Битва за да винчи. «Битва при Ангиари» – неоконченная работа Леонардо да Винчи

Итальянские искусствоведы подали петицию в защиту фрески Джорджо Вазари «Битва при Марчиано» в Палаццо Веккьо во Флоренции, сообщает BBC News. Уже собрано 150 подписей историков искусства со всего мира, считающих, что бурение фрески с целью обнаружить под ней другую - работу Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» - нанесет непоправимый ущерб существующей . Члены протестной группы призывают власти Флоренции привлечь к решению спора специалистов по эпохе Возрождения.

Известно, что Леонардо работал в Палаццо Веккьо в 1503-1506 годах по заказу гонфалоньера Содерини. Фреска должна была украсить одну из стен зала Большого совета (или Зала пятисот). Кстати, противоположную стену должен был расписывать Микеланджело, но, создав эскиз «Битвы при Кашине», он так и не приступил к работе. А , задумавший написать «Битву при Ангьяри», напротив, начал расписывать стену, но забросил работу. Исследователи творчества Леонардо да Винчи предполагают, что он применил новую технику масляной живописи по штукатурке, которая оказалась непрочной. И еще в процессе росписи начала портиться. И хотя Вазари пишет, что «Битву при Ангьяри» можно было видеть здесь еще в 1565 году, до наших дней дошли лишь эскизы. В 1555-1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Так, на месте фрески возникла «Битва при Марчиано» Джорджо Вазари.

В 1975 году искусствовед из Калифорнийского университета Маурицио Серачини, предположил, что Вазари не записал фреску великого предшественника, а построил новую стенку на которой и написал свою собственную. К такому выводу он пришел, изучая гравюры 1553 года, сделанные, по его мнению, не с картона Леонардо, а с реальной фрески. Кроме того, Серачини обратил внимание в работе Вазари на флаг с надписью: «Кто ищет, тот найдет» и посчитал это намеком на наличие фрески да Винчи. Он также провел акустические исследования, которые подтвердили предположения: за стенкой обнаружилась воздушная прослойка в один-три сантиметра, вполне способная вместить фреску Леонардо. В 2002 году власти Флоренции запретили неугомонному ученому вести дальнейшие поиски, однако в 2007 году министр культуры Италии Франческо Рутелли разрешил дальнейшие поиски ученому. Для чего был создан специальный фонд Anghiari, финансирующий .

Радиолокационные исследования, проведенные в прошлом году, показали, что существует полое пространство между оригинальной стеной и стеной Вазари. Теперь Серачини и его команда просверлили несколько отверстий в различных местах фрески, чтобы поместить туда маленькие видеокамеры и заглянуть внутрь. Несмотря на заявления мэра Флоренции о том, что отверстия просверлены в поврежденных участках фрески, которая после была бы восстановлена, ученые подняли волну протеста. Так, Сесилия Фрозиноне, эксперт по художественной реставрации, работавшая вместе с Серачини над этим проектом, подала в отставку «по этическим причинам». Она же вместе с искусствоведом из Неаполя Томазо Монтари подала ходатайство в суд и мэрию Флоренции с требованием остановить работы, пока не будут проведены консультации с другими экспертами по искусству эпохи Возрождения.

Инфо:

Битва в Анджарии (при Ангиари)

рукописный художник мадонна ангиари

Подготовка и работа над фреской "Битва в Анджарии (при Ангиари) ". Реальное сражение при Ангиари в 1440 году, в котором флорентийцы нанесли поражение миланцам, было незначительным: за время всей военной кампании погиб один человек. Тем не менее, один эпизод этого сражения глубоко тронул Леонардо: схватка между несколькими кавалеристами, развернувшаяся вокруг боевого знамени.

Эскизы Леонардо да Винчи для большой настенной картины показывают, что он намеревался дать общую панораму сражения, в центре которого происходила схватка за знамя. Если одной фразой (которая, увы, прискорбно однообразна в нашем повествовании) описать дальнейшую судьбу картины, то скажем: полотно Леонардо утрачено. Да Винчи закончил картон (тоже утраченный) и написал на стене картину. Краски медленно таяли (в течение приблизительно шестидесяти лет), пока не исчезли совсем. Как и в случае с "Тайной вечерей", Леонардо экспериментировал - и эксперимент закончился утратой живописи, которая постепенно осыпалась. Центральный рисунок Леонардо для "Битвы при Ангиари" изображает клубок людей и животных, столь тесно переплетенных между собой, что работу можно принять за эскиз для скульптуры. Вздыбившиеся лошади перекликаются с теми, что поражают нас в ранней картине Леонардо "Поклонение волхвов", однако в данном случае они выражают не радость, а ярость: в то время как воины картины с ненавистью кидаются друг на друга, животные кусаются и брыкаются. Картину можно рассматривать как выражение отношения Леонардо да Винчи к воине, которую он называл "pazzia bestialissima" - "самое зверское сумасшествие " - и образ которой, без сомнения, был слишком свеж в его памяти, хранившей впечатления от военных кампании Чезаре Борджиа. Он считал свою картину обвинительным актом. Добавим: не менее актуальным и для нашего времени. В картине нет декорации, а фантастические костюмы воинов не имеют отношения ни к какому определённому периоду. Чтобы сделать свое обобщение еще более впечатляющим, Леонардо устремил все линии своей композиции: мечи, лица людей, конские тела, движение конских ног - внутрь. Ничто не уводит глаз от центра этого ужасающего "вещественного доказательства " как бы одиноко лежащего на голом столе перед прокурором.

«Битва при Ангиари» (итал. Battaglia di Anghiari, также иногда переводится как «Битва при Ангьяре») — утраченная фреска Леонардо да Винчи. Художник работал над ней в 1503—1506 гг.

Копия работы Рубенса
Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари. 1503—1506
Чёрный мел, чернила, водяные краски на бумаге. 45,2 × 63,7 см
Лувр, Париж

Кликабельно - 1179px × 857px

Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.

Сохранились копии с картона для этой фрески. Один из лучших рисунков — авторства Рубенса — находится в собрании Лувра.

История создания

Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфалоньером Содерини в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи.

Одновременно с Леонардо противоположную стену зала Содерини поручил расписать Микеланджело.

Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом.

По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. По размерам (6,6 на 17,4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Синьории. Для работы над картоном, происходившей в Папском зале при церкви Санта-Мария-Новелла, Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и раскладывались, поднимая и опуская художника на требуемую высоту. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы — сражение группы всадников за знамя.


A copy possibly made from the original incomplete work. Викисклад

По словам Вазари подготовительный рисунок был признан вещью:

выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…
По воле Синьории два великих мастера того времени работали над украшением зала. Это был единственный раз, когда Леонардо и Микеланджело встретились в одном проекте. Каждый блеснул сильной стороной своего дарования. В отличие от да Винчи Микеланджело выбрал более «приземлённый» сюжет. Его роспись «Битва при Кашине» должна была показать флорентийских воинов в тот момент, когда во время купания они подверглись внезапному нападению противника. Оба картона в течение нескольких месяцев были представлены на обозрение публики. Позднее Бенвенуто Челлини, видевший картоны, когда они ещё были целы, назвал работы Леонардо и Микеланджело «школой для всего света».
По мнению многих исследователей несмотря на то, что работы по украшению Палаццо Веккьо так и не были осуществлены (Микеланджело даже не приступал к росписи), два гения совершили переворот в развитии западноевропейской живописи, приведший к развитию новых стилей — классицизма и барокко. Одна из первых копий (набросок чернилами) с оригинального картона да Винчи принадлежит Рафаэлю и хранится в Оксфорде, в Университетской галерее. В Уффици имеется незаконченная копия, возможно принадлежащая художнику-любителю. По предположению Миланези она могла быть использована Лоренцо Заччиа да Лука при создании гравюры в 1558 году с надписью: «ех tabella propria Leonard! Vincii manu picta opus sumptum a Laurentio Zaccia Lucensi ob eodemque nunc excussum, 1558». Предполагается что именно с гравюры Заччиа около 1605 года сделал свой рисунок Рубенс.


Эскиз к «Битве при Ангиари»

Леонардо продолжал начатые при создании «Тайной вечери» эксперименты с составами краски и грунтом. Существуют различные предположения о причинах разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы. По словам Вазари Леонардо писал по стене масляными красками, и роспись стала отсыревать уже в процессе работы. Анонимный биограф да Винчи говорит, что тот использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми красками в технике энкаустики), но неверно истолковал его. Тот же аноним утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками. Паоло Джовио рассказывает, что штукатурка не принимала состав на основе орехового масла. Из-за технических трудностей работа над самой фреской продвигалась медленно. Возникли проблемы материального характера: Совет требовал либо предоставить готовую работу либо вернуть выплаченные деньги. Работу да Винчи прервало его приглашение в 1506 году в Милан французским наместником Шарлем д’Амбуазом. Фреска осталась незавершённой.

В 1555—1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с помощниками. В результате произведение Леонардо было утрачено — его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано».

Поиски фрески

В 1975 году итальянский искусствовед Маурицио Серачини предположил, что фреска Леонардо вовсе не была в таком плачевном состоянии, как считалось ранее. Доказательство он видел в гравюре, сделанной, по его предположению не с картона, а с самой фрески, и датированной 1553 годом. На гравюре отчётливо видны все детали росписи, следовательно «Битва при Ангиари» была в отличном состоянии и через пятьдесят лет после создания. Серачини был уверен, что Вазари, восхищавшийся «Битвой при Ангиари», никогда бы не стал уничтожать работу Леонардо, а спрятал её под своей фреской. Серачини обратил внимание на изображение небольшого зелёного вымпела с загадочной надписью: «Cerca trova» («Ищущий находит») и посчитал это намёком Вазари на то, что за стеной находится фреска Леонардо. Акустические исследования показали наличие за стеной с «Битвой при Марчиано» узкой (1 — 3 см) воздушной прослойки, достаточно крупной, чтобы вместить фреску Леонардо. Серачини предположил, что Вазари не стал создавать свою фреску поверх фрески да Винчи, а просто построил перед ней новую стену, спрятав тем самым «Битву при Ангиари».

В 2002 году власти Флоренции запретили Серачини поиски, опасаясь, что будет нанесён вред фреске Вазари. Однако, в августе 2006 года было разрешено продолжить исследования. Для финансирования проекта «Anghiari» создан специальный фонд. В целях проведения тестирования было принято решение выстроить уменьшенную модель из двух, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, стен. Для создания копии специалисты главного института реконструкции Италии Opificio delle Pietre Dure должны были применить материалы, использованные при возведении восточной стены Салона Пятисот, за которой, как предполагал Серачини, спрятана фреска Леонардо. На стены предполагалось нанести краски, которые применяли Леонардо и Вазари. Однако, данные о новых открытиях на сегодняшний день отсутствуют.

12 марта 2012 года Маурицио Серачини, возглавляющий команду, которая занимается поисками фрески, сообщил, что исследователи нашли во флорентийском Палаццо Веккьо возможные следы фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри». Со слов Серачини, исследование, проводившееся в конце 2011 года, подтвердило, что за стеной с фреской Вазари располагается полость, за которой скрывается еще одна поверхность. При помощи зондов, которые удалось провести через 6 отверстий в стене с работой Вазари, ученые смогли взять образцы со скрытой стены — там были найдены черная и бежевая краска, а также красный лак.

В процессе химического анализа образцов учёные установили, что черный пигмент соответствует пигменту, который был использован при создании «Моны Лизы». Как бы то ни было, ряд историков, выступавших на пресс-конференции Серачини, полагают, что на данный момент итоги исследования выглядят недостаточно убедительными.

картина Леонардо да Винчи - Битва при Ангиари

история создания

«Битва при Ангияри» (итал. Battaglia di Anghiari, также иногда переводится, как «Битва при Ангьяре») - утраченная фреска Леонардо да Винчи. Художник работал над ней в 1503 - 1506 годах. Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Сохранились копии с картона для этой фрески. Один из лучших рисунков - авторства Рубенса - находится в собрании Лувра.

Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфалоньером Содерини в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи.

Одновременно с Леонардо противоположную стену зала Содерини поручил расписать Микеланджело.

Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом.

По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. По размерам (6,6 на 17,4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Сеньории. Для работы над картоном, происходившей в Папском зале при церкви Санта-Мария-Новелла, Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и раскладывались, поднимая и опуская художника на требуемую высоту. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы - сражение группы всадников за знамя.

По словам Вазари подготовительный рисунок был признан вещью:

выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…

Леонардо продолжал начатые при создании «Тайной вечери» эксперименты с составами краски и грунтом. Существуют различные предположения о причинах разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы. По словам Вазари Леонардо писал по стене масляными красками, и роспись стала отсыревать уже в процессе работы. Анонимный биограф да Винчи говорит, что тот использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми красками в технике энкаустики), но неверно истолковал его. Тот же аноним утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками. Паоло Джовио рассказывает, что штукатурка не принимала состав на основе орехового масла. Из-за технических трудностей работа над самой фреской продвигалась медленно. Возникли проблемы материального характера: Совет требовал либо предоставить готовую работу либо вернуть выплаченные деньги. Работу да Винчи прервало его приглашение в 1506 году в Милан французским наместником Шарлем д’Амбуазом. Фреска осталась незавершённой.

В 1555 - 1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с помощниками. В результате произведение Леонардо было утрачено - его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано».

Создан 07 окт 2010

На днях стало известно, что судьба , останется неизвестной.

Исследование в Палаццо Веккио. Photo: David Yoder / National Geographic / AP

Амбициозный проект по поиску работы, считавшейся утерянной, приостановлен на неопределенный срок, а строительные леса, возведенные в Палаццо Веккио, будут демонтированы в конце сентября. В общей сложности, более десяти месяцев команда исследователей пыталась обнаружить фреску под сводами бывшего здания флорентийского совета.

Чтобы минимизировать повреждения фрески Вазари, было выбрано семь областей, уже поврежденных временем, либо уже подвергавшихся реставрации, где министерство культуры Италии разрешило вести работы.

Описанная мэром Флоренции как «великая тайна Ренессанса», «Битва при Ангьяри» была задумана в 1503 году, когда Леонардо и Микеланджело получили заказ написать две фрески на тему исторической флорентийской победы на противоположных стенах Палаццо Веккио. 6 июня 1505 года, в возрасте 53 лет, Леонардо начал работу над центральной сценой битвы, известной как «Битва за Кассину».

В своей книге Вазари упоминет, что Леонардо отказался от проекта из-за технических проблем, связанных с его экспериментами по смешиванию масляных красок. Историки, однако, ставят под сомнение его заключение. Некоторые предполагают, что Вазари придумал эту историю, и что на самом деле фреска была завершена. А спустя десять лет на этом месте была написана фреска самого Вазари. И, как уверяют историки, фреска да Винчи не единственная, которая «растворилась» под кистью Вазари.

В 1861 году в церки Санта Мария Новелла была найдена фреска «Троица», написанная Мазаччо. Фреска была замурована (но не уничтожена) тем же Вазари, который, по приказу герцога Козимы I, написал сверху свою «Мадонну с четками».

В 2000 году на конференции, посвященной да Винчи, впервые была высказана мысль о необходимости удаления фрески Вазари в Палаццо Веккио. И лишь в 2012 году были получены убедительные факты о возможном существовании шедевра Леонардо под работой Вазари. Однако, далеко вперёд исследователям продвинутся не удалось. Для продолжения работы требуются сложные исследования с применением XRD/XRF томографии, которые возможны лишь в условиях Европейского центра синхротронного и радиологического излучения в Гренобле, Франция.

В связи с этим, ряд ученых встал на защиту творения Вазари. Сесилия Фросинини (Cecilia Frosinini), директор по росписи лаборатории художественной реставрации Opificio, немедленно подала в отставку в знак протеста против продолжения работ. “Это этический вопрос. Я должна защитить произведение искусства от разрушения”, - заявила Фросинини.

После её реакции, многие историки искусства подписали петицию с требованием прекратить дальнейшее сверление фрески, некоторые стали ставить под сомнение и само существование под ней работы Леонардо.

“Вазари бы никогда не уничтожил работу художника, которым он столько восхищался. Вся эта история хороша для Дэна Брауна, но не для искусстововедов”, - скзал Томазо Монтанари (Tomaso Montanari), историк искусства из Университета Федерико II в Неаполе.

Кристина Асидини (Cristina Acidini), смотритель Polo Museale Fiorentino, в ответ на запрос группы исследователей, разрешила проведение эндоскопического исследования седьмого отверстия, но исключил возможность дальнейшего сверления. Такое решение вызвало жёсткую полемику в заинтересованных кругах. Но не смотря ни на что, несколько дней назад пришло окончательное решение министерства культуры Италии о необходимости заделать отверстия в фреске Вазари и демонтировать строительные леса. Так закончился поиск таинственной работы Леонардо да Винчи.

Анна Сидорова