Черты живописи. Живопись - это что? Техники живописи. Развитие живописи

Скульптура и симфония, картина и повесть, кинофильм и дворец, спектакль и танец – всё это произведения различных видов искусства.

Искусства классифицируют по разным критериям. Изобразительные искусства показывают в художественных образах внешнюю действительность, неизобразительные виды искусства выражают внутренний мир. Неизобразительные искусства : музыка, танец и литература, а также архитектура. Существуют и смешанные (синтетические) виды искусств: кино, театр, балет, цирк и др.
Внутри каждого вида искусства существуют подразделения, которые называются жанрами в соответствии с темами и объектами изображения. Вот об этом мы и поговорим с вами сегодня.

Виды искусства

Изобразительные виды искусства

Живопись

Пожалуй, это один из самых распространённых видов искусства. Самые первыеё произведения живописи относятся к глубокой древности, они обнаружены на стенах пещер древних людей.
Очень древней считается и монументальная живопись, которая развивалась в форме мозаики и фрески (живопись по сырой штукатурке).

Святой Николай. Фреска Дионисия. Ферапонтов монастырь
Станковая живопись – это картины разных жанров, написанные на полотне (картоне, бумаге) чаще всего масляными красками.

Жанры живописи

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Портретный жанр отражает внешний и внутренний облик человека или группы людей. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главная задача портретного жанра – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека.

И. Крамской «Портрет Софьи Ивановны Крамской»
Исторический жанр (изображение исторических событий и персонажей). Конечно, жанры в живописи очень часто переплетаются, т.к. при изображении, например, какого-то исторического события художнику приходится обращаться к портретному жанру и т.д.
Мифологический жанр – иллюстрация мифов и преданий разных народов.

С. Боттичелли «Рождение Венеры»
Батальный жанр – изображение битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий сражения, торжество победы. Батальный жанр также может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
Бытовой жанр – изображение сцен повседневной, личной жизни человека.

А. Венецианов «На пашне»
Пейзаж – изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников и т.д.

А Саврасов «Грачи прилетели»
Марина – морской пейзаж.
Натюрморт (в переводе с фр. – «мёртвая натура») – изображение предметов обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битая дичь, выловленная рыба, размещенные в реальной бытовой среде.
Анималистический жанр – изображение животных.

Графика

Название этого вида изобразительного искусства происходит от греческого слова grapho – пишу, рисую.
К графике относят прежде всего рисунок и гравюру, на которых рисунок создаётся в основном при помощи линии на листе бумаги или резцом на твёрдом материале, с которых изображение оттискивается на бумажный лист.

Виды графики

Гравюра - на плоскую поверхность материала наносится рисунок, который затем покрывается краской и оттискивается на бумаге. Число оттисков варьируется в зависимости от техники гравирования и материала. Основные материалы гравюры – металл (медь, цинк, сталь), дерево (самшит, пальма, груша, вишня и др.), линолеум, картон, пластик, оргстекло. Обработка гравюрной доски производится механическими средствами, стальными инструментами или же травлением кислотой.
Эстамп – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики. Эстамп печатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он же делает оттиски. Такие работы обычно являются подписными, авторскими экземплярами, считаются подлинниками. Эстампы бывают черно-белыми и цветными.
Книжная графика - конструкция книги, её декоративное оформление, иллюстрации.
Промышленная графика – создание товарных ярлыков, фирменных знаков, издательских марок, упаковок, рекламных изданий, бланков и конвертов. Она соприкасается с рекламой, включается в систему дизайна.
Экслибрис – знак, указывающий на владельца книги. Экслибрис прикрепляется на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки. Книжные знаки гравируются на дереве, меди, линолеуме, цинкографическим или литографским способами.

Экслибрис Греты Гарбо

Плакат – изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, созданное в агитационных или учебных целях.
Линогравюра – гравюра на линолеуме.
Литография – вид гравюры: нанесение рисунка на камень и оттиск с него.
Ксилография – гравюра на дереве.

Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве», ксилография
Офорт – вид гравюры на металле, способ гравирования и оттиск, полученный этим способом.
Компьютерная графика – изображения составляются на компьютере, показываются в динамике или в статике. При создании данного вида графики возможно видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно осуществлять корректировку.

Скульптура

Этот вид искусства также возник в глубокой древности. Найдено много вылепленных из глины или вырубленных из камня изображений животных, довольно точно передающих их внешний вид. Сохранилось много женских статуэток, которые воплощают могучее женское начало. Возможно, это примитивные изображения богинь. Древние ваятели утрировали их плодородные силы, изображая с мощными бёдрами, а археологи называют их «Венерами».

Венера Виллендорфская, около 23 тыс. лет до н. э., Центральная Европа
Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объёмные изображения располагаются на плоскости.
Как и в живописи, в скульптуре существуют станковые и монументальные формы. Монументальная скульптура предназначена для улиц и площадей, такой памятник создаётся на долгое время, поэтому он обычно выполнен из бронзы, мрамора, гранита. Станковая скульптура – это портреты или небольшие жанровые группы, выполненные из дерева, гипса и других материалов.

Памятник почтальону. Нижний Новгород

Декоративно-прикладное искусство

Создатели произведений декоративно-прикладного искусства ставили перед собой две цели: создать вещь, которая необходима для повседневного быта, но эта вещь одновременно должна обладать определёнными художественными качествами. Предметы повседневного быта должны не только служить человеку практически, но и украшать жизнь, радовать глаз совершенством форм и красок.
Конечно, сейчас многие произведения декоративно-прикладного искусства имеют в основном эстетическое значение, но так было не всегда.

Основные виды декоративно-прикладного искусства

Батик – ручная роспись по ткани

Работа в технике горячий батик (с использованием воска)
Бисероплетение
Вышивание
Вязание

Кружевоплетение
Ковроткачество
Гобелен
Квиллинг – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Техника квиллинг
Керамика
Мозаика
Ювелирное искусство
Лаковая миниатюра

Палехская лаковая миниатюра
Художественная роспись по дереву
Художественная роспись по металлу

Жостовский поднос
Художественная резьба
Художественная обработка кожи

Художественная роспись по керамике

Художественная обработка металла
Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
Работа со стеклом

Верхняя половина окна Кентерберийского собора, Великобритания
Оригами

Фотоискусство

Искусство художественной фотографии. Жанры в основном те же, что и в живописи.

Граффити

Изображения на стенах или других поверхностях. К граффити относят любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

Граффити

Комикс

Рисованные истории, рассказы в картинках. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.

Художник Уинзор Маккей «Маленький Сэмми чихает»

Неизобразительные виды искусства

Архитектура

Архитектура – искусство проектирования и строительства зданий. Архитектурные сооружения могут существовать в виде отдельных зданий или в виде ансамблей. Но иногда ансамбли складываются исторически: из зданий, построенных в разное время, образуется единое целое. Примером является Красная площадь Москвы.
Архитектура позволяет судить о технических достижениях и художественных стилях различных эпох. До нашего времени сохранились египетские пирамиды, сооружённые около 5 тысяч лет назад, храмы Древней Греции и Рима. Любой город в любой стране знаменит своими архитектурными сооружениями.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

Литература

В широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.
Виды литературы: художественная, документальная проза, мемуарная, научная и научно-популярная, справочная, учебная, техническая.

Жанры литературы

Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям: по форме (новелла, ода, опус, очерк, повесть, пьеса, рассказ, роман, скетч, эпопея, эпос, эссе), по содержанию (комедия, фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия характеров, трагедия, драма), по родам.
Эпический род : басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея.
Лирический род : ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма.
Лиро-эпический род : баллада, поэма.
Драматический род : драма, комедия, трагедия.

Музыка

Музыка – это искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Но вообще-то дать одно исчерпывающе точное определение понятию «музыка» невозможно. Это особый вид творческой деятельности, в том числе и ремесло, профессия.
Велико видовое и стилистическое разнообразие музыки.
Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж XVI-XVII вв.) и в средние века;
Популярная – преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.
Внеевропейская (неевропейская) – музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации.
Этническая (народная) – фольклорные музыкальные произведения разных народов, подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.
Эстрадная (лёгкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.
Джаз – переосмысленные европейцами исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.
Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь гитар.
Авангардная (экспериментальная) – направление в профессиональном композиторском творчестве в XX в.
Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки.
Виды музыки могут определяться и по той функции, которую она выполняет: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т.д.
Или по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.

Каждый вид музыки имеет свои жанры. Рассмотрим для примера жанры инструментальной музыки.
Инструментальная музыка – это музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Инструментальная музыка бывает симфонической и камерной.
Камерная музыка – сочинения, предназначенные для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, «комнатного» музицирования. Камерная музыка обладает большими возможностями передачи лирических эмоций и тонких душевных состояний человека. К жанрам камерной музыке относятся: сонаты, квартеты, пьесы, квинтеты и др.
Соната – один их основных жанров инструментальной камерной музыки. Обычно состоит из 3 (4) частей.
Этюд – музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на инструменте.
Ноктюрн (фр. «ночной») – жанр небольшой одночастной напевной лирической пьесы для фортепиано.
Прелюдия (лат. «вступление») – небольшая инструментальная пьеса. Импровизационное вступление к основной пьесе. Но может быть и самостоятельным произведением.

Квартет – музыкальное произведение для 4-х исполнителей.
Внутри каждого из видов музыки могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард и др.

Хореография

Хореография - искусство танца.

Зрелищные (смешанные, или синтетические) виды искусства

Театр

Зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других.

Кукольный театр
Виды театров : драматический, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др. Искусство театра известно давно: театр родился из древнейших ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы.

Опера

Вид искусства, в котором слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Театр Ла-Скала (Милан)

Эстрада

Вид искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления. Эстрада включает направления: пение, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, клоунада.

Цирк

Вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Содержанием выступлений современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, реприза, демонстрация исключительных способностей, часто связанных с риском (физическая сила, акробатика, эквилибристика,), дрессированных животных.

Киноискусство

Вид зрелищного искусства, который также представляет собой синтез искусств: литературы, театра, танца, изобразительного искусства (декорации) и др.

Балет

Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел. В XX в. появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

Живопись отличается разнообразием жанров и видов. Каждый жанр ограничен своим кругом сюжетов: изображением человека (портрет), окружающего мира (пейзаж) и т.д.
Разновидности (виды) живописи отличаются своим предназначением.

В связи с этим различают несколько видов живописи, о которых мы сегодня и поговорим.

Станковая живопись

Самый популярный и известный вид живописи – станковая живопись. Так она называется по той причине, что выполняется на станке – мольберте. В качестве основы используется дерево, картон, бумага, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина является самостоятельным произведением, выполненным в определённом жанре. Она обладает богатством цвета.

Масляные краски

Чаще всего станковая живопись исполнена масляными красками. Масляными красками можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

Масляные краски
Ма́сляные кра́ски – суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах либо на основе алкидных смол, иногда с добавкой вспомогательных веществ. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей.

В. Перов «Портрет Достоевского» (1872). Холст, масло
Но живописную картину можно создать и при помощи темперы, гуаши, пастели, акварели.

Акварель

Акварельные краски

Акваре́ль (фр. Aquarelle – водянистая; итал. acquarello) – живописная техника, использующая специальные акварельные краски. При растворении в воде они образуют прозрачную взвесь тонкого пигмента, за счёт этого создаётся эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Дж. Тёрнер «Фирвальдштетское озеро» (1802). Акварель. Тейт Британ (Лондон)

Гуашь

Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) – вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

Гуашевые краски
Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми.


Винсент Ван Гог «Коридор в Асулуме» (чёрный мел и гуашь по розовой бумаге)

Пастель [э]

Пасте́ль (от лат. pasta – тесто) – художественные материалы, применяемые в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастель бывает трёх типов: «сухая», масляная и восковая.

И. Левитан «Долина реки» (пастель)

Темпера

Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare – смешивать краски) – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служит разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо.
Темперные краски – одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. Их используют уже более 3 тысяч лет. Знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей вплоть до конца XVII в.

Р. Стрельцов «Ромашки и фиалки» (темпера)

Энкаустика

Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική – искусство выжигания) – техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.

«Ангел». Техника энкаустика

Обращаем Ваше внимание на то, что можно встретить и другую классификацию, согласно которой акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе, относят к графике. Они совмещают особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерного для живописной поверхности).

Монументальная живопись

Монумента́льная жи́вопись – живопись на архитектурных сооружениях или других основаниях. Это древнейший вид живописи, известен с палеолита. Благодаря стационарности и долговечности многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру. Основные техники монументальной живописи – фреска, а секко, мозаика, витраж.

Фреска

Фре́ска (от итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке водяными красками, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

Монастырь Гелати (Грузия). Церковь Пресвятой Богородицы. Фреска на верхней и южной стороне Триумфальной арки

А секко

А се́кко (от итал. a secco – по сухому) – настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью. Секко позволяет расписывать за рабочий день бо́льшую площадь поверхности, чем при фресковой живописи, но является не столь долговечной техникой.
Техника а секко сложилась в средневековой живописи наряду с фреской и была особенно распространена в Европе в XVII-XVIII вв.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря (1498). Техника а секко

Мозаика

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum – (произведение), посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров. Изображения в мозаике формируется компоновкой, набором и закреплением на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Мозаичное панно «Кот»

Витраж

Витраж (фр. vitre – оконное стекло, от лат. vitrum – стекло) – произведение из цветного стекла. С давних пор витраж использовался в храмах. В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле.

Витраж ДК «Межсоюзный» (Мурманск)
К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама.

Диорама

Здание диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» в Севастополе
Диорама – лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом. Создаётся иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве, что достигается синтезом художественных и технических средств.
Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и располагаются в основном в специальных павильонах. Большинство диорам посвящено историческим сражениям.
Наиболее известные диорамы: «Штурм Сапун-горы» (Севастополь), «Оборона Севастополя» (Севастополь), «Бои за Ржев» (Ржев), «Прорыв блокады Ленинграда» (Петербург), «Штурм Берлина» (Москва) и др.

Панорама

В живописи панорамой называют картину с круговым обзором, на которой плоский живописный фон совмещается с объёмным предметным первым планом. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя в полном круге горизонта. Панорамы применяют главным образом для изображения событий, охватывающих значительную территорию и большое число участников.

Музей-панорама «Бородинская битва» (здание музея)
В России самыми известными панорамами являются Музей-панорама «Бородинская битва», «Волочаевская битва», «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в музей-панораме «Сталинградская битва», «Оборона Севастополя», панорама Транссибирской железной дороги.

Франц Рубо. Полотно панорамы «Бородинская битва»

Театрально-декорационная живопись

Декорации, костюмы, грим, бутафория помогают глубже раскрыть содержание спектакля (кинофильма). Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.
В России расцвет театрально-декарационного искусства приходится на рубеж XIX-ХХ вв. В это время в театре начали работать выдающиеся художники М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих.

М. Врубель «Город Леденец». Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» для Русской частной оперы в Москве. (1900)

Миниатюра

Миниатюра – живописное произведение малых форм. Особенно была популярной портретная миниатюра – портрет небольшого формата (от 1,5 до 20 см), отличающийся особой тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме.
Виды и форматы миниатюр очень разнообразны: их писали на пергаменте, бумаге, картоне, слоновой кости, на металле и фарфоре, используя акварель, гуашь, специальные художественные эмали или масляные краски. Автор может вписать изображение, в соответствии со своим решением или по желанию заказчика, в круг, овал, ромб, восьмиугольник и т. д. Классической портретной миниатюрой считается миниатюра, выполненная на тонкой пластинке из слоновой кости.

Император Николай I. Фрагмент миниатюры работы Г. Морселли
Существует несколько техник миниатюр.

Лаковая миниатюра (Федоскино)

Миниатюра с портретом княгини Зинаиды Николаевны (драгоценности Юсуповых)

Живопись – один из видов изобразительного искусства. Живопись подразделяется на следующие виды:

  • монументальную;
  • станковую;
  • театрально-декоративную;
  • декоративную;
  • миниатюрную.

В отличие от других видов, в живописи основное выразительное значение имеет цвет, благодаря которому она выполняет эстетическую, познавательную, идеологическую и документальную роль.

Живопись представляет собой передачу изображения жидкими красками в отличие от графики. В качестве красок выступает масляная краска, темпера, гуашь, эмаль, акварель и т. д.

Стиль живописи – это направление с общими идеями, техникой выполнения, характерными приемами изображения. На формирование стилей оказывали влияние политика и экономика, идеология и религия. Поэтому каждый стиль можно рассматривать как представителя своего времени.

Направления и стили живописи не менее разнообразны, чем средства её изображения. Подчас нет четкого разделения стилей. При смешении нескольких стилей получается новый. Но при всем многообразии существует несколько основных направлений:

Готика

Этот европейский стиль был распространен в 9-14 веках. Библейские сюжеты, отсутствие перспективы, эмоциональность и вычурность являются основными признаками этого стиля. Представители: Джотто, Траини.

Ренессанс

14-16 век знаменует возвращение к античности, воспевание красоты человеческого тела, гуманизм. Основными представителями являются Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи.

Маньеризм

Направление в живописи 16 века. Стиль противоположный Ренессансу. Название происходит от слова «манера». Представители этого направления Вазари, Дюве.

Барокко

Помпезный, роскошный стиль живописи 16-18 веков в Европе. Отличает яркость красок, внимание к деталям и украшениям.

Рококо

16 век. Более утонченное, изысканное и интимное продолжение стиля барокко. Представители: Буше, Ватто.

Классицизм

Стиль присущий европейской культуре 17-19 веков. Картина с точки зрения классицизма должна быть построена на строгих канонах. Стиль классицизма является наследником античности и Ренессанса. Основными представителями этого стиля являются Рафаэль, Пуссен.

Ампир

Стиль 19 века. Название стиля происходит от слова «империя». Является продолжением развития классицизма в его величественности, роскоши и изысканности. Главный представитель– Ж. Л. Давид.

Романтизм

Стиль 19 века, которому предшествовал классицизм. Эмоциональность, индивидуальность, выразительность образов. Отличался изображением таких эмоций, как ужас, благоговение. Пропагандирует народные традиции, легенды, национальную историю. Представители: Гойя, Брюллов, Делакруа, Айвазовский.

Примитивизм

Стиль живописи 19 века. Стилизованное упрощенное изображение, приводящее к примитивным формам, напоминающим первобытные рисунки. Ярким представителем является Пиросмани.

Реализм

Стиль 19-20 веков. В основном правдиво отображает объективную реальность, без чрезмерной эмоциональности. Часто изображали людей во время работы. Художники: Репин, Шишкин, Саврасов, Мане.

Абстракционизм

Стиль 19-20 веков. Гармоничное цветовое сочетание геометрических форм, направленное на достижение разнообразных ассоциаций. Представители: Пикассо, Кандинский.

Импрессионизм

Стиль 19-20 веков. Стиль живописи на открытом воздухе, на пленэре. Выполненные в характерной манере переливы света, техника мелкого мазка, переданное мастером движение. Название стилю дала картина Моне «Впечатление». Основными представителями этого стиля являются Ренуар, Моне, Дега.

Экспрессионизм

Стиль 20-го века. Преувеличенное изображение эмоций для большего эффекта на зрителя. Среди представителей этого стиля Модильяни, Мунк.

Кубизм

Авангардный стиль 20-го века. Характеризуется ломаными (кубическими) линиями, определённой комбинацией предметов, одновременно рассматриваемых с нескольких точек зрения. Основателем этого стиля считается Пикассо.

Модернизм

Стиль 19-20 веков. Является антиподом консервативных изображений реализма. Эпатажный, пластичный стиль живописи представляет оригинальные картины, отображающие внутренний мир художника. Представители: Пикассо, Матисс.

Поп-арт

Стиль 20 века. Ироническое изображение банальных, зачастую вульгарных, предметов. Обычно применяется в маркетинге и рекламе. Яркий представитель этого направления – Энди Уорхол.

Символизм

Направление 19 -20 веков. Духовность, мечтания, мифы и легенды. Символы, зачастую двусмысленные, характеризуют этот стиль. Является предшественником экспрессионизма и сюрреализма. Представители: Врубель, Васнецов, Нестеров.

Сюрреализм

Стиль 20 века. Аллюзии, смешение пространств реальности и сна, необычные коллажи. Оказывает впечатление на подсознание. Большой вклад в этот стиль внесли Дали, Магритту.

Андеграунд

Экспериментальное направление в современном искусстве, которое отражает асоциальное поведение с нарушением общепринятых моральных, этических принципов. Представитель стиля - Шемякин.

Что же такое стиль?

Что именно понимается под стилем в искусстве? Это некое идейно-художественное единство, благодаря которому художники отдают предпочтение определённой тематике и особым изобразительным средствам. Они остаются индивидуальны, но, глядя на то или иное полотно, уже можно почти безошибочно определить эпоху и стиль.

Европа обрела очертания в средние века. А живопись развилась из иконописи. На русской почве даже существовал переходный жанр – парсуна. Это уже не икона, но ещё и не портрет. И лишь когда искусство понемногу высвобождается из-под власти церкви, становится более мирским и светским, живопись как вид искусства обретает все права.

Стиль за стилем

Первым общеевропейским стилем в живописи можно считать не романский стиль и готику (там преимущественно архитектура), а барокко.

Это стиль намеков, недомолвок, иносказаний, стиль аллегорий и метафор. Рембрандт и Рубенс – его типичные представители. Рококо – своего рода выродившееся барокко. Стиль не столько в живописи, сколько в прикладном искусстве. Ф. Буше и А. Ватто оставили наиболее яркие образцы живописи рококо. Сама живопись эта утонченная, с налетом эротики, выдержана в пастельных тонах, исполнена мифологических мотивов. Восемнадцатый век становится веком господства классицизма. Это уже героическая живопись, в которой прославляются правители и полководцы. Наблюдается пристрастие художников к мифологическим и историческим сюжетам. Строгие пропорции, единство содержания и формы, деление персонажей на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных – вот лишь некоторые черты классицизма. Затем наступает короткий, но яркий век сентиментализма. В сфере его влияния, кроме живописи, оказывается также поэзия. Сентименталисты углубляют содержание искусства, наполняют его психологической напряженностью. Они обращают живопись к нуждам и запросам простых людей. Искусство демократизируется. На полотнах теперь – не боги и герои, а кухарки, прачки, рабочие. За самым неприглядным трудом. На смену сентиментализму приходит романтизм. С его бурными страстями, необычными, внебытовыми персонажами, культом вдохновения. Достаточно сравнить портреты Пушкина кисти Кипренского и Тропинина, чтобы почувствовать между ними принципиальную разницу. У романтика Кипренского – и Пушкин романтик, на фоне лиры. Реалист Тропинин рисует поэта человеком, с небрежно распахнутым воротом рубашки, хоть и с пером в руках.

Реализм – всерьез и надолгоРеалистическое искусство именно с тридцатых годов девятнадцатого века начинает пробивать себе дорогу. И очень скоро оно начинает определять и формировать художественные вкусы значительного числа публики. В основе реализма – стремление к правдивому и всестороннему отображению окружающей действительности, критическое отношение к буржуазным ценностям, мощная социальная направленность. В России реалистическая живопись – это, прежде всего, художники-передвижники. На рубеже веков реализм переживает определённый временный кризис. Но его оказывается достаточно, чтобы появился модернизм. Этим термином принято обозначать пеструю совокупность тех художественных течений и школ, которые стремились стряхнуть с себя оковы традиционного искусства, порвать с реализмом и с его предметной изобразительностью.

Альтернатива или ложный блеск?

Модернизм – это и импрессионизм, и фовизм, и символизм, и футуризм. Публика все меньше видит на полотнах людей, природу, животных. Вместо этого – искаженные пропорции, неясные тона. Всё окрашено эмоциями и сиюминутными настроениями того или иного автора. Как говорится, дальше – больше. После модернизма – абстракционизм. Это уже цветовые пятна, кривые линии, причудливое сочетание геометрических тел. Кубизм, лучизм, сюрреализм. Спасал только талант. Это о Пикассо или Дали. Бездарностей поглотила Лета. Их удел – забвение в истории. Наконец, постмодернизм, чей век неоправданно долго затянулся. Здесь уже никаких правил и канонов. Никакой исповеди и проповеди. Допустимо все. Полная эклектика, т. е. смешение стилей и разнородных элементов. Ставка на коммерческий успех.

К чему пришли? Развитие стилей живописи, к сожалению, подтверждает догадку испанского философа Х. Ортега-и-Гасета о наступлении века «дегуманизации искусства». Никто не отрицает необходимости самовыражения и никто не ограничивает художника в выборе средств для него. Печально только, что многие склонны считать, как старуха Шапокляк из мультфильма – «хорошими делами прославиться нельзя». Чем скандальнее – тем громче прогнозируемый успех. И невдомек таким «художникам», что время все равно отсеет весь шлак и шелуху, а истинное искусство – останется. К нему никакая грязь не прильнет.


Жанры живописи появлялись, набирали популярность, угасали, возникали новые, внутри существующих стали выделять подвиды. Процесс этот не прекратится, пока существует человек и пытается запечатлеть окружающий его мир, будь то природа, здания или другие люди.

Ранее (до 19 в.) существовало деление жанров живописи на так называемые «высокие» жанры (фр. grand genre) и «низкие» жанры (фр. petit genre). Такое деление возникло в 17 в. и основывалось на том, какой предмет и сюжет были изображены. В связи с этим к высоким жанрам относили: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический, а к низким — портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм.

Деление на жанры довольно условно, т.к. на картине одновременно могут присутствовать элементы двух и более жанров.

Анималистика, или анималистический жанр

Анималистика, или анималистический жанр (от лат. animal — животное) – жанр, в котором основным мотивом выступает изображение животного. Можно сказать, что это один из наиболее древних жанров, т.к. рисунки и фигуры птиц и зверей присутствовали в жизни уже первобытных людей. Например, на широко известной картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» природа изображена самими художником, а медведи – совершенно другим, как раз специализирующемся на изображении животных.


И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Как подвид можно выделить Иппический жанр (от греч. hippos — лошадь) – жанр, в котором центром картины выступает изображение лошади.


Н.Е. Сверчков «Лошадь в конюшне»
Портрет

Портрет (от фр. слова portrait) – картина, на которой центральным является изображение человека или группы людей. Портрет передает не только внешнее сходство, но также отражает внутренний мир и транслирует чувства художника по отношению к человеку, чей портрет он пишет.

И.Е. Репин Портрет НиколаяII

Жанр портрета подразделяется на индивидуальный (изображение одного человека), групповой (изображение нескольких человек), по характеру изображения — на парадный , когда человек изображен в полный рост на заметном архитектурном или пейзажном фоне и камерный , когда человек изображен по грудь или по пояс на нейтральном фоне. Группа портретов, объединенных по какому-либо признаку, образует ансамбль, или портретную галерею. Примером могут выступать портреты членов царской семьи.

Отдельно выделяется автопортрет , на котором художник изображает себя.

К. Брюллов Автопортрет

Портрет является одним из древнейших жанров – первые портреты (скульптурные) присутствовали уже в древнем Египте. Такой портрет выступал как часть культа о загробной жизни и являлся «двойником» человека.

Пейзаж

Пейзаж (от фр. paysage — страна, местность) – жанр, в котором центральным является изображение природы – реки, леса, поля, море, горы. В пейзаже главным моментом является, конечно, сюжет, но не менее важно передать движение, жизнь окружающей природы. С одной стороны, природа прекрасна, вызывает восхищение, а с другой – довольно сложно отразить это на картине.


К. Моне «Поле маков у Аржантёя»

Подвидом пейзажа является морской пейзаж, или марина (от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской) – изображение морской баталии, моря или других событий, разворачивающихся на море. Яркий представитель маринистов – К.А. Айвазовский. Примечательно, что многие детали этой картины художник писал по памяти.


И.И. Айвазовский «Девятый вал»

Однако зачастую художники стремятся и море рисовать с натуры, например, У.Тернер для написания картины «Метель. Пароход у входа в гавань подает сигнал бедствия, попав в мелководье», провел 4 часа привязанным на капитанском мостике корабля, плывшего в шторм.

У. Тернер «Метель. Пароход у входа в гавань подает сигнал бедствия, попав в мелководье»

Водную стихию изображают также и на речном пейзаже.

Отдельно выделяют городской пейзаж , в котором главным предметом изображения выступают городские улицы и здания. Разновидностью городского пейзажа является Ведута – изображение городского пейзажа в виде панорамы, где непременно выдержаны масштаб и пропорции.

А. Каналетто «Площадь Сан-Марко»

Различают и другие виды пейзажа – сельский, индустриальный и архитектурный . В архитектурной живописи основной темой выступает изображение архитектурного ландшафта, т.е. здания, сооружения; включает в себя изображение интерьеров (внутреннего убранства помещений). Иногда Интерьер (от фр. intérieur — внутренний) выделяют как отдельный жанр. В архитектурной живописи выделяют еще один жанр — Каприччо (от итал. capriccio, каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия.

Натюрморт

Натюрморт (от франц. nature morte – мертвая природа) – жанр, посвящённый изображению неодушевленных предметов, которые помещены в общую среду и образуют группу. Натюрморт появился в 15-16 вв., однако как отдельный жанр сформировался в 17 в.

Несмотря на то что слово «натюрморт» переводится как мертвая природа, на картинах букеты цветов, фрукты, рыба, дичь, посуда, — все выглядит «как живое», т.е. как настоящее. С момента своего появления и по сей день натюрморт является важным жанром в живописи.

К. Моне «Ваза с цветами»

Как отдельный подвид можно выделить Ванитас (от лат. Vanitas — суета, тщеславие) — жанр живописи, в котором центральное место на картине занимает человеческий череп, изображение которого призвано напоминать о суете и бренности человеческой жизни.

На картине Ф. де Шампаня представлены три символа бренности бытия — Жизнь, Смерть, Время через образы тюльпана, черепа, песочных часов.

Исторический жанр

Исторический жанр – жанр, в котором на картинах изображены важные события и социально значимые явления прошлого или настоящего. Примечательно, что картина может быть посвящена не только реально происходившим событиям, но и событиям из мифологии или например, описанным в Библии. Данный жанр очень важен для истории как для истории отдельных народов и государств, так и человечества в целом. На картинах исторический жанр бывает неотделим от других видов жанров – портрета, пейзажа, батального жанра.

И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» К. Брюллов «Последний день Помпеи»
Батальный жанр

Батальный жанр (от франц. bataille — битва) - жанр, в котором на картинах которого изображают кульминацию сражения, военные действия, миг победы, сцены из военной жизни. Для батальной живописи характерно изображение на картине большого количества людей.


А.А. Дейнека «Оборона Севастополя»
Религиозный жанр

Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). По тематике относится к религиозной и иконопись, отличие их состоит в том, что картины религиозного содержания не участвуют в проводимых богослужениях, а для иконы это является главным предназначением. Иконопись в переводе с греч. означает «молитвенный образ». Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т.к. призван не отображать реальность, а передать идею божьего начала, в котором художники ищут идеал. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий.

А. Рублев «Троица»

Как переходный этап от иконописи к портрету выделяется Парсуна (искаж. от лат. persona — личность, особа).

Парсуна Ивана Грозного. Автор неизвестен
Бытовой жанр

На картинах изображаются сцены повседневной жизни. Зачастую художник пишет о тех моментах жизни, современником которых он является. Отличительные черты этого жанра – реалистичность картин и незамысловатость сюжета. Картина может отражать обычаи, традиции, строй обыденной жизни того или иного народа.

К бытовой живописи относятся такие знаменитые картины как «Бурлаки на Волге» И. Репина, «Тройка» В. Перова, «Неравный брак» В. Пукирева.

И. Репин «Бурлаки на Волге»
Былинно-мифологический жанр

Былинно-мифологический жанр. Слово миф происходит от греч. «mythos», что значит предание. На картинах изображаются события легенд, былин, преданий, древнегреческих мифов, древних сказаний, сюжеты произведений фольклора.


П. Веронезе «Аполлон и Марсий»
Аллегорический жанр

Аллегорический жанр (от греч. allegoria — иносказание). Картины пишутся так, что они имеют скрытый смысл. Идеи и понятия невещественные, невидимые глазу (власть, добро, зло, любовь), передаются через образы животных, людей, иных живых существ с такими присущими им характеристиками, которые обладают символизмом, уже закрепленным в сознании людей, и помогают понять общий смысл произведения.


Л. Джордано «Любовь и пороки обезоруживают правосудие»
Пастораль (от фр. pastorale — пастушеский, сельский)

Жанр живописи, воспевающий и поэтизирующий простую и мирную сельскую жизнь.

Ф. Буше «Осенняя пастораль»
Карикатура (от итал.caricare — преувеличивать)

Жанр, в котором при создании изображения сознательно применяется комический эффект путем преувеличения и заострения черт, манеры поведения, одежды и пр. Цель карикатуры – оскорбить, в отличие, например, от шаржа (от фр. charge), целью которого является просто подшутить. Близко с термином «карикатура» связаны такие понятия как лубок, гротеск.

Ню (от фр. nu — нагой, раздетый)

Жанр, на картинах которого изображают обнаженное человеческое тело, чаще всего – женское.


Тициан Вечеллио «Венера Урбинская»
Обманка, или тромплёй (от фр. trompe-l’œil — обман зрения)

Жанр, характерные черты которого — особые приемы, создающие обман зрения и позволяющие стереть грань между реальностью и изображением, т.е. обманчивое впечатление того, что объект трех мерен, тогда как он двухмерный. Иногда обманку выделяют как подвид натюрморта, однако иногда изображают в этом жанре и людей.

Пер Боррель дель Касо «Убегая от критики»

Для полноты восприятия обманок желательно рассматривать их в оригинале, т.к. репродукция неспособна передать полностью тот эффект, который изобрази художник.

Якопо де Барбери «Куропатка и железные перчатки»
Сюжетно-тематическая картина

Смешение традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, пейзажа и др.). По-другому этот жанр называют фигурной композицией, ее характерные черты: главную роль играет человек, наличие действия и общественно-значимой идеи, обязательно показаны взаимоотношения (конфликт интересов/характеров) и психологические акценты.


В. Суриков «Боярыня Морозова»