Биография алексея маресьева. Маресьев Алексей Петрович. Биография кратко для детей

Я не мог себя представить на тележке, просящим милостыню на вокзале.

А. Маресьев

Алексей Маресьев родился в приволжском городе Камышине в рабочей семье и по окончании семилетки стал работать токарем на одном из местных заводов. Но вскоре вместе с другими молодыми людьми он отправился на комсомольскую стройку, чтобы строить на Дальнем Востоке новый город — Комсомольск-на-Амуре. Там Маресьев начал заниматься в аэроклубе. После чего почти вся его жизнь стала связана с авиацией.

В 1937 г. по комсомольскому призыву Алексей вступил в Красную Армию и получил направление в Батайскую военно-авиационную школу, а в 1940 г., закончив обучение, начал служить в истребительном полку, где прошел путь от летчика до штурмана.

Конечно, с самого начала Великой Отечественной войны Маресьев находился на фронте. Он постоянно совершал боевые вылеты и к концу 1941 г. уже имел на личном счету четыре сбитых вражеских самолета. В марте 1942 г. во время тяжелых боев в районе Демянского плацдарма, расположенного в Новгородской области, самолет Маресьева был подбит, а сам он получил ранение. Ценой невероятных усилий он сумел совершить посадку в тылу противника, а затем в течение 18 суток, преодолевая невероятные трудности, пробирался к линии фронта. Когда летчик добрался до прифронтовой полосы, местные жители помогли ему укрыться, а при первой возможности сообщили о нем командованию.

Друзья-летчики вывезли Маресьева и добились его отправки в Москву в главный военный госпиталь. Отважному пилоту сделали несколько операций, но ноги сохранить не смогли, так как развилась газовая гангрена. Врачи, естественно, предупредили его, что летать он теперь уже никогда не сможет. Однако Маресьев не смирился с приговором и начал тренировки по собственной системе. Он сумел не только освоить протезы, но и доказать, что может свободно владеть ими.

Трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах Маресьев принял твердое решение вернуться в строй. В книге «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и в одноименном фильме рассказывается о некоем комиссаре, который лежал в палате рядом с А. Маресьевым и пробудил у него жажду жизни и желание летать, приведя в пример поступок другого раненого летчика времен Первой мировой войны — Карповича. Был ли такой летчик на самом деле?

Никто из историков авиации о летчике Карповиче не слышал, зато хорошо известен Александр Прокофьев-Северский, выдающийся «ас» Первой мировой. Ему ампутировали ступню, но он снова стал летать по личному разрешению Николая II. Имя Прокофьева-Северского в советской России было под запретом, так как после октября 1917 г. он эмигрировал в Америку. Там он продолжал летать, стал авиаконструктором. На заводах Северского создавались истребители, стоявшие на вооружении армии США. Во время Второй мировой войны Северский консультировал Белый дом по вопросам авиационной стратегии, за что получил престижную награду от президента Трумэна. Но в 1946 г., когда появилась повесть о Маресьеве, эмигрант не мог стать примером для советского летчика по политическим мотивам. Как бы там ни было, Алексей решил вернуться в авиацию.

Его первые протезы были сделаны по проекту, разработанному еще Н.И. Пироговым для солдат-инвалидов царской армии. Со временем эту простейшую кожаную конструкцию он освоил очень хорошо. Каких усилий это стоило и через какую боль пришлось пройти, знал только сам Маресьев.

Чтобы дать объективную оценку достижениям летчика, создатели документального фильма о Маресьеве обратились к современному эксперту — главному врачу Московского протезно-ортопедического центра Ю.В. Киму. Он сказал: «Для нас и сегодня является большим секретом, каким образом человек без двух конечностей мог летать и участвовать в боевых действиях. Ведь находясь на протезе, а тем более на Двух, он как бы "парит в воздухе", ему нужно "ходить головой", необходимо видеть, куда ступает. А управлять самолетом, регулировать педали, оказывать на них давление с определенным усилием... Лично для меня это является большой загадкой». Маресьев нашел в себе силы преодолеть боль и другие препятствия. А ведь многие раненые с гораздо меньшими физическими увечьями отказывались от борьбы Сам Маресьев в одном из интервью сказал: «Я не мог себя представить на тележке, просящим милостыню на вокзале»

В июне 1943 г. летчик добился разрешения вернуться в строй, и его снова направили в истребительный полк. По воспоминаниям подполковника С.Ф. Петрова, с которым в паре летал А. Маресьев и которого спас в одном из воздушных боев, «ноги у него еще не полностью зажили и кровоточили. Мы поняли, что они очень сильно его беспокоят, но он никому вида не показывал».

Полковнику A.M. Числову, который просил зачислить Маресьева к себе в эскадрилью, командир полка сказал: «Если тебе хочется возиться с инвалидом, пиши, что берешь на себя ответственность за его жизнь. Если что случится — отправлю в штрафной батальон». В том же году Маресьев и Числов получили звание Героя Советского Союза. В наградном листе написано, что в одном из боев спас жизнь двум летчикам и уничтожил два немецких истребителя. Продолжая летать, Маресьев сбил еще семь самолетов противника. Всего он совершил 86 боевых вылетов. За эти заслуги в 1944 г. он был командирован в Управление высших учебных заведений ВВС, а после войны в Высшую партийную школу и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Вскоре летчик женился; у него родился сын Виктор.

Из рассказа Виктора Маресьева

После войны отцу предложили поступить либо в Академию Генерального штаба, либо в Высшую партийную школу Он ответил: «Я считаю, что безногие генералы в мирное время не нужны. В военное время готов снова быть в строю и защищать Родину».

Первые сведения о подвиге Маресьева появились в 1943 г., когда с ним встретился военный корреспондент «Правды», писатель Б Полевой. Записав рассказ летчика, он опубликовал небольшой очерк, где назвал своего героя Алексеем Мересьевым. В многочисленных откликах читатели-просили рассказать более подробно о жизни и подвиге этого удивительного человека. Так появилась «Повесть о настоящем человеке». Затем писатель создал по этой повести киносценарий, по которому был снят фильм, вышедший на экраны в 1948 г. Главную роль в нем сыграл актер П. Кадочников. В 1954 г. Полевой написал пьесу под тем же названием, которая сразу же была поставлена на сцене Театра Советской армии в Москве, а затем не только в театрах Советского Союза, но и во многих странах мира. Образ патриота, преодолевшего невероятные препятствия и все-таки вернувшегося в строй, стал одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

Мирная жизнь Алексея Маресьева связана с Советским комитетом ветеранов войны, который он возглавлял с 1983 г. В 2001 г. легендарного летчика не стало. А. Маресьев был не единственным летчиком, который вернулся в строй после ампутации ног и наравне со всеми воевал. Создатели документального фильма называют следующие имена Героев Советского Союза: гвардии-капитан Г.П. Кузьмин, майор Л.Г. Белоусов, гвардии-подполковник А.И. Гриченко, гвардии-капитан З.А. Сорокин, старший лейтенант И.М. Киселев, гвардии-подполковник И.С. Любимов, старший лейтенант И.А. Маликов и английский летчик, подполковник Дуглас Бадер.

Завершая рассказ о героях Второй мировой войны, следует назвать имя еще одного летчика, который стал Героем России и вернулся в авиацию после тяжелейшего ранения в 1984 г. в Афганистане. Это полковник Сергей Александрович Соколов, получивший в 2005 г. высшую категорию «летчик-снайпер». За последние годы Соколов освоил шесть видов авиационной техники. По свидетельству его друзей, последние 20 лет летчик все делает «через не могу».

Звезду Героя России ему присвоили за участие в 1995 г. в международной экспедиции на Северный полюс. В материалах документального фильма «Возвращение в небо» (2005) из проекта Л. Кривцовой «Встань и иди» есть сюжет о реакции родных на поступок летчика. Жена говорит: «Когда видишь, как Сергей на Северном полюсе держит на фоне Российского флага два удостоверения — инвалида и офицера, — чувствуешь гордость за офицеров и свою Родину»

Подвиг Маресьева лег в основу сюжета известной книги Бориса Полевого. Своей жизнью реальный герой смог доказать, что книга не была выдумкой советской эпохи. Это реальная история о вере в мечту и силе духа. Кем же был на самом деле Алексей Маресьев из "Повести о настоящем человеке"?

Детские годы

Родился Алексей Петрович Маресьев 20.05.1916 года. Его отца звали Петр Авдеевич, он умер, когда мальчику было три года. Отец принимал участие в Первой мировой, на которой получил множество ранений. Они и послужили причиной ранней смерти. Мать звали Екатерина Никитична. Женщина работала уборщицей на заводе по деревообработке, воспитывала троих сыновей.

Всегда считалось, что местом его рождения был Камышин. Маресьев был зарегистрирован в книге церкви, расположенной в городе Веревкин. Относился населенный пункт к Камышинскому уезду.

После окончания школы он учился на токаря по металлу. Учебное заведение располагалось при лесозаводе, на котором и началась его трудовая деятельность. Но мечтал молодой человек совсем о другом.

Профессия летчика, несмотря на ревматизм

Алексей Петрович Маресьев мечтал об авиации. Он два раза подавал документы в училище, в котором готовили летчиков. Но получал отказ. Связано это было с тем, что еще ребенком Алексей переболел тяжелой формой малярии. Она дала осложнение в виде ревматизма. Но молодой человек не оставлял надежды.

В 1934 году он принимал участие в строительстве Комсомольска-на-Урале. Комсомольская путевка позволила ему заниматься в аэроклубе. Через три года его мечта начала исполняться. Алексея призвали в армию.

Сперва он служил в авиационном погранотряде на Сахалине. После его направили в школу военных пилотов, располагавшуюся в Чите, а затем в Батайске. Алексей окончил обучение в 1940 году, ему присвоили звание младшего лейтенанта. Маресьев был оставлен инструктором при учебном заведении. Когда началась Великая Отечественная, он был в Батайске.

Военное время

С началом войны летчик Маресьев был направлен на фронт. Он служил в двести девяносто шестом истребительном авиационном полку. Первый боевой вылет произошел летом 1941 года. Он совершил его над городом Кривой Рог (территория современной Украины).

В первые месяцы войны советская авиация испытывала серьезные проблемы. Связано это было с тем, что немецкие асы авиации существенно превосходили советских летчиков по опыту. Неравными были силы и в техническом плане.

Несмотря на это, Маресьев показывал отличные результаты. Менее чем за год он смог сбить четыре немецких самолета.

18 дней испытаний

Весной Алексея Петровича перебросили на другой фронт, который располагался в районе «Демянского котла». В апреле того же года Маресьев (подвиг связан с этим временем) участвовал в операции. Она заключалась в том, чтобы прикрывать бомбардировщики, которые атаковали немецкие позиции.

Судьба, описанная в книге

Часть Маресьева хорошо показала себя в битве на Курской дуге, поэтому ее стали посещать военные корреспонденты. Одним из них был Борис Полевой. Он смог пообщаться с отважным летчиком, и тот поведал ему свою судьбу.

Так был описан подвиг Маресьева. Полевой понимал, что такой удивительный рассказ должен быть описан отдельной книгой. Так и случилось. После войны вышла книга об Алексее Маресьеве - «Повесть о настоящем человеке».

Художественное произведение предполагает вымысел, поэтому повесть имеет свои отличия от реальной истории:

  • герой повести носил фамилию Мересьев;
  • литературный персонаж ел ежа;
  • в повести летчик без ног стал сразу летать после возвращения на фронт;
  • любовный роман с Олей был выдумкой Полевого.

Повесть до сих пор служит прекрасным образцом для воспитания молодого поколения.

Послевоенная жизнь

Еще во время войны Алексей Петрович согласился стать инспектором. Он перешел в управление вузов ВВС. Последний полет он совершил в 1950 году.

Алексей Маресьев, биография которого стала основой для книги, занялся партийной и общественной деятельностью. Он не любил рассказывать о военных годах, всегда указывая, что все уже написано в книге.

Короткая информация о послевоенных событиях в жизни Маресьева:

  • 1949 год - участвовал в конгрессе приверженцев мира, который проходил в столице Франции;
  • 1952 год - окончил партшколу;
  • 1956 год - стал кандидатом исторических наук;
  • 1960 год - выпустил книгу «На Курской дуге»;
  • 1967 год - принимал участие в зажжении Вечного огня у стен Кремля (Могила Неизвестного Солдата);
  • 1978 год - получил звание полковника запаса;
  • 1989 год - нардеп СССР.

Всю свою жизнь Алексей Петрович поддерживал свое физическое состояние. Он катался на лыжах, ездил на велосипеде, занимался плаваньем. Однажды он переплыл Волгу за пятьдесят пять минут. Для этого ему пришлось преодолеть чуть больше двух километров.

Не попал на свой торжественный концерт

В 2001 году готовился торжественный вечер, посвященный восьмидесятипятилетию Алексея Маресьева. Биография закончилась в день концерта, то есть 18.05.2001 года. Знаменитый летчик собирался в Театр российской армии, когда ему неожиданно стало плохо. В этот вечер он умер от инфаркта. Зрителям, которые собрались в зале, сообщили об утрате. Концерт начался с минуты молчания.

Похоронили его в столице на Новодевичьем кладбище.

В память о легендарном летчике названо множество учебных заведений, улиц. Существует даже планета, которая носит имя Алексея Петровича. Памятники Маресьеву открыты в следующих городах:

  • Камышин.
  • Комсомольск-на-Амуре.
  • Краснодар.

В родном городе героя функционирует музей А. П. Маресьева. Его открыли в сотый юбилей летчика.

Остается загадкой, что случилось с самолетом Алексея Петровича. Были неоднократные попытки отыскать его, но все безуспешные. Самолеты если и обнаруживались, то внутри находились мертвые пилоты. Трудность поисков состоит в том, что летчик так и не смог вспомнить, где он был. Связано это с многочисленными травмами. Сам Маресьев не хотел возвращаться в тот лес и будить в себе те жуткие воспоминания.

Жена и дети

История Маресьева была бы не полной без упоминании о семье. С будущей супругой летчик познакомился после войны. Ее звали Галина Викторовна. В свое время она работала в Главном штабе ВВС. Прожили супруги вместе пятьдесят пять лет. Женщина умерла в 2002 году.

В браке у них родилось двое сыновей. Виктор работал инженером-автомобилистом, он неоднократно давал интервью об отце. Алексей был инвалидом с детства и скончался в том же году, что и отец.

Память о летчике и его героическом поступке навсегда запечатлена в искусстве.

Надгробный памятник (вид 1)
Памятник в г. Камышин
Мемориальная доска в Москве
Надгробный памятник (вид 2)
Бюст в Комсомольске-на-Амуре
Аннотационная доска в Орле


М аресьев Алексей Петрович - заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й воздушной армии Брянского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине ныне Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны.

После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился на рабфаке и в аэроклубе.

На срочную военную службу призван в 1937 году, направлен в Пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником на острове Сахалин в авиаотряде Сахалинского морского пограничного отряда, затем в 12-м авиационном погранотряде. В 1939 году направлен на учёбу в Батайскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога на Южном фронте.

Боевой счёт лётчик 580-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев А.П. открыл в начале 1942 года - сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырех.

4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.

В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 - до ранения и семь - с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев назначен инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Член ВКП(б)/КПСС в 1944-1991 годах.

Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". В 1948 году по ней был снят одноимённый художественный фильм. Имя Героя стало известно всему миру.

В июле 1946 года майор А.П. Маресьев уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук. В том же 1956 году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году - первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

Жил в городе-герое Москве. Скоропостижно скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11), где 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке открыт памятник на могиле Героя.

Полковник (1978). Награждён советскими 2 орденами Ленина (24.08.1943, 19.05.1986), орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов (19.05.1976), Красной Звезды, Почёта (26.07.1991), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (16.05.1996), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в числе которых орден Дружбы (Чехословакия, 1986).

20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А.П. Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны (автор - заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами. По решению ветеранов и городской Думы центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева. Имя Героя присвоено школе № 13 в городе Орел.

Когда в 1946 г. вышла в свет «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, о безногом лётчике-герое Алексее Маресьеве узнали многие. А после того как в середине октября 1948 г. на экранах страны показали фильм с тем же названием, Маресьев превратился в легенду. Правда, поползли слухи, что лётчик невзлюбил писателя за то, что тот не дал ему прочитать рукопись и исправить ошибки.

«Отца часто спрашивали: «Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?», - рассказывает «АиФ» сын легендарного лётчика Виктор Маресьев . - Он пошутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня». Но такого не случилось».

Исполнитель главной роли лётчика Мересьева актёр Павел Кадочников в своём дневнике записал: «Впервые я с Алексеем Петровичем встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру… Я подошёл к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего… Как мне удалось преодолеть… врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю… председателю комиссии: разве это не ноги? Разве не тренировка?» И, звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кино родилась сцена «приёмная комиссия».

«Отец часто ездил на студию, где его обо всём расспрашивали, - продолжает Виктор Маресьев. - Более того, ему даже предлагали сыграть... Мересьева! Отец отмахнулся: «Да вы что! Никогда в жизни!» Только после его отказа назначили на эту роль Кадочникова. А про медкомиссию - всё правда. Я сам интересовался: «Пап, ты правда в Куйбышеве, когда восстанавливался в санатории, бегал и плясал?» - «Правда, сынок, и бегал, и плясал, и со стула прыгал на этой медкомиссии». Он же в этом санатории почти со всеми медсёстрами перетанцевал, хотя ноги продолжали кровить. После медкомиссии, которая решала, годен он к полётам или нет, зашёл в ванную, снял повязки, а там - всё в крови. Долго ноги у него заживали.

Рассказывал отец и о том, как упал, как лежал долго без сознания на снегу, а очнувшись, увидел: рядом сидит медведь-шатун. Март месяц был, медведи ещё спать должны, а этот вот проснулся. «Я лежал навзничь, одна рука была под спиной, - вспоминал папа. - Я всё пытался расстегнуть молнию на меховом американском комбинезоне, чтобы достать из-под ремня наган, но никак не получалось». Медведь его не трогал, думал, что он мёртвый. А мертвечину-то они не едят. Но вдруг Маресьев дёрнулся, медведь тут же лапой замахнулся, разорвал комбинезон, но отец всё-таки успел выхватить наган: «Всю обойму в него выпустил. Зверь зарычал, поднялся и упал тоже навзничь. Хорошо, не на меня».

Говорили, якобы отец у нем-цев консервы доедал. Ничего подобного! Он почти ничего не ел в лесу. Единственное, поймал ежа да ящерицу спугнул. Ящерица ему хвост оставила, он его пожевал, пожевал и выплюнул. А ежа разодрал, но съесть не смог. Так голодный и полз до деревни. Когда его нашли, из кармана достали талончики на питание…»

Летчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева - Алексей Маресьев, 1944 год. Фото: РИА Новости

Самолёт не нашли

На премьеру картины «Повесть о настоящем человеке» Алексей Маресьев пришёл вместе с Павлом Кадочниковым. Посмотрел фильм и в задумчивом настроении отправился домой, а с Кадочниковым потом не встречался…

«Дело совсем не в том, что фильм отцу не понравился, а в том, что он очень не любил вспоминать аварию: как полз по морозу в лесу, - уверен Виктор Маресьев. - Даже когда я пытался его расспрашивать о подробностях, он старался перевести разговор на другую тему. Поэтому фильм папа посмотрел всего один раз, на премьере. Его спрашивали: «Понравилось ли вам?» А что он мог ответить? Как ему могло понравиться то, что заново пришлось всё это пережить, глядя на экран? Это всё равно когда меня спрашивают: «А вы не подскажете, каким маршрутом полз Маресьев до деревни?» Да он сам не знал, каким маршрутом. Он же был ранен. Его подбили, самолёт врезался в лес, отца выкинуло на ёлку, по веткам он сполз на снег. Снег в марте был ещё глубокий, это спасло ему жизнь. А так никто не знает, где до сих пор лежит его самолётик. В Москве есть две школы имени Маресьева - 760-я и 89-я. Они ходили, искали, эмчеэсовцы даже давали им для этого вездеходы. Ничего не нашли! Даже сейчас там непроходимые места, очень глухой лес.

Отца самого много раз звали на место, где нашли, в тот самый лес. Люди там даже тропу Маресьева сделали, ездят туда на джипах. Камень поставили со звёздочкой и памятной надписью. Но отец всегда отказывался: «Не поеду - и всё!»

Алексей Маресьев, 1966 год. Фото: РИА Новости / Морсков Он не любил воспоминаний, не любил повышенного внимания к себе, которое появилось после выхода книжки и фильма. Говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И правда, много было лётчиков, которые без ног летали. Есть даже книжка такая - «Сколько у нас Маресьевых». Мы награждали как-то лётчика из Тулы, Ивана Леонова, - он без правой руки летал. Отец знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь - и всё!» Он же очень совестливый от природы мужик был.

Что касается образа главного героя в фильме, то ничего против Кадочникова он не имел. Они тоже были из разных миров, поэтому и не общались. А вот Евгений Кибкало , который пел партию Мересьева в опере «Повесть о настоящем человеке», был внешне больше похож на отца, чем Кадочников. По поводу самой оперы я согласен с Михаилом Задорновым, который рассказывал о её нелепицах. Когда отец посмотрел это «произведение» в Большом театре, не знаю, что он пережил в сам момент представления, но потом на вопрос: «Вам понравилось?» - ответил: «Хорошо сымитирован звук мотора». Думаю, этим всё сказано. А Кадочников, хоть и не был сильно похож, смог передать напор, стремление Маресьева жить во что бы то ни стало. Таким Алексей Маресьев был всю свою жизнь. Он умер 18 мая 2001 г., не дожив до 85-летия всего два дня. Но в апреле того же года, уже чувствуя себя плохо, он всё равно вставал и ходил с палочкой. И я да и все близкие ощущали даже тогда в нём неуёмную тягу к жизни».

Кто ещё у нас «Маресьев»?

Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации.

Михаил Левицкий . Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию.

Юрий Гильшер . Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

Александр Прокофьев-Северский . Лётчик, дворянин. После ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции Николая II.

Захар Сорокин . Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию.

Подвиг Алексея Маресьева - легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время Второй мировой войны, - сегодня известен всем. и стремление к жизни героя сумели победить вначале смерть, а затем и инвалидность. Наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Маресьев сумел выжить тогда, когда это виделось невозможным, вернуться на фронт за штурвал истребителя и вместе с тем в полноценную жизнь. Подвиг Маресьева - надежда и пример для многих людей, ставших жертвами трагических обстоятельств не только в военное, но и в мирное время. Он напоминает, чего может добиться тот, кто не утратил силы бороться и веру в себя.

Маресьев Алексей Петрович: детские и юные годы

20 мая 1916 года в семье Петра и Екатерины Маресьевых, проживавших в городе Камышине (теперешней Волгоградской области), родился третий сын. Алексею было три года, когда отец его умер от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Матери, Екатерине Никитичне, которая работала уборщицей на заводе, выпала нелёгкая доля самой поднимать на ноги детей - Петра, Николая и Алексея.

Закончив восемь классов, Алексей Маресьев поступил в школу ФЗУ, где получил профессию слесаря. Три года он работал на лесозаводе в родном Камышине токарем по металлу и параллельно учился на рабфаке. Уже тогда у него появилось желание стать лётчиком.

Два раза он пробовал поступить в лётное училище, однако ему возвращали документы: перенесённая в детстве тяжёлая форма малярии серьёзно подорвала его здоровье, осложнившись ревматизмом. Мало кто верил тогда, что Алексей станет лётчиком - ни мать, ни соседи не были исключением - однако он упрямо продолжал стремиться к своей цели.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправляется в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на Амуре. Работая механиком-дизелистом, он также занимается в аэроклубе, обучаясь лётному делу.

Три года спустя, когда Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Оттуда он получил направление в авиационное училище в городе Батайске, которое окончил в звании младшего лейтенанта. Там же он был назначен на должность инструктора. В Батайске служил до самой войны.

Начало войны и истории подвига

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый из его боевых вылетов состоялся около Кривого Рога. Когда весной следующего года лётчик был переброшен на Северо-Западный фронт, на его счету уже числились четыре сбитых самолёта врага.

4 апреля 1942 года в ходе воздушной битвы в районе Старой Руссы (Новгородская область) был подбит истребитель Маресьева, а сам он получил ранения. Лётчик вынужден был совершить посадку в лесу - на территории вражеского тыла.

Восемнадцать суток Алексей Маресьев отчаянно сражался со смертью, пробираясь к линии фронта. Когда подвели раненые, а затем и обмороженные ноги, он продолжал двигаться ползком, питаясь корой, ягодами, шишками… Едва живого, его обнаружили в лесу двое мальчиков из деревеньки Плав (Плавни) Валдайского района. Жители деревни укрыли лётчика у себя и попытались выходить, однако последствия ранения и обморожения ног были слишком тяжёлыми. Маресьеву требовалась операция.

В начале мая около деревни приземлился самолёт. Его пилотировал Андрей Дехтяренко - командир эскадрильи, в которой служил Маресьев. Раненого лётчика удалось переправить в Москву в военный госпиталь.

Безжалостный приговор врачей и… возвращение в строй

Всё, что происходит далее, и есть не что иное, как один долгий непрекращающийся подвиг Маресьева. Госпитализированному с гангреной и заражением крови лётчику медики чудом спасли жизнь, однако им пришлось ампутировать ему голени обеих ног. Ещё находясь на больничной койке, Алексей начинает изнурительные тренировки. Он готовится не просто к тому, чтобы встать на протезы и научиться передвигаться на них. В его планах - владеть ими настолько совершенно, чтобы иметь возможность вернуться в авиацию. Тренироваться он продолжил и в 1942 году в санатории, делая ошеломительные успехи, которые стали результатом его железной воли и мужества.

В начале следующего года Маресьева отправляют на медкомиссию, после которой он получил направление в Ибресинскую лётную школу в Чувашии. В феврале 1943 года он успешно провёл первый пробный вылет после своего ранения. Всё это время он с недюжинным упорством добивался отправки на фронт.

И снова в бою!

Просьба лётчика была удовлетворена в июле 1943 года. Но командующий 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка поначалу боялся отпускать его на задания. Однако после того, как командир его эскадрильи Александр Числов, посочувствовавший Маресьеву, стал брать его с собой на боевые вылеты, которые оказывались удачными, доверие к возможностям лётчика возросло.

После того как Маресьев поднялся в воздух на протезах, до окончания войны им было сбито ещё семь самолётов врага. В скором времени слава про подвиг Маресьева разнеслась по всему фронту.

Примерно в это время произошла первая встреча Алексея Петровича с фронтовым корреспондентом газеты "Правда" Борисом Полевым. Подвиг лётчика Маресьева вдохновил Полевого на создание его знаменитой книги "Повесть о настоящем человеке". В ней Маресьев выступил прообразом главного героя.

В 1943 году Маресьев получил звание Героя Советского Союза.

Окончание войны. Жизнь после неё - ещё один подвиг Маресьева

Год спустя Алексею Маресьеву предложили покинуть боевой полк и перейти в управление вузов ВВС на должность инспектора-лётчика. Он согласился. На его счету к этому времени было восемьдесят семь боевых вылетов и одиннадцать сбитых самолётов противника.

В 1946 году Маресьев Алексей Петрович оказался уволенным из военной авиации, однако постоянно продолжал поддерживать великолепную физическую форму. Он катался на коньках, ходил на лыжах, занимался плаванием и ездой на велосипеде. Свой персональный рекорд он установил под Куйбышевом, когда переплыл Волгу (2200 метров) за пятьдесят пять минут.

Маресьев был очень известен в послевоенные годы, многократно приглашался на различные праздничные мероприятия, участвовал во встречах со школьниками. В 1949 году он побывал в Париже, участвуя в Первом всемирном конгрессе сторонников мира.

Кроме того, он продолжил учиться, закончив в 1952 году Высшую партийную школу а четыре года спустя защитил в области истории кандидатскую диссертацию.

Много времени Маресьев посвящал общественной работе. Он входил в состав Комитета ветеранов войны, был избран депутатом в кроме того, возглавлял Общероссийский фонд инвалидов ВОВ.

Семья

Память о герое

Боевые и трудовые заслуги Маресьева были удостоены множества наград. Помимо Золотой Звезды Героя СССР и ряда государственных наград своей Родины, он стал кавалером множества иностранных орденов и медалей. Также он стал почётным солдатом одной из почётным гражданином родного Камышина, Орла, Комсомольска-на-Амуре и многих других городов. Его имя носит общественный фонд, ряд улиц, школ, патриотических клубов и даже малая планета.

Память об Алексее Маресьеве, его силе воли, жизнелюбии и мужестве, которые по праву принесли ему славу человека-легенды, навеки останется в людских сердцах, служа примером для воспитания последующих поколений.