди героев «Горя от ума» (см. краткое содержание , анализ и полный текст) Фамусов стоит на верхних ступенях служебной и общественной лестницы. Молчалин, находясь на нижних ступенях той же лестницы, старается взобраться по ней, следуя принципам и жизненным правилам своего начальника. Распространённые в фамусовском обществе низкопоклонство, угодливость были ему привиты с детства:

«Мне завещал отец,

говорит Молчалин,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собачке дворника, чтоб ласковей была».

Можно сказать, что Молчалин действительно исполняет завещания отца! Мы видим, как он старается угождать знатной старухе Хлестовой, как хвалит и ласкает ее собачку; и хотя Хлестова относится к нему очень свысока («Молчалин, вот чуланчик твой!»), однако же, она позволяет ему вести себя под руку, играет с ним в карты, зовет «мой дружок», «родной», и наверное не откажет ему в покровительстве, когда это ему понадобится. Молчалин уверен, что идет правильным путем и советует и Чацкому съездить «к Татьяне Юрьевне», так как по его словам «частенько там мы покровительство находим, где не метим».

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Сам Молчалин признает в себе два «таланта»: «умеренность» и «аккуратность», и нет сомненья, что с такими свойствами «он дойдет до степеней известных», как замечает Чацкий, прибавляя: «ведь нынче любят бессловесных». Молчалин действительно – бессловесный, так как не только не высказывает, но даже и не имеет собственного мнения, – недаром Грибоедов назвал его «Молчалиным»:

«В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь», –

говорит он. Зачем рисковать «иметь свое сужденье», когда настолько проще и безопаснее думать, говорить и поступать так, как это делают старшие, как делает княгиня Марья Алексеевна, как «все»? Да и может ли Молчалин иметь свое мнение? Он несомненно глуп, ограничен, хотя и хитер. Это – мелкая душа. Мы видим низость и подлость его поведения с Софьей . Он притворяется, что любит ее, потому что думает, что это может ему быть выгодным, и в то же время заигрывает с Лизой; он подло ползает на коленях перед Софьей, вымаливая ее прощенья, и сразу после этого спешит спрятаться от гнева Фамусова, как настоящий трус. Жалкий тип Молчалина изображен Грибоедовым с беспощадным реализмом.

— главный герой произведения.

С этой цитаты начинается, так называемый, " ", в котором отвечает на критику в свой адрес (действие 2, явление 5).

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). рассказывает Софии (дочь ), о том, что его расстроило преклонение русской знати перед европейцами (французами). Чацкий приводит слова княжен, которые преклоняются перед Францией и французами.

Слова о том, что из-за его долгого отсутствия, его бывшая возлюбленная София, видимо влюбилась в другого (действие 2, явление 4). Чацкий и София (дочь ) раньше любили друг друга. Чацкий уехал в путешествие и когда вернулся через три года, София встретила его холодно. Из разговора с Фамусовым у Чацкого родилось подозрение, что София, за время их разлуки, полюбила другого.

:

София рассказывает Чацкому о том, как она ждала его, пока тот отсутствовал. На это Чацкий ответил этой фразой (действие I, явление 7).

Слова в разговоре с Софией (дочь ). Чацкий вернулся в Москву после длительного путешествия и навестил дом Фамусова. До разлуки Чацкий и София любили друг друга, но София встретила его холодно. Чацкий говорит Софие что он готов ради нее пойти хоть в огонь (действие 1, явление 7).

Возбудит малость их, и малость утишит. (д. 4, явл. 10):

Но этот обморок? беспамятство откуда?-

Нерв избалованность, причуда,

Возбудит малость их, и малость утишит

Слова Чацкого (действие 4, явление 14). выяснил что его возлюбленная София (дочь ) стала встречаться с низким человеком, секретарем ее отца - . устроил скандал и набросился с необоснованными упреками как на Софию, так и на Чацкого. Чацкий разочаровался в своей возлюбленной, раскритиковал порядки, сложившиеся у московской знати и решил уехать из Москвы, от людей, которые ему опостылили.

Вот наши строгие ценители и судьи! (д. 2, явл. 5):

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы по одиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Слова из (действие 2, явление 5) в котором отвечает на критику в свой адрес . Чацкий говорит о том, что молодежи не на кого равняться.

Слова Чацкого (действие 3, явление 6). встретил в доме чиновника своего друга Платона Михайловича Горича. Его жена, Наталья Дмитриевна, жалуется на здоровье мужа. На что Чацкий советует поехать в деревню, чтобы поправить здоровье.

Слова , сказанные Софии (дочь ) про (действие I, явление 7). Чацкий презирает Молчалина, но уверен, что он сделает себе карьеру пресмыкаясь перед начальством. Выражение применено в значении - он далеко пойдет.

Слова (действие 2, явление 5), в ответ на слова и , что пожар 1812 года пошел Москве на пользу, так как было построено много новых домов. Чацкий говорит о том, что предрассудки аристократического общества остались, несмотря на то, что Москву застроили новыми домами.

Слова , который прервал льстивую и лживую речь своего знакомого Репетилова (действие 4, явление 4).

Слова , которые он произнес при первой встрече с Софией (дочь ), после его возвращения из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга, но встретила София Чацкого холодно, так как за время их разлуки полюбила секретаря отца Молчалина (действие 1 явление 7).

Слова Чацкого (действие IV, явление 10). услышал, что его считают сумасшедшим. Кто-то распустил слух, что он сошел с ума. Чацкий очень расстроен и обескуражен этим обстоятельством и рассуждает о том, как нелепо формируется общественное мнение.

Слова в разговоре с Софией (дочь ). Чацкий вернулся в Москву из длительного путешествия (действие 1, явление 7).

Последние слова Чацкого (действие 4, явление 14). решил уехать из Москвы, от людей, которые ему опостылили.

Слова Чацкого, сказанные Молчалину (действие 3, явление 3). (секретарь ) спрашивает , почему тот не желает съездить с визитом к Татьяне Юрьевне, знакомой Чацкого, которая имеет важные связи у московской знати. Чацкий объясняет Молчалину, что он привык добиваться успеха сам, а не используя свои знакомства.

Слова (из ), обращенные к (действие 2, явление 5). Чацкий критикует глупое преклонение перед людьми в мундирах.

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). говорит о том, как он страдает. Он любит Софию, дочь , а та, за время их разлуки, разлюбила Чацкого и влюбилась в секретаря Фамусова (). Московское общество раздражает Чацкого своими нравами.

Слова Чацкого, обращенные к Софии (действие 4, явление 13). ухаживает за бывшей возлюбленной — Софией (дочь ). Но потом неожиданно выясняется, что он тайком признался в любви и ее служанке Лизе.

На лбу написано: Театр и Маскерад. (д. 1 явл. 7):

"А наше солнышко? наш клад?

На лбу написано: Театр и Маскерад;

Дом зеленью раскрашен в виде рощи,

Сам толст, его артисты тощи."

Нам каждого признать велят историком и географом! (д. 1 явл. 7):

"В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!"

Слова Чацкого, в ответ на слова Хлестовой про Загорецкого (действие 3, явление 10). Хлестова говорит про Загорецкого, который подарил ей слугу арапку. Затем она замечает, что тот "Лгунишка он, картежник, вор". На это и произносит эту фразу.

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). рассказывает Софии (дочь ), о том, что его расстроило преклонение русской знати перед европейцами (французами).

Слова Чацкого (действие 3, явление 3). начинает догадываться, что София дочь ) влюблена в секретаря своего отца — . Он удивлен этим обстоятельством, так как считает Молчалина глупым и ничтожным человеком.

Слова Чацкого (действие 4, явление 10). услышал, что его считают сумасшедшим. Кто-то распустил слух, что он сошел с ума. Чацкий очень расстроен и обескуражен этим обстоятельством.

Певец зимой погоды летней. (д. 1 явл. 7):

"На бале, помните, открыли мы вдвоем

За ширмами, в одной из комнат посекретней,

Был спрятан человек и щелкал соловьем,

Певец зимой погоды летней."

Слова , который критикует образ жизни тех, кого ему ставят в пример (действие 2, явление 5). высказал свои взгляды и поставил в пример некоторых чиновников. не считает этих людей достойными и называет образ жизни людей круга и взглядов Фамусова, как "Прошедшего житья подлейшие черты".

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). рассказывает Софии (дочь ) о «чужевластье мод», заставляющих русских людей перенимать европейскую одежду.

Слова в разговоре с (действие 2, явление 2). Фамусов рассказал о людях своего поколения. Чацкого поразило то, что пресмыкание перед начальством Фамусов превозносил как добродетель.

Спрашивает у как бы тот отнесся к тому, что если бы Чацкий женился на Софии, дочери Фамусова. Фамусов отвечает, что Чацкому надо бы устроиться на службу в государственное учреждение. На что Чацкий и ответил этой фразой (действие 2, явление 2).

Чацкий говорит Софье (действие I, явление 7) о том, что в свете принято говорить на французском языке. Но так как его хорошо знают немногие, то получается смесь языков французского с нижегородским.

Судьба любви - играть ей в жмурки. (д. 3 явл. 1):

"Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?..

А тот - Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!

Судьба любви, играть ей в жмурки,"

Слова Чацкого (действие 4, явление 10). увидел, что его возлюбленная София (дочь ) ищет . Чацкий решил спрятаться и выяснить, что происходит.

Слова в разговоре с Софией (дочь ), действие 1, явление 7. Чацкий, вернувшись из длительного путешествия, обнаружил, что София встретила его холодно (до разлуки молодые люди любили друг друга). Чацкий говорит о своем состоянии из-за этого.

Слова Чацкого, обращенные к Молчалину (действие 3, явление 3). (секретарь ) спрашивает , почему тот не преуспел в карьере. Чацкий отвечает этой фразой.

Числом поболее, ценою подешевле. (д. 1 явл. 7):

"Ах! к воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!"

Слова , обращенные к Софии (дочь ), из их первого разговора после возвращения Чацкого из длительного путешествия в Москву (действие 1, явление 7).

Слова , которые он произнес при первой встрече с Софией (дочь ), после его возвращения из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга (действие 1 явление 7).

Цитаты Фамусова

— один из ключевых героев произведения. Московский дворянин средней руки. Служит управляющим в казённом месте. Жена умерла вскоре после родов, оставив единственную дочь Софью. До событий комедии, Чацкий и Софья были влюблены друг в друга.

Слова Фамусова обращенные к Чацкому (действие 4, явление 14). неожиданно застал свою дочь Софию в компании с и набросился на них, считая, что они тайные любовники. Фамусов угрожает отправить дочь в деревню и требует от Чацкого не встречаться с ней.

Слова Фамусова (действие 1, явление 4). увидел свою дочь Софию в компании со своим секретарем . Фамусов недоволен тем, что его незамужняя дочь встречается с Молчалиным, так как хочет женить ее на богатом человеке со связями в обществе.

Слова Фамусова (действие 4, явление14). встретил свою дочь Софию в компании с . Фамусов набрасывается на них с руганью, считая их тайными любовниками.

Софья рассказала Фамусову странный сон, который ее напугал. Выслушав ее рассказ Фамусов отвечает этой фразой (действие1, явление 4).

Слова Фамусова обращенные к дочери Софии (действие 4, явление 14). неожиданно застал свою дочь Софию в компании с и набросился на них, считая, что они тайные любовники. Этой фразой он угрожает дочери отправить ее из Москвы в грушь (к тетке, в Саратов).

Слова Фамусова (действие 2, явление 5). расспрашивает о намерениях того жениться (Фамусов хочет выдать свою дочь Софию замуж за Скалозуба). Во время разговора Фамусов говорит этой фразой о том, что в Москве много достойных полковника невест.

Слова (действие 2, явление 3). Фамусов, узнав, что к нему прибыл в гости , говорит о слухах, что его дочь София, якобы, собирается замуж за полковника. Говоря о слухах он и применяет эту фразу.

Слова , в разговоре с . Чацкий вернулся в Москву после длительного путешествия и навестил дом Фамусова. Он заметил, что дочь Фамусова София похорошела. На что Фамусов ответил этими словами (действие 1, явление 9).

Слова Фамусова, обращенные к своей служанке Лизе. Лиза, чтобы разбудить хозяев, поставила стрелки часов так, чтобы они сыграли музыку. Фамусов догадался, что она специально подвела часы (действие 1 явление 2).

Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (действие 2, явление 2). рассказал какие умные и хитрые люди его поколения. Заканчил свою речь Фамусов этой фразой.

Из ответа Фамусова на рассказ Софьи о странном сне, который ее напугал (действие 1, явление 4).

Слова , обращенные к дочери Софье (действие 1, явление 4). Губителями карманов и сердец Фамусов назвал французов, которые привезли в Россию модные вещички, развлекательную французскую литературу.

Слова Фамусова, обращенные к полковнику Скалозубу (действие 2, явление 5). рассказывает о своей военной службе и ее перспективах. Во время разговора желает этой фразой Скалозубу здоровья и продвижения по службе.

Слова Фамусова из разговора с полковником Скалозубом (действие 2, явление 5). говорит о гостеприимстве аристократии Москвы.

Слова Фамусова (действие 2, явление 5). расспрашивает о намерениях того жениться (Фамусов хочет выдать свою дочь Софию замуж за Скалозуба). Во время разговора Фамусов говорит этой фразой о том, что Москва лучший город и в Москве много достойных полковника невест.

Слова в разговоре с (действие 2, явление 3). Фамусов узнал, что к нему прибыл знатный гость . Фамусов говорит Чацкому об идеях, которые тот только что высказал в их разговоре. Чацкий критиковал сложившиеся у аристократии Москвы порядки. Эти идеи Фамусов и назвал завиральными.

Софья влюблена в небогатого секретаря Молчалина, но отец не одобряет их отношений. Софья рассказывает Фамусову свой сон, в котором был небогатый молодой человек. Во время ее рассказа Фамусов и произносит эту фразу (действие 1, явление 4).

Слова Фамусова (действие 2, явление 5) из разговора с полковником Скалозубом. говорит о традициях и порядках, сложившихся у аристократии Москвы. Этой фразой он заключает, что предствители московской аристократии значительно отличаются от других.

Фамусов хвалится тем, как правильно он воспитывал свою дочь Софью (действие 1, явление 4).

Слова , обращенные к своему секретарю Молчалину (действие 1, явление 4). Фамусов встретил утром в своем доме своего секретаря Молчалина вместе со своей дочерью Софьей. Он против их близких отношений.

(управляющий в казенном месте) рассказывает про то, что он на службу подбирает только родственников (действие 2, явление 5).

Слова Фамусова, который заигрывает со своей служанкой Лизой (действие 1 явление 2).

Слова Фамусова в разговоре с полковником Скалозубом (действие 2, явление 5). говорит о том, что у аристократии Москвы принято судить о детях по достоинствам и достижениям их родителей.

Молчалин предлагает Фамусову обсудить бумаги, на что Фамусов, отказываясь тратить на обсуждение время, отвечает этой фразой (действие 1, явление 4).

Слова Фамусова (действие 2, явление 5). говорит о любящих поспорить старичках.

Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (действие 2, явление 2). говорит о требованиях, которые бы он предъявил к Чацкому, если бы тот решил жениться на его дочери Софии.

Слова Фамусова (действие III, явление 21). говорит о вреде обучения и учености.

Слова Фамусова (действие III, явление 21). с собеседниками обсуждают причины, из-за которых Чацкий сошел с ума. Хлёстова высказала предположение, что главная причина в том, что Чацкий злоупотреблял алкоголем. На это Фамусов замелил, что причина сумасшедствия Чацкого другая — ученье и ученость.

Слова об (действие 2, явление 2). Фамусов рассказал Чацкому о людях своего поколения. Чацкого поразило то, что пресмыкание перед начальством Фамусов превозносил как добродетель. Чацкий осудил это качество, на что Фамусов ответил этой фразой.

Фамусов рассуждает о своей дочери (София) и двух молодых людях, влюбленных в нее ( и ). Оба молодых человека не нравятся Фамусову, так как они не богаты и не знатны.

Слова Фамусова о богатых москвичах, в разговоре со слугой Петрушкой (действие 2, явление 1). с восхищением говорит слуге о достоинствах человека, на похороны которого он собрался.

Цитаты Софьи

Софья Павловна — дочь Фамусова.

Слова Софии в разговоре со служанкой Лизой (действие 1, явление 5). София обсуждает со своей служанкой Лизой, как ее отец (), встретил Софью с ее возлюбленным Молчалиным и остался недоволен этим. София любит молодого человека, но Молчалин не богат и отец против их сближения.

Слова Софии (дочь ). вернулся из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга, но София встретила молодого человека холодно, так как полюбила секретаря своего отца Молчалина. Чацкий, заметив холодность Софии, спрашивает, влюблена ли она в кого-либо? На что та отвечает этой фразой (действ. 1, явл. 7).

Слова Софии в разговоре с Лизой (служанка в доме ) о том, что возможным женихом Софии может стать полковник Скалозуб (действие 1 явление 5).

Слова Софии (дочь ), действие 3, явление 1. старается выяснить, любит ли кого-либо София. Когда он заговорил о , София ответила этими словами, намекая на то, что не любит полковника.

Слова Софьи (действие 1, явление 3). Софья (дочь ) долгое время находилась вместе со своим возлюбленным Молчалиным. Лиза (служанка в доме Фамусова) сказала Софье, что они слишком долго были вместе. На это Софья и ответила этой фразой.

Слова Софьи, обращенные к служанке отца Лизе (действие 1, явление 5). Отец Софьи, застал ее с Молчалиным в своем доме. Фамусов недоволен сближением своей дочери с безродным Молчалиным. Фраза из разговора Софии с Лизой, после ухода Фамусова.

  • Да эдакий ли ум семейство осчастливит? (д. 3. явл. 1)
  • Делить со всяким можно смех (д. 1. явл. 5)
  • Подумаешь, как счастье своенравно! (д. 1. явл. 5)

Цитаты Молчалина

— секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Молчалин ухаживает за Софией.

Слова Молчалина в разговоре с Чацким (действие 3, явление 3). (секретарь ) рассказывает , что он не высказывает своего мнения, так как пока его положение в обществе не является значительным (говорят о навыках письма известного чиновника Фомы Фомича).

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить».

Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.

В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.

Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»

Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

План

1. Введение

2.Деятельность Молчалина

3.Взгляды Молчалина

4.Отношение Молчалина к женщинам

5.Заключение

Введение

В бессмертном произведении "Горе от ума" А. С. Грибоедов описал несколько распространенных в его эпоху собирательных образов. Как показывает время, его характеристики актуальны и в наши дни. При любом общественном строе и уровне технического развития всегда останутся свои Чацкие, Фамусовы, Молчалины. Последний образ самый многочисленный и неистребимый. Низкопоклонство, чинопочитание и подхалимство ради достижения собственной выгоды - чрезвычайно распространенные общественные пороки. К сожалению, в каждом человеке живет свой Молчалин. Разница состоит лишь в том, до какой степени ему позволено обделывать свои темные делишки.

Деятельность Молчалина

Один из главных отрицательных персонажей комедии является секретарем Фамусова, живущим в его доме. А. С. Молчалин, судя по всему, небогатый человек. Отец с детства учил его "угождать всем людям". Поступив на службу к Фамусову, Молчалин стал не только его секретарем, но фактически личным слугой, который готов на любую услугу, даже на преступление. Автор намекает на не совсем чистый характер дел Фамусова в первом действии (бумаги "в ход нельзя пустить", "противуречья есть").

Склонность к аферам и тайным денежным операциям заложена у Молчалина в крови и подтверждается всеми его действиями и поступками. Отношение Алексея Степановича к Фамусову внешне предельно почтительное и уважительное, подчас доходящее до унизительного. На самом деле Молчалину плевать на свое человеческое достоинство. Им движет лишь жажда прибыли и улучшения своего общественного положения. Он убежден, что в этой жизни все зависит от денег, абсолютно все можно купить или продать. Он работает секретарем лишь до тех пор, пока не сколотит достаточного состояния и сможет сам стать подобием Фамусова. В этом заключается его представление об идеальном жизненном пути.

Взгляды Молчалина

Каких-либо особых твердых убеждений у Алексея Степановича незаметно. Первый раз он подробно высказывает свои взгляды в разговоре с Чацким. Превыше всего им ценятся "умеренность и аккуратность". Молчалин считает, что отличается именно этими качествами. Заинтересованный Чацкий продолжает задавать вопросы, пытаясь понять, что перед ним за человек. Алексей Степанович приводит в качестве авторитетов Татьяну Юрьевну и Фому Фомича.

Из слов Чацкого видно, что это до крайности глупые и ограниченные люди, вся заслуга которых состоит в богатстве. Но для Молчалина они - непререкаемые образцы, на которые следует равняться. Наконец, Чацкий добивается от Молчалина главной своей характеристики: "В мои лета не должно сметь свои суждения иметь". Он объясняет свою мысль тем, что небольшой чин принуждает его зависеть от "сильных мира сего". Неспособный на хитрость Чацкий делает вывод, что его собеседник - просто глупец. На самом деле Молчалин далеко не так глуп. Впоследствии он частично откроет свои сокровенные мысли перед Лизой.

Алексей Степанович в душе глубоко презирает всех, перед кем унижается. Он делает это по необходимости, мечтая занять место своих "кумиров". Однако прирожденный ум и образованность Молчалин никогда не применит для честного и благородного дела. Став большим начальником, он с радостью станет новым "кумиром", который будет также требовать к себе безграничного уважения и почтительности от подчиненных. Молчалин убежден, что только на этом держится весь мир.

Отношение Молчалина к женщинам

Любовь для Алексея Степановича - такой же товар и способ для достижения своих целей. Его ухаживания за Софьей вызваны стремлением еще больше понравиться Фамусову. Он насколько возможно честен по отношению к Лизе, но завоевать ее расположение пытается исключительно с помощью дорогих подарков. Молчалин просто не понимает, что у людей существуют какие-то чувства, кроме желания обогащения и власти.

Заключение

Молчалин - собирательный отрицательный образ человека, для которого не существует никаких высоких идеалов. Такие люди готовы на любое унижение ради денег. Получив власть и авторитет, Молчалины смогут широко распространять свое отравляющее влияние. Это приведет к появлению все новых и новых низких и подлых людей, заменяющих честность и правдивость на лживость и продажность. Для любого общества важно, чтобы Молчалиных в нем было как можно меньше.

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Предлагаем ознакомиться с в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Алексея Степановича Молчалина писатель изображает взрослым мужчиной. При этом Молчалин отторгает даже возможность своей инфантильности. Фамусов, у которого служит герой, пользуется положением Алексея. Официально герой работает в «Архивах», потому что так договорился Фамусов. Однако это простая формальность для получения чинов. Настоящее место работы Молчалина – дом Фамусова. Последний обеспечивает своему работнику еду, питье, кров, продвижение по карьерной лестнице. Молчалин, по всей видимости, знает, как угодить Фамусову.

До работы у Фамусова, в Москве, герой проживал в Твери. Молчалин, конечно, человек совсем не богатый. Простота происхождения героя заставляет сделать предположение, что Молчалин – мещанин. Согласно «Табели о рангах», герой занимает чин коллежского асессора. Этот чин дает право на дворянство, чего и достигает Молчалин. Мужчине даже удается получить награждения, в чем Молчалину, наверное, помог его господин.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.


Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.


Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

Предлагаем сравнить в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Характер Молчалина

Герой производит двоякое впечатление. С одной стороны, Молчалин всем угождает (в этом мужчина настоящий мастер), он застенчивый, услужливый, робкий, спокойный, несмелый, скромный, тихий, «бессловесный». Ему свойственна аккуратность, умеренность, отсутствие критики в адрес окружающих. За это они его и любят, пожалуй. Но с другой стороны, герою свойственна и двуличность, лицемерность. Молчалина считают воспитанным и вежливым человеком, герой вызывает симпатии у окружающих. Общество не видит истинную натуру героя. Наоборот, в Молчалине усматривают самоотверженного человека, готового забыть о собственных интересах ради других.

Однако Молчалин угождает и молчит ради корысти, ради достижения своей цели. Такое напутствие дал герою отец. Поведение героя зависит от обстоятельств. Например, с дочерью Фамусова мужчина ведет себя подчеркнуто вежливо и скромно. Но Молчалин не любит Софью по-настоящему. Влюблён же герой в Лизу. Однако с простой девушкой незачем вести себя прилично. Истинное лицо Молчалина видит, пожалуй, лишь Чацкий, считающий асессора глупым, трусливым и жалким человеком. Впрочем, Вяземский, напротив, подчеркивает благоразумие героя, рациональный подход к жизни. Душа Молчалина – холодная и черствая. Об этом позже говорит и служанка Лиза.