Чему учит сказка хлеб и золото. Народные сказки: арабская сказка. Вопросы и задания к сказке

Дети очень любят слушать истории о волшебных существах и об их невероятных похождениях, погружаться в мир фантазий и приключений.

Ведь именно через сказки ребенок получает представления о Добре и Зле, черпает мудрость и учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Яркие образы и персонажи, неправдоподобные события - все эти метафоры помогают ребенку понять суть сказки, ее смысл. Взрослые иногда не осознают, сколько пользы и смысла несут настоящие старинные сказки, направленные на прививание уважения к хлебу и муке.

Неслучайно существует множество сказок и легенд о хлебе и муке. Хлеб как символ жизни и веры почитается людьми во всем мире. Мудрость наших предков призывает беречь и уважать хлеб. И этот завет навеки запечатан в сказках и поговорках, которые слагались веками. Все они говорят о доброте, терпении и справедливости. Такие сказки будут полезны и взрослому, поскольку своей душевной простотой и легкостью помогают нам забыть о суете и на мгновение возвращают нас в то самое безмятежное детство. А глубокий поучительный смысл заставит задуматься и открыть что-то новое в такой простой и давно знакомой волшебной истории.

«Сказка - ложь, да в ней намек» говорят в народе. А наша с Вами задача услышать и понять глубокую народную мудрость и передать ее своим детям.

Поговорки

Без соли да без хлеба - плохая беседа.

Перемелется - все мука будет.

Без хлеба куска всюду тоска.

Едешь на день, а хлебом запасайся на неделю.

На завтра оставляй хлеба да не дела.

Хлеб-соль кушай, хороших людей слушай.

Своя корка лучше чужого пирога.

Калач приедается, а хлеб - никогда.

Чужой хлеб в горле стоит.

Что посеешь, то и в амбар положишь.

Сей просо в золу, а пшеницу - в пору.

Была бы муки кадушка, а за водой и сам схожу.

Всякому зерну свое время.

Сказки

Хлеб и золото

Муслим был бедный крестьянин. Днями напролет работал он, чтобы прокормить себя и свою семью, а в свободное время мечтал о кладе.
В один прекрасный день Муслим работал в поле и, почувствовав сильную усталость, присел под дерево, чтобы отдохнуть и помечтать: «Ах, если бы Аллах мне дал возможность превращать все, к чему я прикасаюсь рукой, в чистое золото, тогда я бы избавился от нужды в тяжком труде и пище».
Как вдруг Муслим услышал голос:
- О Муслим! Я дам тебе то, чего тебе так сильно хочется!
И правда, едва он коснулся камешка, как тотчас он превратился в золото.
Муслим был очень счастлив и подумал: «Сегодня же я пойду в город, и буду превращать песок и камни в золото...»
И только он хотел встать, как почувствовал сильную усталость, жажду и голод и понял, что нет у него сил подняться.
«Съем-ка я свой завтрак». Муслим взял кусок хлеба, но, положив его в рот, вдруг почувствовал вкус металла - его лепешка превратилась в золото!
Муслим страшно испугался. Как теперь он будет пить и есть? Ведь без пищи и воды он очень скоро умрет, даже не насладившись золотом, которого у него теперь в достатке.
Так думал Муслим, представляя, как будет медленно умирать от голода и жажды.
Но тут он открыл глаза и понял, что спал.
- Какое счастье, что все это мне только приснилось! - проговорил он.
И с тех пор навсегда запомнил, что даже все золото мира не может заменить человеку сытный и вкусный кусок ароматного хлеба.

Казак и птицы

В стародавние времена в далекой Кубанской деревне жил казак по имени Яцько. И как война закончилась, он сложил казацкое обмундирование и занялся хозяйством. Яцько стал пахать землю, сеять зерно и собирать урожай. Затем молол муку и пек горячий, вкусный хлеб. Со всей области съезжались к нему казаки за душистым хлебом. Но случилась у казака большая беда. Однажды вспыхнул в станице страшный пожар, и у Яцько сгорел почти весь урожай. Всего-то на один мешок набралось у него зерна.
Наступили холода. И морозы стояли такие, каких на Кубани еще не видали. Надел Яцько тулуп из овечьей шкуры и вышел во двор посмотреть, что там твориться. Кругом все белым-бело, а на заснеженных деревьях сидят птицы и не шевелятся совсем, замерзают. Яцько стало жалко бедных птиц. Соорудил он для них кормушки и в каждую насыпал по две жмени пшеницы. Налетели птицы на зерно, стали есть да насыщаться, ведь на сытый желудок даже самой маленькой из них не страшны были лютые морозы. Стал с этого дня Яцько заботиться о птицах и каждый день в кормушки сыпать зерно.
Так и прошла зима, за ней пришла весна и настала посевная пора. Только тогда понял казак, что свой единственный мешок зерна скормил птицам.
Сидит в хате Яцько и горюет. Как вдруг слышит - на улице шум, гам. «Что случилось?» - подумал он, выходя во двор.
Смотрит, а над его огородом стая птиц кружиться и каждая бросает пшеничное зернышко в землю и улетает. И так много раз.
Яцько в тот год урожая собрал немерено. И нашел жену себе, самую красивую во всей околице, и народилось у них много маленьких казачат. С тех пор жили они долго и счастливо, ведь такой удивительный наш хлеб-кормилец: одно зернышко посеешь - соберешь с него десять.
Делай добро - и оно к тебе вернется с торицей!

Колосок

Давным-давно жили на свете два мышонка да петушок. Мышата Круть и Верть целыми днями пели да плясали. А петушок Голосистое горлышко поднимался рано утром, потом всех песенкой будил и принимался за работу.
Однажды, подметая двор, петушок заметил на земле пшеничный колосок:
- Мышата, гляньте, что я нашел!
Круть и Верть ему отвечают:
- Нужно колосок обмолотить.
- Но только не мы! - пропищали мышата.
- Хорошо, - ответил петушок Голосистое горлышко, - я буду молотить.
Мышата обрадовались и затеяли игру в лапту.
А петушок тем временем обмолотил пшеничный колосок и говорит:
- Эй, мышата, гляньте, сколько я зерна намолотил!
Подбежали Круть и Верть и пропищали в один голос:
- Теперь нужно его на мельницу снести и муки намолотить.
- Но только не мы! - добавили Круть и Верть.
- Хорошо, - ответил петушок, - я отнесу зерно.
Так и сделал, а мышата тем временем играли в чехарду.
Намолотил петушок муки и вернулся. Подбежали Круть и Верть, смотрят, не налюбуются:
- Ай да Голосистое горлышко! Ай да молодец! Осталось только тесто намесить да хлеб испечь.
- Но мы не можем! - добавили мышата.
Подумал-подумал петушок и говорит:
- Ладно, видно опять мне придется.
Так и сделал. Испек хлебушек душистый и поставил на стол.
Мышата времени тоже не теряли: песни пели да плясали, проголодались.
Скорее прыгнули за стол. А Голосистое горлышко им говорит:
- Погодите! Сначала ответьте мне, кто пшеничный колосок нашел?
- Ты! - пропищали мышата.
- А кто его обмолотил?
- Ты! - тихо пискнули оба.
- А кто носил зерно на мельницу, а потом тесто месил?
- Все ты, петушок, - еще тише пропищали Круть и Верть.
- А что вы делали?
Нечего на это ответить мышатам, и ушли они из-за стола.
Вот и будет мышатам наука: по работе и награда!

Сколько надо хлеба, чтобы наесться?

Как-то поутру захотелось мужику хлеба. Да так сильно, что невмоготу. Собрался он и пошел в соседнюю лавку, где пекли свежий хлеб, калачи да баранки.
Выбрал себе большой аппетитный пирожок, повкуснее да посвежее, и вмиг проглотил его. Походил-походил немного возле лавки пекаря и вернулся назад - все еще ему есть хотелось. Купил тогда мужик у пекаря большой калач да скорей уплел его. Все равно хочется есть.
Тогда выбрал мужик самый огромный калач, какой смог найти на прилавке, надеясь, что наконец насытиться, и также лихо проглотил его. Но чувство голода не ушло.
Оглядел с тоской и грустью мужик прилавок и заметил связку хрустящих баранок. Купил себе целую связку, сорвал с нее первую баранку и уже не торопясь съел. И вдруг стал сыт.
Обрадовался мужик, стукнул себя по голове и прокричал:
- Эх! Какой же я глупец! Зря покупал пирожки да калачи, ведь чтобы наесться мне бы хватило просто съесть одну баранку!
Вот так всегда и у нас бывает: последний кусочек хлеба - самый лакомый да сытный.

Сказка про старый пень и пшеничное зернышко

Неподалеку от деревни жил никому не нужный старый пень. Он и хотел бы, но никого не мог обрадовать. Острые сучья торчали из него со всех сторон, так что не посидеть, не прислониться.
Увидит его человек издалека, обрадуется, что есть на чем отдохнуть. А подойдет поближе, рассердится, толкнет пень ногой и проговорит:
- Стоишь тут труха, только землю занимаешь!
Пенек очень обижался на такие оскорбления, но поделать ничего не мог.
Однажды проходил мимо него человек, нес он большой мешок пшеницы на мельницу. Увидал пенек издалека и обрадовался, что на земле ему отдыхать не придется. А как поближе подошел, увидел, что на пне не посидишь да мешок не поставишь.
- Уф, по тебе топор плачет! - сказал тот человек и пнул пень ногой на прощанье.
А случилось тогда чудо: выпало одно маленькое зернышко из мешка и упало внутрь старого пня.
Вскоре пшеничное зернышко стало прорастать. Дождик щедро поливал его, а пень защищал от холода и голодных птиц.
Когда колосок созрел, золотые зернышки упали в землю, а весной из них проросли новые молодые колоски.
Время шло, скоро вокруг пня появилось целое поле. Да так, что его самого уже и видно не было.
И стало кормить то поле бедняков и голодных птиц.
А проходящие мимо удивленно спрашивали:
- Чье это поле?
И никто уже не помнил, что началось все с маленького трухлявого пенечка и пшеничного зернышка.
Так и работа крестьянина, который хлопочет в поле день-деньской, взращивая пшеницу, собирая ее и перемалывая зерна в муку, неприглядна внешне. Но зато плоды этого труда - ароматный, свежий хлеб - дают всем нам источник жизни и процветания.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОНЕЦКА

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

« Урок развития речи « Весомое золото хлеба» по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

(на конкурс методических массовых мероприятий

«Русский каравай»)


Выполнила:

Великих Элла Николаевна, учитель русского языка, литературы и этики,

1квал. категории

Донецкой ОШ № 78

Донецк-2015

АННОТАЦИЯ

Данная работа занимает важное место в системе уроков по изучению сказки-были К.Г.Паустовского, материал лучше использовать для урока развития речи,на основе сказки-были К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» воспитать у учащихся бережное отношение к хлебу, к человеческому труду, ответственность за свои слова и поступки, доброту ; показать связь народной мудрости с литературой и жизнью; на учить находить идею художественного произведения и правильно ее понимать; по мочь в толковании морали данной сказки; подчеркнуть мастерство писателя в выборе художественных средств для точности воздействия на читателя; расширить словарный запас учащихся; развить умения анализа, синтеза и сравнения.

Оборудование : потрет К.Г.Паустовского, видеопрезентация «Хлеб всему голова», презентация творчества К.Г.Паустовского, песня «Дорогою добра», словарь мудрых мыслей, рисунки учащихся , карточки с заданиями.

Тема урока: Урок развития речи « Весомое золото хлеба» по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Цель урока: на основе сказки-были К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» воспитать у учащихся бережное отношение к хлебу, к человеческому труду, ответственность за свои слова и поступки, доброту; показать связь народной мудрости с литературой и жизнью; научить находить идею художественного произведения и правильно ее понимать; помочь в толковании морали данной сказки; подчеркнуть мастерство писателя в выборе художественных средств для точности воздействия на читателя; расширить словарный запас учащихся; развить умения анализа, синтеза и сравнения.

Оборудование: потрет К.Г.Паустовского, видеопрезентация «Хлеб всему голова», презентация творчества К.Г.Паустовского, песня «Дорогою добра», словарь мудрых мыслей, рисунки учащихся, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности.

    Ребята, сегодня мы поработаем по содержанию сказки; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки; подумаем, что значит “Дарить тепло другим – согреваться самому”.

II. Актуализация опорных знаний.

Понравилась ли вам сказка «Теплый хлеб»?

Кто из героев привлек ваше внимание и почему?

III. Проверка домашнего задания

а) Заполнение таблицы.

Сказка

Литературная сказка

(2 уч-ся заполняют таблицу)

б) Чтение учащимися домашних сочинений – миниатюр «Мои добрые дела»

в) Тестовый опрос содержания сказки. Конкурс «Лучший знаток сказки»

1. Почему конь остался в деревне? А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2. Какая кличка была у Фильки? А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

3. Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

5. Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6.О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.

Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.

7. Когда заработала мельница? А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело.

8. Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

9. О чем сказка «Теплый хлеб»? А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Б) О злых колдунах.

В) О путешествии на необитаемый остров.

10. Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Б) Язык до Киева доведет.

В) Делу – время, потехе – час.

Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.

IV. Коллективное составление плана «Путь к победе» учащимися.

1) Разговор с Панкратов.

2) Доброе дело.

3) Мельница заработала.

4) Теплый хлеб.

5) Слезы победы.

V. Выразительное чтение произведения «Тёплый хлеб» учащимися.
(до конца эпизода о Фильке и брошенном хлебе)

VI. Беседа по содержанию сказки.

    Что плохого сделал Филька? За что его осуждает автор?

    (за брошенный хлеб, грубое обращение с конем)

    Кто такой христарадник?

    Расскажите от имени коня, что он испытал, когда Филька с ним так поступил.

    Кто поведал притчу о злобе людской?

    Какой вывод мы можем из нее сделать, к чему приводит злоба людская, чем это страшно в жизни?

    Почему Филька предложил коню хлеб с солью?

    Кому по традиции подносят хлеб с солью?

Слово учителя. Ребята, давайте послушаем текст о значении высказывания «Хлеб-соль», откуда оно пришло и что обозначает.

ХЛЕБ-СОЛЬ

Что же означает это радушное, гостеприимное приветствие? В первую очередь, это пожелание отведать хлеба, приобщиться к трапезе, столу. А в более широком смысле - это пожелание мира, радости, достатка.

Хлеб-соль водить - значит издавна дружить, поддерживать теплые отношения.

Хлебосольный дом - дом радушный, гостеприимный.

Хлебосольный хозяин - самая большая похвала человеку, умеющему от всей души принять добрых гостей.

Итак, хлеб-соль - это и угощение, и забота. Старинный русский обряд - подносить при торжественной встрече хлеб и соль тому, кого принимают с почестями, - живёт и по сей день (Валентина Волина).

    Почему ребята сказали, что хлеб-соль будет Панкрату особо? За что?

    Почему мы узнаем, как звали коня только в конце произведения?

    Часто ли у вас на столе бывает хлеб?

    Какие пословицы о хлебе вы знаете?

    Какие пословицы можно отнести к содержанию сказки?

Обоснуйте свое мнение.

Хлеб-батюшка, вода-матушка.

Хлеб - всему голова.

Хлеб греет, не шуба.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.

    Почему люди слагают пословицы о хлебе?

Мы знаем, что наш народ очень ценил хлеб, а как люди сейчас относятся к хлебу? Приведите примеры.

Слово учителя из истории хлеба

Как появился хлеб на земле

Это величайшее открытие совершилось в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. По мнению учёных, именно в те далекие времена человек впервые стал собирать хлебные злаки, которые были предками наших теперешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

В каменном веке люди ели зёрна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Так появились первые мельничные жернова, первая мука и первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Ученые точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша, которую и сегодня еще употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Азии и Африки.

Когда человек научился добывать огонь и стал применять его для приготовления пищи, было сделано еще одно открытие. Человек стал поджаривать раздробленные зерна перед тем, как смешивать их с водой, и убедился, что каша из таких, обработанных огнём, зёрен гораздо вкуснее той, которую он ел до этого.

Прошло еще несколько тысячелетий, и люди научились готовить привычный для нас хлеб из сброженного теста (из журнала).

VII. Лексическая работа.

Как вы понимаете слова: хлебный (год), хлебопашец, хлебопек, хлебосольный?

Подберите к ним синонимы.

VIII. Сравнительный анализ текстов.

КУСОК ХЛЕБА

На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.

Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз - кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди...

Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком - и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно-удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.

- Грех!.. Грех-то!.. Большой грех!- раздалось возле. Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами.

Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:

- Пусть хоть птички поклюют!

Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём?

Может быть, он вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки!

Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!

(А. А. Нуйкин)

В чём этот текст перекликается с текстом сказки?

Какой вывод мы можем сделать после прослушивания чтения рассказа?

Почему сказка К.Г. Паустовского называется «Теплый хлеб»?

IX . Выразительное чтение наизусть стихотворений учащимися.

Хлеб – он не падает к нам с неба

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятка рук

Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей

Слава тем, кто любит землю

Тем, кто трудится на ней!

Слово учителя.

Ребята, в хлебе - душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, Родина, хлеб - это одни из самых святых слов человека. К хлебу надо относиться как к великому богатству!

Корочка хлеба, хлебная крошка,

Что это - много это или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

***

Вот хлеб - высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда.

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

Хлеб, который мы едим

Хлеб - гениальное изобретение человечества. Он рождён солнцем, землёй, водой и огнём. Булки не растут на деревьях - об этом знают все. Это труд поколений. Мало в мире ценностей, которые, как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения.

Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее, и тем он велик. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Он был, есть и навсегда останется продуктом номер один.

Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Хлеб представляется нам вечным символом благополучия и достатка. Это один из ценнейших продуктов питания, средство защиты людей от голода.

X. Подведение итогов урока.

Почему жанр этой истории определен как сказка?

Какие чудеса в ней происходили? Какие сказочные персонажи действовали?

Какой опыт мы приобрели из этой истории?

1)ошибку нужно уметь исправлять;

2)труд и дружба выручат в любой беде;

3)примирение - сложное дело, но оно приносит радость;

4) хлеб - народное достояние, его нужно беречь.

РЕФЛЕКСИЯ

    Продолжите фразу: «Хлеб - это...». На доске появляется ассоциативный ряд (мир, радость, достаток, счастье, добро, жизнь, богатство, святыня, поле, дом);

    Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Хочется напомнить слова Паустовского «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного». Может, писатель задумался: смог ли он донести до вашего сердца эту струну добра, милосердия, любви. Делайте добро и помните пословицу: «Живи добрее, будешь всем милее». Я желаю всем вам, дети, идти только дорогою добра и никогда не сворачивать с этого пути. (Звучит песня «Дорогою добра»).

Домашнее задание: литераторы - найти загадки, пословицы о хлебе, составить книжечку «Хлеб в разных жанрах УНТ»; художники-нарисовать иллюстрацию к сказке «Теплый хлеб», журналисты – написать заметку в статью «Весомое золото хлеба» (или «В чем сила хлеба?»)

Список использованной литературы

    Тексты о хлебе. Сборник «Русский язык 5-6 кл. Развитие ситуативной речи».

    Презентации на тему «Хлеб -всему голова», «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб».

100 лучших сказок народов мира
о мудрости, любви, дружбе и трудолюбии
с вопросами и заданиями для беседы с детьми

ХЛЕБ И ЗОЛОТО

Арабская народная сказка

Аббас был бедный крестьянин. Целыми днями трудился он, чтобы добыть пропитание себе и своей семье, а в свободные часы все думал о том, как бы найти клад, который избавил бы его от нужды.

Однажды в очень жаркий день Аббас, как обычно, работал в поле. Почувствовав сильную усталость, он сел под дерево и принялся мечтать: «Если бы Аллах дал мне волшебную силу, чтобы я мог превращать все, чего ни коснусь рукой, в золото, - тогда я избавился бы от тяжкого труда и зажил в полном довольстве». И вдруг он услышал голос:

О Аббас! Сейчас ты получишь то, чего тебе так хочется! Положи свою руку на какой-нибудь предмет - и он тотчас превратится в чистое золото.

Аббас не поверил своим ушам. Но все же потянулся к земле и взял маленький камешек. Едва он коснулся его - камешек тут же превратился в чистое золото. Потом Аббас дотронулся до другого камня - и тот тоже стал золотым.

Аббас очень обрадовался и подумал: «Сейчас я отправлюсь в город и превращу пыль и камни в золото... Потом куплю много земли, построю на берегу реки дворец и окружу его огромным садом... Я куплю прекрасных коней и облачусь в роскошные одежды...»

Тут он хотел подняться, но, почувствовав сильную усталость, голод и жажду, понял, что не сможет идти.

«Съем-ка я то, что принес с собою утром из дому», - решил он и протянул руку к завтраку, который лежал в маленьком мешочке возле дерева. Аббас взял лепешку, но, положив ее в рот, почувствовал металл. И хлеб превратился в золото!

В мешочке оставалась еще луковица. Аббас поспешно схватил ее. Каково же было его смятение, когда и луковица стала золотым слитком, который он не мог съесть!

Аббас страшно перепугался. Как он будет теперь пить и есть? Как будет жить в этом мире золотых слитков? Ведь так он очень скоро умрет от голода и жажды, даже не попользовавшись золотом, которое без труда дается ему в руки.

Так думал Аббас, представляя, как умрет в муках от голода и жажды, раз все, чего бы он ни коснулся, превращается в золото.

Но тут он открыл глаза, увидел себя примостившимся в тени дерева и понял, что грезил. Глубокий вздох облегчения вырвался из его груди; словно гора свалилась у него с плеч.

Слава Аллаху, что все это было лишь сном! - проговорил он.


Вопросы и задания к сказке:

• Как вы думаете, почему Аббасу приснился этот сон? Что он понял, благодаря своему сну?

• Что случилось бы с Аббасом если бы события сна произошли с ним наяву?

• Каким человеком нужно быть, чтобы не потерять голову от богатства? Может ли богатство погубить человека? Может ли человека погубить бедность?

• Стоит ли, подобно Аббасу, молить Бога о богатстве? Как вы думаете, отвечает ли Бог на такие молитвы?

• Были ли в вашей жизни моменты, когда что-то самое простое и необходимое было для вас самым большим богатством на свете? Расскажите об этих эпизодах из вашей жизни.

Аббас был бедный феллах. (Феллах - крестьянин, земледелец). Целыми днями трудился он, чтобы добыть пропитание себе и своей семье, а в свободные часы все думал о том, как бы найти клад, который избавил бы его от нужды.

Однажды в очень жаркий день Аббас, как обычно, работал в поле. Почувствовав сильную усталость, он сел под дерево и принялся мечтать: "Если бы Аллах дал мне волшебную силу, чтобы я мог превращать все, чего ни коснусь рукой, в золото, - тогда я избавился бы от тяжкого труда и зажил в полном довольстве”.

О Аббас! Сейчас ты получишь то, чего тебе так хочется! Положи свою руку на какой-нибудь предмет - и он тотчас превратится в чистое золото.

Аббас не поверил своим ушам. Но все же потянулся к земле и взял маленький камешек. Едва он коснулся его - камешек тут же превратился в чистое золото. Потом Аббас дотронулся до другого камня - и тот тоже стал золотым.

Аббас очень обрадовался и подумал: "Сейчас я отправлюсь в город и превращу пыль и камни в золото... Потом куплю много земли, построю на берегу реки дворец и окружу его огромным садом... Я куплю прекрасных коней и облачусь в роскошные одежды...”

Тут он хотел подняться, но, почувствовав сильную усталость, голод и жажду, понял, что не сможет идти.

"Съем-ка я то, что принес с собою утром из дому”,- решил он и протянул руку к завтраку, который лежал в маленьком мешочке возле дерева. Аббас взял лепешку, но, положив ее в рот, почувствовал металл. И хлеб превратился в золото!

В мешочке оставалась еще луковица. Аббас поспешно схватил ее. Каково же было его смятение, когда и луковица стала золотым слитком, который он не мог съесть!

Аббас страшно перепугался. Как он будет теперь пить и есть? Как будет жить в этом мире золотых слитков? Ведь так он очень скоро умрет от голода и жажды, даже не попользовавшись золотом, которое без труда дается ему в руки.

Так думал Аббас, представляя, как умрет в муках от голода и жажды, раз все, чего бы он ни коснулся, превращается в золото.

Но тут он открыл глаза, увидел себя примостившимся в тени дерева и понял, что грезил. Глубокий вздох облегчения вырвался из его груди; словно гора свалилась у него с плеч.

Слава Аллаху, что все это было лишь сном! - проговорил он.

Это еще одна сказка из сборника «1000 и одна ночь». В ней рассказывается, как мечтавший о богатстве человек получил волшебный дар – он мог что угодно в золото превращать. Только его способность оставила героя голодным, потому что даже продукты становились золотыми от его прикосновений…

Сказка Хлеб и золото скачать:

Хлеб и золото читать

Когда-то, очень давно, в одном персидском городе жили два брата - Касим и Али-Баба. Когда умер их отец, они поделили деньги, которые после него остались, и Касим стал торговать на рынке дорогими тканями и шелковыми халатами. Он умел расхваливать свой товар и зазывать покупателей, и в его лавке всегда толпилось много народу. Касим все больше и больше богател и, когда накопил много денег, женился на дочери главного судьи, которую звали Фатима.

А Али-Баба не умел торговать и наживать деньги, и женат он был на бедной девушке по имени Зейнаб. Они быстро истратили почти все, что у них было, и однажды Зейнаб сказала:

Слушай, Али-Баба, нам скоро будет нечего есть. Надо тебе что-нибудь придумать, а то мы умрем с голоду.

Хорошо, - ответил Али-Баба, - я подумаю, что нам делать.

Он вышел в сад, сел под дерево и стал думать. Долго думал Али-Баба и наконец придумал. Он взял оставшиеся у него деньги, пошел на рынок и купил двух ослов, топор и веревку.

А на следующее утро он отправился за город, на высокую гору, поросшую густым лесом, и целый день рубил дрова. Вечером Али-Баба связал дрова в вязанки, нагрузил ими своих ослов и вернулся в город. Он продал дрова на рынке и купил хлеба, мяса и зелени.

С тех пор Али-Баба каждое утро уезжал на гору и до самого вечера рубил дрова, а потом продавал их на рынке и покупал хлеб и мясо для себя и для Зейнаб. И вот однажды он стоял под высоким деревом, собираясь его срубить, и вдруг заметил, что на дороге поднялась пыль до самого неба. А когда пыль рассеялась, Али-Баба увидал, что прямо на него мчится отряд всадников, одетых в панцири и кольчуги; к седлам были привязаны копья, а на поясах сверкали длинные острые мечи. Впереди скакал на высокой белой лошади одноглазый человек с черной бородой.

Али-Баба очень испугался. Он быстро влез на вершину дерева и спрятался в его ветвях. А всадники подъехали к тому месту, где он только что стоял, и сошли на землю. Каждый из них снял с седла тяжелый мешок и взвалил его себе на плечи; потом они стали в ряд, ожидая, что прикажет одноглазый - их атаман.

"Что это за люди и что у них в мешках? - подумал Али-Баба. - Наверное, это воры и разбойники".

Он пересчитал людей, и оказалось, что их ровно сорок человек, кроме атамана. Атаман встал впереди своих людей и повел их к высокой скале, в которой была маленькая дверь из стали; она так заросла травой и колючками, что ее почти не было видно.

Атаман остановился перед дверью и громко крикнул:

Симсим, открой дверь!

И вдруг дверь в скале распахнулась, атаман вошел, а за ним вошли его люди, и дверь опять захлопнулась за ними.

"Вот чудо! - подумал Али-Баба. - Ведь симсим-то - это маленькое растение. Я знаю, что из него выжимают масло, но я не знал, что оно может открывать двери!"

Али-Бабе очень хотелось посмотреть поближе на волшебную дверь, но он так боялся разбойников, что не осмелился слезть с дерева.

Прошло немного времени, и вдруг дверь снова распахнулась, и сорок разбойников вышли с пустыми мешками. Как и прежде, одноглазый атаман шел впереди. Разбойники привязали к седлам пустые мешки, вскочили на коней и ускакали.

Тогда Али-Баба, который уже устал сидеть скорчившись на дереве, быстро спустился на землю и подбежал к скале.

"А что будет, если я тоже скажу: "Симсим, открой дверь?" - подумал он. - Откроется дверь или нет? Попробую!"

Он набрался храбрости, вдохнул побольше воздуху и во весь голос крикнул:

Симсим, открой дверь!

И тотчас же дверь распахнулась перед ним, и открылся вход в большую пещеру.

Али-Баба вошел в пещеру, и, как только он переступил порог, дверь снова захлопнулась за ним. Али-Бабе стало немного страшно: а вдруг дверь больше не откроется и ему нельзя будет выйти? Но он все же пошел вперед, с удивлением осматриваясь по сторонам.

Он увидел, что находится в большой комнате и у стен стоит множество столиков, уставленных золотыми блюдами под серебряными крышками. Али-Баба почувствовал вкусный запах кушаний и вспомнил, что с утра ничего не ел. Он подошел к одному столику, снял крышки с блюд, и у него потекли слюнки, - на блюдах лежали все кушанья, каких только можно пожелать: жареные куры, рисовый пилав, блинчики с вареньем, халва, яблоки и еще много других вкусных вещей.

Али-Баба схватил курицу и мигом обглодал ее. Потом принялся за пилав, а покончив с ним, запустил руки в халву, но уже не мог съесть ни кусочка - до того он был сыт. Отдохнув немного, он осмотрелся и увидал вход в другую комнату. Али-Баба вошел туда - и зажмурил глаза. Комната вся сверкала и блестела - так много было в ней золота и драгоценностей. Золотые динары и серебряные дирхемы грудами лежали прямо на земле, словно камни на морском берегу. Драгоценная посуда - кубки, подносы, блюда, украшенные дорогими каменьями, - стояла по всем углам. Кипы шелка и тканей - китайских, индийских, сирийских, египетских - лежали посреди комнаты; по стенам висели острые мечи и длинные копья, которых хватило бы на целое войско.

У Али-Бабы разбежались глаза, и он не знал, за что ему взяться: то примерит красный шелковый халат, то схватит золотой поднос и смотрится в него, как в зеркало, то наберет в пригоршню золотых монет и пересыпает их.

Наконец он немного успокоился и сказал себе:

Эти деньги и драгоценности, наверное, награблены, и сложили их сюда разбойники, которые только что здесь были. Эти богатства не принадлежат им, и если я возьму себе немножко золота, в этом не будет ничего дурного. Ведь его здесь столько, что нельзя сосчитать.

Али-Баба подоткнул полы халата и, встав на колени, стал подбирать золото. Он нашел в пещере два пустых мешка, наполнил их динарами, притащил к двери и крикнул:

Симсим, открой дверь!

Дверь тотчас же распахнулась.

Али-Баба вышел из пещеры, и дверь захлопнулась за ним. Колючие кусты и ветки переплелись и скрыли ее от глаз. Ослы Али-Бабы паслись на лужайке. Али-Баба взвалил на них мешки с золотом, прикрыл их сверху дровами и поехал домой.

Когда он вернулся, уже была ночь и встревоженная Зейнаб ждала его у ворот.

Что ты делал в лесу так долго? - спросила она. - Я думала, что тебя растерзали волки или гиены. Отчего ты привез дрова домой, а не продал их?

Сейчас все узнаешь, Зейнаб, - сказал Али-Баба. - Помоги-ка мне внести в дом эти мешки и не шуми, чтобы нас не услышали соседи.

Зейнаб молча взвалила один из мешков себе на спину, и они с Али-Бабой вошли в дом. Зейнаб плотно прикрыла за собой дверь, зажгла светильник и развязала мешок. Увидев золото, она побледнела от страха и крикнула:

Что ты наделал, Али-Баба? Кого ты ограбил?

Не тревожься, Зейнаб, - сказал Али-Баба. - Я никого не ограбил и сейчас расскажу тебе, что со мною сегодня случилось.

Он рассказал ей про разбойников и пещеру и, окончив свой рассказ, сказал:

Смотри, Зейнаб, спрячь это золото и не говори о нем никому. Люди подумают, что мы и вправду кого-нибудь ограбили, и донесут на нас султану, и тогда он отнимет у нас все золото и посадит нас в подземелье. Давай выкопаем яму и спрячем туда золото.

Они вышли в сад, выкопали при свете луны яму, сложили туда все золото, а потом опять забросали яму землей.

Покончив с этим делом, Али-Баба лег спать. Зейнаб тоже легла, но она еще долго ворочалась с боку на бок и думала:

"Сколько же золота привез Али-Баба? Как только рассветет, я пересчитаю все монетки до последней!"

На следующее утро, когда Али-Баба, как всегда, уехал на гору, Зейнаб побежала к яме, раскопала ее и принялась пересчитывать динары.

Но их было так много, что Зейнаб не могла сосчитать. Она не очень хорошо считала и все время сбивалась. Наконец это ей надоело, и она сказала себе:

Лучше я возьму меру и перемеряю золото. Вот только меры у меня нет. Придется попросить у Фатимы.

А Касим с Фатимой жили в соседнем доме. Зейнаб сейчас же побежала к ним. Вошла в сени и сказала Фатиме:

Сделай милость, одолжи мне ненадолго меру. Я сегодня же верну ее тебе.

Хорошо, - ответила Фатима, - но моя мера у соседки. Сейчас я схожу за ней и дам ее тебе. Подожди здесь в сенях, у тебя ноги грязные, а я только что постлала чистые циновки.

Все это Фатима выдумала. И мерка, которой мерили крупу, висела на своем месте - в кухне, над очагом, и циновок она не меняла уже дней десять. На самом деле ей просто очень хотелось узнать, для чего Зейнаб вдруг понадобилась мерка, - ведь Фатима хорошо знала, что в доме у Али-Бабы давно уже нет никакой крупы. А спрашивать Зейнаб она не желала: пусть Зейнаб не воображает, что Фатима интересуется ее делами. И она придумала способ узнать, не спрашивая. Она вымазала дно мерки медом, а потом вынесла ее Зейнаб и сказала:

На, возьми. Только смотри, не забудь возвратить ее в целости и не позже чем к закату солнца. Мне самой нужно мерить чечевицу.

Спасибо тебе, Фатима, - сказала Зейнаб и побежала домой. Она выгребла из ямы все золото и начала торопливо его мерить, все время оглядываясь по сторонам.

Золота оказалось десять мер и еще полмеры.

Зейнаб вернула мерку Фатиме и ушла, поклонившись ей до земли. Фатима сейчас же схватила мерку и заглянула в нее. И вдруг она увидела: ко дну мерки прилип какой-то маленький светлый кружочек. Это был новенький золотой динар.

Фатима не верила своим глазам. Она повертела монету между пальцами и даже попробовала ее на зуб: не фальшивая ли? Но динар был самый настоящий, из чистого золота.

Так вот какая это крупа! - закричала Фатима. - Они такие богачи, что Зейнаб даже меряет золото мерой. Наверное, они кого-нибудь ограбили, а сами притворяются бедняками. Скорее бы Касим вернулся из лавки! Я непременно все расскажу ему. Пусть пойдет к Али-Бабе и пригрозит ему хорошенько! Али-Баба, наверное, поделится с ним.

Фатима весь день просидела у ворот, ожидая Касима. Когда стало смеркаться, Касим вернулся из лавки, и Фатима, не дав ему даже снять тюрбана, закричала:

Слушай, Касим, какая у меня новость! Твой брат Али-Баба прикидывается бедняком, а он, оказывается, богаче нас с тобой!

Что ты выдумала! - рассердился Касим. - Богаче меня нет никого на нашей улице, да и во всем квартале. Недаром меня выбрали старшиной рынка.

Ты мне не веришь? - обиделась Фатима. - Ну, так скажи, как ты считаешь деньги, когда подсчитываешь по вечерам выручку?

Обыкновенно считаю, - ответил Касим. - Складываю в кучки динары и дирхемы и пересчитываю. А как насчитаю сотню, загибаю палец, чтобы не ошибиться. Да что ты такие глупости спрашиваешь?

Нет, не глупости! - закричала Фатима. - Ты вот считаешь динары на десятки и сотни, а Зейнаб, жена твоего брата, считает мерами. Вот что она оставила в моей мерке.

И Фатима показала ему динар, который прилип ко дну мерки.

Касим осмотрел его со всех сторон и сказал:

Пусть меня не зовут Касимом, если я не допытаюсь, откуда у Али-Бабы взялись деньги. Хитростью или силой, но я отберу их у него!

И он сейчас же отправился к своему брату. Али-Баба только что вернулся с горы и отдыхал на каменной скамье перед домом. Он очень обрадовался Касиму и сказал:

Добро пожаловать тебе, Касим! Ты не часто бываешь у меня. Что привело тебя ко мне сегодня, да еще в такой поздний час?

Добрый вечер, брат мой, - важно сказал Касим. - Меня привела к тебе большая обида.

Обида? - удивился Али-Баба. - Чем же мог я, бедный дровосек, обидеть старшину рынка?

Ты теперь богаче меня, - сказал Касим. - Ты меряешь золото мерами. Вот что моя жена нашла на дне мерки, которую она одолжила твоей жене Зейнаб. Не обманывай меня: я все знаю! Почему ты скрыл от меня, что разбогател? Наверное, ты кого-нибудь ограбил?

Али-Баба понял, что Касим проведал его тайну, и решил во всем признаться.

О брат мой, - сказал он, - я вовсе не хотел тебя обманывать. Я только потому ничего тебе не рассказал, что боялся воров и разбойников, которые могут тебя убить.

И он рассказал Касиму про пещеру и про разбойников. Потом протянул брату руку и сказал:

О брат мой, мы с тобой оба - сыновья одного отца и одной матери. Давай же делить пополам все, что я привезу из пещеры. Я знаю, как туда войти и как уберечься от разбойников. Возьми себе половину денег и сокровищ - этого хватит тебе на всю жизнь.

Не хочу половину, хочу все деньги! - закричал Касим и оттолкнул руку Али-Бабы. - Говори скорее, как войти в пещеру, а если не скажешь, я донесу на тебя султану, и он велит отрубить тебе голову.

Зачем ты грозишь мне султаном? - сказал Али-Баба. - Поезжай, если хочешь, в пещеру, но только тебе все равно не увезти всех денег и сокровищ. Даже если бы ты целый год возил из пещеры золото и серебро, не отдыхая ни днем, ни ночью, - и тогда ты не увез бы и половины того, что там есть!

Он рассказал Касиму, как найти пещеру, и велел ему хорошо запомнить слова: "Симсим, открой дверь!"

Не забуду, - сказал Касим. - Симсим... симсим... Это, кажется, растение, вроде конопли. Буду помнить.

На следующее утро Касим оседлал десять мулов, положил на каждого мула по два больших сундука и отправился в лес. Он пустил своих мулов пастись на опушке леса, отыскал дверь в скале и, встав перед нею, закричал изо всех сил:

Эй, Симсим, открой дверь!

Дверь распахнулась. Касим вошел, и дверь снова захлопнулась за ним. Касим увидел пещеру, полную сокровищ, и совсем потерял голову от радости. Он заплясал на месте, потом бросился вперед и стал хватать все, что попадалось под руку, - охапки дорогих тканей, куски золота, кувшины и блюда, потом бросал их и срывал со стен золотые мечи и щиты, хватал пригоршнями деньги и совал их за пазуху. Так он метался по пещере целый час, но никак не мог забрать всего, что там было. Наконец он подумал:

"У меня времени много. Буду выносить отсюда мешок за мешком, пока не нагружу всех мулов, а потом приеду еще раз. Я буду ездить сюда каждый день, пока не заберу все, до последней монетки!"

Он схватил мешок с деньгами и поволок его к двери. Дверь была заперта. Касим хотел произнести волшебные слова, которые открывали дверь, но вдруг оказалось, что он позабыл их. Он помнил только, что надо сказать название какого-то растения. И он крикнул:

Горох, открой дверь!

Но дверь не открылась. Касим немного испугался. Он подумал и крикнул опять:

Пшеница, открой дверь!

Дверь и не шевельнулась. Касим от страха уже ничего не мог вспомнить и кричал названия всех растений, какие знал:

Овес, открой дверь!

Конопля, открой дверь!

Ячмень, открой дверь!

Но дверь не открывалась. Касим понял, что ему никогда больше не выбраться из пещеры. Он сел на мешок с золотом и заплакал.

В это время разбойники ограбили богатых купцов, отобрали у них много золота и дорогих товаров. Они решили все это спрятать в пещере. Подъезжая к лесу, атаман заметил на опушке мулов, которые мирно щипали траву.

Что это за мулы? - сказал атаман. - К их седлам привязаны сундуки. Наверно, кто-нибудь разузнал про нашу пещеру и хочет нас ограбить!

Он приказал разбойникам не шуметь и, подойдя к двери, тихо произнес:

Симсим, открой дверь!

Дверь отворилась, и разбойники увидели Касима, который старался спрятаться за мешком с деньгами. Атаман бросился вперед, взмахнул мечом и отрубил Касиму голову.

Разбойники оставили тело Касима в пещере, а сами переловили мулов и, погнав их перед собой, ускакали.

А Фатима весь день просидела у окна - все ждала, когда покажутся мулы с сундуками, полными золота. Но время проходило, а Касима все не было. Фатима прождала день, прождала ночь, а утром с плачем прибежала к Али-Бабе.

Али-Баба сказал:

Не тревожься, Фатима. Я сейчас сам поеду на гору и узнаю, что случилось с Касимом.

Он тотчас же сел на осла и поехал в лес, прямо к пещере. И как только вошел в пещеру, увидел, что его брат лежит мертвый на мешках с деньгами.

Али-Баба вынес тело Касима из пещеры, положил его в мешок и печальный поехал домой, думая про себя:

"Вот до чего довела Касима жадность! Если бы он согласился разделить со мной деньги и не захотел забрать себе их все, он и сейчас был бы жив".

Али-Баба устроил Касиму пышные похороны, но никому не сказал, как погиб его брат. Фатима говорила всем, кто провожал Касима на кладбище, что ее мужа растерзали в лесу дикие звери.

Когда Касима похоронили, Али-Баба сказал Фатиме:

Знаешь что, Фатима, продай мне твой дом, и будем жить вместе. Тогда и мне не придется строить нового дома, и тебе не так страшно будет жить одной. Хорошо?

О Али-Баба, - сказала Фатима, - мой дом - твой дом, и все, что у меня есть, принадлежит тебе. Позволь только мне жить с вами - больше мне ничего не нужно.

Ну, вот и хорошо, - сказал Али-Баба, и они с Зейнаб и Фатимой зажили вместе.

Али-Баба еще несколько раз ездил в пещеру и вывез оттуда много золота, драгоценных одежд, ковров и посуды. Каждый день у него на кухне готовилась пища не только для него самого, Зейнаб и Фатимы, но и для всех его бедных соседей, которым нечего было есть. А когда соседи благодарили его, он говорил:

Приходите и завтра и приводите с собой всех бедняков. А благодарить не за что. Я угощаю вас на деньги моего брата Касима, которого съели на горе волки. Он был богатым человеком.

Скоро все бедняки и нищие стали приходить к дому Али-Бабы к обеду и ужину, и жители города очень его полюбили.

Вот что было с Али-Бабой, Зейнаб и Фатимой.

Что же касается разбойников, то они через несколько дней опять приехали к пещере и увидели, что тело их врага исчезло, а мешки с деньгами разбросаны по земле.

В нашу пещеру опять кто-то заходил! - вскричал атаман. - Недавно я убил одного врага, но, оказывается, их несколько! Пусть не буду я Хасан Одноглазый, если я не убью всякого, кто хочет поживиться нашей добычей. Храбрые разбойники! Найдется ли среди вас смельчак, который не побоится отправиться в город и разыскать нашего обидчика? Пусть не берется за это дело трус или слабый! Только хитрый и ловкий может исполнить его.

О атаман, - сказал один из разбойников, - никто, кроме меня, не пойдет в город и не выследит нашего врага. Недаром зовут меня Ахмед Сорви-голова. А если я не найду его, делай со мной что хочешь.

Хорошо, Ахмед, - сказал атаман. - Даю тебе один день сроку. Если ты найдешь нашего врага, я назначу тебя своим помощником, а если не найдешь - лучше не возвращайся. Я отрублю тебе голову.

Будь спокоен, атаман, не пройдет дня, как ты узнаешь, где найти своего врага, - сказал Ахмед. - Ждите меня сегодня к вечеру здесь в лесу.

Он сбросил с себя разбойничье платье, надел синий шелковый халат, красные сафьяновые сапоги и тюбетейку и пошел в город.

Было раннее утро. Рынок был еще пуст, и все лавки были закрыты; только старый башмачник сидел под своим навесом и, разложив инструменты, ждал заказчиков.

Ахмед Сорви-голова подошел к нему и, поклонившись, сказал:

Доброе утро, дядюшка. Как ты рано вышел на работу! Если бы я не увидел тебя, мне пришлось бы еще долго ждать, пока откроется рынок.

А что тебе нужно? - спросил старый башмачник, которого звали Мустафа.

Я чужой в вашем городе, - ответил Ахмед. - Только сегодня ночью я пришел сюда и ждал до рассвета, пока не открыли городские ворота. В этом городе жил мой брат, богатый купец. Я пришел к нему из далеких стран, чтобы повидать его, и, подходя к городу, услышал, что его нашли в лесу мертвым. Теперь я не знаю, как отыскать его родных, чтобы поплакать о нем вместе с ними.

Ты говоришь, твой брат был богатый купец? - спросил башмачник. - В нашем городе недавно хоронили одного купца, и я был на похоронах. Жена купца говорила, что его растерзали волки, но я слышал от одного человека, что это неправда, а что этого купца на самом деле нашли в лесу убитым, без головы, и тайком привезли домой в мешке.

Ахмед Сорви-голова очень обрадовался. Он понял, что этот богатый купец и есть тот человек, которого убил атаман.

Ты можешь меня провести к его дому? - спросил Ахмед башмачника.

Могу, - ответил башмачник. - Но только как же мне быть с работой? Вдруг кто-нибудь придет на рынок и захочет заказать мне туфли, а меня не будет на месте?

Вот тебе динар, - сказал Ахмед. - Возьми его за убытки, а когда ты покажешь мне дом моего брата, я дам тебе еще динар.

Спасибо тебе за твою щедрость! - воскликнул обрадованный Мустафа. - Чтобы заработать этот динар, мне нужно целый месяц ставить на туфлях заплатки. Пойдем!

И башмачник привел Ахмеда к дому, где жил Касим.

Вот дом, где жил убитый купец. Здесь поселился теперь его брат, - сказал Мустафа.

"Его-то мне и надо!" - подумал Ахмед. Он дал Мустафе динар, и Мустафа ушел, кланяясь и благодаря. Все дома в этом городе были обнесены высокими стенами, так что на улицу выходили только ворота. Запомнить незнакомый дом было нелегко.

Надо отметить этот дом, - говорил Ахмед сам себе, - чтобы потом узнать его.

Он вытащил из кармана кусок мела и поставил на воротах дома крестик. А потом пошел обратно и радостно говорил себе:

Теперь я запомню этот дом и приведу к нему завтра моих товарищей. Быть мне помощником атамана!

Только Ахмед успел уйти, как из дома вышла служанка Али-Бабы по имени Марджана, девушка умная и храбрая. Она собралась идти на рынок за хлебом и мясом к обеду. Закрывая калитку, она обернулась и вдруг увидела на воротах крестик, нарисованный мелом.

"Кто это вздумал пачкать наши ворота? - подумала она. - Наверное, уличные мальчишки. Нет, крест слишком высоко! Его нарисовал взрослый человек, и этот человек задумал против нас злое дело. Он хочет запомнить наш дом, чтобы нас убить или ограбить. Надо мне сбить его с толку".

Марджана вернулась домой, вынесла кусок мела и поставила кресты на всех соседних домах. А потом ушла по своим делам.

А разбойник прибежал в пещеру и крикнул:

Слушай, атаман! Слушайте все! Я нашел дом нашего врага и отметил его крестом. Завтра я вам покажу его.

Молодец, Ахмед Сорви-голова! - сказал атаман. - Завтра к утру будьте все готовы. Мы спрячем под халаты острые ножи и пойдем с Ахмедом к дому нашего врага.

Слушаем и повинуемся тебе, атаман, - сказали разбойники, и все стали поздравлять Ахмеда с удачей.

А Ахмед Сорви-голова ходил гордый и говорил:

Вот увидите, я буду помощником атамана.

Он всю ночь не спал, дожидаясь утра, и, как только рассвело, вскочил и разбудил разбойников. Они надели широкие бухарские халаты, белые чалмы и туфли с загнутыми носками, спрятали под халаты ножи и пошли в город. И все, кто их видел, говорили:

Это бухарцы. Они пришли в наш город и осматривают его.

Впереди всех шел Ахмед с атаманом. Долго водил Ахмед своих товарищей по городу и наконец отыскал нужную улицу.

Смотрите, - сказал он, - вот этот дом. Видите, на воротах крест.

А вот еще крест, - сказал другой разбойник. - В каком же доме живет наш враг?

Да вон и на том доме крест! И на этом! И здесь крест! Да тут на всех домах кресты! - закричали вдруг остальные разбойники.

Атаман рассердился и сказал:

Что это значит? Кто-то перехитрил тебя, Ахмед! Ты не выполнил поручения, и не придется тебе больше с нами разбойничать. Я сам отрублю тебе голову!

И когда они вернулись в лес, жестокий атаман отрубил голову Ахмеду. А потом сказал:

Кто еще возьмется отыскать дом нашего врага? У кого хватит храбрости? Пусть не пробует это сделать ленивый или слабый!

Позволь мне попытаться, о атаман, - сказал один из разбойников, Мухаммед Плешивый. - Я - человек старый, и меня так легко не проведешь. А если я не исполню поручения, казни меня так же, как ты казнил Ахмеда.

Иди, Мухаммед, - сказал атаман. - Буду тебя ждать до завтрашнего вечера. Но смотри: если ты не найдешь и не покажешь мне дом нашего врага, тебе не будет пощады.

На следующее утро Мухаммед Плешивый отправился в город. Ахмед рассказывал разбойникам про Мустафу, и Мухаммед прямо пошел на рынок к старому башмачнику. Он повел с ним такой же разговор, как и Ахмед, и пообещал ему два динара, если Мустафа покажет ему дом убитого купца. И Мустафа, обрадованный, довел его до самых ворот.

"Придется и мне как-нибудь отметить дом", - подумал Мухаммед. Он взял кусок кирпича, валявшийся на дороге, и нарисовал на воротах маленький крестик в правом верхнем углу.

"Здесь его никто не увидит, кроме меня, - подумал он. - Побегу скорей за атаманом и приведу его сюда".

И он быстро пошел обратно к своим товарищам. А Марджана как раз возвращалась с рынка. Увидев, что от ворот их дома крадучись отошел какой-то человек и побежал по дороге, она сообразила, что тут что-то неладно.

Марджана подошла к воротам, внимательно осмотрела их и увидела в правом верхнем углу маленький красный крестик.

"Так вот, значит, кто ставит кресты на наших воротах, - подумала Марджана. - Подожди же, я тебя перехитрю".

Она подняла с земли кусок кирпича и поставила такие же кресты на воротах всех домов их улицы.

Ну-ка, попробуй теперь найти наш дом! - воскликнула она. - Тебе это так же не удастся, как вчера!

А Мухаммед Плешивый всю дорогу бежал, не останавливаясь, и наконец вошел в пещеру, еле переводя дух.

Идемте скорее! - крикнул он. - Я так отметил этот дом, что уж теперь нашему врагу не уйти. Собирайтесь же скорее, не мешкайте!

Разбойники завернулись в плащи и пошли вслед за Мухаммедом. Они очень торопились, чтобы дойти до города засветло, и пришли туда перед самым закатом солнца. Найдя знакомую улицу, Мухаммед Плешивый подвел атамана к самым большим и красивым воротам и указал ему пальцем на маленький красный крестик в правом верхнем углу ворот.

Видишь, - сказал он, - вот моя отметка.

А это чья? - спросил один из разбойников, который остановился у соседних ворот. - Тут тоже нарисован крестик.

Какой крестик? - закричал Мухаммед.

Красный, - ответил разбойник. - И на тех воротах точно такой же. И напротив - тоже. Пока ты показывал атаману свой крестик, я осмотрел все соседние ворота.

Что же, Мухаммед, - сказал атаман, - и тебя, значит, перехитрили? Хоть ты и хороший разбойник, а поручения не выполнил. Пощады тебе не будет!

И Мухаммед погиб так же, как и Ахмед. И стало в шайке атамана не сорок, а тридцать восемь разбойников.

"Надо мне самому взяться за это трудное дело, - подумал атаман. - Мои люди хорошо сражаются, воруют и грабят, но они не годятся для хитростей и обмана".

И вот на следующее утро Хасан Одноглазый, атаман разбойников, пошел в город сам. Торговля на рынке была в полном разгаре. Он нашел Мустафу-башмачника и, присев рядом с ним, сказал:

О дядюшка, почему это ты такой печальный? Работы, что ли, мало?

Работы у меня уже давно нет, - ответил башмачник. - Я бы, наверное, умер с голоду, если бы судьба не послала мне помощь. Позавчера рано утром пришел ко мне один щедрый человек и рассказал, что он ищет родных своего брата. А я знал, где дом его брата, и показал ему дорогу, и чужеземец подарил мне целых два динара. Вчера ко мне пришел другой чужеземец и опять спросил меня, не знаю ли я его брата, который недавно умер, и я привел его к тому же самому дому и опять получил два динара. А сегодня - вот уже полдень, но никто ко мне не пришел. Видно, у покойника нет больше братьев.

Услышав слова Мустафы, атаман горько заплакал и сказал:

Какое счастье, что я встретил тебя! Я третий брат этого убитого. Я пришел с Дальнего Запада и только вчера узнал, что моего дорогого брата убили. Нас было четверо братьев, и мы все жили в разных странах, и вот теперь мы сошлись в вашем городе, но только для того, чтобы найти нашего брата мертвым. Отведи же меня к его дому, и я дам тебе столько же, сколько дали мои братья.

Хорошо, - радостно сказал старик. - А больше у него нет братьев?

Нет, - ответил атаман, тяжело вздыхая. - Нас было четверо, а теперь стало только трое.

Жалко, что вас так мало, - сказал старый Мустафа и тоже вздохнул. - Идем.

Он привел атамана к дому Касима, получил свою плату и ушел. А атаман сосчитал и хорошо запомнил, сколько ворот от угла улицы до ворот дома, так что ему не нужно было отмечать ворота. Потом он вернулся к своим товарищам и сказал:

О разбойники, я придумал одну хитрость. Если она удастся, мы убьем нашего врага и отберем все богатства, которые он увез из пещеры. Слушайте же меня и исполняйте все, что я прикажу.

И он велел одному из разбойников пойти в город и купить двадцать сильных мулов и сорок кувшинов для масла.

А когда разбойник привел мулов, нагруженных кувшинами, атаман приказал разбойникам влезть в кувшины. Он сам прикрыл кувшины пальмовыми листьями и обвязал травой, а сверху проткнул дырочки для воздуха, чтобы люди не задохнулись. А в оставшиеся два кувшина налил оливкового масла и вымазал им остальные кувшины, чтобы люди думали, что во всех кувшинах налито масло.

Сам атаман надел платье богатого купца и погнал мулов в город. Наступал вечер, уже темнело. Атаман направился прямо к дому Касима и увидел, что у ворот сидит человек, веселый и приветливый. Это был Али-Баба. Атаман подошел к нему и низко поклонился, коснувшись рукой земли.

Добрый вечер, почтенный купец, - сказал он. - Я чужеземец, из далекой страны. Я привез запас дорогого масла и надеялся продать его в вашем городе. Но мои мулы устали от долгого пути и шли медленно. Когда я вошел в город, уже наступил вечер и все лавки закрылись. Я обошел весь город, чтобы найти ночлег, но никто не хотел пустить к себе чужеземца. И вот я прошел мимо тебя и увидел, что ты человек приветливый и радушный. Не позволишь ли ты мне провести у тебя одну ночь? Я сложу свои кувшины на дворе, а завтра рано утром увезу их на рынок и продам. А потом я уеду обратно в мою страну и буду всем рассказывать о твоей доброте.

Входи, чужеземец, - сказал Али-Баба. - У меня места много. Расседлай мулов и задай им корму, а потом мы будем ужинать. Эй, Марджана, посади собак на цепь, чтобы они не искусали нашего гостя!

Благодарю тебя, о почтенный купец! - сказал атаман разбойников. - Пусть исполнятся твои желания, как ты исполнил мою просьбу.

Он ввел своих мулов во двор и разгрузил их у стены дома, осторожно снимая кувшины, чтобы не ушибить разбойников. А потом нагнулся к кувшинам и прошептал:

Сидите тихо и не двигайтесь. Ночью я выйду к вам и сам поведу вас в дом.

И разбойники шепотом ответили из кувшинов:

Слушаем и повинуемся, атаман!

Атаман вошел в дом и поднялся в комнату, где уже был приготовлен столик для ужина. Али-Баба ждал его, сидя на низенькой скамейке, покрытой ковром. Увидя гостя, он крикнул Марджане:

Эй, Марджана, прикажи зажарить курицу и приготовить побольше блинчиков с медом. Я хочу, чтобы мой гость был доволен нашим угощением.

Слушаю и повинуюсь, - сказала Марджана. - Я приготовлю все это сама, своими руками.

Она побежала в кухню, живо замесила тесто и только что собралась жарить, как вдруг увидела, что масло все вышло и жарить не на чем.

Вот беда! - закричала Марджана. - Как же теперь быть? Уже ночь, масла нигде не купить. И у соседей не достанешь, все давно спят. Вот беда!

Вдруг она хлопнула себя по лбу и сказала:

Глупая я! Горюю, что нет масла, а здесь, под окном, стоят сорок кувшинов, с маслом. Я возьму немного у нашего гостя, а завтра чуть свет куплю масла на рынке и долью кувшин.

Она зажгла светильник и вышла во двор. Ночь была темная, пасмурная. Все было тихо, только мулы у колодцев фыркали и звенели уздечками.

Марджана высоко подняла светильник над головой и подошла к кувшинам.

И как раз случилось так, что ближайший кувшин был с маслом. Марджана открыла его и стала переливать масло в свой кувшин.

А разбойникам уже очень надоело сидеть в кувшинах скрючившись. У них так болели кости, что они не могли больше терпеть. Услышав шаги Марджаны, они подумали, что это атаман пришел за ними, и один из них сказал:

Наконец-то ты пришел, атаман! Скорей позволь нам выйти из этих проклятых кувшинов и дай расправиться с хозяином этого дома, нашим врагом.

Марджана, услышав голос из кувшина, чуть не упала от страха и выронила светильник. Но она была умная и храбрая девушка и сразу поняла, что торговец маслом - злодей и разбойник, а в кувшинах сидят его люди и что Али-Бабе грозит страшная смерть.

Она подошла к тому кувшину, из которого послышался голос, и сказала:

Скоро придет пора. Молчи, а то тебя услышат собаки. Их на ночь спустили с цепи.

Потом она подошла к другому кувшину и спросила:

Будь готов, Хасан, скоро я освобожу тебя.

Так она обошла все кувшины и узнала, что в тридцати восьми кувшинах сидят разбойники и только в два кувшина налито масло.

Марджана схватила кувшин с маслом, побежала на кухню и нагрела масло на огне так, что оно закипело.

Тогда она выплеснула кипящее масло в кувшин, где сидел разбойник. Тот не успел и крикнуть - сразу умер. Покончив с одним врагом, Марджана принялась за других. Она кипятила масло на огне и обливала им разбойников, пока не убила всех. А затем она взяла сковородку и нажарила много румяных блинчиков, красиво уложила их на серебряное блюдо, облила маслом и понесла наверх в комнату, где сидели Али-Баба и его гость. Али-Баба не переставал угощать атамана разбойников, и скоро тот так наелся, что еле мог двигаться. Он лежал на подушках, сложив руки на животе, и тяжело дышал.

Али-Баба увидел, что гость сыт, и захотел повеселить его. Он крикнул Марджане:

Эй, Марджана, спляши для нашего гостя лучшую из твоих плясок.

Слушаю и повинуюсь, господин, - ответила Марджана с поклоном. - Позволь мне только пойти и взять покрывало, потому что я буду плясать с покрывалом.

Иди и возвращайся, - сказал Али-Баба.

Марджана убежала к себе в комнату, завернулась в вышитое покрывало и спрятала под ним острый кинжал.

А потом она возвратилась и стала плясать.

Али-Баба и атаман разбойников смотрели на нее и качали головами от удовольствия.

И вот Марджана посреди танца стала все ближе и ближе подходить к атаману. И вдруг она, как кошка, прыгнула на него и, взмахнув кинжалом, вонзила его в сердце разбойника. Разбойник громко вскрикнул и умер.

Али-Баба остолбенел от ужаса. Он подумал, что Марджана сошла с ума.

Горе мне! - закричал он. - Что ты наделала, безумная? В моем доме убит чужеземец! Стыд и позор на мою голову!

Марджана опустилась на колени и сказала:

Выслушай меня, господин, а потом делай со мной, что захочешь. Если я виновата - убей меня, как я убила его.

И она рассказала Али-Бабе, как она узнала о разбойниках и как погубила их всех. Али-Баба сразу понял, что это те самые разбойники, которые приезжали к пещере и которые убили Касима.

Он поднял Марджану с колен и громко закричал:

Вставай, Зейнаб, и разбуди Фатиму! Нам грозила страшная смерть, а эта смелая и умная девушка спасла всех нас!

Зейнаб и Фатима сейчас же прибежали и крепко обняли Марджану, а Али-Баба сказал:

Ты не будешь больше служанкой, Марджана. С этого дня ты будешь жить вместе с нами, как наша родная сестра.

И с этих пор они жили спокойно и счастливо.