Беседы с цыплаковой о вере и боге. Елена Цыплакова: Я счастлива, что пришла к Богу. Счастливая вы

Нечаянная встреча с известной актрисой и режиссером Еленой Цыплаковой на Всероссийской Православной конференции «Христианство-2000», что проводилась в Самаре в середине мая, обрадовала и удивила: в списке участников этого богословского форума ее имя не значилось. И первый вопрос, который был задан Елене, выразил это недоумение:
- Какими судьбами вы - к нам? На конференции вы держались рядом с матушкой Иоанной, игуменьей самарского Иверского монастыря...
- Она меня и пригласила на конференцию. В прошлый приезд в Самару я познакомилась с матушкой игуменьей и с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием. В вашем городе у меня есть хорошие друзья: Юрий Харитонов и Вячеслав Сонин - главный архитектор и главный попечитель строительства Храма-памятника во имя великомученика Георгия Победоносца. В Самару я приехала по их приглашению, а когда узнала о богословской конференции, захотелось пойти.

Это профессиональный или житейский интерес?
- Можно сказать, профессиональный. В последние годы я занимаюсь режиссурой, а в этой работе много общего с трудом педагога. Какое-то время сама я преподавала. Сейчас как член экспертной комиссии Госкино России я читаю сценарии и, конечно, должна быть во всеоружии, чтобы не пропустить на экран фильмы, растлевающие зрителей, дающие искаженные понятия о Православии.
- Легко молвить... Но возможно ли вообще сочетание столь разнородных понятий: Православие - и кино, иллюзорный мир кипящих страстей, лицедейства, притворства?..
- Когда я пришла к вере, в первое время у меня было единственное желание - уйти из своей профессии, потому что сегодня существовать в кинематографе, пытаясь одновременно соблюдать Божии заповеди, идти к покаянию, - действительно очень сложно. Но потом пришло понимание главного, что Господь дал заповеди всем людям и каждый на своем месте должен их исполнять. «На всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа...»
Огромная сила заключена в кино, страшная сила. И любой фильм - тоже своего рода проповедь. Другое дело, что и как в ней сказано. Бросают камень, а что произойдет в результате, - обвал случится или расцветет из брошенного вместе с камнем семени какой-то замечательный цветок, - вот что очень важно. В Евангелии сказано: по плодам узнаете их. Плоды - это и есть то, что люди искусства говорят, что делают, что выносят на экран. Для меня даром Свыше стала режиссерская работа над фильмом «На Тебя уповаю», когда я смогла выразить свои православные идеалы и одновременно показать без прикрас, что происходит с детьми, которых предали их родители.
- Это тот самый фильм о молодой женщине, отказавшейся от своего ребенка, а потом через Церковь, через покаяние пришедшей в детдом и... оказавшейся в настоящем аду?.. Меня этот фильм потряс своей целомудренной откровенностью. Очень верно, по-моему, найдена та неуловимая грань, что отделяет жалость к обездоленным детям от слащавости, нет столь привычного по множеству кинолент наших дней смакования жестокости, пошлости, торжествующего зла. Так это - ваша постановка?..

Фильм этот и на мою жизнь повлиял. Нельзя прикоснуться к огню и не обжечься. Я поняла, что мало - показать во всей неприглядности жизнь брошенных детей; если можешь хоть что-то сделать для них - делай. Так я стала участницей Международного благотворительного общества, членом попечительского совета детского приюта в Строгино. Уже более трех лет я живу их проблемами, стараюсь как-то помочь. Этим ребятам все-таки посчастливилось встретить добрую и заботливую маму: директор приюта Тамара Филипповна Буянова сама выросла в детдоме и знает, как нужно каждому из этих тридцати пяти мальчишек и девчонок чувство защищенности, семейного тепла, любви и доброты. Впрочем, не впадают здесь в другую крайность. Жалость должна быть разумной, сентиментальность только во вред. В настоящей семье детей сызмала готовят к повседневным трудностям жизни. Вот и в Строгино ребят учат быть домовитыми хозяевами и хозяйками. Девочки шьют и вышивают, вяжут и готовят, наводят порядок. Мальчики осваивают мужские ремесла - учатся строгать и пилить, заколачивать гвозди. В доме много красивых детских рисунков, интересных поделок.
- Значит, выйдут в мир не безрукими... Но это все больше делается для тела, а для души?
- Все ребята крещеные. В комнатах у них иконочки, православные книги. Приют духовно окормляет отец Стефан из Борисо-Глебской церкви Москвы. Как ни трудно с деньгами, а Тамара Филипповна использует любую возможность, чтобы вывезти детей в святые места, в паломнические поездки по монастырям.
Вообще приюты, детские дома должны быть обязательно под покровом Церкви. На все, конечно, воля Божия, но и с нас строго спросится, - все ли мы сделали, чтобы помочь обрести мир в душе этим детям, перенесшим столько горя.
- Вы не сразу пришли к вере. Но почему-то, видя вас во многих фильмах, я всегда была уверена: вы - православная. Какой-то глубинный свет в глазах - ведь если он есть, его не спрячешь, а если нет - никакими актерскими ухищрениями не изобразить.
- Знаете, я ведь с детства крещеная, любила ходить с бабушкой в церковь. Но в восемнадцать лет я четко услышала пришедшую откуда-то Свыше мысль о том, что самое главное для меня начнется после 36 лет, что все это - суета, а настоящая, полноценная жизнь впереди. Но к тому времени, когда я достигла этого порога, в душе, несмотря на внешне полное благополучие, было гибельное опустошение, кто-то как будто подталкивал меня к пропасти. И вдруг я почувствовала: да ведь этого хочу не я, это бес настойчиво увлекает в бездну. Вот когда я поняла, какая же я в сущности слабая, нет у меня своих сил противостоять врагу - и взмолилась к Господу: «Спаси меня, Боже, не дай погибнуть!..» Так через боль, через отчаяние я с Божией помощью прибилась к спасительному берегу, к Церкви. И я в самом деле теперь не просто существую - живу! Я много езжу по стране, но стараюсь как можно чаще, хотя бы раз в неделю, ходить в церковь. Очень мне нравится храм во имя иконы «Живоносный Источник» в Царицыно. Люблю старинные, намоленные обители. В одной из поездок, оказавшись в городе Ревда Екатеринбургской области, - это недалеко от места убиения Царственных Мучеников, - я узнала, что в местном храме кровоточит Распятие. Сподобил Господь - приложилась к этому Кресту... На многие свои вопросы я нахожу ответ у отца Геннадия Зверева, священника Софийского собора в Царском Селе.
Страстную неделю я прожила при храме. Несла послушание на подсвечниках и в ризничной, то было несказанное состояние умиротворения, душевной гармонии, отрады. Только в церковной ограде, во всей полноте церковной жизни познается, что же такое - истинное счастье. Для меня оно в том и состоит, чтобы служить Богу на том месте, где Он поставил.
- Вы строго относитесь к сценариям фильмов, которые вам предлагают к работе?
- Да. Но если раньше просто отказывалась работать с какими-то сценариями, то теперь уже объясняю - почему. Даю людям возможность понять, почему предложенный вариант не устраивает меня как человека православного.

Так что же: можем мы надеяться, что еще увидим хороший отечественный фильм в постановке режиссера Елены Цыплаковой?
- Сейчас я работаю над очень заинтересовавшим меня литературным материалом высокой духовности. Очень хочется донести его до наших российских зрителей...

«В моей жизни были разные моменты - и страх переживала, и рыдала от горьких мыслей: «За что?!» И отчаяние просто рвало на части… Со мной происходило что-то страшное…» - рассказывает Елена Цыплакова. - Лена, в 74-м году, сыграв в фильме «Не болит голова у дятла», вы буквально ворвались в советский кинематограф. С триумфом. Дальше снимались сверхактивно, сыграли более чем в 40 фильмах, с каждым разом все больше очаровывая зрителей своей особенной, ни на кого не похожей внешностью и манерой игры. Достаточно вспомнить роли в фильмах «Школьный вальс», «Мы из джаза», да хотя бы крошечный эпизод в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах». Но вдруг, будучи на пике успеха и популярности, вы практически исчезли с экранов, если не брать в расчет несколько незначительных ролей. Что же произошло? - В 85-м году я поехала на Неделю российских фильмов в Африку. Посетила три страны: Гану, Бенин, Того. Как и положено, перед поездкой сделала необходимые прививки, однако позже выяснилось, что они мне не помогли. По возвращении домой со мной стало происходить что-то немыслимое. Причем все симптомы нарастали с угрожающей скоростью. Началось все с бешеного озноба и температуры под 40, затем наступила одышка, сопровождающаяся свистящими хрипами в груди. Я начала задыхаться. Вызвала врача. Поставили диагноз: отек легкого. Антибиотиками его сняли. Но едва наступило облегчение, начался миокардит - я с трудом могла подняться на три ступеньки. Сдавала анализы крови, объясняла, что вернулась из Африки, где меня предупреждали о том, что могу подхватить там смертельную малярию. Но моим словам не придавали значения. Словно не слышали, а причину заболевания не могли определить. Меня Господь сохранил… Когда мне было 16 лет, одна женщина сказала: «В 27 лет ты окажешься в сложной ситуации - если выживешь, будешь жить долго, но будешь болеть». Я выжила. Однако мучения не закончились. Была операция, потом васкулит, когда лопались сосуды на ногах, и мне пришлось опять ложиться в больницу, а я тогда снимала свой первый фильм «Камышовый рай». Тяжело было. Снова легла в больницу, и там у меня наконец нашли малярию… Я начала резко прибавлять в весе. В итоге поправилась до 112 килограммов. Всячески пыталась похудеть, но все было бесполезно, так как «поехала» щитовидка. Медики вынесли вердикт: «Надо принимать гормоны». «Нет, только не это!» - восставало все мое нутро… И в 36 лет я приняла решение: постараюсь сама привести свой организм в норму. Целенаправленно стала менять свой образ жизни, поведение, мышление. Познакомилась со многими по-настоящему духовными людьми. И вот результат: я полностью исцелилась, почти все мои болезни ушли без всяких лекарств. Исцеление от заболеваний дает Господь. И еще: любой недуг имеет под собой духовную первопричину. То есть, если человек грешит и не исправляет своей жизни, это постепенно начинает отражаться на его физическом состоянии. Меня Господь защитил - вывел на одного замечательного человека. Виталий Николаевич Воскобойников совершенно удивительный целитель, с мощнейшей энергетикой, обладающий уникальными способностями врачевания. Он стал работать со мной на духовном уровне: мы вместе молились, он то, что называется, отчитывал меня и еще намолил мне воду, которую я стала пить. Очень много пила этой намоленной им воды, и в итоге за три месяца у меня ушли первые 25 килограммов. Причем так легко, что я даже не замечала, как это происходило. А постепенно исчезли и остальные. В общей сложности я похудела на 40 килограммов. И что интересно - в какой-то момент, когда мой вес составил 66 кг, я почувствовала, что худеть мне уже достаточно. Встала на молитву, говорю: «Господи, мне больше не хочется продолжать похудание, а то уже тяжеловато становится». И - представьте - вес остановился на этой отметке. Поверьте, есть на свете люди, обладающие особым духовным зрением, то есть способные получать информацию на уровне энергии тонких тел. Уже давно доказано, что мысль материальна. И очень сильная мысль может накладывать на человека как хорошее, так и плохое… До того как я серьезно пришла к вере, в моей жизни были разные моменты - и страх переживала, и рыдала от горьких мыслей: «За что?!» И отчаяние просто рвало на части… В течение, наверное, года со мной происходило что-то страшное. Стоило закрыть глаза, как мне виделась петля… Но в один прекрасный момент в моем сознании словно что-то щелкнуло. Вдруг стало абсолютно понятно: не я хочу этого. И, стоя у себя во дворе, сказала: «Господи, это не мои мысли, не хочу, чтобы они оставались со мной!» С той поры все исчезло. Навсегда. Вот тогда я поняла важную вещь: со своими мыслями надо разбираться, справляться с ними… Помню, в детстве мне пришлось провести некоторое время в детском оздоровительном интернате. У меня осталась масса впечатлений. Навсегда запомнила одну няньку. Высокая, здоровенная, с грубым фельдфебельским голосом, она принималась «воспитывать» нас вечерами и ночами, когда все воспитатели расходились по домам. Едва услышав, как кто-то что-то сказал после отбоя, поднимала всех и гнала в туалет, где оставляла босых на ледяном кафельном полу. «Чтоб неповадно было режим нарушать», - говорила она, запирая дверь и уходя часа на два. Замерзая, мы жались там друг к другу, по очереди забирались на подоконник, пытаясь хоть как-то согреть ноги, а он весь был покрыт инеем - надувало из щелей оконных рам… Однажды эта тетка, после того как мы с девочкой с соседней койки обе засмеялись после отбоя, выгнала нас на лестницу и пригрозила выставить на улицу в одних ночных рубашках. Подружка начала оправдываться и врать, сваливая всю вину на меня. Не разбираясь, нянька влепила мне пощечину. В этот момент я ее так люто возненавидела, что у меня возникло желание зарубить ее топором. Потом вдруг я очень сильно заболела, меня забрали в больницу, и, к счастью, больше я в этот интернат не возвращалась… Став взрослой, я покаялась в этих своих детских мыслях. Но когда много лет спустя я снимала фильм «На тебя уповаю» - про детдом, мне было на что опереться. - А вам не кажется, что режиссура, актерская профессия - это все лицедейство, которое церковь не очень-то жалует? Ведь раньше артистов даже хоронили за оградой кладбищ… - Искусство может быть служением, если творческие люди стараются помочь другим разобраться в том, что есть добро и что есть зло. Разве не по-божески воспитывать в людях понимание добра и зла, учить их отличать одно от другого? Главное - осознавать, что закладываешь в фильм, в роль. Можно заложить любование злом, оправдание его, а можно приобщить к добру, приблизить к Богу. У меня, к примеру, каждый съемочный день начинался с молитвы, на режиссерском пульте стояли иконки. Сначала многие коллеги недоуменно пожимали плечами, хихикали. Но потом люди стали бросать курить, прекращали сквернословить… А во время съемок «Семейных тайн» ко мне подошел Егор Бероев, которого я бесконечно люблю и как человека, и как артиста, и сказал: «Лена, я очень хотел бы креститься». «Замечательно», - говорю. «А вы не стали бы моей духовной матерью?» - попросил он. Я была потрясена. Конечно же согласилась, мало того, еще и привела его к очень хорошему священнику, отцу Алексею, у которого они с Ксюшей позже венчались и теперь исповедуются… Удивительно все-таки, как все в жизни переплетается! Егор был зачат, когда я училась с его мамой на одном курсе в ГИТИСе. Практически при мне. (Смеясь.) Ну не буквально, конечно. Просто как раз в тот период, когда у мамы Егора был роман с его отцом, я, приехав из Питера в Москву, какое-то время жила у Ляли Бероевой дома. И вот столько лет спустя Егор стал моим крестником. После крестин Ляля мне позвонила, хохочет: «Ну что, теперь ты тоже мамашка?!» Ну да, крестная ее сына… Это потрясающая история, и для меня очень дорогая, потому что она тоже плод моей картины. После того как на экране прошли «Семейные тайны» (это такой современный «Король Лир», с дележкой имущества, денег), ко мне подошла одна женщина - очень известный адвокат, с которой мы не были знакомы, и сказала: «Лена, у меня с вами связана интересная история. Несколько дней подряд ко мне приходили люди и забирали иски о разделе имущества - без скандалов, без лишних слов, без требования возврата денег. Просто: хотим забрать. Я перепугалась, подумала, что меня ославили и народ теперь не хочет со мной работать. Наконец, собравшись с духом, спросила одного из клиентов: «В чем дело?» И он объяснил: «Видите ли, мы посмотрели сериал «Семейные тайны» и решили: «Нет, не будем ни на что претендовать. Они хотят, чтобы им все принадлежало, пусть будет так. Не в деньгах счастье. И не по-божьи судиться с родными людьми». Как же я была рада, ведь удалось изменить сознание хотя бы нескольких человек! Для меня это явилось величайшим результатом моей работы… Так сложилось, что после всех моих болезней я не могла родить и у меня нет своих детей. Но имеется много крестников, дети мужей, племянники. И еще, я считаю, что есть целое поколение детей, которые появились на свет после «Школьного вальса». Очень многие молодые матери не сделали аборты. Как-то сижу на телепередаче, в студию звонит женщина и говорит: «20 лет назад я была беременной, собиралась сделать аборт. Слишком уж боялась реакции окружающих - все-таки без мужа, совсем молоденькая. Но когда посмотрела фильм - не сделала. И вот сейчас передо мной сидит любимый, замечательный, умный, красивый 20-летний сын. И я абсолютно счастлива!» (С улыбкой.) Я тоже. - Лена, а если говорить о счастье не в профессии, а в жизни, вы считаете себя счастливым человеком? - Я думаю так: все, что дает Господь, - во благо. Только мало кто, проходя через жизненные испытания, сразу осознает это. Вот вспоминаю детство… Мой папа очень тяжело болел. Он вернулся с войны в 20 лет инвалидом - у него были прострелены обе ноги и легкие. К 30 годам образовалась открытая форма туберкулеза. Периодические обострения сопровождались легочными кровотечениями, так как от изнуряющего кашля внутри рвалась ткань. За восемь последних лет его жизни это случалось 26 раз. Мама ухаживала за отцом, да еще ей приходилось, оберегая меня и моего старшего брата, постоянно кипятить в кастрюле с хлоркой посуду, столовые приборы - чтобы только мы не заразились. Два раза в год, до школы и во втором классе, родители отправляли меня в оздоровительный интернат - для безопасности. Конечно, у мамы с батей была непростая жизнь. При этом он у нее был единственным, бесконечно любимым мужчиной. Когда через несколько лет после смерти отца в 83-м году я сказала маме: «Мам, может, тебе замуж выйти?» - она ответила: «Нет. Я прожила с Окой тяжелую жизнь, но другой мне не нужно». Мама звала отца Окой, а вообще-то его имя было Октябрь, Октябрь Иванович. В 25-м году, когда он родился, считалось модным давать детям такие имена. Я говорила: «Спасибо, что трактором не назвали, а то мне пришлось бы носить отчество не Октябревна, а Тракторовна». Нигде не учась, отец работал промышленным графиком и был одним из лучших художников в Ленинграде. Мама помогала ему. Мастерская располагалась у нас дома. Периодически два-три художника по нескольку дней жили у нас, потому что постоянно возникали какие-то авральные работы. Плюс ко всему часто устраивались застолья. Собиралось много гостей, мама потрясающе пела, Андрюша, мой брат, замечательно аккомпанировал на гитаре, исполнял и свои песни, отец играл на гармошке, на мандолине. Батя был очень жизнелюбивым человеком, совершенно потрясающей силы воли. Философского склада ума, любил рассуждать о бытии, сознании, смысле жизни. Несмотря на болезнь, выпивал, много курил - ничего не мог с этим поделать, до конца жизни шутил, балагурил. Последние четыре месяца он, взрослый мужчина, весил 33 килограмма. Ходить уже не мог, лежал дома. Так - поверите ли? - лежа в постели, цыганочку танцевал! При том что боли испытывал жуткие. Но ни в коем случае не позволял себя жалеть. У нас в семье вообще не было принято жаловаться, стенать, распускать нюни. Никаких соплей! И батя в этом задавал тон. У него было много друзей, один из них - художник-график Коля Юдин. Однажды он приехал к нам в гости вместе с женой Динарой Асановой, которую мои родители видели впервые. Потом эта пара еще несколько раз приезжала к нам. А однажды возвращаюсь я домой из школы, и отец, ехидно так улыбаясь, говорит мне: «Ну что, пойдем поговорим?» Захожу на кухню, а там - Динара. Говорит мне: «Вообще-то я кинорежиссер и сейчас запускаюсь с первым своим фильмом «Не болит голова у дятла». Хочешь попробовать сыграть в нем главную роль?» «А что, интересно», - отвечаю. Посмотрела на отца, а он сидит, улыбается. Так я впервые оказалась на съемочной площадке. Дальше вопрос о выборе профессии не стоял, поскольку к окончанию школы я уже снялась в нескольких картинах. Задумывалась только об одном - где учиться? Решила ехать в Москву - очень уж хотелось самостоятельной жизни. О деньгах не беспокоилась, так как уже привыкла зарабатывать. Когда получила свой первый гонорар, сказала родителям: «С этого дня все, что вы планируете мне купить, покупайте, пожалуйста, на мою зарплату». То есть тот факт, что я сама приносила деньги в дом, был предметом моей гордости. Испытывала классное ощущение взрослости... В 18 лет, перебравшись из Питера в Москву, я поступила в ГИТИС. Первое время родители давали мне деньги на оплату съемной квартиры, а потом и эти расходы я стала оплачивать сама. Сниматься в кино в вузе было запрещено, но я шла на всякие ухищрения - притворялась, что заболела, выдумывала какие-то немыслимые ситуации личного порядка и все равно уезжала на съемки. Мои обманы раскрывались, но я не отступалась. Установка была такая: я должна сама себя обеспечивать. После моих съемок в «Школьном вальсе» конфликт с педагогами дошел до высшей точки, и из института мне пришлось уйти. А в свое время Лев Александрович Кулиджанов, зная о моих проблемах в вузе, сказал мне: «Если отчислят, мы возьмем тебя к себе». Вот я и пришла к нему и к Татьяне Михайловне Лиозновой, с которой они вели курс, и сказала: «Обещали, что возьмете, если меня выгонят. Вот выгнали. Берете?» Они говорят: «Берем». И получилось, что со второго курса ГИТИСа я перешла на третий ВГИКа, сдав экстерном 14 экзаменов. А уже в 21 год поступила во ВГИК на режиссерский факультет… - Личная жизнь также стремительно развивалась? - Первый раз я вышла замуж, когда работала в Малом театре, куда меня пригласили, когда я заканчивала актерский факультет. Замужество было неожиданным, спонтанным. Труппа театра тогда поехала на гастроли в Ригу, и там у нас с одним молодым артистом стремительно закрутились отношения. Какой-то немыслимый эмоциональный порыв произошел. Совершенно шальной. Ждать не хотели ни дня - расписаться надо было как можно быстрее. От руководства театра в местный загс было написано письмо-ходатайство с просьбой в виде исключения зарегистрировать наш брак без ожидания положенного срока. Нам пошли навстречу и чуть ли не на следующий день назначили церемонию бракосочетания. Ира Печерникова с Борей Галкиным стали нашими свидетелями. Сыграли свадьбу. Все было очень романтично. Но… (Смеясь.) Рассказываю я об этом, по-моему, гораздо дольше, чем мы прожили вместе. А второе мое замужество было серьезным. Поженились мы с Сергеем, когда мне было 26 лет. Он на 20 лет старше, работал стоматологом. Прожили мы вместе 13 лет, десять из которых провели на даче, в 40 километрах от Москвы. У нас там были две собаки, вечно беременная кошка, куры, гуси, утки, цесарки. Огород конечно же. Так что и варенья-компоты я варила, и заготовки на зиму закручивала, и курей сама разделывала. При этом успевала снимать кино - работала тогда над «Камышовым раем» и «На тебя уповаю». Не жалею о том времени, хорошо жили. Но постепенно отношения изменились, мы стали терять взаимопонимание, и дети Сергея от других жен в нашем разобщении свою роль сыграли, а я не чувствовала себя вправе вставать между ним и ими. Возникли еще и духовные проблемы. Мы с мужем разошлись, и я ушла. В никуда. Начала жизнь заново, с нуля. Первое время с деньгами было совсем худо. За мизерную зарплату пошла преподавать в вуз, торговала косметикой. Но ничего, выкарабкалась… - Похоже, теперь, снова выйдя замуж, вы окончательно выбрались из всех жизненных передряг. А как встретили человека, ставшего вашим третьим, венчанным мужем? - На последние деньги от премии за «Камышовый рай» я купила себе «шестерку», научилась водить. Тогда я уже развелась с Сергеем, жила одна. Машина моя все время глохла, аккумулятор постоянно садился. В общем, сплошные мучения. И вот как-то выхожу из дому - на занятия в институт надо ехать, а она опять не заводится. Вышла на перекресток, стою с поднятой рукой, ловлю попутную машину. Никто не останавливается. Нервничаю - понимаю, что опаздываю, да и холодно - январь все-таки. Говорю про себя: «Господи, ну пошли же мне какого-нибудь человека, чтобы помог разобраться с моей вечно глохнущей машиной!» Через минуту останавливается «четверка». «Подвезете?» - «Да». Сажусь и, чтоб не молчать всю дорогу, спрашиваю водителя, как его зовут. «Павел, - отвечает. - Я родился в день святых апостолов Петра и Павла». Я говорю: «Как интересно, а я машину купила на Петра и Павла, но она не ездит». - «А что именно барахлит?» - «Аккумулятор все время садится». - «Ну эта проблема решаема. Я как раз занимаюсь доставкой аккумуляторов». Вот и отлично. Уходя, дала ему денег на новый аккумулятор и пошла работать. Вечером Павел заехал за мной в институт, довез до дома, поменял злосчастную запчасть, и я пригласила его к нам с мамой - она тогда жила у меня - попить чаю. Познакомились поближе, разговорились, потом начали часто общаться - живем-то рядышком. Постепенно Паша стал помогать мне в делах - всюду возил меня, носил костюмы, аппаратуру, ездил уже вместе с нами на гастроли. Так продолжалось полгода. И однажды вдруг он спросил: «Лена, а почему ты ко мне относишься только как к другу?» При этом всем своим видом показывая, что я ему нравлюсь как женщина, что он неравнодушен ко мне. Я говорю: «Пашечка, для меня давно не существует женатых мужчин, есть только братья, и я к тебе очень хорошо отношусь, как к брату». А оформляя поездки, я видела Пашин паспорт, в котором стояла печать о браке. И вскоре задала такой вопрос: «А если бы я была монахиней, ты продолжал бы со мной общаться?» Он просто ошарашил меня, сказав сразу, без раздумий: «Да. Но, честно говоря, хотелось бы по-другому». Но я в тот период жила почти монашеской жизнью. Да и о замужестве не помышляла, думала даже обет безбрачия дать. И вдруг он говорит: «На самом деле я давно в разводе, просто печать еще не проставил». Для меня это в корне изменило ситуацию, и я сказала: «Знаешь, Паша, между нами все может быть, но… Я дала Богу слово, что, если у меня и будут какие-то отношения с мужчиной, то только после свадьбы. И только с человеком, с которым смогу повенчаться». И Паша полностью согласился со мной. Через некоторое время мы зарегистрировались в загсе, а вскоре венчались, кстати, в храме Петра и Павла. А когда выходили из церкви, увидели на небе две вертикальные радуги… - Почему же Павел изменил ваши намерения по части обета безбрачия? - Я подумала: «А может, я слишком много хочу на себя взять, может, Богу и не нужно это совсем?» Ведь Господь благословил не только монашеский образ жизни, но и семью. Так почему же не создать ее с человеком таких же духовных устремлений. Паша, как и я, верующий человек, мы с ним одного мировоззрения, он также многое видит, чувствует, у него тоже мощнейшая энергия. Вот пример. У моей мамы была четвертая стадия онкологии, ей вырезали большую опухоль в кишечнике. После операции мы с Пашей приехали к ней в больницу. Сидели возле нее, молились и накладывали руки на больное место, как написано в Евангелии. А мой добрый друг-целитель молился на расстоянии и учил нас, что делать. Хотите верьте, хотите нет, но вскоре у мамы исчезли все метастазы. Бесследно. Хирург, потрясающий питерский врач, оперировавший маму, сначала не поверил. Пока не увидел результат послойной томограммы - там не было раковых клеток. Он только сказал: «Какое-то чудо…» Выписавшись из больницы, мама сразу же поехала к себе в деревню на Валдае и там, как всегда, накрутила для нас кучу банок с огурцами, помидорами, вареньем и прочими деревенскими вкусностями… А ушла мама из жизни где-то через год. Но не от рака. Просто пришло время. - Кроме духовной, жизнь все-таки состоит и из быта. А с возрастом все труднее менять привычки. Вам с Павлом удалось приладиться друг к другу? - Более чем. Я настояла на том, чтобы Паша нигде не работал без меня. И он теперь все время со мной - то водитель, то администратор. А по-другому невозможно. Ну представьте, два года и 10 месяцев я пропадала на съемочной площадке по 12 часов в день шесть дней в неделю - сначала снимала «Женщину без прошлого», а на съемки последних серий наложилось еще начало работы над сериалом «Кармелита. Цыганская страсть». Какая семья это выдержит? Вот мы с Пашкой и решили не подвергать нашу семейную жизнь таким испытаниям. Пашечка во всем поддерживает меня. Нам на самом деле очень хорошо, мы словно единое целое, даже мысли друг друга угадываем. Наверное, это и есть любовь. Вместе мы уже пять лет. Живем у меня. Сейчас с нами еще и моя младшая племянница Аленка, которую я называю «Лена Цыплакова минус тридцать», потому что у нас с ней разница в возрасте ровно 30 лет и 3 дня, она учится на стилиста-парикмахера. А Юлечка, Пашина дочка (она работает аудитором), часто приходит к нам, они очень сдружились с Аленкой. Так что у нас в семье полная гармония, и я всем сердцем благодарна Господу за то, что он дал нам с Пашей возможность выбрать друг друга… Вообще я очень много размышляла на тему выбора в жизни человека. Ведь задумайтесь, все мы каждый день стоим перед выбором: «Что делать?», «Как повести себя?» Обмануть - не обмануть, помочь - не помочь, уступить - не уступить?.. Причем каждое решение разветвляется и ведет к следующему выбору, и так до бесконечности. Всю жизнь, ежеминутно, начиная от глобальных поступков, любовных отношений, кончая самыми элементарными, бытовыми ситуациями - дома, на работе, на улице, в транспорте. И в том, какой выбор сделан, как раз и проявляется суть человека. В Библии так и сказано: «По плодам их узнаете их».

Елена Цыплакова — советская и российская актриса кино и театра, режиссер, продюсер. Наиболее известна по ролям Зоси Кнушевицкой в х/ф “Школьный вальс”, Марии в х/ф “Гостья из будущего”, Агнии в х/ф “Взрослый сын”, Кати Бобровой в х/ф “Мы из джаза”, служанки Миледи в х/ф “Д’Артаньян и три мушкетера”. Заслуженная артистка РФ. Сыграла более 40 ролей, имеет 11 режиссерских работ.

Елена Октябревна Цыплакова родилась 13 ноября 1958 г. в Ленинграде в семье художников Зои Васильевны и Октября Ивановича Цыплаковых. У Елены был старший брат Андрей. Сниматься в кино Елена начала еще в школьные годы.

Она запоминалась зрителям даже по ролям второго плана: роскошные волосы, выразительные глаза и родинка-мушка над губой никого не оставляли равнодушными. Одобрение кинокритиков и восторженные отзывы зрителей получают и ее собственные фильмы. Сейчас актриса — декан факультета кино и телевидения Академии Натальи Нестеровой.

Детство

Первые годы жизни в биографии маленькой Лены были счастливыми. Родители любили друг друга, умели радоваться жизни, всегда шутили и смеялись. Отец будущей актрисы был очень талантливым человеком: он был не только одним из лучших художников-графиков в Ленинграде, но и играл на мандолине и губной гармошке. Квартира Цыплаковых больше напоминала мастерскую. Когда родителям нужно было срочно закончить работу над проектом, коллеги жили у них по нескольку дней.


Фото: Елена Цыплакова в детстве

Октябрь Иванович вернулся с войны больным — с простреленными ногами. Когда Елене было 6 лет, у него начался туберкулез в открытой форме. Чтобы уберечь детей от тяжелого заразного заболевания, Зоя Васильевна отдала их в оздоровительный интернат.

Эти годы актриса до сих пор вспоминает с содроганием. Воспитатели и няньки издевались над детьми, унижали их, могли ударить. Одна из нянек была особенно жестока: если девочки ночью переговаривались, она поднимала их с кроватей, загоняла в туалет и заставляла стоять босыми ногами на холодном полу. Лена унаследовала от отца непокорный мальчишечий характер, поэтому часто отбывала наказание. Однажды Лена тяжело заболела и оказалась в больнице. В интернат девочка больше не возвращалась. Узнав о случившемся, мама забрала ее и Андрея домой насовсем.

Вернувшись домой, подвижная и энергичная Лена стала серьезно заниматься спортом. Она посещала секции плавания, фигурного катания, пятиборья. Кроме того, девочка отлично училась в школе и очень любила физику и математику.

Октябрь Иванович так и не выздоровел. Чтобы дети не заразились туберкулезом, Зое Васильевне приходилось обрабатывать квартиру хлоркой, кипятить посуду. Несмотря на болезнь, отец будущей актрисы продолжал жить полноценной жизнью. Он брался за новые заказы, приглашал в гости друзей и выпивал с ними. В застольях участвовала вся семья.

Отец был самым близким человеком в жизни Елены и главным авторитетом, матери же она долгое время не могла простить годы, проведенные в интернате. В кино девочка оказалась отчасти благодаря отцу.

Переломный момент

Когда Елене было 15, она задумалась о поступлении в вуз. Она мечтала связать свою профессию с точными науками, изучала технические университеты Ленинграда. О карьере актрисы у девушки не было и мыслей, пока однажды в гости к Цыплаковым не зашел художник Николай Юдин с женой Динарой Асановой — талантливым режиссером.

Когда Асанова увидела Лену, то сразу разглядела в ней актерский талант и пригласила на одну из главных ролей в свой фильм “Не болит голова у дятла”. Фильм имел огромный успех, а на юную актрису посыпались предложения от режиссеров. Учась в школе, Цыплакова снялась еще в трех фильмах, а в 1978 г. получила кубинскую кинопремию за свою дебютную роль.

Студенческие годы

Получив аттестат зрелости, Елена уехала в Москву,
чтобы поступить в один из столичных театральных вузов. В ГИТИС ее приняли
сразу: членам приемной комиссии понравилась работа Цыплаковой в кино.

Учась в институте, молодая актриса бралась за все роли, поскольку не хотела
зависеть от родителей. Предложений было много, доходы Елены позволяли ей
снимать квартиру в Москве.

В то время в ГИТИСе существовало правило: студенты не должны были принимать участие в съемках. Преподавателям не нравилось, что Елена систематически нарушала это правило, они высмеивали девушку, говорили, что кинематограф отрицательно влияет на студентов театрального института. Ей перестали давать роли в учебных постановках и поручили раскрывать занавес. Актриса не вынесла такого унижения и отчислилась.

Однако Цыплакову сразу же приняли на третий курс ВГИКа на курс к Татьяне Лиозновой и Льву Кулиджанову. В то время Цыплакова играла на сцене Малого театра, что было запрещено студентам ВГИКа. Но руководство института лояльно отнеслось к талантливой, целеустремленной студентке. Елена получила во ВГИКе два образования: актерское и режиссерское.

Карьерный путь

Закончив институт, актриса продолжила сниматься в фильмах и играть в Малом театре. Ее популярность особенно выросла после роли Кэти, служанки Миледи в х/ф “Д’Артаньян и три мушкетера”. Сама актриса не любила этого персонажа за легкомысленность, но режиссеры, которым понравилась Кэти в исполнении Цыплаковой, стали предлагать актрисе только роли веселых глуповатых милашек.


Фото: Елена Цыплакова в фильме «Д`Артаньян и три мушкетера»

Елена мечтала сыграть главную роль в х/ф “Чародеи”, но режиссеры посчитали, что у актрисы не роковая внешность. Вскоре Динара Асанова сняла девушку еще в одном своем фильме — “Никудышная”. Режиссер видела потенциал Елены с самого начала и давала ей интересные роли, но больше им было не суждено работать вместе: Асанова умерла от сердечного приступа.

В 1985 г. Цыплакова поехала в Африку с киноделегацией, посетила Гану, Бенин, Того. Перед поездкой актриса сделала необходимые прививки от африканских инфекций, но они ей не помогли предотвратить заболевание. Елена заразилась малярией. Болезнь актрисы имела смертельную форму, но врачам чудом удалось ее спасти.

Елене сделали серьезную операцию, после которой она несколько месяцев провела в больнице. Перенесенная болезнь не прошла бесследно, актриса располнела до 112 кг. Лишний вес Елене удалось сбросить только спустя много лет.

Располневшую красавицу перестали приглашать на съемки, и она пошла работать ассистентом режиссера. В 1989 г. Цыплаковой удалось снять короткометражную психологическую драму “Гражданин убегающий”. Работу по достоинству оценил и пригласил Елену в творческое объединение “Старт”. Так началась режиссерская карьера Елены Цыплаковой. Ее фильмы до глубины души поражали как зрителей, так и кинокритиков, и получали престижные награды на кинофестивалях.

Сейчас Цыплакова играет роли второго плана в кино, а ее последние режиссерские работы — сериалы с захватывающим сюжетом.

Личная жизнь

Елена Цыплакова три раза была замужем. Ее первым мужем стал коллега из Малого театра — неизвестный актер Геннадий. Во время гастролей в Риге между Еленой и Геннадием завязался бурный роман, и они расписались в рижском загсе. Через несколько месяцев, когда страсть угасла, супруги развелись.

Фото: Елена Цыплакова с мужем

Следующим избранником Елены стал стоматолог Сергей. Он был старше актрисы на двадцать лет. В 1983 г. Елене сделали неудачную операцию по удалению аппендицита, и она осталась бесплодной на всю жизнь. Сергей поддерживал Елену, не позволял ей впасть в отчаяние. Он же ухаживал за ней, когда она лежала в больнице с африканской малярией. Вместе Елена и Сергей прожили тринадцать лет, а затем у супругов начались идеологические разногласия: Елена стала глубоко верующей, нашла духовную наставницу.

В 2005 году Цыплакова вышла замуж в третий раз. С Павлом Щербаковым она познакомилась случайно: мужчина вызвался помочь ей с заглохшим авто. Несмотря на то, что Павел далек от творческой профессии, он всегда сопровождает супругу.

Несмотря на карьерный спад, сама Елена Цыплакова считает себя счастливым человеком.

Избранная фильмография

  • 1974 - Не болит голова у дятла
  • 1976 - Вдовы
  • 1978 - Школьный вальс
  • 1978 - Д’Артаньян и три мушкетёра
  • 1980 - Адам женится на Еве
  • 1983 - Мы из джаза
  • 1984 - Гостья из будущего
  • 1987 - Гардемарины, вперёд!
  • 1997 - Полицейские и воры
  • 2001 - Семейные тайны
  • 2016 - Чёрная кошка

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Актриса и режиссер рассказала в эксклюзивном интервью о том, как живет сегодня, над чем работает и как вера в Бога кардинально изменила ее жизнь.

Ощущение счастья сейчас и в юности, конечно разное, ведь мы меняемся каждый день, – говорит Елена. - Человек может быть счастлив в самых малоудобных ситуациях. А может иметь все, но чувствовать себя несчастным. Жизнь человека зависит от уровня его сознания. Какое оно – плотское, душевное и духовное? Раньше, по молодости, в трудные моменты думала: как же я это перенесу? Теперь знаю, что испытания Господь всегда дает по силам. И сейчас уже не жалуюсь на сложности, радуюсь, понимая, что справлюсь с ними.

Был период, когда я была одна задумалась о том, чтобы дать обет безбрачия. Детей родить не могу… А потом сказала себе: «А нужно ли это Богу? Может, я горячусь. Ведь Господь благословил не только монашеский образ жизни, но и семью. А вдруг появится близкий мне духовно человек. «Господи, – попросила я, – веди меня сам». И буквально в ближайшее время познакомилась с Пашей.

Фото Сергей Джевахашвили

Судьбоносный автомобиль

Это замечательная история, которая замешана на автомобилях. У меня была «шестерка», которую я купила на остатки гонорара за фильм «Камышовый рай». На этой машине училась ездить, разбивала ее не раз… Мне говорили: «Лена, чего ты не купишь себе новую?». А я: «Нет денег». Как-то я помолилась и сказала: «Господи, у меня может появиться машина, если ее кто-то подарит». Тут звонит подруга с телевидения и говорит: «У нас будет передача, на ней разыграют автомобиль. Приходи, вдруг он достанется тебе». Я помолилась, приехала в Останкино, съемка уже близилась к концу, а я все еще ничего не выиграла. В последнем конкурсе вышла группа «На-На» с удочками, на которых – резиновые игрушечные рыбки. В каждой – жетон, в одном из них главный приз. И вдруг Леня Ярмольник взял свою рыбку и сказал: «А можно я ее Лене подарю?» Отдал мне, с открыла ее, а там машина! «Представляешь, – говорю. - Господь через тебя машину подарил». А дальше все развивалось смешно. Звоню, чтобы забрать эту машину, а мне говорят, что только в понедельник. А это 12 июля – день Петра и Павла. Думаю, надо же, как хорошо – машина у меня появится в такой праздник, первую ведь я тоже покупала в день Петра и Павла. В итоге забрала свою новенькую «десятку», начала ездить на ней, а старую «шестерку» отдала друзьям. Но на новом автомобиле покаталась я всего несколько месяцев.

В один из дней приснился мне сон: выхожу из подъезда, а машины нет – украли. Через месяц вышла утром из подъезда, смотрю, а моей «десятки» во дворе действительно нет. Я рассмеялась, ни страха, ни обиды, ни досады не было. Как говорится, Бог дал – Бог взял. Пришлось забирать свою старенькую у друзей, а она у меня все время глохла, аккумулятор садился, она так и не завелась. Намучилась с ней. Выхожу на дорогу, стою с поднятой рукой, пытаюсь поймать такси. Никто не останавливается. Нервничаю – понимаю, что опаздываю в институт на занятия, да и холодно – январь все-таки. И в отчаянии говорю: «Господи, пошли мне человека, чтобы помог!» И тут останавливается автомобиль. «Подвезете?» – спрашиваю мужчину за рулем. Он открывает дверь, я сажусь и, чтоб не молчать в дороге, интересуюсь: «Как вас зовут?» Он: «Павел. Я родился на Петра и Павла». «А у меня две машины появились в день этих святых апостолов, – говорю ему. - Правда, одну украли, а другая не работает». Паша: «А в чем неполадки?» Я: «Аккумулятор все время садится. А чем вы занимаетесь?» Он с улыбкой: «Аккумуляторы развожу». Так вот и познакомились. Привез меня Паша в институт, дала ему денег на новый аккумулятор. А вечером он заехал за мной, довез до дома и поменял аккумулятор. Выяснилось, что живем рядышком – на одной улице, и мы начали дружить.

Две радуги в день венчания

Шло время, мы продолжали общаться. Я видела, что нравлюсь Паше как женщина. Однажды он вдруг спросил: «А почему ты ко мне относишься только как к другу?» Сказала: «Паша, для меня давно не существует женатых мужчин, есть только братья, и я к тебе отношусь как к брату». А он в ответ: «На самом деле я давно в разводе, просто печать в паспорте еще не поставил». Через шесть месяцев мы расписались в ЗАГСе, а через три года 16 октября повенчались. Кстати, в храме Петра и Павла, который стоит на Петро-Павловском переулке. А когда выходили из церкви, на небе появились две вертикальные радуги – в октябре такое далеко не часто увидишь…

Паша приятный, хороший человек, верующий, очень интересный в духовном плане, мы с ним одного мировоззрения, он также многое видит, чувствует, у него тоже мощная энергетика. И вот мы уже двенадцатый год вместе, причем вместе везде – и дома, и на работе. Он помогает мне, занимается административной деятельностью и возит на машине. Иначе невозможно. Вот я два года 10 месяцев пропадала на съемочной площадке. Какая семья такое выдержит?! Поэтому мы и решили не подвергать нашу жизнь подобным испытаниям.

Слава Богу, работы сейчас много. Только прошли в эфире «Черная кошка», «Красивая жизнь». Сериал «Уголь» скоро на Первом канале выйдет – там история шахтерской семьи, а я играю маму главной героини. Только что закончила съемки 8-серийного фильма «Свидетельство о рождении». Очень трогательная мелодрама о молодой женщине, попавшей в сложную жизненную ситуацию. Снялись замечательные актеры и я тоже. Сейчас я рада, что наконец-то дома.

Стойкость от родителей

Путь к вере начался с детства. Мне бабуля с четырех лет читала Евангелие, рассказывала о святых. Я настолько была потрясена, услышав, что Иисус и святые могли ходить по воде, что сама все время пыталась пройтись по речке, но у меня не получалось. Жутко расстраивалась. Ведь Богородицу в три года ввели в храм и значит, что уже с этого возраста нужно начинать духовное воспитание ребенка, чтобы выросла полноценная личность. Впервые я услышала голос в четыре-пять лет. Я участвовала в дворовых войнах, дрались с палками. И вдруг я услышала откуда-то голос: «Страх – чувство ложное». Так удивилась. А потом спустя много лет читаю в Евангелие: «И слышишь голос, и не знаешь, откуда Он пришел и куда ушел. Так бывает со всяким рожденным от Духа». Есть три дара Господа – видеть, слышать и чувствовать сердцем.

В 18 лет я приехала в Армению, и меня потряс там храм Рипсимэ в Эчмиадзине. Он стоял на горке, никаких украшений внутри. С юности задавалась вопросом: когда же наконец у меня начнется полноценная жизнь? И в этом храме услышала: «Полноценная жизнь у тебя начнется в 36 лет». Именно в этом возрасте я серьезно пришла к вере.

Помогала мне в трудные минуты стойкость, которая, наверное, передалась от родителей. Моего папу звали Октябрем. Он родился в 1925 году, тогда считалось модным давать детям такие имена. Я шутила: «Спасибо, что трактором не назвали». Папа пришел с войны в 20 лет инвалидом – у него были прострелены обе ноги и легкие. Больше 30 лет он страдал открытой формой туберкулеза, во время приступов кашля рвались ткани в легких, были кровотечения… Но папа был уникальным человеком и настолько сильный духом, что полноценно жил при своем тяжелом недуге. Мама ухаживала за отцом, да еще ей приходилось оберегать меня и моего старшего брата, постоянно кипятить в кастрюле с хлоркой посуду, столовые приборы, чтобы мы не заразились. А потом вдруг папа сказал: «Я устал». Сильно похудел, весил всего 33 килограмма, и через семь месяцев его не стало. Умер в 58 лет. А незадолго до смерти, он, лежа в постели, танцевал цыганочку. Ни стонов, ни жалоб я не слышала. У нас в семье это было не принято.

Отец был промышленным графиком, мама поначалу работала фельдшером, а потом стала помощницей бати. В нашем доме вечно кто-то из художников жил. Тогда же не было компьютеров, и папа придумал фотонабор текстов. Он был одним из последних художников, кто мог кисточкой писать шрифты. Я тоже рисовала, ходила в художественную школу. Помню, учась во ВГИКе, приезжала домой на каникулы и нарисовала натюрморт. Батя посмотрел и сказал: «Ну да, три квадратных сантиметра живописны». Словом, посмеялся надо мной. А когда стала сниматься в кино, то совсем забросила живопись. Но тяга к ней осталась. Думаю, когда жизнь станет спокойнее, появится время, то опять начну рисовать.

«Не потеряй радость труда»

В 14 лет в моей жизни началось кино. У режиссера Динары Асановой муж, как и мои родители, был промышленным графиком. И он приехал к нам вместе с женой. Динара была в красивой кофточке, которую связала сама. Я тоже вязала. Так на почве вязания мы и познакомились. Я и не знала даже, что она режиссер. Через год Асанова приехала снова. Она запускала свой первый фильм и решила меня попробовать на главную роль – девочки, в которую влюблен главный герой. Так я снялась в чудесной картине «Не болит голова у дятла», которую прекрасно приняли. Французский режиссер Трюффо, посмотрев фильм, поздравил Асанову, прислал телеграмму. Никакой звездности или зазнайства у меня не было никогда. Отец был всегда очень строг и к себе, и к нам, прививал уважение к труду с детства. Когда я училась в Москве, отец прислал мне письмо, оно адресовано будто ко всему моему поколению. Там одна из фраз для меня очень близка по жизни: «Не потеряй радости труда, чтобы не обрести бремя существования». Отсюда у меня и серьезное отношение к работе. И когда я впервые себя увидела на экране, сидя в зрительном зале, было какое-то странное ощущение, никакого восторга. Всегда критично относилась к тому, что делаю.

Да и Динара не хотела, чтобы ребята, которые у нее снимались, становились актерами. Оберегала нас, как говорила, от этой «ужасной» профессии. В результате лишь трое из ее подопечных: я, Марина Левтова и Оля Машная – стали актрисами. Для меня вопрос о выборе профессии не стоял. Задумывалась только об одном: где учиться. Поступила в ГИТИС, но из-за того, что постоянно снималась, после «Школьного вальса» мне пришлось уйти ко Льву Александровичу Кулиджанову и Татьяне Михайловне Лиозновой во ВГИК. До этого я у него прошла пробы в фильм «Карл Маркс. Молодые годы». Но я сказала, что если опять буду сниматься, то меня точно выгонят из ГИТИСа. «Выгонят, так мы возьмем», – ответил Кулиджанов. Я пришла во ВГИК, и меня взяли. Что ни делается, то к лучшему.

Я часто отказывалась от больших ролей ради того, чтобы что-то новое сыграть в эпизоде. Поэтому режиссура для меня естественна, мое актерское чувство удовлетворяется, когда мои артисты хорошо играют в кадре. Через несколько лет после окончания ВГИКа я вновь поступила в этот институт. В мастерской Александра Алова и Владимира Наумова шел добор женщины-режиссера на второй курс. Был конкурс – семь молодых девушек на одно место, взяли меня.

Со мной происходят чудеса

Я иногда слышу, что режиссура, актерство – это лицедейство. Когда в 36 лет серьезно пришла к Богу, то первая реакция была уйти из профессии. Сложно существовать в этом пространстве с таким мировоззрением – надо либо лгать, что многие делают, либо закрываться… А я человек достаточно открытый. При всем том, что я люблю подумать, почитать, посидеть, мне обязательно нужно общаться. В течение восьми лет я серьезно пересматривала свою жизнь, каялась. Для меня тогда было важно понять: смогу ли я жить без своей профессии, если в ней у меня не получится существовать с моим мировоззрением.

Фото Сергей Джевахашвили

Я духовно работаю на съемочной площадке. Во-первых, убираю из сценария все пошлое (мат, ругань) – я чистильщик. И обязательно разговариваю с актерами на духовные темы – многим это интересно. Отношусь к съемкам кино как к возможности проповедовать, делиться духовным опытом. У меня ведь опыт колоссальный, и в моей жизни происходило столько вещей, которые светские люди называют чудесами. Для меня же это естественное проявление Бога в жизни. Вот одно из последних – мы вымолили маму с четвертой стадии онкологии. Ей вырезали огромную опухоль в кишечнике, зашили прямую кишку и вынесли колостому (часть кишечника с отверстием. - Прим. «Антенны») в бок. После операции мы с Пашей приехали к ней в больницу. Сидели возле нее, молились, накладывали руки на больное место, как написано в Евангелии. А мой друг-целитель Виталий Воскобойников молился на расстоянии и учил нас, что делать. Ночью у мамы вышло горлом полтора литра черной крови. Вскоре у нее исчезли все метастазы, быстро начали заживать швы. А потом отпала необходимость и в колостоме. Хирург, оперировавший маму, сначала не поверил, а потом произнес: «Чудо!»

Как-то мама в деревне ела яблоко, огрызок выбросила в окно, и из его семечек выросло дерево, с которого мы сейчас собираем яблоки. Мамы уже нет, но ушла она из жизни не от рака.

А потом чудо произошло и со мной. Я настолько упахалась за время съемок двух огромных сериалов, что слегла. Закончив снимать «Женщину без прошлого», сразу начала работать над «Кармелитой», а это 266 и 288 серий – как минимум 6 дней в неделю и по 12 часов, а порой и больше. Я была главным режиссером, и я сломалась – слегла, не могла даже ходить. Мои продюсеры отправляли меня в Германию, но и там тоже ничего особого не сделали, не выяснили причину недуга и так и не поставили диагноз. В результате мне дали 1-ю группу инвалидности, я выписалась из больницы и была прикована к инвалидной коляске. Сидела и думала: «В 50 лет так глупо умереть – нет, не хочу, я столько знаю, столько умею». И меня вымолили, я встала на ноги, я жива, я работаю. А врачи написали в моем анамнезе: «Самопроизвольное улучшение». После этого я получила звание народной артистки, два приза за актерскую работу в фильме «Цель вижу» на международных кинофестивалях. Я сыграла полковницу – начальницу школы снайперов. У моей героини там орден – Красная Звезда. Помню, приехала на съемки, а мне дают муляж ордена. Я предложила режиссеру Жене Сокурову сняться с настоящей Звездой моего папы. Этот фильм – мой поклон людям, которые прошли войну.

Царствие Небесное внутри нас

У меня все замечательно. Я наслаждаюсь жизнью каждый день, потому что каждый день – это дар Божий. Ведь можно сделать что-то новое, с кем-то поговорить, кому-то помочь. У нас с Пашей есть все – друзья, квартира, дом в деревне, который мы построили вместе. Вот завели собачку (порода вельш корги. - Прим. «Антенны») – красивая жизнерадостная девочка. Давно не позволяла себе держать питомцев – часто в разъездах, но эта собачка мелкая, можно брать с собой. У нее сложное имя Алкмена, но дома мы с Пашей зовем ее Топой, потому что она очень смешно топочет.

Бог не дал мне детей, но у меня много крестников. К сожалению, не со всеми часто общаюсь, но молюсь за них и надеюсь, что многие из них как-то духовно прозреют. Во время съемок «Семейных тайн» подошел ко мне Егор Бероев и сказал: «Лена, я очень хотел бы креститься. Вы не стали бы моей духовной матерью?» Я согласилась, а потом еще и привела Егора к очень хорошему священнику, отцу Алексею, у которого они с Ксюшей повенчались.

Меня спрашивают, о чем я мечтаю, и смеются, когда отвечаю, что хочу в Царствие Небесное. И не только потом, а сейчас жить при нем. Состояние счастья, радости, покоя – это и есть Царствие Небесное, оно внутри нас. Его необходимо ощутить при жизни.

Досье:

Родилась 13 ноября 1958 года в Ленинграде в семье художников-графиков Зои Васильевны и Октября Ивановича Цыплаковых. Еще учась в школе, начала сниматься у режиссера Динары Асановой.

В 1979 окончила актерский факультет ВГИК (мастерская Льва Кулиджанова и Татьяны Лиозновой). Работала в Малом театре (1979-1985). В 1985 году закончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Александра Алова и Владимира Наумова). Активно снималась в 1970-1980-х годах, сыграв около 40 ролей. («Ключ без права передачи», «Школьный вальс», «Д"Артаньян и три мушкетера», «Адам женится на Еве», «Мы из джаза», «Счастливая, Женька!».

В качестве режиссера сняла более 10 фильмов и сериалов, среди которых «Гражданин убегающий», «Камышовый рай», «Семейные тайны», «Полосатое лето», «Первая любовь», «Пока станица спит».

Известная актриса театра и кино считает, что театр может помочь человеку развиваться духовно. О том, как начинала съемочный день на съемках сериала с молитвы, и почему не любит современные комедии она рассказала в интервью.

- Как вы думаете, если бы судьба не свела вас с Динарой Асановой, появилось бы кино в вашей жизни?

Не знаю. Течение жизни непредсказуемое. У меня так сложилось. Мне было четырнадцать лет, когда начала сниматься.

- Вы случайно встретились с ней?

Как говорят старцы, кто верит в случай, тот не верит в бога. Ее муж был промышленным графиком, как и мои родители. С ним познакомилась, когда он приехал к нам домой по делам. Потом познакомилась с Динарой.

Она была удивительным человеком. У нее был дар учителя, потрясающе работала с детьми. Это был процесс сотворчества, не давала сценарий в руки. То есть мы знали историю - что и как, но она давала нам возможность импровизировать. Это было очень интересно. Например, в фильме «Ключ без права передачи» было много отходов от сценария, очень многое рождалось на площадке.

- Вы сами верили, что есть такая молодежь, как в этом фильме?

Не люблю обобщения. Одинаковых людей в мире нет, поэтому зачем говорить, была такая молодежь или не была. Мы были такими же ребятами, как те, которые снимались.

- Не смущались быть на одной площадке с такими как актерами, как Петренко, Шукшина, Васильева?

Меня так воспитывали, что никогда не было кумиров. Плюс ко всему, Динара очень демократично общалась со всеми. Старшие актеры были замечательные личности, никто из них не «звездил». Мы с ними очень хорошо общались. Прежде всего было ощущение сотворчества.

Актер Олег Анофриев говорил, что в кино люди собираются на два-три месяца, а потом разъезжаются и забывают друг по друга. Так и есть?

Когда люди живут в одном коллективе, им необязательно дружить. Это скорее такое обобщенное мнение.

Театр - очень сложный организм, в нем выявляются все недостатки человеческого характера. Если в кино они проявились,то после окончании съемок расстаются и забывают. В театре сложнее, в нем люди живут вместе в течение многих лет.

- Наверное, в том, что люди собираются ради кино на несколько месяцев есть своя романтика?

Все зависит от истории, компании, материала. За сорок лет работы в кино у меня много чего было.

- А какой фильм вспоминатеся больше всего?

У меня достаточно много интересных работ - и по материалу, и по общению. Выделять какой-то один не хочу.

- Но все равно какие-то теплые чувства, наверное, есть к одному из них?

Не обязательно по теплоте. Вот была картина «Какие наши годы». Счастливее моей физиономии в то время не было. Мне было приятно работать, хотя картина снималась сложно. Я могла сниматься только по средам, когда в театре, где служила, был выходной. Ради съемок летала каждую среду в Ташкент. Из Таллина прилетал Ульфсак, из Москвы - Леонид Броневой, Елена Проклова. У нас была чудесная компания. Нас встречали с пловом, виноградом…

«Школьный вальс» люблю очень, но на съемках были сложны отношения с режиссером. У меня было свое представление о роли, и оно не всегда сходилось с его мнение.

- С режиссером спорили?

Почему нет?

- Желания уйти не было, если не переубеждали?

Нет. Когда прочитала сценарий, то поняла, что должна играть. Причем, было смешно, когда узнала, что Павел Григорьевич Любимов сказал, когда увидел меня на встрече, что играть должна Цыплакова. У меня было такое же ощущение.

Когда снималась у Динары Асановой, то вместе с другими актерами, была на монтаже, участвовали в процессе создания фильма.

Но у меня не было мечты просто быть актрисой. Динара предложила сниматься, и мне было интересно. Мне было интересно сниматься. Второй раз во ВГИК поступила уже на режиссуру. Нормальный процесс для меня. Актреский заканчивала в мастерской Льва Кулиджанова и ТатьяныЛиозновой, а режиссерский у Алова и Наумова.

- Юрий Яковлев называл Лиознову «чертом в юбке», говорил, что она была очень жесткая…

У нее были свои требования. Это нормально. В режиссуре не так много женщин, и все они обладают определенным характерром. Для того, чтобы руководить коллективом, да еще с актерами делать то,что считаешь нужным, требуется волевые качества и умение работать с людьми.

- Кто из мастеров оказал большее влияние?

Почему вы думаете, что я могу кого-то выделить? Нельзя говорить, что только один из них чему-то научил меня. Учит вся жизнь, все режиссеры, сама актерская профессия. Это просто человеческий опыт. Это может быть общение с кем угодно, с разными людьми.

- Вы шесть лет работали в Малом театре. Почему ушли? Что-то не получилось?

Почему не получилось? За шесть лет сыграла много ролей. Ушла потому что стала учиться во ВГИКе на режиссуру. Сначала ушла на договор. Когда стала снимать дипломную работу, то совсем ушла. Стала заниматься режиссурой в кино.

Михаил Иванович Царев пригласил меня. «Лена, зачем тебе это надо? - сказал он, - у тебя в театре все есть. В кино может не получиться». «Не получится, так хоть пойму, что не получается» - ответила я. Четыре года училась, и что, должна все бросить из-за конфитктной ситуации - съемки дипломного фильма совпали с выспуском спектакля. Мне пришлось выбирать, и я выбрала кино. Несколкьо раз Царев вызывал меня играть Лизаньку в «Горе от ума». Мне звонили из театра: «Михаил Иванович спрашивает, есть ли у вас время? Можете ли вы сыграть?». «С удовольствием», - отвечала я, и играла.

- Почему-то считается, что актеры могут быть такими же духовными, как и их герои. Это так и есть?

Про духовную жизнь хорошо сказал Серафим Саровский: «Духовной жизнью живет очень мало людей, ибо духовное начинаеся только тогда,когда человека начинает посещать святой дух. Все остальные, будь то миряне или монахи, живут общехристианской жизнью». Сегодня духовных героев на сцене театров очено мало.

- То есть образцом культуры актеров назвать нельзя?

Всякое бывает. Все зависит от людей. В Малом театре коллектив сложный, в нем есть разные люди - и чудесные, и завистливые. Как в любом коллективе. Бывают и интриги. Театр - это коллектив, ограниченный определенным пространством.

- Заметил, что вы ссылаетесь на религиозных деятелей. Почему?

Я верующий человек.

- Что случилось? Церковь вроде не приветствует лицедейство…

У архиепископа Иоанна Шаховского есть интерсная работа «О театре». В ней он пишет, что для апокалиптической массы людей театр может быть возвышающей ступенькой, если актеры и режиссеры вкладывают в работу определенные мысли.

Я считаю, что настощее искусство, как и творчество, это величайший дар Божий, который помогает людям разобраться в себе. Например, в посланиях у апостолов есть замечательная фраза: «Совершенный человек тот, у кого чувства навыком приучены к различению добра и зла». Так же и в театре, где актеры и режиссеры закладывают в основу нравственные вещи, а не любуются злом, не популяризируют его, тогда театр может помогать человеку становиться более совершенным, духовно развиваться.

Я поставила спектакль «Мать Иисуса» по пьесе Александра Володина. Замечательный спектакль, зрители плачут. Те, кто не читал евангилие, начинают его читать. В театре после спектакля его бесплатно раздавали. Ведь многие, называя себя христианами, ничего не знают про веру.

- Есть мнение, что вера и церковь - это разные вещи. Вы так не считаете?

Мне это смешно слышать. У человека есть тело, душа и дух. Он не может отрицать в себе самое главное - духовную жизнь. У православных философов есть грубое, но замечательное деление уровня сознания человека - плотское, душевное и духовное.

- То есть душевность и духовность тоже разные вещи?

Абслютно. Когда человек руководствуется желаниями плоти, у него плотское сознание, душевный человек живет эмоциями - когда его хвалят, он радуется, если ругают, то плачет, а духовный смотрит на все совершенно другими глазами. Его могут ругать, а он будет радоваться, потому что видит в этом другое. Целостное мышление у человека может быть только тогда, когда он духовен. Вообще было бы здорово, если бы люди понимали, что человек, в первую очередь, это дух, а тело - авоська, которая дана ему для существования в материальном мире.

Но, согласитесь, что церковь сложно назвать духовной, потому что она занимается еще и хозяйственными вопросами.

Причем здесь это? Мы говорим о человеке. Есть вертикаль - я и господь. Есть горизонталь - организационные, межличностные отношения.

Знаете, духи тоже бывают разные. Есть бесноватые люди, в них тоже дух. Грубо говоря, тело - авоська, в ней банка - сосуд души, и чем она наполнится, зависит от свободной воли человека.

Отец Георгий Митрофанов говорил в интервью, что большинство служащих сегодня в церкви - бывшие комсомольские и партийные работники. Вас это не смущает?

Апостол Павел тоже участвовал в гонениях и уничтожении христиан, а потом стал сосудом божьим. Не надо сравнивать. Я тоже была комсомолкой, и потом покаялась в этом.

- Как?

Перед богом покаялась.

- Может, подскажите читателям, как разделять религиозных деятелей - кто духовнее, кто не очень?

Человек должен понимать своим сердцем. Старцы замечательно писали, что человек должен на уровне своих мыслей научиться различать мысли от бога, свои собственные и от бесов. Для этого нужен определенный душевный опыт, духовный рост.

- Откуда все это вдруг взялось, если семьдесят лет, при старом режиме, ничего этого никто не знал?

У меня папа тоже был коммунистом, а когда болел и умирал, то у него рядом стояла икона, и он размышлял о серьезных вещах.

- И вас не коробит, что Зюганов целуется с патриархом?

И что? Все равно каждый будет сам отвечать за свои поступки перед богом. В Писании сказано: по плодам узнаете их. Наш плод - это все, что происходит вокруг нас, даже то, что мы видим по телевидению. Другое дело, когда человек смиряется, живет тем, что и остальные, не хочет вырваться, и его устраивает, что им кто-то руководит. А ведь его цель - достичь совершенства. Вы заметили, что сейчас переставали задавать вопросы об иделах, совершенстве? Раньше такого не было. Что такое идеальное сознание? Что такое совершенный человек? Это человек, который выходит на высочаший божественный уровень воспрития мира.

- Разве идеалы не меняются с каждым поколением, как и сама жизнь?

У каждого свое представление об идеале. Важно, куда человек поднимается при жизни? Иисус пришел и показал путь - как нужно жить.

- В советское время тоже были идеалы…

Коммунисты многое взяли из заповедей Христа, только отменили две главные: возлюби господа всем сердцем и не сотвори себе кумира.

- У них и в политбюро было двенадцать человек, по числу апостолов.

Со мной так говорить не надо. Сравнивать сХристом партагейноссе не надо.

Как вы думаете, почему в советское время, несмотря на цензуру и идеологию, искусство, например, в том же кино, все таки существовало. Сейчас нет цензуры и идеологии, а где искусство?

Оно есть. Но есть и вседозволенность. Раньше люди были вынуждены искать художественные язык и образы, чтобы сказать то,что им хотелось, и что было запрещено.

Сейчас делать можно все, лишь бы получить популярность. Главным критерием стал рейтинг. Я включаю телевизор: на канале МТВ идет конкурс популярных песен - «Поющие трусы». Можно снять штаны, показать голую жопу,и - ты будешь иметь рейтинг.

- Когда драматические артисты на сцене раздеваются догола - это искусство?

Это выбор человека: делать это или не делать. Я не осуждаю. Каждый поступает и существует в зависимости уровня своего сознания. Для кого-то это приемлемо, для меня нет.

- В московские театры ходите?

Почти нет. Только когда друзья позовут. Основная масса драматургии, которая сегодня существует, на потребу низменному, плотскому сознанию. Мне это неинтересно. Как говорили старцы, яд пробовать на вкус необязательно. Или - прикасаясь к саже, невозможно не испачкаться…

Мне интересно другое. Недавно я поставила спектакль в Ногинском театре, получила колоссальное удовольствие. Эта работа была еще и разговором с актерами на духовные темы. Они сыграли удивительный спектакль, после которого зрители не только плакали и благодарили, но и начинали задумываться о своей духовной жизни.

- Так что же, теперь на каждом спектакле в театре нужно плакать?

Почему на каждом? Сходили, посмотрели, и хорошо.

Если честно, я не очень люблю комедии. Особенно те, что делают сейчас, у них дешевый уровень смеха. В комедиях Гайдая или Рязанова совершенно другой уровень юмора. Просто поржать мне не нравится.

Есть уровень мировой литературы. Я тоже играла Зою Окоемову в комедии «Красавец мужчина». Но у смеха есть два уровня: можно издеваться над человоком-персонажем, а можно посмеяться по-доброму над несовершенством человека, чтобы он он через юмор осознал недостатки. Комедии на уровне любовного треугольника мне кажутся пошлятиной. Я не хочу засорять собственное сознание таким мусором.

Заметил, что ваши коллеги, не все, конечно, но с возрастом некоторые признаются, что актерская профессия никчемная. У вас нет такого ощущения?

Нет. Я сняла сериал «Семейные тайны» в то время, когда серьезно пришла к вере. После долгих размышлений, абсолютно перевернула для себя способ работы с актерами. С одной стороны, мы показывали в сериале жуткую историю, получился современный «Король Лир», а с другой стороны, никого не оправдывая, закладывали правильную информацию.

Больше десяти лет я преподавала, была деканом факультета в академии Нестеровой. Своим студентам говорила: «Если вы хотите жить духовной жизнью, то не должны придерживаться, когда играете, постулата «я в предполагаемых обстоятельствах». Почему актеров мистически преследуют те ситуации, которые они играют? Потому что они присвают их себе. Они могут согрешить вместе с персонажем, и потом это нужно будет отрабатывать в своей жизни. Всегда говорила студентам: «Никогда не говори о своем персонаже, как о себе. Говори: «мой персонаж, моя героиня делают то-то».

После того, как вышел сериал, ко мне подошла известная адвокат: «Лена, у меня интересная история… Три дня приходили люди и забирали иски о разделе имущества. Без скандалов, даже денег обратно не требовали. Я перепугалась, подумала, что со мной не хотят работать. Спросила одного клиента «в чем дело?», и он мне сказал: «Мы посмотрели сериал «Семейные тайны», и подумали: «зачем мы делимся?». «Тогда вам никто не вернет ваши деньги, за которые вы судитесь». «Что такое деньги? Мы к богу идем». У меня был шок».

Кино на самом деле может очень серьезно воздействовать на сознание человека, если информацию закладывать правильно. Я раньше молилась перед съемками фильма: «Господи, я не могу изменить мир, людей, но хочу помочь человеку осознать себя». Он, даже не пойдя в церковь, только посмотрев фильм, может подумать: «И я такое творил? Господи, прости». И изменит свое поведение. Те, люди, которые забрали свои иски у адвоката, выдернули себя из ада при жизни. Кто обычно делит имущество? Бывшие муж и жена, родственники, партнеры по бизнесу. Они ведь находятся в аду, решая свои проблемы в судах.

Мало того, кино и театр - это опосредованный жизненный опыт для человека. Он может не быть в тех ситуациях, в которых оказыватся герои фильмов или спектаклей, но глядя на них, человек может задуматься. Почему многие любят смотреть сериалы? Потому что в них происходит такая жизнь, которой у зрителя нет, и он неким образом участвует в ней.

- Вы сами смотрите их?

Иногда. Есть неплохие сериалы. Иногда смотрю ради того, чтобы увидеть, как работают актеры, работу режиссера, иногда нравятся какие-то трюки. Например, есть картины, которые зрителям нравятся, а я мне нет. С художественной точки зрения, я не люблю фильм «За прекрасых дам», а люди его любят. Там снимались замечательные актеры, которых я обожаю, с ними дружу.

С другой стороны, понимаю,что не надо упрощать. Фильм по каким-то причинам может не сложиться, но люди затрачивали на него жизненные силы, и возможно больше, чем на удачный. Мера труда и затрат сил совершенно не обязательно связана с результатом. Бывает очень сложная работа, а потом что-то получается. Бывает наоборот.

Я не люблю упрощений, но сейчас время такое. С преподавания ушла потому что стали вводить тесты. Как можно тестировать творческих людей, заставлять их выбирать ответ из трех вариантов? Это не только в академии Нестеровой ввели, а везде. На мой взгляд, такая система образования отучает размышлять.

- Вы только поэтому ушли?

Не только поэтому, но из-за этого тоже. Мне стало стыдно смотреть на ребят, которые должны тыкать в ответы… Самые необразованые люди могут ткнуть наугад в вариант, и получить хорошую оценку. А думающий человек начинает задумывать над идиотски заданными вопросами и ответить неправильно. Это просто стыдно, это система разрушения сознания.

В фильмах «Школьный вальс» и «Счастливая, Женька» не было никакой религизности, но в них было и о нравственности, и морали. Значит, можно и так?

Уровень сознания человека проявляется в быту. Все думают, что вера - это нечто сокровенное. Представим, что человек едет в автобусе, рядом будет стоять старушка, а он ковыряет в носу и продолжает сидеть. Это тоже уровень сознания, он проявляется в каждой мелочи. В том числе и в воспитании.

Когда снимала сериал «Семейные тайны», то каждый съемочный день начинала с молитвы и разбирала все с позиции заповодей, к тому же у меня была роль верующей женщины. Но быстро поняла, что эти вещи не воспринимаются остальными. Кто-то не понимал в силу духовной необразованности, кто-то просто не был готов к такому уровню размышлений.

Вера - это не только то, что мы говорим, но и образ жизни, поведение человека в быту. Можно говорить о вере, можно не говорить.

Сегодня все чаще вспоминаются строчки Евтушенко «Гражданские сумерки опускаются на Россию». Как их совместить с религиозностью большинства людей?

Только не путайте религиозность и духовность.

- Так ведь церковь призывает к смирению.

Я долго размышляла о нем. Смирения перед чем? Ведь есть смирение перед божьей волей, а есть смирение перед грехом, но это потакание греху.

- Разве власть не без греха?

Замечательно сказал Христос: «Не дайте злу победить вас. Побеждайте зло добром». Это очень хороший постулат.

- Зачем же смиряться перед тем, что власть все больше и больше ограничивает свободы?

Каждый сам выбирает, что делать. Человек каждый день стоит перед выбором, как ему поступать в той или иной ситуации.

- То есть с тем, что делает власть, нужно просто смириться?

В Библии есть такое понятие - жертва правды. Ради правды человек жертвует очень многими вещами. Каждый выбирает сам - лгать или не лгать.

- А если возникнет ситуация, когда люди снова пойдут на Болотную, пойдете?

На Болотную я не ходила. То, что нам показывает телевидение, рассказывают сми - малюсенькая часть айсберга. того, что происходит на самом деле, мы не знаем. Поэтому о политике я не говорю, мне это неинтересно.

- Не ошибусь, если скажу что вы купались в роли Евы в фильме «Адам женится на Еве»?

Мне было очень инетерсно. Перед этим Андрей Сергеевич Кончаловский дал мне почитать книгу князя Сергея Волконского, где он описывает систему Дельсарта, его классификацию жестов. Ромм в свое время говорил, что именн эта книга должна быть настольной у каждого режиссера и актера, а не система Станиславского.

Прочитав книгу, решила придумать все жесты. Плохая игра артиста выражается в одном - он делает неправильные жесты. Если артист органичен, то он, не задумываясь, ведет себя правильно, все выражает своим телом. Тело - выразительный инструмент артиста.

Учеными доказано, что шестьдесят пять процентов информации человек получает визуально, вербально не более тридцати пяти процентов. Если слова с пластикой будут разниться, то он будет верить тому,что видит, а не слышит.

После прочтения книги решила поставить эксперимент. Как раз в то время играла непосредственную особу, и решила придумать для нее все-все, вплоть до заикания. Поэтому я купалась в роли, мне было интересно, и получила удовольствие от работы в фильме.

Я эксперементировала внутренне. Было очень интересно работатьс Виктором Титовым. Перед съемками он сказал нам: «Импровизируйте, делайте, что хотите, но вот в этих рамках», и обозначил их - сначала должны быть разгильдяи, раздолбаи, которые вызывают недоумение у людей. Постепенно все открывается.. Он разобрал с нами всю историю, выстроил коридор, а дальше: «Импровизируйте». Это было очень интересно. Мы очень быстро сняли фильм.

Потрясающий был режиссер. Я очень его люблю. Посчастливилось работать с таким человеком.

- Счастливая вы..

Поэтому и говорю, что не люблю конкретизировать. За сорок лет работы в кино, пообщалась с таким количеством уникальных людей, что выделять кого-то было бы смешно.