Биография архипа куинджи. Для всех и обо всем

Куинджи Архип Иванович (1842-1910)

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат “золотых дел мастер”. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. От строительного подрядчика Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморетти комнатным мальчиком.

Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Айвазовскому. По всей видимости, начальные уроки живописной грамоты Куинджи получил не у Айвазовского, а у Фесслера - молодого живописца, работавшего и одновременно учившегося у Айвазовского. Но вскоре Архип Иванович возвращается в Мариуполь, где поступает на работу ретушером в фотографическое ателье своего старшего брата.

В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Он дважды держал экзамены в Академию художеств и оба раза безрезультатно: слабой оказалась художественная подготовка. В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину “Татарская сакля”, за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, В. Е. Маковским. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.

Созданная Архипом Ивановичем в 1872 году картина “Осенняя распутица” своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Кажется, трудно найти в это время произведение, которое бы так уныло, так беспросветно отразило мрак российского бытия. Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами - он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении “Осеннюю распутицу”. Картина, названная “Осень. Туман”, осталась незавершенной.

В 1870 - 1873 годы Куинджи часто посещает остров Валаам. В результате появились картины “Ладожское озеро” (1870) и “На острове Валаам” (1873). В “Ладожском озере” Куинджи преодолел перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков. Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение.

В картине “На острове Валаам” художник ведет повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. В 1873 году картина “На острове Валаам” была окончена и экспонирована на академической выставке. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. И. Е. Репин писал П. М. Третьякову о работе Куинджи “На острове Валаам”: “Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге”.

Также в 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину “Снег”, за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.

В 1873 году Куинджи путешествует по Германии. Он посетил Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Мюнхен. Основная цель заграничной поездки - изучение старых мастеров, особенно хорошо представленных в мюнхенской Пинакотеке. Помимо Германии, Куинджи побывал во Франции и Лондоне. Затем через Швейцарию и Вену вернулся в Россию.

По возвращении в Россию, в 1874 году Куинджи пишет картину “Забытая деревня”, которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Заброшенность человеческой жизни подчеркивает унылое серое небо, протяженные линии горизонта и печальный вид опустелой деревни. Экспонировалась картина не на академической выставке, а на III выставке Товарищества передвижников. О “Забытой деревне” критики писали: “Уныло так, что хватает за сердце”.

Тему мрачной, беспросветной реальность Куинджи продолжил в “Чумацком тракте”. Художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. В. М. Гаршин написал о “Чумацком тракте”: “Грязь невылазная, дождь, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый лес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце”.

В 1875 году были написаны совсем иные по настроению “Степь вечером” и “Степь в цвету”. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.

В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. По приезде из Франции он попытался освоить световоздушную среду так, как позволяла ему русская традиция.

В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил “Украинскую ночь”. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи... На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Ввысь устремились тополя. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для того чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, в картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. Впоследствии М. В. Нестеров вспоминал о произведенном картиной впечатлении: “Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой “Украинской ночью” Куинджи. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас! Краски изменились чудовищно!”. В 1878 году “Украинская ночь” была показана на Всемирной выставке в Париже. “Куинджи, - писала французская критика, - бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других”.

В 1879 году Куинджи пишет “Север” и в 1881 - “Днепр утром”. Картина “Север” продолжала серию северных пейзажей, начатых “Ладожским озером”. Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. Достигается это полутонами, тончайшей нюансировкой бледного розового и перламутрового цвета, разделением цветового мазка. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. В “Севере” ощущается недвижность земли, статика которой соприкасается с динамичным мерцанием неба. Картина “Север” завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году, и была последней из этой серии. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России.

В картине “Днепр утром” Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Воздух обесцвечивает цвет. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Туман не скрадывает предметные очертания, как в “Осенней распутице”, а насыщается цветом, представляя собой подвижную густую массу. Куинджи сохраняет панорамную композицию, далевую перспективу, которые придают образу устойчивость, но сложно написанная воздушная среда вносит в медлительный строй чувств легкое оживление.

В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет “Березовую рощу” и “После грозы”. Пейзаж “После грозы” полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. Но наибольший успех на выставке имела картина “Березовая роща”. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Передний план погружен в тень - так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Необычайную гармонию цвету придает зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту.

В “Березовой роще” художник созерцает красоту. Поэтому реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо - равноокрашенным задником, роща - почти силуэтом, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, совершенной красоты. Природа в “Березовой роще” Куинджи реальна и условна. “Березовая роща” не укладывалась полностью в пластику развитого реализма: мешали элементы декоративности. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Оптимизм картины словно выражал ту жажду “отрадного”, которая через некоторое время была отчетливо сформулирована В. А. Серовым и другими художниками мамонтовского кружка.

В творчестве художника цвет освобождается от темной тональности. В природе Куинджи улавливает тончайшие градации цвета. В живописи же художник свободно варьирует освещенностью, полутонами, яркостью. Он намеренно активизирует, звучно сопоставляет дополнительные цвета. Куинджи постиг в совершенстве тонкое знание гармонии цветов, колорита, тона. Эта его способность в полной мере проявилась в картинах 1879 года и последовавших за ними произведениях.

В конце 1870-х годов отношения Куинджи с передвижниками резко ухудшились. В марте 1880 года он выходит из Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1880 году Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: “Лунная ночь на Днепре”, выставка эта имела огромный успех.

Мастерство Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника, длительных поисков. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. “Лунная ночь на Днепре” рисовала не столько конкретный вид, сколько обширное небесное пространство, мирозданье. Картина настраивала на философские раздумья о жизни, о земном существовании, о небесном мире, словно успокоившемся в медлительном течении. Для Куинджи становится характерным созерцательное, философское восприятие мира, наполняющее человека сознанием величия земного бытия.

Пластическая новизна художника - в достижении предельной иллюзии света. Эффект этот был достигнут благодаря многослойной лессировочной живописи, световому и цветовому контрасту. Куинджи и в этой картине воспользовался дополнительными цветами. Теплый колорит земли оттеняет холодное, изумрудное, словно фосфоресцирующее отображение лунного света на поверхности Днепра.

Искусство Куинджи резко выделялось на фоне передвижнического реализма и академизма, и было непонятно коллегам, вызывало недоумение. И. Н. Крамской был обескуражен декоративной яркостью картин Куинджи, дававших, как ему казалось, неверное воспроизведение реальности: “Что-то в его принципах о колорите есть для меня совершенно недоступное; быть может, это совершенно новый живописный принцип. [...] Еще его “Лес” я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, но его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. Я совершенный дурак перед этой картиной. Я вижу, что самый цвет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность: через пять минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть. Неужели это творчество? Неужели это художественное впечатление?.. Короче, я не совсем понимаю Куинджи”.

Куинджи предложил новые принципы романтического искусства, тем самым до крайности сократил разрыв между угасающим академическим романтизмом и появлением нового романтического искусства.

В 1881 году художник создал картину “Днепр утром”. В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью, внутренней мощью, могучей силой природы. Удивительно тонкое сочетание чистых золотисто-розовых, сиреневых, серебристых и зеленовато-серых тонов позволяет передать очарование цветущих трав, бесконечных далей, раннего степного утра.

Выставка 1882 года была последней для художника. Директор передвижных выставок Я. Д. Минченков приводит слова Куинджи: “...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи”.

Период “молчания” был занят интенсивной творческой работой. Куинджи искал новые пигменты и грунтовые основы, которые сделали бы краски стойкими к влиянию воздушной среды и сохранили бы первозданную яркость, искал также выразительные образные решения. В этот период было создано около пятисот живописных работ и трехсот графических, одни из которых указывают на область новых творческих интересов, другие продолжают и углубляют старые. Пластические поиски Куинджи развивались параллельно: реализм сосуществовал с романтизмом, декоративизм с натурностью, импрессионизм - рядом с экспрессивной пластикой.

Среди этюдов Куинджи, написанных в этот период, имеются “Зимы” (1885 - 1890, 1890 - 1895, 1898 - 1908), которые чутко передают состояние погоды: сырость, таяние снега, слякоть или влажный воздух, растворяющий очертания предметов. Эти этюды примечательны легкостью исполнения, изумительны по меткости и точности передачи ощущения.

В 1901 году Куинджи решился показать “Вечер на Украине”, “Христос в Гефсиманском саду”, “Днепр” и “Березовая роща” специально приглашенным Д. И. Менделееву, писательнице Е. П. Летковой, архитектору Н. В. Султанову, писателям И. И. Ясинскому и В. С. Кривенко. “Вечер на Украине” (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием “Вечер”. В картине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: теневые стороны хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. “Вечер на Украине” едва ли не самое показательное для творческого метода Куинджи произведение. Система дополнительных цветов была применена и в картине “Христос в Гефсиманском саду”. Живописный эффект фосфорического горения белого одеяния Христа, скрасившегося бирюзовым цветом, на фоне темно-бурых теплого оттенка деревьев сообщает образу удивительно яркое впечатление. И. Е. Репин в письме И. С. Остроухову пишет: “А про Куинджи слухи совсем другие: люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новыми произведениями - всех они трогают”. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.

“Ночное” (1905 - 1908) - одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. В нем также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту. В “Ночном” воплотились воспоминания детства и пристрастия к созерцанию неба. Элегичность, лирическая грусть заставляют минорно звучать бледные краски горизонта, томительно светиться гладь реки.

Несмотря на выход из Товарищества передвижных художественных выставок, он по-прежнему дружил с некоторыми передвижниками, присутствовал на их собраниях. Куинджи принял участие в подготовке реформы Академии художеств 1893 года. Согласно новому уставу, ему было присвоено звание академика и в 1895 году он становится руководителем пейзажной мастерской.

В 1897 году за участие в студенческом выступлении против ректора Академии А. С. Томишко, Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы.

В 1901 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 году пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи.

Картины художника

Березовая роща. Пятна солнечного света

Березовая роща


Берёзовоя роща 2


Вечер на Украине


Вид Исаакиевского собора при лунном освещении


Вид на Москву с Воробьевых гор


Волга


Дали. Крым


Дарьяльское ущелье. Лунная ночь


Днепр


Забытая деревня


Закат зимой. Берег моря


Зима. Оттепель


Зима. Пятна бунного света на крышах хат


Кавказ


Кипарисы на берегу моря. Крым


Красный закат.Эскиз


Крым. Южный берег


Крым

Крыши. Зима

Ладожское озеро


Лесная поляна


Лесное озеро, облака


Лесные дали


Лодка в море. Крым


Лунное пятно в зимнем лесу

Море с парусным кораблем


Море. Крым


Море


Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья


Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного


На острове Валаам

На фоне заката


Ночное


Ночь на Днепре


Ночь


Осенняя распутица


"Для русской живописи необходимо было появление своего Моне - такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку..."
Александр Бенуа - статья об Архипе Ивановиче Куинджи, 1903


Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат “золотых дел мастер”. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. От строительного подрядчика Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморетти комнатным мальчиком.

Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Айвазовскому. По всей видимости, начальные уроки живописной грамоты Куинджи получил не у Айвазовского, а у Фесслера — молодого живописца, работавшего и одновременно учившегося у Айвазовского. Но вскоре Архип Иванович возвращается в Мариуполь, где поступает на работу ретушером в фотографическое ателье своего старшего брата.

В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Он дважды держал экзамены в Академию художеств и оба раза безрезультатно: слабой оказалась художественная подготовка. В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину “Татарская сакля”, за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, В. Е. Маковским. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.

«Осенняя распутица»
1872
Холст, масло 110 x 70

Санкт-Петербург

Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами — он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении “Осеннюю распутицу”. Картина, названная “Осень. Туман”, осталась незавершенной.

«Осень. Туман»
1899
Бумага на холсте, масло 54,9 x 36,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

В 1870 — 1873 годы Куинджи часто посещает остров Валаам. В результате появились картины “Ладожское озеро” (1870) и “На острове Валаам” (1873). В “Ладожском озере” Куинджи преодолел перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков. Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение.

«После грозы»
1879
Холст, масло
Сумский художественный музей

Но наибольший успех на выставке имела картина “Березовая роща”. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Необычайную гармонию цвету придает зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту.

«Березовая роща 2»

В “Березовой роще” художник созерцает красоту. Поэтому реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо — равноокрашенным задником, роща — почти силуэтом, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, совершенной красоты. Природа в “Березовой роще” Куинджи реальна и условна. “Березовая роща” не укладывалась полностью в пластику развитого реализма: мешали элементы декоративности. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Оптимизм картины словно выражал ту жажду “отрадного”, которая через некоторое время была отчетливо сформулирована В. А. Серовым и другими художниками мамонтовского кружка.

В творчестве художника цвет освобождается от темной тональности. В природе Куинджи улавливает тончайшие градации цвета. В живописи же художник свободно варьирует освещенностью, полутонами, яркостью. Он намеренно активизирует, звучно сопоставляет дополнительные цвета. Куинджи постиг в совершенстве тонкое знание гармонии цветов, колорита, тона. Эта его способность в полной мере проявилась в картинах 1879 года и последовавших за ними произведениях.





«После дождя»
1879г.
Холст, масло 102 х 159
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В конце 1870-х годов отношения Куинджи с передвижниками резко ухудшились. В марте 1880 года он выходит из Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1880 году Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: “Лунная ночь на Днепре”, выставка эта имела огромный успех.

Не принимала даже в вольнослушатели. Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.

Непризнанный художник Куинджи

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Точный год рождения до сих пор не удалось установить, поскольку в разных документах художника указаны разные даты: от 1840 до 1843 года. В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому . Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика - поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского - Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером - сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы - в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств . Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

Куинджи - передвижник

Архип Куинджи. Забытая деревня. 1874. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Осенняя распутица. 1872. Государственный Русский музей

Архип Куинджи. Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875. Государственная Третьяковская галерея

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным , Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников - без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения - он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей - «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге» . Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков .

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники - одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

Архип Куинджи. На острове Валааме. 1873. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей

Руфин Судковский. Мертвый штиль. 1879–1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников . На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год - полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками - поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

Затворничество на пике славы

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины - «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно - искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

Обрусевший грек, сын сапожника, который провалился при поступлении в Академию искусств в Петербурге. Наверно, ему было суждено стать величайшим мастером пейзажной живописи, сквозь полотна которого мы и сегодня восхищенно смотрим на украинскую действительность конца девятнадцатого века и горные пейзажи Кавказа. А. Куинджи стал очень состоятельным человеком, но продолжал жить скромно, активно поддерживая молодых и бедных художников.

Биография Куинджи - история жизни человека, для которого творчество всегда оставалось на первом месте. В юности он учился у Ивана Айвазовского и даже ненадолго стал отшельником, чтобы полностью отдаваться любимому делу. Архип Куинджи совершенно по-новому раскрыл возможности пейзажа, открыл множество новых цветовых решений и добился необычайной интенсивности красок. Он стал прекрасным преподавателем и оберегал своих учеников от подражания признанным мастерам. Куинджи завещал всю свое состояние Обществу художников, которое после смерти основателя стало носить его имя.

Тайна происхождения и рождения Куинджи

Принято считать, что художник родился 27 января (15-го по старому стилю) 1841 года. Но эта дата рождения является очень приблизительной, так как в архивах хранится три паспорта Архипа Куинджи. Согласно одному документу, художник появился на свет в 1841-м, другому - в 1842-м, а в третьем паспорте указан 1843 год рождения.

Неоднозначно все и с фамилией мастера пейзажной живописи. Он был сыном Ивана Еменджи и происходил из семьи обрусевших греков, коих на берегах Азовского моря достаточно. Правда, мальчику, судя по всему, досталась фамилия деда - известного в тех краях ювелира - Кумюджи. Позже фамилию записали в неправильной транскрипции, и сейчас весь мир знает Архипа Куинджи.

Сиротское детство и бедность

Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Мальчик жил в полнейшей бедности и остался без отца в четыре года, через некоторое время умерла и мать. Архип стал сиротой. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. Где-то до десяти лет он посещал греческую школу недалеко от дома, но продолжить учебу не мог - Архипу нужно было работать, чтобы прокормить себя. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Затем Архип служил богатому зерноторговцу.

Знакомство с Айвазовским и юность

Во время службы хлеботорговцу мальчик начал интересоваться живописью. Он постоянно рисовал: на обрывках бумаги, на земле и заборах, стенах зданий. Зерноторговец (а по другой версии - друг работодателя Архипа) заметил склонность мальчика к живописи и посоветовал ему отправиться в Феодосию, чтобы учиться у Ивана Айвазовского. Подросток послушался совета.

В четырнадцать лет Архип Куинджи отправился в Феодосию из Мариуполя. Он все-таки добрался до места, где жил Айвазовский, однако художник не оценил таланта подростка, доверив ему красить забор и толочь краски. Небольшую помощь в освоении мастерства оказал Архипу только молодой родственник Айвазовского, который пока только копировал картины известного художника. Архип Куинджи пробыл в Феодосии пару месяцев и отправился домой. Он был очень расстроен.

Куинджи, биография которого только начиналась, удалось устроиться ретушером у одного из местных фотографов в Мариуполе. Позже он отправился в Одессу и Таганрог. Занимался Архип Куинджи все тем же - ретушировал фотографии. Он подумывал открыть собственное фотоателье, но не смог собрать необходимую сумму.

Провал при поступлении и звание свободного художника

В 23 года юноша решил во что бы то ни стало поступить в Императорскую академию художеств в Петербурге. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. Тогда он написал и выставил на академической выставке картину, которая, к сожалению, не дошла до наших дней. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам - далеко не редкость для молодых художников. После выставки Совет решил, что Архип Куинджи может стать свободным слушателем Императорской академии искусств, и удостоил юношу звания свободного художника. Позже ему разрешили сдать экзамены по специальным предметам, чтобы претендовать на получение диплома. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи.

Увлечение идеями передвижников

В академии художник Куинджи познакомился со многими передвижниками (представителями Товарищества передвижных художников), которые значительно повлияли на его мировоззрение. Он стал общаться с Иванов Репиным и Иваном Крамским, что положило начало более реалистичному восприятию им действительности.

Передвижниками называют объединение мастеров кисти, возникшее в последней трети девятнадцатого века. Такие художники активно противопоставляли себя академической живописи и вдохновлялись идеями народничества - «сближения» интеллигенции с простым народом. Передвижники организовывали передвижные выставки и вели активную просветительскую деятельность.

Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Позже «Чумацкий тракт…» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Картины были написаны в темных тонах, хотя последняя выделялась более яркой цветовой гаммой, что немного снимало ощущение тяжести и уныния. При написании этих полотен художник стремился выразить свои гражданские чувства, был движим социальной идеей. Полотна имели успех, и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии.

Расцвет творчества Архипа Куинджи

В семидесятые годы художник уже отошел от идей передвижников и начал писать в собственном неповторимом стиле. Своеобразным прорывом в пейзажной живописи стали две его картины. Куинджи написал «На острове Валааме» и «Ладожское озеро» в 1973 году. Полотна выделялись очень реалистичной передачей природы с нотками романтизма, изящности. Работа «На острове Валааме» выставлялась в Вене, затем ее приобрел для своей коллекции знаменитый московский меценат П. Третьяков.

А вот со второй картиной Куинджи, которая стала символом расцвета его творчества, все не так однозначно. Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Куинджи обвинил друга в плагиате, а петербургские художники разделились на два лагеря - одни поддерживали Судаковского, другие встали на сторону Куинджи. В итоге победа осталась за последним.

Женитьба и череда творческих успехов

В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Мастер живописи готовился связать себя узами брака с девушкой, которую полюбил еще в подростковом возрасте. Из Франции Куинджи отправился в Мариуполь, где женился на дочери богатого купца - Вере Кетчерджи-Шаповаловой. Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Он ввел в творчество яркие цвета, начал пользоваться приемом уплощения предметов, чтобы усилить глубину пространства картин, создал оригинальную декоративную систему. Архип Куинджи стал наслаждаться жизнью и отражать это в своих полотнах, он уже не стремился истолковать все с точки зрения передвижников и отказался от их идей.

Моновыставки и затворничество

После «Украинской ночи» были еще трилогия «Березовая роща», «Север», «После дождя» и «Вечер на Украине», над которой художник трудился практически четверть века. А вот «Лунную ночь на Днепре» Куинджи удостоил моновыставки. Он задрапировал окна плотной тканью и направил луч света на полотно. Моновыставка вызвала настоящий ажиотаж. «Лунная ночь на Днепре» для Куинджи стала пиком творческой карьеры.

Правда, краски, которые использовались при создании картины, были очень специфичны. Они начинали разлагаться и темнеть при воздействии солнечного света и воздуха. Впоследствии это сыграло злую шутку. Картину мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал ее князю Константину. Тот взял полотно в кругосветное путешествие. Под влиянием морского воздуха и солнечного света краски потемнели, и полотно утратило былое великолепие.

После моновыставки художник «замолчал» на долгие двадцать лет. Архип Куинджи, биография которого недавно сделала резкий поворот, решил уединиться в мастерской и не показывать никому свои шедевры. Скорее всего, он просто устал. Критики считали, что живописец исчерпал себя, но это было не так. Художник продолжал создавать картины, которые потом стали известными.

В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников. В шестьдесят лет живописец Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин - оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». О художнике снова заговорили.

Работа профессором-руководителем мастерской

Архип Куинджи работал профессором всего три года, но за это время он успел научить основам живописи многих молодых студентов и даже стал наставником нескольких известных сегодня художников. Он был великолепным преподавателем. Куинджи ревностно оберегал молодых дарований от подражательства. Он стремился развить в каждом из студентов самобытность и собственное видение действительности, учил их не оглядываться на идеи других.

На памятной табличке, которая находится при входе в поместье Куинджи в Алупке, даже есть запись о том, что его называли «учителем жизни». Архип Куинджи «воспитал» Н. Рериха - непревзойденного мастера, А. Рылова - певца русской природы, К. Богаевского - певца Крыма и других.

Благотворительность

Куинджи не только писал, но и активно продавал свои полотна коллекционерам и «сильным мира сего». На своем творчестве живописец заработал целое состояние, но продолжал жить скромно, делал значительные пожертвования. При церкви, в которой когда-то крестили маленького Архипа, во взрослом возрасте он открыл школу. Куинджи пожертвовал сто тысяч рублей Академии искусств в Петербурге, организовал кассу взаимопомощи для студентов и проспонсировал Общество поощрения художников.

Картины живописца продавались по немыслимо огромным ценам. Один из знаменитых художников, П. Чистяков, даже позволил себе однажды язвительно высказаться на эту тему. Он сказал, что Куинджи - это деньги. Вполне возможно, что коллега «по цеху» был бы не так циничен, если бы знал, куда эти средства расходуются.

Тяжелая болезнь и смерть художника

Почти в семьдесят лет Куинджи заболел воспалением легких. Художник находился в Крыму, затем жена перевезла его в Санкт-Петербург. Но на состоянии здоровья живописца сказалось и больное сердце. Надежда на выздоровление с каждым днем была все меньше и меньше. Архип Куинджи умер 11 (24) июля 1910 года. Похоронен художник на Смоленском православном кладбище.

Память

В память о выдающемся художнике было открыты несколько музеев: Музей Куинджи в Санкт-Петербурге, Мариупольский музей имени А. Куинджи, музей-квартира в Алупке. В честь него называли улицы и проспекты во многих российских городах, устанавливали памятные доски, бюсты. Общество художников, основанное живописцем, до сих пор носит его имя. Живописью Куинджи восхищаются современники.

Можно посмотреть пейзажи одного из самых ярких отечественных художников XIX века. Готовьтесь к выставке и читайте материал искусствоведа Инны Пуликовой о пяти картинах, которые определили творческий путь Куинджи.

«Осенняя распутица», 1870–1872

Архип Куинджи родился в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Точный год рождения неизвестен: в разных документах Куинджи были указаны разные даты - от 1840 до 1843 года. Он рано осиротел, и его воспитывали родственники по отцовской линии. Куинджи с детства увлекался рисованием, и однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого работал Архип. Он предложил юному художнику отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому и снабдил его рекомендательным письмом. Однако известный живописец мальчика в ученики не взял.

Проработав некоторое время ретушером в фотомастерских разных городов, Куинджи переехал в Петербург. Исследователи расходятся во мнении, был ли он официальным студентом Академии художеств , однако подтверждают, что в 1868 году Куинджи представлял свои работы на академической выставке. Тогда совет Академии признал его достойным звания свободного художника, а два года спустя - внеклассного художника.

В конце 1860-х он познакомился с передвижниками и написал ряд работ под влиянием их идеи об изображении действительности такой, какая она есть. Жанровый пейзаж «Осенняя распутица», написанный в тот период, принес ему звание классного художника.

«На острове Валааме», 1873

В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Побывал там и Куинджи - романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности, идеализации образа натуры. В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «…всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге» . Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи . Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников, и известность Куинджи выросла в разы.

Даже Федор Достоевский в журнале «Гражданин» назвал «На острове Валааме» национальным пейзажем.

«Украинская ночь», 1876

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В 1876 году V выставка передвижников прошла в неотапливаемой Академии наук: набирающих популярность конкурентов-передвижников Академия художеств не допустила в свои залы, и посетители рассматривали картины, не снимая шапок и калош. На этой выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков. Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах изб-мазанок.

В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин - «куинджевское пятно». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского» . Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он [Куинджи] написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», - он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге» .

«Березовая роща», 1879

Собрание Государственной Третьяковской галереи

Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. В 1878 году Куинджи вместе с женой Верой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Французская пресса не обошла их вниманием - критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других» .

Работы Куинджи высоко ценили коллеги. В 1879 году открытие VII выставки передвижников специально задержали на неделю, чтобы художник успел завершить три большие картины, обещанные организаторам.

Одна из этих картин - «Березовая роща» - дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Это отметил и Александр Бенуа , назвав Куинджи «русским Моне».

«Лунная ночь на Днепре», 1880

Собрание Государственного Русского музея

Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Затем для картины - случай небывалый в России - была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно.

Художник Яков Минченков вспоминал: «…выставочный зал не вмещал публики, образовалась очередь, и экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». Картину приобрел великий князь Константин Николаевич, который взял «Лунную ночь…» - несмотря на уговоры Тургенева - с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу картине - ее краски стали темнеть.

В поиске новых эффектных цветовых решений Куинджи экспериментировал с красками, различными пигментами, изучал влияние света на материалы. Его эксперименты, вызывавшие большой интерес коллег, впрочем, не были поддержаны другими художниками, которые опасались (и справедливо) недолговечности новых комбинаций красок.

В 1882 году, на вершине успеха и популярности, Архип Куинджи прекратил официальную работу художника, перестал выставляться. Все произведения, созданные в оставшиеся годы (около 500 картин), стали известны только после его смерти. Куинджи был финансово независим, его картины продавались, что позволило ему купить в Крыму имение Сара-Кикенеиз в 245 десятин. Он путешествовал по Кавказу, преподавал и принимал участие в сложном процессе обновления Академии художеств.

Последняя выставка работ Куинджи состоялась в 1901 году. После смерти художника в 1910 году, согласно завещанию, в котором он позаботился обо всех близких ему людях, его капитал (453 300 рублей) и все художественное наследие, оцененное в полмиллиона рублей, были переданы Обществу имени А.И. Куинджи.