Биография и личная жизнь гелены великановой. Биография и личная жизнь гелены великановой А ревность или зависть на эстраде были всегда



В 1944 года Гелена вернулась в Москву и поступила в музыкальное … Читать всё

Гелена Марцелиевна Великанова родилась 27 февраля 1922 года в Москве в семье выходцев из Польши, отец был наполовину литовец с фамилией Великанис.
В 1941 года Геля закончила школу, хотела поступать в музыкальное училище, но началась война, и семья эвакуировалась в Томск, где она работала в госпитале, участвовала в концертах для раненых.
В 1944 года Гелена вернулась в Москву и поступила в музыкальное училище им. Глазунова. Училась она успешно, преподаватели нацеливали её на оперетту, но её привлекала только эстрада. Окончив училище, она поступила на эстрадное отделение Школы-студии МХАТа. На профессиональную сцену вышла впервые в 1948 г., а через несколько лет к ней пришло признание.
С 1950 года Великанова - солистка Москонцерта. Среди первых песен, спетых ею, - жанровые произведения советских и зарубежных композиторов: «Мне весело», «Письмо к матери», «Маринике», «Возвращение моряка», «Маленькая Мари». Удавалось ей и исполнение детских песенок.
Популярность певицы возросла, когда она обратилась к песням, раскрывающим глубокие человеческие чувства, с ярко выраженным гражданским содержанием. Таковыми были «На кургане», «Другу», «Идут белые снеги», песни на стихи С.Есенина и Н.Матвеевой, которые стали свидетельствами как бы второго рождения певицы, обретения ею подлинного мастерства, при котором высокий уровень стал отметкой не только исполнительства, но и того, что пела певица.
Во многом поэтическая культура певицы сформировалась благодаря её супругу известному поэту Николаю Доризо.
С 1986 по 1995 гг. Великанова преподавала в музыкальном училище им. Гнесиных.
В 1992 году ей присвоено звание - Народная артистка России.
В 1998 году Великанова отметила 50-летие сценической деятельности. 16 апреля состоялась церемония закладки её звезды перед концертным залом «Россия».
Умерла Гелена Марцелиевна 10 ноября 1998 года.

В середине ХХ века ее песни пела вся страна. Голос-колокольчик Гелены Великановой раздавался из каждого окна. Несколько лет она блистала на сцене, а потом внезапно исчезла. Ходили слухи, что ей запретила выступать сама Фурцева. Что на самом деле случилось с великой певицей?

Биография Гелены Великановой

Будущая артистка родилась 27 февраля 1923 года в городе Москве. Семья жила небогато, но для того времени это было нормой. В большом столичном дворе их дома все были примерно в одинаковом положении. Девочка росла общительной и дружелюбной, что всегда привлекало других детей на площадке. В школе училась хорошо. Ее вокальные данные были замечены педагогами, и в 1941 году Гелена поступила в музыкальное училище. Но война не дала ей возможности получить нужные знания. Вместе с матерью Гелена Великанова уехала в Томск, где вскоре потеряла ее и осталась одна. Не имея возможности заниматься вокалом, она поступает в институт инженеров транспорта. Однако преподаватели настаивают на ее возвращении в Москву. Такой талант не должен пропадать. К тому же у девушки совсем не было склонности к математике.

Гелена Великанова возвращается в столицу в 1944 году. Ей удалось поступить в музыкальное училище имени Глазунова, где 4 года она отрабатывает свои навыки в пении. Затем последовал первый успех. Лирические песни «Маринике», «Письмо матери», «Маленькая Мэри» становятся ее визитной карточкой. Позднее она обратится к более глубокому материалу и станет исполнять композиции на стихи Есенина и Матвеевой.

Голос сердца

Настоящий успех пришел к Гелене Великановой после таких песен, как «Стоят девчонки», «Ландыши», «Цыганка». Критики отрицательно восприняли такие незамысловатые и шуточные композиции в период, когда стране требовались патриотические гимны. Для них был даже придуман специальный термин - «ландышевое искусство». Песня была названа буржуазной пошлостью.

Оскар Фельцман не считал свои стихи слишком легкомысленными и продолжал писать для певицы. Простым людям полюбились «Ландыши», и позднее их перепело множество исполнителей не только в Союзе, но и за рубежом. Песни Гелены Великановой звучали на всех танцплощадках. Несмотря на критику и травлю, девушка продолжала петь для народа.

Неформатная певица

Критиковали не только музыкальное творчество артистки, но и ее концертные наряды. Длинное черное платье в пол и перчатки до локтя вызвали настоящее негодование у Фурцевой. Министр культуры резко высказалась по поводу ее внешнего вида и назвала «несоветской» певицей. Гелена не стала идти на поводу у партии и продолжала носить платья с открытыми плечами. Фасоны для своих нарядов всегда рисовала сама. Польская кровь и чувство собственного достоинства не позволяли носить ей советский ширпотреб. Однако все эти неприятности сделали свое дело - после нескольких лет на сцене она теряет голос. Обычная простуда и неправильное лечение лишили ее самого большого богатства.

Личная жизнь Гелены Великановой

Однажды на концерте певица познакомилась с поэтом Николаем Доризо. Чувства вспыхнули мгновенно, и вскоре их роман обсуждала вся Москва. В браке родилась дочь Елена, но спустя шесть лет супруги разошлись. Женщина не запрещала видеться девочке с отцом, хотя расставание с мужем прошло не совсем гладко. Второй раз Гелена вышла замуж за известного режиссера Николая Генералова. Этот союз просуществовал 12 лет.

Другая деятельность

Помимо выступлений на сцене, талантливая женщина успела сняться в нескольких фильмах. Это были эпизодические роли. Гораздо чаще ей предлагали исполнить песни за героев или записать композиции для титров. В 1986 году ей предложили место преподавателя по вокалу в Музыкальном училище Гнесиных. 10 лет она учила новых талантливых исполнителей совершенствовать свои певческие способности. Самой любимой ученицей великой певицы стала Алла Перфильева, которую страна знает под псевдонимом Валерия.

Трагическая смерть

10 ноября 1998 года все поклонники Гелены Великановой должны были собраться в Доме актеров на ее творческий вечер. Но люди не дождались своего кумира - женщина умерла на пороге своей ванной комнаты. Вероятно, перед уходом она заглянула в комнату, и в этот момент у нее остановилось сердце. В свои 75 лет Гелена никогда не жаловалась на здоровье и выглядела намного младше своего возраста. Множество надежд и творческих планов этой великой женщины остались нереализованными.

Гелена Марцелиевна Великанова покорила сердца советских слушателей искренностью, душевностью, чистым голосом. Песни, которые она пела, были разными по стилю, позволяя певице раскрыться в нескольких амплуа.

Ах, под какие песни мы с вами росли... Вот слушаю сейчас, и волнами окатывают воспоминания... Радиоприемник на беленой стене. Воскресный концерт по заявкам радиослушателей... Как мы ждали, торопя время, встречи с любимыми песнями. А потом мчались друг к дружке:"Ты слышала?" И записывали, лихорадочно чиркая по первой попавшейся бумажке, слова.

А они сами собой запоминались. И помнятся до сих пор!


Гелена Великанова родилась 27 февраля 1923 года в Москве в семье выходцев из Польши. Ее отец был наполовину литовец с фамилией Великанис, а семья жила в центре Москвы на Арбате.

После окончания школы Гелена хотела поступать в музыкальное училище, но началась Великая Отечественная война, и семья эвакуировалась в Томск, где Гелена работала в госпитале, участвовала в концертах для раненых. В 1944 году Гелена вернулась в Москву и поступила в музыкальное училище имени Глазунова.

Училась она успешно, преподаватели рекомендовали ей идти в оперетту, но её привлекала только эстрада. Окончив училище, она поступила на эстрадное отделение Школы-студии МХАТа, которую возглавляли артисты Б.Петкер и О.Андровская. Именно благодаря им, она, по ее словам, поняла, что артист должен уметь раскрывать истинную суть того произведения, которое берется исполнять, и проникнуть в характер своего песенного героя.

На профессиональную сцену Гелена впервые вышла в 1948 году, и через несколько лет к ней пришло признание. С 1950 года Великанова стала солисткой Москонцерта. Среди первых песен, спетых ей, были жанровые произведения советских и зарубежных композиторов: «Мне весело», «Письмо к матери», «Маринике», «Возвращение моряка» и «Маленькая Мари».

Ей нравилось исполнять детские песни. Гелена Великанова была необычайно популярна в СССР в 1960-е годы. Как и Марк Бернес, и Майя Кристалинская.

Успех певицы возрос, когда она стала исполнять песни Сергея Есенина и Новеллы Матвеевой с ярко выраженным гражданским содержанием «На кургане», «Другу», «Идут белые снега». Во многом поэтическая культура певицы сформировалась благодаря её супругу — известному поэту Николаю Доризо, о любви к которому Великанова говорила: «Это чувство умрет только вместе со мной». У Гелены и Николая родилась дочь Елена.

«Я не люблю тоскливых и печальных песен и никогда не включаю их в свой репертуар, – говорила Великанова, – не грусть, не тоску мне хочется нести слушателям, а преодоление этой грусти и всегда хоть чуточку надежды…» Этой теме Гелена Великанова была верна, исполняя лирический романс Булата Окуджавы «Зачем мы перешли на «ты», в котором за шутливым тоном скрывается грустный упрек, или песню Э.Колмановского на слова И.Гофф «Когда разлюбишь ты».

Самой известной, и вызвавшей поначалу много критики, в ее репертуаре стала песня Оскара Фельцмана «Ландыши».

Гелена Великанова принесла на эстраду высокую поэзию. Она пела композиции на стихи Цветаевой, Ахматовой, Есенина и Киплинга. Она подняла эстрадную песню на небывалую высоту, сделав ее составной частью духовной жизни своих современников. «Она — певица всех времен, второй такой нет, — сказал о ней гениальный танцовщик Махмуд Эсамбаев. — Это любимая всеми и мудрая актриса».

Гелена Великанова не соблюдала никаких диет. Любила все мучное, особенно пончики с мясом. Они были ее фирменным блюдом, наряду с мясом с черносливом. У Гелены была на протяжении всей ее долгой жизни безупречная фигура. На вопрос своей подруги Валентины Терской — какие упражнения она делает, чтобы сохранить ее? — она ответила: «Использую самое доступное: летом — плаванье, а зимой — лыжи.

А, кроме того — уборка дома, которой занимаюсь сама. Содержать все в идеальной чистоте — мой главный «секрет изящества». Что касается манер, то это у меня от мамы. Она из дворянского рода. С детства учила сидеть не горбясь, не жеманничать, не жестикулировать, а уметь находить точные слова, выражающие мысли.

Словом, вести себя как подобает настоящей леди, просто и естественно. Что касается одежды, то считаю лучше не купить какие-то заморские деликатесы, но на элегантное платье не поскупиться. Всю жизнь мне шили платье две портнихи. Одна из Дома моделей, другая — из театральных мастерских. На праздник можно и разориться, купить 2–3 килограмма мяса.

Посолить, поперчить и положить на противень. Через некоторое время разложить вокруг промытый чернослив, яблоки и нарезанный картофель. Все это долго запекается на медленном огне в духовке. Не менее 2 часов. Зато вкуснота необыкновенная…».

Гелена Великанова и Валерий Ободзинский

Великанова одной из первых советских певиц выступила на эстраде в красивом платье на западный манер, и министр культуры Екатерина Фурцева публично сделала Гелене бестактное замечание за смелый фасон и черные перчатки. После этого инцидента выступления Beликановой на долгое время были исключены из концертов. На этом, к сожалению, несчастья не закончились, и однажды из-за неправильного лечения Великанова потеряла свой высокий голос.

Гелену Великанову так же долго не выпускали за границу. Друзья старалась включать ее в различные группы, выезжавшие на гастроли, но когда список доходил до соответствующих инстанций, в том числе и Старой площади, Великанову вычеркивали.

С 1986 по 1995 годы Великанова преподавала в Музыкальном училище имени Гнесиных. Некоторые из ее учеников стали очень известны, в частности Валерия и Юлиан. А в 1992 году в возрасте 70 лет Великанова получила звание «Народная артистка России».

10 ноября 1998 года должен был состояться «прощальный» (по её собственному выражению) концерт в Доме актёра. Великанова готовилась к нему в полную силу, провела две репетиции. Но концерт так и не состоялся. В назначенный день в пять часов вечера Великанова достала из шкафа свое концертное платье, разложила его на кровати, а сама отправилась в ванную, чтобы привести себя в порядок. Но из ванной она уже не вышла — сердце певицы не выдержало, и она скончалась буквально за два часа до начала прощального концерта.

Подруга певицы Л.Голубь вспоминала: «Обычно она проезжала задолго до начала концерта. Настраивалась. А в тот день ее ждали, ждали… Телефон тоже не отвечал. Позвонили дочери Лене. Лена очень испугалась, что мамы до сих пор нет в театре, — ведь она с ней только утром разговаривала, и та страшно волновалась. Гелена Марцеловна призналась дочери, что сама удивлена своему волнению, словно в первый раз. «Или в последний», — добавила она… Поехали к Гелечке на квартиру. Дверь заперта, ключ с внутренней стороны. Пришлось взломать дверь. Она была в ванной. Одетая. С полотенцем на плече, как будто зашла помыть руки…»

Гелена Великанова была похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Нужно сказать, что этот материал нужно смотреть в старом интерфейсе "Макспарка", иначе песни, выложенные в комментариях, будут недоступны. А это очень жаль.

В начале 1998 года в Москве, в концертном зале «Россия» состоялся юбилейный концерт Гелены Великановой, а на Площади Звёзд была открыта «Золотая звезда» её имени… В том же году, 10 ноября артистки не стало…

А в мае Гелена Марцелиевна приезжала на Кубань, участвовала в концертной программе благотворительного телемарафона, посвящённого празднику Победы.

Как слушали её, затаив дыхание, ветераны Великой Отечественной, какими счастливыми были их лица! Наверняка, в минуты встречи с песнями Гелены Великановой, они вспоминали послевоенное десятилетие, когда впервые и зазвучал с эстрады и грампластинок голос артистки. Зазвучал, чтобы запомниться и стать любимым...

Сегодня во время концерта мы услышали и песни 50-х, и песни, которые появились в Вашем репертуаре в недавние годы. Знаменитая, на стихи Евгения Евтушенко, песня о квартире коммунальной, например…

Вы знаете, ведь самые дорогие для меня, как и, наверное, для каждого человека, воспоминания о детстве. И лучшие друзья - те, что остались с детства. Сейчас вышел спектакль у Марка Розовского . Называется он «Песни нашего двора». Этот спектакль идёт прямо во дворе театра… Там даже сцены нет. Простой двор буквой «П», железные лестницы, скамейки… Точно как в моём дворе детства.

У нас двор был необыкновенный. Как одна семья. Мы встречали все дни рождения вместе, все праздники. Все были бедные в доме. Только одна семья обеспеченная. Но тоже милые, хорошие люди. Все дети очень дружили. Самым большим оскорблением было, если один ребёнок говорил другому: «Ты - буржуй». Сразу слёзы и рыдания… В войну наши мальчики почти все погибли… Только двое вернулись - раненые, больные. Сейчас их уже нет на свете. Но до сегодняшнего дня мои самые близкие подруги Таичка и Ирочка… ну, вы понимаете, они такие же Таичка и Ирочка, как я нынче - Гелечка… Мы и сейчас часто встречаемся вместе, ходим на могилы наших родителей, сестёр и братьев… Это как фронтовая дружба - самая верная.

Я с детства была очень бойкая, энергичная, «заводилой» была. Мы ставили спектакли, разыгрывали настоящие сценки - с костюмами и декорациями. И стихи я читала, и пела. А потом… война.

Я уехала в Томск в эвакуацию с мамой в «телячьих» вагонах, как их тогда называли. И в первый же год эвакуации маму потеряла… И осталась совершенно одна, «как перст на белом свете». В этом городе я поступила в Московский институт инженеров транспорта. Здесь участвовала во всех вечерах. Профессура мне не раз говорила: «Уходи отсюда, иди учись музыке! Ты хорошо поёшь и наш вуз не для тебя». Действительно, я ненавидела математику. Это был совершенно чуждый для меня предмет. Потом, несколько лет подряд видела сон, что не могу поступить в высшее учебное заведение, потому, что не сданы алгебра, геометрия, тригонометрия за десятый класс… Всегда с ужасом просыпалась от этого сна. Я и в жизни никогда этого не сдам, никогда не одолею. Мне в школе гуманитарные науки давались очень легко… А будучи в эвакуации, почти ежедневно бывала в госпиталях: помогала чем могла, а ещё читала стихи, пела песни раненым.

- В этих госпитальных концертах и заметили Вас профессиональные артисты …

В Томск был также эвакуирован комитет по делам искусств СССР. И я дружила с детьми членов комитета. Да, верно, они заметили меня. И когда я вернулась в Москву, помогли поступить в музыкальное училище имени Глазунова, в котором готовили артистов оперетты (приёмные экзамены я пропустила, находясь в эвакуации). Но в училище поняла, что оперетта - совершенно не близкий мне вид искусства Я и сегодня не понимаю, когда артисты говорят, говорят и вдруг начинают петь, а потом снова говорят какими-то чуть-чуть неестественными голосами… Хотя в оперетте есть хорошие актёры, и я их очень люблю. Но я всегда хотела работать на эстраде… Хотела сама выбирать песни, которые мне близки, моим друзьям, близким, которые, одним словом, автобиографичны.

- И Вы поступили в эстрадную студию…

Да, у меня были прекрасные педагоги Ольга Андровская, Василий Топорков, Анатолий Кторов, Борис Петкер… Это были великие педагоги и великие актёры, которые очень многое дали мне в жизни.

Потом, когда я стала зрелой артисткой, уже довольно известной, окончила ещё и режиссёрский факультет ГИТИСа. Я всегда готовила свои программы сама и в Театре эстрады и в концертном зале «Россия». Никогда не работала с режиссёрами. Мне много раз говорили: ты попробуй с режиссёром. Но я говорю: как? Если, допустим, меня бросил любимый человек. Откуда режиссёр знает, как я себя буду вести! Побегу ли я за ним, буду ли хвататься за его пиджак или скажу: «Иди, дорогой, ради Бога. Мне ты не нужен..» Ведь это всё настолько индивидуально. И на эстраде всё-таки артист должен оставаться самим собой. Он - личность на эстраде. А в театре актёры играют концепцию режиссёра. А я стремилась к тому, чтобы всё делать самостоятельно.

- Дебют на профессиональной эстраде состоялся ещё в годы Вашей учебы?

Дебют мой был уже по окончании студии. И в ЦДРИ был концерт выпускников. Я была тогда тоненькая, стройненькая. Когда сейчас показываю свои фотографии той поры даже близким людям, у меня спрашивают: «Это кто?». Я говорю: «Как кто? Я!». А чужие люди и подавно не узнают…

Так вот, я, помню, пела «Миссисипи», «Колхозную плясовую» и «Пипиту». Знаменитая впоследствии моя песня. Она много лет была в моём репертуаре. Меня утвердили на самую высокую ставку, какую только могла получить студентка, и я работала буквально сразу в лучших концертных залах.

Даже ещё когда училась в студии, меня уже знали на эстраде. Лидия Русланова, Александр Вертинский брали меня в свои концерты. И, когда Вертинский переодевал рубашку, я в это время, чтобы он отдохнул, пела. Это были, конечно, незабываемые встречи. Это была высокая планка, к которой ты стремился, допинг невероятный, когда ты хоть чуточку приближаешься к таким великим артистам!

- Клавдия Ивановна Шульженко писала: «Мне близко творчество Гелены Великановой. Она знает, о чём поет.»…

Клавдия Ивановна часто бывала на моих сольных концертах. Она очень хорошо ко мне относилась. А я всегда прислушивалась к словам этой великой актрисы - певицы и актрисы в одном лице. В её творчестве это было неотделимо.

В одной из рецензий, посвящённых Вам, было отмечено, что, «судя по репертуару и профессионализму артистки, можно смело утверждать, что Великановой всё по силам».

Я исполняла разные песни: драматические, шуточные, даже детские, про несчастную и про счастливую любовь…

Затем пришло время, когда я первая на эстраде стала исполнять большую поэзию. В моём репертуаре появились произведения на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Есенина, Блока, Окуджавы… А петь песни на их стихи в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Булат Окуджава говорил: «Ты даже не понимаешь, что ты сделала! Для тебя - выпустить новую песню, а для меня - это судьба». Ведь его в те годы просто запрещали. И все боялись петь песни на его стихи. А я была «отчаянной девчонкой». Песни-то у него были изумительные!

Бывало, поэты, на стихи которых я пела песни, приходили на мои сольные концерты и читали свои стихи - Вознесенский, Евтушенко… - это был такой подарок зрителям!

Но я пела первая, ведь я старше Камбуровой… Я много песен Новеллы Матвеевой выпустила. А потом её песни стали другие артисты исполнять. Помню, приехала в Омск и там замечательные артисты из оперетты пели мою «Молдованку». Совершенно по другому исполнили, но очень симпатично, очень интересно - по-молодому, по-своему. Мне очень понравилось.

- А ревность или зависть на эстраде были всегда?

Всё было как и сейчас. Только форма взаимоотношений была более деликатной. Такая же была ревность, такая же была конкуренция, также «тащили» друг у друга песни. Я выходила в зал и знала точно, что все новые песни будут записаны. Артистки «второго эшелона» сидели с магнитофонами и записывали. А потом сразу исполняли их в своих концертах и ещё спорили, что они первыми выпускали эти песни…

- Жаль, конечно, что далеко не все Ваши песни были записаны на грампластинки...

Совершенно верно, в грамзаписи запечатлена только их небольшая часть. Мало того, я с удивлением обнаруживаю, что многие из записей, сделанные только на радио, оказываются размагниченными. Это просто необъяснимо.

- «Ландыши»… Как эта знаменитая песня, можно даже сказать, визитная карточка Гелены Великановой, появилась в Вашем репертуаре? Ведь её исполняла ещё и Нина Дорда…

Нина Дорда, действительно пела эту песню. Но дал мне её Оскар Фельцман первой и вся страна наша знает эту песню от меня. Правда, я потом много лет её не пела, но вот снова её восстановила, уже в другой аранжировке и на каждом концерте пока я не спою «Ландыши», публика меня не отпускает…

- В есенинском цикле Вашего репертуара были произведения на музыку Григория Пономаренко…

Я не могу сказать, что с Григорием Фёдоровичем Пономаренко у нас было тесное сотрудничество. Просто он писал и приносил мне свои песни. И было это, когда я уже утвердилась на эстраде. Григорий Пономаренко дарил мне свои песни. И я ему очень благодарна за то, что была первой исполнительницей некоторых его произведений.

- Вы не первый раз на Кубани. И Ваш приезд - событие для любителей эстрады, для Ваших давних поклонников.

Я очень люблю ваш край - благословенный Богом и природой. Я видела в зале прекрасных людей - добрых и красивых. А для таких зрителей всегда работается с удовольствием.