Бизнесмен или гений: Что важно знать об акулах, черепах и бабочках Дэмьена Хёрста. Все, что нужно знать о дэмиене херсте Дэмьен херст непорочная мать

3 апреля 2012, 17:53

Это он придумал инкрустировать человеческие черепа бриллиантами и делать арт-обьекты из трупов коров. Дэмиен Хёрст (Damien Hirst) – британский художник и коллекционер, впервые получивший известность в конце 1980-х годов. Член группы «Молодые британские художники», считается самым дорогим художником в мире и самым богатым в Великобритании по версии газеты The Sunday Times (2010). Его работы входят в коллекции многих музеев и галерей: Tate, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Хиршхорна и Сад скульптур в Вашингтоне, Центральный музей Ульрехта и др.
Дэмиен Хёрст родился 7 июня 1965 года в Бристоле, Великобритания. Большая часть его детства прошла в Лидсе. После развода родителей, когда Дэмиену было 12 лет, он стал вести более свободный образ жизни и дважды был арестован за мелкие кражи. Однако Хёрст с детства увлекался рисованием и окончил художественный колледж в Лидсе, а позже продолжил обучение в колледже Голдсмит Лондонского университета (1986–1989). Некоторые его рисунки были выполнены в морге, тема смерти впоследствии стала основной в творчестве художника. Дэмиен Хёрст состоит в гражданском браке с дизайнером Майей Норман, у пары трое сыновей. Большую часть времени Хёрст с семьёй проводит в своём доме в графстве Девон на севере Англии. Мечта, 2008 Гимн, 2000 В 1988 году Дэмиен Хёрст организовал выставку студентов Голдсмит (Ричард и Саймон Паттерсоны, Сара Лукас, Фиона Рэй, Ангус Фэйрхёрст и др., позже они начали называться «Молодыми британскими художниками») Freeze, которая привлекла внимание общественности. Здесь художников и прежде всего Хёрста заметил известный коллекционер Чарльз Саатчи. Потерянная любовь, 2000 В 1990 году Дэмиен Хёрст принял участие в выставках Modern Medicine и Gambler. Он представил на них свое произведение «Тысяча лет»: стеклянный контейнер с головой коровы, облепленной трупными мухами, эта работа была куплена Саатчи. С этого времени Дэмиен и коллекционер начали тесно сотрудничать до самого 2003 года. «Я умру – и я хочу жить всегда. Я не могу избежать смерти, и я не могу избавиться от желания жить. Мне хочется хотя бы мельком увидеть, что это такое – умереть» В 1991-м состоялась первая персональная выставка Хёрста в Лондоне In and Out of Love, а в 1992-м – выставка «Молодых британских художников» в галерее Саатчи, на которой была представлена работа Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»: тигровая акула в формальдегиде. Это произведение одновременно принесло художнику известность даже среди тех, кто далёк от искусства, и номинацию на премию Тёрнера. В 1993 году Хёрст принял участие в Венецианской биеннале с работой «Разделенные мать и дитя», а спустя год выступил куратором выставки Some Went Mad, Some Ran Away, где он представил свою композицию «Заблудшая овца» (мёртвая овца в формальдегиде), которая была переименована в «Чёрную овцу», когда художник вылил в аквариум чернила. В 1995 году Дэмиен Хёрст получил премию Тернера. Тогда же художник представил инсталляцию Two Fucking and Two Watching, представляющую собой разлагающихся корову и быка. В последующие годы выставки Хёрста прошли в Лондоне, Сеуле, Зальцбурге. В 1997 году была опубликована автобиографическая книга Херста «I Want to Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now». В 2000 году работу «Гимн», показанную на выставке Art Noise, приобрёл Саатчи, скульптура представляла собой анатомическую модель человеческого тела высотой более шести метров. В этом же году прошла выставка «Damien Hirst: Models, Methods, Approaches, Assumptions, Results and Findings», которую посетили около 100 тысяч человек, все скульптуры Хёрста были проданы. Автопортрет: "Убейся, Демиен" В 2004 году одну из самых известных работ Хёрста – «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» – Саатчи продал другому коллекционеру, Стиву Коэну. Её стоимость составила 12 млн долларов. «Очень просто сказать: «Ну, даже я мог такое сделать». Дело в том, что «это» сделал я» В 2007 году Дэмиен Хёрст презентовал работу «Ради любви к богу – человеческий череп, покрытый платиной и усыпанный бриллиантами, натуральными являются лишь зубы. Она была куплена группой акционеров (в их числе и сам Хёрст) за 50 млн фунтов (или 100 млн долларов), тогда как сам художник потратил на её создание 14 млн фунтов. Таким образом, «Ради любви к богу» – самое дорогое произведение искусства ныне живущего художника. "Инвест банкир в формальдегиде" Хёрст занимается и живописью, одни из самых известных его работ – триптихи «Ничего не значащие», выполненные в манере Фрэнсиса Бэкона (некоторые из них были проданы до открытия выставки 2009 года), серии Spots (разноцветные точки на белом фоне, напоминающие о поп-арте), Spins (концентрические круги), Butterflies (полотна с использованием крыльев бабочек). Дэмиен Хёрст выступает и как дизайнер: в 2009-м он использовал свою картину «Beautiful, Father Time, Hypnotic, Exploding Vortex, The Hours Painting» для оформления обложки альбома «See the Light» британской группы The Hours, а в 2011-м придумал обложку для пластинки Red Hot Сhili Peppers «I’m with You». Также он сотрудничал с марками Levi’s, ICA и Supreme и оформлял обложки для журналов (в их числе Pop, Tar и Garage). Хёрст-коллекционер владеет собранием полотен Джеффа Кунса, Энди Уорхола, Фрэнсиса Бэкона, Трейси Эмин. Обложка Tar Magazine, весна-лето 2009 (дизайн Дэмиена Хёрста, модель Кейт Мосс Обложка Garage Magazine, осень-зима 2011/2012 (фото Эди Слимана, оформление Дэмиена Хёрста, модель Лили Дональдсон) Обложка Pop Magazine, осень-зима 2009/2010 (фото Джейми Моргана, оформление Дэмиена Хёрста, модель Тави Гевинсон) Обложка альбома Red Hot Chili Peppers «I’m with You» (2011) Одежда от Демиена Серия скейтбордов Damien Hirst X Supreme, 2011 Работы * In and Out of Love (1991), инсталляция. * The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living (1991), тигровая акула в аквариуме с формалином. Это была одна из работ наминированных на приз Тернера. * Pharmacy](1992), воспроизведение аптеки в натуральную величину. * Away from the Flock (1994), мертвая овца в формальдегиде. * Some Comfort Gained from the Acceptance of the Inherent Lies in Everything (1996) инсталляция.
* Mother and Child Divided * "For the Love of God", (2007) Рекорды Д. Хёрста * В 2007 г. работа "Ради любви к Богу" (платиновый череп, инкрустированный бриллиантами) была продана через галерею "White Cube" группе инвесторов за рекордную для ныне здравствующих художников сумму в $ 100 млн.

13812

Дэмьен Хёрст (Damien Hirst, 1965, Бристоль, Великобритания) - один из самых дорогих из ныне живущих художников и самая заметная фигура группы «Молодые британские художники» (Young British Artists)

Его отец был механиком и продавцом машин, он оставил семью когда Дэмиену было 12. Его мама была католичкой, работавшей в консультационном бюро и художником-любителем. Она быстро потеряла контроль над сыном, которого дважды арестовывали за кражи в магазинах. Дэмиен Херст посещал художественный колледж в Лидсе, изучал искусство в университете в Лондоне.

У Херста были серьезные проблемы с наркотиками и алкоголем на протяжении десяти лет, начиная с начала девяностых.

Смерть - центральная тема в его работах. Наиболее известная серия художника - мертвые животные в формалине (акула, овца, корова...)

Одной из первых его работ была инсталляция "Тысяча лет" - наглядная демонстрация жизни и смерти. В стеклянной витрине появлялись из яиц личинки мух, чтобы ползти за стеклянную перегородку к еде - гниющей коровьей голове. Из личинок вылуплялись мухи, которые затем погибали на обнаженных проводах "электронной мухобойки". Посетитель мог посмотреть "Тысячу лет" сегодня, а затем снова прийти через несколько дней и посмотреть, как уменьшилась за это время коровья голова и выросла горка мертвых мух.

В сорок лет Хёрст "стоил" 100 миллионов фунтов стерлингов, то есть больше, чем Пикассо, Уорхол и Дали в этом возрасте вместе взятые

В 1991 году Хёрст создал «Физическую невозможность смерти в сознании живущего» (тигровая акула в аквариуме с формальдегидом)
"Мне нравится, когда предмет символизирует чувство. Акула пугает, он больше вас и находится в среде, которая вам незнакома. Мертвая она похожа на живую, а живая - на мертвую". Продано за $12 млн

Разрезанная вдоль консервированная овца. Существо "застывшее в смерти". Выражает "радость жизни и неизбежность смерти". Продано за 2,1 млн фунтов стерлингов

«Разделенные мать и дитя». Между ними можно пройти. В 1995 году Хэрст получает за нее Тернеровскую премию. В 1999 он отклонил приглашение представлять Великобританию на Веницианском биеннале.

У Хёрста была большая "медицинская" серия. На выставке в Мехико президент кампании по производству витаминов заплатил $3 млн за "Кровь Христову", инсталляцию из таблеток парацетамола в медицинском шкафчике. "Весенняя колыбельная" - шкафчик с 6136 таблетками, разложенными на бритвенных лезвиях ушел на аукционе Кристи за $19,1 млн

LSD
Третья крупная серия Хёрста - "точечные картины" - цветные кружочки на белом фоне. Мастер указывал какие краски использовать, но сам не прикасался к холсту. В 2003 году его точечная картина была использована в качестве калибровки инструмента на британском аппарате "Бигль", запущенном на Марс

Четвертая серия - картины вращения - создаются на вращающемся гончарном круге. Хёрст стоит на стремянке и бросает краску на вращающееся основание - холст или доску. Иногда командует помощнику: "Еще красного" или "Скипидару"
Картины "являются наглядным представлением энергии случайного"

Коллаж из тысяч отдельных крылышек тропических бабочек создается техниками в отдельной студии

Интересная история произошла с одним репортером, у которого висел старый портрет Сталина, купленный когда-то за 200 фунтов. В 2007 году он обратился в Кристи с предложением выставить его на торги. Аукционный дом отказался, сказав, что не торгует ни Сталиным, ни Гитлером.
- А что, если бы автором был Хэрст или Уорхол?
- Ну тогда мы с удовольствием взяли бы его
Репортер позвонил Хэрсту и попросил пририсовать Сталину красный нос. Тот так и сделал и добавил свою подпись.
Кристи продал работу за 140 тысяч фунтов

В галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста, одного из наиболее дорогих и известных современных художников. Херста в Россию привозят не в первый раз: до этого были ретроспектива в Русском музее, небольшая экспозиция в галерее «Триумф», а также коллекция самого художника в МАММ. На этот раз посетителям представят наиболее значимые работы 2008 года, проданные самим художником на персональном аукционе Sotheby"s в том же году. Buro 24/7 рассказывает, почему бабочки, разноцветные круги и таблетки так важны для понимания творчества Херста.

Как Херст стал художником

Дэмиена Херста можно в полной мере считать олицетворением Young British Artists - поколения уже не молодых, но весьма успешных художников, чей пик расцвета пришелся на 90-е годы. Среди них - Трейси Эмин с неоновыми надписями, Джейк и Динос Чепмены с любовью к маленьким фигуркам и десяток других мастеров.

YBA объединяет не только учеба в престижном колледже Голдсмитс, но и первая совместная выставка Freeze, которая прошла в 1988 году в пустом здании администрации в лондонских доках. Куратором выступил сам Херст - он отбирал работы, заказывал каталог и планировал открытие выставки. Freeze привлекла внимание Чарльза Саатчи - рекламного магната, коллекционера и будущего покровителя Young British Artists. Двумя годами позже Саатчи приобрел первую в своей коллекции инсталляцию Херста - работу «Тысяча лет», а также предложил ему спонсирование его будущих творений.

Дэмиен Херст, 1996. Фото: Catherine McGann/Getty Images

Тема смерти, ставшая впоследствии центральной в творчестве Херста, проскальзывает уже в «Тысяче лет». Сутью инсталляции был постоянный круговорот: из яиц личинок появлялись мухи, которые ползли к гниющей коровьей голове и погибали на проводах электронной мухобойки. Год спустя Саатчи одолжил Херсту деньги на создание другого произведения о круговороте жизни - знаменитого чучела акулы, помещенного в формальдегид.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В 1991 году Чарльз Саатчи купил для Херста австралийскую акулу за шесть тысяч фунтов стерлингов. Сегодня акула символизирует собой мыльный пузырь современного искусства. Для газетчиков она превратилась в расхожий штапм (пример - статья Sun под заголовком «£ 50 000 за рыбу без чипсов»), а также стала одной из главных тем книги экономиста Дона Томпсона «Как продать чучело акулы за 12 миллионов: скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах».

Несмотря на шум, в 2006 году работу купил за восемь миллионов долларов глава хедж-фонда Стив Коэн. Среди заинтересованных покупателей был и Николас Серота, директор галереи Tate Modern, крупнейшего музея совриска наряду с нью-йоркским МоМА и парижским Центром Помпиду. Внимание к инсталляции привлек не только список из ключевых для современного искусства имен, но и время ее существования - 15 лет. За эти годы тело акулы успело протухнуть, и Херсту пришлось ее заменить и натянуть на пластиковый каркас. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» стала первой работой в серии «Естественная история» - впоследствии Херст также поместил в формальдегид овцу и расчлененные туши коров.

The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living, 1991

Black Sheep, 2007

Love"s Paradox (Surrender or Autonomy, Separateness as a Precondition for Connection.), 2007

The Tranquility of Solitude (for George Dyer), 2006

Вращения и калейдоскопы

Работы Херста можно разделить на несколько жанров. Помимо упомянутых аквариумов с формальдегидом выделяют «вращения» и «пятна» - последние выполняют помощники художника в его студии. Тему жизни и смерти продолжают бабочки. Здесь и калейдоскоп наподобие витража в готическом соборе, и грандиозная инсталляция «Влюбиться или разлюбить» - комнаты, полностью заполненные этими насекомыми. Ради создания последней Херст принес в жертву около девяти тысяч бабочек: в галерею Тейт, где проходила ретроспектива, ежедневно привозили 400 новых насекомых на замену погибшим.

Ретроспектива стала самой посещаемой в истории музея: за пять месяцев ее увидело почти полмиллиона зрителей. Рядом с темой жизни и смерти логично существует и «аптека» - при взгляде на точечные картины художника возникают ассоциации именно с медикаментами. В 1997 году Дэмиен Херст открыл ресторан «Аптека». В 2003 году он закрылся, а продажа предметов декора и интерьера на аукционе принесла поразительные 11,1 миллиона долларов. Тему медицинских препаратов Херст развивал и в более наглядном ключе - отдельная серия художника посвящена шкафчикам с разложенными вручную таблетками. Самой материально успешной работой стала «Весенняя колыбельная» - стеллаж с таблетками принес художнику 19 миллионов долларов.

Дэмиен Херст, Без Названия, 1992; In Search of Nirvana, 2007 (фрагмент инсталляции)

«Ради любви к Богу»

Еще одно известное произведение Херста (и тоже во всех смыслах дорогое) - череп, усыпанный восемью с лишним тысячами бриллиантов. Свое название работа получила из Первого послания Иоанна - «Ибо это и есть любовь к Богу». Это снова отсылает нас к теме бренности жизни, неизбежности смерти и рассуждений о сути бытия. Во лбу черепа располагается бриллиант стоимостью в четыре миллиона фунтов стерлингов. Само изготовление обошлось Херсту в 12 миллионов, а цена за произведение составила в итоге около 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов). Череп был показан в Амстердамском государственном музее, а затем продан группе инвесторов через галерею White Cube Джея Джоплинга, еще одного крупного дилера, сотрудничавшего с Херстом.

Дэмиен Херст, «Ибо это и есть любовь к Богу», 2007

Рекорды, подделки и феномен славы

Хотя Херст и не устанавливает абсолютных рекордов, среди ныне живущих художников он считается одним из наиболее дорогих. Рост цен на его работы достиг пика в конце нулевых - с продажей акулы, черепа и других произведений. Отдельным эпизодом можно назвать и аукцион Sotheby"s в разгар экономического кризиса 2008 года: он принес ему 111 миллионов фунтов, что в 10 раз больше предыдущего рекорда - аналогичного аукциона Пикассо в 1993-м. Самым дорогим лотом стал «Золотой телец» - туша быка в формалине, проданная за 10,3 миллиона фунтов.

История становления Херста - пример идеального сценария для любого современного художника, в которой грамотный маркетинг сыграл едва ли не ключевую роль. Даже нелепые истории вроде уборщика галереи Eyestorm, сложившего инсталляцию художника в мусорный пакет, или пастора из Флориды, осужденного за попытку продать подделки Херста в 2014-м, выглядят невразумительно на фоне громких выходок самого художника. Спад интереса к Херсту стал наиболее очевидным в последние пять лет после очередной выставки в White Cube - напор критиков стал более ощутим, изобретательность Херста уже не поражала пресыщенную публику, а аукционные рекорды перешли к другим игрокам - Рихтеру, Кунсу и Капуру. Так или иначе, ореол славы Херста продолжает распространяться на его старые работы, которые сегодня можно посмотреть в галерее Татинцяна. Впереди у Херста и новые проекты - в преддверии Венецианской биеннале художник открывает большую выставку в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Согласно пресс-релизу, они являются «плодом десятилетия работы» - вполне вероятно все снова заговорят о Дэмиене Херсте.

Бытует мнение, что художник может быть либо запредельно богатым, либо крайне бедным. Это можно применить к человеку, о котором будет рассказано в этой статье. Его имя - и он является одним из самых богатых живых художников.

Если же верить Sunday Times, то по их оценкам этот художник являлся самым богатым в мире на 2010 год, а его состояние оценивалось в 215 миллионов фунтов стерлингов.

Творчество Дэмиена Херста

В современном искусстве этот человек занимает роль "лица смерти". Отчасти это из-за того, что он использует материалы, которые не привыкли использовать для создания произведений искусства. Среди них стоит отметить картины из мертвых насекомых, части умерших животных в формальдегиде, череп с настоящими зубами и т. д.

Его работы вызывают у людей одновременно шок, отвращение и восторг. За это коллекционеры со всего мира готовы отдать огромнейшие деньги.

Родился художник в 1965 году в городе под названием Бристоль. Его отец был механиком и ушел из семьи, когда его сын пребывал в 12-летнем возрасте. Мать Дэмиана работала в консультационном бюро и была художником-любителем.

Будущее "лицо смерти" в современном искусстве вел асоциальный образ жизни. Его дважды арестовывали за воровство в магазинах. Но несмотря на это, юный творец учился в школе искусств в Лидсе, а после поступил в Лондонский колледж под названием Goldsmith College.

Это заведение было в какой-то степени новаторским. Отличие от других было в том, что остальные школы просто принимали студентов, которым не хватило навыка для того, чтоб поступить в настоящий колледж, а Голдсмитский колледж собрал в себе множество талантливых учеников и преподавателей. У них была своя собственная программа, для которой не нужно было уметь рисовать. В последнее время эта форма обучения только набрала популярность.

В студенческие годы он любил посещать морг и делать там зарисовки. Это место и положило начало для его будущих тем произведений.

С 1990 по 2000 у Дэмиена Херста были проблемы с наркотиками и алкоголем. За это время он успел совершить много различных выходок находясь в нетрезвом состоянии.

Карьерная лестница художника

Заинтересовал публику Херст впервые на выставке под названием "Freeze", которая прошла в 1988 году. На этой выставке, на работы данного художника обратил внимание Чарльз Саатчи. Этот человек являлся знаменитым магнатом, но, кроме того, он был заядлым любителем искусства и коллекционировал его. Коллекционер приобрёл две работы Херста в течение года. После этого Саатчи часто приобретал произведения искусства у Дэмиена. Можно насчитать около 50 работ, которые были куплены этим человеком.

Уже в 1991 году вышеупомянутый художник решил провести и свою собственную выставку, которая называлась In and Out of Love. На этом он не остановился и провел еще несколько выставок, одна из которых была проведена в

В этом же году была произведена самая знаменитая его работа, называлась она "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". Созданна она была на средства Саатчи. Работа, которую выполнил Дэмиен Херст, фото её находится немного ниже, представляла собой контейнер с крупной которая погружена в формальдегид.

На фото может показаться, что акула довольно небольшой длины, но на самом деле она составляла 4.3 метра.

Скандалы

В 1994 году, на выставке, которую курировал Демиен Херст, произошел скандал с художником под именем Марк Бриджер. Случился данный инцидент из-за одной из работ, называющейся "Отбилась от стада", представляющей собой овцу, погруженную в формальдегид.

Марк пришел на выставку, где был показ данного произведения искусства и одним движением вылил банку чернил в контейнер и провозгласил новое название этой работы - "Паршивая овца". Дэмиен Херст подал на него в суд за акт вандализма. На суде Марк пытался объяснить присяжным, что он просто хотел дополнить работу Херста, но суд его не понял и признал виновным. Штраф он выплатить не смог, т. к. на то время находился в бедном состоянии, поэтому ему дали лишь 2 года условного срока. Спустя некоторое время он создал собственную "Паршивую овцу".

Заслуги Дэмиена

В 1995 году случилась знаменательная дата в жизни художника - он был номинирован на премию Тернера. Работа под названием "разделённые мать и дитя" послужила тому, что лауреатом этой премии стал Дэмиен Херст. Художник совместил в этой работе 2 контейнера. В одном из них была корова в формальдегиде, а во втором телёнок.

Последняя "громкая" работа

Самой последней работой, которая навела шуму, является на который достаточно много денег затратил Дэмиен Херст. Работы, фото которой уже показывает всю её дороговизну, у Дэмиена Херста еще не было.

Название этой инсталляции - "Ради любви к богу". Она представляет собой человеческий череп, который покрыт бриллиантами. На это творение израсходовалось 8601 бриллиантов. Общий размер камней - 1100 карат. Эта скульптура является самой дорогой из всех существующих у художника. Её цена составляет 50 миллионов фунтов стерлингов. После этого он отлил новый череп. На этот раз это был череп младенца, который получил название "Ради Бога". В качестве материала была использована платина и бриллианты.

В 2009 году, после того как Дэмиан Херст провел свою выставку "Реквием", которая вызвала бурную волну недовольств от критиков, он объявил, что завязал с инсталляциями и впредь будет заниматься опять обычной живописью.

Взгляды на жизнь

Исходя из интервью, художник называет себя панком. Он говорит, что боится смерти, ведь настоящая смерть поистине ужасна. С его слов, хорошо продается не смерть, а лишь страх смерти. Взгляды на религию у него скептические.

Статуя обезглавленного демона высотой в 16,5 метра заполняет атриум Палаццо Грасси

Впервые в истории оба венецианских выставочных пространства коллекционера Франсуа Пино отданы под одну экспозицию. И занял их никто иной, как Дэмьен Хёрст, один из самых известных художников современности. Подробности экспозиции держали в секрете до самого открытия: было известно лишь, что новый проект автор готовил в течение последних 10 лет.

Дэмиен Хёрст, «Гидра и Кали» (две версии) и «Гидра и Кали под водой (подводная фотография Кристофа Геригка)». Фото: rudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

В воскресенье, 9 апреля, публика наконец-то получила возможность попасть на венецианскую выставку британца Дэмиена Хёрста. Экспонаты для неё он создавал под покровом тайны в течение последнего десятилетия.

«Кронос, пожирающий своих детей»
Фото: Andrea Merola / ANSA / AP / Scanpix / LETA

«Сокровища с места крушения «Невероятного» расположились в обоих дворцах фонда Пино - в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Это первый в истории случай, когда оба центра отдали пространства одному художнику.

Выставка представлена как многослойный лабиринт из сокровищ с корабля, затонувшего 2000 лет назад и обнаруженного лишь в 2008 году (по совпадению, это год предыдущего пика карьеры Хёрста).

Дэмиен Хёрст, «Гидра и Кали» (фрагмент). Фото: Andrea Merola / AP

Дэмьен Хёрст

51-летний Дэмьен Хёрст считается самым богатым из ныне живущих художников мира. Он же - наиболее яркий представитель группы «Молодые британские художники» (Britart), доминирующей в искусстве Туманного Альбиона последние четверть века.

Работа Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (1991), представляющая тигровую акулу в аквариуме с формальдегидом, является символом этого объединения.

Сокровища крушения Невероятного: выставка Дэмиена Херста в Палаццо Грасси и центр современного искусства Punta della Dogana, Венеция. Photo: Damien Hirst and Science Ltd

«Сокровища с места крушения «Невероятного» - это многослойный лабиринт из скульптур, исторических объектов, фотографий и видеосъёмок «обнаружения» и «спасения» бесценного груза.

«Две Гаруды»

По легенде, корабль пошёл ко дну у берегов Восточной Африки.

«Демон с чашей»
Фото: Andrea Merola / EPA / Scanpix / LETA

На его борту находилась обширная коллекция произведений искусства, принадлежащая освобождённому рабу по имени Сиф Амотан II.

Собрание включало артефакты всех известных на тот момент цивилизаций и направлялось на музейный остров, где должно было быть выставлено напоказ. Судно затонуло, и все его ценности безмятежно покоились в морских глубинах до 2008 года. Теперь эти сокровища предстали перед нами.

Дэмиен Херст, «Пять обнажённых гречанок», «Пять античных торсов», «Обнажённая гречанка» (три версии).

Каждый экспонат на выставке сделан в трёх экземплярах. В первом варианте он выглядит как сокровище, поднятое с морского дня («Коралл» на языке Хёрста); во втором - как спасённая реликвия, восстановленная современными реставраторами («Сокровище»); а в третьем - как воспроизведение псевдоисторического объекта («Копия»).

Дэмиен Хёрст, «Череп Циклопа» и «Водолазы изучают череп Циклопа (подводная фотография)».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Дэмиент Хёрст, «Череп Циклопа».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd

Дэмиен Хёрст, «Вид Кати Иштар Йо-ланди».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Здесь есть огромные бронзовые богини-воительницы, ни на что не похожие мраморные бюсты и черепа циклопов, молитвенные фигурки, гробницы, таблицы, урны, витрины со щитами, драгоценными украшениями и монетами.

Скульптура на выставке «Сокровища затонувшего корабля «Невероятный»
Фото: Awakening / Getty Images

Хёрст использовал множество дорогостоящих материалов - малахит, золото, ляпис и нефрит - чтобы создать музейное собрание артефактов, вызывающее воспоминания о древнем мире.


Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Дэмиен Хёрст, «Отрубленная голова Медузы».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Дэмиен Хёрст, «Печаль».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Для пущего правдоподобия многие работы декорированы белыми червями и «кораллами» невероятных расцветок. Тема кораблекрушения дополнена крупноформатными фотографиями и очень правдоподобными видеокадрами с водолазами, работающими у берегов архипелага Занзибар.

По сведениям Artnet.com, для того, чтобы опускать гигантские бронзовые статуи на дно Индийского океана, а затем поднимать их, были наняты специальные спасательные корабли.

Дэмиен Хёрст, «Гидра и Кали, обнаруженные четырьмя водолазами».
Фото: Christoph Gerigk © Damien Hirst and Science Ltd.

Дэмиен Хёрст, «Каменный календарь».
Фото: Miguel Medina / AFP / Getty Images

Дэмиен Хёрст, «Неизвестный фараон» (фрагмент). Моделью для этой работы явно послужил американский певец, рэпер, продюсер, музыкант и дизайнер одежды Фаррелл Уильямс. Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Стоит отметить, что во всём этом тщательно проработанном антураже мелькают лица музыканта Фаррелла Уильямса, модели Кейт Мосс, певиц Рианны и Йоланди Фиссер...

Бюст Тадухеппы, младшей жены египетского фараона Аменхотепа III
Фото: Miguel Medina / AFP / Scanpix / LETA

Не говоря уже о статуе Микки Мауса в Пунта делла Догана. Сам Дэмиен Хёрст предстаёт в бронзовой работе «Бюст коллекционера Сифа Амотана II», намекая на то, что он не только создатель, но и собиратель произведений искусства.

Дэмиен Хёрст, «Сфинкс» (вариант «Коралл»); ниже - Дэмиен Хёрст, «Сфинкс» (вариант «Сокровище»).
Оба фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

По данным газеты «Нью-Йорк Таймс», крупные дилеры - такие как галерея Гагосяна или «Белый куб» - уже купили часть работ по ценам от 500 тыс. до 5 млн долларов за экземпляр. Впрочем, как и большинство фактов на выставке, эта информация скрыта под покровом тайны.

Дэмиен Хёрст, «Протей».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Дэмиен Хёрст, «Нефритовый Будда».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Выставка Дэмиена Хёрста «Сокровища с места крушения «Невероятного» будет одним из центральных событий Венецианской биеннале и продлится до 3 декабря 2017 года.

Дэмиен Хёрст, «Останки Аполлона».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.