Биография. Биография Смерть, памятник, эпитафии

Его художественное и музыкальное наследие настолько велико, что до сих пор не исследовано до конца. Влияние, которое оно оказало на культуру и искусство всего человечества, просто неоценимо.

Итак, встречайте - Орландо Лассо (Orlando Lasso).

Детство

Родился будущий талантливый композитор в 1532 году в валлонском городе Монсе (Бельгия), где преимущественным языком населения являлся французский.

Имея красивый, хорошо поставленный голос, Орландо с детских лет начинает петь в церковном хоре, услаждая слух людей всех возрастов и сословий. Там же, в соборе святого Николая, маленький Орландо Ди Лассо знакомится с богослужебными учениями, проникается религиозным духом и получает некоторое представление о музыкальном искусстве того времени. Такие знания впоследствии окажут огромное влияние на жизнь и деятельность одаренного ребенка.

Это произошло, когда мальчику было двенадцать лет. На его звучное красивое песнопение обратил внимание Ферранте I Гонзага - граф и сицилийский вице-король, прославленный военачальник Священной Римской империи. Он предложил талантливому хористу место певчего в своей капелле.

Лассо Орландо воспользовался подарком судьбы. Вместе со своим господином он путешествует по Италии, посещает красивые живописные города и занимается самообразованием. Именно в этот период Лассо Орландо начинает сочинять музыку в стиле итальянского фольклора и завоевывает популярность современников.

Молодость

В возрасте семнадцати лет Орландо Лассо, биография и творчество которого являются предметом нашей статьи, переходит на службу к известному неаполитанскому меценату, маркизу делла Терцу и продолжает творить талантливо и плодотворно.

Лассо не было и двадцати лет, когда он получил ответственную и влиятельную должность капельмейстера кафедрального римского собора имени Святого Иоанна Крестителя. То, что столь юному человеку доверили такой важный руководящий пост, говорит о многом: Лассо-композитор был оценен современниками по достоинству.

В обязанности капельмейстера входило не только дирижерство оркестром и хором, но и написание музыки, приуроченной к особо торжественным случаям.

Через три года талантливый Орландо покидает свое высокопоставленное место и уезжает на родину. По некоторым сообщениям, это происходит из-за болезни матери.

Первые печатные сочинения

После смерти родителей Лассо Орландо переезжает во фламандский Антверпен, где в одном сборнике издаются его талантливые произведения. В этом молодому композитору оказывает неоценимую помощь и поддержку Тильман Сузато - известный композитор и влиятельный нотоиздатель.

В огромный сборник вошли небольшие любовно-лирические произведения в итальянском стиле (мадригалы), а также строфические вокальные произведения (французские шансоны) и произведения многоголосой фактуры (латинские мотеты).

Повышение по службе

В возрасте двадцати четырех лет Лассо Орландо, музыка которого обрела широкую известность за пределами его родины, получил судьбоносное приглашение ко двору баварского герцога Альбрехта V. Альбрехт Баварский славился своим добрым нравом и покровительственным отношением к деятелям искусства.

Вначале композитор служил в качестве певчего в хоре. Он обладал высоким тенором, брал так называемые королевские ноты. Но через семь лет талантливому певцу доверили место придворного капельмейстера.

Он очень ревностно и усердно взялся за дело. Создал необходимый коллектив из людей, обладающих не только красивым голосом, но и музыкальным слухом. Тщательно занимался обучением каждого певца или музыканта.

Очень скоро герцогский хоровой оркестр стал высокопрофессиональным музыкальным ансамблем, слава о котором пошла по всему миру, а Мюнхен - город, в котором он находился, - стал одним из важнейших музыкальных центров Европы.

Орландо Лассо, произведения которого регулярно исполнялись в баварской капелле, постепенно становясь востребованными и в других уголках земли, стал заниматься преподавательской деятельностью. Тем самым он упрочил свой талант и свое влияние среди ценителей искусства, а также увеличил свой капитал.

Отношение к композитору

В те времена великие и талантливые музыканты зачастую становились слугами людей, в домах которых они служили. Но Лассо Орландо удалось избежать такой незавидной участи.

Наделенный живым умом и прекрасным чувством юмора, известный композитор смог добиться к себе уважительного, даже почтительного отношения со стороны богачей и вельмож. Лассо был хорошим собеседником: умел внимательно слушать и вовремя вставить красноречивое или остроумное слово. Обладая познаниями в различных видах искусства, Орландо считался великим ценителем и авторитетным знатоком. Он мог затронуть сердце искренними речами или же веселыми шутками, рядом с ним остальные чувствовали себя легко и непринужденно. Поэтому неудивительно, что уже через два года после прибытия к герцогскому двору обаятельный композитор женился на дочери влиятельной дамы и вел открытую светскую жизнь, приглашая на личные приемы самого Альбрехта V.

Последние годы

Исполняя свои обязанности капельмейстера, Лассо Орландо много путешествовал по Италии, Франции и Англии. Он делился своим творчеством с другими талантливыми музыкантами, набирался в поездках новых эмоций и впечатлений, черпал из них вдохновение.

Однажды ему - уже опытному знаменитому композитору предложили почетное место в Дрездене при короле Саксонии, но он отказался от этого, как и от многих других заманчивых приглашений, так как не хотел разрушать хорошо налаженный быт и покидать двор, где он обрел успокоение и благополучие.

Говорят, что под конец жизни Лассо был облагодетельствован очень щедро и даже с избытком. Действующий герцог (а это был сын Альбрехта - Вильгельм Благочестивый) освободил его от обязанностей капельмейстера по состоянию здоровья, выделил немалое пенсионное пособие и подарил прекрасную виллу.

Становление музыкального искусства

На творчество композитора большое влияние оказали его заграничные поездки по Европе. Вникая в культуру разных стран, он глубоко размышлял над ее национальными особенностями и перенимал в свои произведения то, что считал самым ярким и самым успешным достижением того времени.

На гуманистическое мировоззрение Лассо, которое он отразил во многих своих сочинениях, повлияло его общение с такими как Ронсар и де Баиф.

Религиозное творчество

Большинство вокальных произведений Лассо - это церковная музыка, содержащая собственные стихи композитора или же переделанные рифмы, позаимствованные цитаты.

Здесь следует упомянуть о более чем шестидесяти мессах автора, его реквиеме (заупокойной или траурной крупной оратории) и четырех циклах страстей (вокально-драматических сочинений, посвященных страданиям Христа). Благозвучная и животрепещущая церковная музыка Орландо это и произведения, перечисленные ниже:

  1. Оффиций Страстной недели - особое богослужение, расписанное по часам.
  2. Более ста магнификатов, основанных на молитве (или славословии) Марии - матери Христа, взятой из Евангелия от Луки, первой главы.
  3. Более ста гимнов - песен, прославляющих библейских персонажей.
  4. Множество других духовных произведений (в стиле шансон или мадригал). Здесь также необходимо отметить талантливо выполненный шансон о еврейке Сусанне и двух порочных старцах. Популярная история для произведения взята из неканонических, или апокрифических, источников.
  5. Церковные распевы, основанные на местах из Священного Писания.
  6. Сотни духовных мадригалов и мотетов, среди которых более всего известны и значимы цикл из семиголосных небольших композиций “Слезы святого Петра” и сборник “Покаянные псалмы Давида”.

Светское творчество

Но Орландо Лассо не ограничивал свой талант лишь религиозными сочинениями. Музыка эпохи Возрождения не была бы такой прекрасной, обновленной и величественной, если бы не его исключительные, актуальные и интенсивные произведения. Среди них обязательно необходимо обратить внимание на следующие:

  1. Более ста пятидесяти вилланелл. Вилланелла - деревенская песня в неаполитанской манере, отличающаяся лирической поэзией с нотками комизма и многоголосой музыкой.
  2. Около двухсот моресок. Мореска - композиция из песни и танца, причудливо изображающая мавров.
  3. Множество канцон. Канцона - лирическая песня трубадуров.
  4. Более ста сорока немецких старинных песен.
  5. Около двухсот пятидесяти светских мадригалов, шансонов и фабурдонов.
  6. Почти пятисот мотетов. Мотет - вокальное многоголосое произведение с использованием полифонического склада. Такие сочинения Лассо были предназначены для светского обихода, в дидактических или церемониальных целях.

Юмористические произведения

Лассо также писал комические песни. Например, его застольные композиции (“Теперь можно возрадоваться” или “Боже, ты сотворил вино”) наполнены яркими юмористическими красками и легки для восприятия. Они настраивают слушателей на положительный лад, расслабляют и развлекают, что так необходимо во время пиршеств и гуляний.

Насмешливые звучания слышны и в знаменитой любовной серенаде, сочиненной Орландо, где тонким юмористическим штрихом является то, как немецкий солдат коверкает итальянские слова.

Также великий композитор создал ряд легкомысленных произведений, где в беспечной шаловливой форме описывал несерьезные, ветреные или фривольные моменты, взятые из жизненного обихода.

Здесь необходимо упомянуть его беззаботный дурашливый шансон о светской даме, рассматривающей естество мраморной статуи; или же вилланеллу о прекрасном веретене, которым торгуют на пробу. Причем под веретеном здесь подразумевается женщина легкого поведения, продающая свои ласки другим.

Среди других юмористических произведений необходимо, для объективности, обратить внимание на сочинения сомнительного содержания, прославляющие алкоголь и пьянство. Причем созданы они были как пародийные подражания серьезным церковным песнопениям.

Отличительные особенности творчества

Музыка эпохи Возрождения была бы не так ярка и многообразна, не так самобытна и прогрессивна, если бы не творческая деятельность Орландо Лассо.

Стиль Лассо - это гармоничное соединение народных мелодий и бытовых сцен с возвышенной профессиональной музыкой и духовной, поучительной тематикой.

В своем творчестве великий композитор не останавливался лишь на одной сюжетной линии или на одном жанре. Используя разные стили и композиции, Орландо писал свои произведения на светские и духовные темы, причем мир его музыки был многогранен и разнообразен. Он мог одинаково талантливо и реалистично передавать скорбные мотивы и юмористичное звучание, тонкие душевные переживания и страстные похотливые желания, философские размышления и малопристойные похождения.

Используя народные мелодии и фольклорные отзвуки, Лассо создавал композиции со сложными колоритными мелодиями большого диапазона, виртуозным изменением тембра и вибрации.

В своих песнях талантливый музыкант использовал посторонние звуки - уличные крики или семейные реплики, придавал им неповторимый драматический характер или танцевальное амплуа, что являлось некоторым нововведением для музыкального искусства того времени.

Личная жизнь

Орландо Лассо женился в возрасте двадцати девяти лет на баварской придворной знатной даме Регине Векингер. Это был долгий многодетный брак. Примечательно, что двое из сыновей великого композитора - Рудольф и Фердинанд - впоследствии стали хорошими музыкантами.

Смерть

Умер Лассо Орландо в Мюнхене в возрасте шестидесяти двух лет. Был погребен при францисканской церкви.

Сразу же после смерти ему был установлен роскошный, из красного мрамора, памятник. Надгробие изображало картину захоронения Христа, а также самого умершего с потомками мужского пола, и его вдову - с потомками женского пола.

На барельефе была выгравирована длинная хвалебная эпитафия, а также семейный герб Лассо.

Из-за массовых беспорядков, начавшихся в 1800-е годы в Баварии, судьба надгробия на данный момент неизвестна.

Франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в., завершивший развитие полифонич. нидерландской школы. В детстве пел в церк. хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Сев. Италии, Франции, затем - в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придв. капеллы баварского герцога, в 1560 руководил этой капеллой. Здесь Лассо приобрёл мировую известность, был прозван «князем музыки» и «бельгийским Орфеем». Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами «Плеяды» (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистич. мировоззрения Лассо. Работая в Мюнхене, глубоко освоил муз. культуру Германии, что особенно отразилось в его нем. песнях.

Творчество Лассо, типич. представителя гуманистич. культуры, обобщившего особенности разл. нац. муз. культур (нидерл., итал., франц., нем.), приобрело общеевроп. значение. Хор. полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Автор св. 2000 произв., Лассо использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры; характерно, что месса не была гл. жанром в его творчестве, как у др. современников Лассо, уступая место мотету. Образный мир его музыки широк и разнообразен: Лассо свойственны настроения скорби и юмора (в жанрово-бытовых песнях), философская углублённость и драматически сильные страсти, тонкая душевная лирика. В б.ч. сочинений (в т.ч. и культовых) Лассо обращался к нар. песенности. Реалистич. направленность его творчества проявилась в жизненной правдивости образов, ярких, рельефных картинах окружающего быта, глубоком проникновении во внутренний мир человека.

Светские произв., особенно песни, - б.ч. гомофонные, но с элементами имитационной полифонии. В духовных произв. господствует развитая ясная и прозрачная полифония. В имитационных построениях наряду с типичным для строгого стиля тематизмом (простейшие попевки декламационного характера) Лассо применяет сложные колоратурные мелодии большого диапазона, предвосхищающие конц. тематизм сольных арий 17 в. В тональном развитии тем намечаются принципы фугированной формы. Лассо виртуозно владел техникой канона, широко использовал разнообразные виды вертикально-подвижного контрапункта, обращения и метроритмич. изменения темы, вариации остинатного типа.

Блестящие образцы полифонич. искусства Лассо - в его сб. мотетов «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum», 516 пьес для 2-10 и 12 голосов). Мотеты Лассо отличаются разнообразием образов и средств их муз. воплощения; многие созданы в связи с определённым событием («по случаю») - торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматич., жанровые, юмористич., почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллич., изображающие картины сельской жизни, и др. Во мн. мотетах и др. духовных вок. произв. Лассо опирается на интонации протестантского хорала, рождеств. песен (напр., мотет No 196 осн. на рождеств. песне «Joseph, lieber Joseph mein»).

В мессах использовал народные мелодии, иногда вплетая их в общую музыкальную ткань в имитационной полифонии. Часто Лассо для своих духовных песен брал мелодии, написанные на светские тексты. В мотетах и покаянных псалмах, проникнутых трагич., скорбными эмоциями, Лассо пользовался исключительно смелыми для его времени приёмами: хроматизмами, подчёркнутыми перечениями, модуляциями в далёкие тональности и др., способствующими усилению драм. экспрессии и передаче сложных психологич. состояний.

Интерес представляет гармонич. развитие в прологе цикла «Пророчества Сивилл» («Prophetiae Sibyllarum»), осн. на резких гармонич. сдвигах (G-dur- H-dur, C-dur-E-dur) с последующим постепенным возвращением в исходную тональность (предвосхищает хроматич. приёмы К. Джезуальдо). Разнообразны по характеру и многочисл. светские песни Лассо (морализующего содержания, повествовательные, застольные, куртуазные, любовные, юмористические, сатирич., жанрово-бытовыо) - итал. вилланеллы и мадригалы, франц. шансон, многогол. нем. песни на тексты поэтов античности и эпохи Возрождения М. П. Вергилия, Горация, Ф. Петрарки, Т. Тассо, Л. Ариосто, Ф. Вийона, П. Ронсара, Ж. Дю Белле, а также Г. Сакса и др. нем. мейстерзингеров и нар. поэтов. Мелодии мн. песен осн. на нар.-песенных интонациях.

И в 20 в. сохранила популярность вилла-нелла «Моя милая матрона» («Matrona mia саrа») с звукоподражат. припевом «дон-дон», имитирующим лютневый аккомпанемент в серенаде. В нем. песнях использовал характерную форму мейстерзанга (т. н Barform), состоящую из 2 тождественных по мелодике строф и отличающегося от них припева (использована Р. Вагнером в опере «Мейстерзингеры»). В ряде песен живописал быт улицы (с выкриками торговцев), семейные сцены, высмеивал духовенство и т.д. (напр., во франц. песне «Богородицу прочитать умеешь?» юмористически изображается, как один монах проверяет другого в знании молитвы); такие рыночные картинки, пирушки, жалобы жены на пьяницу мужа напоминают бытовые сценки и интерьеры голл. художников (А. ван Остаде, P. де Хоха, Д. Тенирса, А. Брауэра, Г. Терборха). Нек-рым любовным песням (напр., франц. шансон «О мать любви, Киприда!») Лассо придавал драм. характер, передавая напряженные психологич. состояния (прообразы оперных сценок); многие имеют танц. характер (новшество в вок.-хоровой полифонии 16 в.)

При изображении разл. «персонажей» и ситуаций Лассо обнаруживает исключит. мастерство муз. характеристики. Впечатляющий художеств. эффект достигается красочным противопоставлением отд. групп хора; этот приём использован в знаменитой, всемирно известной и в совр. хор репертуаре (в т.ч. сов. хоров) итал. песне «Эхо» (вероятно, на собств. текст), в которой красочное сопоставление 2 хоров (вблизи и в отдалении) путем повторения piano одним хором коротких фраз другого создает эффект эхо.

Стиль Лассо - значит. шаг вперед по пути к гармонич. ясности. Он уже широко пользовался приемами гомофонного письма, предвосхитив монодию, зародившуюся на рубеже 16-17 вв. и получившую развитие в оперном жанре. Нек-рые мелодии в произв. Лассо явились провозвестниками оперного речитатива (в произв. Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Пользуясь старинными диатонич. ладами, Лассо вводил и элементы мажора и минора, особенно в кадансовых построениях, что предвосхитило ладотональную систему последующей классической эпохи в истории музыкальною искусства.

Изд.: сб 5-голосных (изд. в 1567, 1572, 1576) и 4-голосных (1582, 1583) нем. духовных и светских песен, нем. 3-голосные псалмы (1588); сб. нем. и франц. 6-голосных песнопений (1590); сб. 4-голосных (1560), 4-5-6-голосных магнификатов, мадригалов (1555, 1557, 1567, 1585), сб 4-голосных (1564), 5-голосных, 6-голосных (1560, 1587) и 8-голосных (1592) франц. шансон; сб. духовных 5-голосных песнопений (1562); сб. 3-голосных (1575), 4-6-голосных мотетов (1564, 1565, 1566); сб. 4-голосных песнопений в сопровождении разл. инструментов (1569); 5-голосные псалмы Давида (1584); 4-6-голосные магнификаты (1587); 4-6-голосные мессы (1570, 1577, 1581), сб. Magnum opus musicum (изд посмертно, 1604).

Современник Палестрины О. Лассо - один из самых известных и плодовитых композиторов XVI в. Его творчество вызывало всеобщее восхищение во всей Европе. Родился Лассо во франко-фламандской провинции. О его родителях и раннем детстве не известно ничего определенного. Сохранилась только легенда о том, как Лассо, певшего тогда в хоре мальчиков церкви Св. Николая, трижды похищали за его замечательный голос. В возрасте двенадцати лет Лассо был принят на службу в свиту вице-короля Сицилии Фердинандо Гонзаги, и с этих пор жизнь молодого музыканта наполнена путешествиями в самые отдаленные уголки Европы. Сопровождая своего покровителя, Лассо совершает одно путешествие за другим: Париж, Мантуя, Сицилия, Палермо, Милан, Неаполь и, наконец, Рим, где он становится руководителем капеллы собора Св. Иоанна (примечательно, что спустя 2 года этот пост займет Палестрина). Для того чтобы занять эту ответственную должность, музыкант должен был обладать завидным авторитетом. Однако вскоре Лассо пришлось оставить Рим. Он решил возвратиться на родину, чтобы навестить родных, но по приезде туда уже не застал их в живых. В последующие годы Лассо посетил Францию. Англию (предп.) и Антверпен. Посещение Антверпена ознаменовалось выходом в свет первого сборника сочинений Лассо: это были пятиголосные и шестиголосные мотеты.

В 1556 г. в жизни Лассо наступает перелом: он получает приглашение присоединиться к двору герцога Альбрехта V Баварского. Сначала Лассо был принят в капеллу герцога в качестве тенора, но уже несколько лет спустя он становится фактическим руководителем капеллы. С этих пор Лассо постоянно живет в Мюнхене, где находилась резиденция герцога. В его обязанности входило обеспечение музыкой всех торжественных моментов жизни двора, начиная от утренней церковной службы (для которой Лассо писал полифонические мессы) и кончая разнообразными визитами, празднествами, охотой и т. п. Будучи руководителем капеллы, Лассо много времени уделял образованию певчих и нотной библиотеке. В эти годы его жизнь приняла спокойный и достаточно обеспеченный характер. Все же и в это время он совершает некоторые поездки (так, в 1560 г. по приказу герцога он отправился во Фландрию с целью набрать певчих в капеллу).

Известность Лассо росла и дома и далеко за его пределами. Он начал собирать и упорядочивать свои сочинения (творчество придворных музыкантов эпохи Лассо зависело от жизни двора и было во многом обусловлено требованиями писать "на случай"). В эти годы произведения Лассо выходят в Венеции, Париже, Мюнхене, Франкфурте. Лассо удостоился восторженных эпитетов "предводитель музыкантов, божественный Орландо". Его активное творчество продолжалось вплоть до самых последних лет жизни.

Творчество Лассо огромно как по количеству произведений, так и по охвату разнообразных жанров. Композитор объездил всю Европу и познакомился с музыкальными традициями многих европейских стран. Ему довелось встретиться со многими выдающимися музыкантами, художниками, поэтами эпохи Ренессанса. Но главное было в том, что Лассо легко усваивал и органично преломлял в своем творчестве мелодику и жанровые особенности музыки разных стран. Он был поистине интернациональным композитором не только из-за своей необыкновенной популярности, но и потому, что свободно чувствовал себя в рамках различных европейских языков (Лассо писал песни на итальянском, немецком, французском языках).

Творчество Лассо включает как культовые жанры (ок. 600 месс, пассионы, магнификаты), так и жанры светской музыки (мадригалы, песни). Особое место в его творчестве занимает мотет: Лассо написал ок. 1200 мотетов, чрезвычайно разнообразных по содержанию.

При всем сходстве жанров музыка Лассо ощутимо отличается от музыки Палестрины. Лассо более демократичен и экономичен в выборе средств: в отличие от несколько обобщенной мелодики Палестрины темы Лассо более кратки, характерны и индивидуальны. Искусству Лассо свойственна портретность, порой в духе ренессансных художников, отчетливые контрасты, конкретность и яркость образов. Лассо, особенно в песнях, иногда прямо заимствует сюжеты из окружающего быта, а вместе с сюжетами - и танцевальные ритмы того времени, ее интонации. Именно эти качества музыки Лассо сделали ее живым портретом своей эпохи.

Еще в раннем детстве стало ясно, что мальчик одарен от природы выдающимися музыкальными способностями: особенно обращал на себя внимание его великолепный голос. Слухи о необыкновенно музыкальном ребенке дошли до генерала Фердинанда де Гонзаго, приближенного вице-короля Сицилии. Он, удостоверившись, что Ролан действительно очень талантлив, взял его под свое покровительство и увез в Италию, где Лассо и получил образование.

Пробыв некоторое время в Италии, Лассо отправился в Сицилию, занимался два года в Неаполе, затем вернулся на родину. Побывал во Франции и Англии, некоторое время жил в Антверпене, где посвятил себя исключительно композиции, и вскоре о нем заговорила уже вся Европа.

В 1557 году герцог Баварский Альберт V предложил Лассо занять должность главного придворного капельмейстера, последний охотно согласился на это, т. к. в то время баварская капелла являлась одной из лучших в Европе.

Мастерство Лассо как капельмейстера способствовало тому, что значение капеллы, где он служил до самой смерти, еще более возросло. Герцог Альберт пожаловал ему звание обер-капельмейстера, император Максимилиан II возвел в дворянское достоинство, Папа Григорий XIII – в рыцари золотой шпоры.

Кроме того, прославился Лассо и как прекрасный композитор, чьи произведения изобилуют элементами эпико-драматической силы, оказывающей огромное воздействие на слушателя. Его музыкальное письмо отличается поразительной легкостью во многом благодаря тому, что он отказывался от сухих идей предшествовавших ему композиторов нидерландской школы. При создании духовных сочинений Лассо стремится к естественному ведению голосов и впервые расширяет формы мотета, начав работать на создаваемые им самим темы. В своих произведениях он применяет хроматизмы и модуляции, а временами встречающиеся в музыке Лассо, основанной еще на церковных ладах, гармонические сочетания приближаются к современным.

Лассо принадлежит огромное количество сочинений, написанных во всех формах музыки той эпохи. Из них наиболее известны 51 месса, 2 реквиема, 780 мотетов, около 40 гимнов, музыка на Страсти Господни, канцонетты, мадригалы, песни, диалоги, ламентации и т. д.

Величайшими произведениями Лассо считаются его покаянные псалмы. Один из его современников сказал об этих сочинениях так: «В них выражено настроение сильной, благородной души, внушающей доверие, что после падения она снова героически поднимется».

Жизненный и творческий путь Лассо завершился в 1594 году в Мюнхене. Его талант явился достойным завершением нидерландской школы, последним композитором которой и был Лассо.

Говоря об эпохе Высокого Возрождения, необходимо также рассказать еще и о таком гениальном ее представителе-музыканте, каковым является Томас Таллис – знаменитый английский композитор XVI века. Он появился на свет в 1505 году. В царствования Генриха VIII, Эдуарда VI и Елизаветы I Таллис занимал должность придворного органиста.

Сочинения Таллиса по праву считаются образцами того времени в смысле техники. Число голосов в них в некоторых случаях доходит до сорока. Широко используя хроматизм, композитор везде точно обозначает повышение и понижение тонов.

Чтобы создать образ с определенным характером и добиться необходимой экспрессии, Таллис избегает строгих правил контрапункта, употребляя диссонирующие интервалы. В отличие от композиторов английской школы более раннего периода он заканчивает свои произведения и отдельные их части широко развитыми, красивыми каденциями.

Вплоть до самой смерти, последовавшей в 1585 году, Таллис был верен музыке и стремился создавать новые сочинения.

Наиболее талантливым учеником Таллиса был Уильям Бёрд, впоследствии ставший одним из тех, кто сформировал школу, своими традициями напоминающую нидерландскую.

Родился Берд в 1543 году в Линкольншире. В 1563 году Бёрд занял должность органиста в Линкольшире, в 1569 году – певца в Королевской капелле, а в 1575 году получил титул органиста этой капеллы.

Будучи прекрасным композитором, Бёрд в совершенстве владел контрапунктической техникой и по красоте и простоте своего стиля мог сравниться разве что с Палестриной и Орландо Лассо.

В произведениях Бёрда встречаются тональности, близкие современному мажору и минору, правильные модуляции, безукоризненная гармония и прекрасная мелодия. Из всех сочинений композитора наиболее выделяются Cantiones, 2 книги «Sacrae Cantiones», 2 книги «Gradualia ac Sacre cantiones», псалмы и 3 мессы. Причем гениальность Бёрда ярко проявилась в псалмах и мотетах, которые принадлежат к лучшим музыкальным произведениям XVI века. Кроме того, композитор создавал многоголосные светские песни и сочинял для органа и клавесина.