Чем прославился федор шаляпин. Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества

«Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и "бегун", странник, завсегдатай ресторанов...» — так о всемирно известном артисте говорил его педагог Дмитрий Усатов . Вопреки всем жизненным обстоятельствам, Федор Шаляпин навсегда вошел в мировую оперную историю.

Василий Шкафер в роли Моцарта и Федор Шаляпин в роли Сальери в опере Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». 1898 год. Фото: РИА Новости Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля (по старому стилю — 1 февраля) 1873 года в Казани в крестьянской семье выходцев из Вятской губернии. Жили бедно, отец служил писцом в земской управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей, с годами его пристрастие усугублялось.

Федор учился в частной школе Ведерниковой, но за поцелуи с одноклассницей его исключили. Потом было приходское и ремесленное училища, последнее он покинул из-за тяжелой болезни матери. На этом казенное образование Шаляпина закончилось. Еще до училища Федора приставляли к крестному отцу — учиться сапожному ремеслу. «Но судьба не судила мне быть сапожником», — вспоминал певец.

Однажды Федор услышал хоровое пение в церкви, и оно его заворожило. Он попросился в хор, и регент Щербинин принял его. У 9-летнего Шаляпина был слух и прекрасный голос — дискант, и регент обучил его нотной грамоте и положил жалованье.

В 12 лет Шаляпин впервые попал в театр — на «Русскую свадьбу». С этого момента театр «свел с ума» Шаляпина и стал его страстью на всю жизнь. Уже в парижской эмиграции в 1932 году он напишет: «Все, что я буду вспоминать и рассказывать, будет... связано с моей театральной жизнью. О людях и явлениях... я собираюсь судить... как актер, с актерской точки зрения...».

Актеры оперного спектакля «Севильский цирюльник»: В. Лосский, Каракаш, Федор Шаляпин, А. Нежданова и Андрей Лабинский. 1913 год. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Когда в Казань приехала опера, она, по признанию Федора, изумила его. Шаляпину очень хотелось заглянуть за кулисы, и он пробрался за сцену. Его взяли статистом «за пятак». До карьеры великого оперного певца было еще далеко. Впереди были ломка голоса, переезд в Астрахань, голодная жизнь и возвращение в Казань.

Первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин» — состоялось в конце марта 1890 года. В сентябре он в качестве хориста переезжает в Уфу, где преображается в солиста, заменив заболевшего артиста. Дебют 17-летнего Шаляпина в опере «Галька» оценили и изредка поручали ему небольшие партии. Но театральный сезон закончился, и Шаляпин снова оказался без работы и без денег. Он играл проходные роли, бродяжничал и в отчаянии даже думал о самоубийстве.

Русский певец Федор Иванович Шаляпин в роли царя Ивана Грозного на афише Парижского театра Шатле. 1909 год. Фото: РИА Новости / Свердлов

Помогли знакомые, которые посоветовали взять уроки у Дмитрия Усатова — в прошлом артиста императорских театров. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту. Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург. После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно», и он надолго остается без ролей.

Но Шаляпин знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым , который предлагает ему место солиста Русской частной оперы. В 1896 году артист перебирается в Москву и четыре сезона успешно выступает, совершенствуя свой репертуар и навыки.

С 1899 года Шаляпин — в труппе Императорской русской оперы в Москве и пользуется успехом у публики. С восторгом его принимают в миланском театре La Scala — там Шаляпин выступил в образе Мефистофеля. Успех был потрясающим, предложения стали сыпаться со всего мира. Шаляпин покоряет Париж и Лондон с Дягилевым , Германию, Америку, Южную Америку, и становится всемирно известным артистом.

В 1918 году Шаляпин становится художественным руководителем Мариинского театра (отказавшись при этом от должности худрука в Большом театре) и получает первое в России звание "народного артиста Республики".

Несмотря на то, что Шаляпин смолоду сочувствовал революции, он и его семья не избежали эмиграции. Новая власть конфисковала у артиста дом, машину, сбережения в банке. Он пытался защитить семью и театр от нападок, неоднократно встречался с руководителями страны, в том числе с Лениным и Сталиным , но это помогало только временно.

В 1922 году Шаляпин с семьей покидает Россию, гастролирует в Европе и Америке. В 1927 году Совнарком лишает его звания народного артиста и права возвращаться на родину. По одной из версий, Шаляпин пожертвовал сборы от концерта детям эмигрантов, а в СССР этот жест расценили как поддержку белогвардейцев.

Семья Шаляпиных обосновывается в Париже, и именно там оперный певец найдет свое последнее пристанище. После гастролей в Китае, Японии, Америке Шаляпин возвращается в Париж в мае 1937 года уже больным. Врачи ставят диагноз — лейкоз.

«Лежу... в кровати... читаю... и вспоминаю прошлое: театры, города, лишения и успехи... Сколько ролей сыграл! И, кажется, недурно. Вот тебе и вятский мужичонко...», — писал Шаляпин в декабре 1937 года своей дочери Ирине .

Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина. 1914 год. Фото: РИА Новости

Великого артиста не стало 12 апреля 1938 года. Шаляпина похоронили в Париже, и только в 1984 году сын Федор добился перезахоронения праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище. В 1991 году, через 53 года после смерти, Федору Шаляпину вернули звание народного артиста.

Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства. В его репертуаре — свыше 50 сыгранных ролей в классических операх, свыше 400 песен, романсов и русских народных песен. В России Шаляпин прославился басовыми партиями Борисова Годунова, Ивана Грозного, Мефистофеля. Не только его великолепный голос восхищал публику. Огромное внимание Шаляпин уделял сценическому образу своих героев: он перевоплощался в них на сцене.

Личная жизнь

Федор Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него родилось 9 детей. С первой женой — итальянской балериной Иолой Торнаги — певец знакомится в театре Мамонтова. В 1898 году они обвенчались, и в этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей, один из которых умер в раннем возрасте. После революции Иола Торнаги долгое время жила в России, и только в конце 50-х годов переехала в Рим по приглашению сына.

Федор Шаляпин за работой над своим скульптурным автопортретом. 1912 год. Фото: РИА Новости

Будучи в браке, в 1910 году Федор Шаляпин сближается с Марией Петцольд , которая воспитывала двоих детей от первого брака. Первый брак еще не был расторгнут, но фактически у певца в Петрограде появилась вторая семья. В этом браке у Шаляпина родилось три дочери, однако официально оформить свои отношения пара смогла уже в Париже в 1927 году. С Марией Федор Шаляпин провел последние годы жизни.

Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.

Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Также он пробовал себя и в скульптуре. Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене — сел мимо стула. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поёт слишком громко...». А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон».

Шаляпин коллекционировал оружие. Старые пистолеты, ружья, копья, в основном подаренные А.М. Горьким , висели у него по стенам. Домовый комитет то отнимал у него коллекцию, то, по указанию зампредседателя ВЧК, возвращал.

Писатель Алексей Максимович Горький и певец Федор Иванович Шаляпин. 1903 год. Фото:

Федор Шаляпин биография кратко русского оперного и камерного певца изложена в этой статье.

Федор Шаляпин краткая биография

Федор Иванович родился 13 февраля в 1873 году в Казани в семье писчего в земском управлении. Родители заметили способности сына и отправили его в церковный хор, где он ознакомился с азами музыкальной грамоты. Параллельно с этим Федор обучался сапожному делу.

Федор Шаляпин окончил только несколько классов начальной школы и отправился на работу в должности помощника писаря. Однажды он посетил оперный Казанский театр, и искусство пленило его. В 16 лет он идет на прослушивании в театр, но тщетно. Федора взял себе в качестве статиста Серебряков, руководитель драматического коллектива.

Со временем ему поручают вокальные партии. Успешное выполнение партии Зарецкого (опера Евгений Онегин») приносит ему небольшой успех. Воодушевленный Шаляпин решает сменить коллектив на музыкальную группу Семенова-Самарского, в который его взяли солистом, и уезжает в Уфу.

Набравшегося музыкального опыта певца, приглашают в малороссийский странствующий театр Деркача. С ним Шаляпин гастролирует по стране. В Грузии Федора замечает Д. Усатов, педагог по вокалу, и берет его к себе на полное обеспечение. Будущий певец не только обучался с Усатовым, но и работал в местном оперном театре, выполняя басовые партии.

В 1894 году он поступил на службу в петербургский Императорский театр, где его заметил благотворитель Савва Мамонтов, и пригласил Федора в свой театр. Мамонтов предоставил ему свободу выбора в своем театре касательно выполняемых партий. Тот перепел партии из опер «Жизнь за царя», «Садко», «Псковитянка», «Моцарте и Сальери», «Хованщина», «Борис Годунов» и«Русалка».

В начале ХХ века он появляется в Мариинке как солист. Вместе со столичным театром гастролирует по Европе, Нью-Йорку. Многократно выступал в московском Большом Театре.

В 1905 году Федор Шаляпин певец уже был популярным. Часто вырученные деньги от концертов отдавал рабочим, чем снискал уважения к своей персоне от советской власти.

После революции в России Федора Ивановича назначили руководителем Мариинского театра и присудили звание Народного артиста Республики. Но потрудиться на театральном поприще в новой должности он сумел недолго. В 1922 году вместе со своей семьей певец навсегда эмигрирует за границу. Власть спустя некоторое время лишила его звания Народного артиста Республики.

Он ездил в турне по всему миру. В Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов. Шаляпин даже снимался в кино.

После медицинского осмотра в 1937 году, у него диагностировали лейкоз. Умер Шаляпин в апреле 1938 в своей парижской квартире.

Федор Шаляпин личная жизнь

Первая его жена был балериной итальянского происхождения. Звали ее Иола Торнаги. Пара поженилась в 1896 году. В браке родилось 6 детей – Игорь, Борис, Фёдор, Татьяна, Ирина, Лидия.

Шаляпин часто ездил выступать в Санкт-Петербург, где познакомился с Марией Валентиновной Петцольд. У нее было от первого брака двое детей. Они стали тайно встречаться и, фактически, Федор Иванович завел вторую семью. Двойную жизнь артист вел до выезда в Европу, куда он взял вторую семью. На тот момент Мария родила ему еще троих детей – Марфу, Марину и Дасию. Позже Шаляпин забрал пятерых детей от первого брака в Париж (сын Игорь умер в 4-нем возрасте). Официально брак Марии и Федора Шаляпина был зарегистрирован в Париже 1927 года. Хотя и с первой женой Иолой он поддерживал дружескую связь, постоянно писал ей письма о достижениях их детей. Сама Иола выехала в Рим в 1950-ых годах по приглашению сына.

Биография

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). В детстве Шаляпин был певчим. Получил элементарное образование.

Начало карьеры

Началом своей артистической карьеры, сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина - партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин - хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно позаняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894/5 г - в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и пел с успехом партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895-1896 гг. он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896-1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд образов в русских операх:
Хан Кончак в «Князе Игоре» А. П. Бородина;
Иоанн Грозный в «Псковитянке» Н. А. Римского-Корсакова;
Варяжский гость в его же «Садко»;
Сальери в его же «Моцарте и Сальери»;
Мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского;
Иван Сусанин в «Жизни за Царя» М. И. Глинки;
Борис Годунов в одноименной опере М. П. Мусоргского
и во многих других операх.

В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрёл громкую известность.

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

С 1918 года - художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

С 1921 («Энц. словарь», 1955) или 1922 («Театр. энц.», 1967) года - на гастролях за границей.

Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году Маяковский писал в «Письме к Горькому»: «Или жить вам, / как живёт Шаляпин, / раздушенными аплодисментами / оляпан? / Вернись / теперь / такой артист / назад / на русские рублики - / я первый крикну: / - Обратно катись, / народный артист Республики!» В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В 1928 году постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста по одноимённому роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на дух языках - английском и французском, с двумя составами актеров. Натурные съемки кинофильма проходили близ г. Ницца.

Весной 1937 года у него обнаружили лейкемию, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1928 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.

29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.

31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).

После художников или архитекторов остается нечто материальное. А что остается после великих певцов? Во многом технически несовершенные записи. И даже обидно, что это так. Вот почему лучше слушать таких мастеров «живьем». Особенно, когда есть такая возможность. А если нет - что ж, остается довериться пленкам и мемуаристам.

Биография Федора Шаляпина

Он появился на свет в бедной крестьянской семье 1(13).02.1873г. Отец мечтал видеть сына человеком практической профессии. Конечно, музыка в его глазах делом не являлась. Сына он воспитывал в строгости. Бывало, что и жестоко порол на конюшне. В 1883-м году Шаляпин впервые оказался в театре. Всё увиденное там волшебным образом поразило его на всю жизнь. Позднее Шаляпин много путешествует с различными актерскими труппами. А от безденежья ему приходилось работать на пристани - то грузчиком, то крючником.

Судьба приводит его в Тифлис. Здесь его увидел и заинтересовался известный в то время учитель пения Усатов. В прошлом он сам был известным оперным певцом. Он совершенно бесплатно взялся учить юного Шаляпина вокалу, почувствовав в нем недюжинный талант. Ученик быстро делал успехи, и уже в 1893-м году Федор вышел на профессиональную сцену. Выбор был огромен. Только за один сезон Шаляпину пришлось освоить целых 12 оперный партий. Он быстро стал любимцем публики. Она принимала его горячо и восторженно.

Шаляпин блистал в роли Мельника из «Русалки». Через год начинающий бас поехал покорять столицу. Там его тоже заметили и оценили. Дирекция Мариинского театра заключает с Шаляпиным контракт на три года. Вершина признания - императорская сцена. Затем его пригласил выступать в частную труппу известный меценат . Они сразу понравились друг другу. Однако заманчивое предложение Мамонтова Шаляпин не принимает. Он возвращается к будням императорского театра. Затем, поддавшись уговора любимой женщины, гречанки Иолы Тарнаки, он перебирается в Москву.

Теперь с энтузиазмом Шаляпин работает в театре Мамонтова. Здесь он может позволить себе самые смелые художественные опыты. Иван Грозный, Борис Годунов - целая галерея ярких и выразительных образов. Ряд партий Шаляпину помогал готовить начинающий тогда композитор и дирижер . Их дружба продолжалась до конца жизни. Со своей стороны Рахманинов даже посвятил Шаляпину несколько своих романсов.

О крутом нраве Шаляпина ходили легенды. Он выходил из себя по любому пустяку. Особенно не выносил фальши, халтуры на сцене. Сам тратился максимально. Любил деньги. Говорил: «Бесплатно только птички какают». Благодаря своему уникальному голосовому диапазону Шаляпин был и басом, и тенором. Доводилось Шаляпину петь и в Храме Христа Спасителя.

Приход к власти большевиков вначале мало что изменил. Шаляпина по-прежнему приглашают выступать на официальных концертах, он востребован. Его награждают почетными званиями. Но тут же раздаются официальные голоса с требованиями социализировать творчество, поставить талант на службу народу. В 1922 году Шаляпин с семьей навсегда покидает Россию. Официально - на гастроли, фактически - в эмиграцию. В 1927 году на Родине его лишают звания народного артиста. Его знали во всем мире, но он выбрал Францию.

Многочисленные гастроли, слава, покупка роскошного особняка. С колоссальным успехом Шаляпин совершает турне по Америке. В конце жизни он напишет мемуары под названием «Маска и душа». Шаляпин умер от лейкемии в 1938 году. До последних лет он мечтал вернуться на Родину.

  • Мало кому известно, что становлением голоса Шаляпин был обязан Савве Мамонтову. Тот великолепно пел, хотя карьеры на этом поприще не сделал.

«К этому времени, благодаря успеху в разных странах Европы, а главным образом, в Америке, мои материальные дела оказались в отличном состоянии. Выехав несколько лет тому назад из России нищим, я теперь могу устроить себе хороший дом, обставленный по моему собственному вкусу». (Федор Иванович Шаляпин)

Как печально, что многие гениальные люди покинули нашу страну и стали достоянием чужбины. И как хотелось бы, чтобы мы сами и наше государство научилось ценить таланты и создавать благоприятные условия для их творчества в России.

Федор Иванович родился 13 февраля 1873 года в Казани в семье бедного вятского крестьянина Ивана Яковлевича Шаляпина и его жены Евдокии Михайловны в девичестве Прозоровой. Отец и мать были оба родом из Вятской губернии, только из разных деревень.

Отец Шаляпина служил архивариусом в уездной земской управе, а мать была подёнщицей и бралась за любую тяжёлую работу. Но, тем не менее, семья Шаляпиных жила очень бедно. Родители даже не помышляли о том, чтобы дать сыну хорошее образование. Учился Фёдор в местном 6-м городском четырёхклассном училище, которое окончил с похвальной грамотой. Именно в училище Шаляпин встретил учителя Н. В. Башмакова, который сам любил петь и поощрял ученика к пению.

Мальчика отдали учиться ремеслу у сапожника, а потом у токаря, попробовал он так же ремесло столяра, переплетчика, переписчика.

Красивый голос у Шаляпина проявился ещё в детстве, и он подпевал матери. А с девяти лет пел в церковных хорах, мечтал научиться играть на скрипке, отец даже купил ему на толкучке скрипку за два рубля и Фёдор самостоятельно учился тянуть смычок, стараясь освоить азы музыкальной грамоты.

Шаляпин много читал, хотя свободного времени у него почти не оставалось.

В двенадцать лет в качестве статиста Фёдор участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы.

Однажды сосед Шаляпина регент Щербицкий в Суконной слободе, где тогда жила семья, услышал, как поёт Фёдор и привёл его в церковь Варвары-великомученицы, где они вдвоем басом и дискантом спели всенощную, затем обедню. После этого случая Шаляпин стал петь в церковном хоре постоянно. Пением он подрабатывал не только на молебнах, но и на свадьбах, похоронах.

В 1883 году Ф. И. Шаляпин впервые попал в театр.
Он сидел на галёрке и, затаив дыхание наблюдал за тем, что происходит на сцене. Давали «Русскую свадьбу» П. П. Сухонина.

И вот что сам позднее писал об этом Шаляпин в своих воспоминаниях: «И вот, я на галерке театра: Вдруг занавес дрогнул, поднялся, и я сразу обомлел очарованный. Передо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. По комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривали друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясён зрелищем и, не мигая, ни о чём не думая, смотрел на эти чудеса».

После этого первого посещения театра Фёдор стремился попасть почти на каждый спектакль. Тем более, что в 80-е годы XIX века на сцене казанского театра играли замечательные актёры – Свободина-Барышева, Писарев, Андреев-Бурлак, Иванов-Казельский и другие.

В 1886 году в Казани появилась оперная труппа Медведева. Особенно сильно впечатлила Шаляпина опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Наверное, именно после прослушивания этой оперы Шаляпин решил стать артистом.

Но пока Шаляпину пришлось ухаживать за больной матерью и работать писцом в уездной земской управе, затем у ростовщика и в судебной палате. Но никакая из этих работ не пришлись юноше по душе.

Он пел в архиерейском хоре в Спасском монастыре, но когда голос стал ломаться, Шаляпин устроился писцом в консистории.

Интересный исторический факт – Шаляпин пришёл по объявлению пробоваться в хор Казанского оперного театра. Среди пришедших на пробу был и будущий писатель А.М. Горький – 20-летний Алексей Пешков. Так вот он был зачислен в хор в качестве 2-го тенора, а Шаляпина комиссия забраковала «из-за отсутствия голоса»...

Но всё-таки дебют певца Шаляпина состоялся на казанской сцене, в 1889 году он впервые спел сольную партию в любительской постановке «Пиковой дамы». Затем с актерскими труппами кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работать приходилось и грузчиком, и крючником на пристани. Часто денег не было даже на хлеб, а ночевать приходилось на скамейках.

С Максимом Горьким Шаляпин снова встретится в 1900 году в Нижнем Новгороде, и они станут друзьями.

1890 году Фёдор поступил в уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского. Голос к этому времени у Шаляпина восстановился, и он мог петь дискантом и баритоном.

Впервые свою сольную партию Шаляпин спел в Уфе 18 декабря 1890 года. Помог случай – накануне спектакля один из баритонов труппы внезапно, отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька» и антрепренер Семенов-Самарский предложил спеть эту партию Шаляпину. Юноша быстро разучил партию и выступил. Ему даже прибавили жалованье за старание. В этом же сезоне он спел Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле».

После окончания сезона Шаляпин присоединился к малороссийской бродячей труппе Деркача, с которой объехал города Урала и Поволжья, труппа отправилась в Среднюю Азию, наконец, он оказался в Баку, где в 1892 году вступил во французскую оперно-опереточную труппу Лассаля.

Однако труппа вскоре распалась и, оказавшись без средств к существованию, Шаляпин добрался до Тифлиса, где устроился писцом в управление Закавказской железной дороги.

Шаляпина заметил знаменитый Тифлисский учитель пения профессор Дмитрий Усатов, который сам прежде был известным оперным певцом. Распознав в молодом Шаляпине большой талант, Усатов взялся бесплатно с ним заниматься, добился для него небольшой стипендии и кормил его бесплатными обедами.

Шаляпин впоследствии называл Усатова своим единственным педагогом и всю жизнь хранил о нём светлые воспоминания.

Через несколько месяцев занятий с Усатовым Шаляпин стал публично выступать на концертах, организуемых Тифлисским Музыкальным кружком. Позднее он получил приглашение в Тифлисский оперный театр. И в 1893 году Шаляпин впервые попал на профессиональную сцену.

У Тифлисского театра был очень большой репертуар, и Шаляпину за один сезон пришлось разучить двенадцать партий из разных опер. Молодой певец справился с этим и был высоко оценён публикой.

Говорят, что особенно хорош Шаляпин был в роли Мельника из «Русалки» и Тонио из «Паяцев».

Однако в 1894 году, подкопив денег, Шаляпин отправился в Москву. В Большой театр попасть ему не удалось, но его взяли в оперную труппу Петросьяна, которую набирали для петербургского театра «Аркадия». Таким образом, Шаляпин попал в столицу.

Но, увы, через два месяца театр Петросьяна разорился, и Шаляпин вступил в товарищество оперных певцов Панаевского театра. В начале 1895 году он был приглашён на прослушивания в Мариинский театр и с ним был заключен контракт на три года. Так Шаляпин оказался на императорской сцене.

Первое время он выступал на вторых ролях, но под конец сезона, заменив заболевшего баса, Шаляпин имел огромный успех в роли Мельника в «Русалке».

Летом он получил приглашение поехать в Нижний Новгород для выступлений во время Нижегородской ярмарки в частной оперной труппе известного Саввы Мамонтова. Осенью Шаляпин принимает предложение Мамонтова оставить Маринку и выступать только у него.

Мамонтов сказал ему: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!»

Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 году. Он исполнял партию Сусанина в опере Глинки. А через несколько дней в «Фаусте» партию Мефистофеля. Успех был колоссальный! Говорили только о Шаляпине. А полное признание гения Шаляпина произошло, когда Мамонтов поставил «Псковитянку» Римского-Корсакова, в которой Шаляпин выступал в партии Ивана Грозного.

Сезон 1897/98 годов принёс Фёдору Шаляпину новые удачи.

Это партии Досифая в «Хованщине» Мусоргского и Варяжского гостя в «Садко» Римского-Корсакова. В следующем сезоне последовали роли Олоферна в «Юдифи» и Сальери в «Моцарте и Сальери», Бориса Годунова в одноимённой опере Мусоргского. Дирекция императорских театров, теперь не жалела никаких денег, лишь бы снова заполучить Шаляпина на свою сцену. И осенью 1899 года. Шаляпин подписал трёхлетний контракт с Большим театром.

В 1898 году Шаляпин женился на артистке мамонтовского театра, итальянской танцовщице Иоле Тарнаги. К этому времени у Шаляпина появилась и европейская популярность.

В 1900 году его пригласили в Миланский театр на партию Мефистофеля в одноименной опере Бойото. Миланская публика встретила его с восторгом и по завершении спектакля овациями.

После первого же своего выступления на сцене Миланского театра Фёдор Шаляпин стал мировой знаменитостью. За 10 выступлений Фёдор Шаляпин получил по тем временам огромную сумму – 15 000 франков. После этого зарубежные гастроли стали ежегодными и всегда проходили с триумфом.

В 1907 году Дягилев в первый раз организовал в Париже «Русские сезоны за границей», на который парижане смогли познакомиться с русской музыкальной культурой. Французская пресса освещала «Русские сезоны» восторженно, но особенно ярким было признано выступление Шаляпина.

На следующий год Дягилев привёз в Париж оперный спектакль «Борис Годунов» с Шаляпиным в заглавной партии. Успех был ошеломляющий.

В 1908 году Шаляпин выступил в Милане в опере «Борис Годунов» на итальянском языке.

Впервые в этом году он выступил в Берлине, Нью-Йорке и Буэнос-Айресе.

Итальянский дирижер и композитор Д. Гавадзени: говорил: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди…»

Несмотря на то, что Шаляпин зарабатывал пением огромные деньги, он часто давал благотворительные концерты, сохранились афиши его благотворительных выступлений в Киеве, Харькове, Петрограде.

С началом Первой мировой войны Шаляпин прекратил зарубежные гастроли и не выезжал из России до 1920 года. Он открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, и не отказывал в помощи тем, кто нуждался.

После Октябрьской революции 1917 года, которую артист принял благожелательно, Федор Иванович Шаляпин стал членом дирекций Большого и Мариинского театров, он занимался творческим переустройством бывших императорских театров и руководил в 1918 году художественной частью Мариинского театра. В этом же году в ноябре постановлением Совнаркома он одним из первых из деятелей искусств был удостоен звания народного артиста Республики.

Но Шаляпина не интересовала политика, и он хотел оставаться только певцом и актёром. К тому же на Шаляпина и его семью начались нападки, сомневались в его благонадёжности, требовали поставить талант на служение социалистическому обществу. И Шаляпин принял решение уехать из России.

Но уехать и тем более с семьёй было не так просто. Поэтому Шаляпин стал убеждать власти, что его выступления за рубежом приносят не только доход в казну, но и улучшают имидж молодой Республики. Ему разрешили выехать за границу с семьёй.
Правда, Шаляпин очень беспокоился о том, что его старшая дочь Ирина от первого брака осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Других детей от первого брака – Лидию, Бориса, Федора, Татьяну ему удалось увезти с собой, как и детей от второго брака – Марину, Марфу, Дассю. С ними жили в Париже и дети Марии Валентиновны – второй жены Шаляпина от первого брака – Эдуард и Стела.

Уехав в апреле 1922 года, Шаляпин поселился во Франции. В Париже у него была большая квартира, занимавшая целый этаж дома. Однако большую часть своего времени певец проводил на гастролях.

В 1927 году советское правительство лишило его звания народного артиста.

Шаляпин очень гордился своим сыном Борисом, который стал портретистом и пейзажистом. О его таланте хорошо отзывался Н. Бенуа, и Федор Иванович охотно позировал сыну. Сохранились портреты и зарисовки отца, сделанные Борисом.

Как ни хорошо жилось Шаляпину заграницей, он часто думал о том, чтобы вернуться на родину. Да и власти СССР стремились вернуть певца.

Максим Горький в 1928 году писал Федору Ивановичу из Сорренто: «Говорят – ты будешь петь в Риме? Приеду слушать. Очень хотят послушать тебя в Москве. Мне это говорили Сталин, Ворошилов и др. Даже «скалу» в Крыму и ещё какие-то сокровища возвратили бы тебе».

В апреле 1929 года в Риме Шаляпин и Горький встретились.

После спектакля Горький много рассказывал Шаляпину о Советском Союзе и в заключение сказал: «Поезжай на родину, посмотри на строительство новой жизни, на новых людей, интерес их к тебе огромен, увидев, ты захочешь остаться там, я уверен». Но жена Шаляпина прервала уговоры Горького, заявив мужу – «В Советский Союз ты поедешь только через мой труп».

Это была последняя встреча Горького и Шаляпина.

В СССР тем временем начались массовые репрессии, слухи о которых всё чаще доходили до Запада.

В эмиграции Шаляпин дружил с Рахманиновым, Коровиным, Анной Павловой. Был знаком с Чарли Чаплином и Гербертом Уэллсом.

В 1932 году Шаляпин снялся в звуковом фильме «Дон Кихот» немецкого режиссера Георга Пабста. Фильм был популярен во многих странах и стал заметным явлением киноискусства.

Шаляпин продолжал давать ежегодно огромное количество концертов.

Но его здоровье, начиная с 1936 года, стало ухудшаться. Летом 1937 года врачи нашли у него болезнь сердца и эмфизему лёгких. Шаляпин стал стремительно сдавать и буквально за несколько месяцев превратился в старика. В начале 1938 года ему поставили диагноз – лейкемия. И в апреле великого певца не стало. Он умер в Париже, но так и не принял французского подданства, мечтая быть похороненным на родине.

Волю Шаляпина смогли выполнить только через 46 лет после его смерти.

Лично мне и, наверное, многим хотелось бы, чтобы голос Шаляпина чаще звучал на радио, телевидении. Нельзя разбрасываться такими гениальными голосами, позволять им тонуть в забвении.

Ведь именно такие самородки земли русской, как Шаляпин могут сделать прекраснее и чище не только голоса современных певцов, но и всю нашу жизнь.