Что древний рим оставил мировой культуре. Античная культура древнего рима

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки.

Кафедра истории Отечества

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура Древнего Рима

Выполнила: студентка-заочница

1 курса экономического факультета

Иванова Наталия Николаевна

Воронеж - 2010

Введение

Архитектура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

Живопись Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Религия Древнего Рима

Заключение

Список литературы

Введение

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы

Архитектура Древнего Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

1. Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.


Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.


Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

2. Республика (VI ‒ I век до н.э.)

2.1 Период ранней республики (VI ‒ III век до н.э.)

Последний царь Тарквиний Гордый оказался тираном и был свергнут. В 510 г. до н.э. в Риме образовалась республика. Ей правили два консула, которых избирали каждый год. Чуть позже появилась должность диктатора, обладавшего чрезвычайными полномочиями. Он назначался на 6 месяцев консулами по решению Сената в моменты, когда Риму грозила опасность.

В этот период в Риме было много войн. Общество разрывалось внутренними противоречиями. В результате завоевательной политики, Риму удается установить господство на Апеннинах.


В середине V в. до н.э. принимаются Законы 12 таблиц. Они надолго становятся первым письменным источником римского права и регулируют имущественные, семейные, наследственные отношения.

В IV веке до н.э. денежные отношения пришли взамен натуральным ‒ в обращение вошли первые медные монеты.

К IV в. до н.э. влияние этрусков ослабевает, появляются самобытные римские изделия в керамике и бронзе. Однако в V веке до н.э. наступил некоторый упадок ремесел по сравнению с Царским периодом.

Что касается архитектуры, то здесь влияние этрусков еще сильно. Римляне возводили деревянные храмы с терракотовыми скульптурами и настенными росписями. Жилища строили без особых излишеств, копируя этрусские дома с атрием (внутренним двориком с неглубоким бассейном для сбора дождевой воды).


Народное творчество было представлено песнями (свадебные, магические, триумфальные, героические).

В письменности этрусские буквы заменяются греческими, происходит дальнейшее формирование латинского алфавита.

В 304 г. до н.э. эдилом Гнеем Флавием был опубликован календарь. Он считается первым римским литературным произведением.

В 280 г. до н.э. была записана публичная речь, произнесенная в Сенате Аппием Клавдием. Он же выпустил сборник нравственных изречений «Сентенций». Одно из них в ходу до сих пор: «Каждый кузнец своего счастья».

2.2 Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

Многочисленные войны во II веке до н.э. (пунические, македонские) привели к расширению могущества Древнего Рима. Был разрушен соперничавший с Римом Карфаген, Греция и Македония превратились в римские провинции. Это повлекло за собой обогащение римской знати. Рабы и золото в ходе войн были основными трофеями. Появляются гладиаторские бои ‒ любимое развлечение древних римлян. Рим становится сильным государством, но внутри него назревают противоречия, ставшие причиной гражданских войн. Установление диктатуры Суллы и Цезаря во II ‒ I веках до н.э. привели впоследствии к принципату Октавиана Августа.


Гай Юлий Цезарь

Под греческим влиянием меняется архитектура города. Обеспеченные римляне строят дома с облицовкой мрамором, в украшении жилища используют мозаику, фрески. Внутри размещают статуи, картины и другие предметы искусства. В скульптуре характерным явлением становится реалистический портрет. К I веку до н.э. римская архитектура обретает свою самобытность. При Цезаре был построен новый Форум, в городе стали разбивать сады и парки.

С Востока и Греции в Рим пришли новые нравы. Римляне стали одеваться в разноцветные одежды, обильно украшая себя драгоценностями. Мужчины начали гладко бриться и коротко стричься.

Менялись и обычаи внутри семьи. Женщины получили больше свободы. Они могли распоряжаться своим имуществом и даже подать на развод. Впрочем, к концу периода республики число разводов сильно возросло. Это говорит об упадке семейного института.

В 240 г. до н.э. вольноотпущенный грек под именем Тит Ливий Андроник перевел греческие пьесы на латинский язык. С этого времени началась римская литература. Его последователем был Невий из Кампании. Он сочинял пьесы, беря за основу греческие, но использовал близкие ему события и узнаваемых людей. Известен был и комедиограф Тит Макций Плавт. В то же время у римлян были популярны народные фарсы и мимы.

Появились и описания современной истории. Так в конце III века до н.э. Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент написали «Анналы» ‒ подробное изложение истории Рима. Известны также труды Катона Старшего «О земледелии», «Начала», «Наставления сыну», где он выступает за патриархальные римские ценности, критикуя моду на все греческое.

Во времена поздней республики большое наследие в жизни Рима оставил Варрон. Основной его труд назывался «Древности дел божеских и человеческих». Кроме того, он написал множество исторических, биографических, философских произведений, создав энциклопедическую картину знаний о Древнем Риме.

В этот период приходит мода на политическую публицистику. Многие известные личности стремятся запечатлеть в письменных трудах свою деятельность. Среди них Сципион Старший, Сулла, Публий Рутилий Руф, Гай Юлий Цезарь и др.

Развивается ораторское искусство. Особую роль в его становлении сыграл Цицерон. Римляне брали уроки красноречия, для них очень важно было уметь публично выступать в Сенате, суде, на Форуме. Удачные речи записывались. В Риме преобладала греческая школа красноречия, но вскоре появилась и римская ‒ более лаконичная и доступная простым слоям населения.


В I веке до н.э. расцветает поэзия. Талантливыми поэтами были Лукреций и Катулл. Лукреций написал поэму «О природе вещей», а Катулл славился своими лирическими и сатирическими произведениями. Сатирические памфлеты пользовались популярностью и являлись методом политической борьбы.

В то же время происходила дальнейшая эллинизация римской религии. Пришел культ греческих богов Аполлона, Деметры, Диониса, Гермеса, Асклепия, Аида, Персефоны и др. Обряды становились все более пышными и сложными. С востока в Рим проник также культ богини Кибелы. К концу I века до н.э. в Риме появились египетские священные культы. Стали популярны астрология, гадания, магия.

3. Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.


В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.


Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.


К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.


Восточная римская империя под видом Византии просуществовала до 1453 г. В 410 г. Рим был разграблен варварами. В 476 г. Западная империя, а вместе с ней античный мир, окончила свое существование после отречения последнего императора.

Тем не менее наследие Древнего Рима сложно переоценить. Оно оказало огромное влияние на развитие культуры всего мира.

Культура Древнего Рима значительно повлияла на развитие европейской и мировой истории. Ещё в те времена были заложены традиционные ценности, нормы общественной жизни и социально-психологические образцы поведения, которые на протяжении тысячи лет являлись основой европейской просвещенности. Рим также был "основателем" демократии, и гражданской ответственности, что свидетельствует о высоком социальном уровне развития, который способствовал формированию сильного и развитого государства.

Первоначально культура Древнего Рима складывалась под влиянием греческого и этрусского народов, но впоследствии римляне во многом превзошли своих учителей, достигнув достойных восхищения высот. Начиналось всё с религии, которая признавала силу духов и божеств. Поскольку римский пантеон был всегда открытым для «чужих» сил, считалось, что новые божества только увеличивают мощь римских жителей, поэтому мифология Рима стала отождествлять своих богов с греческими.

Также было с философией и литературой. Изначально греческие мудрецы и писатели "становились" римскими, а их труды переводились на латынь, но затем, изучая произведения великих философов и дополняя умозаключения собственным опытом, проявляли свои способности многие истинно римские великие писатели и ученые. Так зарождалась культура Древнего Рима.

Далее развитие происходило во всех сферах культуры. В архитектуре римляне сделали значительный шаг вперёд. Они отдавали предпочтение построению зданий, которые больше соответствовали практическим нуждам и подчёркивали силу, которая подавляет человека своим величием, чем храмовым (духовным) комплексам. В результате этого у них появились новые типы сооружений (амфитеатр, терма и базилик) и конструкций (арки, купола, столбы).


Культура Древнего Рима кратко описывает и некоторые достижения Греции, потому что во время своих завоеваний римляне вывозили из большое количество ценностей и произведений искусства. Эти трофеи впоследствии копировались, что, к сожалению, препятствовало развитию собственной живописи и скульптуры. Таким образом, Древнего Рима характеризовалась довольно неплохим развитием лишь портретного жанра (статуи, изображающие деятеля в тоге, бюсты), который отличался простотой и точностью образа.

Как уже говорилось, главной чертой мышления у римлян был практицизм, который способствовал развитию прикладных наук. В связи с этим высокого уровня достигла юриспруденция, по которой до нас дошли многочисленные литературные шедевры. Кроме этого, "изобреталась" новая бытовая утварь, стеклянная и бронзовая посуда, водяные мельницы, приспособления для отапливания помещений и подогрева воды и многое другое.

Одной из причин того, что Рима стала процветать, было улучшение материально-экономического положения империи, которое и обеспечило необходимые условия для образования ценностей, породило античную интеллигенцию (поэтов, учителей, философов и других мастеров искусств).

Быт римлян

Дом не имел окон. Свет и воздух поступали через широкое отверстие в крыше. Стены из кирпича штукатурились и белились, часто изнутри их покрывали рисунками. В богатых домах пол украшался мозаикой — кусочками разноцветного камня или цветного стекла.
Беднота жила в лачугах или в тесных комнатушках многоквартирных домов. В жилища бедняков не проникали солнечные лучи. Дома для бедняков строились плохо и нередко обрушивались. Случались страшные пожары, уничтожавшие целые районы Рима.
За обедом не сидели, а возлежали на широких ложах вокруг низкого стола. Бедняки довольствовались на обед горстью маслин, куском хлеба с чесноком и стаканом кислого вина (пополам с водой). Богатые люди тратили целые состояния на дорогие кушанья, изощрялись в придумывании удивительных блюд вроде жаркого из соловьиных языков.
Нижней одеждой римлян была туника (род рубахи до колен). Поверх туники надевали тогу — плащ из куска белой шерстяной ткани овальной формы. Сенаторы и магистраты имели тогу с широкой пурпурной каймой. Ремесленники носили короткий плащ, оставлявший открытым правое плечо. Так было удобнее работать.
Богатые и знатные римляне, не знавшие никакого труда, проводили ежедневно помногу часов в банях (термах). Там были облицованные мрамором бассейны с горячей и холодной водой, парильни, галереи для прогулок, сады и магазины.


Достижения в технике

Раньше из размягченной стеклянной массы лепили, как из глины. Римляне стали получать дутое стекло, изготовляли стеклянную посуду, научились отливать стеклянные изделия в форму.
Римские строители сооружали дороги, покрывавшиеся плотными каменными плитами. По обочинам дорог имелись обложенные камнем канавы для стока воды. Расстояния отмечались милевыми столбами Многие римские дороги сохранились до наших дней.
Римляне изобрели бетон, составными частями которого был известковый раствор, вулканический пепел и щебень. Бетон позволял применять при постройке мостов арки. По арочным мостам с желобом для труб наверху (акведукам) самотеком вода бежала в город. Рим времен империи имел 13 водопроводов.
Исключительно точный расчет требовался для купольных построек, так как при сооружении куполов не применялись, как теперь, металлические или железобетонные балки и крепления. Образцом купольной постройки является Пантеон (храм всех богов), построенный в Риме в I в. и ныне служащий местом погребения выдающихся людей Италии.
Чудом строительной техники древности является Колизей, огромный амфитейтр 2, сооруженный в Риме во второй половине I в. Стены Колизея достигали 50 метров высоты, он вмещал не менее 50 тысяч зрителей.
Многие архитектурные памятники Рима посвящены прославлению побед римского оружия. Таковы деревянные, а затем каменные триумфальные арки — парадные ворота, через которые проезжал победивший полководец и проходило победоносное войско во время триумфа. В ознаменование военных побед воздвигались также высокие каменные колонны со статуей импера¬тора-полководца.


С техникой строительства нас знакомит сочинение римского инженера Витрувия (I в. до н. э.), долго служившее образцом для инженеров и строителей нового времени.
В древнем Риме поощрялась агрономическая (сельскохозяйственная) наука. Римские агрономы разрабатывали способы лучшей обработки почвы, приемы лучшего ухода за сельскохозяйственными культурами. О сельском хозяйстве и его технике писали Катдн (И в. до н. э.) и многие другие выдающиеся люди.


Скульптура древнего Рима

Чем больше было предков, тем знатнее считался род.
Когда по греческому обычаю стали высекать статуи из камня, римские скульпторы сохранили обычай точно передавать черты человека, как это делалось на работах из воска. Если статуя изображает старика, то можно видеть морщины, дряблую кожу. Римская скульптура носила реалистический характер. Статуи были настоящими портретами, точно передававшими черты изображаемых лиц.

Литература древнего Рима

Прекрасную по форме и глубокую по мысли поэму «О природе вещей» написал поэт и ученый Лукреций Кар (I в. до н. э.). Он доказал, что природа подчиняется своим естественным законам, а не воле богов. Лукреций боролся с суевериями и религией, пропагандировал достижения науки.
Поэт времени Августа Вергйлий в звучных и торжественных стихах поэмы «Энеида» рассказал о далеком прошлом Италии, связав ее судьбы с мифом о троянце Энее, спасшемся при гибели Трои и попавшем после долгих странствий в Италию. Вергилий восхвалял Августа, считавшего себя потомком Энея, Вергилий также возвеличивал Римское государство, которому, будто бы сами боги повелели править другими народами.

Современник Вергилия поэт Гораций писал чудесные стихи о дружбе и благах мирной жизни, воспевал красоту природы Италии и труд земледельца.
Август хорошо понимал степень воздействия художественной литературы на массы и поэтому стремился привлечь поэтов и писателей на свою сторону. Друг Августа, богатый рабовладелец Меценатдарил поэтам поместья и делал им другие подарки. Поэты прославляли Августа как спасителя Римского государства, а время его правления называли «золотым веком».
1 Слово меценат стало обозначать знатного покровителя искусств.


Календарь в древнем Риме

Январь был назван в честь бога Януса; февраль получил название от празднеств в память предков — фебруарий; март носил имя бога войны и растительности Марса; июль и ав¬густ названы в честь Юлия Цезаря и Августа; сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
обозначают «седьмой», «восьмой», «девятый», «десятый». Счет дней был сложным. Вместо «7 мая» римлянин сказал бы «8 дней до 15 мая». Первое число месяца называлось календы — отсюда календарь.

Значение римской культуры

Римляне. завоевавшие многие области Европы и Африки, познакомили другие народы с культурными
достижениями греков. Они сохранили копии замечательных произведений греческой скульптуры, не дошедших до нас в подлиннике. Многие труды греков известны нам лишь в римской передаче.
В новое время греческую и римскую культуру стали называть античной (от латинского слова антйквус — древний).
Римляне вносили в культуру и новое, особенно в области строительства и техники. Язык римлян — латынь — стал родоначальником и основой языка многих народов (итальянского, французского, испанского и др.). Латинским алфавитом сейчас пользуются народы Западной и частично Восточной Европы, большей части Африки, Америки, Австралии (см. карту). Римскими цифрами мы обозначаем столетия, используем их на циферблатах часов. Ученые пользуются латинским языком для обозначения растений, минералов, частей человеческого тела.

Множество латинских слов вошло и в наш язык. Слова коммунизм, партия, республика, пролетариат, школа и многие другие латинские. Имена Павел, Виктор, Наталия, Маргарита, Максим, Сергей также латинские. Планеты Марс, Юпитер, Венера, Сатурн носят имена римских богов. Всемирно известный крейсер «Аврора» назван именем римской богини зари.

В развитии Древнего Рима можно выделить несколько этапов: 1-й период - царский: 754 - 510 годы до н.э.; 2-й период - республиканский: 510 - 30 годы до н.э.; 3-й период - имперский: 30 год до н.э. -

476 год н.э.

Древнейшим населением Аппенинского полуострова были ли- гуры.

В I тысячелетии до н.э. основную массу населения составляли племена, говорящие на индоевропейских языках, оттеснившие прежнее население, - этруски, пришедшие из Малой Азии, греки и другие. К I веку до н.э. в результате завоевания Италии Римом сложилась единая италийская народность.

Особое влияние на культуру Рима оказали этруски, создавшие первые государства на Аппенинах. Их культура имеет много аналогий с культурами Средиземноморья, Малой Азии и Греции.

Рим был основан, как считается, в 754 (3) году до н.э. и первоначально был монархией с сильными пережитками родоплеменных отношений. В царский период сложилось государство в форме полиса, социально-экономической основой которого была античная форма собственности. Римская культура раннего периода развивалась под сильным влиянием этрусков и греков. В VII веке до н.э. на основе греческого алфавита сложилась письменность. Римская культура раннего периода не имела ярких достижений: римляне неясно представляли себе своих богов, в религии отмечаются признаки рационализма и формализма без экзальтации, не было создано яркой мифологии как у греков, у которых она стала почвой и арсеналом художественного творчества. Не было в Риме и эпических поэм, подобных гомеровским. Зародилась драматургия, произошедшая от сельских праздников - сатурналий, участники которых выступали с песнями и танцами. Жрецы вели летописи - анналы. Важным проявлением культуры явилось правотворчество, формировавшееся на основе обычного права, царских законов и законов, принимавшихся народными представителями. Первым письменным памятником римского права были «Законы XII таблиц» (V век до н.э.), фиксировавшие нормы обычного права и одновременно защищавшие частную собственность, классовое и сословное неравенство.

Быт римлян царского и раннереспубликанского времени отличался неприхотливостью. Дома и святилища были невзрачными. От обычая изготавливать посмертные маски стала развиваться портретная скульптура, отличавшаяся большим сходством с оригиналом.

В целом, ранняя римская культура, восприняв плодотворное влияние других народов, сохранила свое своеобразие и развила местные италийско-латинские основы.

К III веку до н.э. Рим стал гегемоном на Аппенинском полуострове. Причины римских успехов: удачное географическое положение в центре Аппенин; быстрое социально-экономическое развитие на базе передового античного рабства; военно-техническое превосходство, возникшее на основе передовой экономики и культуры; отсутствие единства у противников Рима. Однако завоевание Италии Римом не означало создания единого централизованного государства. Рим оставался полисом. Вместе с тем, образование римско-италийского союза экономически и культурно сблизило разные районы Италии.

В начальный период республики Рим был полисом с господством полистной идеологии: с обостренным чувством гражданства и гражданской общности, ценностью свободы, достоинством и коллективизмом граждан. Постепенно, по мере римских завоеваний, римская община: город-государство сменилось громадной державой. Разложение античного полиса привело к кризису и идеологию его граждан. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные нравы и обычаи подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.

Римская религия, развивавшаяся под сильным греческим влиянием, включала в себя и иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Религия несла печать формализма и практичности. Большое внимание обращалось на внешнюю сторону религии, выполнение обрядов, а не духовное слияние с божеством. Поэтому чувства верующих мало затрагивались и возникала неудовлетворенность. Отсюда рост влияния восточных культов, часто отличавшихся мистическим и оргиастическим характером.

Большую роль в жизни римлян играли праздники, сопровождавшиеся шествиями, спортивными состязаниями, театральными представлениями, гладиаторскими боями. Причем значение публичных представлений все время росло: они были важным средством отвлечения широких масс от общественной активности.

На становление и развитие римской литературы большое влияние оказала греческая литература, первоначально языком литературы был греческий. Из наиболее значительных авторов периода республики можно отметить комедиографа Тита Макция Плавта (254 - 184 годы до н.э.); Гая Луцилия (180 - 102 годы до н.э.), обличавшего в сатире пороки общества; Тита Лукреция Кара (95 - 51 годы до н.э.), написавшего философскую поэму «О природе вещей»; Гая Валерия Катулла (87 - 54 годы до н.э.), мастера лирической поэзии, писавшего

В прозе прославились Марк Теренций Варрон (116 - 27 годы до н.э.), создавший, по сути, энциклопедию «Древности дел божеских и человеческих» об истории, географии и религии, ему единственному из римских писателей еще при жизни был поставлен памятник; Марк Туллий Цицерон (106 - 43 годы до н.э.) - оратор, философ, юрист, писатель. Крупным римским писателем был Гай Юлий Цезарь, автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданской войне».

Возрастание могущества Рима привело к подъему архитектуры, которая выражала идею силы, мощи и величия, отсюда монументальность и масштабность сооружений, пышная отделка зданий, декоративность, больший, чем у греков, интерес к утилитарным сторонам архитектуры: было построено множество мостов, акведуков, театров, амфитеатров, терм, административных зданий.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры, причем римляне придерживались строй симметрии. Римские зодчие стали впервые широко использовать бетон. В I веке до н.э. Рим превратился в громадный город с миллионным населением, многоэтажными домами и многочисленными зданиями общественного назначения.

Быстро развивалась наука, причем с практическим креном: можно выделить агрономов Катона и Варрона, архитектора-теоретика Витрувия, юриста Сцеволу, филолога Фигула. I

II века н.э. - «золотой век» римской империи. Народы Средиземноморья впервые в истории оказались в пределах одной огромной державы. Границы между отдельными государствами, обращенными в римские провинции, были уничтожены, монетные системы унифицированы, войны и морской разбой прекращены. Создались условия, благоприятствовавшие установлению экономических и культурных связей между различными областями, прогрессу сельского хозяйства, ремесел, строительства, внутренней и внешней торговли.

Римляне воспринимали, усваивали и перерабатывали культурное наследие древневосточного и эллинистического мира. Они одновременно способствовали приобщению к греко-римской культуре разных слоев населения западных провинций империи, распространяя в их среде латинский и греческий языки, знакомя их с хозяйственными и техническими достижениями, мифологией, произведениями искусства, литературы, архитектуры, с научными знаниями и философскими теориями, с системой римского права.

Из творцов культуры «золотого века» Рима можно отметить: географа Страбона; историков Тацита, Тита Ливия, Плиния, Плутарха; философов Сенеку и Марка Аврелия; поэтов Вергилия, чья поэма «Энеида» является венцом римской поэзии, Овидия, писавшего о любви; Петрония и Ювенала - сатириков; прозаиков Апулея и Лонга. Особого развития достигло римское право. Римские правовые нормы оказались столь гибкими, что их можно применять в любой общественной системе, основанной на частной собственности.

С III века н.э. Рим вступил в полосу кризиса, имеющего в основе кризис рабовладельческой системы. Усиливалась политическая нестабильность. Углубился кризис традиционной культуры, усилилось потребительство, нарастало моральное разложение, отмечалось стремление к наслаждениям, гедонизм.

Отражением кризиса традиционной римской культуры было появление и широкое распространение христианства, ставшего государственной религией.

В 395 году империя была разделена на Западную и Восточную. В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров, а на востоке образовалась Византия, трансформировавшаяся в феодальное государство, самое культурное в период Средневековья в Европе.

Значение античной цивилизации.

Античная традиция ни на Западе Европы, ни на Востоке Европы никогда не прерывалась, хотя были периоды раннего Средневековья, когда многое было забыто. Определенные ценности античной культуры впитало христианство. Латынь стала языком церкви и науки в Средневековье. Многие достижения античности сохранялись и развивались арабо-исламской цивилизацией (философия, математика, астрономия, медицина). Система римского права была приспособлена к средневековой Европе. В период Возрождения античные образцы стали предметом изучения. Античные искусство, литература, архитектура, театр связаны с современностью тысячами нитей.

Особое влияние в политике имели идеи античной демократии. Жила и идея Рима, как политического и духовного центра, объединяющего народы.

Культура Древнего мира пережила мировоззренческую революцию или по терминологии Карла Ясперса «осевое время». Следствием конфуцианства и даосизма в Китае, буддизма в Индии, зороастризма в Иране, этического монотеизма пророков в Палестине, греческой философии - впервые утверждаются два важнейших принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

Сформировались мировые религии (буддизм, христианство, ислам), с установкой на отрицание патриархальных ценностей и обращение к личности, которая выходит за пределы родовых норм и осуществляет свободный выбор. Возникает совершенно новый феномен «обращения» в религиозную или философскую веру: выбор доктрины и вытекающих из нее норм поведения.

Пока нравственность не отделилась от сакрально-родовых табу и личное моральное сознание без остатка отождествляло себя с общественным мнением родового, этнического коллектива, самостоятельный акт, в котором человек выбирает для себя образ мыслей и образ жизни, был невозможен: человек мог нарушать общепринятые нормы, но не мог искать для себя других норм. Разрушение автоматизма традиции рода сделало жизненную позицию индивида проблемой и расчистило место для психологии «обращения». Авторитет традиции, господствовавший до этого, вступил в борьбу с авторитетом доктрины.

В период древних цивилизаций была открыта власть идеи, как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма. Исходя из идеи, можно было заново строить поведение человека среди людей. Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики. Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом - главными языками архаического мировоззрения. Древность поставила задачу: искать истину, делающую человека свободным. Человек вышел из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.