Бунин павел борисович. Павел Львович Бунин - Всё в шоколаде. Бунин Павел Львович1927

В прошлое воскресенье на Бородинском поле развернулась, под мелким осенним дождём и множеством телекамер "реконструкция сражения".При стечении 165 000 зрителей, в присутствии первых лиц...

Мой посёлочек всего в полутора десятках километров от "поля русской славы", но я всего несколько раз бывал в Бородино на "празднике". Впервые очень давно, когда всё ограничивалось речами, да залпами с Курганной батареи. Помню недоумение - по дороге от станции - памятники, памятники, а на батарее Раевского, ключевом месте сражения, странная серая стелла.

Вот она, сохранилась на открытке 1971 года.теперь там восстановлен центральный памятник сражения, взорванный при советах, вместе с могилой князя Багратиона.И ещё, тогда в детстве, так и осталось недоосмыленным странное чувство - нет памятников надгробий, даже над братскими могилами, а ведь почти в каждой деревне, после последней войны стоит солдат, с обнажённой головой...Разве что на монументе французов - "павшим Великой армии..", да часовня на флешах - надгробие без могилы, - "на месте гибели..."

Эта открытка старше меня, вот более новая, но не найти в фотграфиях тех лет ни изображения запустевшего собора,ни монастыря, в котором располагалась школа, ни другого, Колоцкого, с колокольни которого, по преданию, Бонапарт разглядывал поле будущего сражения, почти разобранного в сороковые "на кирпич".


И только много-много позже, узнав, как и когда "погребали" погибших в сражении, понял, что не было других мест для памятников, кроме тех позиций, где стояли, и где погибали русские полки.

Так вот и не сложилось у меня ощущение "праздника" от этого дня, тем более, столь помпезного, каким он стал в 80-ые, и остаётся поныне. Может тому "виной" и книжка, которая до сих пор, изрядно потрёпанная, утерявшая нарядный супер, хранится на полке.

Михаил Брагин "В грозную пору", художник П.Бунин, издательство "Малыш",1969 год - теперь, как я узнал из сети - библиографическая редкость. Она была переиздана, но с другими иллюстрациями, и это, конечно совсем другая книга. Мы с друзьями не сразу поняли её, воспитанные Дехтеревым и Сутеевым, мы решили, что рисунки нам не нравятся, но почему-то возвращались к ним снова и снова, пока отец одного из нас, учитель рисования, не объяснил нам, что же хотел сказать нам художник.И вот теперь, с того 69-го, сражение видится мне, если и не глазами Павла Бунина, но совсем не так, как можно увидеть его в "реконструкциях".

Желая показать этот взгляд на сражение, нашёл в сети довольно качественные картинки - http://kidpix.livejournal.com/1266841.html - но всё же руки потянулись к сканеру. Публикую в основном то, чего нет в сети.

1.

2.

3.

4.

Книга нарисована, как одно целое, вся простроенная на контрасте, антитезе, от ярко-золотого перехода через Неман, то темно-чёрного форсирования Березины, если бы не было текста, всё равно вся интрига войны, весь смысл событий был бы понятен.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

И, наконец, символ той войны, - или всякой войны? Сурик и охра, сажа и свинец - краски битвы, "земляные", суровые краски реальности...

1.

Скачать книгу можно здесь - http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BRAGIN_Mihail_Grigor%27evich/_Bragin_M.G..html - не совсем идеальный вариант - Djv (если кто-то заинтересуется и возьмётся сделать PDF, который будет смотреться несомнено гораздо качественней, - сканы обещаю).

«Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 21.03.2019 Никогда такого не было - и вот опять. Пока все силы были брошены на охрану Репина, злоумышленники нашли брешь в охране другого здания - в Лаврушинском переулке. С утра московские радиостанции наперебой обсуждают новый «перформанс» в ГТГ. На сей раз голый
  • 19.03.2019 Концепт электрокара, вдохновленный проектами великого соотечественника, итальянцы представили в год 500-летия со дня смерти Леонардо
  • 19.03.2019 После повреждения репинского «Ивана Грозного…» и наглого похищения работы Куинджи появились опасения, что посетители блокбастера «Илья Репин» столкнутся с закручиванием гаек
  • 19.03.2019 Новый фарфор Bernardaud Les Bouquets de Fleurs de Marc Chagall представляли в ГМИИ им. А. С. Пушкина приехавшие в Москву внучки Шагала Мерет Мейер и Белла Мейер
    • 29.03.2019 Продано 50 % лотов, покупали Москва и Санкт-Петербург. Торги прошли на фоне хорошей покупательской активности
    • 27.03.2019 12 и 13 апреля 2019 года аукционный дом Hargesheimer Kunstauktionen GmbH в Дюссельдорфе (Германия) проводит очередные весенние торги «Русское искусство» и «Русские и греческие иконы»
    • 27.03.2019 Наибольшим спросом пользовались ювелирные украшения, фарфор и изделия из серебра
    • 26.03.2019 К аукциону живописи, графики и ДПИ, который состоится 28 марта, «Литфонд» подготовил 165 лотов: от иконы конца XVII века и гравюры с изображением императора Петра II первой трети XVIII века до работ наших современников
    • 26.03.2019 Традиционные двадцать лотов - это десять живописных работ, пять листов оригинальной графики, две работы в смешанной технике, одна авторская скульптура, одна фарфоровая тарелка и одна фотография
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
    • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
    • 20.11.2018 Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников - это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
    • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
    • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I
    • 28.03.2019 Выставка в Доме И. С. Остроухова в Трубниковском переулке приурочена к 80-летию со дня рождения В. Ерофеева и к 50-летию его самого знаменитого произведения. Экспозицию составили работы художника Кирилла Мамонова по мотивам поэмы «Москва - Петушки»
    • 26.03.2019 На выставке одного из ярких представителей искусства эпохи застоя, перестройки и постсоветского времени представлено 86 живописных произведений и одна видеоинсталляция из собрания ГТГ и частных коллекций
    • 06.03.2019 В Театральной галерее на Малой Ордынке открывается персональная выставка Владимира Любарова
    Известному художнику-графику Павлу Львовичу Бунину 23 ноября исполняется 75 лет. Безусловно, к этой дате будет приурочена очередная выставка его работ - у него было уже больше пятидесяти персональных выставокв Москве, Петербурге, Вене, Париже, Берлине, Лондоне, Тель-Авиве... Вышла из печати его книга "Не славы ради...". Это воспоминания,эссе о писателях, художниках, путевые заметки, переводы староанглийских поэтов...

    Павел Львович, как вы выбираете, какую книгу иллюстрировать? Почему Пушкин, Киплинг, Омар Хайям? Почему Шекспир, Лермонтов?
    - Беру, что нравится, чем увлекся.
    - А бывают заказы от издательств, от каких-либо организаций?
    - А я их не принимаю.
    - Тогда вам трудно живется. Надо ведь, чтобы издательство заинтересовалось тем, что вы предлагаете.
    - Заинтересовываются. В последние годы три альбома вышли - от Пушкина до античных поэтов. Та же книга "Не славы ради..." А насчет того, что трудно живется... Вот в юности бедствовал страшно, голодал, ходил в обносках. Дамские босоножки на ногах, газеты накручены... Мама, бабушка голодали. После смерти деда у нас отобрали родительский дом в Москве на Вятской улице, мы оказались в хибаре на Масловке, как говорится, без удобств. Правда, бывало и хуже: в этом доме была комната, где жили пять или шесть человек. Они у себя построили нары и спали по очереди. Было просто чудовищно.
    - А кем был ваш дед?
    - Григорий Васильевич был крупным инженером-химиком, изобретателем. Будучи еще студентом в Германии, в Гейдельберге, хорошим музыкантом, он на Вагнеровском фестивале в Байройте познакомился со своей будущей женой, моей бабушкой Ольгой Николаевной, курсисткой-бесприданницей.
    - У вас в книге, кажется, сказано, что графикой вы занялись потому, что краски были дороги и на них не было денег.
    - Так оно и было. Вспомнил! Все-таки один издательский заказ я выполнил! В начале 50-х совсем прижало. Говорю товарищу: пойдем грабить пожилых женщин. Он видит, что я дошел до ручки, и только спросил: почему пожилых? Потому, говорю, что на старушек рука не подымется, а с молодыми я не справлюсь. Ложись спать, говорит, а утром наденешь мой костюм - и в поход, еще раз по издательствам, может, повезет. В одном месте, вижу, сидит верзила с очень характерной внешностью. Ну, думаю, скажу начистоту. Говорю: мне срочно, прямо сейчас нужно заработать десять тысяч рублей. Почему десять, спрашивает. Пять мне и пять тебе, отвечаю. Задумался. "А с фотографий умеешь рисовать?" - "Да с чего угодно". Высыпал на стол два десятка снимков. Надо, мол, заставки сделать, выходит книга "КПСС превращает пустыню в цветущий край". Помню, она заканчивалась словами "Там, где Сталин, там победа". Вышла в продажу как раз в день смерти Сталина. А когда я шел в очереди к его гробу, в витрине книжного магазина на углу Кузнецкого Моста увидел эту книгу: шагающий экскаватор на обложке. Больше заказов не было.
    - У вас в книге воспоминания о Чуковском. Вы дружили? Как познакомились?
    - Лет в четырнадцать-пятнадцать мне попался томик Оскара Уайльда с эссе Корнея Ивановича. Написано было с молодым кокетством, блеском и искренностью. Эссе было прямо-таки ослепительное. Сделал несколько картинок к Уайльду и явился к нему на квартиру на Тверскую - тогда улицу Горького. Корней Иванович - легендарная личность. Это не только "Мойдодыр" и "Муха-Цокотуха", "Айболит" и "Тараканище", это великолепные критические статьи и книги, удивительные переводы, это большой колоритный человек."Тогда ему было лет шестьдесят. Мы поговорили. И мне показалось, что он недоволен. Я тогда быстро смылся. "Ну что же вы убегаете?" - удивился он. "Я не смел надеяться, - говорю, - не рассчитывал, что у вас найдется на меня время". "А у вас найдется?" - это он мне. Так был задан тон в наших отношениях. И почти тридцать лет я часто бывал у него. Он работал, а я брал книги из его библиотеки, садился или ложился на пол рядом и читал. Мы много говорили, часто по-английски. У него самого была уникальная память, и ему нравилось, что я могу по памяти цитировать целые страницы прозы, стихов. У нас было много точек соприкосновения - тот же Уайльд, Киплинг, вообще Англия, он был великий англоман. Потом он часто выручал меня, давая взаймы деньги, и довольно большие. Я как-то умудрялся все долги ему отдавать. Однажды он сказал, посмеиваясь: "Тут что-то не так. Вот З. (назвал известного писателя и переводчика) построил на мои деньги себе дачу и ни копейки не думает отдавать. Не то что вы. Учитесь... "
    - Судя по многим воспоминаниям, в том числе по вашим, Чуковский в жизни все время играл какую-то роль.
    - Корней играл много ролей. Когда я его узнал, это был очень усталый человек, который себя взбадривал той или иной ролью. У него, кстати, был нормальный голос, как у меня или у вас, а не тот, наигранный, хорошо знакомый людям старшего поколения по бесчисленным детским радиопередачам - "Здравствуйте, дорогие мои!.." Как сказал Уайльд, маски прирастают. Но во мне Чуковский напоролся на человека, который с детства тоже играл - этакого наивного ребенка, с тоненьким фальшивым голоском, робкого, застенчивого. Он меня сразу раскусил, мгновенно. Заметил, что я раза два посмотрел на себя в зеркало. И, как ни странно, это тоже нас сблизило.
    - И еще, наверное, то, что вы читали совсем не те книжки, что дети 30-40-х годов? Многие ли шли, к примеру, у Киплинга дальше "Маугли" и "Рикки-Тикки-Тави"?
    - Как заметил Уинстон Черчилль, воспитание начинается с разглядывания корешков книг в библиотеке деда. Очень важно книгу прочитать вовремя. У нас, несмотря на все жизненные перипетии, сохранялось десятка два книг "золотой библиотеки" - это великолепные тома в зеленых и красных переплетах, густо украшенных золотом, вольфовское издание. А в книгах - гравюры. Читать, смотреть - упоение. Так что в детстве, юности моими кумирами были вовсе не Павлик Морозов и не Тимур с его командой. Вовремя прочитанная книга - это еще и иммунитет против пошлости, безвкусицы, засорения языка. Когда я у кого-то из современных авторов прочитал "хлобысть по сопатке", то просто не понял, о чем речь.
    - Вы были странно эрудированным подростком. Многие ли в таком возрасте зачитывались тем же Киплингом да еще цитировали его в оригинале?
    - Часто я чувствовал себя белой вороной. И старался все больше отмалчиваться. С детства запомнил чудовищные стихи: "Нас окружают повсюду враги. /Красная армия, страну береги". Каково, а? Я старался не забывать, что "повсюду" враги. Не везде и не всегда спасало. Когда учился в Суриковском институте, на меня написали донос: "Отмалчивается. Не общается с коллективом". Отчислили из вуза. Потом восстановили. Потом на другом курсе снова отчислили. Восстановили... Я понимаю, что им было непросто это делать, ярлык не прилепишь. У меня по марксизму-ленинизму всегда "отлично" было: я такую цитату умел вспомнить!
    - А как вы языки выучили?
    - Сам. По книгам. С бабушкой говорил по-немецки. С Чуковским иногда - по-английски. Бабушка с дедушкой порой переговаривались по-немецки о моем воспитании. Выучил - сперва, чтобы их подслушивать.
    - Семидесятые годы. Вы - известный художник. Уже имеете определенное имя, зарабатываете неплохие деньги - бедность позади, купили большую квартиру, добились, чтобы вам выделили мастерскую. И вдруг все бросаете и уезжаете из страны! Почему?
    - Умер Чуковский, к которому я был очень привязан. Умерла бабушка, с которой мы вместе, вдвоем пережили столько трудных лет... Знаете, мое благополучие опоздало лет на тридцать. Я почувствовал, что остался один. Пропал интерес к успеху - для кого? "Успех ограничен временем", - сказал Наполеон, и он был прав. На Руси выражались нисколько не хуже: дорого яичко... Захотелось глотнуть свежего воздуха - во времена товарища Л. И. Брежнева его становилось все меньше. Конечно, страшно было прыгнуть в неизвестность, горько оставить привычное: улицы, друзей, книги, знакомые с детства пейзажи. Но Чехов сказал знакомой курсистке (цитирую по памяти): "Не бойтесь бултыхнуться в жизнь - если вы чего-то стоите, она вас вынесет, и по крайней мере, вы узнаете себя".
    - Узнали?
    - Девять лет по многим европейским странам ездил. Тридцать моих выставок в разных городах прошли - Вена, Базель, Берлин... Увидел, хоть и в солидном возрасте, Грецию, Италию, Швейцарию, Англию, Францию (а ведь в Европе это мог себе позволить любой мальчишка). Стал гражданином Австрии.
    - Как это?
    - Сижу в компании довольно крупных австрийских чиновников. Они называют деятелей истории своей страны - я рисую. Кайзер Максимилиан? А который? Первый или второй? Они были поражены: мало кто помнит, что их было два. Рисую кайзера в ослепительных латах вместе с Дюрером. Один из господ: "Хорошо, у меня есть почтовая марка, где Максимилиан тоже изображен вместе с Дюрером". Мне он мог бы этого не говорить, мы явно оба вспомнили одну и ту же картину. На следующий день приглашаю новых своих друзей на открытие моей выставки. "Пауль, видишь ли, ты нам очень понравился, но понимаешь ли, если бы ты нашел какого-нибудь специалиста и он дал рекомендацию..." Через какое-то время сижу на улице Вены с альбомом, рисую. Идет господин с очень интеллигентным лицом, прошу попозировать. Оказалось, директор знаменитого музея "Альбертина" профессор Вальтер Кошацки. Рисую его, показываю другие свои рисунки. И прохожу с ним в музей, тут же получаю требуемую бумагу "...В интересах нашей Республики этот мастер..." И сейчас при общении с нашими чиновниками часто вспоминаю этот эпизод. Кто я был для этих австрийцев, почему они приняли такое участие в моей судьбе?
    - Насколько я знаю, вы быстро настроились вернуться на Родину?
    - Сразу, в первые же часы моей заграничной жизни. Как писал Киплинг:
    Мы сердцем своим в колыбели,
    В стране, где затратили труд,
    Надежду, и веру, и гордость -
    Все в почву вложили мы тут.
    Мое место, мой дом здесь. Вернулся я в первые годы перестройки. Вдруг однажды - телефонный звонок: "Павел... (отчество не расслышал). Вы не хотите проехать на Камчатку?" Я от неожиданности даже сел.
    "Ну, думаю, как КГБ работает - не успел вернуться в Москву..." Дальше слово за слово, и выяснилось, что ошиблись номером: нужен Павел Григорьевич Бунич, известный экономист, член-корреспондент Академии наук, его приглашали почитать лекции по экономике, перспективам развития страны.
    - Больше тысячи рисунков к Пушкину. Шекспир, Лермонтов, Шарль де Костер, Данте, Омар Хайям, Киплинг, Гете... Кто дальше, Павел Львович?
    - Пока не скажу. Еще не вечер.

    Бунин Павел Борисович - президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА), член экспертного совета по страхованию при ФСФР

    Биография

    Павел Бунин родился в городе Коломне Московской области.

    В 1987 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «Инженер-физик». По окончании вуза в течение четырех лет занимался научной деятельностью.

    С 1991 по 2001 годы работал в банковской сфере на руководящих должностях.

    С 1999 по 2000 год работал заведующим отделом внутреннего аудита и финансовой отчетности Общероссийской политической общественной организации «Отечество».

    С 2001 года по 2003 Павел Борисович Бунин работал генеральным директором, заместителем генерального директора ОАО «Обновление Арбата».

    С 2004 по декабрь 2009 года – финансовым директором Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

    C 2009 года по 2010 работал вице-президентом РСА.

    На 16 декабря 2013 года Павел Борисович Бунин работает президентом Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

    Женат, двое детей.

    БУНИН, ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ (1927, Москва - 2008)

    Русский художник-иллюстратор, мемуарист, поэт-переводчик. Член Союза художников России.
    Внучатый племянник и воспитанник знаменитого хирурга Спасокукоцкого – прототипа главного героя романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого».
    Учился в Художественном институте имени Сурикова (Москва), откуда был исключён в период борьбы с космополитизмом.
    В 1978 эмигрировал, жил в Австрии, Греции, Италии, Германии, Франции, Англии, Израиле. В 1987, на волне перестройки, вернулся в Москву.
    По собственному признанию художника, определяющим фактором становления его личности были книги. Иллюстрации Бунина «магнетичны» – это всегда сотворчество с писателем, проникновение в глубины его замыслов. Некоторые тексты (стихотворения английских поэтов от сэра Уолтера Рейли до Редьярда Киплинга) Бунин сам перевёл на русский язык. Написал воспоминания о К.И. Чуковском, с которым был дружен ещё подростком.
    Состоялось 60 персональных выставок художника – в Москве, Вене, Париже, Пятигорске, Базеле, Кембридже, на Сахалине.
    2008-08-08 +

    Музеи, Библиотеки & Архивы

    • 1. Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725 - 1998) // Российская национальная библиотека (СПб.) // www.nlr.ru
    • 2. Предметный каталог // Электронные каталоги // Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ, Москва) // www.katalog.shpl.ru
    • 3. Предметный каталог // Рубрикатор каталога «Каталог с 1996 года» // Государственная публичная историческая библиотека России (Москва) // www.katalog.shpl.ru
    • 4. Художественная выставка «Святогорская галерея» из фондов Пушкинского Заповедника, посвящённая 174-ой годовщине со дня гибели поэта и 100-летнему юбилею первого музея в Михаловском (2011 год) // Государственный музей А.С. Пушкина «Михайловское» // pushkin.ellink.ru
    • 5. Пушкин в рисунках Павла Бунина. Выставка в Российской государственной библиотеке по искусству (Москва) 4 - 30 июня 1999 года // www.liart.ru
    • 6. Произведения А.С. Пушкина в работах художников-графиков П. Бунина, Э. Насибулина, Р. Яхнина // Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Псковская губерния). Выставка. 2005 // www.amr-museum.ru

    Aукционы & Галереи

    • 7. Бунин П.Л. Графика, 1970-х. Работы происходят из семьи художника М.А. Скобелева // Гелос, аукцион, 21 июнь 2012, лоты №№ 395, 396 // www.gelos.ru

    Информация & Информация

    • 8. Великая французская революция в графике Павла Бунина // www.vive-liberta.narod.ru
    • 9. Павел Бунин. Из воспоминаний о К.И. Чуковском // Дружба народов. Вып. 9. Москва. 1997
    • 10. Казарин Ю. Павел Бунин: «Мое благополучие опоздало лет на тридцать» // Труд. Вып. 206. Москва. 18.11.2002
    • 11. Говорков А.В. Вечера на Сущёвском. Или почему Бунин не иллюстрирует Бунина // www.ijp.ru
    • 12. Кончин Е. Неудержим поток импровизаций // Культура. Вып. 50 (7357). М., 11 - 18.12.2002
    • 13. Корнеева И. Павел Бунин: «Художнику лучше держаться от власти подальше» // Вечерняя Москва. Вып. 70 (22647). Москва. 15.04.1999
    • 14. Произведения А.С. Пушкина в работах художников-графиков. Выставка в Михайловском (Пушкинский заповедник). С 26 января по 26 февраля 2005 года // www.museum.ru
    • 15. Александр Говорков. Воспоминания Павла Бунина // Информпространство - антология живого слова. Вып.2. Москва - Иерусалим, 2009 // www.informprostranstvo.ru
    • 16. Могила Павла Бунина (1927 - 2008) // www.moscow-tombs.narod.ru
    • 17. Наталья Дардыкина. Он узнаёт любовников счастливых. (Арап Петра Великого) [О художнике Павле Бунине и его времени] // Московский комсомолец. 03 ноября 1998
    • 18. Наталия Моржина. Бунин, который всё-таки вернулся (…В 77-м [Павел Бунин] эмигрировал. Его никто нигде не ждал…) // Новая газета. 14.09.1998 // www.sarhive.ru
    • 19. Стародубец Анатолий. Бунин ещё нарисует Бунина // Труд. Вып.ххх. М., 15 ноября 2002
    • 20. Валентин Курбатов (автор). Пушкин. Тайная свобода. [Павел Бунин - пушкинский иллюстратор] // Вольный лист. Вып.8. 16 апреля 2012 // www.litbook.ru
    • 21. Е. Калинникова. Английский альбом Павла Бунина // Независимая газета, 22 ноября 1997 // www.multiarhiv.ru
    • 22. Павел Багряк - коллективный псевдоним, под которым выступали с 1966 писатели и журналисты Валерий Аграновский, Дмитрий Биленкин, Ярослав Голованов, ВладимирГубарев, Виктор Комаров и художник Павел Бунин // www.03pressa.ru
    • 23. Е. Плахова. Омар и Павел (…а я [Плахова] подозревала Павла Бунина в том, что в своём творчестве он всегда следовал за своим великим учителем, Александром Сергеевичем Пушкиным… [!!!]) // Московская правда. 13 октября 1998 // www.pressarchive.ru
    • 1. [Выставка, посвящённая 100-летию гибели А.С. Пушкина. М., Исторический музей, 1937. Источник: Н. Моржина]
    • 2. Бунин П.П. . Иллюстрации к Бёрнсу. 1955. Б., кар., тушь. 20х14 // Л.В. Розенталь, Б.Я. Сатановская (сост.). Живопись и графика московских художников. Каталог выставки. М., Московский Союз советских художников, 1956, с.47
    • 3. Выставка работ художника П.Л. Бунина. Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. [М.], Всесоюзный музей А.С. Пушкина, тир. 1 100 экз.,
    • 5. Б. Полевой (предисл.), П. Бунин (худ.). За власть Советов. [СССР. 1917 - 1967]. М., Издательство агенства печати «Новости», тир. 75 000 экз., 3 р. 6 к., 1967 (рус., англ., нем., фр.)
    • 6. М. Брагин (автор), П. Бунин (художник). В грозную пору. 1812 год. [Для младшего школьного возраста]. М., Малыш, тираж 150 000 экз., 1 р. 63 к., 1969
    • 7. Николай Рыленков (автор), Павел Бунин (художник). На старой смоленской дороге. Историческая повесть. М., Московский рабочий, тир. 65 000 экз., 92 к., 1969
    • 8. М. Брагин (автор), П. Бунин (художник). В грозную пору. 1812 год. [Для младшего школьного возраста]. М., Малыш, тираж 150 000 экз., 1 р. 63 к., 1970
    • 9. И.Г. Габриельянц (авт. ст.). Выставка работ художника Павла Бунина. [Буклет]. Пятигорск, Музей «Домик Лермонтова», тип. им. Анджиевского, [тир. 300 экз.], 1970
    • 10. М. Брагин (автор), П. Бунин (художник). В грозную пору. 1812 год. [Для младшего школьного возраста]. М., Малыш, тираж 150 000 экз., 1 р. 78 к., 1972
    • 11. Врубель И.Н., Муленкова В.Ф. (составители). А.С. Пушкин в русской и советской иллюстрации. Каталог-справочник. Т.1. Москва. Книга. 1987
    • 12. Омар Хайям. Рубаи. Художник Бунин П. Москва. Орбита. 1990
    • 13. Амаль (сост.), Бунин П.Л. (худ.). Омар Хайям. Рубаи. М. Орбита. 1990
    • 14. Павел Бунин. И скажи ей, что она твоя любовь. Перевод [стихов], воспоминания, статьи. М., Смоленск; Всероссийское бюро пропаганды художественной литературы, Смоленский филиал; тир. 1 000 экз., 1993
    • 15. З. Шахбазян. Павел Бунин: изобразительная пушкиниана // Российская провинция. М., Вып.3, 1995, с.121 - 123
    • 16. П.Л. Бунин (художник). Гениальный сын России. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. [Альбом]. М., Славянский диалог, 1998
    • 17. Два гения (Zwei Genien). 200-летию А.С. Пушкина и 250-летию И.-В. Гёте посвящается. [Отрывки из произведений]. М., Славянский диалог, 1999 (Рис.: Павел Бунин) (рус., нем.)
    • 18. Омар Хайям (автор), Павел Бунин (художник). Как чуден милой лик. Рубаи. М., Эксмо-Пресс, тир. 10 500 экз., 1999
    • 19. Бельский А.Г. (предисл.). Сквозь годы, сквозь столетия. Шедевры мировой литературы в творчестве П. Бунина. [Альбом]. М., Славянский диалог, 2000
    • 20. О.Э. Вольценбург, Т.Н. Горина, П.М. Сысоева, А.А. Фёдоров-Давыдов (редакционная коллегия). Художники народов СССР XI - XX вв. Биобиблиографический словарь. Т.2. СПб., Академический проект, 2002, с.111
    • 21. Луконин С. Свой свет // Литературная газета. Вып. 41 (5896). Москва. 09 - 15.10.2002
    • 22. Бунин П.Л. Не славы ради… Сборник воспоминаний, заметок, эссе, переводов. М., Орбита-М, 1 000 экз., 2002
    • 23. Бунин П.Л., Бельский А.Г. Переломные эпохи истории. Альбом. М., Витэкс, 2004
    • 24. М.Ю. Лермонтов: поэт и судьба. [Поэмы, повести, драмы]. М., У Никитских ворот, 1 000 экз., 2005 (Рис.: Павел Бунин, Рук. проекта: Альберт Бельский)
    • 25. Соавтор классиков // Литературная газета. Вып. 9 (6161). Москва. 05.03.2008
    • 26. Ганс Христиан Андерсен. Сказки [для младшего школьного возраста]. М., Оникс, Библиотека младшего школьника (БМШ) (серия), 7 000 экз., 2008 (Илл.: П. Бунин, Пер. с дат.: А. Ганзен)
    • 27. Александр Пушкин. Стихи и сказки [для младшего школьного возраста]. М., Оникс, Библиотека младшего школьника (БМШ) (серия), 7 000 экз., 2008 (Илл.: П. Бунин)
    • 28. Швыдкой М., Курникова Н. (вст. статьи). Елецкая Е., Заволокина А. и др. (статьи). Памяти коллекционера Александра Заволокина. Русская графика 1900 - 1930-х годов из собрания Александра и Александры Заволокиных. Каталог выставки. М., Петроний, 2010
    • 29. Сидоров А.А. (автор вст. ст.). Бунин П. Сквозь годы, сквозь столетия... Шедевры мировой литературы в творчестве Павла Бунина. [Альбом]. М., Орбита-М, 2 000 экз., 2010