Биография короленко

Короленко Владимир Галактионович

(1853-1922) - прозаик, публицист.
Родился Короленко в семье уездного судьи, начал учиться в польском пансионе, затем в Житомирской гимназии, а заканчивал Ровенскую реальную гимназию.
В 1871 году окончил ее с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт. Но нужда вынудила Короленко оставить учение и перейти на положение "интеллигентного пролетария". В 1874 году он переезжает в
Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную (ныне Тимирязевскую) академию. В 1876 году был исключен из гимназии на год и выслан в ссылку, которую затем заменили поднадзорным "жительством" в Кронштадте. В восстановлении в Петровской академии Короленко было отказано, и в 1877 году в третий раз он становится студентом - Петербургского горного института.
В 1879 году по доносу агента царской жандармерии Короленко был арестован. На протяжении последующих шести лет он был в тюрьмах, на этапах, в ссылках. В этом же году в петербургском журнале появился рассказ Короленко "Эпизоды из жизни искателя". Находясь в Вышневолоцкой политической тюрьме, он пишет рассказ "Чудная" (рукопись распространилась в списках, без ведома автора рассказ был напечатан в 1893 году в Лондоне, в России - лишь в 1905 году под заглавием "Командировка").
С 1885 года Короленко было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде. Следующие одиннадцать лет были периодом расцвета его творчества, активной общественной деятельности. С 1885 года в столичных журналах регулярно публикуются рассказы и очерки, созданные или напечатанные в ссылке: "Сон Макара", "В дурном обществе", "Лес шумит", "Соколинец" и др. Собранные воедино в 1886 году, они составили книгу "Очерки и рассказы". В том же году Короленко работал над повестью "Слепой музыкант", выдержавшей при жизни автора пятнадцать изданий.
Рассказы составили две группы, связанные с источниками тем и образов: украинские и сибирские. Еще один источник впечатлений, отразившийся в ряде произведений Короленко, - Волга и Приволжский край. Волга для него - "колыбель русского романтизма", ее берега еще помнят походы Разина и Пугачева, раздумьями о судьбе русского народа наполнены "волжские" рассказы и путевые очерки: "За иконой", "На затмении" (оба - 1887), "В облачный день" (1890), "Река играет" (1891), "Художник Алымов" (1896) и др. В 1889 году выходит вторая книга "Очерков и рассказов".
В 1883 году Короленко уезжает в путешествие по Америке, результатом которого явился рассказ, а по сути целый роман о жизни украинца-эмигранта в Америке "Без языка" (1895).
Короленко считал себя писателем-беллетристом "только наполовину", другой половиной его работы была публицистика, тесно связанная с его многогранной общественной деятельностью. К середине 80-х годов Короленко публикует десятки корреспонденции и статей. Из его публикаций в газете "Русские ведомости" составилась книга.
"В голодный год" (1893), в ней потрясающая картина народного бедствия связывается с нищетой и крепостной зависимостью, в которой продолжала оставаться русская деревня.
По состоянию здоровья Короленко переселяется в Полтаву (после того, как Российская Академия наук в 1900 году избирает его почетным членом). Здесь он завершает цикл сибирских рассказов ("Государевы ямщики", "Мороз", "Феодалы", "Последний луч"), пишет рассказ "Не страшное".
В 1903 году выходит третья книга "Очерков и рассказов". С 1905 года началась продолжавшаяся до смерти Короленко работа над многотомной "Историей моего современника".
После поражения первой русской революции 1905 года он выступает против "дикой оргии" смертных казней и карательных экспедиций (очерки "Бытовое явление" (1910), "Черты военного правосудия" (1910), "В успокоенной деревне" (1911), против шовинистической травли и клеветы ("Дело Бейлиса" (1913).
Выехав накануне первой мировой войны для лечения за границу, Короленко смог вернуться в Россию лишь в 1915 году. После Февральской революции он выпускает брошюру "Падение царской власти".
Борясь с прогрессирующей болезнью сердца, Короленко продолжает работу над "Историей моего современника", очерками "Земли! Земли!", организует сбор продовольствия для детей Москвы и Петрограда, основывает колонии для сирот и беспризорных, избирается почетным председателем Лиги спасения детей, Всероссийского комитета помощи голодающим. Смерть писателя наступила от рецидива воспаления мозга.
Одна из главных тем художественного творчества Короленко - путь к "настоящему народу". Раздумья о народе, поиски ответа на загадку русского народа, так много определившие в человеческой и писательской судьбе Короленко, тесно связаны с вопросом, который проходит через многие его произведения. "Для чего, в сущности, создан человек?" - так поставлен вопрос в рассказе "Парадокс". "Человек рожден для счастья, как птица для полета", - отвечает в этом рассказе существо, исковерканное судьбой.
Как бы ни была враждебна жизнь, "все-таки впереди - огни!" - писал Короленко в стихотворении в прозе "Огоньки" (1900). Но оптимизм Короленко не бездумный, не закрывающий глаза на реальность. "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него". Так Короленко утверждает свое понимание счастья.
Короленко - реалист, которого всегда привлекал романтизм в жизни, размышляющий о судьбах романтического, высокого в суровой, совсем не романтической действительности. У него много героев, чей духовный накал, самосжигающая беззаветность приподнимают их над тупой, сонной действительностью, служат напоминанием о "высшей красоте человеческого духа".
"... Открыть значение личности на почве знания массы", - так формулировал задачу литературы Короленко еще в 1887 году. Это требование, осуществленное в творчестве самого Короленко, связывает его с литературой последующей эпохи, отразившей пробуждение и деятельность масс.

) очень типично для того, что в 1880-е и 1890-е годы считалось «художественным». Оно полно эмоциональной поэтичности и «тургеневских» картин природы. Лирический элемент сегодня представляется несколько устарелым и неинтересным, и мы в большинстве, вероятно, предпочтём его последнюю книгу, в которой он почти полностью освободился от «поэтичности». Но именно эта поэтичность пришлась по вкусу русской читающей публике его эпохи, которая оживила культ Тургенева . Хотя всем было известно, что Короленко радикал и революционер, все партии приняли его с равным восторгом. Независимый от партийной принадлежности прием, оказываемый писателям в 80-е гг., был знаком времени. Гаршин и Короленко были признаны классиками (меньшими, но классиками!) раньше, чем получил хотя бы отдаленное признание Лесков (который гораздо крупнее их, но родился в менее удачное время).

Портрет Владимира Галактионовича Короленко. Художник И. Репин, 1912

Поэтичность Короленко хоть и поблекла с годами, но первые его вещи все еще сохраняют часть своего очарования. Ибо даже эта его поэтичность поднимается над уровнем «миловидности» в описаниях величественной северной природы. Северо-восток Сибири с его обширными необжитыми пространствами, короткими полярными днями и ослепительными снежными пустынями живет в его ранних рассказах во всей своей впечатляющей огромности. Он мастерски пишет атмосферу. Все, кто читал, помнят романтический остров с разрушенным замком и высокие, шумящие на ветру тополя в рассказе В дурном обществе (см. полный текст этого рассказа на нашем сайте).

Но неповторимость Короленко – в соединении поэтичности с тонким юмором и неумирающей верой в человеческую душу. Сочувствие к людям и вера в человеческую доброту характерна для русского народника; мир Короленко – это мир, основанный на оптимизме, ибо человек по природе добр, и только дурные условия жизни, созданные деспотизмом и грубым эгоистическим капитализмом, сделали его таким, какой он есть, – бедным, беспомощным, нелепым, жалким и вызывающим раздражение созданием. В первом рассказе Короленко – Сон Макара – есть истинная поэзия, не только в том, как написан якутский ландшафт, но, главное, в глубочайшем и неистребимом авторском сочувствии к темному непросвещенному дикарю, наивно-эгоистичному и все-таки несущему в себе луч божественного света.

Владимир Галактионович Короленко. Видеофильм

Особенно прелестен короленковский юмор. В нем совершенно нет сатирических ухищрений. Он непринужденный, естественный, и есть в нем та легкость, которая у русских авторов встречается редко. У Короленко юмор нередко перевит с поэзией, как в прелестном рассказе Ночью , где дети ночью, в спальне, обсуждают захватывающий вопрос – откуда берутся дети. Йом Кипур , со своим забавным древнееврейским дьяволом, представляет собой ту смесь юмора и фантазии, которая так прелестна в ранних рассказах Гоголя , но краски Короленко мягче, спокойнее, и, хотя в нем нет и грамма творческого богатства его великого земляка, он превосходит его теплотой и человечностью. Самый чисто юмористический из его рассказов – Без языка (1895) – повествует о трех украинцах-крестьянах, эмигрировавших в Америку, не зная ни слова ни на одном языке, кроме своего собственного. Русская критика называла этот рассказ диккенсовским, и это справедливо в том смысле, что у Короленко, как и у Диккенса , нелепость, абсурдность персонажей не мешает читателю их любить.

Последняя вещь Короленко – его автобиография, рассказ о собственной жизни, необыкновенно точный и правдивый, но который он, из какой-то сверхщепетильности, назвал историей не своей, но своего современника. Она менее поэтична, чем его первые вещи, она никак не приукрашена, но там очень сильны два главных качества короленковской прозы – юмор и человечность. Мы встречаем там прелестные картины жизни полупольской Волыни; видим его отца, щепетильно-честного, но своенравного. Он вспоминает свои первые впечатления – деревня, школа, великие события, свидетелем которых он стал, – освобождение крестьян и польское восстание . Он показывает нам необыкновенно живые фигуры чудаков и оригиналов – пожалуй, их портреты удались ему лучше всех прочих. Это, конечно, не сенсационная книга, но это восхитительно спокойная история, рассказанная старым человеком (ему было всего пятьдесят пять лет, когда он ее начал, но что-то от «дедушки» в образе Короленко всегда присутствовало), у которого много времени, и он с удовольствием рассказывает, оживляя память о случившемся пятьдесят лет назад.

Владимир Галактионович Короленко, чью краткую биографию мы сегодня рассмотрим — это писатель средины 19 начала 20 вв. Он был замечательным русским автором, работал в журналистике, был публицистом. Его творчество изучают в школе, поэтому Короленко и его краткая будет полезна для детей.

Короленко Биография. Кратко самое главное

Давайте сейчас познакомимся кратко с биографией Короленко, останавливаясь более подробно на его детстве, творчестве и интересных фактах из его жизни.

Владимир Короленко биография: детские годы

Жизненный путь и краткая биография Короленко, которого изучают в 5 классе, начинается в 1853 году в Житомире. Именно там в семье уездного судьи родился в июле будущий писатель. Его мать — полячка, поэтому будущий писатель с рождения знал польский. Начальные знания он получает в местной гимназии, а после переезда в Ровно, поступает в училище. Вообще детство и отрочество Владимира прошли в небольших городках, где окружали его польская, еврейская и украино-русская народности. Они и отразятся в будущем в его творчестве, где переплелись польская романтичность с украино-русским колоритом, поэтичностью и задушевностью.

После училища мальчик поступает в Петербурге в технический институт. На тот момент отец его умер, оставив семью без денег. Мальчику приходится терпеть лишения и голодать. Позже мать добьется переезда сына в Москву, где он станет в 1874 году стипендиатом в земледельческой академии. Но его оттуда исключают из-за участия в студенческих движениях. Его высылают в Кронштадт. По возвращении в Петербург в 1877 году он становится студентом горного института. Позже его и отсюда исключат, выслав в Глазов, а за отказ присягнуть Александру Третьему его вышлют в Сибирь.

Литературное творчество

Если говорить о его творческой биографии, то первая литературная деятельность пришлась, когда он учился в горном институте. Первое его произведение называлось Эпизоды из жизни искателя. Данную новеллу он пишет в 1879 году. Однако основное его творчество пришлось на период с 1885 по 1895 гг. За этот промежуток времени он пишет знаменитое произведение Сон Макара, позже будут и другие не менее замечательные работы, среди которых Без языка, написанный во время путешествия писателя по другим странам.

Его работы переводились на иностранные языки и были признаны по всему миру.

Короленко живет сначала в Петербурге, а потом переезжает в 1900 году в Полтаву. Там он продолжает писать новеллы, а на последних годах жизни пишет автобиографическую работу История моего современника. Умер В.Г. Короленко в 1921 году.

Если останавливаться на интересных фактах в биографии писателя, то стоит сказать, что родился он в Украине, там же и получил начальное образование.

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 г. в Житомире. Его отец Галактион Афанасьевич был уездным судёй, отличался нравом суровым и строгим, но был человеком великодушным. Гуманизм писателя Короленко сформирован в том числе наблюдением за собственными родителями. Характер отца Короленко описан в рассказе «В дурном обществе» в образе отца главного героя, справедливого судьи.

Из-за того что Галактион Короленко не брал взяток, он слыл в городе чудаком. После его смерти горожане укоряли судью в том, что он оставил детей нищими.

Отец Короленко происходил из казачьего рода. Согласно семейному преданию, Короленко были потомками Ивана Короля, казачьего полковника из Миргорода. От того же полковника происходил и академик Вернадский, довольно близкий родственник писателя Короленко (троюродный брат).

Мать писателя была дочерью польского помещика, исповедовала католицизм. Родным языком будущего писателя был польский. Обучение он тоже начинал по-польски в польском пансионе Рыхлинского. Потом Владимир учился в Житомирской гимназии, пока семья не переехала в Ровно.

У Короленко было два брата и три сестры, одна из которых умерла в младенчестве. Отец скончался, когда Владимиру было 15 лет, в 1868 г. После окончания Ровенского реального училища Короленко поступил в Петербургский технологический институт в 1871 г.

Попав в Петербург, Короленко увлёкся общественной жизнью, но вынужден был оставить учёбу из-за крайней бедности. Некоторое время он работал корректором, а в 1874 г. поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве, где мог получать стипендию. Его учителем был молодой Тимирязев, впоследствии ставший знаменитым учёным. Тимирязев стал прототипом Изборского в повести «С двух сторон», о нём Короленко размышлял в «Истории моего современника».

Короленко стал активистом студенческих сходок, а в 1876 г. был исключён сроком на один год за составление коллективного заявления студентов против администрации академии. Вскоре он был арестован и сослан в Усть-Сысольск, а затем поселён в Кронштадте. Через год Короленко попытался восстановиться в академии, но ему было отказано из страха, что он увлечёт своими идеями других студентов.

Короленко вынужден был работать корректором в петербургской газете «Новости». В 1877 г. он поступил в Петербургский горный институт.

«Гниль и разложение. Ложь сверху донизу»

Так Короленко характеризовал современное ему общество. Юноша всё ещё считался неблагонадёжным и вскоре был арестован вместе с двумя братьями. Он был сослан в город Глазов на Урале. Побоявшись его «самостоятельных и дерзких наклонностей», исправник добился его поселения в Березовских Починках – страшной глуши. В 1880 г. Короленко был ложно обвинён в побеге и арестован, потом сослан в Восточную Сибирь и дошёл до Томска, но был возвращён и поселён в Перми. Чтобы прокормить себя и семью, он работал сапожником, пока не получил должность письмоводителя железной дороги в 1881 г. Но через полгода Короленко снова был арестован за нежелание подписать присягу Александру 3. Короленко был назван государственным преступником, сослан в Восточную Сибирь и после тюремного заключения отправлен на поселение в слободе Амге Якутской области. Только в 1885 г. Короленко было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде. К этому времени им было создано немало рассказов, написанных в перерывах между сельскохозяйственным трудом в поселении и занятиями сапожным делом.

Начало литературного творчества

Первые рассказы Короленко напечатал в 1879 г., но вскоре был сослан в Амгу, где написал лучшие свои рассказы, опубликованные только в 1885 г: «Сон Макара», «В дурном обществе», «Соколинец». В 1886 г. вышла первая книга очерков и рассказов Короленко и была напечатана повесть «Слепой музыкант». О первой своей книге Короленко получил восторженные отзывы Чехова, Гаршина, Чернышевского. Рассказы посвящены людям, стремящимся к правде и свободе ценою собственных страданий («Чудная» о мужественной юной революционерке, «Яшка» об обличающем начальников крестьянине, «Соколинец» о потерявшем свободу человеке). Рассказы, написанные в ссылке, связаны с новыми впечатлениями писателя («Сон Макара» о трудной жизни якутского крестьянина, «Убивец» о правдоискательстве).

«Человек создан для счастья, как птица для полёта»

Этот известный афоризм произносит один из героев рассказа «Парадокс». Парадоксально то, что человек, чаще всего, не достигает своего предназначения. Короленко противился этому факту не только всей своей судьбой, но и наиболее значительным своим произведением – повестью «Слепой музыкант». Главный герой, слепой от рождения, преодолевает предназначенные ему темноту и несчастья, став знаменитым музыкантом и прозрев духовно, переключившись с собственного страдания на страдания других.

Короленко видел основную задачу писателя в том, чтобы менять общество и жизнь в целом. Он считал, что литература должна звать, отвергать, проклинать и благословлять.

За время жизни в Нижнем Новгороде (с 1886 по 1896 гг.) Короленко написал серию рассказов о сапожнике, обличающем общество, книгу очерков «В пустынных местах», «Павловские очерки» о тяжёлом труде павловских кустарей. В 1892 г. Короленко побывал в пострадавшем от неурожая Лукояновском уезде Нижегородской губернии и написал обличительный очерк «В голодный год».

Газетные статьи писателя направлены против власть имущих Нижнего Новгорода. Публицистика позволяла писателю вмешиваться в жизнь непосредственно.

Гуманизм Короленко

Короленко был величайшим гуманистом своего времени. Он ценил человека как такового, невзирая на его общественный статус или национальность. Доказательство этому – участие Короленко в «мултанском деле». Короленко выступил в защиту удмуртских крестьян, вотяков, которых обвинили в ритуальном убийстве и осудили на каторжные работы. Короленко добился пересмотра дела и взял на себя обязанности защитника. Через 8 дней после его защитной речи крестьянам вынесли оправдательный приговор.

Короленко трепетно относился к вопросу национальностей и рас, видя за условностью личность. Он защищал не только вотяков, но и евреев, описанных в повести «Без языка» с симпатией. В 1893 г. Короленко посетил выставку в Чикаго и был потрясён отношением к неграм, которых при первом же проступке ждали «линч и казнь», в стране, называющей себя свободной и демократической. В повести «Без языка» описаны приключения крестьянина Матвея Лозицкого, который с Волыни поехал в Америку искать лучшей жизни. Америка описана глазами этого прямого простодушного человека, честного и трудолюбивого. Встретив евреев-соотечественников, Матвей находит в них много общего с собой. Они оказываются такими же, как и он, жертвами обстоятельств, оторванными от дома и неуверенными в будущем. Так Матвей приходит к ценности человеческой личности. Ему самому помогают люди разных национальностей, убеждений, материального и социального положения.
В 1889 г. Короленко знакомится с Горьким, который считал Короленко писателем-демократом, продолжателем традиций русской литературы. Когда Николай I в 1902 г. отменил своим указом решение Академии наук о выборе Горького в его члены, Короленко, почётный академик по разряду изящной словесности, в 1902 г. подал заявление о выходе из академии.

Полтавский период жизни и творчества

В 1900 г. Короленко переезжает в Полтаву и живёт там до самой смерти. Всю жизнь семья Короленко жила очень скромно, довольствуясь самым необходимым и в быту, и в пище. Супруги Короленко воспитывали двух дочерей, а двое детей у них умерло в младенчестве. Рассказы Короленко этого периода посвящены героям, которые пошли на компромисс со своей совестью. «Смиренные» о ложном смирении, слепоте жителей деревни. «Не страшное» о вялой жизни обывателей, которые не отличают уже добра от зла.

С 1905 по 19011 гг. в ряде статей и очерков Короленко критикует действия правительства. Среди них «Сорочинская трагедия» - ответ писателя на обвинения в подстрекательстве к убийству полицейского Филонова, расправившегося над сорочинскими крестьянами. Книга «Бытовое явление», очерк «В успокоенной деревне» - о реакции правительства на революцию 1905 г.

Над книгой «История моего современника» Короленко работал с 1902 г. и до самой смерти. Последние главы о возвращении из якутской ссылки написаны за несколько дней до смерти. Книга – попытка осознать и проанализировать исторические и общественные события, свидетелем которых был писатель. В «современнике» угадывается он сам, описан жизненный путь Короленко с детства до становления его как писателя. Многие сюжеты и герои рассказов Короленко позаимствованы из его биографии.

Владимир Галактионович Короленко – русский прозаик, публицист, Почетный академик Петербургской АН (1900-1902 ) и РАН (1918 ) – родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец – украинец, из старинного казачьего рода, мать – полька, католичка. Его отец был чиновником судебного ведомства и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды чиновников того времени. Мать писателя была дочерью помещика средней руки. В 1868 году отец Короленко умер, оставив семью без всяких средств. В это время будущий писатель был гимназистом 6 класса.

В.Г. Короленко учился в Санкт-Петербургском технологическом институте (с 1871 г .), Петровской земледельческой и лесной академии в Москве (с 1874 г. ), Санкт-Петербургском горном институте (с 1877 г. ); ни одно из этих учебных заведений не окончил вследствие арестов по политическим мотивам и длительных ссылок в Вятскую губернию и Якутию, давших богатый материал для его дальнейшего творчества. В 1885-1896 гг. Короленко жил в Нижнем Новгороде; в 1893 году совершил поездку в США (впечатления от этой поездки отразились, в частности, в повести «Без языка», 1895 ) и Западную Европу. В 1896 году переехал в Санкт-Петербург, где совместно с Н.К. Михайловским издавал журнал «Русское богатство». С 1900 года В.Г. Короленко живет в Полтаве.

Убежденный гуманист, ставший для многих современников олицетворением гражданской совести (М. Горький назвал его «честнейшим русским писателем»), Короленко не принял Октябрьскую революцию 1917 года; выступал против большевистского террора («Письма к Луначарскому», опубликованные в Париже в 1922 г . , в СССР в 1988 г .). К Короленко относились с демонстративным уважением, но его неоднократные призывы к гуманности игнорировали.

Короленко дебютировал в печати как корреспондент газеты «Новости» (1878 ). Первый рассказ «Эпизоды из жизни «искателя»» (1879 ) о молодом разночинце отразил увлечение Короленко идеями народничества. Известность принес рассказ «Сон Макара» (1885 ) – проникнутое глубоким сочувствием повествование о жизни человека из народа, страдания которого перевешивают на весах Господа его грехи.

Убийство и пролитие крови - темы, волновавшие многих писателей XIX века и рассматривавшиеся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой.

Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность - она расшатывает убеждения. Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель не до конца сформулирована, - вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре - человек, который не сломлен.

Среди лучших произведений Короленко: рассказ «Чудная» (1880 , опублик. в 1905 ) о несгибаемом характере ссыльной девушки-революционерки; «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахиме, сыне Иегуды» (1886 ) о восстании иудеев против своих поработителей-римлян, носящее аллегорический характер; «полесская легенда» «Лес шумит» (1886 ), изображающая времена запорожского казачества; повести: «В дурном обществе» (1885 ) – не лишенное романтизации и построенное отчасти на автобиографическом материале повествование об обитателях социального «дна»; «Слепой музыкант» (1886 ) – «этюд» о торжестве духа над плотью, включающий в себя элементы естественно-научного исследования; символический «эскиз» «Река играет» (1892 ).

Короленко много работал в документально-художественном и публицистическом жанрах. В 1895-1896 гг . Короленко успешно выступал в качестве общественного защитника в суде по делу крестьян-удмуртов из с. Старый Мултан, ложно обвиненных в ритуальном убийстве; его очерки об этом деле составили цикл «Мултанское жертвоприношение» (1895-1898 ). Цикл очерков «Сорочинская трагедия» (1907 ) – о расправе с крестьянами местечка Сорочинцы. В очерках «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (оба 1910 года ), «В успокоенной деревне» (1911 ) и др. Короленко обличает власть за массовые казни участников первой русской революции. Пафосом борьбы с национализмом проникнуты статьи и корреспонденции Короленко, связанный с «делом Бейлиса» (1913 ).

Самое крупное произведение Короленко – многотомная автобиография «История моего современника» (опублик. в 1922-1929 гг .), сочетающая художественное и публицистическое начала, лиризм и очерковость; повествование в ней доведено до 1884 года. Короленко – автор литературно-критических статей и воспоминаний о Н.Г. Чернышевском (1890 ), В.Г. Белинском (1898 ), Г.И. Успенском (1902 ), А.П. Чехове (1904 ), Л.Н. Толстом (1908 ), Н.В. Гоголе (1909 ).

Отрицая натурализм, порожденный рационалистическим позитивистским мировоззрением, Короленко в своем творчестве тяготел к синтезу реалистичного и романтичного начал; достоверность, а порой и этнографическая точность в воссоздании быта сочетаются в его произведениях с интересом к скрытым силам человеческой души, понимаемой Короленко как общемирового «бесконечного создания». Оптимистичное отношение к жизни, обостренное чувство справедливости и вера в торжество добра нашли выражение в знаменитой формуле: «человек создан для счастья, как птица для полёта» (рассказ «Парадокс», 1894 ).