Центральные (Китайские) бани. Хлудовские бани Фотографии интерьеров хлудовских бань

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНИ - название комплекса престижных бань в Москве. Первоначально назывались Китайскими банями по наименованию Китайского проезда в Москве, где они располагались. В 1990-х годах на месте Турецкого зала усилиями предпринимателей появился престижный ресторан под названием «Серебряный век».


В XIX в. богатый и известный фабрикант Хлудов произвёл капитальное строительство банного комплекса по проекту архитектора Эльбушица.
В 1881 г. открыт первый комплекс - для простонародья и второй - для дворянского сословия. Успех предприятия позволил открыть и самый богатый «полтинный» корпус для обслуживания дворян и аристократов высшего общества.
До 40-х годов прошлого века назывались Бани №1 Коминтерновского р-на.

03 У старых домов всегда есть не только официальная (архивная), но и неформальная история. К примеру, по европейским замкам до сих пор бродят призраки бывших рыцарей, а в древних зданиях Москвы говорят новые жильцы, порой можно натолкнуться на безобидные привидения бывших владельцев. Свою тайну хранят и Центральные бани столицы, объявленные памятником культурного наследия, и расположенные по адресу Театральный проезд, 3, строение 3. Это между Малым театром и центральным магазином торговой сети «Детский мир».

04 История сооружения новых бань в так называемом Белом городе старой столицы началась в конце XIX века с элементарной зависти богатого промышленника. Речь о миллионере-фабриканте «по текстилю», купце первой гильдии старообрядце и щедром благотворителе Герасиме Ивановиче Хлудове из знаменитой династии предпринимателей. Поначалу-то он нисколько не удивлялся, что вся дворянская Москва, да и простые люди буквально валом валят в великолепные Сандунвские бани. Однако, спустя некоторое время, Герасим Иванович не утерпел, как сам позднее детям признавался. Велел доверенному человеку любым образом выпытать, какие доходы приносят Сандуны, и приносят ли вообще.

05 Узнать об этом было несложно. Тем более что Хлудов водил добрые знакомства с высшими чинами администрации московского генерал-губернатора, которые часто и с видимым удовольствием принимали приглашение хлебосольного хозяина скоротать вечерок в его фешенебельном доме с огромным плодовым садом над Яузой. К тому же Герасим Иванович всегда имел чем удивить знатных гостей, так как всю жизнь коллекционировал полотна крупнейших русских художников, устроив в усадьбе подобие маленького музея шедевров. Здесь висели картины Василия Перова «Приезд станового на следствие» и «Первый чин дьячковского сына», полотна и миниатюры выдающегося отечественного мариниста Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, полотно Павла Федотова «Разборчивая невеста» и другие выдающиеся произведения живописи, впоследствии ставшие подлинным украшением московских музеев.

06 Вместе с тем Герасим Иванович был широко известен и как благотворитель. Скажем, после ранней кончины своего единственного сына Павла (у Хлудова остались четыре дочери) владелец десятка московских зданий, заводов, фабрик и пароходов пожертвовал старой столице огромную по тем временам сумму: несколько сот тысяч рублей. А также собственный огромный участок земли в Сыромятниках. На что? Целевое назначение выделенных средств, как принято говорить сегодня, - сооружение удобного во всех отношениях «Дома призрения бедных» с домовой церковью (для постоянного проживания не менее 150 вдов низшего сословия с сиротами в 87 бесплатных квартирах) по проекту австрийского архитектора Б. В. Фрейденберга. Построили. В 1888 году приют принял первых несчастных постояльцев. Но не буду отвлекаться.

07 С помощью высокопоставленных гостей Хлудов скоро уже точно знал, что прибыль от помывки в банях Сандунова огромна. Вот тогда-то Герасим Иванович и решил переплюнуть конкурента, построив свои бани. Для начала без лишнего шума он приобрел земельный участок от Неглинного проезда до Рождественской улицы. Причем вместе с баснословно дорогой недвижимостью (дворцами с домовой церковью Рождества Богородицы) грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей.

08 Когда автор проекта Китайских бань (так они назывались по прежнему названию проезда, переименованы в советское время) и один из самых высокооплачиваемых архитекторов Москвы Семен Семенович Эйбушитц поинтересовался у заказчика, каким ему представляется будущий банный комплекс, ответ был кратким: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу». Так архитектор и поступил: создал проект банного ансамбля в непривычном тогда роскошном стиле эклектики (по принципу смешения различных стилей). Например, фасадная композиция бань, которые народ называл «хлудовскими» представляет собой искусное сочетание черт русского классического зодчества и малых архитектурных форм западноевропейского барокко.

09 С тем, кто возьмется за осуществление замысла, проблем не возникло. У С. Эйбушитца главным помощником числился талантливый и «жадный до строительства всего нового», как писали современники, позднее один из крупнейших зодчих России Лев Николаевич Кекушев. Вместе с архитекторами В. Залесским и П. Скоморошенко угловой дворец грузинских царевичей по Неглинному проезду он достаточно быстро встроил в новое здание двухэтажных (позже были надстроены еще два этажа) Китайских бань, выходящих одной стороной на улицу Рождественку.

10 В 1881 году, еще при жизни Герасима Ивановича Хлудова, был построен первый корпус комплекса для рядовых москвичей (в советское время это отделение получило статус высшего разряда), а чуть позже распахнули двери банные помещения дворянского сословия. Наконец для избранной публики появились залы (русские, финские, турецкие) отделанные ценными породами красной древесины и сусальным золотом. Их называли «полтинными». Потому как за 50 копеек вышколенный персонал по высшему классу обслуживал представителей исключительно московской знати. Великих князей, графов, генерал-губернатора и его семейство, приезжих питерских вельмож, приближенных к государю-императору, иностранцев дипломатической миссии: баронов, герцогов.

11 К слову, как явствует из документов, в банях Китайского проезда очень часто можно было встретить графа Льва Николаевича Толстого. Иногда – бывшего врача, великого прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова – долго перечислять знаменитых россиян, предпочитавших мыться в банях Хлудова.

12 Тут было все и еще чуть-чуть. Кабинки массажистов и костоправов. Отдельный кабинет врача. Лучшие сорта душистого мыла. Роскошно оформленные комнаты отдыха (с мягкими креслами), куда можно было заказать любые прохладительные (или алкогольные) напитки. Словом, душа и тело отдыхали. Ну а 28 апреля 1893 года, когда по проекту все того же Семена Эйбушитца на углу Неглинной улицы в комплексе со знаменитыми банями Леонид Кекушев сотоварищи закончили возведение жилого дома для всего купеческого семейства Хлудовых, в банкетном зале (был и такой) Китайских бань состоялось их торжественное открытие.

13 Между прочим, по инициативе Герасима Ивановича (помните, «ты работай, а я подскажу») именно здесь появилась первая в России механическая прачечная. Пока пациент мылся, его одежду (по желанию) бережно стирали, сушили и гладили. Также (в 1894 году) по предложению одной из дочерей Хлудова «для пущей выгоды» тут соорудили и первые в Москве крытые плавательные бассейны.

14 После помывки в Китайских банях всегда можно было заглянуть в фешенебельный парфюмерный магазин известной тогда торговой фирмы «Эмиль Бодло и К». Я это к тому, что, по мнению владельцев предприятия, сооруженный комплекс должен был приносить стабильные доходы не только от самих бань. Поэтому помимо прочего здесь находился миниатюрный отель для желающих отдохнуть или поселиться на время, имелись дешевые доходные номера. Несколько промышленных и продуктовых лавок с отборными (лучшими в Москве) товарами, большой буфет, трактир, ресторан. И даже Деловой центр. Там можно было в означенное время встретиться с нужным человеком, договориться с ним о сотрудничестве, заключить сделку

15 Потом Герасима Ивановича Хлудова не стало. Все свое состояние с оборотным капиталом свыше 10 миллионов рублей он завещал дочерям. Эти серьезные и предприимчивые дамы, имея за нежными плечами гигантское приданое, быстро нашли женихов, вышли замуж и продолжали совершенствовать любимые Китайские бани, которые успешно конкурировали с дворцами Сандунова. В 1917 году Хлудовы спешно ретировались во Францию.

16 И вот тут мы подходим к одному загадочному семейному преданию. Известно, что в канун отъезда Хлудовы собрались на совет в одном из помещений Китайских бань. О чем совещались? О том, как жить дальше. Решили уезжать в Париж. Потом, когда все наследники разошлись собираться в дорогу и в бане осталась одна из дочерей Герасима Ивановича, она попросила мужа принести икону Христа Спасителя и пригласить трех самых надежных работников. Им хозяйка рассказала (после клятвы перед ликом Творца хранить тайну), что в 1914 году для «полтинного» отделения бань Хлудовы заказали 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) с литыми барельефами. А также 40 серебряных тазов. Тут грянула Первая мировая война, и драгоценные «шайки» пришлось сдать на хранение в некий московский банк. Забрать пока еще можно. Вывезти – вряд ли. Потому верной троице выдали деньги, квитанции, а утром следующего дня «гонцы» вернулись в Китайские бани с 43-мя тазиками в руках.

17 После новые власти, краем уха слышавшие загадочную историю, сутками простукивали стены, полы и потолки теперь уже Центральных бань, но как ни старались, так ничего и не нашли. Почему? По легенде один из доверенных лиц Хлудовых на всякий случай перевез золотые и серебряные тазики в свою квартиру (какую?) на Волхонке. В те дни там во дворе дома строители копали новый колодец, а старый собирались сровнять с землей. Однако прежде, чем это было сделано, доверенный человек опустил все тазики на дно полуразвалившегося колодца и сам же его засыпал. Так они якобы и лежат там до сих пор. В 200-х метрах от крепостных стен Кремля. Что в истории истина, а где вымысел, трудно сказать. Да и земля неохотно расстается со своими тайнами. Тем не менее, дыма без огня не бывает. Это – современным кладоискателям на заметку.

18 Как знать, может история про таинственную квартиру на Волхонке – выдумка, а золотые шайки все же давно найдены именно в Центральных банях. Впрочем, кто теперь об этом узнает. Главное, памятник старины со своей загадкой обрел сегодня вторую полноценную жизнь в самом центре Москвы.

29 МАВРИТАНСКИЙ ЗАЛ

В самом центре Москвы находится здание Хлудовских бань с одним из самых красивейших интерьеров. Удивляет то, что помещения удивительной изящности предназначались для бытовых нужд. В настоящее время объект не используется по назначению, но посетить историческое место можно с экскурсией. На месте Хлудовских бань — ресторан «Серебряный век», в котором можно почувствовать атмосферу тех времен, благодаря роскошным интерьерам.

В конце XIX — начале XX века китайские бани Хлудовых были один из самых популярных мест у светской публики Москвы. В разное время здесь бывали многие известные личности, в числе которых Чехов и Толстой. Бани были богаты на новшества: здесь функционировала машина, убиравшая излишнюю влажность; работало 2 типа отопления: воздушное и водяное; вода проходила 3 степени очистки.

Экскурсии в Хлудовские бани

Так как официального сайта у Хлудовских бань нет, экскурсии можно приобрести при Музеях Москвы . Экскурсия включает в себя осмотр интерьеров Хлудовских бань: классического зала с каминной и изящной лепниной, круглый бассейн (один из первых крытых бассейнов Москвы), курительную комнату в мавританском стиле, уникальную по красоте и дизайну лестницу.

Официального сайта у Хлудовских бань нет. Приобрести экскурсии можно по запросу у государственного объединения «Музеи Москвы» (проводятся нерегулярно) или у частных московских гидов.

Без экскурсионного сопровождения можно посетить ресторан. Но имейте в виду, что цены здесь высокие. Туристы утверждают, что экскурсия обходится дешевле обеда в ресторане.

История

Самый известный столичный банный комплекс был построен в 1889 году Семеном Эйбушитцом для купца Герасима Хлудова. Предприимчивому совладельцу текстильной фабрики в Егорьевске захотелось создать конкуренцию прибыльным Сандуновским баням, которые в то время располагались в здании гостиницы «Метрополь». Хлудов задумал превзойти Сандуновых. По его задумке бани должны были представлять своеобразный торгово-развлекательный комплекс — уникальный для Москвы XIX века. Внешне здание проектировал уже упомянутый Семен Эйбушитц, а внутренними интерьерами занимался Лев Кекушев.

При жизни купца были построены простые, «5-копеечные бани», которые не приносили дохода. После смерти Герасима Хлудова, его дочери воплотили в жизнь все задумки отца: был возведен дворянский корпус бань. Отдых здесь стоил в разы дороже — от 50 копеек за общую баню до 12 рублей за апартаменты из 3 комнат с бассейном.

Полный комплекс открылся в 1893 году. Помимо мытья здесь можно было пообедать в трактире или ресторане, посетить парикмахера или мастера по маникюру, поправить здоровье в кабинетах массажиста и костоправа. Комплекс включал в себя парфюмерный магазин, продуктовые лавки, гостиничные номера, крытый бассейн, зал для деловых переговоров. В Хлудовские бани приходили не на час мытья, а на целый день — расслабиться, посплетничать, провести день с семьей.

В советское время бани не потеряли своего первоначального предназначения, только поменяли название — с Хлудовских на Центральные бани Москвы. Еще одно название, Китайские бани, появилось в результате соседства с Китайгородской стеной.

Накануне отъезда дочерей Хлудова во Францию, одна из них попросила трех самых надежных рабочих спрятать драгоценный инвентарь: 3 тазика из чистого золота и 40 из серебра. Позднее стены и все помещения тщательно обыскали, но утварь так и не нашли.

В 1993 году в банях произошел пожар, в результате которого полностью выгорели почти все помещения. Оригинальный интерьер сохранился только в нескольких комнатах в левом корпусе. В настоящее время шикарные интерьеры дворянских бань украшают ресторан «Серебряный век». А на месте выгоревших помывочных отделений построен шикарный отель «Арарат Парк Хаятт».

Интерьер

Наиболее впечатляющие детали интерьера, доступные к просмотру и в наши дни:

  • Мраморная лестница. Она является точной копией лестницы (только немного уменьшенной) парижской Гранд Опера. Ограждения перил лестницы украшены ажурным литьем в виде растительного узора, при подъеме на второй этаж она разделяется. На первом этаже перила лестницы увенчаны драконами.
  • Камин. Небольшой декоративный камин украшен фарфоровым медальоном и ажурной решеткой.
  • Плафон на потолке. Потолки украшены причудливой лепниной на фоне которой выделяется плафон с изображением неба и облаков.
  • Кессонные потолки. Кекушев щедро украшал потолки и стены «кассетами» или «кессонами». Они представляют собой вдавленные в поверхность квадраты или прямоугольники.
  • Раздевальня. Теперь здесь находится ресторанный зал. Он выполнен в стиле Ренессанс: лепнина, позолота, камин со львами и ангелами, барная стойка из благородного дерева.
  • Мавританская курительная комната. Интерьер сохранил мозаику и арки на стенах. Сегодня помещение используется как кальянная.
  • Зал с бассейном и фонтаном. Комната оформлена в морской тематике и украшена позолоченными дорическими колоннами, майоликовыми панно с ангелочками и античными статуям в нишах.

Как добраться до Хлудовских бань в Москве

Точный адрес Хлудовских бань: Театральный проезд, дом 3, строение 3. В паре минут ходьбы — Большой театр и «Центральный детский магазин» . Примерно на одном расстоянии находятся 2 станции метро:

  • «Кузнецкий мост» (Таганско-Краснопресненская линия).
  • «Лубянка» (Сокольническая линия).
  • «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия).

Наземный транспорт останавливается на Театральной площади, у Большого театра. Остановка называется «Театральная площадь», до нее можно добраться на автобусах М2, М3, М10, М27, Н1, Н2, Н11, 38, 101, 144, 904.

Вызвать такси в Москве можно через приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Внешних вид Хлудовских бань (ресторан «Серебряный век») на Яндекс-панорамах

Хлудовские (Центральные) бани на видео

Путеводитель по архитектурным стилям

Комплекс доходных домов и бань Семен Эйбушитц построил по заказу Хлудова в 1889 году. Предпринимателю не давал покоя успех Силы Сандунова, и он решил заняться банным делом. Когда архитектор спросил у заказчика, какими он видит будущие Китайские бани (названы по близости к ), тот ответил, что сказочными и пышными, с русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Возможно, поэтому банный комплекс построили в новом тогда стиле эклектики.

Бани удались! В них было все: фрески, витражи, позолота, красное дерево. А воду качали из Москвы-реки по специальному водопроводу. Цены Хлудовских бань начинались от 5 копеек в «простонародных банях» и доходили до 10 рублей за отдельный трехкомнатный номер.

Но Хлудову этого было мало, и он превратил бани в многофункциональный комплекс, где можно было отдохнуть, пообедать, посетить врача, заключить сделку. Было при банях и специальное детское отделение - с игрушками и закрепленной за каждым ребенком банщицей.

А на Хамовнической набережной бани открыли «пляжный филиал». С Финского залива туда специально доставляли белый мельчайший песок.

Сам Герасим Хлудов не дожил до открытия бань, и завершали строительство уже его дочери. 28 апреля 1893 года, когда Эйбушитц закончил строительство жилого дома для семьи Хлудовых, в банкетном зале Китайских бань состоялось их торжественное открытие.

После 1917 года Хлудовым пришлось уехать во Францию, и в советское время бани стали называться «Центральными». Они работали до начала 1990-х годов.

В 1924-1925 в здании бывшего доходного дома Хлудова работал Московский коммунальный музей - предшественник Музея Москвы. В 1934 здание надстроили двумя этажами.

В 1993 году пожар уничтожил многие интерьеры и повредил фасады здания. Сейчас в бывших Хлудовских банях работает ресторан. Здание перестроили, но сохранились интерьеры холла, классического зала, мавританской комнаты и бассейна. Уцелела и мраморная лестница по проекту Льва Кекушева.

Говорят, что... ...в Центральных банях появилась первая в России механическая прачечная и первые в Москве крытые плавательные бассейны.
...в Хлудовских банях встречались и парились вместе представители разных диаспор: немцы, французы, армяне.
...накануне отъезда одна из дочерей Хлудова позвала трех надежных работников и рассказала, что в 1914 году Хлудовы заказали для бань 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) и 40 серебряных. Из-за войны их пришлось сдать на хранение в московский банк. Драгоценные шайки не вывезли, а спрятали. Поэтому стены и потолки Центральных бань тщательно исследовали, но тазики не нашли. Говорят, что один из работников спрятал их во дворе свой квартиры на Волхонке, где в то время копали колодец.

Фотографии интерьеров хлудовских бань:

Много в Москве скрытой красоты, таящейся в неприметных с виду особняках и обезличенных временем строениях. К счастью, в наш коммерческий век, когда люди используют разные возможности подзаработать, грех не использовать доставшуюся невзначай красоту и получить профит, пуская экскурсантов в свои владения.

Так, открыли свои двери для организованных экскурсий отель Метрополь, особняки Смирнова, Стахеева, Носова (это ни в коем случае не обезличенные строения, а самые что ни на есть архитектурные шедевры – как снаружи, так и внутри).

Недавно мы побывали внутри роскоши и великолепия, достойных дворца, а именно — в помещении бывших Центральных бань , до революции именуемых Хлудовскими . Сейчас в здании находится ресторан «Серебряный век ». По выходным ресторан открывается с 15 часов, а в первой половине дня исторические Хлудовские бани посещают экскурсанты.

Адрес ресторана: Театральный проезд, 3с3 .

Когда-то весь этот квартал занимал Пушечный двор , на котором отливались пушки (в том числе Царь-пушка) и колокола. Пушечный двор был окружен крепостной стеной и спускался к Неглинке. Вода реки использовалась для производства.

А вот напротив Пушечного двора, там, где сейчас стоит отель Метрополь, традиционно располагались бани, использовавшие воду той же Неглинки.

В конце 19 века этот участок земли купил купец Герасим Иванович Хлудов, владевший ткацкой мануфактурой в .

Был Хлудов страстным коллекционером, собравшим большую коллекцию картин, в общем, человеком, к красоте неравнодушным. Для строительства он нанял архитектора С.С. Эйбушица, но тот настолько был завален заказами, что практически отдал строительство банного комплекса «дворцового типа» своему помощнику, молодому архитектору Льву Кекушеву, незадолго до этого перебравшемуся в Москву из Петербурга.

Здание бань строилось около 13 лет. Семью Хлудова за это время настигло большое горе: умер единственный сын фабриканта Павел, 22-х лет от роду. Отец ненадолго его пережил. Остались 4 дочери, которые обладали отцовской коммерческой хваткой. При них Хлудовские бани были достроены и открыты в 1893 году.

Справа располагались 5-тикопеечные бани для простого люда, слева – за полтину, для господ. И так они были великолепны, что первое время народ просто валил полюбоваться интерьерами. И конкуренты приходили – владельцы Сандуновских бань Вера Фирсанова с супругом, тоже кое-что взяли на заметку.

Бани стали приносить хороший доход, все было сделано по уму. Да и помыться в таких интерьерах – одно удовольствие. И люди царских кровей здесь парились, и литераторы. Говорят, и Толстой в Хлудовских банях парился, и Чехов – может, и сталкивались здесь порой, каждый со своей шайкой.

А сестры Хлудовы так были довольны работой молодого Льва Кекушева, что по углам квартала заказали ему возвести два доходных дома, которые он и построил. А впоследствии по заказу сестер сделал часовню на месте упокоения их родителей.

Хлудовские бани дали «зеленый свет» карьере Кекушева, после этого он прочно утвердился в Москве как архитектор и уже не знал нужды в заказах. Вскоре напротив «квартала Хлудовых» (два доходных дома и бани между ними) он строит гостиницу Метрополь.

После революции Хлудовские бани стали называться Центральными. Просуществовали они до 1990-х годов, а потом каким-то загадочным образом сгорели. И вскоре после этого здания банного комплекса разделили между несколькими собственниками. И в самой красивой части бань – той, что была за полтину – открыли ресторан.

Осмотр интерьеров

Итак, начинаем осмотр Хлудовских бань, этого шедевра Кекушева.

Проходим в неприметную щель между домами и попадаем в Театральный проезд. Справа и слева тянутся невысокие здания – ну, совершенно непримечательного вида. Слева — пятикопеечные бани, справа — за полтину.

Бани за полтину (в них-то и располагается сейчас ресторан «Серебряный век»):

Вестибюль

Ровно в 12 нам открыли дверь, мы зашли в прихожую и буквально с первых шагов были сражены великолепием парадной лестницы.

Не правда ли, ошеломляющее впечатление? Я ничего подобного даже не ожидала увидеть.

Как нам сказал экскурсовод, это была задумка Хлудова – создать контраст между внешним видом здания и его содержимым, такой, чтобы каждый входящий в помещение бывал сражен с первых шагов.

Поднимаемся по лестнице.

Белый рояль. Путти держат лампы

Потолок над вестибюлем

Плитка тоже осталась еще с тех пор

Зал с камином

Проходим в большой зал с камином. Сейчас в этом зале проходят банкеты, а когда-то здесь разоблачались посетители, снимали верхнюю одежду и проходили дальше.

Великолепный камин

Потолок расчерчен на вдавленные прямоугольники

Вентиляционные решетки: слева — современная, справа — дореволюционная

Решетки для радиаторов тоже сохранились с тех времен, для каждого помещения — свое оформление

Из большого зала можно пройти в отдельный кабинет

Мавританский зал

Роскошный мавританский зал использовался как курительная комната. Невероятно эффектен! Сказочные чертоги!

Фотографии я делала со вспышкой и без, поэтому такие разные цвета

Зал с бассейном

Совершенно зачарованные, из мавританской курительной мы перешли в круглую залу с высоким куполом. В центре залы — мелкий бассейн, по периметру тянутся диваны. В нишах расставлены скульптуры.

Собственно, на этом прогулка по Хлудовским баням была завершена. По обратном пути мы еще раз полюбовались великолепным вестибюлем. Экскурсия занята минут 40. До посещения бань экскурсовод нам рассказала историю создания бань и историю самого Пушечного квартала. После бань мы прошлись до Метрополя — еще одного выдающегося творения Кекушева. Посмотрели на доходные дома, которые по обеим сторонам бань построил Кекушев по заказу сестер Хлудовых.

Один из домов не слишком пострадал от переделок

Зато другой был практически полностью лишен декоративных элементов, некогда выделявших его среди других зданий.

Когда-то этот дом выглядел так

Экскурсия получилась интересной и, главное, необыкновенно красивой. Рекомендую. Экскурсии в Хлудовские бани сейчас организуют многие московские туристические фирмы, предложений в интернете много, без труда можно подобрать на нужную дату. А при желании — и отобедать в исторических интерьерах.

Китайские бани, Центральные бани, хлудовские бани и даже ресторан «Серебряный век» — это всё один объект, памятник культурного наследия, о котором и будет мой сегодняшний рассказ. Китайскими они назывались по прежнему наименованию проезда, где располагались. По документам первоначально они значились даже как Русско-китайские, но вскоре после открытия владельцы переименовали их в Центральные.

Хлудовскими же их называли по фамилии владельцев — купеческого рода, основанного Иваном Хлудовым. Землю в центре Москвы, в Театральном проезде, купил его сын, Герасим Иванович Хлудов, а описываемое здание построили его наследницы, четыре дочери, уже после смерти отца. В качестве архитектора они пригласили весьма известного в те годы московского зодчего Семена Семеновича Эйбушитца. Кстати, С.С.Эйбушитц является автором проекта Московской хоральной синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке, о которой рассказывалось в обзоре о храмах в районе Китай-города .

Что касается этого проекта, то заказчики высказывали пожелание архитектору, чтобы бани были сказочными. Бани получились действительно сказочными, но сложными в инженерном и техническом плане. Поэтому для реализации своих замыслов С.С.Эйбушитц пригласил из Петербурга инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева и весьма своеобразного художника Альфреда Томашко, православного чеха.

В общей сложности строительство заняло почти четыре года и официальное открытие Центральных бань состоялось 28 апреля (10 мая) 1893 года.

Помимо самих бань здесь действовал крытый плавательный бассейн, врачебные и массажные кабинеты, парикмахерская, механическая прачечная – безусловная новинка для Москвы той эпохи. Здесь же были открыты парфюмерный магазин торговой фирмы «Эмиль Бодло и К», продуктовые лавки, ресторан, трактир, небольшая гостиница, банкетный зал, залы для деловых переговоров. Вот как выглядело здание бань в то время

По фотографии видим, какие были цены: от 5 копеек в простонародных банях до 50 в более высоких разрядах. В последнем, так называемом «полтинном», отделении имелись русский, турецкий, финский залы с богатой отделкой стен ценными породами дерева и сусальным золотом. За отдельный трехкомнатный номер цены доходили до 10 рублей.

В высших разрядах Центральных бань сложилась своя клиентура: богатые промышленники, банкиры, весьма известные ученые, музыканты, врачи, генералы, именитые купцы. Любопытно, что артисты балета Большого театра посещали в основном Центральные бани, а вокалисты того же театра — Сандуновские. Даже Федор Шаляпин ходил только в Сандуны, а его жена-балерина посещала с коллегами Центральные. Постоянным посетителем Центральных бань был Л.Н.Толстой, бывал тут и А.П.Чехов.

После 1917 года Хлудовы уехали во Францию. Бани, хоть и утратили во многом свою первоначальную роскошь, продолжали работать вплоть до начала 1990-х гг. Потом в здании произошел сильный пожар, после устранения последствий которого в бывшем помещении бань был открыт ресторан. В 1993 году комплекс бывших Хлудовских бань был поставлен на охрану как памятник архитектуры.

Сейчас здание выглядит вот так

Входим в здание и попадаем в холл, где расположена вот такая роскошная двухмаршевая лестница

Считается, что эта лестница является копией парадной лестницы в Парижской Гранд-опера.

Места перед лестницей очень мало и она не помещается целиком в обычный объектив, поэтому воспользуюсь интернетовским фото с широкоугольным объективом

Думаю, по праву эта лестница считается одним из лучших творений Л.Н. Кекушева. Кстати, для приглашенного Кекушева участие в сооружении этих бань было одним из первых реализованных в Москве проектов.

Рассмотрим драконов, стерегущих лестницу

Ограждение лестницы выполнено в виде причудливых растительных узоров, переходящих в фантастических животных

Даже такая утилитарная вещь как решетка радиатора отопления в холле выполнена в том же стиле и с большим вкусом

Поднимаемся на промежуточную лестничную площадку. Вот вид на перила

Ограждение верхней части парадной лестницы более легкое и ажурное

Если хватит силы воли оторвать взгляд от кружева перил и поднять его в верх, то мы увидим … небо…

… в окружении богатейшей и причудливейшей лепнины…

которую можно рассматривать часами

Но есть ещё и стены, декорированные пилястрами и лепниной

Будем подниматься выше по лестнице, к балкону, украшенному вот такими торшерами

На балконе интересен пол, сохранившийся с момента постройки бань

На верхней площадке лестницы сейчас располагается бар, выполненный из темного дерева. Был ли он раньше – не уверена, но вот кафельный пол тут — подлинный

Отсюда попадаем в большой зал ресторана

Раньше здесь была раздевалка. Сохранились отдельные детали прежнего убранства: кессонированные потолки, украшенные лепниной, росписью и позолотой …

… камин со львами, как архитектурная подпись Льва Кекушева …

… оформление дверных проёмов

Сейчас эти двери не используются, а раньше именно через них попадали в следующее помещение – мавританский зал или мавританскую курительную комнату. Вот её современный вид

Потолок не нуждается в комментариях, просто смотрим

Иметь курительную в восточном стиле в те времена было модно. Например, про подобное помещение я рассказывала в обзоре по особняку Стахеева . Кстати, любопытно сравнить эти две стилизации разных художников: в курительной Китайских бань сразу заметны бОльшие цветовая нагруженность и причудливость форм. На упреки в пестроте оформления создатели этого мавританского зала отвечали, что при создании интерьера они сотрудничали с настоящими восточными художниками.

Обратите внимание на форму окон …

… оформление углов комнаты …

… дверных проемов

Опять-таки эти двери в наши дни не используются, а раньше они были открыты и из мавританского зала можно было попасть в следующий – комнату с бассейном

В центре этого зала до сих пор функционирует бассейн, правда, декоративный, а ведь это был если не первый, то один из первых крытых плавательных бассейнов в Москве. Вообще надо сказать, что для своего времени в Центральных банях был применен целый ряд технических и инженерных новшеств. Во всех разрядах бань был отдельный душ, где с определенной частотой менялась температура воды от прохладной к теплой. Здесь был установлен первый в городе общественный лифт, до этого все лифты в городе были персональными. Причем Л.Н.Кекушев усовершенствовал лифт так, что последний функционировал даже при полном отключении электричества. Это изобретение, с разрешения автора, немецкая фирма-изготовитель стала применять в своем производстве.

Л.Н.Кекушев придумал паровую машину для колки дров, которая работала в неизменном виде до 1931 года, потом её переоборудовали под электричество, и машина колола дрова до 1953 (!) года, пока бани не перешли на газ. Также по чертежам Л.Н Кекушева были сделаны очистные подземные сооружения с тройным отстойником, и рядом с банями даже в жару и безветрие не было запаха (в отличие от Сандуновских бань, с которыми Центральные бани постоянно конкурировали). Понятно, почему Центральные бани обслуживало около 250 человек, не считая поставщиков дров, веников, прочих расходных материалов и т.д.

Вот и бассейн представлял собой оригинальное инженерное решение: он был не выкопан в земле, а опирался на вершину сводчатого помещения под ним. На бассейн, по сути висящий в воздухе, приходили посмотреть специально. Насколько я поняла слова экскурсовода, изначально площадь бассейна была побольше, а проход вдоль стен зала – поуже.

По краю бассейн функционируют вот такие фонтанчики в виде писающих мальчиков

По периметру зала в нишах размещены скульптуры античных богов

Купол бассейна украшен изображениями парусников

В центре купола, в барабане, устроены круглые окна, через которые проникал солнечный свет. Сейчас это не так эффектно, потому что в советское время вокруг бань были возведены более высокие здания, частично заслоняющие свет

Очень красочны панно из керамической плитки ярких, насыщенных цветов

Ещё стоит упомянуть про небольшое помещение, которое сейчас используется как банкетный зал, а ранее было парикмахерской (вход в него из большого зала ресторана)

Как попасть в Китайские/ Центральные бани

Особенно рада сообщить, что, в отличии от всех ранее описанных объектов и большинства, о которых рассказ ещё впереди, это вполне доступное помещение. Как я уже упоминала в начале рассказа, сейчас здесь (Театральный проезд, д.3, стр.3) находится ресторан. В данный момент он называется «Серебряный век» и найти его легко, хотя он и не виден с Театрального проезда. Ближе всего к нему идти от м.Лубянка (выход к Детскому миру), это буквально 2 минуты. Чуть дальше идти от м.Театральная (выход к Большому театру), вот этот маршрут


С улицы вход во двор выглядит так

Пусть вас не смущает шлагбаум, проход свободный. Сразу за аркой, слева, увидите ресторан. Понятно, что просто гулять по ресторану и рассматривать интерьеры вам не разрешат, но ведь можно совместить! Вот меню ресторана, и хоть цены не назовёшь повседневными, но иногда можно себе позволить, считая это сменой обстановки или инвестициями в интересное

Сама я посещала ресторан с экскурсией и оценить его кухню не могу. Так что в раздел «Где покушать» я включила этот обзор не из уважения к гастрономическим достижениям объекта, а с учётом потенциального применения полученных на нашем сайте сведений)).

Кроме того, в мавританском зале и в комнате с бассейном предлагаются кальяны, вот ассортимент и цены

Как рассказал экскурсовод, помещения здесь часто снимают под банкеты, корпоративы, дни рождения, в том числе детские, и т.п. Представляете костюмированный новогодний корпоратив в мавританских интерьерах и с кальянами?! Или невесту в платье со шлейфом на лестнице а-ля Гранд-опера?! Так что новых и радостных вам впечатлений!