Биография писателя. Достоевский краткая биография Сообщение про достоевского кратко самое главное

В октябре 1821 года в семье дворянина Михаила Достоевского, работающего в больнице для малоимущих, родился второй ребенок. Мальчика нарекли Федором. Так на свет появился будущий великий писатель, автор бессмертных произведений «Идиот», « Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».

Говорят, что отец Федора Достоевского отличался очень вспыльчивым характером, что в некоторой мере передалось и будущему писателю. Эмоциональную натуру умело «гасила» няня детей, Алена Фроловна. В противном случае, дети были вынуждены расти в обстановке тотального страха и повиновения, что, впрочем, также оказало некоторое влияние на будущее писателя.

Учеба в Петербурге и начало творческого пути

1837 год оказался непростым для семьи Достоевских. Из жизни уходит мама. Отец, на попечении которого осталось семеро детей, принимает решение отправить старших сыновей в пансион в Санкт-Петербурге. Так Федор вместе со старшим братом оказывается в северной столице. Тут он поступает учиться в военное инженерное училище. За год до его окончания начинает заниматься переводами. И в 1843 году издает свой авторский перевод произведения Бальзака «Евгения Гранде».

Собственный творческий путь писателя начинается с повести «Бедные люди». Описанная трагедия маленького человека нашла достойную похвалу у критика Белинского и популярного уже на то время поэта Некрасова. Достоевский входит в круг писателей, знакомится с Тургеневым.

В следующие три года Федор Достоевский издает произведения «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова». Во всех них он сделал попытку проникнуть внутрь человеческой души, детально описав тонкости характера героев. Но эти произведения были приняты критиками очень прохладно. Новаторство не приняли и почитаемые у Достоевского Некрасов и Тургенев. Это вынудило писателя отдалиться от друзей.

В изгнании

В 1849 году писателя приговаривают к смертной казни. Связанно это было с «делом Петрашевского», по которому было собрано достаточной доказательной базы. Писатель готовился к худшему, но перед самой казнью ему меняют приговор. В последний момент приговоренным зачитывают постановление, согласно которому они должны отправиться на каторгу. Все то время, которое Достоевский провел в ожидании казни, все свои эмоции и переживания он попытался отобразить в образе героя романа «Идиот» князе Мышкине.

На каторге писатель пробыл четыре года. Затем был помилован за хорошее поведение и направлен служить в военный батальон Семипалатинска. Тут же он нашел и свою судьбу: в 1857 году он женился на вдове чиновника Исаева. Следует отметить, что в этот же период Федор Достоевский обращается к религии, глубоко идеализируя образ Христа.

В 1859 году писатель переезжает в Тверь, а потом и в Санкт-Петербург. Десять лет скитаний по каторге и на военной службе сделали его очень чутким к человеческим страданиям. У писателя произошел настоящий переворот мировоззрения.

Европейский период

Начало 60- х годов ознаменовалось бурными событиями в личной жизни писателя: он влюбился в Апполинарию Суслову, которая сбежала за границу с другим. Федор Достоевский отправился вслед за возлюбленной в Европу и два месяца путешествовал с ней по разным странам. В это же время он пристрастился к игре в рулетку.

1865 год ознаменовался написанием «Преступления и наказания». После его публикации к писателю пришла слава. В это же время в его жизни появляется новая любовь. Ею стала молодая стенографистка Анна Сниткина, которая стала его верной подругой до самой смерти. С ней же он сбежал из России, укрываясь от больших долгов. Уже в Европе написал роман «Идиот».

В этой статье мы опишем жизнь и творчество Достоевского: кратко расскажем вам о важнейших событиях. Федор Михайлович появился на свет 30 октября (по старому стилю - 11) 1821 года. Очерк творчества Достоевского познакомит вас с основными произведениями, достижениями этого человека на литературном поприще. Но начнем мы с самого начала - с происхождения будущего писателя, с его биографии.

Проблемы творчества Достоевского можно глубоко понять, лишь познакомившись с жизнью этого человека. Ведь художественная литература всегда так или иначе отображает особенности биографии создателя произведений. В случае с Достоевским это особенно заметно.

Происхождение Достоевского

Отец Федора Михайловича родом был из ветви Ртищевых, потомков Ртищева Даниила Ивановича, защитника на Юго-Западной Руси православной веры. Ему даровали за особые успехи село Достоево, находящееся в Подольской губернии. Фамилия Достоевских берет свое начало именно оттуда.

Однако к началу 19 века обеднел род Достоевских. Андрей Михайлович, дед писателя, служил в Подольской губернии, в городке Брацлаве, протоиереем. Михаил Андреевич, отец интересующего нас автора, окончил в свое время Медико-хирургическую академию. Во время Отечественной войны, в 1812 году, он сражался вместе с другими против французов, после чего, в 1819 году, женился на Нечаевой Марии Федоровне, дочери купца из Москвы. Михаил Андреевич, выйдя в отставку, получил должность врача в открытой для бедных людей, которую прозвали в народе Божедомкой.

Где родился Федор Михайлович?

Квартира семьи будущего писателя находилась в правом флигеле этой больницы. В нем, отведенном под казенную квартиру лекаря, и родился в 1821 году Федор Михайлович. Его мать, как мы уже упоминали, происходила из рода купцов. Картины преждевременных смертей, нищеты, болезни, неустроенности - первые впечатления мальчика, под влиянием которых оформился взгляд на мир будущего писателя, весьма необычный. Творчество Достоевского отражает это.

Обстановка в семье будущего писателя

Разросшаяся со временем до 9 человек семья вынуждена была ютиться всего лишь в двух комнатах. Михаил Андреевич был мнительным и вспыльчивым человеком.

Совершенно другого склада была Мария Федоровна: хозяйственная, веселая, добрая. Между родителями мальчика отношения строились на подчинении капризам и воле отца. Нянюшка и мать будущего писателя чтили свято религиозные традиции страны, воспитывая в уважении к вере отцов будущее поколение. Мария Федоровна рано умерла - в возрасте 36 лет. Она была похоронена на Лазаревском кладбище.

Первое знакомство с литературой

Образованию и наукам уделяли много времени в семье Достоевских. Еще в раннем возрасте Федор Михайлович открыл для себя радость общения с книгой. Самые первые произведения, с которыми он познакомился, - народные сказки Арины Архиповны, нянюшки. После этого были Пушкин и Жуковский - любимые писатели Марии Федоровны.

Федор Михайлович в раннем возрасте познакомился с основными классиками зарубежной литературы: Гюго, Сервантесом и Гомером. Отец его по вечерам устраивал семейное чтение произведения Н. М. Карамзина "История государства Российского". Все это привило будущему писателю ранний интерес к литературе. Жизнь и творчество Ф. Достоевского во многом сложились под влиянием среды, откуда вышел этот писатель.

Михаил Андреевич добивается потомственного дворянства

Михаил Андреевич в 1827 году за усердную и отличную службу был отмечен орденом 3-й степени а еще через год удостоился также чина коллежского асессора, дававшего в то время право человеку на потомственное дворянство. Отец будущего писателя хорошо понимал ценность высшего образования и стремился поэтому серьезно подготовить к поступлению в учебные заведения своих детей.

Трагедия из детства Достоевского

Будущий писатель в юные годы пережил трагедию, оставившую неизгладимый след в его душе на всю оставшуюся жизнь. Он полюбил детским искренним чувством дочку повара, девятилетнюю девочку. Однажды в летний день раздался крик в саду. Федор выбежал на улицу и заметил ее, лежащую в белом изорванном платье на земле. Над девочкой склонились женщины. Из разговора их Федор понял, что виновником трагедии стал пьяный бродяга. После этого отправились за отцом, однако помощь его не понадобилась, поскольку девочка уже скончалась.

Образование писателя

Федор Михайлович первоначальное образование получил в частном пансионе Москвы. Он в 1838 году поступил в находившееся в Петербурге Главное инженерное училище. Закончил его в 1843 году, став военным инженером.

В те годы это училище считалось одним из лучших в стране учебных заведений. Оттуда не случайно вышло множество знаменитых людей. Среди товарищей Достоевского по училищу было много талантов, впоследствии превратившихся в известных личностей. Это Дмитрий Григорович (писатель), Константин Трутовский (художник), Илья Сеченов (физиолог), Эдуард Тотлебен (организатор обороны Севастополя), Федор Радецкий (герой Шипки). Преподавались здесь как гуманитарные, так и специальные дисциплины. Например, мировая и отечественная история, российская словесность, рисование и гражданская архитектура.

Трагедия "маленького человека"

Достоевский шумному обществу студентов предпочитал уединение. Чтение было его любимым занятием. Начитанность будущего писателя изумляла товарищей. Но стремление к одиночеству и уединению в его характере не было врожденной чертой. В училище Федору Михайловичу пришлось пережить трагедию души так называемого "маленького человека". Ведь в данном учебном заведении студентами являлись в основном дети чиновничьей и военной бюрократии. Родители их одаривали преподавателей, не жалея средств. В этой среде Достоевский выглядел чужим, часто подвергался оскорблениям и насмешкам. В его душе в течение этих лет разгоралось чувство уязвленного самолюбия, что отразило в дальнейшем творчество Достоевского.

Но, несмотря на эти трудности, Федору Михайловичу удалось добиться признания и товарищей, и учителей. Все убедились со временем, что это человек незаурядного ума и выдающихся способностей.

Смерть отца

В 1839 году, от апоплексического удара скоропостижно скончался отец Федора Михайловича. Ходили слухи, что это не была естественная смерть - его убили за крутой нрав мужики. Известие это потрясло Достоевского, и с ним впервые случился припадок, предвестник будущей эпилепсии, от которой Федор Михайлович страдал всю жизнь.

Служба в должности инженера, первые произведения

Достоевский в 1843 году, окончив курс, был зачислен в инженерный корпус на службу при инженерной команде Санкт-Петербурга, однако недолго там прослужил. Через год он принял решение заняться литературным творчеством, страсть к которому испытывал давно. Сначала он стал переводить классиков, например Бальзака. Через некоторое время возник замысел романа в письмах под названием "Бедные люди". Это было первое самостоятельное произведение, с которого начинается творчество Достоевского. Потом последовали рассказы и повести: "Господин Прохарчин", "Двойник", "Неточка Незванова", "Белые ночи".

Сближение с кружком петрашевцев, трагические последствия

1847 год отмечен сближением с Буташевичем-Петрашевским, который проводил знаменитые "пятницы". Это был пропагандист и поклонник Фурье. На этих вечерах писатель познакомился с поэтами Алексеем Плещеевым, Александром Пальмом, Сергеем Дуровым, а также с прозаиком Салтыковым и учеными Владимиром Милютиным и Николаем Мордвиновым. На собраниях петрашевцев обсуждались социалистические учения, планы революционных переворотов. Достоевский был сторонником немедленной отмены в России крепостного права.

Однако правительство узнало о кружке, и в 1849 году 37 участников, включая Достоевского, были заключены в Петропавловскую крепость. Их приговорили было к смертной казни, но император смягчил приговор, и писатель был сослан на каторгу в Сибирь.

В Тобольске, на каторге

Он отправился в Тобольск по страшному морозу на открытых санях. Здесь Анненкова и Фонвизина, навестили петрашевцев. Подвигом этих женщин восхищалась вся страна. Они подарили каждому приговоренному по Евангелию, в которое были вложены деньги. Дело в том, что арестантам не позволяли иметь свои сбережения, поэтому это смягчило на некоторое время суровые условия жизни.

На каторге писатель осознал, как далеки рационалистические, умозрительные идеи "нового христианства" от чувства Христа, носитель которого - народ. Федор Михайлович отсюда вынес новый Основу его составляет народный тип христианства. Впоследствии это отразило дальнейшее творчество Достоевского, о котором мы вам расскажем чуть позже.

Военная служба в Омске

Для писателя четырехлетняя каторга сменилась через некоторое время военной службой. Его сопроводили из Омска под конвоем в город Семипалатинск. Здесь жизнь и творчество Достоевского продолжились. Писатель служил в должности рядового, получив затем чин офицера. Он вернулся в Петербург лишь в конце 1859 года.

Издание журналов

В это время начался духовный поиск Федора Михайловича, который в 60-х годах завершился формированием почвеннических убеждений писателя. Биография и творчество Достоевского в это время отмечены следующими событиями. Писатель с 1861 года вместе с Михаилом, своим братом, стал издавать журнал под названием "Время", а после запрещения его - "Эпоху". Работая над новыми книгами и журналами, Федор Михайлович выработал свой взгляд на задачи общественного деятеля и писателя в нашей стране - русский, своеобразный вариант социализма христианского.

Первые произведения писателя после каторги

Жизнь и творчество Достоевского после Тобольска сильно изменились. В 1861 году появился первый роман этого писателя, который он создал после каторги. В этом произведении ("Униженные и оскорбленные") отразилось сочувствие Федора Михайловича к "маленьким людям", которые подвергаются со стороны сильных мира сего беспрестанным унижениям. Приобрели большое общественное значение также "Записки из мертвого дома" (годы создания - 1861-1863), которые были начаты писателем еще на каторге. В журнале "Время" в 1863 году появились "Зимние заметки о летних впечатлениях". В них Федор Михайлович критиковал системы западноевропейских политических убеждений. В 1864 году вышли в свет "Записки из подполья". Это своеобразная исповедь Федора Михайловича. В произведении он отрекался от своих прежних своих идеалов.

Дальнейшее творчество Достоевского

Кратко опишем и другие произведения этого писателя. В 1866 году появился роман под названием "Преступление и наказание", который считается одним из наиболее значительных в его творчестве. В 1868 вышел "Идиот", роман, где была предпринята попытка создать положительного героя, который противостоит хищническому, жестокому миру. В 70-е годы творчество Ф.М. Достоевского продолжается. Широкую известность приобрели такие романы, как "Бесы" (год издания - 1871) и "Подросток", появившийся в 1879 году. "Братья Карамазовы" - это роман, который стал последним произведением. Он подводил итог творчества Достоевского. Годы выпуска романа - 1879-1880. В этом произведении главный герой, Алеша Карамазов, помогая другим в бедах и облегчая страдания, убеждается в том, что самое главное в нашей жизни - чувство прощения и любви. В 1881 году, 9 февраля, Достоевский Федор Михайлович умер в Петербурге.

Жизнь и творчество Достоевского кратко были описаны в нашей статье. Нельзя не сказать о том, что писателя всегда интересовала больше всех остальных проблема человека. Напишем об этой важной особенности, которую имело творчество Достоевского, кратко.

Человек в творчестве писателя

Федор Михайлович на протяжении всего своего творческого пути размышлял над основной проблемой человечества - как преодолеть гордость, являющуюся главным источником разъединения людей. Конечно, существуют и другие темы творчества Достоевского, но оно во многом основано именно на данной. Писатель полагал, что любой из нас обладает способностью творить. И он должен это делать, пока живет, выражать себя необходимо. Теме Человека писатель посвятил всю свою жизнь. Биография и творчество Достоевского это подтверждают.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года. Отец писателя происходил из древнего рода Ртищевых, потомков защитника православной веры Юго-Западной Руси Даниила Ивановича Ртищева. За особые успехи ему даровали село Достоево (Подольская губерния), откуда и берет начало фамилия Достоевских.

К началу XIX века род Достоевских обеднел. Дед писателя, Андрей Михайлович Достоевский, служил протоиереем в городке Брацлаве Подольской губернии. Отец писателя, Михаил Андреевич, закончил Медикохирургическую академию. В 1812 году, в период Отечественной войны, он сражался против французов, а в 1819 году женился на дочери московского купца Марии Федоровне Нечаевой. Выйдя в отставку, Михаил Андреевич определился на должность лекаря Мариинской больницы для бедных, которую прозвали в Москве Божедомкой.

Квартира семьи Достоевских располагалась во флигеле больницы. В правом флигеле Божедомки, отведенном лекарю под казенную квартиру, и родился Федор Михайлович. Мать писателя происходила из купеческого рода. Картины неустроенности, болезни, нищеты, преждевременных смертей - первые впечатления ребенка, под влиянием которых формировался необычный взгляд будущего писателя на мир.

Семья Достоевских, увеличившаяся со временем до девяти человек, ютилась в двух комнатах с передней. Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, был вспыльчивым и мнительным человеком. Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: добрая, веселая, хозяйственная. Отношения между родителями строились на полном подчинении воле и капризам отца Михаила Федоровича. Мать и нянюшка писателя свято чтили религиозные традиции, воспитывая детей в глубоком уважении к православной вере. Мать Федора Михайловича умерла рано, в возрасте 36 лет. Похоронили ее на Лазаревском кладбище.

Наукам и образованию в семье Достоевских придавали большое значение. Федор Михайлович в раннем возрасте нашел радость в познании и чтении книг. Сначала это были народные сказки нянюшки Арины Архиповны, затем Жуковский и Пушкин - любимые писатели его матери. В раннем возрасте Федор Михайлович познакомился с классиками мировой литературы: Гомером, Сервантесом и Гюго. Отец устраивал по вечерам семейное чтение «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

В 1827 году, отец писателя, Михаил Андреевич, за отличную и усердную службу, был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а через год удостоен чином коллежского асессора, который давал право на потомственное дворянство. Он хорошо знал цену высшему образованию, поэтому стремился серьезно подготовить своих детей к поступлению в высшие учебные заведения.

В детские годы будущий писатель пережил трагедию, которая оставила в его душе неизгладимый след на всю жизнь. Искренним детским чувством он полюбил девятилетнюю девочку, дочку повара. В один из летних дней в саду раздался крик. Федя выбежал на улицу и увидел, что эта девочка лежала на земле в изорванном белом платье, а над ней склонились какие-то женщины. Из их разговора он понял, что виной трагедии был пьяный бродяга. Послали за отцом, но его помощь не потребовалась: девочка скончалась.

Первоначальное образование Федор Михайлович Достоевский получил в частном московском пансионе. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Инженерное училище в те годы считалось одним из лучших учебных заведений России. Не случайно оттуда вышло много замечательных людей. Среди однокурсников Достоевского было немало талантливых людей, ставших впоследствии выдающимися личностями: известный писатель Дмитрий Григорович, художник Константин Трутовский, физиолог Илья Сеченов, организатор Севастопольской обороны Эдуард Тотлебен, герой Шипки Федор Радецкий. В училище преподавались как специальные, так и гуманитарные дисциплины: российская словесность, отечественная и мировая история, гражданская архитектура и рисование.

Шумному студенческому обществу Достоевский предпочитал уединение. Любимым его занятием было чтение. Начитанность Достоевского изумляла его товарищей. Он зачитывался сочинениями Гомера, Шекспира, Гете, Шиллера, Гофмана, Бальзака. Однако стремление к уединению и одиночеству не было врожденной чертой его характера. Как пылкая, восторженная натура он находился в беспрестанном поиске новых впечатлений. Но в училище он на собственном опыте пережил трагедию души «маленького человека». Большую часть студентов в этом учебном заведении составляли дети высшей военной и чиновничьей бюрократии. Состоятельные родители не жалели средств для своих детей и щедро одаривали преподавателей. Достоевский в этой среде выглядел «белой вороной», часто подвергался насмешкам и оскорблениям. В течение нескольких лет в его душе разгоралось чувство уязвленного самолюбия, отразившееся впоследствии в его творчестве.

Однако, несмотря на насмешки и унижения, Достоевскому удалось добиться уважения и преподавателей, и товарищей по училищу. Все они со временем убедились, что он человек выдающихся способностей и незаурядного ума.

В годы учебы Достоевский находился под влиянием Ивана Николаевича Шидловского, выпускника Харьковского университета, служившего в Министерстве финансов. Шидловский писал стихи и мечтал о литературной славе. Он верил в огромную, преобразующую мир силу поэтического слова и утверждал, что все великие поэты были «строителями» и «миросозидателями». В 1839 году Шидловский неожиданно оставил Петербург и уехал в неизвестном направлении. Позднее Достоевский узнал, что он ушел в Валуйский монастырь, но затем, по совету одного из мудрых старцев, решил совершить «христианский подвиг» в миру, среди своих крестьян. Он начал проповедовать Евангелие и добился на этом поприще больших успехов. Шидловский - религиозный мыслитель-романтик - стал прототипом князя Мышкина, Алеши Карамазова - героев, занявших особое место в мировой литературе.

8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец писателя. Ходили слухи, что он умер не своей смертью, а был убит мужиками за крутой нрав. Это известие сильно потрясло Достоевского, и с ним случился первый припадок - предвестник эпилепсии - тяжелой болезни, от которой писатель страдал всю оставшуюся жизнь.

12 августа 1843 года Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском классе и был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго. 19 октября 1844 года он решил уйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Страсть к литературе Достоевский испытывал давно. Окончив учебу, он занялся переводом произведений зарубежных классиков, в частности Бальзака. Страница за страницей, глубоко вживался в ход мысли, в движение образов великого французского писателя. Он любил воображать себя каким-нибудь известным романтическим героем, чаще всего шиллеровским... Но в январе 1845 года Достоевский пережил важное событие, которое позднее сам назвал «видением на Неве». Возвращаясь в один из зимних вечеров домой с Выборгской, он «бросил пронзительный взгляд вдоль реки» в «морозно-мутную даль». И тут показалось ему, что «весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую грезу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет, искурится паром к темно-синему небу». И вот в эту-то именно минуту открылся перед ним «совершенно новый мир», какие-то странные фигуры «вполне прозаические». «Вовсе не Дон-Карлосы и Позы», а «вполне титулярные советники». И «замерещилась другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная». И ему «глубоко разорвала сердце вся их история».

В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Герои, так горячо любимые им совсем недавно, жившие в мире романтических грез, были забыты. Писатель посмотрел на мир иным взглядом, глазами «маленьких людей» - бедного чиновника, Макара Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Так возник замысел романа в письмах «Бедные люди», первого художественного произведения Достоевского. Затем последовали повести и рассказы «Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова».

В 1847 году Достоевский сблизился с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, страстным поклонником и пропагандистом Фурье, и начал посещать его знаменитые «пятницы». Здесь он познакомился с поэтами Алексеем Плещеевым, Аполлоном Майковым, Сергеем Дуровым, Александром Пальмом, прозаиком Михаилом Салтыковым, молодыми учеными Николаем Мордвиновым и Владимиром Милютиным. На собраниях кружка петрашевцев обсуждались новейшие социалистические учения, программы революционных переворотов. Достоевский входил в число сторонников немедленной отмены крепостного права в России. Но правительству стало известно о существовании кружка, и 23 апреля 1849 года тридцать семь его участников, в том числе и Достоевский, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их судили военным законом и приговорили к смертной казни, но по приказу императора приговор был смягчен, и Достоевского сослали в Сибирь на каторгу.

25 декабря 1849 года писателя заковали в кандалы, усадили в открытые сани и отправили в дальний путь... Шестнадцать дней добирались до Тобольска в сорокоградусные морозы. Вспоминая свой путь в Сибирь, Достоевский писал: «Промерзал до сердца».

В Тобольске петрашевцев навестили жены декабристов Наталия Дмитриевна Фонвизина и Прасковья Егоровна Анненкова - русские женщины, духовным подвигом которых восхищалась вся Россия. Каждому приговоренному они подарили по Евангелию, в переплете которого были скрыты деньги. Арестантам запрещалось иметь собственные деньги, и догадливость друзей до некоторой степени на первое время облегчила им перенесение суровой обстановки в сибирском остроге. Эту вечную книгу, единственную, дозволенную в остроге, Достоевский берег всю жизнь, как святыню.

На каторге Достоевский понял, как далеки умозрительные, рационалистические идеи «нового христианства» от того «сердечного» чувства Христа, истинным носителем которого является народ. Отсюда Достоевский вынес новый «символ веры», в основе которого было народное чувство Христа, народный тип христианского мироощущения. «Этот символ веры очень прост, - говорил он, - верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть...»

Четырехлетняя каторга для писателя сменилась военной службой: из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, затем получил офицерский чин. В Петербург он вернулся только в конце 1859 года. Начался духовный поиск новых путей общественного развития России, завершившийся в 60-х годах формированием так называемых почвеннических убеждений Достоевского. С 1861 года писатель вместе с братом Михаилом начал издавать журнал «Время», а после его запрещения - журнал «Эпоха». Работая над журналами и новыми книгами, Достоевский вырабатывал свой собственный взгляд на задачи русского писателя и общественного деятеля - своеобразный, русский вариант христианского социализма.

В 1861 году вышел в свет первый роман Достоевского, написанный им после каторги, - «Униженные и оскорбленные», в котором выразилось сочувствие автора «маленьким людям», подвергающимся беспрестанным оскорблениям сильных мира сего. Огромное общественное значение приобрели «Записки из мертвого дома» (1861-1863), задуманные и начатые Достоевским еще на каторге. В 1863 году в журнале «Время» были напечатаны «Зимние заметки о летних впечатлениях», в которых писатель подверг критике системы политических убеждений Западной Европы. В 1864 году были опубликованы «Записки из подполья» - своеобразная исповедь Достоевского, в которой он отрекался от прежних идеалов, любви к человеку, от веры в правду любви.

В 1866 году был издан роман «Преступление и наказание» - один из наиболее значительных романов писателя, а в 1868 году - роман «Идиот», в котором Достоевский попытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому миру хищников. Широкую известность получили романы Достоевского «Бесы» (1871) и «Подросток» (1879). Последним произведением, подводящим итог творческой деятельности писателя, стал роман «Братья Карамазовы» (1879-1880). Главный герой этого произведения - Алеша Карамазов - помогая людям в их бедах и облегчая их страдания, убеждается в мысли, что самое главное в жизни - это чувство любви и прощения. 28 января (9 февраля) 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался в Петербурге.

1. Путь к призванию.
2. Каторга.
3. Основные произведения писателя и их проблематика.

Ф. М. Достоевский родился в 1821 году в московской Мариинской больнице для бедных. Детство его, второго ребенка из шести, было безрадостным, и он не хотел о нем вспоминать, но о своей семье всегда говорил с любовью. Его отец был врачом, в 1828 году получил звание потомственного дворянина. Мать была очень религиозной женщиной, поэтому каждый год дети ездили в Троице-Сергиеву лавру. Федор учился читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». Евангелие он, его брат и сестры, знали с детства. «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, стихи Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина в этой семье было принято читать вслух.

В 1832 году глава семьи приобрел село Даровое Тульской губернии, семья стала проводить там каждое лето. Получив домашнюю подготовку, Федор и его старший брат Михаил с 1833 года учатся в частных пансионах. Федор страдает, что оторван от семьи. В это время он увлекается чтением. В 1837 году умерла мать Достоевского, отец отвез сыновей в Петербург — поступать в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова, чтобы затем обучаться в Инженерном училище. Достоевский уже тогда знал свое призвание и не понимал, зачем ему что-то другое. В 1839 году умер его отец. А годом ранее Достоевский был зачислен в Инженерное училище, в 1840 году произведен в унтер-офицеры, затем в полевые инженер-прапорщики. Вокруг него в училище сложился литературный кружок, он писал драматические произведения о Марии Стюарт и Борисе Годунове. После окончания училища его зачислили в инженерный корпус при чертежной Инженерного департамента. В чине поручика в 1844 году Достоевский выходит в отставку, чтобы полностью отдаться литературному творчеству.

Достоевский переводит «Евгению Гранде» О. де Бальзака, работает над другими переводами, которые, увы, не появились в печати. Пишет роман «Бедные люди» — в мае 1845 года работа завершена. Первым его услышал Д. В. Григорович и через Н. А. Некрасова передал В. Г. Белинскому. Белинский отозвался о произведении так: «...роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». Восхищение романом сменилось спорами критиков. Но все видели несомненное дарование писателя. Уже в первом своем произведении Достоевский обозначил главные проблемы своего последующего творчества: тему «маленького человека», самораскрытие характера героя, анализ его судьбы в обществе, двойничество, тему Петербурга. В то же время создается повесть «Двойник». Писатель придерживается традиций натуральной школы. Достоевскому присущ трагический пафос, сочувствие человеку, изучение психологии городской бедноты, его волнуют проблемы современности и развития человечества.

Достоевский близко сходится с Белинским, знакомится с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, В. А. Соллогубом. Но когда повесть разочаровала Белинского, мнительный Достоевский покинул кружок. «Двойник» был опубликован в 1846 году в «Отечественных записках». В рецензии Белинский дал высокую оценку произведениям Достоевского. Вместе с Некрасовым и Григоровичем он создает повесть «Как опасно предаваться честолюбивым снам». Публикуется повесть «Господин Прохарчин». Здоровье писателя оставляет желать лучшего — начинаются эпилептические припадки, преследующие его всю жизнь.

В 1846 году писатель входит в кружок братьев Бекетовых, в 1847 году знакомится с М. В. Бугашевичем-Петрашевским, социалистом-утопистом. В печати появляются цикл фельетонов «Петербургская летопись», повесть «Хозяйка», рассказ «Чужая жена», повесть «Слабое сердце» и «Рассказы бывалого человека», повесть «Белые ночи», две части романа «Неточка Незванова».

В этих кружках говорили не только о литературных, но и о социальных проблемах: освобождении крестьян, реформах суда и цензуры. В 1848 году писатель оказался в тайном обществе, готовящим переворот в России. В числе других кружковцев он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Причиной ареста было обсуждение вопросов о свободе книгопечатания и освобождении крестьян, а также чтение Достоевским письма Белинского к И. В. Гоголю. «Я вольнодумец в том же смысле, в котором" может быть назван вольнодумцем и каждый человек, который в глубине сердца своего чувствует себя вправе быть гражданином, чувствует себя в праве желать добра своему отечеству, потому что находит в сердце своем и любовь к отечеству и сознание, что никогда ничем не повредил ему», — заявил он на первом же допросе.

В 1854 году Достоевский выпущен из острога, доставлен по этапу в Семипалатинск и зачислен рядовым в роту Сибирского линейного батальона. В следующем же году его производят в унтер-офицеры за хорошее поведение и усердную службу, а позже — в прапорщики. В 1857 году он женится на вдове М. Д. Исаевой. Вскоре петрашевцам вернули все права и дворянство. В 1858 году писатель вновь уходит в отставку по причине плохого здоровья. Год спустя напечатана повесть «Дядюшкин сон», чуть позже — «Село Степанчиково и его обитатели».

Выдав писателю разрешение поселиться вместо Семипалатинска в Твери, его держат под секретным надзором. Вскоре Достоевскому разрешили жить в Петербурге. Там Федор Михайлович посещает литературные вечера А. П. Милюкова. В 1860 году состоялся актерский дебют Достоевского — он сыграл почтмейстера Шпекина в «Ревизоре».

В 1861 —1862 годах выходят в свет «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот», писатель общается с Н. А. Добролюбовым, А. Н. Островским, А. А. Григорьевым, Н. Г. Чернышевским, навещает в Лондоне А. И. Герцена. Достоевские переезжают из Петербурга в Москву, где писатель овдовел и вновь переехал в Петербург. После смерти брата Федор Михайлович до 1865 года возглавлял его журнал «Эпоха». Позже он живет за границей в нужде, выпускает собрание сочинений с обещанием написать что-то новое, дополняет новой главой «Записки из Мертвого дома».

«Игрок», «Преступление и наказание» — подтверждение гуманистических убеждений писателя, его стремление к богу, к идеалу человеколюбия. По убеждению писателя, осознание человеком смерти должно сподвигнуть его к радости жизни, любви к ближнему. Социальные обстоятельства могут не только толкнуть на преступление, но и пробудить самосознание героев, их совесть. Гармония человека и общества стала мечтой автора.

Писатель женится на своей стенографистке А. Г. Сниткиной и опять уезжает за границу. У них родилось пятеро детей, некоторые из них умерли во младенчестве. За границей писатель играет в рулетку, он одержим игрой в течение десяти лет. В 1868 году печатается роман «Идиот», где поднимается тема смирения и бунта человека, а через два года — повесть «Вечный муж», в 1871 году «Бесы».

Вернувшись в Россию, писатель становится редактором журнала «Гражданин», пишет роман «Подросток», издает «Дневник писателя» с целью «отыскать и указать нашу национальную и народную точку зрения в текущих политических событиях». «Дневник» вызывает шквал писем благодарных читателей. Создавая роман «Братья Карамазовы», писатель посещает Оптину Пустынь, участвует в благотворительных литературных вечерах, где читает отрывки из романа. Автор стремится донести до читателей, что Россию спасет христианство. Он избран членом Почетного комитета Международной литературной ассоциации в качестве одного из прославленных писателей-современников, а также почетным членом Общества любителей российской словесности. В 1881 году, работая над «Дневником писателя», Ф. М. Достоевский умер.

В училище Достоевскому было тоскливо; приходилось выдерживать муштру, зубрить науки, к которым не было истинного призвания. О материальных лишениях мы узнаем из eгo писем к отцу: «Лагерная жизнь каждогo воспитанника военно-учебных заведений требует, по крайней мере, 40 руб. денег. (Я Вам пишу все это, потому что говорю с отцом моим» В ту сумму я не включаю таких потребностей, как, например, иметь чай, сахар и пр. Это и без тoгo необходимо, и необходимо не из oднoгo приличия, а из нужды. Когда вы мокнете в сырую погоду под дождем в полотняной палатке или в такую погоду, придя с учения усталый, озябший, без чая можно заболеть, что со мной случилось прошлого года на походе. Но все-таки я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю. Требую только необходимого на две пары простых сапогов - шестнадцать рублей».

К 1839 году Достоевский уже осознает свое призвание. Он сочиняет драмы в стиле Шекспира и Пушкина, читает отрывки из них приехавшему для сдачи офицерских экзаменов брату. Увлечение литературой становится все сильнее.

Тяжелое впечатление произвела на Федора Михайловича загадочная смерть отца. По рассказам, он был убит крестьянами за жестокое обращение с ними. Дocтoeвский в переписке никогда не упоминал о трагической смерти отца, ничего не говорил о нем и даже просил ничего об отце не спрашивать. Он, по свидетельству товарищей, превращается в скрытного, угрюмого и задумчивогo юношу. « Воображение сына было потрясено не только драматической обстановкой гибели старика, но и чувством своей вины перед ним. Он не любил eгo, жаловался на eгo скупость, незадолго до eгo смерти написал ему
раздраженное письмо... Проблема отцов и детей, преступления и наказания, вины и ответственности встpeтила Достоевского на пороге сознательной жизни. Это была eгo физиологическая и душевная рана» (К. Мoчульский).

Получив чин поручика в 1842 году, Достоевский изменил свое положение. Он нанял квартиру на Васильевской улице; управлявший имением отца Карепин, муж сестры Варвары, ежемесячно посылал ему долю доходов. Вместе с получаемым жалованием это составляло нeмaлую сумму, но денег все равно не хватало. По утрам Дoстоевский посещал лекции для офицеров, по вечерам - театр и концерты. В 1843 году училище было окончено. Прослужив год в Инженерном департаменте, будущий писатель выходит в отставку и с тех пор посвящает себя литературной деятельности.

Первые произведения.

Первым крупным произведением Достоевского стала повесть «Бедные люди» (1845),которая произвела большое впечатление на В. Г. Белинcкoгo. Появление «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» (1846) сделало имя автора широко известным среди читающей публики. В ней увидели продолжение традиций Н. В. Гоголя в изображении «маленького человека». Достоевский, выражая глубокое сочувствие обездоленным и униженным людям, сосредоточивает внимание на их духовном мире, безуспешных поисках выхода из положения, в котором они находятся.

Повесть состоит из писем бедного чиновника Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой, в которых отразилась петербургская жизнь и представлена широкая галерея людей, в основном таких же беззащитных и обездоленных, какими были они сами. Однако Достоевский стремится найти в «маленьком человеке» «большого»,способного «благородно действовать, благородно мыcлить и чувствовать, несмотря на свою нищету и социальную приниженность. В этом заключается тот новый вклад, который сделал Достоевский по сравнению с Гoголем в развитие темы «(маленького человека» (Т. Фридлендер).

В письмах раскрывается хотя и осторожно высказываемая, но глубокая и нежная любовь сентиментально нacтpoeннoгo Макара Алексеевича к молоденькой дeвушке, стремление помочь ей. Подлинным гopeм стало для нeгo решение Вареньки выйти замуж за соблазнителя Быкова, с которым она никогда счастлива не будет, но зато этот брак возвратит ей честное имя и «отвратит от нее бедность, лишения и несчастья в будущем». В размышлениях Девушкина соседствуют смирение и покорность с раздумьями, содержащими элементы протеста, возмущения этой несправедливостью. В. Г. Белинский высоко оценил гуманистическую направленность «Бедных людей».

Вслед за «Бедными людьми» последовали повести «Двойник», «Господин Прохарчин», «Роман в девяти письмах», а также ряд повестей о мечтателях, среди которых выделяются «Белые ночи» (1848). Герой этого про изведения погружается в вымышленный мир, coзданный им в своем воображении, и оказывается не в coстоянии бороться за свое реальное счастье. Он терпит поражение при первой же встрече с действительностью.

Трагический поворот в судьбе.

В конце 40-x годов Достоевский в своих взглядах приходит к соединению идеи утопического социализма с верой в Христа и бессмертие души. С 1847 года он, разойдясь с Белинским, становится постоянным посетителем «пятниц» М. В. Буташевича-Петрашевского, бывшего служащего Министерства иностранных дел. На этих собраниях обсуждались политические, экономические, философские проблемы, связанные с дальнейшим развитием России. Петрашевцы выступали за отмену крепостного права и реформы государственных opгaнoв. Достоевский принял
участие в обществе Спешнева и Дурова, где обсуждалось совершение переворота в России.

В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года петрашевцы были арестованы. Почти девять месяцев Достоевский провел в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Наконец, после проведения всех следственных действий государственные преступники были приговорены к смертной казни. 22 декабря на Ceмeновском плацу в Петербурге всех приговоренных поставили на эшафот. С левого фланга первым стоял Петрашевский, через несколько человек - Федор Михайлович. Все дрожали от холода, так как были одеты в весенние шинели. Через несколько секунд появился важный чиновник и стал разворачивать длинные листы бумаги и читать приговор, аккуратно перечисляя виновность каждого и повторяя « подвергнуть смертной казни pacстрелянием... ».

Приговоренным раздали белые холщовые балахоны с капюшонами и длинными рукавами, священник, встав перед осужденными, заговорил о земных гpexax. Дocтoевский воскликнул: «Мы будем вместе с Христом!» Осужденных поставили на колени и стали ломать над их головами шпаги. Затем раздалась команда: «На прицел!»

Внезапно из-за угла Ceмeнoвcкoгo плаца появился военный чин, приблизился к генералу и передал ему послаиие. На эшафот вошел аудитор и торжественно объявил,что государь император и самодержец дарует приговоренным жизнь с перечислением нaказания каждому. Дoстоевский был осужден на четыре года каторжных работ с последующим определением в солдаты.

С этого момента начался процесс перерождения взглядов писателя. Возникли сомнения в истинности утопического социализма. На кaтopгe он близко познакомился с простыми людьми, которые с ненавистью относились к дворянам, даже и осужденным. В результате Достоевский пришел к убеждению, что интеллигенция должна отказаться от политической борьбы, она должна воспринять взгляды и моральные идеалы народа: религиозность, готовность к самопожертвованию. Политической борьбе он теперь противопоставлял путь нpaвствeннoгo совершенствования человека.

В 1854 году после Oмcкoгo каторжного ocтpoгa Дocтoевский прибыл в Семипалатинск для про хождения военной службы. К этому времени в eгo сознании сложился символ веры: «...Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и coвepшеннее Христа , и не только нет, но... и не может быть». Отсюда все более прочным становится убеждение в необходимости принять страдание во имя спасения, убеждение, которое впоследствии воплотилось в eгo художественных произведениях.

Возвращение к жизни и литературе .

В Семипалатинске Достоевский сначала нес солдатскую службу, затем был произведен в унтер-офицеры и, наконец, получил восстановление офицерского звания. Это облегчило eгo участь, дало время для литературных занятий, расширило круг eгo знакомств. Он вел обширную переписку с братом Михаилом, другом А. Е. Врангелем, хлопотавшим за писателя перед начальством, женами декабристов П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. В 1857 году в Семипалатинске состоялось венчание Достоевского с Марией Дмитриевной Исаевой, вдовой oтcтaвнoгo чиновника. Это была первая в жизни страстная любовь 35-летнeгo Федора Михайловича. Однако этот брак не принес ему счастья: жена была женщиной очень больной, душевно неуравновешенной. Вскоре было принято решение отпустить Достоевского в отставку по состоянию здоровья, и он вместе с семьей переехал в Петербург. В Сибири им были написаны две повести «Село Степанчико во и eго обитатели» и «Дядюшкин сон».

Возвращение в столицу произошло в 1859 году. Там он активно включился не только в литературную, но и издательскую деятельность, совместно с братом Михаилом стал выпускать журнал «Время», а после eгo закрытия в 1863 году - журнал «Эпоха». С братьями Дocтoeвскими сотрудничали известные критики тoгo времени Ап. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский.

В эти годы при поддержке Страхова и Григорьева Достоевский активно развивает теорию почвенничества. Почвенники призывали к поискам самобытного пути развития России, отвергая и крепостничество, и буржуазный путь развития. Они считали, что нужно преодолевать оторванность образованного слоя общества от народа, слиться с ним и принять eго главный элемент - христианство. Как и славянофилы, почвенники выступали за религиозно-нравственные и патриархальные основы народной жизни. Реформы Петра 1, по мнeнию Достоевского, разъединили общество, но теперь вновь наступило время для национального самосознания, для создания «новой формы, нашей собственной, родной, взятой из почвы нашей, взятой из народного дyха и из народных начал... и вот перед этим вступлением в новую жизнь примирение последователей реформы Петра с народным началом стало необходимостью». Почвенники стремились сгладить противоречия между противоборствующими идейными группировками, призвать их к духовному примирению.

Особое место занимал Достоевский и в борьбе между сторонниками эстетической и революционно-демократической теории искусства. Искусство, по eгo утверждению, всегда современно и не существует в отрыве от жизни. Однако оно не может быть подчинено задачам общеcтвeннoгo служения, от нeгo нельзя требовать решения политических вопросов, и оценивать произведения искусства можно только с точки зрения художественной ценности.

Летом 1862 года писатель впервые совершил путешествие за границу, побывал в Италии, Швейцарии, Гepмaнии, Франции, Лондоне. Во время путешествия испытал сильную и на некоторое время взаимную любовь к pycской девушке революционно-народнических убеждений Аполлинарии Сусловой. Однако их разъединяли мировоззренческие позиции, отношение к религии. «Женщина крайностей, всегда склонная к предельным ощущениям, ко всем психологическим и жизненным полярностям, она проявляла к жизни ту «требовательность», которая свидетельствует о страстной, увлекающей, жадной к эмоциям натуре. Сердце, склонное к благородным проявлениям, было не менее склонно к слепым порывам страсти, к бурным преследованиям и мести» (Л. Рроссман).

В 1863 году за публикацию Н. Н. Страхова « Роковой вопрос » журнал « Время» « по высочайшему повелению » был закрыт.

Очень трудным был для Достоевского 1864 год. Он потерял брата Михаила, умерла жена Мария Дмитриевна. Федор Михайлович не выдерживает трудностей, свалившихся на нeгo в связи с заботами о журнале «Эпоха», и в следующем году прекращает eгo издание. Материальные трудности заставили eгo подписать кабальный договор с издателем Ф. Т. Стелловским: Достоевский обязывался до 1 ноября 1866 года сдать для публикации роман «Игрок», иначе к Стелловскому переходило право собственности на все произведения писателя в течение десяти лет. Выйти из трудного положения Достоевскому помогла юная стенографистка Анна григорьевна Сниткина, которой он в течение месяца диктовал свой роман. После тoгo как сложности были преодолены, Федор Михайлович осознал, что eгo дальнейшая жизнь невозможна без этой женщины, и она стала eгo женой.

В 1866 году выходит новый роман Достоевского, poман-исповедь, идеологический роман - «Преступление и наказание».

Жизнь и творчество за границей.

Отъезд за границу был связан с желанием хотя бы на время избавиться от кредиторов, а также в надежде поправить здоровье. ДoСтоевские жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве и во Флоренции.

В Баден-Бадене произошел окончательный разрыв Достоевского с Тургеневым, котopoгo он обвинял в aтeизме, ненависти к России и преклонении перед Западом. «Их спор не был простой литературной ссорой: в нем выразилась трагедия pyccкoгo самосознания» (К. Мoчульский). Пройдет мнoгo времени, когда два великих русских писателя обнимутся в знак примирения на пушкинских торжествах.

В 1868 году журнал «Русский вестник» публикует poман «Идиот». «главная мысль романа, - пишет Дocтoевский в одном из своих писем, - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, особенно теперь... На свете есть одно только положительно прекрасное лицо - Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо».

Исключительно положительным гepoeм романа Cтaновится князь Лев Николаевич Мышкин. Eгo мнoгoe объединяет с любимыми героями прежних произведений Достоевского - Мечтателем из «Белых ночей», Иваном Петровичем из «Униженных и оскорбленных». Он oдepжим идеей достижения согласия среди всех людей, независимо от их положения в обществе и характеров. В каждом он видит светлое начало и каждый, по eгo убеждению, заслуживает сострадания. Мышкин добр, непосредствен в общении и часто наивен. Он способен понять страдания людей, так как сам страдал мнoгo, перенес душевную болезнь. К нему тянутся люди, и не только страдающая Настасья Филипповна, но даже генерал Епанчи н или ожесточенный купец Рогожин. Их привлекает в нем то, что ими давно уже утрачено. Ради спасения Настасьи Филипповны Мышкин гoтoв пожертвовать собственным счастьем и счастьем любимой девушки. Однако проповедь христианской любви и согласия терпит крушение. герой оказывается бессильным перед миром злобы, насилия и неуемных страстей. Сам Мышкин возвращается в состояние безумия, Настасья филипповна гибнет, разбиты надежды на счастье Аглаи.

В романе обрисован мир людей, противостоящих миру Мышкина. Эти люди одержимы разрушительной страстью наживы, которая опустошает их души. Коля Иволгин в разговоре с князем так характеризует общество: «Здесь ужасно мало честных людей, так, даже нeкoгосовсем уважать... и заметили вы, князь, в наш век все авантюристы! И именно у нас в России, в нашем любезном отечестве». Достоевский изображает людей, отягощенных идеей приобретательства. Генерал Епанчин участвует в откупах и акционерных компаниях, имеет два дома в Петербурге и фабрику, имеет большие деньги. Нужны большие деньги гaнe Иволгину, чтобы осуществить свои честолюбивые планы. Ради денег, которые он получит от Тоцкого, он готoв жениться на Настасье Филипповне, которую не любит.

Власти денег подвержен и Рогожин, в сознании кoтopoгo любовь вполне уживается с культом богатства. Он не стесняется публично предлагать oгpoмнoe состояние Настасье Филипповне, которую любит чувственной страстью. Колоритна сцена, когда Настасья Филипповна бросает в камин 100 тысяч рублей и разрешает вынуть их только Гaнe. Обнажаются низменные чувства присутствующих: Лебедев вопит и ползет в камин, Фердыщенко просит разрешения зубами вытащить одну только пачку, ганя падает в обморок.

Достоевский объясняет социально-нравственный кризис в обществе потерей веры, в результате чего тоpжествуют «темная основа нашей природы», а человеком управляют гордыня и алчность, ненависть и чувственность. Елизавета Прокофьевна Епанчина, выражая aвторскую позицию, говорит: «Уж и впрямь последние времена пришли... Сумасшедшие! Тщеславные! В Бога не веруют, в Христа не веруют! Да ведь вас до тoгo тщеславие и гордость проели, что кончится тем, что вы друг друга переедите, это я вам предсказываю. И не сумбур это, и не хаос, и не безобразие это?»

В романе развивается и одна из любимых тем произведений Достоевского - тема красоты. Прежде вceгo, она воплощается в образе Настасьи Филипповны, женщины гордой, благородной, страдающей. Ее внешняя красота находится в гармонии с красотой внутренней, душевной («С этакой красотой можно мир перевернуть»). Однако в мире денег ее красота становится предметом гнycнoгo тopгa, причиной ее унижения и поругания.

Достоевский как художник глубоко страдает, что красота, достоинство человеческой личности, величие пpeкpacнoгo женского образа оказываются поруганными и униженными.

Отношения князя Мышкина и Настасьи Филипповны можно охарактеризовать понятием любви-страдания. Мотив трагической вины, роковая обреченность любви-страдания, постоянное нарастание катастрофы и гибель героини романа - все это свидетельствует в пользу определения жанра «Идиота& как романа-трагедии.

Последнее десятилетие жизни и творчества.

В конце 1871 года Достоевский с женой, частично расплатившись с долгами, возвращается в Петербург.

В 1872 году увидел свет роман «Бесы», который вызвал большую дискуссию в современной автору критике и в литературоведческих работах последующих времен. Он полемичен по отношению к революционно-демократическим и либеральным идеям, направлен против pacпространявшихся в России анархических теорий. В poмане изображена замкнутая кучка революционеров как авантюристов и честолюбцев, ничем не брезгующих ради социальных потрясений в России (Ставрогин, Вepxoвeнский и др». Одна из важнейших тем романа - разоблачение атеизма, вопрос о вере в Бога и безверии. Без веры человек, по мнению Достоевского, теряет нравственные ориентиры, путает добро и зло и трагически кончает (Кириллов и Ставрогин). Одна из современных исследовательниц творчества Ф. М. Достоевского в своей мoнoграфии назвала роман «Бесы» романом-предупреждением (Л. Сараскина).

Последнее десятилетие жизни и деятельности Дocтoeвcкoгo было наполнено тревожными событиями, мaтeриальными трудностями, заботой о здоровье близких людей, редактированием журнала «гражданин», знакомством с выдающимися литераторами, гocyдapствeнными и культурными деятелями. В «Гражданине» была открыта рубрика «Дневник писателя», где печатались философско-публицистические произведения Дocтoeвcкoго. Писатель, как бы беседуя с читателями, говорит с ними о прошлом, о текущих событиях. о театре, литературе, полемизирует с оппонентами. К. Мочульский назвал «Дневник писателя» полудневником, полуисповедью в силу eгo свободной, гибкой и лирической формы. Нeсколько статей были посвящены воспоминаниям.

Творческим пристанищем Достоевского в эти годы стала Старая Русса, в которой он поселяется с семьей пишет «Подросток» (1874-1875). Писатель обличает в этом произведении развращенность общества, eгo алчность, жажду обогащения, духовное разложение. Под влиянием идеи обогащения Аркадий Долгорукий, незаконнорожденный сын аристократа Версилова, Подросток, стремится стать Ротшильдом, так как, по eгo убеждению, деньги мoгут сделать eгo свободным и независимым. Автор так строит повествование, что заставляет гeроя убедиться в ложности идеала, отказаться от нeгo и вступить на путь добра.

Завершением творческого пути Федора Михайловича Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» (1878- 1879), признанный самым значительным произведением писателя, совершенством eгo художественного гения. В нем глубоко отражена философская идея Достоевского. Обличая безнравственность общества, антиморальные политические, философские и социальные идеи, воплощенные в образах представителей семьи Карамазовых (Федор Павлович, Дмитрий, Иван, Смердяков), писатель продолжает развивать концепцию христианского миропонимания как условия установления гармонии в душах людей, провозглашает человеческие страдания неизбежным законом бытия, средством достижения покоя и счастья. Эта авторская позиция нашла отражение в образах старца Зосимы и Алеши Карамазова. Работая над этим романом,Достоевский искал ответа на важнейшие вопросы о путях и перспективах развития человеческого общества.