Чем отличаются внешне мегрелы от грузин. Мегрелы (мингрелы) — мудрые и суровые. Смотреть что такое "Мингрелы" в других словарях

Невероятные факты

Лучшие академические умы находятся в полушаге от создания искусственного интеллекта, но природа человека устроена так, что многие наши современники отказываются верить в суеверия.

А может это не суеверие? Почему бы не сфотографировать спящего человека? Попытаемся понять.

Наши предки полагали, что душа спящего человека покидает тело и уходит бродить на время сна. Поэтому во время сна тело человека лишено защиты и подвергается атакам злых сил. Спящий человек не передвигается из одного места в другое. Считалось, что если тело передвигается, то вернувшаяся душа не может его найти, результат – смерть.



Помимо фотографирования спящего, его категорически нельзя также и рисовать, потому как такие действия отнимают у него силу, провоцируют развитие болезней и приводят к смерти.

Мистики полагают, что фотография несёт в себе очень много информации о человеке. Они говорят, что на фотографии остаётся часть человеческой души и след энергетики.


Ведьмы и колдуны могут читать эту информацию и использовать её, чтобы наслать на человека зло или сглаз. Учитывая, что спящий человек находится в обессиленном состоянии, влияние на него через фото будет ещё сильнее.

Читайте также: 5 гениальных и простых трюков украсить фотографию, не используя фотошоп

Стоит также добавить, что для проведения злых магических ритуалов, колдуну не обязательно иметь распечатанное на бумаге фото жертвы, ему будет вполне достаточно и его электронной версии.


Кроме мистических ответов на вопрос "почему нельзя фотографировать спящих", существуют вполне реальные объяснения. Прежде всего, стоит сказать о яркой вспышке и щелчке затвора, которые могут напугать спящего человека.

Помимо того, что фотограф рискует услышать в свой адрес несколько не самых приятных слов, у спящего человека, в особенности у ребёнка, могут от испуга произойти нарушения в функционировании нервной системы и может развиться фобия.


Наконец, самый интуитивный ответ на этот вопрос, который удовлетворит и верящих в мистику, и отвергающих её существование: спящего человека не нужно фотографировать, потому что такие фото выглядят совершенно непривлекательными.

Это происходит потому, что во время сна группы мышц тела расслабляются, и положение тела невозможно предсказать на весь период сна.

Запреты в фотографии

Что же ещё нельзя делать с фотографиями?

1. Нельзя фотографировать детей до одного года.



Но мало кто из родителей может удержаться от того, чтобы не сделать несколько чудесных кадров своего малыша. Поэтому, если вы делаете фотографии, не показывайте их малознакомым людям, и тем более не выкладывайте их в социальные сети.

Этот запрет объясняется тем, что энергетическое поле малышей до года совершенно беззащитно, поэтому они открыты абсолютно любым атакам.

2. Нельзя фотографироваться в зеркале.



Зеркала умеют отлично впитывать энергетику человека, вернее его энергетический след. Когда человек фотографирует себя в зеркале, он перетягивает на себя всю отрицательную энергию, собранную в нём.

Читайте также: Как ровно и красиво повесить фотографии

Особенно неясным прошлым обладают старые зеркала. Если вы фотографируете себя или кого-то в нём или возле него, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Фото запреты

3. Нельзя фотографироваться в нехороших местах и заброшенных зданиях.


Фотографирование в таких местах практически всегда связано с огромной потерей жизненных сил и зачастую обеспечивает постоянную привязку к этому месту, что постепенно снижает энергетическую силу человека.

4. Нельзя фотографироваться на кладбищах.


Практики и экстрасенсы никому не советуют связываться с миром мёртвых. Если человек фотографируется на кладбище, он легко может получить энергетическую привязку к этому месту. В результате на человека может свалиться серьёзное заболевание, вплоть до летального исхода.

"Нельзя" в фотографии

5. Нельзя хранить фото умерших вместе с фотографиями живых.


В результате такого "взаимодействия" энергетика перемешивается, и живые люди могут почувствовать себя плохо.

6. Нельзя фотографировать тяжелобольных и людей в шаге от смерти.


Такие фото есть ничто иное, как проводники в мир духов. Когда человек умирает, его душа не может свободно уйти, потому что фотография будет держать его в мире живых.

Фотографии и запреты

7. Нельзя уничтожать фотографии.


Не следует рвать, портить, сжигать фото или протыкать его иголками. Такие манипуляции проделывают с фото при наведении порчи на смерть. Если вы их повторяете, то человеку, запечатлённому на фото, может быть нанесён вред.

8. Нельзя делать свои фото достоянием общественности.


Если вы предполагаете, что есть люди, которые могут желать вам зла, не стоит выставлять свои фото на всеобщее обозрение. В современном мире с распространённостью социальных сетей, найти свежую фотографию того или иного человека не составляет абсолютно никакого труда.

Среди множества примет, которые нас окружают, немало связано с фотографиями и фотографированием. Одна из них говорит, что фотографировать спящего человека нельзя. Стоит ли серьезно относиться к этому табу или считать его нелепым предрассудком? Давайте ознакомимся с различными точками зрения на этот счет.

Мнение первое - эзотерическое

По мнению эзотериков, человек имеет материальную и энергетическую оболочки. Защитные реакции спящего человека снижаются, поэтому во время сна нематериальная оболочка особо подвержена негативным воздействиям. Делая фото, мы можем нанести душе непреднамеренный или умышленный вред, отобрать у человека часть жизненных сил.

Кроме того, на любом снимке навсегда остается информация о человеке - недаром люди с соответствующими способностями могут очень многое рассказать по фото. Если же использовать фотографию спящего для какого-либо магического ритуала (порчи, сглаза, приворота, пр.), воздействовать на человека значительно легче.

Также по одному из поверий такими действиями можно испугать душу, которая выходит из тела во время сна и путешествует по другим измерениям, и она может не найти дорогу обратно. Из-за этого человек может впасть в кому, потерять разум или умереть.

Более всех остальных могут пострадать дети, т.к. по сравнению со взрослыми их энергетическое поле более слабое и восприимчивое. Ребенка можно сглазить даже без фото - достаточно понаблюдать за ним во время сна. Также считается, что нельзя фотографировать спящую беременную женщину - ребенок может не родиться.

Мнение второе - религиозное

По мнению многих религиозных конфессий, душа каждого человека имеет своего Ангела-хранителя. Делая снимки спящего человека, вы можете напугать Ангела, и он покинет душу навсегда.

Также фотографирование запрещено некоторыми религиями. Например, исламисты считают, что при создании любых изображений людей и животных человек пытается уподобиться Аллаху, а это тяжкий грех.

Мнение третье - медицинское

Громкий резкий звук или яркая вспышка фотоаппарата может внезапно разбудить человека. Последствия этого пробуждения могут быть плачевными и растянутыми во времени - сильный испуг, заикание, невроз, страх засыпания.

Еще одно объяснение медиков базируется на том, что ночью при полной темноте в человеческом организме синтезируется мелатонин. Это вещество отвечает за т.н. циркадные ритмы. Если перевести этот термин на обычный язык, то благодаря мелатонину мы днем бодрствуем, а ночью спим.

При ночной фотосъемке яркая вспышка может привести к нарушению обмена данного вещества. В результате человек не сможет нормально выспаться и отдохнуть, после сна он будет чувствовать себя разбитым и усталым.

Мнение четвертое - историческое

Одна из версий табу на фотографирование спящего человека уходит корнями в начало появления искусства фотографии. Тогда для получения снимка нужно было полчаса просидеть неподвижно. Даже для взрослого это сложно, не говоря уже о ребенке.

Тогда и возникла традиция, которая любому современному человеку покажется дикой и жуткой - фотографировать на память умерших людей. При этом снимки делали в условиях, максимально приближенных к житейским ситуациям - например, имитировали, что человек спит, или читает газету, или сидит за обеденным столом. Очень часто практиковались совместные снимки живых и умерших людей.

Эта традиция сохранилась вплоть до 60-х гг. прошлого века. Неудивительно, что у некоторых людей, особенно у старшего поколения, фото человека с закрытыми глазами может вызвать ассоциации со смертью. По мнению эзотериков, такие мысли могут материализоваться и привести к серьезным проблем со здоровьем, вплоть до летального исхода.

Мнение пятое - житейское

Во время сна мы себя не контролируем, поэтому наша поза и выражение лица с полностью расслабленной мускулатурой могут выглядеть как минимум неэстетично. Некоторые национальные традиции с этим, похоже, не согласны. Например, в Японии причиной развода может стать жалоба мужа на то, что его супруга спит в некрасивой позе - видимо, известен японцам секрет победы над физиологией сна:)

Если же без лирики, то фотографируя спящего без получения согласия, вы нарушаете его право на частную жизнь. Чисто по-человечески ему может быть неприятен подобный факт, и он имеет полное право требовать удаления снимка. Кроме того, фотографии, сделанные со злым умыслом, могут выставить человека в неприглядном виде и навредить его имиджу. Поэтому перед нажатием кнопки «спуск» хорошенько подумайте, стоит ли делать гадости ближнему.

Так можно или все-таки нельзя фотографировать спящего?

На наш взгляд, не нужно делать категоричных выводов. Руководствуйтесь правилом золотой середины. Если вы хотите запечатлеть на память близкого и любимого человека или ребенка, и делаете фото из самых лучших намерений, ничего ужасного, на наш взгляд, не произойдет.

Но такие фото лучше всего хранить в семейном архиве. Не следует выкладывать их на всеобщее обозрение в соцсетях - особенно это касается снимков спящих детей и беременных женщин.

Мегрелы являются этнической группой, происхождение которых до сих пор остается тайной. Они резко выделяются на фоне грузин и абхазов, владея собственным языком, имеющим древние корни. В остальном мегрелы имеют множество схожих черт с названными народами.

История

Есть две версии происхождения мегрелов. Согласно первой, мегрелы продолжают род хазаров. Хазары управляли Хазарским каганатом, которому принадлежали земли на территории современного Казахстана и простирающиеся до самого Днепра (на момент 10 века). Элита вела исповедание иудаизма, хотя никто из них не имел семитского происхождения - для тюркоязычных народов более характерной религией является ислам. Версия хазарского происхождения мегрелов является спорной, поскольку каганат исчез практически бесследно. Историки полагают, что часть хазар бежала в Закавказье и была принята местным населением, которое посчитало их евреями, причем сами потомки хазар постепенно перешли в христианство из-за влияния грузин.

Численность

Всего насчитывается более 600 тысяч мегрелов. Около половины проживает в Грузии, остальная часть живет в России. Несколько десятков тысяч проживает в Республике Абхазия. Также существуют диаспоры в Соединенных Штатах Америки и европейских странах.

Язык

В связи с исторической близостью с абхазами и грузинами многие мегрелы владеют соответствующими языками. Их собственный мегрельский язык имеет нестабильный статус, однако знаком практически всем мегрелам.
Существует 2 диалекта, на которые делится мегрельский, а именно сенакский и зугдидско-самурзаканский. Провести четкую грань между диалектами чрезвычайно сложно, даже сами мегрелы легко понимают друг друга, а различия в основном базируются на фонетике и лексике.
Корни мегрельского сформировались еще в 700 году до нашей эры, что говорит о высокой степени самостоятельности языка. Мегрельский используется активно в устной форме, основным литературным остается грузинский.
Семитское происхождение мегрелов является предметом постоянных споров. Они несколько веков жили бок о бок с грузинскими евреями, что, возможно, и стало причиной такой путаницы. Евреям пришлось бежать на Кавказ вследствие захвата Иерусалима царем Навуходоносором II в 586 до н.э. Некоторые специалисты отмечают внешние и черты характера, схожие у евреев и мегрелов. Все это позволяет предполагать наличие родства, хотя и исключительно в гипотетическом плане.

Характер

У мегрелов сформировались типичные для кавказских народов черты. Эти люди стараются во всем быть лучшими, что прежде всего означает достижение успеха. Каждому мегрелу положено быть красноречивым, но не чересчур разговорчивым. Говорить следует только по делу, всегда четко и ясно. Каждый мегрел должен соблюдать этикет, обязательно здороваться со всяким, кто идет навстречу, если он (мегрел) восседает на коне. Ему положено быть благородным, учтивым и добродушным. В то же время важно уметь отстаивать свою точку зрения. Мегрелы негативно реагируют на притеснения их взглядов и верований. Их можно охарактеризовать как страстных людей, которые любят культуру и обычаи своего народа. Им приписывают трудолюбие и усердие. По темпераменту мегрелы ближе всего к холерикам - жизнь их буквально бурлит.

Традиции

Для мегрелов характерно соблюдение традиций и обычаев кавказского народа. Важными пунктами в списке традиций являются:

Мужчина считается главным в семье, более авторитетным является только мнение старших. К старикам у мегрелов отношение особое, поскольку они связывают оказание почестей с долголетием. Чем больше почестей будет оказано старшему, тем дольше проживешь сам. Среди пожилого поколения мегрелов встречается не так много строгих людей. Обычно они позволяют молодежи самим выбирать места сбора во время собраний.
Гостеприимство возведено в культ. Каждому гостю полагается дать кров и пищу, напоить и предоставить место для ночлега. Такая традиция восходит к древности, когда гостя принимали в доме с целью контроля, ведь он мог почувствовать вседозволенность в общении, что было недопустимо.
Мегрелы, как жители сел и деревень, очень строго соблюдают традиции, связанные со свадебными обрядами. Обычаи запрещают младшим играть свадьбу до вступления в брак старших в семье. Более того, жениху и невесте запрещено праздновать свадьбу совместно. Для свадебной церемонии заказывают разные дома, в каждом из которых молодых ждут их друзья и семьи. Этот обычай называют «традицией избегания». Заходя в дом, жена обязана делать первый шаг с правой ноги, а лицо закрывать накидкой. В знак пожелания богатства и счастья девушку осыпают монетами и сладостями.
Мегрелы обмениваются подарками во время свадебной церемонии, что характерно для всех кавказских народов. Невеста обязательно должна связать перед свадьбой пару носков, что доказывает ее мастерство в рукоделии. Даже в наши дни, когда немало кавказцев отмечают свадьбы в костюмах и белых платьях, мегрелы остаются верны традициям.

Культура


Мегрелы обожают песни. Они пользуются грузинским инструментом чонгури, имеющим 4 струны и изготовленным из различных пород дерева. Помимо четырехструнного чонгури, используют дудук или зурну. Традиция исполнения песен уникальна и включает грузинские, абхазские, арабские, византийские и турецкие мотивы. Женщины исполняют песни на мегрельском и грузинском. В основном, поют о любви, рассказывают трагичные истории. Каждой женщине необходимо знать несколько колыбельных.
Мужчины поют обычно хором, причем иногда вместе с женщинами. Хоровые песни посвящены труду, застолью, свадьбе или хороводу. Песни часто сопровождаются музыкой флейты.
Важное значение придают и литературным произведениям. Самым известным является история итальянского миссионера Ламберти, написавшим книгу о Мингрелии, которую он называл Колхидой. Впервые произведение было издано в 1654 году и получило большую известность в Европе. Его центральным персонажем стал князь Леван Дадиани, которому пришлось проявить недюжинную хитрость, чтобы сохранить суверенитет и благополучие своей страны.
Левану Дадиани приходилось поддерживать союз с турками, ежегодно отправлять султану дорогие подарки и давать дань. Однажды один из турецких султанов потребовал предоставить войска, чтобы пойти боем на Эривани. Ливан ответил на его просьбу предельно строго, сказав, что если султан вторгнется в пределы его земли, он навсегда лишится подати и будет встречен мощным отпором. Султану пришлось считаться с Мингрелией, ведь сама природа оберегала страну труднопроходимыми лесами и заболоченной местностью. Чтобы организовать войска, туркам потребовалось бы понести огромные затраты, а завоевания даже в случае успеха их бы не окупили.
Дадиани также прибег и к другой хитрости, убедив турков в том, что его страна бедна. Для этого он отправлял посыльных прямо к границе, чтобы встретить послов Турции. Послов было велено направлять самыми сложными и труднопроходимыми путями, всячески подчеркивая, что «вся Мингрелия такая». Часто послов проводили опасными тропами, где они едва ли не лишались жизни. При речной переправе посыльные специально выбирали наиболее глубокие участки, а на ночлег останавливались у самых бедных крестьян в округе. Турецкие гости были вынуждены спать на сене, есть старый сыр и закусывать его зеленью. Даже подойдя к покоям князя, они испытывали глубокое разочарование. Правитель встречал их, одетый бедно, расстилал старый ковер под деревом, приглашая гостей усесться в тени. Его обязательно сопровождало много людей - все были одеты весьма скромно, одеяния их были грубы и более походили на лохмотья. После переговоров князь провожал гостей в ветхий дом, который даже не имел толково сооруженной крыши. Гостей кормили хлебом в настолько малом количестве, что они едва могли насытиться. Вино наливали скверное, поэтому турецкие гости от него напрочь отказывались и просили обычной воды. Когда послы возвращались к султану, они во всех красках рассказывали о бедноте и нищете самого князя, поэтому султану не было причин даже думать о завоевании края и тем более повышать дань, ведь деньги брать было не с кого.

Жизнь


Конечно, жизнь мегрелов отличалась от той, какую стремились показать они туркам. Ламберти, пребывая в их краях, подробно описал княжеский город Кутаиси.
По описанию Ламберти, жители Кутаиси жили в комфортном климате, их окружали плодородные земли, всюду были живописные пейзажи. Кутаиси был развитым торговым городом, куда приходили купцы из Персии и других регионов. Велась торговля скотом, сукном и другими товарами. Всюду продавали шкуры, ткани, пряности. Наиболее развитыми торговые отношения были с армянами. Это позволяло последним вести здесь оседлый образ жизни и строить дома. Сейчас особенности жизненного уклада мегрелов изменились, они больше похожи на те, которые есть у абхазов и грузин. Земледелие и скотоводство остается основным занятием сельских жителей, ведется выращивание овец для личных нужд и продажи шерсти. Важную роль играет разведение коз, молоко которых служит сырьем для изготовления сыров. Распространено огородничество, мегрелы любят выращивать овощи и зелень, которую используют в пищу.

Жилище


Традиционное жилище мегрелов было примитивным. Ламберти в своем труде писал, что основным материалом для строительства дома было дерево, крышу делали из соломы, а в самом доме была только одна комната. Задача его жителей сводилась к поддержанию огня. Строили дома без окон, поэтому свет в помещение попадал только через входную дверь. По отметкам миссионера, жить в таком доме было неудобно. В зависимости от благосостояния, люди спали на циновках или кроватях, которые они тоже делали из дерева. Посуду хранили на полках и возле очага.

Внешность

Одежда


Традиционные наряды можно разделить на парадные и повседневные. В повседневной жизни мужчина-мегрел носил чоху, пояс, черкеску и бурку. Каждому мужчине надлежало стать всадником, поэтому одежда должна была способствовать верховой езде.

  1. При необходимости вступить в бой надевали панцири, рукава чохи закатывали. На тело надевали ахалуху - шелковую рубаху, отличающуюся свободным покроем.
  2. Женщины носили платья, которые расширялись книзу и имели глубокий вырез в районе груди. Под вырезом виднелся нагрудник, сделанный из парчи. Пояса у женщин были более широкие, чем у мужчин. На рукавах имелся разрез, поэтому они свисали, начиная от спины. На тело они тоже надевали рубаху, на манжеты наносили национальный узор. Головным убором служила косынка.
  3. Парадную одежду могли позволить себе только представители знати. Она состояла из тех же элементов, что и повседневная, однако имела немало украшений и помпезных элементов, в том числе наплечники с тесьмой.

Религия

Религия мегрелов тесно связана с государственностью. Сейчас они исповедуют православие и относятся к грузинской церкви. Для них абсолютно нормально посещать и другие православные храмы. До прихода христианства среди народа был распространен зороастризм, который, скорее всего, принесли персы.

Еда


Мегрельская кухня относится к грузинской и является региональной. В Грузии ее считают весьма острой, поэтому каждому, кто желает ее отведать, следует знать, что мегрелы любят добавлять в пищу много перца. Мингрелия (Мегрелия) располагается преимущественно в болотистой местности, это также повлияло на особенности кухни. Употребление в пищу острых блюд помогает профилактике простудных заболеваний. Мегрелы настолько любят острую еду, что едят даже соусы. Один из таких готовится с использованием томатов, специй и большой порцией красного молотого перца. Такой соус подается в глиняной емкости, называемой кеци. Он обязательно должен быть горячим. Едят такой соус, обмакивая стручки перца и закусывая хлебом. Получается дико острая смесь, обжигающая нёбо.
Отличием мегрельских хачапури является запекание сыра снаружи. Блюдо получается весьма специфичным, но приятным на вкус, поскольку первоочередно вы чувствуете сыр, а уже потом тесто. Мегрелы считают, что популяризированная в Грузии бажа является их традиционным блюдом. В бажу обязательно добавляют морскую соль, шафран, ореховое масло и другие натуральные ингредиенты. Само блюдо можно скорее отнести к соусам. С ним часто подают рыбу и курицу. Отличием мегрельской бажи является добавление орехов с белой кожурой, поэтому соус получается светлым, а у грузин он обычно темный. Если добавить к нему курицу или индейку, получится сациви. Мясо едят с аджикой, что помогает его усвоению. Одним из древнейших блюд считается гебжалия, которую готовят на молоке. Блюдо на первый взгляд кажется простым, однако оно требует использования молодого сыра, а также сыворотки надуги, которые не так просто достать. Рецептуру тоже необходимо соблюдать строго: молоко предварительно кипятят, затем добавляют в него сыр, а мешают только деревянной ложкой. Полученную массу раскатывают на доске, формируют рулеты и смазывают мятой.
Еще одна визитная карточка - эларджи. Это мучное блюдо, которое готовится из кукурузной муки с добавлением малосольного молодого сыра.
Мегрелы стали важной частью Грузии и повлияли на другие народы. Они комфортно ощущают себя в современном обществе, практически не ассимилировали и ведут привычный для их предков уклад. У этого народа прекрасные перспективы на будущее.

Видео

Кто такие мегрелы, кахетинцы, рачвельцы, имеретинцы? Все мы - грузины, просто живем в разных географических областях Грузии. Мегрелы, правда, стоят несколько обособленно, потому что они сохранили свой древний язык (который когда-то в давние времена лег в основу грузинского литературного). И у всех грузинских этногрупп свои "фамильные" особенности - то нсть по фамилиям, по их окончанию, мы можем понять к какой группе принадлежит тот или другой ее носитель.Итак, о мегрельских фамилиях.

Многие мегрельские фамилии оканчиваются на «уа», «ава», «ия» или «иа». Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «уа», являются Стуруа (Sturua), Матуа, Векуа. Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «ава», являются Окуджава, Берулава, Пирцхалава. Примерами фамилий, оканчивающихся на «ия» или «иа», являются Жвания, Джанашиа, Кобалия. Некоторые мегрельские фамилии имеют общегрузинские окончания «швили», «дзе». Примерами фамилий, оканчивающихся на «швили», являются Гугушвили, Надареишвили, Кикалишвили. Примерами фамилий, оканчивающихся на «дзе», являются Алакидзе, Микадзе, Мхеидзе. К редким мегрельским фамилиям относятся фамилии с окончаниями «ири» или «ори». Например, Папаскири, Гегечкори, Квеквескири, Цулеискири. Потомки выходцы из Абхазии имеют фамилии с окончаниями «бая» или «баиа». Например, Кецбая, Агирбая, Зухбая. Потомки выходцы из Лечхуми, Сванетии имеют фамилии с окончанием «ани». Например, Гасвиани, Чиковани, Асатиани.
К категории «исконно мегрельские фамилии» относят фамилии Хоштария, Кварацхелия, Гамисония. Эти фамилии смогли ассимилироваться в абхазский этнос. То есть многие абхазы носят мегрельские фамилии. Есть абхазские фамилии, которые изменили на мегрельский лад. К ним относятся Маршания, Вардания, Маргания, Эмухвари. По-абхазски эти фамилии звучат так: Амарщан, Авардан, Маан, Эхмаа. То есть было добавлено окончание «ия» к абхазским фамилиям. Есть люди с фамилией Цушбая и Зухбая. Эти фамилии были отмечены как изменение абхазских фамилий Цушба и Зухба.
В семнадцатом - девятнадцатом веках мегрельские фамилии получили широкое распространение среди абхазского населения. Сперва мегрелы ассимилировали в Абхазии Галльский район. Появились следующие фамилии: Эшбая, Килбая, Эмухвари, Дзяпшискуа, Маршания, Тарбая, Зухбая, Шакирбая. Мегрельская фамилия Эшбая была образована от абхазской фамилии Эшба. Мегрельская фамилия Килбая образовалась от абхазской фамилии Килба. Мегрельская фамилия Эмухвари образовалась от Аимхаа и Эмхаа. Мегрельсая фамилия Дзяпшискуа произошла от Дзяпш-ипа. Мегрельская фамилия Маршания образовалась от абхазской фамилии Амарщан. Мегрельская фамилия Тарбая образовалась от абхазской фамилии Тарба. Мегрельская фамилия Зухбая была образована от абхазской фамилии Зухба. Мегрельская фамилия Шакирбая произошла от абхазской фамилии Шакрыл. У абхазского населения стали появляться мегрельские фамилии в период вступления абхазов в состав России. Мегрельские священники, переписывая паству, давали удобные фамилии им. Большинство абхазов, получивших мегрельские фамилии, помнят свои первоначальные абхазские фамилии. Например, абхазское населения, имеющее фамилию Дзидзария, имеют первоначальную фамилию Лажв-ипа. Лажв-ипа переводится как «дети кобеля». Одной из наиболее распространенных мегрельских фамилий является фамилия Цурцумия. В древности люди, носящие эту фамилию, занимались разведением коров. Лучшими считались коровы из стада кварцхелия. Среди сванов распространена мегрельская фамилия Джапаридзе. Мегрельские фамилии, которые имеют окончание «ава» переплетаются тесно с японскими фамилиями. До революции мегрельские фамилии, оканчивающиеся на «швили», принадлежали в основном рядовым крестьянам. Более почетные мегрельские фамилии оканчивались на «дзе». Фамилии, заканчивающиеся на «они» или «ани», принадлежали людям, имеющим знатное происхождение. Например, Багратиони, Орбелиани. Фамилии, которые содержат звук «дж», часто имеют мегрельское происхождение. Среди мегрельских фамилий есть потомки абхазских фамилий. Например, фамилия Апшилава произошла от этнонима «апсил». С первого века им обозначали древнеабхазские племена. Мегрельские фамилия Ардия, Ардбелава произошли от предков абхазов, которые носили фамилию Ардба. Мегрельская фамилия Аскурава произошла от предков абхазов из древнего рода Ашкурцаа. Мергельская фамилия Булискерия произошла от древней и уважаемой фамилии в народе Абраскил. Мергельские фамилии Алшибая, Цхучхубая, Царагбая, Эзугбая также произошли от предков абхазов. Почти все мегрельские фамилии жителей Гельского района имеют абхазское происхождение. Приведем следующие примеры. Местность Атарба издыхъ является источником рода Тарба из села Чхуартал. Крестьянская фамилия абхазцев была образована от названия местности Ахиба в селе Гумуриш. От названия холма у реки Ингур Гудзба произошло название крупного рода Гудзба, сейчас известного под мегрельской фамилией Гвадзабия. Село Гумуриш в переводе с языка абхазцев «святилищное место известного рода Гумба. Местность Капш-кыт происходит от названия фамильного рода Капш. Название местности около города Галл Сида произошло от фамильного имени княжеского рода абхазцев Сидовых. Название местности села Окум Чабалхуа происходит от фамилии княжеского рода абхазцев Чаабал.
Фамилии Жвания и Аласания имеют мегрельское происхождение. Бытует мнение, что это не мегрельские фамилии. Это мнение считается необоснованным. Население, у которых родной язык мегрельский, называют себя Маргал. По-грузински это звучит Мегрели. Префикс «М» вместе с суффиксом «Ели» используют для образования от именной и глагольной основ причастий и прилагательных. Приведем пример: М-Шром-Ели - трудящийся, происходит от Шром-А, что означает труд. Мегрельским фамилиям присущ суффикс «ава». Например, Антелава, Джобава, Лежава. Это и отличает мегрельские фамилии от фамилий других народов. У населения мегрелов существует мегрельская фамилия Панчулая. Она указывает на место, а также на семью, родом из которой являются носители фамилии. Во время махаджирства грузинские попы, когда спасали абхазов, крестили и записывали удобные им фамилии. Поэтому мегрельские фамилии мы слышим в грузинской транскрипции. Переводных фамилий было довольно много. Часто записывали аналоги мегрельские. (http://vsefamilii.ru/)

Я не из праздности сделала такой филологический экскурс. Познакомилась с представителями мегрельской фамилии Басландзе - удивительные люди, увлеченных историей Грузии, любящих свои семьи и родных. Они так говорят: человек должен любить свою семью - иначе как он может любить родину?. Объединившись, найдя близких и дальних родственников, носящих эту фамилию, а также и однофамильцев, они решили ежегодно встречаться, в один и тот же день, на Мариамоба (День успения Богоматери) - потому что все началось с разговора Како Басландзе со священником церкви Самеба, и с желания побольше узнать о своих корнях. Священник благословил прихожанна, подсказал, что хорошо бы заказать икону Успения Богоматери и, когда она была готова, духовник освятил ее в храме и поручил фамилию Басландзе покровительству Божьей Матери. Это было несколько лет назад, а сейчас уже количество "найденных" Басландзе насчитывает около 200 человек (не очень много), и каждый год на Мариамоба стараются собраться все, даже приезжают из-за границы, встречает их старейший фамилии, 85-летний ИНдико, одетый в грузинскую чоху, а рядом с ним, когда все рассаживаются за длянные стол, непременно - фамильный герб, особая гордость семьи! Когда его продумывали, решили сделать очень лаконичным и четким, и написать "Гамарджоба, Абхазето чемо!" что очень приблизительно можно перевести как "да здравствует наша Абхазия!" - потому что слово "гамарджоба" на самом деле - это "победа". А за столом все идет традиционным чередом, даже сидят по-старинке - женщины и мужчины отдельно, тосты произносятся в определенном порядке, и мужчины встают, чтобы выпить бокал вина, а женщинам в это время можно сидеть. И, конечно, - музыка, трио: аккордеон, дудуки и доли, это совсем по-тбилисски, по-грузински, - как хотите назовите!
Вот такая история про фамилию Басландзе, от таинственного грека Басла, который поселился в Мегрелии неизвестно когда, и положил начало роду Басландзе (в архивах нашли документы, которые ведут в 17 век, но что там было раньше, пока не знаем, поиски - дело кропотливое!)