"честь дороже жизни" - сочинение-рассуждение. Сочинение на тему честь дороже жизни Честь дороже жизни в произведении

Вариант 1:

Мы часто слышим отовсюду, что нет ничего дороже человеческой жизни. Я полностью согласна с этим. Жизнь - это дар, который каждый человек должен принимать с благодарностью. Но, часто окунаясь в жизнь со всеми ее преимуществами и недостатками, мы забываем о том, что важно не просто прожить жизнь, а сделать это достойно.

К сожалению, в современном мире, такие понятия, как честь, благородство, справедливость и достоинство потеряли свой смысл. Люди часто ведут себя так, что становится стыдно за весь наш род человеческий. Мы научились летать, как птицы, плавать, как рыбы, теперь осталось научиться жить, как настоящие люди, для которых честь дороже собственной жизни.

Многочисленные словари дают различные определения слова «честь», но все они сводятся к описанию лучших нравственных качеств, которые высоко ценятся в нормальном обществе. Человеку, который дорожит чувством собственного достоинства и своей репутацией, страшнее потерять честь, чем умереть.

К вопросу чести обращались многие писатели, среди которых и Михаил Шолохов. Мне вспоминается его рассказ "Судьба Человека" и главный герой Андрей Соколов, который является для меня одним из лучших образцов человека чести и достоинства. Пережив войну, страшные потери, плен, он остался настоящим человеком, для которого справедливость, честь, верность Родине, доброта и человечность стали главными принципами в жизни.

С трепетом в сердце я вспоминаю момент, когда в плену он отказался пить за немецкую победу, но выпил за свою смерть. Таким жестом он даже вызвал уважение врагов, которые отпустили его, дав буханку хлеба и масло, которые Андрей разделил поровну между товарищами в бараке. Для него честь оказалась дороже жизни.

Мне хочется верить, что большинство людей дорожат честью, больше, чем жизнью. Ведь такое отношение к ключевым понятиям нравственности и делает нас людьми.

Вариант 2:

Как часто мы слышим такие слова, как «честь», «честность», и задумываемся над значением этих слов? Под словом «честность» чаще всего мы подразумеваем поступки, которые честны по отношению к нам или другим людям. Пропустили урок по болезни, но нам не поставили двойку? Это честно. Но «честь» - это другое. Служивые часто говорят «честь имею», родители твердят, что честь нужно воспитывать в себе, а литература утверждает «береги честь смолоду». Что же такое эта самая «честь»? И что нам так нужно беречь?

Дабы ответить на поставленные вопросы, стоит заглянуть в литературу и найти там массу примеров. Например, А. С. Пушкин и роман «Капитанская дочка». Алексей Швабрин, главный герой романа, легко переходит на сторону Пугачева и становится предателем. Ему в противоположность Пушкин приводит Гринева, который под страхом смерти не ступает на роль «бесчестия». Да и вспомним жизнь самого Александра Сергеевича! Честь жены для него оказалась важнее, чем собственная жизнь.

В рассказе «Судьба человека» М. А. Шолохова есть настоящий русский воин, который никогда не предаст Родину – это Андрей Соколов. На его долю, как и на долю всего советского народа, выпало множество испытаний, но он не сдался, не скатился до предательства, а стойко вынес все тяготы и лишения, не марая свою честь. Дух Соколова настолько силен, что это замечает даже Мюллер, предлагающий русскому солдату выпить за победу немецкого оружия.

Для меня слово «честь» - не пустой звук. Конечно, жизнь – это удивительный дар, но распорядиться ею нужно так, чтобы последующие поколения помнили о нас с уважением.

Вариант 3:

Сегодня люди все чаще замечают, что понятие чести обесценивается. Особенно это касается молодого поколения, ведь оно росло в условиях уменьшения важности совести, чести, трудолюбия. Взамен люди стали более тщеславными, корыстными, а тот, кто сохранил в себе и своих детях высокие нравственными принципы, рассматривается большинством как странный, «непредприимчивый». Материальное постепенно перешло на первый план. Неужели выражение «береги честь смолоду» устарело?

Как известно, невозможно создать себе репутацию честного и правильного человека за один день. Это долгий процесс, при котором в незначительных поступках формируется внутренний стрежень честного человека. И когда этот стержень – основа существования человека, то потеря чести хуже смерти.

Ярким примером того, как люди отдают жизнь за свою честь, за честь своей семьи, страны и народа, является мрачное время Великой Отечественной Войны. Миллионы молодых людей отдали свои жизни за то, во что верили. Они не перешли на сторону врага, не сдались, не прятались, несмотря ни на что. И сегодня, спустя столько лет, мы помним и гордимся тем, что наши предки отстояли свои убеждения и честь.

Тема чести поднимается и в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочь». Отец Петруши хочет привить сыну чувство офицерской чести и отдает его служить не «по связям», а наравне со всеми. Этот же посыл сохраняется и в напутственном слове отца Петру перед уходом на службу.

Позже, когда Гринев должен будет под страхом смерти перейти на сторону Пугачева, он этого не сделает. Именно этот поступок поразит Пугачева, покажет высокие моральные принципы молодого человека.

Но честь можно проявить не только на войне. Это то, что является жизненным спутником человека каждый день. Например, Пугачев помогает Гриневу спасти Машу из плена, показав тем самым общечеловеческую честь. Делал он это не из корыстных побуждений, а потому что твердо считал, что даже его союзник не может обидеть девушку, а тем более сироту.

Честь не имеет возраста, пола, статуса, материального положения. Честь – это то, что присуще только человеку разумному, личности. И беречь ее действительно стоит, ведь восстановить запятнанное имя значительно сложнее, нежели каждый день жить честно и порядочно.

Два печальных юбилея, неразрывно связанных между собой, отметила в феврале Россия. 8 февраля 1837 года произошла дуэль между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом. Спустя два дня, 10 февраля, смертельно раненный на дуэли поэт умер. Было это 175 лет назад.

Сама по себе история русской дуэли XIX века — это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. Таким образом тогда «выясняли отношения», отстаивая свою честь и достоинство.

А сегодня? Существует ли в нашем обществе понятие «чести»? Если мы говорим об отдельных людях, то среди нас есть как люди чести, так и бесчестные люди. Если говорим об обществе, то трудно сказать, возможно ли в наше время по-настоящему сохранить достоинство или же сегодняшний уклад оставил это в далеком прошлом. Актуально ли понятие «честь» в современном мире?

Об этом наша беседа с заведующей сектором музейной педагогики Всероссийского музея А. С. Пушкина Е. Б. Добровольской.

— Екатерина Борисовна, вы изучаете жизнь и творчество А. С. Пушкина, в частности, историю дуэли и гибели поэта, рассказываете об этом учащимся. Как вы считаете, почему раньше люди были готовы умереть за свою честь?

— Эта тема очень серьезная, и на этот вопрос трудно ответить коротко. Честь — это родовое понятие русского дворянина, который воспринимал свою жизнь не как что-то случайное и единичное, а как звено в исторической цепочке. Он дорожил своей фамилией, памятью предков и мнением о себе не только тех, кто живет рядом, но и тех, кто будет жить потом. Он должен был передать детям свое имя незапятнанным, он мечтал прославить свой род, свое имя. Так воспитывали с детства. «Дорога чести и славы открыта перед вами!» — говорил, обращаясь к юным лицеистам, в день открытия Лицея преподаватель Александр Петрович Куницын. И они, совсем юные, мечтали прожить жизнь не зря, оставить в истории свое имя.

«Честь выше присяги», — отвечал один из участников движения декабристов на вопрос императора, почему он не донес о существовании тайного общества. Чувство чести оказывалось стержнем характера, тем, что не позволяло совершить подлость или струсить.

«Не смерть страшна, а страшно бесчестье», — так напутствовал выпускников Лицея директор Егор Антонович Энгельгардт. Я уверена, что и мы, сегодняшние, внутренне согласны с этим высказыванием, но нас иначе воспитывали, и потому большинству из нас трудно соответствовать такому образцу поведения. И все же я думаю, что и сегодня жизнь без чувства самоуважения приводит к разрушению личности.

— Как вам кажется, что важнее: отстоять честь в дуэли или, избежав ее, сохранить свою жизнь? Стоит ли отстаивать честь ценою жизни?

— Повторю: дуэль — понятие историческое. Это способ защиты чести, который был распространен среди дворян, и особенно молодых офицеров, в начале 19 столетия. Но и в то время каждый давал свой ответ на этот вопрос. Пушкин, участвовавший в нескольких поединках, говорил, что считает дуэль «горькой необходимостью». Исток этого — обостренное понимание собственной чести. О дуэлях много и интересно рассказывается в книгах Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре», Я. А. Гордина «Дуэли и дуэлянты».

Если говорить о современности, сохранять ли свое достоинство ценою жизни? Я считаю, что нет ничего дороже жизни. Но плохо представляю себе счастливую жизнь с поруганной честью. Значит, надо не доводить до такого положения, а если уж случился конфликт, надо найти способ доказать свою правоту, добиться справедливости. Не обязательно стремиться к этому немедленно, тут хороший советчик — время и добрые друзья.

— С чем связана утрата чести у современной молодежи, на ваш взгляд?

— Вопрос слишком обобщенный и в постановке своей категоричный. Кто даст определение, что такое «современная молодежь»? Молодые люди от 15 до 25 лет, они такие разные! Но среди них столько талантливых! Они знают языки, владеют компьютером, много путешествуют. Они не принимают «на веру» то, о чем им говорят, умеют анализировать, способны отстаивать свое мнение. Все это замечательные качества; люди моего поколения в юности были, по-моему, более беспомощны, наивны и внушаемы. Да, есть такие молодые люди, которых я совсем не понимаю, например, группировки «фанатов» или наркозависимые. Для меня — это проявление «стадного» инстинкта или внутренней слабости. Уважения достойны личности. А личность немыслима без самоуважения. По-моему, именно так и проявляется в настоящее время чувство чести. Я не считаю, что оно утрачено.

— Вы много общаетесь с молодежью во время занятий и лекций. Ваше мнение, как можно объяснить школьникам значимость чувства собственного достоинства?

— Я считаю, что школьникам объяснять это уже поздно! Это чувство впитывается с «молоком матери», воспитывается в семье. В школьном возрасте оно или есть у человека, или нет. Причем, есть у большинства. А те, кто позволяет себя унижать, топтать свою личность — люди глубоко несчастные. Но ведь человеку свойственно желать быть счастливым! Так что, на мой взгляд, есть прямая связь: хочешь быть счастливым — уважай себя.

— Если бы появился шанс изменить взгляды на жизнь современной молодежи, что бы вы попытались изменить?

— Считаю невозможным и ненужным ни для себя, ни для кого-то «менять чьи-то взгляды на жизнь». Не представляю, как можно изменить взгляды «современной молодежи». Вообще не умею мыслить подобными категориями. Для меня привычное число собеседников — 30 (именно столько учеников было когда-то в Лицее), а лучше — и того меньше! Так вот, на каждом занятии в музее-Лицее, где я работаю, я стараюсь рассказать ребятам как раз о том, как жили люди «до нас» в надежде, что этот, пусть чужой, но важный духовный опыт может быть им полезен. Наши знания, наша историческая память, наша совесть — вот то, что удержит в минуту слабости и поможет в беде. И я уверена, что чувство собственного достоинства во все времена остается внутренним стержнем человека. Выработать такой стержень в себе — вот что я пожелала бы всем, каждому!

И еще я считаю очень важным способом формирования мировоззрения, собственной жизненной позиции чтение. Именно чтение, а не обращение к телеэкрану или компьютеру. Они дают картинку современной жизни, часто приукрашенную, а порой — ужасающую. Зритель-слушатель оказывается во власти режиссера, редактора. Когда человек читает книгу, он сам создает «мир», о котором читает, он выступает творцом, а не потребителем. Я бы посоветовала читать исторические книги, читать мемуары — ведь жизнь началась не с каждого из нас. Изучая историю, ты проживаешь сотни жизней и приобретаешь важнейший духовный опыт. И наконец, я предлагаю молодым людям направить свою творческую энергию на созидание, а не на отрицание (отрицать всегда проще!) и на добрые дела для тех, кто рядом с тобой — тогда ты точно почувствуешь, что твоя жизнь нужна.

Беседовала Настя Шмакова, 8 класс

Фото А. Бобырь и фотографии из личного архива Е. Добровольской

«Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер)

«Честь - это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности».

Альфред Виктор де Виньи

Словарь В.И. Даля, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Но является ли честь основополагающим и жизненно необходимым свойством личности или это нечто изначально вложенное качество? Есть понятие «бесчестный», которое определяет человека без принципов, то есть не отвечающего за свои поступки и следующего вопреки общим правилам. Но, у каждого человека есть свои собственные моральные нормы и правила, значит, честь присуща всем людям без исключения. Как сказал Антон Павлович Чехов: «Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь - мы не знаем». Можно рассуждать о чести, достоинстве и совести исходя из собственных мировоззрений и переживаний, но понятие чести остается неизменным. «Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: "не обманывай", "не воруй", "не пьянствуй"; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс "чести" в правдивом смысле слова» - говорил Николай Гаврилович Чернышевский. А если честь неразрывна связанна с жизнью, более того является составляющей существования, то может ли она быть дороже жизни? Разве можно потерять внутренние качества только из-за какого-нибудь «недостойного» поступка, которые сделают невозможным саму жизнь? Думаю, что да. Честь и жизнь - два взаимосвязанных и неразрывных понятия, дополняющих друг друга. Ведь местом «обитания» этих свойств является индивидуум. Что подтверждают слова Мишеля Монтеня: «Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь - основа его подлинной чести». Честь не дороже жизни, но и не дешевле. Она очерчивает рамки того, что можно позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Синонимом этого качества является совесть - внутренний судья духовной сущности, его путеводитель и маяк. И только всё вместе составляет личность, все зависит от всесторонней развитости, потому что «…принцип чести хотя и есть нечто отличающее человека от животных, но сам по себе он не заключает в себе ничего такого, что могло бы поставить человека выше животных» - Артур Шопенгауэр. Другое понимание чести соотноситься с нынешнем определением репутации. Это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Вообще понятия чести и совести очень условны, очень субъективны. Они зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. Стоит прислушаться к мнению известного британского писателя-романиста Джорджа Бернарда Шоу: «Лучше стараться быть чистым и светлым: ты - это окно, сквозь которое ты смотришь на мир». совесть есть достоинство репутация

Честь и совесть - одна из важнейших характеристик души человека. Соблюдение правил чести дает человеку душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но во что бы, то, ни стало, ничто не должно быть дороже жизни, потому что жизнь - самое дорогое, что есть у человека. И отнять жизнь только из-за каких-либо предрассудков или принципов ужасно и непоправимо. А не сделать необратимую ошибку поможет воспитание в себе нравственных принципов. Нужно стараться жить в гармонии с природой, обществом и самим собой.

В наше время бесчестье воспринимает гораздо легче. Распутная жизнь ни к чему не обязывает. Но раньше бы не так. Раньше люди следили за своими слова и делами. Они боялись упасть в глазах общества и семьи. Не раз были случаи, когда честь была дороже жизни.

Чтобы понять, может ли честь оказаться дороже жизни, стоит рассмотреть два примера из литературы. В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой решает пригласить на танец невесту Ленского. Он хотел доказать ее распутство, поэтому активно флиртовал. Сам Ленский не мог вынести того, что честь его дамы под угрозой. Он решил вызвать Онегина на дуэль. Это был очень храбрый поступок, так как на кону была жизнь.

В итоге Ленский погиб. Он отдал жизнь, но честь осталась при нем.

Другой пример описан в поэме Лермонтова «Мцыри». Главный герой всю жизнь был в плену. Его заточение было невыносимым, а мысли о родных землях не давали покоя. Однажды он решил убежать и несколько дней провел на воле. Это было удивительное время. Когда его нашли, то Мцыри не стал возвращаться к прежней жизни. Он выбрал честь и смерть.

Все это говорит о том, что есть ситуации, с которыми душа человека мириться не может. И тогда приходится делать выбор.

Обновлено: 2017-05-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

«Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер)


«Честь - это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности».

Альфред Виктор де Виньи


Словарь В.И. Даля, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Но является ли честь основополагающим и жизненно необходимым свойством личности или это нечто изначально вложенное качество? Есть понятие «бесчестный», которое определяет человека без принципов, то есть не отвечающего за свои поступки и следующего вопреки общим правилам. Но, у каждого человека есть свои собственные моральные нормы и правила, значит, честь присуща всем людям без исключения. Как сказал Антон Павлович Чехов: «Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь - мы не знаем». Можно рассуждать о чести, достоинстве и совести исходя из собственных мировоззрений и переживаний, но понятие чести остается неизменным. «Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: "не обманывай", "не воруй", "не пьянствуй"; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс "чести" в правдивом смысле слова» - говорил Николай Гаврилович Чернышевский. А если честь неразрывна связанна с жизнью, более того является составляющей существования, то может ли она быть дороже жизни? Разве можно потерять внутренние качества только из-за какого-нибудь «недостойного» поступка, которые сделают невозможным саму жизнь? Думаю, что да. Честь и жизнь - два взаимосвязанных и неразрывных понятия, дополняющих друг друга. Ведь местом «обитания» этих свойств является индивидуум. Что подтверждают слова Мишеля Монтеня: «Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь - основа его подлинной чести». Честь не дороже жизни, но и не дешевле. Она очерчивает рамки того, что можно позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Синонимом этого качества является совесть - внутренний судья духовной сущности, его путеводитель и маяк. И только всё вместе составляет личность, все зависит от всесторонней развитости, потому что «…принцип чести хотя и есть нечто отличающее человека от животных, но сам по себе он не заключает в себе ничего такого, что могло бы поставить человека выше животных» - Артур Шопенгауэр. Другое понимание чести соотноситься с нынешнем определением репутации. Это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Вообще понятия чести и совести очень условны, очень субъективны. Они зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. Стоит прислушаться к мнению известного британского писателя-романиста Джорджа Бернарда Шоу: «Лучше стараться быть чистым и светлым: ты - это окно, сквозь которое ты смотришь на мир». совесть есть достоинство репутация

Честь и совесть - одна из важнейших характеристик души человека. Соблюдение правил чести дает человеку душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но во что бы, то, ни стало, ничто не должно быть дороже жизни, потому что жизнь - самое дорогое, что есть у человека. И отнять жизнь только из-за каких-либо предрассудков или принципов ужасно и непоправимо. А не сделать необратимую ошибку поможет воспитание в себе нравственных принципов. Нужно стараться жить в гармонии с природой, обществом и самим собой.