Бизнесмен Владимир Кехман: биография, семья. Художественный руководитель театра – Семья должна быть одна и на всю жизнь

Имя Владимира Кехмана стало известно практически каждому петербуржцу в 2007 году, когда он возглавил Театр оперы и балета им. Мусоргского. И вовсе не потому, что Петербург - культурная столица. А потому что российский олигарх - тот, кого общественность меньше всех могла представить на этом месте.

Золотая плантация

Многомиллиардное состояние Владимиру Абрамовичу, совершенно тогда ещё далёкому от искусства, принесли… фрукты. А именно - бананы. За что бизнесмен и получил приставшее намертво прозвище «Банановый король». Известно, что в 2003 году созданная им группа JFC контролировала треть импорта в Россию этого богатого калием фрукта. Впрочем, первый опыт работы с фруктами Кехман приобрёл ещё в 90-х, когда занимался бартерными операциями в родной Самаре. По его собственному признанию, однажды в его распоряжении оказалось два вагона апельсинов, которые необходимо было «обналичить». Что молодой предприниматель с успехом и сделал.

О том, что именно за продажами - безбедное будущее, студент факультета иностранных языков Самарского государственного педагогического университета Володя Кехман понял, учась на третьем курсе.
«После школы я поступил в институт, три года учился и параллельно работал охранником на заводе. А в это время мой брат занимался антиквариатом и жил совсем неплохо. Тогда это было чревато 154-й статьёй, части от первой до третьей. Но я тоже пытался что-то продавать», - вспоминал олигарх начало карьеры.
В 20-летнем возрасте Кехман уже занимал пост замдиректора государственной компании «Росоптторг». Позже он создал брокерскую контору, потом занимался оптовой торговлей и даже недвижимостью. Пока не напал на «золотую плантацию бананов».

«Подбодрить лебедей»

Бизнес бизнесом, но при чём тут культура? Создаётся впечатление, что к сцене Владимира Кехмана тянуло давно.

«В 1995 году в Петербург привезли Хосе Каррераса, - написала в своей скандальной книге «Энциклопедия лоха» Ксения Собчак. - И на приёме в гостинице «Европейская» Кехман на правах организатора мероприятия вышел и спел! Всё происходящее транслировалось на уличные экраны, перед которыми собралось около 10 тысяч человек».

Свою страсть к актёрскому мастерству продемонстрировал он и уже в должности директора Малого оперного: сначала появился в роли принца Лимона в детском спектакле «Чиполлино», затем намеревался исполнить партию Трике в опере «Евгений Онегин». А после и вовсе выступил в роли дирижёра. Хотя он сам своё решение стать директором театра объяснял по-другому: «В дореволюционное время директор императорского театра был фигурой более важной, чем министр культуры... Мне кажется, было бы хорошо, если бы в России создали дирекцию императорских театров. Я мог бы её возглавить».

И правда, всё не ограничилось только неудержимым желанием блистать на сцене. Новый директор с первого же дня развернул бурную деятельность. Первым делом вернул театру старое имя - Михайловский, который тот носил до 1917 года. После - взялся за творческий процесс.

«С балетом всё понятно - условно говоря, 32 лебедя, которые должны стоять в определённой позиции, и солист», - так заявил Владимир Абрамович при первых же встречах артистам. И добавил, что театр должен выйти на самоокупаемость: «Если вы хотите получать большие деньги, то должны научиться их зарабатывать». Протесты экспертов о том, что ни один театр мира не является самоокупаемым, не были приняты во внимание.

А позже начался скандал за скандалом. Была закрыта постановка «Орестея» режиссёра Александра Сокурова. Сорвалась премьера оперы «Евгений Онегин» из-за конфликта Кехмана с режиссёром Михаилом Дотлибовым. Из театра демонстративно ушли оперная певица Елена Образцова и главный дирижёр Андрей Аниханов, который с ужасом рассказывал, как Кехман посоветовал ему «взбодрить» лебедей в «Лебедином озере» коньяком.

Артисты написали письмо Владимиру Путину, в котором, в частности, указывали на то, что в Михайловском теперь устраивают корпоративные вечеринки. Так, на сцену государственного театра выходили Ирина Салтыкова и Валерий Сюткин, а партер на это время превращался в банкетный зал для торжеств, устроенных по заказу крупных бизнес-структур города. Актёры даже обвиняли Кехмана в попытках сдать театр целиком в аренду и переоборудовании репетиционных помещений в офисы.

Впрочем, надо отдать «банановому королю» должное. Назло всем недоброжелателям, судачащим о том, что он ничего не смыслит в искусстве, Владимир Абрамович закончил продюсерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. А наперекор всем обвиняющим в злонамеренном вредительстве театру - вложил в реставрацию Михайловского порядка 20 млн долларов собственных средств.

Кто знает, послужило ли это поводом, но, несмотря на все недовольства петербургской интеллигенции, в 2010 году Кехман был удостоен от министерства культуры премии с говорящим названием «Известность».

Конец империи

Недавно о Кехмане снова заговорили. Российский миллиардер признан… банкротом. Банановая империя JFC рухнула из-за «арабской весны» и финансового кризиса ряда стран Средиземноморья, оставив после себя многомиллиардные долги. Выручка от распродажи имущества корпорации - здания универмага «Фрунзен-
ский», гостиницы «Речная», 50 га в Репино и т. д., а также особняка Кехмана в Пушкине площадью почти 900 кв. м - не покрыла и 1% от долгов предприятия перед банками.

Однако Владимир Абрамович и здесь проявил смекалку, подав иск в Лондонский суд на признание себя банкротом: согласно британским законам, физическое лицо, признанное банкротом, получает легальную защиту от всех коллекторских и судебных действий юридических и физических лиц по взысканию долгов.

Между тем, по мнению некоторых юристов, огромные вливания Кехмана в Михайловский - тоже скользкий момент. Как они были оформлены? Что на них приобрели и на кого зарегистрировали? Возможно, театр - один из активов Кехмана.

Король умер… да здравствует Король?

В предпринимательской среде этого человека знают многие. Да и в культурной тоже: ему довелось руководить двумя известными храмами Мельпомены - Михайловским театром в Санкт-Петербурге и Государственным театром оперы и балета в Новосибирске. Но сначала Владимир Кехман реализовался как бизнесмен. За ним прочно закрепилось прозвище Банановый Король. Но как известно, предпринимательство в России вещь непредсказуемая, поэтому риск обанкротиться есть всегда. И Владимир Кехман, в прошлом успешный торговец фруктами, не смог его избежать. В настоящее время он является крупным должником, и для полного исполнения финансовых обязательств ему еще потребуется время.

Что же было примечательного в его биографии и почему из влиятельного бизнесмена он превратился в банкрота?

«Несостоявшийся педагог»

Кехман Владимир Абрамович - уроженец города Самары. Он появился на свет 9 февраля 1968 года. О детских годах будущего бизнесмена практически ничего не известно. Получив аттестат зрелости, юноша выбрал профессию педагога.

В середине 80-х Владимир Кехман становится студентом Самарского педуниверситета (факультет иностранных языков). Однако учительствовать он так и не станет.

Начало карьеры

Молодой человек предпочел работе со школьниками сферу коммерции, которая в начале 90-х манила огромное количество людей, пытающихся начать собственное дело. Владимир Кехман через общих друзей знакомится с неким Михаилом Городновым, который в Самаре руководит предприятием «Росоптпродторг», занимавшим монопольное положение в распределении бакалейных товаров. Сахар, крупы, табак, кондитерские изделия закупала оптом именно компания Городнова. Владимир Кехман вскоре стал его правой рукой в коммерческих делах.

А потом шеф и его заместитель на паритетных началах создали фирмы «Алта» и «Град», которые стали посредниками между «Росоптпродторгом» и конечными потребителями. Спустя некоторое время бизнес стал приносить неплохие дивиденды.

Новые горизонты

Видя, что дела идут в гору, партнеры решают расширить географию бизнеса. Они едут в Санкт-Петербург и начинают заниматься торговлей сахаром. Создается юридическое лицо «Олби».

Однако спустя некоторое время Михаил Городнов и Владимир Кехман, биография которого представляет определенный интерес для начинающих коммерсантов, решают поделить бизнес и разбежаться в разные стороны.

Спустя какое-то время новым партнером несостоявшегося учителя иностранных языков становится предприниматель Сергей Адоньев. Но встает вопрос выбора сферы деятельности. И Владимир Абрамович вспоминает, как, еще делая бизнес в Самаре, ему с огромной выгодой удалось быстро реализовать два вагона апельсинов, которые случайным образом оказались на складе его компании. Так было принято решение торговать фруктами.

В 1994 году Кехман и Адоньев учреждают компанию «Олби-Джаз», которая превращается в крупного импортера бананов.

JFC

Постепенно «Олби-Джаз» захватывает ключевые рынки на территории города на Неве. В 1996 году Кехман решает продать корпорацию «Олби», новым владельцем которого становится Национальный фонд спорта. Но фруктовый бизнес коммерсант из Самары оставлять не собирается.

Владимир Абрамович вместе с партнером открывает новую компанию под названием Joint Fruit Company (JFC). Вскоре она заключает контракты с ведущими странами - импортерами бананов, а именно: Коста-Рикой и Эквадором. Бренд Bonanza! становится одним из самых узнаваемых в России. Вскоре Кехман оказалась собственником ряда банановых плантаций в Эквадоре.

Ему сопутствует успех

Детище Владимира Абрамовича в середине нулевых приносило его владельцам колоссальную прибыль, размер которой составлял примерно 700 миллионов долларов. И даже экономический кризис 2008 года компания JFC преодолела без каких-либо серьезных проблем. При этом Владимир Кехман, фото которого регулярно мелькает в прессе, не боится инвестировать средства в новые проекты. В частности, речь идет о строительном бизнесе.

Однако в большинстве случаев новые сделки приносят ему только убытки.

Фиаско

Осенью 2010 года компания Joint Fruit Company заключила кредитные договоры с несколькими ведущими банками России и коммерческими структурами. Заемные деньги, которые JFC получила в размере 1,4 млрд рублей + 100 млн долларов, нужны были для закупки крупной партии бананов. В качестве поручителя в сделках выступал Владимир Абрамович Кехман. Валютный кредит должен был быть погашен в 2011 году, а рублевый - в 2012 году. Однако кредитными деньгами владелец JFC распорядился по-своему. Он начал инвестировать их в крупные девелоперские проекты, которые, как уже подчеркивалось, ожидаемой прибыли не принесли. В частности, речь идет о «Фрунзенском универмаге», «Доме политпросвещения», гостинице «Речная». Несмотря на то что рейтинг кредитования Joint Fruit Company регулярно демонстрировал отрицательную динамику, банковские структуры продолжали одалживать деньги Кехману.

Обвинения в мошенничестве

Затем Владимир Абрамович сделал серьезный просчет в банановом бизнесе. Он закупил фруктов в разы больше, чем того требовал реальный уровень спроса. Его примеру последовали конкуренты, в итоге рынок бананов был перенасыщен, и большая часть товара JFC попросту сгнила. Естественно, в такой ситуации погашать кредиты было нечем.

Банки стали один за другим обращаться в арбитражные суды. Закон, безусловно, оказался на их стороне. Недвижимое имущество бизнесмена было арестовано, а половина его заработной платы удерживалась в счет погашения задолженности. Владимир Абрамович пытается отреагировать на ситуацию и объявляет о своей финансовой несостоятельности. Лондонский суд официально признает Кехмана и компанию JFC банкротами.

В декабре 2012 года Владимиру Абрамовичу и двум топ-менеджерам Joint Fruit Company (Захаровой и Афанасьеву) были предъявлены обвинения в мошенничестве. Инициатором уголовного дела стал Сбербанк, представители которого обратились с заявлением в правоохранительные органы, указав, что бизнесмен тратил кредитные деньги не по назначению. Кехман такие обвинения отрицает, причем он заверил кредиторов, что погасит все имеющиеся долги.

Театральный руководитель

В 2007 году Владимир Абрамович, построив крепкий и прибыльный бизнес, решает сменить приоритеты в своей деятельности. Оставив управление компанией JFC Захаровой и Афанасьеву, он становится руководителем Михайловского театра в городе на Неве.

В новой должности Кехман сократил штат сотрудников, предложил сотрудничество звезде оперной сцены Елене Образцовой, балерине Большого театра Наталье Осиповой. Кроме этого, он задумал масштабную реставрацию театра, инвестировав только полмиллиона своих собственных средств. И Банановому Королю действительно удалось превратить вверенное ему учреждение в один из лучших храмов Мельпомены страны. Почему Кехман неожиданно заинтересовался театральным искусством, до сих пор неизвестно. Причем некоторые утверждают, что таким образом он хотел завести контакты с представителями политической элиты. И ему это удалось: в стенах Михайловского театра Кехман неоднократно общался с Владимиром Путиным.

В 2015 году глава Минкульта РФ Владимир Мединский утвердит Владимира Абрамовича в новом качестве - директор Новосибирского театра оперы и балета. Назначение было произведено после выхода скандального спектакля «Тангейзер» (по Вагнеру), режиссером которого выступил прежний директор театра, Борис Мездрич.

В январе текущего года процедура банкротства вошла в свою завершающую стадию: имущество бизнесмена было продано. Согласно закону "О несостоятельности (банкротстве)" Владимир Кехман как руководитель Новосибирского театра оперы и балета обязан написать заявление об уходе, что он, собственно, и сделал. Потерял руководящий пост бизнесмен и в Михайловском театре.

Личная жизнь

Многих не может не интриговать вопрос о том, женат ли Владимир Кехман? Семья у него действительно есть. Банановый Король два раза вступал в брак.

Первой его избранницей была Татьяна Литвинова, которая родила бизнесмену троих отпрысков. Затем семейной идиллии пришел конец, и брак распался. Инициатором развода стал сам Кехман Владимир Абрамович. Семья №2 в его жизни официально появилась только осенью 2016 года. Кому посчастливилось стать женой обанкротившегося миллионера? Сибирячке Иде Лоло. Они начали появляться на публике еще в 2015 году, когда Кехман взял в свои руки руководство Новосибирским театром оперы и балета. Его избранница - дочь известного хоккеиста Валеева. Ида Лоло и Владимир Кехман сочетались законным браком осенью 2016 года. Торжество отмечали в Санкт-Петербурге, причем с размахом и помпезностью.

Владимир Кехман привлек внимание СМИ и общественности после назначения на должность директора Новосибирского театра оперы и балета. Он сменил на этом посту Бориса Мездрича, который по решению министерства культуры был уволен 29 марта. Поводом для замены руководителя театра стал конфликт, развернувшийся вокруг постановки спектакля «Тангейзер». Опера, в свою очередь, стала предметом ожесточенных споров после того, как местная митрополия пожаловалась на режиссера Тимофея Кулябина в прокуратуру. На Кулябина и Мездрича завели административное дело за намеренное публичное оскорбление чувств верующих. 10 марта они предстали перед судом и были оправданы. Тем не менее директор вынужден был покинуть пост, а Кехман в первые же дни работы снял спорный спектакль с репертуара.

Выходя из тени Большого и Мариинского

Владимир Кехман - уникальный человек на театральной карте России. Диплом продюсерского факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства он получил только в 2009 году, уже будучи директором одного из старейших театров северной столицы, которому на тот момент уже было возвращено его историческое имя - Михайловский. При этом на занятия Владимир Абрамович не ходил, как свидетельствуют преподаватели, на занятиях они его не видели ни разу, а зачеты ему ставились «по распоряжению сверху». Никакого предшествующего образования в сфере искусств у Владимира Кехмана не было: насколько известно, в родной Самаре он окончил лишь факультет иностранных языков пединститута, но вся его трудовая деятельность была связана не с педагогикой, а с бизнесом, благодаря чему в прессе он фигурирует преимущественно как обанкротившийся «банановый король». Биография Владимира Кехмана буквально провоцирует на разговоры о том, в какую банановую республику превратилась великая Россия, где главой императорского театра был назначен человек, не имевший соответствующего образования и опыта. Подобный разговор, однако, будет в немалой степени ошибочным, ибо восемь лет Владимира Кехмана во главе Михайловского театра трудно определить иначе, как очень успешные.

Существующий более 180 лет театр знал разные времена, но с перенесением столицы из Санкт-Петербурга в Москву воспринимался преимущественно как кадровый резервуар для Большого и музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко: достаточно сказать, что Самуил Самосуд, выдающийся дирижер, талант которого расцвел именно в Ленинградском малом театре оперы и балета, в 1936 году был переведен в Москву, где последовательно возглавлял оркестры обоих музыкальных театров столицы. В 1950-е - 1980-е годы наиболее даровитые таланты из МАЛЕГОТа «забирались» в «Большой театр» Петербурга - Мариинский, тогда носивший имя большевика Кирова, как это случилось со знаменитым хореографом Олегом Виноградовым, возглавлявшим балет МАЛЕГОТа до того, как в 1977 году началось его триумфальное двадцатилетие во главе балета Мариинки.

Очевидно, главная задача Владимира Кехмана была - превратить театр, из которого уходят лучшие творческие силы, «достойные большего», в театр, куда звезды, наоборот, стремятся попасть. С задачей этой он справился блестяще: на пост главного дирижера был приглашен Петер Феранец, до этого бывший первым иностранцем - главным дирижером Большого театра. Уже одно это стало беспрецедентным событием: никогда ранее руководители Большого или Мариинского театра не «опускались» до работы в Малом оперном Северной столицы. Не менее резонансным шагом стало привлечение великой певицы Елены Образцовой на пост художественного руководителя оперы. Отдельные критики этого назначения обращали внимание на то, что недавно скончавшаяся Елена Васильевна была пусть и великой, но певицей, руководить же оперой должен профессиональный режиссер. В подобных рассуждениях, очевидно, есть рациональное зерно, но и оперную труппу Большого театра в Москве в то время тоже возглавляла певица - Маквала Касрашвили, которой Образцова, как минимум, ни в чем не уступала. Особенно успешным был выбор главного хореографа театра, которым в 2011-2014 годах был крупнейший испанский танцовщик и балетмейстер Начо Дуато. Никогда прежде иностранный специалист, в чьем послужном списке постановки в Ла Скала, Гранд-Опера и Ковент-Гардене, не работал на постоянной основе в каком-либо из российских театров.

И все же самым драматичным кадровым приобретением Михайловского театра эпохи Владимира Кехмана оказался сенсационный переход в декабре 2011 года в его труппу двух суперзвезд балета Большого - Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Ничего подобного в истории прежде не было, что не ускользнуло даже от внимания Владимира Путина; показательно, что Путин перепутал в этой связи Михайловский театр и Мариинский, на что ему Валерий Гергиев тут же деликатно указал, но представить, что артисты уходят из Большого в МАЛЕГОТ, Путин просто не мог. Многие полагали, что в Михайловском театре эти самые востребованные сегодня танцоры будут лишь числиться, однако они станцевали центральные партии во всех основных спектаклях классического репертуара, среди которых «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Баядерка». После лондонских гастролей Большого театра критики назвали «двумя самыми волнующими мировыми звездами» именно Васильева и Осипову. Разумеется, их был бы счастлив принять в труппу любой театр; однако удалось это именно Владимиру Кехману.

Было понятно, что Начо Дуато не останется в России навсегда и что ему будет очень трудно подобрать достойную замену, однако и эта задача была решена. Главным балетмейстером театра стал наследник знаменитой балетной династии, к которой, в частности, принадлежит и Майя Плисецкая - Михаил Мессерер. Дядя Михаила Мессерера и Майи Плисецкой, народный артист СССР Асаф Мессерер, на протяжении почти сорока лет был одним из ведущих педагогов Московского хореографического училища.

Основными же дирижерами Михайловского театра являются в настоящее время молодые, но высоко ценимые специалистами и зрителями музыканты Михаил Татарников, под управлением которого в Мариинском театре прозвучало более сорока произведений, не говоря уже о его работе по контракту в театрах Берлина, Милана, Мюнхена, Варшавы, Риги и Василий Петренко, являющийся также главным дирижером Национального молодежного оркестра Великобритании.

Как раз под руководством Василия Петренко Михайловский театр выпустил в 2013 году оперу Вагнера «Летучий голландец» - именно в вагнеровском контексте Владимир Кехман «прославился» в последние дни, так как был назначен директором Новосибирского театра оперы и балета, прежде всего, с целью снятия с репертуара оперы «Тангейзер». Кехман прилетел в Новосибирск на два дня, был представлен коллективу, наговорил море бестактностей своему предшественнику Мездричу, объявил о снятии «Тангейзера», посмотрев его лишь в видеозаписи, но обругав спектакль «как человек верующий, крещеный, православный, как еврей».

Сомнения и надежды

Очевидно, что волюнтаристское снятие с поста директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, завоевавшего большой авторитет за 14 лет работы, - событие чрезвычайно скандальное. Фактически, каждый руководитель театра, вне зависимости от его заслуг, оказался под угрозой увольнения, если отдельный спектакль репертуара не понравится тому или иному светскому или религиозному чиновнику. Говорить о какой бы то ни было творческой свободе в этих условиях совершенно невозможно. Трудно понять, как Кехман согласился принять предложение о своем назначении в Новосибирск, сделанное министром культуры в подобных условиях. Каким этическим принципам это соответствует?!

При этом ясно, что новым руководителем театра в Новосибирске был утвержден один из лучших театральных менеджеров в современной России, безотносительно того, как именно он получил свой диплом. Именно при Кехмане в 2011 году Михайловский театр впервые получил «Золотую маску» за оперу Фроманталя Галеви «Иудейка», которая в России шла до этого чрезвычайно редко. Тот факт, что Михайловскому театру удалось привлечь знаменитого американского тенора Нила Шикоффа, неоднократно участвовавшего в записи этой оперы в ведущих театрах мира, среди которых Венская государственная опера и парижская Гранд-опера, - наглядное свидетельство тех высочайших стандартов, на которые ориентируется в своей работе Владимир Кехман. В 2014 году Михайловский театр получил «Золотую маску» вновь: лучшим оперным спектаклем был признан «Евгений Онегин» режиссера-новатора Андрея Жолдака, которого можно назвать кем угодно, но только не человеком, сдувающим пылинки с русских классических традиций. Трудно сказать, каковы в настоящее время творческие планы Владимира Кехмана в Новосибирске, но то, что речь идет о менеджере, стремящемся, чтобы возглавляемый им музыкальный театр привлекал зрителей яркими постановками, очевидно.

Немаловажно и то, что за время руководства Кехмана здание Михайловского театра преобразилось, и если верна максима о том, что театр начинается с вешалки, то в качестве специалиста по административно-хозяйственной работе лучшего кандидата для проведения инженерно-технического обновления в Новосибирском театре оперы и балета едва ли можно было найти.

Трудно сказать, удастся ли Владимиру Кехману провести в «Большом театре Сибири» в городе на Оби масштабные преобразования, аналогичные тем, что он провел в Малом оперном театре в городе на Неве, учитывая наступивший политико-экономический кризис, во-первых, и некоторую удаленность Новосибирска от европейских культурных центров, во-вторых, однако подвижнический опыт Теодора Курентзиса в Перми доказывает, что не только в столицах можно создать выдающийся музыкальный театр. Новосибирский коллектив имеет устойчиво высокую репутацию, и, не боясь банальности, есть все основания надеяться на то, что под руководством Владимира Кехмана ему да удастся взять новые рубежи, если, конечно, судебные преследования, связанные с личным бизнесом нового директора оставят ему время и силы на занятия искусством.

Право режиссера и право автора

Говоря о ситуации в целом, необходимо задуматься не только о «чувствах» верующих и неверующих, но и о соображениях, касающихся собственно искусства, имея в виду, прежде всего, замысел создателей произведения. В уже снятой с репертуара постановке Тимофея Кулябина Тангейзер из поэта стал кинорежиссером, мифический Грот Венеры превратился в кино, а по ходу спектакля на сцене появлялся плакат, на котором фигура распятого Иисуса была изображена между женских ног. Сам режиссер, отмечая, что «переводил действие в сегодняшнее время», подчеркивает различие своего понимания с трактовкой композитора: «В моей версии героя вообще никто не прощает. Вагнер его простить успевает, а я не прощаю и еще больше наказываю».

Очевидно, что осовременивание опер, балетов и драматических спектаклей классического репертуара происходит повсеместно, и Тимофей Кулябин здесь не первый и, разумеется, не последний. Такого рода спектакль мы видели четыре года назад и в Большом: царевич Гвидон из «Золотого петушка» Римского-Корсакова ходил по сцене с ноутбуком под мышкой, а «любовно стилизованные краснознаменные пляски улыбчивых юношей и девушек в военной форме время от времени вплескивали дополнительную порцию счастливого идиотизма», на что справедливо обращала внимание критика. Постановщик того «Золотого петушка» Кирилл Серебренников - один из самых известных режиссеров современной России.

Было бы поистине замечательно, если б в репертуаре Большого театра были две постановки «Золотого петушка», одна - на либретто Кирилла Серебренникова, другая - на либретто Владимира Бельского, соавтора Римского-Корсакова, а в репертуаре Новосибирского театра - две постановки «Тангейзера»: по Вагнеру и по Кулябину. Мне кажется, это был бы достойный для всех выход из сложившегося тупика: каждый зритель получил бы возможность выбрать ту постановку, которая соответствует его ожиданиям и чувствам, в том числе и религиозным. В конце концов, со времени «пощечины общественному вкусу» прошло уже более ста лет, и этот подход сам стал уже историческим казусом. Успешный опыт постановки многих классических опер и балетов в Михайловском театре в последние годы дает основания полагать, что объяснять это Владимиру Кехману не нужно. Хочется надеяться, что несмотря на абсолютную скандальность его назначения, оно, в конечном итоге, станет благом для Новосибирского театра оперы и балета, для всех, кому дорого это, прямо скажем, отнюдь не самое популярное в наше время искусство.

Российский предприниматель, основатель и ключевой бенефициар компании JFC, признанной в 2012-м банкротом. Директор Новосибирского государственного театра оперы и балета, худрук Михайловского театра, где с 2007 по 2015 год был генеральным директором.

Владимир Кехман. Биография

Владимир Абрамович Кехман родился 9 февраля 1968 года в Куйбышеве (ныне - Самара). Сразу после школы он поступил в Самарский государственный педагогический университет, где длительное время обучался на факультете иностранных языков. Параллельно с этим начал первые шаги в бизнесе. Вуз окончил в 1989 году.

Спустя время Кехман , ставший на тот момент крупным предпринимателем, решил продолжить свое обучение, правда, в ином направлении. Поступил на продюсерский факультет государственной академии театрального искусства в Санкт-Петербурге. Выпустился оттуда в начале 2009 года, будучи уже в то время генеральным директором Михайловского театра.

Владимир Кехман. Предпринимательская деятельность

О личном бизнесе Владимир Кехман задумался на первом курсе педуниверситета, но реализовал мечты спустя два года. Начав трудовую деятельность параллельно с обучением на факультете иностранных языков, он впоследствии занимал руководящие посты в ряде коммерческих предприятий.

С начала 1990-х годов стал во главе крупнейшего импортёра фруктов в Россию. Сперва в компании «ОЛБИ-Джаз», затем - JFC. Эту «Банановую империю» признали банкротом в 2012-м. В 2014-м Кехман стал обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах.

Владимир Кехман. Судебные разбирательства и банкротство

Компания JFC, основателем и основным бенефициаром которой является Владимир Кехман , объявила себя банкротом в 2012-м. Топ-менеджмент утверждал, что причина неблагоприятного положения JFC - последствия «арабской весны», но Сбербанк, ВТБ и ряд других финучреждений обратились в суд, обвиняя менеджеров в хищениях займов.

Параллельные процессы начали слушаться в судах РФ и Британии, поскольку ключевые бенефициары JFC - трасты в юрисдикции Соединённого королевства. В России, среди прочих, Сбербанк заявил о хищении 6 млрд рублей, общая сумма претензий кредиторов превышает 18 млрд рублей.

Сам Кехман отрицает какое-либо влияние на операционную деятельность компании, утверждая, что в годы руководства театром у него не было возможности заниматься бизнесом, и указывает на топ-менеджеров компании, Юлию Захарову и Андрея Афанасьева , как на реальных ответчиков по делу. В Британии Кехман в 2012-м был признан личным банкротом, на его активы наложили арест. В 2014-м процессуальный статус «бананового короля» изменился - он стал обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, правительство Санкт-Петербурга в 2013 году продлило контракт Кехмана как директора Михайловского театра на 5 лет. А в 2015-м министр культуры РФ Владимир Мединский назначил бизнесмена директором Новосибирского государственного театра оперы и балета. По поручению судебных приставов часть данной зарплаты Кехмана удерживается для погашения долгов перед кредиторами.

В апреле 2015-го в нескольких городах России прошли обыски в рамках уголовного дела о крупном мошенничестве, основным фигурантом которого стал Владимир Кехман . По версии правоохранителей, подконтрольная ему группа компаний JFC заняла у нескольких кредитных учреждений 18 млрд руб на покупку фруктов. Эти средства, по заявлению кредиторов, на самом деле выводились в другие проекты бизнесмена. Причинённый ущерб оценивается в 5 млрд рублей.

Сам Владимир Кехман заявил по этому поводу следующее: На протяжении трех лет дело ведется под неприкрытым и невероятно активным давлением Сбербанка. Каждый его виток инициируется Германом Грефом, который напрямую звонит министру внутренних дел Колокольцеву.

В октябре 2015-го Сбербанк обратился в Арбитраж Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании Кехмана банкротом, что служители Фемиды и сделали в 2016-м. По закону же, признанные банкротами граждане не могут занимать руководящие посты в организациях, в том числе и в театре.

Владимир Кехман. Работа в театре

В 1995 году, когда в Петербург приехал популярный испанский тенор Хосе Каррерас , в день торжественного приема, организованного в честь прибытия оперного певца в холле гостиницы «Европейская», Кехман поднялся на сцену и запел. Так впервые бизнесмен продемонстрировал свою тягу к искусству. А через несколько месяцев открыл собственный джаз-клуб JFC, где начал собирать своих друзей, партнеров и играть им на кларнете.

В начале 2007-го Кехман удивил всех еще больше, получив должность директора и возглавив Михайловский театр. Кроме того, бизнесмен решил опробовать себя в несвойственных ему амплуа. Сыграл Принца Лимона в пьесе «Чиполлино», спел в «Евгении Онегине», затем взял дирижерскую палочку и стал временным руководителем оркестра оперного театра.

При Кехмане в Михайловском начались глобальные кадровые перестановки. Он придумал собственную систему работы театра и начал внедрять ее в жизнь. Так, в учреждение культуры стали все чаще приглашать приезжих знаменитостей, в том числе балетмейстера Михаила Мессерова, балерину из Большого театра Наталью Осипову, песенных исполнителей - Валерия Сюткина , Ирину Салтыкову , др.

К тому же изменился интерьер театра: в зале убрали часть кресел, заменив их «кафешными» столиками. К слову, все эти кехмановские передвижки привели к тому, что в Михайловском все чаще стал собираться российский бомонд. В 2010-м здесь организовали встречу тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева с творческой интеллигенцией.

Затем в театре прошли гала-концерт и благотворительное мероприятие, посвященное спасению популяции тигров, куда со спонсорами был приглашен и звезда Голливуда Леонардо Ди Каприо («Великий Гэтсби », «Поймай меня, если сможешь », «Человек в железной маске », «Банды Нью-Йорка », «Остров проклятых », др.).

В марте 2015-го приказом Владимира Мединского , главы Минкульта РФ, Кехмана назначили директором Новосибирского государственного театра оперы и балета. Тот оставил должность гендиректора Михайловского театра, продолжив сотрудничество с ним в качестве худрука.

Владимир Кехман. Личная жизнь

Бизнесмен был женат на Татьяне Литвиновой . У пары родилось трое детей. Супруги развелись в 2015-м, после 24-летней совместной жизни. С того же года Кехмана стали замечать в компании светской львицы, некогда ведущей фитнес-передчи на белорусском ТВ, Иды Лоло.

Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Орден преподобного Сергия Радонежского III степени. Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени. Премия «Известность» газеты «Известия» (2010). Награда журнала GQ «Человек года 2011» в номинации «Продюсер года».

Кехман спонсировал реставрацию церквей в Петербурге и Гамбурге. За активное участие в благотворительной деятельности и помощь в восстановлении православных святынь он и получил ордена Русской православной церкви.

16/11/2012

Лондонский суд признал крупного российского бизнесмена Владимира Кехмана банкротом. Как это ни странно для нас, но по английским законам индивидуальное банкротство означает, что теперь ни западные, ни российские кредиторы не могут претендовать на его зарубежные активы предпринимателя. Однако его российские кредиторы считают, что Кехману все же придется платить по долгам.


В Великобритании физическое лицо, признанное банкротом, получает легальную защиту от всех коллекторских и судебных действий юридических и физических лиц по взысканию долгов. В случае Кехмана это касается его заграничной собственности. Под юрисдикцию Соединенного королевства он попал как раз-таки благодаря тому, что имеет активы на Туманном Альбионе. Правда какие именно — неизвестно.

Есть у этой лазейки и оборотная сторона — бизнесмен некоторое время будет ограничен в имущественных правах. В частности, он не сможет организовывать новый бизнес.

Владимир Абрамович Кехман хорошо известен в Петербурге. Прежде всего тем, что в 2007 году он внезапно возглавил Михайловский театр. Став генеральным директором, Кехман пожертвовал 500 млн рублей на реставрацию здания, пригласил Фаруха Рузиматова и Елену Образцову стать художественными руководителями балетной и оперной трупп, с которым затем поругался и расстался.

Злые языки поговаривали, что в самом начале его руководства театром не все были довольны. Актеры жаловались на форумах, что человек, не являющийся профессионалом, дает нелепые советы. А бывший главный дирижер театра Андрей Аниханов был в ужасе, когда Кехман якобы посоветовал ему «взбодрить» лебедей в «Лебедином озере» коньяком, пишет bfm.ru.

Некоторые скандалы все же выплывали на поверхноть. Была закрыта постановка «Орестея» режиссера Александра Сокурова. Сорвалась премьера оперы «Евгений Онегин» из-за конфликта Кехмана с режиссером Михаилом Дотлибовым.

Затем бизнесмен сам решил податься в актеры. Сначала появился в роли принца Лимона в детском спектакле «Чиполлино», а потом намеревался исполнить партию Трике в опере «Евгений Онегин».

Тем не менее, заслуги Кехмана оценили. В 2010 году ему вручили премию, название которой, пожалуй характеризует бизнесмена больше всего - «Известность». «Он поднял театр до мирового уровня», - заявил вручая награду «банановому королю» министр культуры Авдеев.

Еще Кехман умудрился испортить отношения с градозащитниками. Бизнесмен заказал архитектурному бюро сэра Нормана Фостера здание, для постройки которого требовался снос памятника архитектуры периода конструктивизма - Фрунзенского универмага. Помог КГИОП, который разрешил только реставрацию фасадов.

При этом у Кехмана всегда оставалось время на его основной бизнес, которым он занялся еще до своего прихода в большое искусство. В 1994 году он основал компанию JFC (Joint Fruit Company) и начал оптом закупать фрукты в Голландии. К началу 2000-х компания стала крупнейшим российским импортером. Лучше всего продавались бананы, в частности бренд "Bonanza!", за что Кехман и получил забавное прозвище «банановый король».

На сайте группы JFC сообщается, что география деятельности компании охватывала четыре континента. Входящие в Группу компании производили, закупали, транспортировали и продавали около 600 тысяч тонн фруктов ежегодно. На момент расцвета фруктовой империи Кехман владел банановыми плантациями в Эквадоре и Коста-Рике площадью около 3 тысяч гектаров. Число сотрудников перевалило за 3,5 тысячи человек.

И вот в 2012 году банкротство стало неизбежным. Сообщается, что JFC пострадала из-за арабской весны, поскольку предложила рынку больше бананов, чем он смог «съесть». Сперва российский арбитраж признал банкротство ЗАО «Группа Джей Эф Си», гендиректором которой Кехман официально стал только в марте. В мае суд ввел процедуру наблюдения в отношении еще двух компаний группы - ЗАО «Карго Джей Эф Си» и ЗАО «Бонанза Интернэшнл».

Персональный «конец света» бизнесмена, который должен был обеспечить неприкосновенность личного имущества в Великобритании, произошел еще в октябре, однако запись об этом в реестре частных банкротств Великобритании появилась лишь в 15 ноября.

Главными пострадавшими от решения Лондонского суда стали не Кехман и партнеры, а его кредиторы, среди которых - Банк Москвы, Сбербанк, Промсвязьбанк и Уралсиб. На сегодняшний день общая сумма задолженности группы только российским юридическим лицам, с учетом пени и штрафов составляет 38,5 млрд руб. ($1,3 млрд).

Правда, надежда вернуть хоть что-то еще есть. В настоящее время банкротом признана не вся группа JFC, а отдельные компании - заемщик по большинству кредитов ЗАО «Группа Джей Эф Си» и лично господин Кехман.

Как говорят эксперты, процедура банкротства не остановит кредиторов. Они вправе подать заявления как к компаниям группы, так и к поручителям. В частности, Банк Москвы задумал взыскание задолженности сразу с трех поручителей, среди которых называется компания JFC Group Holding BVI Ltd. Судиться будут по поводу двух кредитов, выданных банком компании банкроту «Группа Джей Эф Си». В рамках данного иска Банком Москвы уже получен арест на активы компаний-ответчиков.

Всего в судах российской юрисдикции находятся более десяти исков к группе JFC о взыскании просроченной кредиторской задолженности. Имеются и иски персонально к Владимиру Кехману и двум его топ-менеджерам.