Биография глинки краткое содержание для детей. М.И. Глинка: краткая биография композитора

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857).
Основоположник русской классики, первый в истории страны композитор, с необычайной широтой и силой раскрывший в своей музыке национальный характер. Михаил Глинка поднял музыку русского народа до высочайших вершин мирового искусства. Совсем неслучайно Глинку сравнивают с прародителем новой русской литературы поэтом А.С. Пушкиным.

В родном селе Новоспасском Смоленской губернии, с детских лет будущий композитор впитывал яркие интонации и душевную широту народных крестьянских песен. К десяти годам с оркестром дяди, где он освоил игру на разных инструментах, вошла в его жизнь и классическая музыка.

Музыкальное образование Глинка начал получать с четырнадцати лет в Петербургском Благородном пансионе, где впервые обратился к сочинительству. Здесь же он познакомился с будущими декабристами (одним из учителей Глинки был В.К. Кюхельбекер) и общение с ними оказало большое влияние на становление личности юного музыканта.

Постепенно музыка становится делом всей его жизни. Однако в то время в России еще не существовало систематического композиторского образования и чтобы усовершенствовать свое мастерство, композитор отправляется за новыми впечатлениями в Германию, Австрию и Италию, которая особенно влечет музыканта своей природой, историческими памятниками и совершенством мелодий. Широко известные увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», написанные позднее в период 1845-1851 годов, стали воплощением романтических образов этой страны.

Вернувшись из путешествия, под влиянием поэта В.А. Жуковского, Глинка приступает к сочинению оперы, ставшей прорывом в истории отечественного искусства и положившей начало новому периоду развития русской музыки. В 1936 году в Большом театре Петербурга была поставлена опера патриотическая «Иван Сусанин», первоначально имевшая название «Жизнь за царя». Впервые народный напев прозвучал в «серьезном» оперном жанре.

Продолжая русскую тему в своем творчестве, Глинка обращается к сюжету поэмы горячо любимого им А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», над которой он работает в течение шести лет. В 1842 году с неизменным успехом прошла премьера новой оперы. Как и сам поэт, композитор сумел в ней проникнуть в характер и музыкальные интонации других народов.
В 1856 году Михаил Иванович Глинка вновь посещает Берлин, намереваясь глубже изучить европейскую школу полифонического мастерства. В его замыслах – воскресить древнерусские церковные напевы. Однако этим замыслам не суждено было сбыться. В феврале 1857 года композитор скончался, оставив после себя огромное наследие русской симфонической школы.

Биография Глинки насыщена интересными фактами и событиями. Огромное наследие, оставленное Михаилом Ивановичем, включает в себя романсы, произведения для детей, песни и композиции, симфонические фантазии. Главной работой композитора является опера «Руслан и Людмила», которая прославилась на весь мир. Музыкальные критики называют Глинку Пушкиным в музыке. Михаил Иванович Глинка, биография которого пестрит необычайными фактами, написал первую российскую оперу, основанную на исторических событиях. В этой статье мы проследим жизненный путь великого композитора. Глинка Михаил Иванович, краткая биография которого полна непредсказуемых поворотов, был влюблен в музыку с самого детства.

Происхождение

Композитор родился в отцовском имении 20 мая (по старому стилю - 1 июня) 1804 года. Первым домом Глинки стало село Новоспасское Смоленской губернии. Отцом Михаила Глинки был отставной капитан - Иван Николаевич Глинка. Их род пошел от шляхтичей. Мать композитора - Евгения Андреевна. Сразу после рождения мальчика забрала бабушка - Фёкла Александровна. Она так усердно занималась воспитанием мальчика, что уже в детстве он стал болезненным недотрогой. К шести годам Миша был полностью отстранен от общества, даже от собственных родителей. В 1810 году бабушка умирает, а мальчика возвращают на воспитание в семью.

Образование

Михаил Глинка, краткая биография которого невероятно интересна, с раннего возраста был убежден, что посвятит жизнь музыке. Судьба музыканта была известна с самого детства. Еще будучи маленьким ребенком, он учился игре на скрипке и фортепиано. Всему этому мальчика обучала гувернантка Варвара Кламмер из Санкт-Петербурга. После того как Михаил усвоил первые азы в искусстве, его отдают на воспитание в Санкт-Петербургский пансион, который находится при педагогическом институте. Вильгельм Кюхельбекер становится его первым гувернером. Глинка берет уроки у великих музыкальных педагогов, среди которых Джон Филд и Карл Цейнер. Именно здесь происходит знакомство будущего композитора с Александром Пушкиным. Между ними завязываются крепкие дружеские отношения, которые длятся до самой смерти великого поэта.

Расцвет творчества

Глинка, биография которого насыщена многими событиями, был увлечен музыкой с ранних лет, к десяти годам он уже умело обращался с фортепиано и скрипкой. Музыка для Михаила Глинки - призвание с ранних лет. Уже по окончании Благородного пансиона он дает выступления в салонах, активно занимается самообразованием, изучая историю и особенности западноевропейской музыки. В это же время композитор сочиняет первые удачные произведения для фортепиано, арфы. Он пишет романсы, рондо для оркестров, а также струнные септеты и оркестровые увертюры. Круг его знакомых пополняется Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Одоевским и Дельвигом. Биография Глинки интересна не только его почитателям, но и всем, кто интересуется музыкой.

Несколько лет Михаил Иванович проводит на Кавказе. Но уже в 1824 году юный композитор получает работу помощника секретаря в Главном управлении путей сообщения. Однако, несмотря на занятость, уже в конце двадцатых годов на пару с Павлищевым он издает «Лирический альбом». В него входят и собственные сочинения Михаила Ивановича. Как видите, биография Глинки интересна необычными событиями и неожиданными поворотами.

С 1830 года начинается новый период, который охарактеризован как итальянский. Перед его началом Глинка совершает летнее путешествие по немецким городам, а затем останавливается в Милане. В то время именно этот город был центральной точкой музыкальной культуры во всем мире. Именно здесь происходит знакомство Михаила Глинки с Доницетти и Беллини. Он занимается исследованиями и детально изучает бельканто, после чего сочиняет произведения в итальянском духе.

А через несколько лет, в 1833 году, композитор поселяется в Германии. Обучаясь у Зигрифида Дена, он оттачивает и полирует свой музыкальный талант. Однако известие о смерти отца в 1834 году вынуждает композитора возвратиться в Россию. Глинка, краткая биография которого интересна не только жителям Российской Федерации, но также и европейцам, подарил миру две великие оперы.

«Жизнь за царя»

Его мечты обращены к созданию русской национальной оперы. Усердно работая, он выбирает в качестве центральной фигуры Ивана Сусанина и его подвиг. Целых три года жизни автор посвящает своему произведению и в 1836 году заканчивает грандиозную оперу, которая получила название «Жизнь за царя». Первая постановка прошла на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге и была принята обществом с огромным восторгом. После ошеломительного успеха Михаила Глинку назначают на должность капельмейстера Придворной капеллы. 1838 год композитор посвятил отдыху и путешествию по Украине.

1842 год является годом выхода оперы «Руслан и Людмила». Произведение принимается публикой неоднозначно и горячо обсуждается.

Жизнь за рубежом

Михаил Глинка, биография которого богата фактами и событиями, многие годы посвятил изучению культур разных европейских народов. 1844 год для великого композитора ознаменован новым путешествием за границу. На этот раз его путь лежит во Францию. Здесь его произведения исполняет великий Берлиоз. В Париже в 1845 году Михаил Иванович дает огромный благотворительный концерт, после чего отправляется в солнечную Испанию. Изучая местную культуру, он сочиняет несколько симфонических увертюр на испанскую народную тематику, здесь же создается увертюра «Арагонская хота».

В 1827 году композитор вновь приезжает в родную Россию, а затем сразу отправляется в Варшаву. Именно здесь он сочиняет знаменитую «Камаринскую». Она стала новейшим видом симфонической музыки, которая сочетает в себе разнообразные ритмы, настроения и характеры. 1848 год - год создания «Ночи в Мадриде».

Влияние композитора

В 1851 году Глинка снова возвращается в Санкт-Петербург. Здесь он находит время для того, чтобы давать уроки новому поколению, писать оперные партии. Благодаря его влиянию в этом городе даже создается русская вокальная школа. Глинка Михаил Иванович, краткая биография которого интересна своей непредсказуемостью, является основоположником многих музыкальных направлений.

Всего через год композитор возобновляет путешествия по Европе. Держа путь на Испанию, он на два года задерживается в Париже. Все время он посвящает симфонии «Тарас Бульба», однако она так и остается незаконченной.

В 1854 году композитор возвращается на родину, где пишет мемуары и свои «Записки». Однако его ненадолго хватает, и он снова отправляется в Европу, на сей раз держит курс на Берлин. Глинка, биография которого начинается в России, успел побывать во многих европейских городах, создавая там свои гениальные произведения.

Семейная жизнь

В 1835 году Михаил Иванович Глинка женился на своей далекой родственнице Марии Петровне Ивановой. Однако их брак не удался, и вскоре они разошлись.

Уже через три года после первого бракосочетания и неудачного союза Глинка знакомится с Екатериной Керн. Именно ей были посвящены лучшие произведения композитора. Эту женщину Глинка любил до конца своих дней.

Смерть композитора

Большой интерес вызывает его биография. Глинка М. И. - это великий композитор и настоящий патриот.

В феврале 1857 года, во время пребывания в Берлине, умер Михаил Глинка. 15 февраля, когда его не стало, он был похоронен сначала на лютеранском кладбище. Однако спустя пару месяцев его прах перевезли в Россию и перезахоронили на Тихвинском кладбище в городе Санкт-Петербурге.

Главные достижения

  • Михаил Иванович Глинка, биография которого позволяет считать его национальным достоянием, за свою жизнь успел создать много прекрасного, повлияв при этом на многих своих последователей-композиторов.
  • Он основал русскую национальную композиторскую школу.
  • Произведения Глинки оказывают влияние на развитие русской и мировой музыки. В частности, Даргомыжский и Чайковский развивали в своих музыкальных сочинениях его оригинальные идеи.
  • Глинка создал первую русскую национальную оперу под названием «Жизнь за царя», в основе которой - исторический сюжет.
  • Благодаря влиянию композитора в Санкт-Петербурге образовалась русская вокальная школа.

Биография Глинки вызывает интерес у взрослых и детей.

  • Не многим известно, что Фёкла Александровна, бабушка Михаила Глинки, мать его отца, забрала мальчика на воспитание неспроста. За год до появления на свет Миши в семье родился сын, который скончался во младенчестве. Бабушка обвинила в этом мать, а потому с появлением Миши забрала ребенка к себе. Она обладала безудержным самовластием, а потому возразить ей никто не смел - ни ее невестка, ни даже родной сын.
  • Первая супруга Михаила Ивановича, Мария Петровна, была необразованна. Ей также ничего не было известно о музыке, и она даже не знала, кто такой Бетховен. Возможно, это и стало причиной того, что их брак был неудачен и столь скоротечен.
  • Глинка создал патриотичную музыку, которая была гимном Российской Федерации почти десять лет - с 1991 по 2000 год.

  • Во время перевозки праха композитора из Германии в Россию на коробке, в которую был упакован гроб, было написано большими буквами: «ФАРФОР».
  • За свою жизнь Михаил Иванович создал около двадцати песен и романсов, шесть симфонических произведений, две великие оперы, а также несколько камерно-инструментальных сочинений.
  • Глинка, краткая биография которого изучается в российских и европейских школах, посвятил жизнь музыке.
  • В родной усадьбе композитора, в Новоспасском селе, был создан музей Михаила Глинки.
  • Всего в мире установлено три памятника композитору: в Киеве, Берлине и Болонье.
  • После смерти Глинки в его честь назвали Государственную академическую капеллу в городе Санкт-Петербурге.

Из всех описанных нами фактов и событий складывается его биография. Глинка М.И. сделал огромный вклад в российскую культуру, на него ориентировались многие европейские композиторы.

Краткое сообщение о жизни и творчестве Михаила Глинки для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов

1804 год - село Ново Спасское, Смоленская губерния, семья с дедом композитором польским шляхтичем пополнилась ребёнком. Родился мальчик, назвали его Мишей.

Позднее Михаилу перешли по наследству семейные реликвии и родословный герб. После победы России в войне, смоленская область стала русской областью, с русским городом Смоленск. А сам Глинка, кратко говоря, взял и сменил свое подданство и принял веру русского православного.

Воспитание ребёнка легло на плечи бабушки, Феклы Александровны. Мать его не воспитывала. Наверно, это и есть, та основная причина, в результате которой Михаил вырос нервным, в виде эдакой, мимозы.

А вот как не стало бабушки, парень стал жить с матерью, которая пробовала перевоспитать мальчику. Игру на скрипке мальчик освоил уже на десятом году своей жизни, к одиннадцати умел играть и на фортепиано. Музыкальные азы Глинка получил от гувернантки. Спустя какое-то время родители устроили его в Санкт-Петербургский пансион благородства. Здесь Михаил имел честь, познакомиться с Александром Сергеевичем Пушкиным.

В 1822, окончил пансионат, но это не стало причиной, чтоб перестать заниматься музыкой. Глинка стал музицировать в салонах для дворян, а иногда заменял своего дядю, который был руководителем оркестра.

В эти года, Михаил впервые заявил о себе, как о композиторе. Пробует писать произведения с разным жанром, даже испробовал писание романсов. А какими знаменитыми стали его песни "Не искушай меня без нужды" и "Не пой красавица при мне", их слова и музыка дошли до наших дней.

Успех среди знакомых композиторов, внёс свои коррективы в творчество Глинки. Его неудовлетворённость стиля требовало усовершенствования, над чем скрупулёзно и работал композитор.

30-е годы принесли переезд в Италию и путешествие по городам Германии. Живя на итальянской земле, Глинка, краткая биография которого раскрывает нам суть о том как композитор пробует сотворить итальянские оперы, и ему это удаётся.

В 1833-м переезжает в Берлин, где и устраивается на работу. А с получением письма о смерти отца, выезжает на Родину.

Будучи в родной стороне у Михаила Ивановича появилась идея создать русскую оперу. О чем свидетельствует его кропотливый труд над преданием, которое он выбрал, для воплощения идеи. Выбор героя в предании пал на известного в народе, Ивана Сусанина. В этом же году Михаил женился и переехал в новоспасское, где он и продолжил свою работу. Результат, опера, "Жизнь за царя" появившаяся в 1836 году. Чтоб постановку увидел люд, ей пришлось пережить Катарино Каовусовский суд, решением которого был лестный отзыв о пьесе.

О Глинке, кратко говоря, следует сказать, что его произведения обрели зрелость, от юношества не осталось и следа. О чем свидетельствует работа над созданием симфонического жанра. Глинка, кратко говоря, большую часть своей жизни провёл в путешествиях. Он, то жил в Париже, то в Италии, то Берлине, но все же периодически возвращался на Родину. В одном из таких путешествий в 1856 году глинка уехал в Берлин, где 15 февраля жизнь его оставила.

Личное дело

Михаил Иванович Глинка (1804 - 1857) родился в селе Новоспасское Смоленской губернии, расположенном в двадцати верстах от города Ельня. Отец его был помещиком. С десяти лет мальчик начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 1817 году его отдали в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге. Михаил отлично учился, особых успехов достиг в рисовании и иностранных языках. Одновременно он серьезно занимался музыкой с ирландским пианистом и композитором Джоном Филдом, жившим в России с 1802 года, а также с другими преподавателями. Во время летних каникул в усадьбе родителей Глинка исполнял с крепостными музыкантами сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена и других авторов. В 1822 году закончил обучение в пансионе. Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ. С 1824 по 1828 год был помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

Первые музыкальные произведения Михаил Глинка создает в 1820-х годах. Уже в 1825 году он пишет знаменитый романс «Не искушай» на стихи Баратынского. В конце апреля 1830 года Глинка уехал за границу. Он побывал в Неаполе, Милане, Венеции, Риме, Вене, Дрездене. Поселившись в Милане, много слушал итальянские оперы. «После каждой оперы, - вспоминал он, - возвратясь домой, мы подбирали звуки, чтобы вспомнить слышанные любимые места». Продолжал работу и над собственными сочинениями. Среди произведений, созданных им в эти годы, выделяются «Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса» и «Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота». Глинка знакомится с крупнейшими композиторами того времени: Доницетти, Беллини, Мендельсоном, Берлиозом. В Берлине изучает теорию музыки под руководством знаменитого педагога Зигмунда Вильгельма Дена.

Заграничные занятия Глинки были прерваны известием о смерти его отца. Вернувшись в Россию, он занялся реализацией возникшего еще в Италии плана - создать русскую национальную оперу. По совету Вяземского, Глинка выбрал сюжет о подвиге Ивана Сусанина. В конце апреля 1835 года Глинка женился на Марии Ивановой. («Кроме доброго и непорочнейшего сердца, - писал он матери о своей избраннице, - я успел заметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок и бережливость... несмотря на молодость и живость характера, она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях»). Композитор поселился в родовом имении, посвящая почти все свое время работе над оперой.

Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Годы после постановки первой оперы стали временем признания Глинки в России и за рубежом. В это время им были написаны многие замечательные произведения. На стихи Нестора Кукольника Глинка создал цикл из двенадцати романсов «Прощание с Петербургом» и романс «Сомнение». Тогда же были сочинены лучшие романсы на стихи Пушкина - «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье». Были романсы и на стихи Жуковского и Дельвига. Как руководитель придворной певческой капеллы Глинка ездил по стране в поисках хороших голосов (эту должность он занимал до 1839 года).

В 1837 году Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила». Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к другим поэтам с просьбой сочинить либретто. Среди них были Нестор Кукольник, Валериан Ширков, Николай Маркевич и другие. Итоговый текст принадлежит Ширкову и Константину Бахтурину. Туда вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава), подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы. Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге ровно через шесть лет после премьеры первой оперы. Если жанр «Жизни за царя» Глинка обозначил как «отечественная героико-трагическая опера», то вторую свою оперу он назвал «большая волшебная опера». По словам Глинки, публика приняла оперу «очень недружно», император и его двор демонстративно покинули зал до окончания представления. Фадей Булгарин резко критиковал оперу в печати. В поддержку Глинки выступил Одоевский. Он писал: «...на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

В 1844 году Глинка отправился в Париж, затем с 1845 по 1848 годы жил в Испании, изучал народные песни и танцы. Результатами этого стали увертюры на народные темы «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848). В последующие годы он живет в в разных городах: Петербург, Варшава, Париж, Берлин. Пишет оркестровые вариации «Вальса-фантазии», влияние которых чувствуется в симфонических вальсах П. И. Чайковского. Приехав в Берлин, Глинка вновь встречается со своим учителем по музыкальной теории Деном. Он изучает полифонические произведения Баха, мечтая создать русскую полифонию. Однако сделать это он уже не успел. Михаил Иванович Глинка умер в Берлине в феврале 1857 года.

Чем знаменит

Михаил Глинка

Традиции, заложенные двумя операми Глинки, развились в русской музыке в жанры героико-эпической и сказочной оперы. Наследниками этих традиций стали Даргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский. «Жизнь за царя» произвела такое впечатление на современников и потомков, что, несмотря на то, что и до нее русские композиторы создавали оперы, историю отечественной оперной музыки часто отсчитывают с ее премьеры. Более скрупулезные историки все равно признают ее значения, относя все предшествующие русские оперы к «доглинкинской эпохе».

Изначально Глинка сомневался, стоит ли ему браться за оперу о Сусанине, так как уже существовала опера Катерино Кавоса «Иван Сусанин», впервые поставленная в 1815 году. Однако Жуковский убедил композитора, сказав, что многие произведения созданы на одинаковые сюжеты, и это не мешает им сосуществовать. По предложению Жуковского, для написания либретто был приглашен барон Егор Розен. В советский период биографы характеризовали его как навязанного Глинке «весьма посредственного поэта, к тому же плохо владевшего русским языком». Но надо признать, что Розен сумел справиться с весьма трудной задачей, так как опера создавалась необычно: сначала Глинка писал музыку, и лишь потом Розен сочинял стихи. Было свойственно Розену и крайнее упорство. Если композитору не нравился какой-либо стих, Розен упрямо спорил с ним до последнего, отстаивая свой вариант.

Закончена опера была в октябре 1836 года. Директор императорских театров А. Гедеонов передал ее на отзыв Кавосу, автору оперы «Иван Сусанин» 1815 года. Кавос написал блестящий отзыв и приложил много усилий, помогая постановке, а в день премьеры сам дирижировал оркестром. Есть легенда, что Николай I изменил название оперы «Иван Сусанин» на «Жизнь за царя». На самом деле название изменил сам Глинка по совету Жуковского - они сочли неверным использовать название оперы Кавоса, которая тогда еще шла в театрах. Выбрали новый вариант «Смерть за царя». Николай I же, сказав: «Отдавший жизнь за царя не умирает», исправил слово «смерть» на «жизнь».

Премьера была назначена на 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Михаил Иванович отказался от положенного ему гонорара, сказав: «Я не торгую своим вдохновением!». Публика Большого театра в Петербурге восторженно приняла оперу, император плакал во время спектакля.

О чем надо знать

После февральской революции А. Городцов предложил заменить в либретто оперы «Жизнь за царя» заключительный гимн новым вариантом со словами: «Славься, свобода и честный труд». После октября 1917 года опера «Жизнь за царя» не ставилась до 1939 года, когда под руководством дирижера С. А. Самосуда стала готовиться новая постановка - под названием «Иван Сусанин». Либретто написал поэт Сергей Городецкий. В его варианте сюжет был довольно сильно изменен. Действие было перенесено из 1613 года в октябрь 1612, когда польские войска в Москве были окружены ополчением Минина и Пожарского. Сюжет стал несколько странным: король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить русское ополчение, однако отряд, направившийся из Польши в Москву, по неизвестным причинам оказывается под Костромой, в деревне, где живет Иван Сусанин. У Сусанина же поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина. О том, что Сусанин спас находившегося в монастыре под Костромой царя Михаила Федоровича, в новом варианте ничего не говорилось. В либретто вообще отсутствовали упоминания о царе. В заключительном гимне вместо «Славься, славься, наш русский царь, / Господом данный нам царь-государь! / Да будет бессмертен твой царский род, / Да им благоденствует русский народ! » стали петь: «Славься, славься, ты Русь моя! / Славься, родная моя земля! / Да будет во веки веков сильна / Любимая наша родная страна!.. ». В таком варианте опера Глинки ставилась с 21 февраля 1939 года. В 1992 году Большой театр поставил оперу с первоначальными названием и либретто.

Прямая речь

«Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу», - М. Глинка.

«Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни», - В. В. Стасов.

«Глинка возвысил народный напев до трагедии», - В. Ф. Одоевский.

«Хоту только что исполняли с величайшим успехом... Уже на репетиции понимающие музыканты... были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом... какие тонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какая увлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!», - Ференц Лист об «Арагонской хоте» Глинки.

«Когда задумываешься, в чем, прежде всего, проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки, неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве - о глубочайшем постижении композитором духа народности», - Д. Д. Шостакович

22 факта о Михаиле Глинке

  • Помимо изучавшихся в Благородном пансионе французского, английского, немецкого, и латинского языков, Михаил Глинка изучил также испанский, итальянский и персидский языки.
  • Из-за занятости Жуковский не мог сам написать либретто оперы. Он лишь создал для нее небольшую песню «Ах, не мне бедному…».
  • Партию Сусанина в первой постановке оперы исполнил Осип Петров, а партию Вани - певица контральто Анна Воробьева . Вскоре после премьеры она вышла замуж за своего партнера по сцене и стала тоже Петровой. В качестве свадебного подарка Глинка сочинил дополнительную арию Вани («Бедный конь в поле пал…» в четвертом акте).
  • В знак своего восхищения оперой Николай I подарил Глинке бриллиантовый перстень.
  • В день премьеры оперы «Жизнь за царя» А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и М. Ю. Виельгорский сочинили в честь Глинки.
  • Глинка впервые использовал балетные сцены в опере не в чисто декоративных целях, а заставив их служить раскрытию образов героев и развитию сюжета. После Глинки в русской опере даже сложился стереотип: русские поют, враги танцуют (полонез в «Жизни за царя», затем поляки у Мусоргского, половцы у Бородина).
  • В третьем действии, когда поляки убеждают Сусанина вести отряд, реплики поляков написаны в ритме полонеза или мазурки с размером 3/4. Когда речь ведет Сусанин, размер музыки 2/4 или 4/4. После того, как Сусанин решается на самопожертвование и делает вид, будто его заинтересовали предлагаемые поляками деньги, он тоже переходит на трехдольный размер (на словах «Да, ваша правда, деньги — сила»).
  • Вплоть до конца XIX века было принято, что вторым действием «Жизни за царя», где звучит знаменитая «танцевальная сюита», дирижировал не оперный, а балетный дирижер.
  • «Патриотическая песня» Глинки с 1991 по 2000 годы был официальным гимном Российской Федерации.
  • Роман на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение», посвященные Анне Керн, Глинка посвятил ее дочери Екатерине Керн.
  • Первыми исполнителями «Патетического трио» стали в 1832 году музыканты оркестра театра «Ла Скала» кларнетист Пьетро Тассистро, фаготист Антонио Канту и сам Глинка, исполнивший партию фортепиано.
  • При первой постановке «Руслана и Людмилы» в декорациях сада волшебника Черномора художник использовал изображения одноклеточных организмов: фораминифер и радиолярий , взятые из немецкого зоологического атласа.
  • Великий князь Константин Павлович настолько не любил вторую оперу Глинки, что приказал провинившихся солдат вместо гауптвахты отправлять слушать «Руслана и Людмилу».
  • В арии Финна в опере «Руслан и Людмила» Глинка использовал мелодию народной финской песни, услышанной им от ямщика-финна.
  • В «Руслане и Людмиле» Глинка придумал оркестровый прием подражания гуслям: арфа пиццикато и фортепиано, который взяли на вооружение другие композиторы, в частности Римский-Корсаков в «Снегурочке» и «Садко».
  • Партию Головы исполняет скрытый от зрителей мужской хор. Рассказ Головы об истории Черномора и чудесном мече можно назвать единственной в истории арией для хора.
  • Партия Ратмира предназначена для женского голоса контральто, а Черномор у Глинки вообще не поет.
  • В марше Черномора звучит обычно челеста - инструмент, вошедший в оркестр лишь в конце 1880-х. Она заменяет использованную Глинкой и ставшую сейчас редкой стеклянную гармонику . Сравнительно недавно оригинал нот с партией стеклянной гармоники был найден в Берлине и первоначальная версия оперы поставлена в Большом театре.
  • Народную грузинскую мелодию, которую Глинка положил в основу романса «Не пой, красавица, при мне…» на стихи Пушкина, записал в Грузии и сообщил Глинке Александр Грибоедов.
  • Поводом к созданию «Попутной песни» послужило открытие в 1837 году первой в России железной дороги.
  • Первый памятник Глинке был поставлен в 1885 году в Смоленске. Бронзовая ограда памятника выполнена в виде нотных строк, где записаны 24 отрывка из произведений композитора.
  • На основе «Жизни за царя» 1920-е годы был создан спектакль «Серп и молот», в котором действие оперы Глинки было перенесено в Гражданскую войну.

Материалы о Михаиле Глинке

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:

«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).

  • с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
  • с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и ).

Оперное творчество М.И.Глинки

М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);

— эпическая опера («Руслан и Людмила»).

Эти две оперы были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.

Михаил Иванович Глинка

Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы . Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  • черты драмы (активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы , связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.

Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции , тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.

Некоторые его характерные особенности:

  • особый, широкий и неторопливый характер развития;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  • картинность и красочность (романтическая тенденция).

Оперу «Руслан и Людмила» часто называют

«учебником музыкальных форм».

После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

Симфоническое творчество Глинки

Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:

«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

  1. Национально-жанровый (народно-жанровый);
  2. Лирико-эпический;
  3. Драматический;
  4. Лирико-психологический.

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Новаторство композитора

Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

  • тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;
  • широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);
  • подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

Вокальные произведения Глинки

Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки . Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком , считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:

  • преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам .
  • в романсах позднего времени появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

  1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного ;
  2. (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);
  3. (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки

(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).

Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:

  • фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
  • камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

Оркестровка у Глинки

Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  • общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».

Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

Историческая роль композитора М.И.Глинки

Она заключается в том, что он:

  1. Стал основоположником русской классической музыки;
  2. Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;
  3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь